Всероссийская научно-практическая конференция «Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы и перспективы. Выступление на районной учительской конференции "проблемы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья"

3-Х ДНЕВНАЯ ОНЛАЙН КОНФЕРЕНЦИЯ

Центр обучения педагогов «Экстерн» приглашает вас принять участие

во Всероссийской практической конференции

«Инклюзивное образование: организация, правовое и методическое обеспечение процесса»

Все мы знаем, что в настоящее время Министерство Образования РФ активно разрабатывает базу для обеспечения доступного и качественного образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В связи с этим возрастает нагрузка на педагогов, так как они должны быть готовы к осуществлению инклюзивного и интегрированного образования.

Основные темы конференции:

  • Юридические и организационно-экономические аспекты организации инклюзивного образования;
  • Основные психолого-педагогические принципы работы с детьми с ОВЗ.
  • Вопросы методического сопровождения деятельности педагогов, психологов и других специалистов, задействованных в реализации инклюзивного образования.
  • Создание инклюзивной образовательной среды
  • Профессиональные компетенции педагога инклюзивного образования


На конференции вы:

  • Познакомитесь с ведущими специалистами в области реализации инклюзивного образования
  • Узнаете, какие организации и как осуществляют поддержку реализации инклюзивного образования и воспитания детей с ОВЗ
  • Обогатите свой арсенал основным методами оказания профессиональной педагогической помощи школьникам с ОВЗ и компетенциями в области решения профессиональных задач по обучению и воспитанию школьников с ОВЗ в условиях реализации инклюзивного и интегрированного образования
  • Примите участие в серии мастер-классов от педагогов, которые на протяжении многих лет активно реализуют инклюзивное образование

Каждый день конференции включает в себя:

  1. Доклад ведущего в области специалиста
  2. Мини-выступления педагогов, реализующих инклюзивное образование (освещение личного опыта, методических и авторских наработок)
  3. Мастер-класс (конкретный пример работы с детьми с ОВЗ)

ВЫБЕРИТЕ СВОЙ ФОРМАТ УЧАСТИЯ:



Уважаемые слушатели! После регистрации на участие подключение к прямой трансляции будет опубликовано в Вашем личном кабинете.

Войдите в свой личный кабинет используя логин и пароль и перейдите по ссылке с названием конференции. Будьте внимательны, при выборе формы оплаты по квитанции Сбербанк срок прохождения платежа от 1 до 3 рабочих дней. Если Ваш платеж еще не пришел, зарегистрируйтесь на .

ПРОГРАММА МЕРОПРИЯТИЯ:

ВРЕМЯ ТЕМА МЕРОПРИЯТИЯ
15.00

Роль общественной организации в развитии инклюзии в школах

Перфильева Мария Юрьевна , руководитель отдела образования РООИ Перспектива

15.30

Что нужно знать педагогам об аутизме? Маршруты, ориентиры

Екатерина Мень, филолог, журналист, соавтор адаптации и соорганизатор внедрения первой отечественной инклюзивной модели обучения детей с аутизмом, директор «Центра проблем аутизма», учредитель и контент-директор международной научно-практической конференции

16.00

Нормативно-правовое обеспечение инклюзивного образования

Багарадникова Елена Вячеславовна ,Член Координационного совета по делам инвалидов при ОП РФ, Член Совета МГАРДИ. Член рабочей группы по проблемам образования детей с РАС при Министерстве образования РФ, член рабочей группы по проблемам образования детей с ОВЗ при комитете по науке и образованию Государственной думы РФ. Исполнительный директор РОО помощи детям с расстройствами аутистического спектра «Контакт». Член Координационного совета по делам детей-инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности при Общественной палате РФ. Член Совета Московской городской ассоциации родителей детей-инвалидов (МГАРДИ)

16.30

Построение инклюзивной среды в общеобразовательной школе

Грачева Светлана Николаевна , руководитель СППСС, учитель-дефектолог, высшая квалификационная категория, Кузнецова Анастасия Сергеевна , учитель-логопед, высшая квалификационная категория/второе место в номинациях «Лучшая практика психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования» (ГБОУ г. Москвы «Школа № 1467»)

17.15

Использование методов прикладного поведенческого анализа в инклюзивном обучении детей с расстройствами аутистического спектра

Поветкина Татьяна Евгеньевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и социальной педагогики, Воронежский государственный педагогический университет

ВРЕМЯ ТЕМА МЕРОПРИЯТИЯ
15.00

Инклюзивное образование и его рерурсное обеспечение

Самсонова Елена Валентиновна , руководитель Научно-методического центра Института проблем инклюзивного образования МГППУ. ученая степень: кандидат психологических наук

преподаваемые дисциплины:

  • Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образовательного процесса
  • Тьюторское сопровождение обучающихся с ОВЗ
15.30

Модель системы инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья "Равные возможности" в условиях ДОО

Казакова Оксана Юрьевна , педагог-психолог. Тельнова Светлана Анатольевна , учитель-дефектолог. Нефедова Ольга Сергеевна , учитель-логопед. ГБДОУ детский сад №4 Кронштадтского района Санкт-Петербурга.

16.00

Использование дистанционных образовательных технологий в работе с детьми-инвалидами (опыт Ленинградской области)

Горюнова Марина Александровна - зав. , канд. пед. наук, Лебедева Маргарита Борисовна - профессор, доктор пед. наук, Семенова Юлия Александровна - методист, руководитель Проекта дистанционного обучения детей-инвалидов, Павлова Наталья Николаевна - методист кафедры. Кафедра математики, информатики и ИКТ ЛОИРО

17.00

Особенности работы педагога-психолога в инклюзивном детском саду

Буричева Наталия Андреевна, педагог-психолог, "Колледж малого бизнеса № 4", дошкольный корпус 1, Москва

17.20

Инклюзивная среда в музее как социально-образовательном институте.

Халикова Динара Рамисовна , Директор по проектам ИКОМ России (ICOM Russia)

17.40

Социализация людей с ментальной инвалидностью

Владислав Малащенко ,Основатель Good Bread from Good People (КИЕВ)

ВРЕМЯ ТЕМА МЕРОПРИЯТИЯ
15.00

Проблемы методического сопровождения педагога, реализующего инклюзивное образование

Кусаинова Айжай Исаевна​, старший преподаватель, филиал АО"Орлеу" Республиканский институт повышения квалификации руководящих и педагогических работников системы образования

15.30

Психолого-педагогические проблемы инклюзивного профессионального образования в СПО

Негода Елена Викторовна , преподаватель психологии КГА ПОУ "Дальневосточный технический колледж", педагог-психолог (опыт работы в "Службе психолого-педагогического и социального сопровождения замещающих семей г. Уссурийска")

16.00

Организация обеспечения специальных условий для получения образования обучающимся с ОВЗ в общеобразовательной школе

Анна Петровна Усова , координатор по инклюзии, учитель-дефектолог ГБОУ Школа № 2083, г.Москва.

16.30

Эффективная работа тьютора в ресурсном классе

Малкова Наталия, Центр Прикладного Поведенческого Анализа (г. Санкт-Петербург) куратор тьюторов в ресурсных классах.

16.50

Магнитные учебные пособия в коррекционной педагогике

Подоспеева Светлана Станиславовна, директор по развитию компании “Русские магниты”, г. Санкт-Петербург

17.00

Интеграция детей с ОВЗ в учебно-воспитательный процесс через формы внеурочной работы" (опыт работы ГАОУ РМЭ "Лицей Бауманский")

Долгорукова Александра Павловна ,заместитель генерального директора ГАОУ Республики Марий Эл "Лицей Бауманский" по учебно-воспитательной работе, руководитель Центра дистанционного обучения детей с ОВЗ

17.30

СДВ (СДВГ): эволюционный скачок в развитии мозга

Пугач Владимир , к андидат медицинских наук, доцент по социальной и инженерной психологии, врач-психиатр, медицинский психолог. С 1997 года активно изучает проблемы СДВГ. Автор 159 научных публикаций по медицине, педагогике, психологии. Единственный психолог в России, имеющий патенты США на изобретения по психологии. Помещён в рейтинг 70 лучших практических психологов России.

БЕСПЛАТНО - включает доступ к онлайн-трансляции Конференции

СТАНДАРТ (499 рублей) с получением сертификата участника . Включает получение сертификата участника Всероссийской Конференции, доступ к онлайн–трансляции, доступ ко всем видеозаписям и материалам Конференции.

ПРИМИУМ (799 рублей) в качестве заочного докладчика . Включает публикацию тезисов в сборнике Конференции, получение сертификата докладчика Всероссийской Конференции, доступ к онлайн–трансляции, доступ ко всем видеозаписям и материалам Конференции.

С ПОЛУЧЕНИЕМ УДОСТОВЕРЕНИЯ по программе

«Современные технологии инклюзивного образования обучающихся с ОВЗ в общеобразовательной школе в условиях реализации ФГОС» длительностью:

или «Современная инклюзивная практика в дошкольном образовательном учреждении», 72 часа - 2500 рублей

Все участники, оплатившие программу повышения квалификации «Современные технологии инклюзивного образования обучающихся с ОВЗ в общеобразовательной школе в условиях реализации ФГОС» 72, 108 ч. или «Современная инклюзивная практика в дошкольном образовательном учреждении», 72 часа​, получат доступ к онлайн трансляции, всем материалам Конференции и сертификат участника Всероссийской Конференции.

Ваши вопросы, касающиеся участия, выступления и партнерства, пожалуйста, присылайте на адрес эл..

Муниципальная бюджетная дошкольная образовательная организация детский сад «Солнышко»

СООБЩЕНИЕ

Тема: «Организационно методические аспекты деятельности, направленной на обеспечение включения детей с ОВЗ в образовательное пространство »

Подготовила:

Воспитатель: МБДОО детский сад «Солнышко»

Батуева Наталья Викторовна

2017

«Образование – право каждого человека, имеющее огромное значение и потенциал. На образовании строятся принципы свободы, демократии и устойчивого развития… нет ничего более важного, никакой другой миссии, кроме образования для всех…» Кофи Аннан (1998)

Распространение в нашей стране процесса инклюзии детей с ограниченными возможностями психического и физического здоровья в образовательных учреждениях является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на образование, которое закреплено законодательно.

Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"от 29.12.2012 N 273-ФЗ Статья 5 часть 5. гласит:

«В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления:
создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов ….. , в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья;…

Таким образом, действующее законодательство позволяет организовывать обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в обычных образовательных учреждениях.

Закон закрепил за родителями право выбора между специальными образовательными учреждениями и обучением ребенка в образовательной организации общего типа.

Стремление к тому, чтобы дети с особыми образовательными потребностями воспитывались и обучались вместе со своими нормально развивающимися сверстниками, становится сегодня главной областью приложения сил многих родителей, воспитывающих ребенка с отклонениями в развитии.

И согласно тому же закону администрация и педагоги образовательной организации, в которую попадает ребенок с ОВЗ, обязаны обеспечить ему необходимые образовательные условия.

Наверное, уже каждое дошкольное учреждение в нашем районе столкнулось с проблемами обучения детей с особенностями в развитии. Перед администрацией и педагогами ДОО встает вопрос: как правильно организовать работу с данной категорией детей.

Такая ситуация сложилась и в нашем детском саду. Встал вопрос что делать? Педагоги боялись, что работа в группе, где 25-30 человек и среди них дети с нарушениями в развитии, не только не продуктивна, но и вредна и для детей с нормой развития, и для ребенка с нарушениями, и для педагогов группы.

На педагогическом совете было принято решение инициировать процесс внедрения инклюзивной практики и разработкой плана действий.

Начинали с изучение нормативной базы по обучению и воспитанию детей с ОВЗ.

На заведующего и воспитателей детского сада при внедрении инклюзивной практики возлагается решение следующих задач:

Разработка правовой базы инклюзивного процесса;

Кадровое обеспечение;

Материально-техническое обеспечение;

Информационно методическая поддержка организации инклюзивного педагогического процесса.

Остановлюсь подробнее на решении каждой задачи.

Разработка правовой базы инклюзивного процесса;

Организация инклюзивного образования регулируется следующими Федеральными и региональными документами:

Конституция Российской Федерации,

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 № 273-ФЗ,

-- «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», 2.4.1.3049-13

Государственная программа «Доступная среда» на 2011 – 2015 годы (Постановление Правительства РФ от 17.03.2011 №175);

Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы (Указ Президента РФ от 01.06.2012 №761);

Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы (Распоряжение Правительства РФ от 15.05.2013 № 792-р;

Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;

С данными документами Вы все хорошо знакомы, но в них в основном закреплены права и обязанности как детей с ОВЗ, так и других участников образовательного процесса.

К сожалению, они не раскрывают особенностей организации работы при обучении детей с различными ограничениями здоровья в среде нормально развивающихся сверстников.

Но в Письме Минобрнауки РФ от 18.04.2008 n АФ-150/06 "О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами"

Отмечено: «Вопросы деятельности образовательного учреждения общего типа, касающиеся организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, должны быть регламентированы уставом и локальными актами образовательного учреждения». Поэтому, что бы обеспечить себе юридическую защищенность, надо постараться закрепить (максимально продумать и прописать) своими локальными актами законодательно то, что будет реализоваться в ДОУ относительно детей с ОВЗ.

Разрабатывая локальные акты мы действовали в соответствии со статьей 30 Федерального закона РФ «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ:

Пункт 1. Образовательная организация принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном ее уставом

Пункт 2. Образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся……».

Таким образом, закон закрепляет право руководителя образовательной организации самостоятельно формировать нормативное поле и возлагает ответственность (административную, дисциплинарную) за разработку и её соответствие действующему законодательству;

Функция локального акта - детализация, конкретизация, дополнение, восполнение общей правовой нормы применительно к условиям конкретной образовательной организации, с учетом имеющихся особенностей, специфики учебного и воспитательного процессов, в том числе и в части организации обучения детей с ОВЗ.

Нами разработан пакет локальных актов нормативно-правового сопровождения для реализации инклюзивной практики: (на слайд перечень)

Положение о разработке и реализации адаптированной образовательной программы

В нем устанавливается порядок разработки и утверждения адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ, структура АОП.

Дополнительные соглашения к договору ДОО с родителями на организацию психолого-педагогического обследования и индивидуального образовательного сопровождения ребенка с ОВЗ педагогами ДОО.

Это один из самых важных локальных нормативных документов, в котором зафиксированы как права, так и обязанности всех субъектов инклюзивного пространства, предусмотрены правовые механизмы изменения образовательного маршрута в соответствии с особенностями и возможностями ребенка, в том числе новыми возникающими в процессе образования.

Внесены изменения в действующую нормативно-правовую базу работы ДОУ (должностные инструкции педагогов, доп. соглашения с родителями).

В части организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, в образовательной организации необходимо предусмотреть основные положения, такие как: прием таких детей с учетом рекомендаций ПМПК (психологомедико-педагогической комиссии или для ребенка с инвалидностью – индивидуальной программы реабилитации), обучение на основании индивидуального образовательного маршрута, адаптированной образовательной программы, создание специальных образовательных условий, заключение договора с родителями, организация сетевого взаимодействия и др.).

Соблюдение требований приема детей с ОВЗ

Согласно статье 55 пункт 3 Федерального Закона «Об образовании».. «…дети с ОВЗ принимаются на обучение по адаптированной образовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии».

Поэтому первым шагом при выявлении детей с проблемами в развитии усвоении образовательной программы ДОО это сбор необходимых сведений, составление характеристик и работа с родителями по прохождению ПМПК.

Материально-техническое обеспечение.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса детей с ОВЗ должно отвечать не только общим, но и особым образовательным потребностям детей каждой категории.

Организация пространства включает подготовку помещений, оснащение их мебелью, приобретение необходимого оборудования для игровых диагностических и терапевтических сеансов с детьми, а именно: оборудование для развития общей подвижности; средства для развития невербальной коммуникации; игрушки для развития ручных навыков, тактильного, зрительного, слухового восприятия; развития мышления, речи и языка;

Подбирая оборудование для ДОО, важно помнить о том, что оно должно постоянно использовать и приносить пользу тем, кто в нем действительно нуждается.

Важно подобрать оборудование, которое бы сделало образование полностью безопасным. Ведь риск травматизма присутствует всегда, особенно у детей с ОВЗ.

Поэтому в группе есть мягкие модули, они безопасны и позволяют легко быстро трансформировать образовательную среду.

Для игро терапии и обеспечения занятий вариативной части программы по формированию навыков взаимодействия всех детей в группе закупили и изготовили игровое оборудование.

Для организации сенсорных игр подобрали и частично сами педагоги изготовили пособия и оборудование для игр с водой, с сыпучими материалами, такими как песок, крупы.

Игры с таким оборудованием благоприятствовали созданию эмоционально-положительного настроя, на первых этапах помогали возникновению эмоционального контакта с взрослым, а в дальнейшем способствовали получению ребёнком новой сенсорной информации, развитию игровой деятельности и возникновению сюжетно-ролевой игры, развитию речи и коммуникативных навыков, расширению представлений об окружающем мире, когнитивному развитию. То есть решению тех коррекционных задач, которые педагоги ставили в своих программах.

Информационно -методическая поддержка организации педагогического процесса. В ДОО необходимо создавать условия для широкого доступа родителей (законных представителей), педагогов к сетевым источникам информации, к информационно-методическим фондам, предполагающим наличие методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности, наглядных пособий, мультимедийных, аудио- и видеоматериалов. Организовать взаимодействие с семьей ребенка с ОВЗ: встречи с родителями, беседы, консультации, информационная поддержка, составление индивидуального плана развития ребенка с учетом интересов семьи, привлечение родителей к участию в коррекционно-развивающей работе, организация встреч родителей со специалистами.

Результаты работы ДОО на сегодня

Результат реализации указанных целей и задач на сегодня это

Создание комфортной развивающей образовательной среды: обеспечивающей воспитание, обучение, социальную адаптацию и интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья, способствующей достижению целей специального коррекционного образования, обеспечивающей его качество, доступность и открытость для детей с ограниченными возможностями здоровья, их родителей (законных представителей.);

Наличие сплоченной команды педагогов позволяет осуществлять единое и системное воздействие, выработать совместными усилиями индивидуальную программу развития ребенка, основанную на зоне ближайшего развития ребенка. П овышение профессиональной компетентности участников образовательного процесса;

Положительная динамика в развитии детей с ОВЗ;

Одним из важнейших плюсов в процессе инклюзивного образования в нашем ДОО является решение важной проблемы, связанной с воспитанием, как у детей, так и у родителей терпимого отношения к «особым» детям, уважения к ним, внимательного отношения к их проблемам. От родителей как детей с ОВЗ так и нормально развивающихся детей не поступило ни одной жалобы, ни возникло ни одной конфликтной ситуации.

Перспективы работы коллектива по проблеме.

Нашему детскому саду еще предстоит проанализировать эффективность проделанной работы по инклюзии детей с ОВЗ в конце учебного года.

Доработать образовательную программу ДОО в части «содержание коррекционной работы с детьми с ОВЗ», учитывая особенности инклюзивного образования.

Дальнейшее материально-техническое обеспечение инклюзивного процесса в ДОО

Обеспечить преемственность инклюзивного дошкольного и младшего школьного возраста: помощь родителям в выборе ОУ при переходе ребенка на следующую ступень образования (например, из детского сада в школу), налаживание контактов с педагогическим коллективом ОУ, в которое поступает ребенок с ОВЗ, помощь в его адаптации;

Организация сетевого взаимодействия. Должна быть организована система взаимодействия и поддержки образовательного учреждения со стороны «внешних» социальных партнеров – территориальной ПМПК, органов социальной защиты, организаций здравоохранения, общественных организаций. Реализация этого общего условия позволяет обеспечить для ребенка максимально адекватный при его особенностях развития образовательный маршрут, позволяет максимально полно и ресурсоемко обеспечить обучение и воспитание ребенка. На практике мы убедились что посещение детьми с ОВЗ дошкольной образовательной организации возможно и необходимо им для полноценного проживания периода дошкольного детства.



К участию приглашаются: руководители образовательных организаций, педагогические работники, специалисты сопровождения (логопеды, дефектологи, педагоги-психологи, воспитатели), руководители и специалисты ПМПК, ПМПк, врачи, представители благотворительных и общественных организаций, родительская общественность, магистранты, аспиранты, студенты, а также лица, интересующиеся вопросами помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

Цель конференции: обсуждение теоретико-методологических, организационных и методических аспектов непрерывного сопровождения детей с ОВЗ на ступенях раннего и дошкольного образования.

ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ КОНФЕРЕНЦИИ


Теоретико-методологические подходы к оказанию комплексной помощи детям раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и их семьям.

Организационно-методические основы сопровождения раннего и дошкольного образования.

Межведомственное взаимодействие при организации и оказании комплексной помощи детям раннего и дошкольного возраста с ОВЗ и их родителям.

Современный психолого-педагогический диагностический инструментарий в аспекте раннего выявления отклонений в развитии у детей.

Раннее развитие и коррекция как начальный этап в системе инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Организация и содержание образования детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях.

Инновационные психолого-педагогические технологии коррекционно-развивающей помощи детям раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Клинико-педагогические и социально-психологические аспекты сопровождения в системе комплексной помощи детям раннего и дошкольного возраста с различными нарушениями развития.

Современные технологии психолого-педагогического сопровождения семьи ребенка раннего и дошкольного возраста с отклонениями в развитии.

Подготовка и повышение квалификации специалистов в системе непрерывного сопровождения детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и их родителей.

Формы работы и взаимодействия участников конференции: пленарное и секционные заседания, стендовые доклады, мастер-классы, круглые столы по наиболее актуальным, практически значимым аспектам помощи детям раннего и дошкольного возраста; разработка совместных проектов, предложений по совершенствованию системы ранней комплексной помощи, межведомственного взаимодействия и трансляция успешного опыта работы с детьми раннего и дошкольного возраста. От участников конференции приветствуются как доклады, отражающие успешный практический опыт работы с детьми первых лет жизни, так и доклады, посвященные «трудным случаям» или же проблемам, которые еще не имеют решения в настоящее время.

Рабочий язык конференции - русский

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ КОМИТЕТ КОНФЕРЕНЦИИ


1. Приходько Оксана Георгиевна – директор Института специального образования и комплексной реабилитации, заведующая кафедрой логопедии ГАОУ ВО МГПУ, доктор педагогических наук, профессор.

2. Левченко Ирина Юрьевна – заведующая лабораторией инклюзивного образования Института специального образования и комплексной реабилитации ГАОУ ВО МГПУ, доктор психологических наук, профессор.

Анализ реальной ситуации, сложившейся в последнее десятилетие, остро обозначил проблему в дошкольном и школьном детстве: с каждым годом резко увеличивается количество детей с ОВЗ,дефекты которых часто носят стойкий характер и с трудом поддаются коррекции. Полагаясь на концепцию интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - (письмо Минобразования РФ от 16 апреля 2001 г. N 29/1524-6, "Закон об образовании") и ряд других документов. Эта концепция заявляет, что «…каждый человек, независимо от состояния здоровья, наличия физического или умственного недостатка, имеет право на получение образования, качество которого не должно отличаться от качества образования, получаемого здоровыми людьми…

    Главная задача образовательного учреждения – дать обучающемуся необходимый минимум знаний, выработать у него умения и навыки, которые обеспечат его готовность к следующему уровню образования или к практической деятельности, а также воспитать те качества

    личности, которые необходимы для его социальной адаптации.

Особые образовательные потребности различаются у детей разных категорий, поскольку определяются спецификой нарушения психического развития. Они определяют особую логику построения учебного процесса для детей с ОВЗ. Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем таким детям:

начать специальное – коррекционное - обучение ребенка сразу же после выявления первичного нарушения развития, как можно раньше при подготовке ребенка к школьному обучению;

индивидуализировать обучение в большей степени, чем требуется для нормально развивающегося ребенка;

ввести в содержание обучения ребенка специальные разделы, не присутствующие в программах образования нормально развивающихся сверстников;

использовать специальные методы, приемы и средства обучения (в том числе специализированные компьютерные технологии), обеспечивающие реализацию «обходных путей» обучения и облегчающие усвоение учебного материала;

обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды;

максимально раздвинуть образовательное пространство за пределы образовательного учреждения.

Для каждого ребёнка с ОВЗ должна быть написана индивидуальная коррекционно- развивающая программа обучения и развития.

Педагогу важно понимать и принимать каждого ребёнка, учитывая его индивидуальные психологические особенности и придерживаться некоторых специальных требований к уроку или занятию.

В нашем ДОУ были и есть такие дети, поэтому мы стараемся при большой наполняемости групп уделять внимание каждому воспитаннику.

Планирование занятия включает в себя как общеобразовательные, так и коррекционно-развивающие задачи. Непосредственно образовательная деятельность имеет чёткий алгоритм: привыкая к определённому алгоритму, дети становятся более организованными. Воспитатели по-разному подходят к планированию деятельности ребёнка с ОВЗ: планируем отдельно работу всей группы и отдельно ребёнка с ОВЗ или составляем общий план с включением блоков заданий для каждого ребёнка с особыми образовательными потребностями. После каждого выполненного упражнения, задания, этапа урока делаем промежуточный вывод, ориентируя обучающихся на то, что они уже сделали и что им предстоит сделать. Также на занятии педагоги используют большее количество наглядности, разнообразные формы деятельности, умело отбирают и используют методы и приемы, чтобы во время работы было задействовано как можно больше анализаторов – слух, зрение, моторика и т.д.

Если «особому» ребёнку трудно отвечать перед всей группой, то ему даётся возможность представить выполненное задание в малой группе. Работа в паре, группе позволяет таким детям раскрыться и учиться у своих товарищей. Обучение и развитие основано на интересе, успехе и доверии.

С целью оказания методической помощи педагогам на заседаниях педагогического советах, методических объединений мы регулярно рассматриваем вопросы, касающиеся инклюзивного образования. Организация совместного обучения предусматривает не только вовлечение детей с ОВЗ в образовательный процесс, но и их активное участие в жизни детского учреждения. Примером этому могут служить утренники, праздники, воспитательные мероприятия. На них дети-инвалиды и дети с ОВЗ не только зрители, но и активные участники.

Ключевая роль в образовании и поддержке детей с ОВЗ, прежде всего, отводится семье. С целью оказания психолого-педагогической помощи в организации семейного воспитания. проводятся родительские собрания, декада открытых дверей, круглые столы с участниками инклюзивного образования, и самое главное, тактичные индивидуальные консультации.

Существует несколько проблем в обучении детей с ОВЗ

Первая - обеспечение специалистами- логопедами, дефектологами, психологами, сурдологами, тьюторами и т.д. Таких детей должны обучать, развивать и сопровождать люди со специальным образованием. А в связи с недостаточным финансированием у нас в районе отсутствуют такие специалисты.

Второе- обязательно должно быть подробное медико-педагогическое обследование, но к сожалению в районе осталась участковая больница, нет узких врачей. Один раз в год к нам выезжает областная ПМПК. А за 40 минут, выделяемые на каждого ребёнка, невозможно точно выставить диагноз, наметить образовательный маршрут и дать рекомендации педагогам и родителям.

Есть проблема и в написании индивидуальных программ, рекомендации пока разрабатываются, поэтому педагогу приходится составлять её на своё усмотрение. Единства в написании нет.

Следующая проблема - это должное обогащение предметно-развивающей среды опять же из-за недостатка средств в учреждении. Своими руками из подручных материалов изготавливаем пособия и дидактические материалы для занятий. Мы не имеем возможности использовать компьютерные технологии из-за отсутствия компьютеров в кабинетах и группах.

Четвёртое - это работа с родителями. Есть несколько категорий родителей:

Родители любят своего ребёнка и принимают его дефект («Мой ребёнок не здоров, но я всё сделаю, чтобы он стал полноценной личностью»);

Родители любят своего ребёнка, но дефекта не принимают («Мой ребёнок не такой, как говорят, и я докажу это»);

Родители не любят своего ребёнка, но принимают его дефект («Я мирюсь с тем, что мой ребёнок с проблемами, но хочу как можно меньше иметь с ним дела»);

Родители не любят своего ребёнка, и дефекта его не принимают («У меня не может и не должно быть аномального ребёнка»).

Неадекватная позиция: Ребёнок любим, дефект принимается, но в рамках гиперопеки. («Мой ребёнок – беспомощное, обиженное судьбой существо, я виновата перед ним»).

Наша цель:

1. Научить родителей эффективным способам взаимодействия с ребёнком

2. Вооружить необходимыми знаниями, умениями и навыками в области педагогики и психологии развития

3 Сформировать адекватную оценку возможностей своего особенного ребёнка.

Педагоги нашего ДОУ так же стали пересматривать подходы к организации психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса с учетом большого количества детей с различными нарушениями.

Эффективная интеграция возможна лишь в условиях постоянного совершенствования системы образования. Возможности преобразований определяются новыми связями моделей дошкольного образования и внедрением актуальных структур, например, таких как служба ранней помощи; консультационные пункты и др. в систему ДОУ.

В нашем ДОУ функционирует консультационный пункт.

Цели создания консультативного пункта (КП):

    Создание условий для развития и воспитания ребенка с ОВЗ и его успешной социализации в будущем.

    Пропаганда здорового образа жизни.

    Повышение роли семьи в воспитании ребенка с ОВЗ.

    Развитие вариативных форм дошкольного образования.

Кратко выразить суть обозначенной проблемы можно словами Дэвида Бланкетта: «Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом».

В подтверждение актуальности данной проблемы можно привести данные уровня готовности детей к школьному обучению: наблюдается большое количество детей с незрелостью психических процессов, с отсутствием мотивационной готовности. Предупреждение и выявление дизонтогенетических проявлений в раннем возрасте, и своевременное оказание комплексной медико-психолого-педагогической помощи детям способствует снижению численности дошкольников и младших школьников с ограниченными возможностями здоровья. Современные условия диктуют необходимость создания целостной системы интегрированного (инклюзивного) образования детей с ограниченными возможностями здоровья как перспективы общедоступного и качественного образования. Вот почему выбрана эта тема, и в чем ее актуальность!

23-25 марта в Перми состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Современные подходы и технологии сопровождения детей с особыми образовательными потребностями» с международным участием для студентов, специалистов, преподавателей, семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья, собравшая более 1200 участников, в том числе более 600 специалистов, 200 студентов, 310 родителей и детей, 90 докладчиков на секции, 18 уникальных лекторов, 15 приглашенных.

Проведено 40 мастер-классов с участием детей и родителей.

Выпущен сборник материалов конференции, содержащий уникальный опыт работы, лучшие практики и научные работы по сопровождению детей с особыми образовательными потребностями - всего 150 статей и тезисов с постатейным размещением в Научной электронной библиотеке eLIBRARY.RU (РИНЦ).

География участия: г. Халле (Германия), г. Москва, Санкт-Петербург, г. Зеленоградск (Калининградская область), г. Симферополь, г. Екатеринбург, г. Челябинск, г. Уфа, г. Ижевск, г. Глазов, г. Тарко-Сале (ЯНАО), г. Пермь и более 20 городов и поселков Пермского края (Россия).

Проведение конференции стало результатом взаимодействия Общественной организации «Счастье жить», ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет», Благотворительный фонд «Берегиня», Уполномоченный по правам ребенка в Пермском крае, АНО «Институт поддержки семейного воспитания».

Конференция была поддержана заместителем председателя Правительства Пермского края Абдуллиной Татьяной Юрьевной, министром образования Пермского края Кассиной Раисой Алексеевной, главным экспертом Медико-социальной экспертизы по Пермскому краю Аникеевой Татьяной Афанасьевной.

В конференции приняли участие руководители и преподаватели учебных заведений высшего и среднего профессионального образования, студенты, магистранты, аспиранты, молодые ученые; узкопрофильные специалисты-практики (специалисты служб сопровождения, центров помощи, специалисты адаптивной и лечебной физической культуры, педагоги-психологи, социальные педагоги, педагоги коррекционных школ и детских садов, дефектологи, логопеды, арт-терапевты, реабилитологи, канистерапевты и др.); специалисты медицинских организаций; представители социально-ориентированных некоммерческих организаций (НКО); родители детей с особыми образовательными потребностями; дети с особыми образовательными потребностями (участие в рамках мастер-классов и адаптированных праздничных концертах).

Подводя итоги конференции можно с гордостью сказать, что подобной конференции и такого масштаба в Пермском крае не было. Но важно то, что специалисты узнали о новых методах и эффективных технологиях обучения и развития детей, получили ценный опыт в работе с детьми с особыми образовательными потребностями. И мы верим, что эта конференция станет Первой, положив начало хорошей традиции вместе с научными деятелями, специалистами-практиками, родителями и детьми решать стоящие задачи на пути к счастливому будущему детей.

На сайте www.happy59.com в разделе Конференция через неделю будут опубликованы все материалы конференции: сборник материалов конференции в формате ПДФ, видео мастер-классов и пленарных докладов уникальных лекторов, презентации и видео-презентации лекторов, фотоматериалы 3-х дней работы конференции, отчет и резолюция конференции, отчетное видео всех 3-х дней конференции.

Конференция состоялась в рамках Проекта «Точка роста», при реализации которого используются средства государственной поддержки, выделенной в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации №68-рп от 05.04.2016г. и на основании конкурса, проведенного Фондом поддержки гражданской активности в малых городах и сельских территориях «Перспектива».

Марина Рыжова