Высказывания древних мыслителей. Высказывания древних философов

Audio: Самые знаменитые афоризмы великих людей (сборник: часть №19)

Высказывания древних философов

Хотите, чтобы вами восхищались в компании или же считали очень умным человеком? Тогда запоминайте эти высказывания древних философов, блещите цитатами Аристотеля, Эзопа или Лао-Цзы и будете в центре внимания!

Цитирование мудрецов не только позволит вам стать душой компании. Вы также сможете продемонстрировать окружающим свою эрудицию, так как кроме высказываний вы найдете здесь информацию об интересных фактах о древних философах, краткую биографию.

Благодаря тому, что философы на протяжении веков становились экспертами во многих общих, глобальных вещах, их опыт помогает людям избежать ошибок, изменить мировоззрение. Поэтому представленные здесь изречения мудрецов, живших в период с XII по I века до н.э., будут полезны и по многим другим причинам.

В любом возрасте человека, мыслители привносят в его жизнь нечто, доказывая, что философия скрыта в каждом из нас. Откройте для себя это пространство с помощью высказываний древних знаменитых философов о разных жизненных аспектах и постигните мудрость бытия!

Просто расслабьтесь и получайте удовольствие. Ведь мы собрали для Вас самые интересные и поучительные Высказывания древних философов .

от ХII до VII вв до н.э.
Гомер

* Бог находит виновного.

* Время на все есть: свой час для беседы, свой час для покоя.

от VIII до VII вв дo н.э.
Гесиод

* Глупец тот, кто не знает, что мало – это больше, чем много.

* Друзей то и дело менять не годится.

VII век до н.э.
Биант из Приенты

* Безрассудства не одобряй, рассудительность - люби.

* Бери убеждением, а не силой.

Периандр Коринфский

* Будь готов умереть за отечество.

* В счастье будь умерен, в несчастье разумен.

Солон из Афин

* В великих делах всем нравиться нельзя.

* Законы подобны паутине: слабого они запутывают, а сильный их рвет.

Фалес из Милета

* Как легче всего переносить несчастья? - Если видеть врагов своих в еще худьшем положении.

* Кто счастлив? - Тот, кто здоров телом, одарен спокойствием духа и развивает свои дарования.

Хилон Спартанский

* Кто силен, тот будь и добр, чтобы тебя уважали, а не боялись.

* Лучше потеря, чем дурная прибыль: от одной горе на раз, от другой - навсегда.

Эзоп

* Благодарность - признак благородства души.

* В жизненных тяготах нужно запасаться терпением и все смягчающей привычкой.

Все цитаты: VII века до нашей эры >> VI век до н.э.
Анахарсис

* Виноградная лоза приносит три грозди: гроздь наслаждения, гроздь опьянения и гроздь омерзения.

* Злой человек похож на уголь: если не жжет, то чернит тебя.

Гераклит Эфесский

* Война - отец всех вещей, отец всего.

* Глаза - свидетели более точные, нежели уши.

Клеобул из Линда

* Превратности судьбы умей выносить с благородством.

* С женой при чужих не ласкайся и не ссорьcя: первое - знак глупости, второе - бешенства.

Конфуций

* Будьте строги к себе и мягки к другим. Так вы оградите себя от людской неприязни.

* В древности люди учились для того, чтобы совершенствовать себя. Ныне учатся для того, чтобы удивлять других.

Лао-цзы

* Даже самое хорошее оружие не предвещает блага.

Пифагор

* Берегите слезы ваших детей, дабы они могли проливать их нa вашей могиле.

* Беседу следует вести так чтобы собеседников из врагов делать друзьями, а не друзей врагами.

Феогнид Мегарский

* Льву и тому не всегда угощаться приходится мясом. Как ни силен, и его может постигнуть нужда.

* Mне ненавистна жена-непоседа и муж ненасытный.

Эпименид

* Если кто лжет и сам утверждает, что лжет, то лжет ли он в этом случае или говорит правду?

* Прорицателям известно уже только свершившееся.

Эсхил

* Двойною плетью хлещут празднословного.

* Если, сила соединится со справедливостью, то что может быть сильнее этого союза?

Все цитаты: VI века до нашей эры >> V век до н.э.
Юстиниан I

* Правосудие есть неизменная и постоянная воля предоставлять каждому его право.

* Свобода есть естественная способность каждого делать то, что ему угодно, если это не запрещено силой или правом.

Вишакхадатта

* Множество выгод предательство нынче сулит, подвигом сделалась преданность для человека.

* Неподобающая честь горше обиды.

Все цитаты: V века до нашей эры >> IV век до н.э.
Аристотель

* Воспитание - лучший припас к старости.

* Все науки более необходимы, нежели философия, но лучше ее нет ни одной.

Бион Борисфенит

* Великое несчастье - неумение переносить несчастья.

* Завистник печален или по тому, что его самого постигло несчастье, или по тому, что кому-то другому повезло.

Менандр

* Бог совершает все, храня молчание.

* Богов любимцы умирают юными.

Сюнь-цзы

* Когда задают неприличный вопрос, отвечать на него не следует.

* Кто не отдастся целиком делу, не будет иметь блестящих yспехов.

Чжуан-цзы

* Истина существует лишь постольку, поскольку существует ложь.

* Не поступай в услужение к славе, не становись сокровищницей замыслов, не давай делам власти над собой, не покоряйся знанию.

Эпикур

* Людям необходимы даже самые дурные законы, ибо, не будь их, люди пожрали бы друг друга.

* Мудрец один способен верно судить о поэзии и музыке, хотя сам и не будет писать стихов.

Все цитаты: IV века до нашей эры >> III век до н.э.
Катон старший

* Говоря с мудрым, употребляй немного слов.

* Время истощает силу всякой тирании.

Цецилий Стаций

* Доверился кому, так доверяй во всем.

* Живи как можешь, раз нельзя как хочется.

Все цитаты: III века до нашей эры >> II век до н.э.
Луцилий Гай

* Если бы человеку было достаточно того, что удовлетворяло, он был бы вполне обеспечен.

* Если труд, то труд такой, чтобы и польза была и честь.

Теренций Публий

* Благоразумному подобает все испробовать, прежде чем прибегать к оружию.

* Быть мудрым – значит видеть не только то, что под ногами, но и предвидеть будущее.

Цицерон Марк Туллий

* Бумага все стерпит.

* В оскорблении содержится какое-то жало, которое люди благоразумные и хорошие переносят с величайшим трудом.

Плавт Тит Макций

* Дело тем верней свершишь, чем важней его считаешь.

* Душевное спокойствие - лучшее облегчение в беде.

Все цитаты: VI века до нашей эры >> I век до н.э.
Вергилий Марон Публий

* Выдержите и останьтесь сильными для будущих времен.

* Да восстанет когда-нибудь мститель из наших костей!

Гораций Флакк Квинт

* Деньги либо господствуют над своим обладателем, либо служат ему.

* Дерзай быть мудрым!

Тит Ливий

* B обстоятельствах трудных, когда надеяться почти не на что, отчаяннейшие решения всего правильнее.

* Войны существуют для молодых.

Художник Thomas Cole

Этот сборник мудрых цитат, афоризмов и высказываний – это продолжение опубликованного ранее поста: .

Судя по количеству просмотров, мудрость древних пришлась посетителям сайта по душе, и я решил продолжить публикации. Может быть получится целый сборник мудрости, цитат и афоризмов от времён Древнего Египта и до наших дней.

А пока, подборка цитат от мудрецов Древней Греции.

Цитаты, афоризмы и высказывания греческих мудрецов

Из любви к детям некоторым не стоит их заводить.

Говорят мудрецы, а дела решают невежды из Народного собрания.

Древняя Греция. Анахарсис =

Афинянин попрекал его, Анахарсиса, что он скиф. Анархсис ответил: «Если мне позор — моя родина, а ты позор своей родине».

Древняя Греция. Анахарсис =

Безопасные корабли - это вытащенные на берег корабли.

Древняя Греция. Анахарсис =

Рынок - это место, нарочно назначенное, чтобы обманывать и обкрадывать друг друга.

Древняя Греция. Анахарсис =

Злой человек похож на уголь: если не жжет, то чернит тебя.

Древняя Греция. Анахарсис =

Вероятно и то, что много происходит невероятного.

Древняя Греция. Агафон =

Каждый, кого коснется Эрот, становится поэтом.

Древняя Греция. Агафон =

Даже боги не могут изменить прошлое.

Древняя Греция. Агафон =

В конце концов, отказавшись от всего, он [Анаксагор] занялся умозрением природы, не тревожась ни о каких делах государственных.

Его спросили: «И тебе нет дела до отечества?»

Он ответил: «Отнюдь нет, мне очень даже есть дело до отечества!» - и указал на небо.

Анаксагор, после смерти любимого сына, не впал в безумие, как ожидали окружающие. Когда его спросили о причине, он ответил: «Я всегда знал, что породил смертного».

Древняя Греция. Анаксагор Клазоменский =

Кто-то сокрушался, что умирает на чужбине; Анаксагор сказал ему: «Спуск в Аид отовсюду одинаков».

Древняя Греция. Анаксагор Клазоменский =

Ничего нельзя узнать, ничему нельзя научиться, ни в чем нельзя удостовериться: чувства ограниченны, разум слаб, жизнь коротка.

Древняя Греция. Анаксагор Клазоменский =

Характерным для мудрости является умение найти для каждого свой род мудрости, а невежеству свойственно к разным людям обращаться с однообразной речью.

Древняя Греция. Антисфен =


Художник Albert Joseph Moore

Влюбленные часто обманывают и обещают невозможное.

Древняя Греция. Антисфен =

Начало образования состоит в исследовании слов.

Древняя Греция. Антисфен =

Не пренебрегай врагами: они первыми замечают твои погрешности.

Древняя Греция. Антисфен =

Образованного и умного человека трудно переносить, так как неразумие - вещь легкая и необременительная, а разум непреклонен, непоколебим, тяжесть его неодолима.

Древняя Греция. Антисфен =

Добродетель и для мужчины, и для женщины одна.

Древняя Греция. Антисфен =

Удовольствие - благо, но [только] когда оно не вызывает раскаяния.

Древняя Греция. Антисфен =

Львы взяли слово, когда, собравшись на совет, зайцы потребовали для всех равноправия.

Древняя Греция. Антисфен =

Праздник - это повод для обжорства.

Древняя Греция. Антисфен =

Следует домогаться удовольствий, которые идут за трудами, а не перед трудами.

Древняя Греция. Антисфен =

С политикой следует обращаться как с огнем: не подходить слишком близко, чтобы не обжечься, и не очень удаляться, чтобы не замерзнуть.

Древняя Греция. Антисфен =

Не замечай ошибки старца: старое дерево бесполезно пересаживать.

Древняя Греция. Антисфен =

Невежественные люди похожи на бодрствующих в состоянии сна.

Древняя Греция. Антисфен =

На вопрос, какую женщину лучше брать в жены, он [Антисфен] ответил: «Красивая будет общим достоянием, некрасивая - твоим наказанием».

Древняя Греция. Антисфен =

На вопрос, что блаженнее всего для человека, он [ Антисфен] сказал: « Умереть счастливым».

Древняя Греция. Антисфен =

На вопрос, что дала ему философия, он [Антисфен] ответил: «Умение беседовать с самим собой».

Древняя Греция. Антисфен =


Художник Hans Zatzka

Кто-то сказал, что война уничтожает бедняков; Антисфен заметил: «Напротив, она их рождает во множестве».

Древняя Греция. Антисфен =

Однажды, когда Антисфен воскликнул: «Ах, кто избавит меня от страданий!», Диоген показал ему кинжал и произнес: «Вот кто» - «Я сказал: от страданий, а не от жизни!» - возразил Антисфен.

Древняя Греция. Антисфен =

Государства погибают тогда, когда перестают отличать дурных от хороших.

Древняя Греция. Антисфен =

Лучше сражаться среди немногих хороших людей против множества дурных, чем среди множества дурных против немногих хороших.

Древняя Греция. Антисфен =

Сдержанность нужнее тем, кто слышит о себе дурное, нежели тем, в кого бросают камнями.

Древняя Греция. Антисфен =

Лучше достаться стервятникам, чем попасть к льстецам. Те пожирают мертвых, а эти - живых.

Древняя Греция. Антисфен =

Сходиться нужно с теми женщинами, которые сами за это будут благодарны.

Древняя Греция. Антисфен =

Законченные работы он, Апеллес (живописец и придворный художник Александра Македонского), выставлял в открытой беседке и сам, скрываясь за картиной, выслушивал замечания проходящих, так как считал народ более внимательным судьей, чем самого себя. Однажды, говорят, зритель-сапожник отметил, что на сапоге изображено с внутренней стороны одной петлей меньше должного. На следующий день, возгордившись тем, что указанное им упущение исправлено, сапожник стал изощряться об изображении ноги. Тогда разгневанный художник вышел из укрытия и воскликнул: «Сапожник, суди не выше сапога».

Древняя Греция. Апеллес =

Я везде чужеземец.

Древняя Греция. Апеллес =

Ни в коем случае я не ставлю себя в число тех, которые хотят властвовать. Трудное дело - добывать для себя самого что нужно; но лишь совершенный безумец может, не довольствуясь этим, налагать на себя еще новое бремя - доставлять всем гражданам что им нужно.

Древняя Греция. Апеллес =

Кто-то привел к нему в обучение сына, Аристипп запросил пятьсот драхм. Отец сказал: «За эти деньги я могу купить раба!»

- «Купи, - сказал Аристипп, - и у тебя будут целых два раба».

Древняя Греция. Апеллес =


Художник John William Godward

Человека, который порицал роскошь его стола, он [Аристипп] спросил: «А разве ты отказался бы купить все это за три обола?» - «Конечно, нет», - ответил тот. «Значит, просто тебе дороже деньги, чем мне наслаждение».

Древняя Греция. Апеллес =

Право же, щедрость никогда не разорит Дионисия [правителя Сиракуз]: нам, которые просят много, он дает мало, а Платону, который ничего не берет, - много.

Древняя Греция. Апеллес =

Когда преподавание принесло ему [Аристиппу] много денег, Сократ спросил его: «За что тебе так много?» А он ответил: «За то же, за что тебе так мало».

Древняя Греция. Апеллес =

Как съедающие очень много не бывают здоровы более, нежели употребляющие в пищу самое необходимое, так и истинно ученые бывают не те, которые читают многое, но те, которые читают полезное.

Древняя Греция. Апеллес =

Если бы роскошь была дурна, ее не было бы на пирах у богов.

Древняя Греция. Апеллес =

Лучше быть нищим, чем невеждой: если первый лишен денег, то второй лишен образа человеческого.

Древняя Греция. Апеллес =

Твое право - ругаться, мое право - не слушать.

Древняя Греция. Апеллес =

Разве не все равно, занять ли такой дом, в котором жили многие, или такой, в котором никто не жил? И не все ли равно, плыть на корабле, где уже плавали тысячи людей, или где еще никто не плавал? Вот так же все равно, жить ли с женщиной, которую уже знавали многие, или с такой, которую никто не трогал.

Древняя Греция. Апеллес =

Лучшая доля не в том, чтобы воздерживаться от наслаждений, а в том, чтобы властвовать над ними, не подчиняясь им.

Древняя Греция. Апеллес =

Детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут.

Древняя Греция. Апеллес =

6 век до н.э.

Анаксимен

Знания увеличивают незнание.

Биант

Жизнь надо размеривать так, будто тебе осталось жить и много, и мало.

Все свое ношу с собой.

Хилон

Хорошо начальствовать учись на своем доме.

Языком не упреждай мысль.

На непосильное не посягай.

Ксенофан

Человек, желающий найти мудреца, должен быть мудрым сам.

Пифагор

Не гоняйся за счастьем: оно всегда находится в тебе самом.

Жизнь подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные торговать, а самые счастливые - смотреть.

Делай великое, не обещая великого.

Из двух человек одинаковой силы сильнее тот, кто прав.

Начало есть половина всего.

Не рассуждай с детьми, с женщинами и с народом.

Старайся прежде быть мудрым, а ученым - когда будешь иметь свободное время.

Только одно божество может обладать всеобъемлющей мудростью, а человеку свойственно лишь стремиться к ней.

Статую красит вид, а человека - деяния его.

Шутку, как и соль, следует употреблять с умеренностью.

Лао-цзы

Верные слова не изящны, изящные слова не верны.

Кто умер, но не забыт, тот бессмертен.

Смотри на дело, как на трудное, и оно в итоге не будет трудным.

Стремясь к малому приобретаешь, стремясь к многому - впадаешь в заблуждение.

Будда

Все для всего всегда.

Ибо никогда в этом мире ненависть не прекращается ненавистью, но отсутствием ненависти прекращается она.

Кувшин наполняется от падения капель. Глупый наполняется злом, даже понемногу накапливая его.

Конфуций

Учение без размышления бесполезно, но и размышление без учения опасно.

Достаточно, чтобы слова выражали смысл.

Не делай человеку того, что не желаешь себе.

Будьте строги к себе и мягки к другим. Так вы оградите себя от людской неприязни.

Кто повторяет старое и узнает новое, тот может быть предводителем.

Перед человеком к разуму три пути: путь размышления - это самый благородный; путь подражания - это самый легкий; путь личного опыта - это самый тяжелый.

Посещать и слушать злых людей - это есть уже начало злого дела.

Слово, руководствуясь которым, можно прожить всю жизнь - снисходительность.

Платить добром за зло - нелепость. Чем же тогда платить за добро?

Безумец жалуется, что люди не знают его; мудрец жалуется, что он не знает людей.

Феогнид

Завещаю: ни в чем не усердствуй.
Во всем выбирай середину,
Тот же увидишь успех, что и трудясь тяжело.


Трудно разумному долгий вести разговор с дураками.
Но и все время молчать - сверх человеческих сил.

Эпихарм

Без греха и без упрека нет на свете никого.

Нет, не говорить силен ты, а бессилен ты молчать.

Гераклит

Нельзя дважды войти в одну и ту же реку.

Все течет, все меняется.

Да не будем на авось гадать о величайшем!

Когда все желания людей сбываются - не лучше им.

Многознание уму не учит.

Мнения людские - детские забавы.

Если бы счастье заключалось только в телесных удовольствиях, мы назвали счастливыми быков, нашедших горох для еды.

Мелисс

Из ничего ничто не возникает.

Пустоты нет вовсе. Ибо пустота - ничто. Итак, то, что есть ничто, существовать не может.

Διογένης, 412-323 π. Χ. Κυνικός φιλόσοφος

  1. Ο θρίαμβος της νίκης του εαυτού μας είναι το στέμμα της φιλοσοφίας.
    Торжество победы над самим собой есть венец философии
  2. Ο καλύτερος τρόπος να βασανίζεις τους εχθρούς σου είναι να έχεις πάντα καλή διάθεση
    Лучший способ мучить своих врагов, быть всегда в хорошем настроении
  3. Όταν είναι κανείς νέος, είναι πολύ νωρίς. Όταν είναι γέρος, είναι πολύ αργά
    Когда молодой очень рано, когда старый уже поздно

Αριστοτέλης, 384-322 π. Χ. Αρχαίος Έλληνας Φιλόσοφος

  1. Η ευγνωμοσύνη γερνάει γρήγορα
    Благодарность стареет быстро
  2. Η ομορφιά είναι θείο δώρο
    Красота - это подарок бога
  3. Οι ρίζες της μόρφωσης είναι πικρές, ο καρπός όμως γλυκός
    Корни образования горькие, но плоды сладкие
  4. Φίλος είναι μια ψυχή που κατοικεί σε δύο σώματα
    Друг - это одна душа, живущая в двух телах
  5. Έξις δευτέρα φύσις
    Привычка вторая натура
  6. Τίποτα δεν γίνεται χωρίς αιτία
    Ничего не случается без причины
  7. Η αυτογνωσία είναι αρχή της ανθρώπινης σοφίας
    Самопознание есть начало человеческой мудрости
  8. Μόνο με κόπο μπορείς να μάθεις
    Только трудом можешь научиться
  9. Εργαζόμαστε, για να έχουμε ελεύθερο χρόνο, κ πολεμούμε, για να ζούμε ειρηνικά
    Работаем, чтобы иметь свободное время и воюем, чтобы жить мирно
  10. Από τη δικαιοσύνη πηγάζουν όλες οι αρετές
    Из справедливости выходят все добродетели
  11. Περισσότερο πρέπει να τιμούμε αυτούς που ανατρέφουν κ εκπαιδεύουν καλά τα παιδιά, παρά εκείνους οι οποίοι τα γεννούν
    Больше должны ценить тех, кто растят и хорошо воспитывают детей, чем тех, кто их рожает
  12. Η φτώχεια που δεν έχει χρέη είναι μεγάλος πλούτος
    Бедность, которая не имеет долга, есть большое богатство
  13. Η μόρφωση είναι στολίδι στην ευτυχία και καταφύγιο στη δυστυχία
    Образование есть украшение в счастье и убежище в несчастье.
  14. Ο στόχος του πολέμου είναι η ειρήνη
    Целью войны является мир

Πλάτων, 427-347 π. Χ. Φιλόσοφος

  1. Ένα από τα πιο καλά κτήματα για τους ανθρώπους είναι η εκπαίδευση
    Одно из лучших достояний для людей есть воспитание
  2. Ότι είναι τα μάτια για το σώμα είναι και οι γνώσεις για το πνεύμα
    Что есть глаза для тела, то и познание для духа

Σωκράτης, 469-399 π. Χ. Φιλόσοφος

  1. Εν οίδα ότι ουδέν οίδα
    Я знаю, что я ничего не знаю
  2. Δεν είμαι αθηναίος, ούτε Έλληνας πολίτης, αλλά πολίτης του κόσμου
    Я не афинянин, не грек, я гражданин мира
  3. Ο φθόνος είναι έλκος της ψυχής
    Зависть - это язва души
  4. Ο καλύτερος γάμος: όταν η γυναίκα είναι τυφλή και ο άνδρας κουφός
    Лучший брак,когда жена слепая, а муж глухой
  5. Η ομορφιά είναι μια βασίλισσα που κυριαρχεί όχι και πολύ καιρό
    Красота — это королева, которая правит очень недолго

Πυθαγόρας ο Σάμιος, Μαθηματικός - Αστρονόμος - Φιλόσοφος, 569 - 500 π. Χ.

  1. Μην ψάχνεις την ευτυχία: είναι πάντοτε μέσα σου
    Не ищи счастье - оно всегда у тебя внутри
  2. Ο Θεός δεν έχει καλύτερη κατοικία πάνω στη γη, από την καθαρή ψυχή
    У бога нет лучшего жилища на земле, чем чистая душа
  3. Αν δεν μπορείς να έχεις έναν πιστό φίλο, να είσαι ο ίδιος φίλος του εαυτού σου
    Если не можешь иметь верного друга, будь сам себе другом
  4. Το κύπελλο της ζωής θα ήταν πολύ γλυκανάλατο, αν δεν έπεφταν μέσα μερικά πικρά δάκρυα
    Чаша жизни была бы очень пресной, если б не упали в нее несколько горьких слез
  5. Τους φίλους να μην τους κάνετε εχθρούς κ τους εχθρούς να καταφέρνετε να τους κάνετε φίλους
    Друзей не сделай врагами, а врагов постарайся сделать друзьями

Александр Македонский (Александр Великий) (356-323 гг. до н.э.) царь Македонии, полководец

Александр Македонский, заспорив с одним музыкантом о некоторых вопросах гармонии, думал, что убедил его. Однако тот, слегка улыбнувшись, сказал: "Да не постигнет тебя, царь, такая беда, чтобы ты лучше меня понимал это".

Тебе достанется столько земли, сколько хватит для твоего погребения. (Индийские мудрецы - Александру Македонскому).

Нет ничего более рабского, чем роскошь и нега, и ничего более царственного, чем труд.

Александр говорил, что сон и близость с женщиной более всего другого заставляют его ощущать себя смертным, так как утомление и сладострастие проистекают от одной и той же слабости человеческой природы.

Когда приближенные спросили Александра, отличавшегося быстротой ног, не пожелает ли он состязаться в беге на Олимпийских играх, он ответил: "Да, если моими соперниками будут цари!"

Филиппу я обязан тем, что живу, а Аристотелю тем, что живу достойно.

Если бы я не был Александром, я хотел бы быть Диогеном.

Когда Дарий предложил ему [Александру] 10 000 талантов и половину власти над Азией, Парменион сказал: "Я принял бы, если бы я был Александром". - "И я, свидетель Зевс, - ответил Александр, - если бы я был Парменионом".

Как над землею не бывать двум солнцам, так над Азиею двум царям. (Александр Македонский - персидскому царю Дарию.)

Приближенные посоветовали Александру напасть на врагов ночью. Тот ответил: "Я не краду победу".

Однажды, прочтя длинное письмо Антипатра с обвинениями против Олимпиады, Александр сказал: "Антипатр не знает, что одна слеза матери заставит забыть тысячи таких писем".

Философу Ксенократу он [Александр] послал в подарок 50 талантов, но тот отказался, сказав, что не нуждается в деньгах. "Неужели у Ксенократа даже нет друга? - спросил Александр. - А моим друзьям едва хватило даже всех богатств царя Дария".

Александр сказал, что считает Ахилла счастливцем, потому что при жизни он имел преданного друга, а после смерти - великого глашатая своей славы.

Вижу, что будет великое состязание над моей могилой.

Скопас фессалиец

Фессалиец Скопас, когда у него попросили какую-то излишнюю и бесполезную вещь из его домашнего убранства, ответил: "Но ведь нас делает счастливыми именно это излишнее, а не то, что всем необходимо".

Пелопид (ок. 410-364 гг. до н.э.) фиванский полководец

Фиванец Пелопид шел на войну, и жена просила его поберечь себя. "Это надо говорить другим, - сказал Пелопид, - а полководец должен беречь своих сограждан".

Филипп II Македонский (ок. 382-336 гг. до н.э.) царь Македонии с 356 г. до н.э., отец Александра Македонского, покоритель Греции.

Собравшись сделать остановку в красивом месте, но вдруг узнав, что там нет травы для вьючного осла, он [Филипп] сказал: "Вот наша жизнь: живем так, чтобы ослам было по вкусу!"

Когда он [Филипп] хотел взять одно хорошо укрепленное место, а лазутчики доложили, будто оно отовсюду труднодоступно и необозримо, он спросил: "Так ли уж труднодоступно, чтобы не прошел и осел с золотым грузом?"

Когда его друзья возмущались, что на Олимпийских играх его освистали пелопоннесцы, с которыми он так хорошо обошелся, он [Филипп] сказал: "Что же было бы, если бы я с ними дурно обошелся."

Когда кто-то сказал Леониду, что он ведет в бой слишком мало людей, он ответил: "Слишком много - ведь они обречены на смерть".

Когда жена во время отъезда спросила его [Леонида], не скажет ли он ей чего нибудь на прощанье, он сказал, обернувшись: "Желаю тебе доброго мужа и добрых детей".

Когда во время боя при Фермопилах кто-то воскликнул: "Из-за варварских стрел не видно солнца", - Леонид сказал: "И хорошо, будем сражаться в тени".

Один из спартанцев сказал: "Варвары уже рядом". Леонид ответил: "Стало быть, и мы рядом с ними".

Леонид приказал своим воинам завтракать, объявив, что обедать они будут уже в Аиде.

Евклид (рубеж IV-III вв. до н.э.) математик, работал в Александрии

То, что принято без доказательств, может быть отвергнуто без доказательств.

Нет царского пути в геометрии. (Ответ Евклида египетскому царю Птолемею I, просившему указать ему более легкий путь изучения геометрии).

Софокл (ок. 496-406 гг. до н.э.) афинский драматург-трагик

На свете все когда-то было в первый раз.

Не восхваляй его, пока он жив!

Софокл говорил, что сочиняет людей такими, как они должны быть, а Еврипид - как они есть.

Софокл, уже под бременем лет, когда его спросили, предается ли он любовным утехам, (...) ответил: "Да хранят меня боги от этого! Я с радостью бежал от них, как от грубого и бешеного хозяина".

Как страшен может быть разум, если он не служит человеку.

Не помогает счастье нерадивым.

Счастье сопутствует не малодушным.

Великие дела не делаются сразу.

На тех, кто впал без умысла в ошибку, не гневаются сильно.

Ум, несомненно, первое условие для счастья.

Лучше будь прост да честен, чем умен и лжив.

Много говорить и много сказать - не есть одно и то же.

Мудрость - родная мать счастья.

Кого бог хочет погубить, того он сначала лишает разума.

Сократ (470-399 гг. до н.э.) философ, ученик Анаксагора, из Афин

Никто не может ничему научиться у человека, который не нравится.

В молитвах он [Сократ] просто просил богов даровать добро, ибо боги лучше всех знают, в чем состоит добро.

Сократ советовал избегать таких кушаний, которые соблазняют человека есть, не чувствуя голода. (...) Он шутил, что и Кирка [Цирцея], должно быть, превращала людей в свиней, угощая их такими кушаниями в изобилии; а Одиссей (...) держался от чрезмерного их употребления и оттого не превратился в свинью.

Тех, кто желает и сам иметь много хлопот и другим доставлять их, я (...) поставил бы в разряд годных к власти.

Если, живя среди людей, ты не захочешь ни властвовать, ни быть подвластным и не станешь добровольно служить властителям, то, думаю, ты видишь, как умеют сильные (...) и целые общины, и каждого порознь держать в рабстве.

Не очень то легко найти работу, за которую не услышишь упреков; очень трудно сделать что-нибудь так, чтобы ни в чем не ошибиться.

Завистники (...) только те, кто горюет по поводу счастия друзей.

Трудно (...) найти врача, который знал бы лучше, чем сам человек, (...) что полезно ему для здоровья.

Перед началом суда над Сократом один из его друзей спросил: "Не следует ли (...) подумать тебе и о том, что говорить в свою защиту?" - Сократ (...) отвечал: "А разве (...) вся моя жизнь не была подготовкой к защите?"

Горячо преданный Сократу, но простодушный человек, некий Аполлодор, сказал: "Но мне особенно тяжело, Сократ, что ты приговорен к смертной казни несправедливо". Сократ, говорят, погладил его по голове и сказал: "А тебе (...) приятнее было бы видеть, что я приговорен справедливо?"

Ходил я к поэтам (...) и спрашивал у них, что именно они хотели сказать, чтобы, кстати, и научиться у них кое-чему. Стыдно (...) сказать вам правду, а сказать все-таки следует. (...) Чуть ли не все там присутствовавшие лучше могли бы объяснить то, что сделано этими поэтами, чем они сами. (…) Не мудростью могут они творить то, что они творят, а какою то прирожденною способностью и в исступлении, подобно гадателям и прорицателям; ведь и эти тоже говорят много хорошего, но совсем не знают того, о чем говорят.

Мудрейший тот, кто, подобно Сократу, знает, что ничего то по правде не стоит его мудрость.

Нет такого человека, который мог бы уцелеть, если бы стал откровенно противиться (...) большинству и хотел бы предотвратить все то множество несправедливостей и беззаконий, которые совершаются в государстве. Нет, кто в самом деле ратует за справедливость, тот, если ему и суждено уцелеть на малое время, должен оставаться частным человеком, а вступать на общественное поприще не должен.

Сократ говаривал, что сам он ест, чтобы жить, а другие люди живут, чтобы есть.

Если бы кто-нибудь должен был взять ту ночь, в которую он спал так, что даже не видел сна, сравнить эту ночь с остальными ночами и днями своей жизни и, подумавши, сказать, сколько дней и ночей прожил он в своей жизни лучше и приятнее, чем ту ночь, то, я думаю, не только всякий простой человек, но и сам Великий царь нашел бы, что сосчитать такие дни сравнительно с остальными ничего не стоит. Так если смерть такова, я (...) назову ее приобретением, потому что таким то образом выходит, что вся жизнь ничем не лучше одной ночи.

Поменьше думайте о Сократе, но главным образом - об истине.

Последние слова: Мы должны Асклепию петуха. Так отдайте же, не забудьте. (Петуха приносили Асклепию, богу врачевания, выздоравливающие. Сократ считал, что смерть для его души - выздоровление и освобождение от земных невзгод).

Говорят, Еврипид дал ему [Сократу] сочинение Гераклита и спросил его мнение; он ответил: "Что я понял - прекрасно; чего я не понял, наверное, тоже".

Часто он [Сократ] говаривал, глядя на множество рыночных товаров: "Сколько же есть вещей, без которых можно жить!"

Удивительно: всякий человек без труда скажет, сколько у него овец, но не всякий сможет назвать, скольких он имеет друзей, - настолько они не в цене.

Красота недолговечное царство.

Сократ говорил (...), что он знает только то, что ничего не знает.

Человеку, который спросил, жениться ему или не жениться, он [Сократ] ответил: "Делай, что хочешь, - все равно раскаешься".

Когда он [Антисфен] стал выставлять напоказ дыру в своем плаще, то Сократ, заметив это, сказал: "Сквозь этот плащ я вижу твое тщеславие!"

Сократу однажды пришлось увещевать (...) Алкивиада, который робел и страшился выступать с речью перед народом. Чтобы ободрить и успокоить его, Сократ спросил: "Разве ты не презираешь вон того башмачника?" - и философ назвал его имя. Алкивиад ответил утвердительно; тогда Сократ продолжал: "Ну, а этого разносчика или мастера, шьющего платки?" Юноша подтвердил опять. "Так вот, - продолжал Сократ, - афинский народ состоит из подобных людей. Если ты презираешь каждого в отдельности, тебе следует презирать и всех купно".

Когда ему [Сократу] сказали: "Афиняне осудили тебя на смерть", он ответил: "А природа осудила их самих".

Видя, что правительство тридцати тиранов убивает самых славных граждан и преследует тех, кто обладает значительным богатством, Сократ (...) сказал: "(...) Никогда не было столь отважного и дерзкого трагического поэта, который вывел бы на сцену обреченный на смерть хор!"

Когда в старости Сократ захворал и кто-то спросил его, как идут дела, философ ответил: "Прекрасно во всех смыслах: если мне удастся поправиться, я наживу больше завистников, а если умру - больше друзей".

Нетрудно хвалить афинян среди афинян.

Сократ, когда он уже был приговорен к смерти и заключен в темницу, услышав, как один музыкант распевал под аккомпанемент лиры стихи Стесихора, попросил того учить его, пока есть еще время; на вопрос певца, какая ему от этого польза, когда ему предстоит умереть послезавтра, Сократ ответил: "Чтобы уйти из жизни, зная еще чуть чуть больше".

У солнца есть один недостаток: оно не может видеть самого себя.

Я знаю только то, что ничего не знаю.

Чем меньше человеку нужно, тем ближе он к богам.

Кто хочет сдвинуть мир, пусть сдвинет себя!

Хорошее начало не мелочь, хоть начинается с мелочи.

Воспитание - дело трудное, и улучшение его условий - одна из священных обязанностей каждого человека, ибо нет ничего более важного, как образование самого себя и своих ближних.

Есть одно только благо - знание и одно только зло невежество.

Высшая мудрость - различать добро и зло.

Мудрость - царица неба и земли.

Людям легче держать на языке горячий уголь, чем тайну.

Хороший советник лучше любого богатства.

Добрым людям следует доверяться словом и разумом, а не клятвой.

Заговори, чтобы я тебя увидел.

Лучше мужественно умереть, чем жить в позоре.

Без дружбы никакое общение между людьми не имеет ценности.

Хорошо было бы, чтобы человек осмотрел себя, сколько он стоит для друзей, и чтобы старался быть как можно дороже.

Любви женщины следует более бояться, чем ненависти мужчины. Это - яд, тем более опасный, что он приятен.

Распаляется пламя ветром, а влечение - близостью.

Красота - это королева, которая правит очень недолго.

Брак, если уж говорить правду, зло, но необходимое зло.

Женись, несмотря ни на что. Если попадется хорошая жена, будешь исключением, а если плохая - станешь философом.

В одежде старайся быть изящным, но не щеголем; признак изящества - приличие, а признак щегольства - излишество.

Когда слово не бьет, то и палка не поможет.

Какой человек, будучи рабом удовольствий, не извратит своего тела и души.

Тот наиболее богат, кто доволен малым, ибо такое довольство свидетельствует о богатстве натуры.

Я хочу при помощи гимнастики всего тела сделать его более уравновешенным.

Лучшая приправа к пище - голод.

Нельзя врачевать тело, не врачуя души.

Если человек сам следит за своим здоровьем, то трудно найти врача, который знал бы лучше полезное для его здоровья, чем он сам.

Пифагор (VI в. до н.э.) философ, математик, религиозный и политический деятель, основатель пифагорейской школы, родился на острове Самос

Числу все вещи подобны.

Все, что познается, имеет число, ибо невозможно ни понять ничего, ни познать без него.

Гармония есть (..) согласие разногласного.

Мудрецом, по его [Пифагора] словам, может быть только бог, а не человек. (...) А философ "любомудр" - это просто тот, кто испытывает влечение к мудрости.

Жизнь(...) подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные - торговать, а самые счастливые - смотреть; так и в жизни иные, подобные рабам, рождаются жадными до славы и наживы, между тем как философы - до единой только истины.

Похоти уступай зимой, не уступай летом; менее опасна она весной и осенью, опасна же во всякую пору и для здоровья нехороша.

У друзей все общее, и дружба есть равенство.

Дружба есть равенство.

Душа совершает круг неизбежности, чередою облекаясь то в одну, то в другую жизнь.

Уходя на чужбину, не оборачивайся.

Пифагор запрещает молиться о себе, потому что, в чем наша польза, мы не знаем.

Жизнь человеческую он [Пифагор] разделял так: "Двадцать лет - мальчик, еще двадцать - юнец, еще двадцать - юноша, еще двадцать - старец".

"Огня ножом не вороши", то есть человека гневного и надменного резкими словами не задевай.

"Уходя, не оглядывайся", то есть перед смертью не цепляйся за жизнь.

"Будь с теми, кто ношу взваливает, не будь с теми, кто ношу сваливает", - этим он велел поощрять людей не к праздности, а к добродетели и к труду.

Без ума человек не познает ничего здравого, ничего истинного и даже не способен ничего уловить какими бы то ни было чувствами, - только ум сам по себе все видит и все слышит,прочее же и слепо и глухо.

Где (...) необходимость, там и возможность.

Будем относиться благоразумно и справедливо ко всем, не только к благоразумным и справедливым, и не будем честными с честными и злыми со злыми.

Если совершается с удовольствием постыдное, то удовольствие проходит, а стыд остается; если же совершается с усилием достойное, то усилие проходит, а достойное остается.

Чаще теряют меру в питье, чем в еде.

Пифагор запрещает без приказания полководца, то есть божества, оставлять свой сторожевой пост, покидая жизнь. (О самоубийстве).

Среди говорящих тварей есть боги, есть люди, а еще есть Пифагор.

Будь благословенно божественное число, породившее богов и людей.

Жизнь подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные - торговать, а самые счастливые - смотреть.

Кубок жизни был бы сладок до приторности, если бы не падало в него горьких слез.

Если можешь быть орлом, не стремись стать первым среди галок.

Две вещи делают человека богоподобным: жизнь для блага общества и правдивость.

Будь другом истины до мученичества, но не будь ее защитником до нетерпимости.

Что бы о тебе ни думали, делай то, что ты считаешь справедливым. Будь одинаково равнодушным и к порицанию, и к похвале.

Статую красит вид, а человека - деяния его.

Просыпаясь утром, спроси себя: "Что я должен сделать?" Вечером, прежде чем заснуть: "Что я сделал?"

Делай великое, не обещая великого.

Не закрывай глаз, когда хочешь спать, не разобравши всех своих поступков за прошедший день.

Погрешности свои старайся не прикрывать словами, но врачевать обличениями.

Одному только разуму, как мудрому попечителю, должно вверять всю жизнь.

Все исследуй, давай разуму первое место.

Полезнее камень наобум бросить, чем слово пустое.

Как ни коротки слова "да" и "нет", все же они требуют самого серьезного размышления.

Одно и то же, что от полыни горечь отнять и что у слова дерзость отсечь.

Шутку, как и соль, должно употреблять с умеренностью.

Для познания нравов какого ни есть народа старайся прежде изучить его язык.

Молчи или говори что-нибудь получше молчания.

Лесть подобна оружию, нарисованному на картине: она доставляет приятность, а пользы никакой.

Избери себе друга; ты не можешь быть счастлив один: счастье есть дело двоих.

Живи с людьми так, чтобы твои друзья не стали недругами, а недруги стали друзьями.

Человек умирает в опьянении от вина; он беснуется в опьянении от любви.

Благоразумная супруга! Если желаешь, чтобы муж твой свободное время проводил подле тебя, то постарайся, чтоб он ни в каком ином месте не находил столько приятности, удовольствия, скромности и нежности.

Берегите слезы ваших детей, дабы они могли проливать их на вашей могиле.

Омывай полученную обиду не в крови, а в Лете, реке забвения.

Прежде всего не теряй самоуважения!

Не делай ничего постыдного ни в присутствии других, ни втайне. Первым твоим законом должно быть уважение к себе самому.

Во время гнева не должно ни говорить, ни действовать.

Как старинное вино непригодно к тому, чтобы его много пить, так и грубое обращение непригодно для собеседования.

Пьянство есть упражнение в безумстве.

Неразумные при выпивании вина доходят до опьянения, а при несчастьях - до совершенной потери ума.

Спроси у пьяницы, как бы он мог перестать пьянствовать? Я отвечу за него: пусть почаще вспоминает о делах, какие он делает в пьяном виде.

У хвастунов, так же как и в позлащенном оружии, внутреннее не соответствует наружному.

Только неблагородный человек способен в глаза хвалить, а за глаза злословить.

Никто не должен преступать меру ни в пище, ни в питии.

Высказывания мыслителей Древней Греции

Анаксагор

500–428 гг. до н. э.

Древнегреческий философ, первый профессиональный преподаватель философии. Он первым отверг божественную природу небесных светил и дал физическое обоснование солнечных затмений.

Ничего нельзя вполне узнать, ничему нельзя вполне научиться, ни в чем нельзя вполне удостовериться: чувства ограничены, разум слаб, жизнь коротка.

Если бы птицы создали себе бога, он имел бы крылья; бог лошадей был бы четвероногим.

Из книги Философия автора Лавриненко Владимир Николаевич

2. Проблема человека в философии Древней Греции Античная Греция положила начало западноевропейской философской традиции вообще и философской антропологии в частности. В древнегреческой философии первоначально человек не существует сам по себе, а лишь в системе

Из книги Философия: Учебник для вузов автора Миронов Владимир Васильевич

1. Генезис философии в Древней Греции У философии свой особый подход к предмету, отличающий ее как от житейски-практического, так и от естественно-научного подхода к миру. Подобно тому как математик ставит вопрос, что такое единица, и дает довольно-таки сложное определение

Из книги Рыцарь и Буржуа [Исследования по истории морали] автора Оссовская Мария

ГЛАВА II РЫЦАРСКИЙ ЭТОС В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ В этой главе мы хотим реконструировать этос рыцарской элиты, этос, который в своем дальнейшем развитии характеризует не только воина, но и человека мирного времени, считающего себя вправе занимать самые высшие ступени общественной

Из книги Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Книга 1 автора Гуссерль Эдмунд

§ 89. Высказывания ноэматические и высказывания о действительности. Ноэма в психологической сфере. Психолого-феноменологическая редукция Ясно, что все эти описательные высказывания, будь они даже тождественны высказываниям относительно действительности, на деле уже

Из книги Сокровища античной мудрости автора Маринина А. В.

Высказывания мыслителей Древнего Рима Гай Валерий Катулл ок. 87–54 гг. до н. э.Римский поэт. А ты, Катулл, будь упорен и тверд.* * *Здравствуй и прощай.* * *Победа любит старание.* * *Нет ничего глупее глупого смеха.* * *То, что говорит женщина любящему ее человеку, писано на ветре и

Из книги Тайное знание. Секреты западной эзотерической традиции автора Уоллес-Мерфи Тим

Глава 5 Слава Древней Греции и власть Рима Абстракция, логика, обдуманный выбор и изобретательность, математика, искусство, рассчитанное восприятие пространства и длительности, тревоги и мечтания любви… Вся эта деятельность внутренней жизни – не что иное, как

Из книги Наука и религия в современной философии автора Бутру Эмиль

I РЕЛИГИЯ И ФИЛОСОФИЯ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ В древней Греции религия не находилась в борьбе с наукой, в современном смысле этого последнего слова, т. е. с совокупностью положительных знаний, добытых людьми; но религия сталкивалась тогда с философией, включавшей в себя все

Из книги ОТКРЫТОСТЬ БЕЗДНЕ. ВСТРЕЧИ С ДОСТОЕВСКИМ автора Померанц Григорий Соломонович

Из книги Философия автора Спиркин Александр Георгиевич

2. О социальных и философских воззрениях античных, средневековых мыслителей и мыслителей эпохи Возрождения Принято считать, что отцом истории является Геродот (ок. 485-ок. 425 до н. э.) - древнейший из историков, стремившийся описать не просто деяния людей, но и выявить их

Из книги Философия: конспект лекций автора Шевчук Денис Александрович

3. Философия в Древней Греции Европейская и значительная часть современной мировой цивилизации прямо или косвенно являются продуктом древнегреческой культуры, важнейшей частью которой является философия. С учетом этой парадигмы наше отношение к древнегреческой

Из книги История мировой культуры автора Горелов Анатолий Алексеевич

История древней Греции Возникновение морских цивилизаций знаменует новый этап эволюции человечества.«Одна особенно яркая черта, по моему мнению, характеризует этот второй период развития цивилизации: отныне отдельные народы и нации могли исчезать с исторической

Из книги Сокровенный смысл жизни. Том 1 автора Ливрага Хорхе Анхель

Философия древней Греции Несколько очагов загорелось почти одновременно и, по-видимому, независимо друг от друга, но только в одном из них пламя разума и творческого горения достигло того, что заслужило название философии. Помимо общих причин, имевших место во всех

Из книги Сравнительное богословие. Книга 2 автора Коллектив авторов

Искусство древней Греции Греческая письменность возникла, по-видимому, на основе финикийской в IX?VIII вв. до н. э. Принципиальное отличие от всех предшествовавших алфавитов состоит в том, что в ней появились буквы для обозначения гласных звуков, т. е. именно греки создали

Из книги Философия права. Учебное пособие автора Кальной И. И.

Из книги автора

Из книги автора

§ 3. Генезис правовой культуры Древней Греции Начиная с Х века до Р.Х. у древних греков складывается единая народность – эллины, а вся сумма заселенных мест в виде полисов – обретает единое имя Эллада. Формируется достаточно однородное общественное сознание на базе