Технология дыхания при заикании. Особенности речевого дыхания у детей дошкольного возраста с заиканием Методика формирования речевого дыхания у заикающихся

различных нарушениях произносительной стороны речи

Технология формирования речевого дыхания при заикании

Л.И. Белякова и Е.А. Дьякова выделяют следующие этапы работы по фор-

мированию речевого дыхания при заикании.

Первый этап

Расширение физиологических возможностей дыхательного аппарата

(постановка диафрагмально-рёберного дыхания и формирование длитель-

ного выдоха через рот)

Игры подбираются дифференцированно в зависимости от возраста и ха-

рактера нарушения дыхания.

Работа над дыханием, фонацией и артикуляцией проводится в тесном

единстве; большое значение в этой работе имеют специальные логорит-

мические упражнения и игры.

На этих занятиях упражнения по развитию общей и артикуляционной

Многие наблюдения говорят о том, что музыка способствует общему и

локальному мышечному расслаблению, уменьшению насильственных дви-

жений, согласованности и координации движений. Поэтому целый ряд дви-

жений, которые недоступны ребенку в обычной обстановке, могут быть

им выполнены под музыкальное сопровождение.

Таким образом, работа по формированию речевого дыхания при дизарт-

рии ведётся поэтапно, с учётом нарушений иннервации мышц речевого ап-

парата и степени двигательного дефекта при ДЦП, а также развивает коорди-

наторные взаимоотношения между дыханием, голосом и артикуляцией.

Г.В. Дедюхина предлагает использовать в коррекции нарушений дыха-

ния при дизартрии аппарат В.Ф. Фролова.

изобретатель тренажера дыхательного индивидуального – ТДИ-01.

Аппарат В.Ф. Фролова представляет собой портативное устройство,

предназначенное для тренировок произвольной регуляции воздуха и дыха-

тельной мускулатуры (рис. 1). Создавая сопротивление (положительное

ление воздуха для образования согласных звуков.

Для умения удерживать воздух в ротовой полости учат надувать щеки.

Нецелесообразно до операции применять широко известные, но требую-

щие повышенных усилий упражнения: катать карандаш по столу выдувае-

мой струёй воздуха, надувать шарики, дуть в соломинку. Они увеличивают

напряжение лицевой и глоточной мускулатуры, усиливают гримасы, уско-

ряют выдох. Главная цель в этот период – получение пусть слабой, но со-

знательно направленной воздушной струи для формирования звуков речи.

Для дыхательных упражнений используют легкие предметы: кусочки

ваты, полоски бумаги, пух и т. д.

Овладение направленной воздушной струёй позволяет перейти к непос-

редственно дыхательным упражнениям. Вначале ребенок, лежа на кушетке,

учится вдыхать через нос полный живот (надуть мяч ) воздуха и плавно

выдыхать его через рот холодной струёй (мяч сдулся ). Точность выполне-

ния упражнения контролируют ладонями: одна лежит на груди, вторая – на

животе. Затем учатся дышать животом в положении сидя, стоя, на ходу.

После овладения достаточно длинным диафрагмально-реберным выдохом

можно приступать к постановке гласных звуков и вокальным упражнениям.

После операции логотерапия начинается на 15 – 16 день.

Первые занятия продолжаются 5 минут и содержат определённую до-

зировку.

Первый день: дыхательные упражнения выполняются лёжа, чередуя бес-

шумный вдох и удлинённый выдох через рот и нос. Дыхание _____сочетается с

движениями рук, ног, головы. Постоянно контролируется диафрагмально-

реберное дыхание.

Второй день: выполняются те же дыхательные упражнения, но в поло-

жении сидя .

Третий день: выполняются дыхательные упражнения в положении

лёжа , сидя , с сопровождением их движениями конечностей и головы.

Четвёртый – шестой дни: занятия удлиняются до 10 минут, используется

прежний комплекс с добавлением дутья на ватку , в пузырёк, а также выдо-

ха на широкий высунутый язык.

Седьмой – пятнадцатый дни: дыхательные упражнения выполняются

в положении лёжа , сидя , стоя . Вырабатывается направленная

воздушная струя.

Работа над дыханием продолжается и после снятия защитной пластин-

ки, месяц закрывающей нёбо после выписки из стационара.

Таким образом, логопедическая работа по формированию речево-

го дыхания при ринолалии ведётся и в дооперационный, и в послеопе-

рационный периоды. Работа после уранопластики строится с учётом

дооперационной работы и эффективности операции. Методы работы

модифицируются в зависимости от особенностей речи пациента и с

учётом его психического статуса.

Заикания при речевом общении создают сложности и дискомфорт как для взрослых так и для детей. Однако спасение от этой патологии не только в лечении нервной системы и организма в целом. Немаловажным фактором в проблеме постановки свободной речи при заикании стала и дыхательная гимнастика. Благодаря четко разработанной системе, речевой аппарат начинает функционировать правильно, выравнивается артикуляция и голос. Дыхательные упражнения при заикании имеют наибольший эффект у детей, но перед ее применением обязательно получите консультацию у логопеда.

Дыхательная гимнастика при заикании подразумевает комплексы лечебных упражнений различной сложности в разных положениях тела:

  • Во время активного движения человека (бег, ходьба, прыжки);
  • В состоянии полного покоя (стоя в расслабленной позиции, сидя, в позиции лежа).

Это обусловлено несколькими задачами дыхательной гимнастики:

  • Пробуждение активности мышц в брюшном прессе;
  • Освоение техники диафрагмального дыхания;
  • Сознательная регулировка ритма дыхания;
  • Грамотное соотношение вдохов и выдохов;
  • Правильная расстановка выдохов при речевых отрезках.

Система целенаправленных, профессионально сложенных тренировок позволяет развивать ритм и темп дыхания. Изначально тренировка предполагает дыхательные упражнения, после начнет сопровождаться звуками, звукосочетаниями и вербальными проявлениями. Постепенное повышение уровня сложности заданий приведут к быстрому и полному выздоровлению пациента.

Небрежное отношение к дыхательной гимнастике может привести как минимум к неэффективности процесса. Регулярное выполнение упражнений с постепенными, удлиненными выдохами при заикании у детей – залог формирования свободного дыхания во время разговора. Полноценные выдохи помогают запастись необходимым количеством воздуха на вдохе.

Природа происхождения заикания

Перед тем как приступать к дыхательным упражнениям от заикания, нужно понять отчего возникает дефект. Исследователи и ученые, доктора и профессора сходятся во мнении, что заикание само по себе не является речевым нарушением. Психолог и педагог Р. Е. Левина считает, что скорость устранения дефектов речи зависит от того, насколько серьёзно ребенок относится к дефекту, а также в зависимости от природы возникновения заикания.

Целый ряд советских педагогов, таких как М. Е. Хватцев, М. И. Пайкин и другие считали, что первоочередной причиной появления заикания служит шоковое состояние, травма психологического характера, резкий испуг. Кроме того, специалисты настаивают, что простое спотыкание в речи еще не является заиканием и оно легче поддаётся корректировке.

Стоит выделить основные причины вызывающие патологию:

  • Заикание, как следствие травм, частых болезней, шоковых ситуаций;
  • Возникновение дефекта в случае, когда левшу переучивают в правшу;
  • Последствия пережитого шока, стресса, чрезмерного утомления во время публичных выступлений и подготовки к ним.

Каждый тип заикания вызванный, вышеуказанными причинами поддаётся лечению.

Один из способов решения проблемы – дыхательная гимнастика при заикании.

Методика лечения от А. Н. Стрельниковой

Методов тренировки дыхания на сегодняшний день существует довольно большое количество. Однако наибольший вклад, по мнению специалистов, в решение проблемы сделала Александра Николаевна Стрельникова. Будучи оперной певицей, женщина страдала от приступов удушья. Чтобы избавится от приступов она разработала специальную систему, которая помогла ей справиться с недугом. Вскоре дыхательная гимнастика возымела популярность по всему Советскому Союзу, многие доктора признали эффективность упражнений. Считается, что система Стрельниковой наиболее эффективная работа над дыханием при заикании.

Уникальной дыхательная гимнастика от Стрельниковой считается благодаря нижеследующим особенностям упражнений:

  1. резкие и короткие вдохи носом, необходимые во время сжимания грудной клетки;
  2. все упражнения направлены на активное действие всех частей тела;
  3. усиление внутреннего тканевого дыхания, как следствие, повышение показателей усвоения кислорода организмом.

Данная система направлена не только на лечение заикания – она приходит на помощь больным, страдающих заболеваниями различных систем органов. Как метод лечения, гимнастику следует выполнять дважды в день, в утреннее и вечернее время.

Ниже расскажем о нескольких упражнениях, которые помогут справиться с дефектами речи как у ребенка, так и у взрослого.

Упражнение «Ладошки»

Упражнение включает сжатие ладошек в кулаки. При сжатиях выполняются 8 шумных вдохов носом. После этого нужно сделать паузу в несколько секунд и повторить движения снова. Необходимое количество повторов – 32. Что же касается выдохов, то задерживать их не стоит, они делаются ртом, достаточно пассивно.

Вдыхать носом рекомендуется при слегка сомкнутых губах, а во время выдоха, губы необходимо разжать и выполнить естественный выдох. Обязательно нужно следить за положением плеч – не поднимать. Возможно легкое головокружение во время тренировки. Тем, у кого присутствует такой эффект, советуют выполнять упражнение сидя.

Упражнение «Погончики»

8 активных вдохов без пауз, после передышки в пару секунд – повторить цикл. Необходимое количество повторов – 32. Кулаки не поднимаем выше пояса.

Упражнение «Насос»

8 вдохов делаются циклами 4 раза. Несколько секунд перерыв и снова повтор цикла. Представляем как будто накачиваем шину ручным насосом.

Все три упражнения занимают примерно 10 минут. Вдохи везде должны быть короткими как хлопок.

Усложненный комплекс выполняется после того, как дыхательная гимнастика Стрельниковой при заикании в облегченной форме будет выполняться пациентом без особого затруднения.

Кинезиология как метод борьбы с заиканием

Наука кинезиология занимается изучением развития умственных и физических способностей посредством выполнения определённых упражнений для двигательного аппарата. Считается, что истоки кинезиологии берут начало в Древней Руси и Древней Греции. Многие логопеды советуют обратить внимание при заикании на кинезиологические упражнения, так как положительные результаты практики очевидны:

  • упражнения влияют на развитие активности мозга;
  • трудности в усвоении информации детьми сводятся к минимуму;
  • упражнения способствуют гармоничной работе обоих полушарий мозга.

Грамотный подход к выполнению упражнений ребенком обеспечивает позитивный результат. Непроизвольные зажимы мышц снимаются, непреднамеренные движения сокращаются в разы. Также стоит отметить, что подвижный ребенок лучше обучаем, нежели пассивный в действиях малыш.

Система гимнастики для ребенка, которая способствует устранению заикания, включает в себя несколько направлений:

  • растяжка, которая нормализует мышечные сокращения;
  • дыхательная гимнастика позволяет отладить ритмы организма;
  • упражнения для глаз, направленные на улучшение восприятия.

Малышу будет интересно выполнять большинство заданий, так как многие из них подключают воображение. Таким образом, в растяжке присутствует упражнение «Снеговик», в котором нужно представить себя тающим снеговиком – начиная от головы, заканчивая конечностями. Ребенок должен постепенно расслабляться. «Таить», чтобы в конце концов мягко приземлиться на пол, имитируя лужу воды.

Кинезиологические упражнения предполагает выполнение упражнения «Дерево», которое нужно выполнять на корточках. Малыш прячет голову между коленями, обхватывает их ручками и представляет себя семечком, прорастающим и становящимся прекрасным деревом. Ребенок поднимается на ноги, расправляет все тело и вытягивает руки вверх. Дует ветер, и ребенок имитирует качание веток.

В числе дыхательных упражнений выделяют «Свечу», исходное положение сидящее. Малыш представляет большую свечу и пытается ее задуть коротким выдохом. Затем представляет 5 маленьких свечей, набирает воздух и короткими выдохами задувает все свечи.

Занятия для глаз типичные для любого офтальмологического комплекса. В процессе должны сокращаться мышцы. Взгляд устремляется в даль и в близь, глазное яблоко двигается по часовой стрелке и против, напрягается и расслабляется.

Упражнения будут иметь больший эффект в комплексе с массажем, который выполняется для расслабления организма и настройки на восприятие упражнений.

Как бы ни была важна дыхательная гимнастика при заикании, всегда нужно обращать внимание на психологическое состояние ребенка. Родители и близкие должны максимально правильно подобрать тактику общения с ребенком. Стараться не обидеть чувствительного малыша, но в то же время, не пытаться во всём угождать ему. Дети прекрасно чувствуют чрезмерную жалость и всяческими способами будут отвергать такую заботу. В конце концов, это чревато недоверием со стороны ребёнка, как следствие, невозможностью избавить его от дефектов речевого аппарата.

У заикающихся детей часто бывают проблемы со сверстниками – это еще один психологический фактор, который необходимо учесть. Ребенку нужно донести, что его дефект – не изъян, а особенность. И все, что ему нужно, чтобы завести друзей – это общаться с ребятами и не бояться своего голоса, ведь никто не идеален.

Запас терпения, поддержка ребенка – это то, что необходимо вкладывать в сбалансированную работу с дыханием, помимо физических упражнений для организма. Несколько месяцев потребуется для того, чтобы дыхательные упражнения при заикании, а также кинезиология сделали свое дело. Ожидать моментального результата не стоит, однако, ежедневный труд над проблемой обеспечит полное исцеление ребенка, подарит ему радость и легкость человеческого общения.

Елена Бажина
Дышим правильно-говорим легко. Формирование речевого дыхания при заикании

Дышим правильно - говорим легко .

Формирование речевого дыхания при заикании .

Важнейшее условие правильной речи – это плавный длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция.

Речевое дыхание отличается от обычного жизненного дыхания . Речевое дыхание – это управляемый процесс , физиологическое же дыхание не требует участия воли и происходит автоматически.

Установлено, что наиболее правильным , удобным для речи является диафрагмально – реберное дыхание , когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и межреберных мышц. Активна нижняя, самая емкая часть легких . Верхние отделы грудной клетки, а также плечи практически остаются неподвижными, при этом создаются самые благоприятные условия для работы голосового аппарата. Контролировать правильное речевое дыхание можно , положив ладонь на область диафрагмы, т. е. между грудной клеткой и животом. При вдохе стенка живота приподнимается, нижняя часть грудной клетки расширяется. При выдохе мышцы живота и грудной клетки сокращаются.

Вдох при речи короткий, легкий . Выдох – длительный, плавный (в соотношении 1 :10 ; 1 :15) .В процессе речи существенно увеличивается функциональное значение фазы выдоха. Перед началом речи обычно делается быстрый и более глубокий, чем в покое, вдох. Речевой вдох осуществляется через рот и нос, а в процессе речевого выдоха поток воздуха идет только через рот. Большое значение для озвучивания высказывания имеет рациональный способ расходования воздушной струи. Время выдоха удлиняется настолько, насколько необходимо звучание голоса при непрерывном произнесении интонационно- логически завершенного отрезка высказывания.

Правильное речевое дыхание , четкая ненапряженная артикуляция является основой для звучания голоса. Неправильное дыхание приводит к форсированности и неустойчивости голоса.

Речевое дыхание считается неправильным , если выявляются следующие ошибки :

Подъем грудной клетки вверх и втягивание живота на вдохе

Слишком большой вдох

Учащенность дыхания

Укороченность выдоха

Неумение делать незаметно для окружающих добор воздуха

неправильная осанка

В клинической картине заикания отмечается расстройство дыхания . Основными нарушениями фонационного дыхания у заикающихся являются :

Дизритмия

Неэкономичное использование воздуха в процессе голосообразования

Укороченный, толчкообразный, спорадический выдох

Частые доборы воздуха, неоправданные синтагматическим и логическим членением речевого потока

Спонтанные задержки дыхания на высоте вдоха или выдоха

Наиболее часто отмечается преимущественное использования во время речи верхнереберного или грудного дыхания , сопровождающегося сильным подъемом плечевого пояса, грудной клетки, напряжением шейной мускулатуры, в резулшьтате чего дыхание становиться шумным и напряженным.

У заикающихся отмечается несформированность координации механизмов рече - и голосообразования : фонационное дыхание становится поверхностным, аритмичным, объем выдыхаемого воздуха уменьшается , используется нерационально, отсутствует временное соотношение фазы выдоха и реализации артикуляторной программы высказывания. Поэтому при коррекции нарушений плавности речи возникает необходимость специально организовывать деятельность периферических отделов речевого аппарата .

Важное значение в работе над воспитание техники голосообразования является постановка правильного фонационного дыхания . Формирование речевого вдоха имеет принципиальное значение для организации плавной речи, большое внимание уделяют воспитанию активности диафрагмы и нижних ребер, развитию носового дыхания .

Упражнения группируются по степени их усложнения :

1. Статические дыхательные упражнения , основная задача которых- сформировать смешанно- диафрагмальный тип дыхания , скоординировать правильное соотношение вдоха и выдоха, добиться сознательного произвольного управления дыханием .

2. Динамические дыхательные упражнения , облегчающие процесс овладения навыком координированного дыхания , косвенно влияют на процесс фонации.

3. Фонационные дыхательные упражнения

Задачи Направления работы

1. Выработка правильных дыхательных кинестезий . 1. Нормализация тонуса дыхательной мускулатуры

2. Формирование силы , целенаправленности и длительности воздушной струи

3. Дифференциация ротового и носового выдоха

2. Выработка правильных фонационных кинестезий 1. Формирование фонации на выдохе

2. Определение наиболее комфортного звучания голоса

3. Координация дыхательных , фонационных и артикуляционных кинестезий

4. Увеличение времени фонации

3. Коррекция ритма дыхания 1 . Формирование ритмичности дыхания

2. Сознательная регуляция правильного соотношения вдоха и выдоха

3. Распределение выдоха на конкретные речевые отрезки , диктуемые логикой

Воспитание и развитие темпа и ритма дыхания реализуются через систему целенаправленных тренировок . Темп т ритм дыхания формируются в процессе упражнений (статических и динамических, которые выполняют сначала без речи, затем с вербальным сопровождением.

Статические дыхательные упражнения .

Основная задача логопеда- объяснение обучающимся «техники» выполнения упражнений. На первом этапе основное внимание уделяют формированию нижнереберного типа дыхания с активным участием диафрагмы, координации ритмичного вдоха и выдоха. Логопед обучает устранять избыточное напряжение в мышцах плечевого пояса, груди, рук. Тренировка осуществляется сидя или лежа (в этом положении мышцы всего тела слегка расслабляются ).Через 5-7 дней, после установления ровного ритмичного дыхания переходят к формированию навыков дыхания во время двигательной активности.

Динамические дыхательные упражнения .

При выполнении динамических упражнений совершенствуется произвольный компонент регуляции дыхания . Выбор комплекса динамических упражнений зависит не только от физических возможностей заикающихся , но и от выявленных недостатков в фонационном дыхании . Так, при астении рекомендуются комплексы, активизирующие мышечную мускулатуру, при при вокальной и дыхательной судорогах речевого аппарата- упражнения, способствующие снятию излишней напряженности дыхательной мускулатуры , в некоторых случаях сочетают активизирующие и релаксационные упражнения. Динамические дыхательные упражнения проводят в сочетании с движениями туловища, рук, шеи. Основная цель тренировки достигается за счет изменения темпа, частоты, характера выполнения упражнений. Для активизации мышц используют резкие рывки рук (толкательные движения, наклоны, повороты туловища, а для снятия напряжения- медленные и плавные движения. При воспитании правильного речевого дыхания чередуют активизирующие и релаксационные упражнения. Для автоматизации и закрепления правильных паттернов дыхания подбирают упражнения, приближенные к естественным условиям жизни человека (ходьба, подъем по лестнице, физические нагрузки) .Многократно повторяющиеся комплексы становятся стереотипными и автоматизированными, в результате чего изменяются характер и ритм дыхания : вместо поверхностного и частого формируется более спокойное , глубокое ритмичное дыхание , которое обеспечивает оптимальное звучание речи.

Фонационные дыхательные упражнения .

Следующим этапом работы является развитие длительного фонационного выдоха. Формирование фонационного выдоха является основой для развития координаторных взаимоотношений между дыханием , голосом, артикуляцией. Поскольку формирование речевого дыхания тесно связано с формированием навыка рациональной голосоподачи и голосоведения, то эти задачи решаются практически одновременно. Работу над фонацией начинают с глухих щелевых согласных и гласных звуков. Выполнение этих упражнений осуществляют в статических или динамических режимах (медленное разведение рук в стороны, наклоны и повороты головы и туловища, движение ног и т. д., производя тренировку длительного выдоха. Далее выбор речевого материала зависит от индивидуальных особенностей заикающихся и подбирается в соответствии с задачами обучения. Например при гипоназальности рекомендуют произнесение сонорных звуков «м» и «н» как физиологически наиболее удобных и контролируемых, затем отрабатывают гласные звуки.

При вокальной судороге используют придыхательную фонацию , а в сложных случаях (речевой ступор ) занятия начинаются с мысленного произнесения звуков или шепота.

В процессе развития речевого дыхания на длительном плавном выдохе вводятся речевые упражнения , которые постепенно усложняют : наращивают количество звуков, произносимых на одном выдохе, от звука к слогу, слову, словосочетанию и фразе. Основное внимание обращают на технику дыхания во время речи : стремятся избегать излишней потери воздуха во время выдоха, следят за равномерностью дыхания при выполнении задания. При проведении речевого тренинга контролируют правильный вдох , стремясь избегать «перебора» воздуха. Диафрагмальный вдох и выдох во время выполнения этих упражнений заикающийся может контролировать ладонью, положенной на область диафрагмы, плавность движений брюшного пресса при вдохе и выдохе соответствует естественному паттерну дыхания , что свидетельствует о координации фонации и дыхания .

Тренировку выдоха проводят при произнесении коротких чистоговорок, пословиц, поговорок, далее переходят к сложным фразам. Отрабатывая сложные высказывания, обучающиеся произносят первую часть фразы, а затем, после добора воздуха, завершают высказывание.

При выборе речевого материала необходимо учитывать возраст, интересы обучающихся, что позволяет повысить их заинтересованность и ускорить процесс автоматизации новых речевых стереотипов .

В зависимости от соматического состояния обучающихся оптимальный результат дают тренировки, продолжающиеся 5-10 минут с интервалом в 10-15 минут. Заикающимся рекомендуют повторять упражнения систематически два раза в день самостоятельно.

При усвоении новых навыков необходимо не только объяснение, но и многократный показ, подключение различных видов контроля (слуховой, визуальный, кинестетический) .

Используемая литература :

1. Поварова И. А. Заикание : диагностика и коррекция темпоритмических нарушений устной речи. Монография. - СПб.: Речь,2005.

2. Поварова И. А. Практикум для заикающихся . – СПб.:«Издательство СОЮЗ» , 2000.

Одним из постоянных признаков заикания является нарушение речевого дыхания. Помимо возможности появления судорожной активности в мышцах дыхательного аппарата, нарушение речевого дыхания у заикающихся выражается в следующих показателях: недостаточный объем вдыхаемого воздуха перед началом речевого высказывания, укороченный речевой выдох, несформированность координаторных механизмов между речевым дыханием и фонацией.

Работа по формированию речевого дыхания включает в себя следующие этапы:

1) Расширение физиологических возможностей дыхательного аппарата (постановка диафрагмально-реберного дыхания и формирование длительного выдоха через рот).

2) Формирование длительного фонационного выдоха.

3) Формирование речевого выдоха.

Формирование речевого выдоха имеет принципиальное значение для организации плавной речи. Известно, что плавность речи - это целостное непрерывное артикулирование интонационно-логически завершенного отрезка высказывания в процессе одного непрерывного выдоха.

Учитывая то, что у заикающихся отмечается поверхностное, недостаточно регулярное дыхание, при котором мышцы грудной клетки, особенно мышцы верхнего плечевого пояса, находятся в состоянии излишнего напряжения, большинство практиков использует в коррекции заикания постановку диафрагмально-реберного дыхания, которое часто называют диафрагмальным. При этом типе дыхания особое значение имеет работа мышц брюшного пресса.

Постановку диафрагмально-реберного дыхания начинают в положении лежа. Оптимально, чтобы постановка диафрагмального дыхания проводилась на фоне мышечного расслабления. Как правило, в этот период заикающиеся уже знакомы с элементами релаксации.

В дошкольном возрасте формирование диафрагмального дыхания необходимо проводить на начальном этапе в положении лежа. В этом положении мышцы всего тела слегка расслабляются и диафрагмальное дыхание без дополнительных инструкций устанавливается автоматически.

В дальнейшем для тренировки диафрагмального дыхания, его силы и длительности используют различные игровые приемы. При этом должны быть учтены следующие методические указания.

1. Дыхательные упражнения должны быть организованы таким образом, чтобы ребенок не фиксировал внимание на процессе вдоха и выдоха.

2. Для детей дошкольного возраста дыхательные упражнения организуются в виде игры так, чтобы ребенок непроизвольно мог сделать более глубокий вдох и более длительный выдох.

3. Все упражнения на тренировку речевого дыхания связаны с выполнением двух основных движений:

руки из положения “в стороны” движутся “кпереди” с обхватом грудной клетки, или из положения “вверху” движутся вниз. Движения корпусом, как

правило, связаны с наклоном вниз или в стороны. 4. Большинство упражнений для детей дошкольного возраста включают выдох с артикуляцией согласных (в основном щелевых) или фонацией гласных звуков, что позволяет логопеду на слух контролировать длительность и непрерывность выдоха, а в дальнейшем формирует у ребенка обратную биологическую связь.

В клинической картине заикания присутствует расстройство дыхания.

Физиологическое дыхание детей дошкольного возраста с заиканием имеет свои особенности. Оно, как правило, аритмичное, поверхностное, верхнереберного типа, характеризуется неравномерностью, прерывистостью и кратковременными остановками. При этом ритм дыхания недостаточно устойчив, легко нарушается при эмоциональном напряжении. Объем легких у таких детей существенно ниже возрастной нормы .

Речевое дыхание представляет собой высококоординированный акт, во время которого дыхание и артикуляция строго соотносятся в процессе речевого высказывания. У детей дошкольного возраста с заиканием эта координация нередко нарушается даже в процессе плавной речи. Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова в своих исследованиях указывали, что нарушение речевого дыхания у заикающихся детей настолько сильно выражено, что многие исследователи склонны относить причину заикания к нарушению регуляции дыхательной функции .

Еще в середине XIX века первым исследователем влияния дыхания на заикание был Бонне. Он научно доказал симптологическое значение дыхательных расстройств при заикании. Бонне назвал такие расстройства спазмодическими сокращениями, указал на их непроизвольность, а также, что они имеют такое же значение, как артикуляторные судороги .

Дыхательные движения нарушаются очень заметно и многие дети с заиканием испытывают трудности в голосоподаче. Дети с заиканием чрезмерно расходуют воздух. У них отмечается недостаточный объем вдыхаемого воздуха перед началом речевого высказывания, а также укороченный и нерационально используемый речевой выдох. Некоторые из них выдыхают часть воздуха перед фонацией (голосоподачей), другие растрачивают воздух при преодолении препятствий, создающихся в органах речи. Объем выдыхаемого воздуха настолько уменьшается, что его не хватает на произнесение целой фразы. Особенно заметен расход воздуха при тоническом заикании, когда нередко выдыхается большая часть воздуха, прежде чем образуется голос, и ребенок после этого говорит только на остаточном воздухе. У заикающихся детей дыхание поверхностное, следовательно, большое значение имеет вентиляция легких. При клонусах выдыхательные движения беспрестанно прерываются быстрыми, короткими, как бы вдыхательными движениями. Тонусы и клонусы часто сочетаются .

Перед вступлением в речь заикающиеся дети делают недостаточный по объему вдох, что не обеспечивает целостного произнесения интонационно-смыслового отрезка сообщения. Речь детей с заиканием порой неожиданно прерывается, и в середине слова делается судорожный вдох. Произнесение отдельных слов происходит в разные фазы дыхания - как на вдохе, так и на выдохе .

Часто дети с заиканием говорят на вдохе или на задержанном дыхании. Бывает «утечка воздуха» - речевой вдох делается носом, сразу же следует выдох, и речь становиться «задавленной», т.к. используется остаточный воздух .

В исследованиях Ф.А. Рау отмечено, что в отношении дыхания у заикающихся детей наблюдаются два резких уклонения от нормального речевого дыхания. Во-первых, утечка воздуха вначале, середине и конце слова (ребенок предпосылает слову или вставляет в него придыхательный звук вроде «х» или немецкого «h». А во-вторых, речь при вдохе (инспираторная речь или речь на инспирации), при которой ребенок говорит в то время, когда вдыхает. При первом и втором видах дыхательного расстройства речь ребенка часто сводится к хрипоте и шепоту .

В своей монографии И.А. Сикорский выделил три вида дыхательных судорог: судорога на вдохе, судорога на выдохе и ритмическая дыхательная судорога .

Судорога на вдохе или инспираторная судорога - одна из наиболее частых дыхательных судорог и характеризуется внезапным резким вдохом на разных этапах речевого высказывания (вначале или в середине слова), из-за чего наступает необоснованная пауза в речи или нарушение правильного и четкого звукопроизношения .

Иногда два-три инспираторных движения следуют непосредственно одно за другим без смены выдохами. Часто это явление имеет такой вид, как будто при первых признаках начавшегося выдоха снова наступает вдох. Сила и размер инспираций (вдохов) различны, чаще всего они бывают поверхностны, коротки, иногда мимолетны, едва заметны, иногда же, напротив, очень сильны и объемисты. Но как бы разнообразны они не были, во всех случаях сохраняется их главный характер - это порывистость: они не совершаются медленно, с постепенным нарастанием силы, а проходят быстро, нередко в виде удара, и до известной степени напоминают собой икоту. Может быть, на это сходство с икотой указывает и славянская этимология слова «заикание» (заикание, заикнуться, икота, икать, икнуть). Бонне справедливо сравнивал также эти инспирации со всхлипываниями. Но даже и в тех случаях, когда инспирации не бывают столь порывисты, как при икоте и всхлипывании, они совершаются гораздо быстрее и сильнее нормального вдоха и часто сопровождаются шумом: «Вдох совершается у одних лиц с шумом, или свистом, или с неопределенным глухим тоном, у большей же части он происходит беззвучно, но всегда при этом грудь расширяется, а живот втягивается» . При этом втягиваются и межреберные мышцы. Внезапный, порывистый характер описываемых вдохов также обнаруживается и тогда, когда воздух не выходит через рот, например, во время произнесения буквы н , и когда инспираторный ток вследствие этого должен направляться только через нос. В этих случаях быстрый порывистый вдох вызывает впадение крыльев носа, как при параличе лицевого нерва. Исследование механизмов вдохов показывает, что они совершаются за счет сокращения диафрагмы - это заметно по характерному расширению нижней части груди .

Порывистые и поспешные вдохи происходят из-за попытки пополнить недостаточный запас воздуха и вызываются у детей с заиканием в связи с неправильным, неэкономным расходом воздуха, бесполезным его выдохом, не употребляют его на артикуляцию, или начинают речь при малом запасе воздуха в груди. И, таким образом, им необходимо вскоре делать новый вдох. Частое вдыхание воздуха не предохраняет от приступов. Если же судорожные инспирации появляются при достаточном наполнении груди воздухом, то они бывают тем более поверхностны, чем чаще и непрерывнее они следуют одна за другой. При этом даже сила и напряжение их уменьшаются, и они принимают вид мимолетных незначительных вдохов. Такие судорожные вдохи характерны для некоторых детей с заиканием, если они появляются в одиночку, а не суммируясь. Механизм дыхания у детей с заиканием вне речи не нарушен, но во время речи при частых инспирациях нарушения наблюдаются: отдельные вдохи становятся поверхностными, а в легких количество воздуха - очень малым .

В своем логическом построении речь складывается из предложений - простых или сложных. Между частями предложения, произносимого голосом, происходят обычно непродолжительные приостановки артикуляции, служащие выражением логического разделения речи. Эти остановки на письме обозначаются знаками препинания. При произнесении фразы они служат для наполнения груди воздухом. Но под влиянием субъективных причин или при особенной логической или фонетической структуре речи (например, при стечении многосложных слов) инспирация может наступить без ущерба для чистоты речи и вне указанных границ. Крайним пределом, в котором инспирация уже не может наступить, служит речевой такт (синтагма). Чем непринужденнее и натуральнее речь, тем менее она является в виде отдельных слов, как при письме, и тем более и яснее выражается в ней фонетическое единство предложения. Даже у тех, кто хорошо знаком с грамматикой, отдельные части и отдельные слова предложения не являются по отдельности, но выступают в форме скоплений и групп, в состав которых входит более чем одно слово. В живой речи слышатся не отдельные слова, а отдельные группы слов, на которые подразделяется звуковая цепь целого предложения. Эти группы слов и составляют собой речевые такты или синтагмы и представляют собой фонетическую единицу, т.е. сумма слогов, входящих в его состав, произносится на одном выдохе, без малейшего перерыва, и несет главное общее ударение, совпадающее с ударением одного из слов. В результате, то или другое фонетическое распределение фразы, тот или иной состав тактов связан нераздельно с содержанием мысли. По мнению И.А. Сикорского «Такт есть фонетическое выражение или звуковой облик оттенка мысли» .

Одним из самых существенных признаков ненормального вдоха, показывающий его судорожный характер, служит появление вдоха среди речевого такта, среди слога или среди произнесения отдельного звука, что производит фонетическую диссоциацию (распад на мелкие части), никогда не наблюдаемую у человека с нормальной речью без нарушений. Если инспираторная судорога наступает среди речевого такта, то, прежде всего, происходит внезапная приостановка экспирации (выдоха) в данной фазе и непосредственный переход к инспирации. При этом голосовой и инспираторный механизмы, которые относятся к начатому речевому такту, иногда продолжаются, и если в них не происходит одновременно самостоятельной судороги, то начатый такт благополучно заканчивается при инспираторном токе воздуха. Звукопроизношение при этом менее ясное и отчетливое, чем при нормальной речи, но довольно различимо. Иногда артикуляция и вокализация приостанавливаются и продолжаются после окончания инспирации уже с новым экспираторным током воздуха. В зависимости от продолжительности инспирации может быть произнесен целый такт или его часть. При медленных вдохах артикуляция и вокализация успевают совершаться правильно, при быстрых же слышны обычно одиночные слоги или звуки. Как бы коротка ни была инспирация, попадающая на произносимое слово или речевой такт, она всегда производит резкое, очевидное разделение слова на части и дает впечатление неприятного перерыва речи. Плутарх называл это явление «рваной речью» .

Инспираторная судорога оказывает влияние на деятельность голосового и артикуляторного механизмов. Инспираторный голос - грубый и глухой. Все гласные звуки при такой судороге носят характер «густого придыхания». Гласные а, о, у, э,и,ы слышны как [га], [го], [гу], [гэ], [ги], [гы], но никогда не являются совершенно чистыми. Взрывные звуки часто получают аффрикацию (например, слова пол, быть произносятся как пфол, бвыть ) .

Замечено, что инспираторная судорога может угнетать действие артикуляторного и голосового аппаратов: между отдельными звуками появляются звуковые паузы, наполненные «густым вдохом». Иногда слово или такт замирают на первых звуках, или эти звуки становятся неясными. После окончания судороги, прерванные слово или слог начинаются вновь. В результате, артикуляторные движения то приостанавливаются, то лишены четкости, отчетливости и нужной силы .

Судорога на выдохе или экспираторная судорога по своему проявлению и влиянию на голосовой и артикуляторный аппараты и схожа во многом с инспираторной. Она также имеет внезапный и порывистый характер, возникая в течение речевой деятельности, нарушает правильное непрерывное звукопроизношение. Эти два вида дыхательных судорог различаются между собой неодинаковым количеством мышечного напряжения: инспираторной судороге свойственны быстрота и мимолетность, а экспираторной - объемистые и сильные напряжения мускулатуры брюшного пресса. По этому признаку уже с первого взгляда нетрудно различить оба вида судорожных движений, если они существуют совместно, сменяя друг друга. Сила экспираторной судороги сказывается в особенности в тех случаях, когда выдыхаемый воздух встречает препятствие на своем пути, например, в противодействии артикуляторного и голосового механизмов .

Экспираторная судорога обычно поражает человека не в начале, а уже в потоке речи, ее наступление резко обозначается внезапным усилением экспирации (выдоха) и никак не вытекает из артикуляторных потребностей данной минуты. Большей частью сокращение брюшных мышц бывает так внезапно и сильно, что охваченный судорогой человек немного наклоняется вперед, как это бывает при рвоте, а воздух с большим напряжением, быстротой и шумом выходит из груди наружу через раскрытую голосовую щель. Таким образом, бережливость, с которой расходуется выдыхаемый воздух у говорящего, внезапно и резко нарушается при экспираторной судороге. В тяжелых случаях заикания экспираторная судорога вызывается намерением говорить и появляется при попытке раскрыть рот .

Как и инспираторная, экспираторная судорога может иметь различные степени - от самых сильных до слабых, чуть заметных или едва начинающихся движений. Последние характеризуются своей непродолжительностью, слабым напряжением мышц, незначительным количеством выводимого ими воздуха из груди. Распознавание таких слабых судорог иногда может быть затруднительным, чем распознавание слабых инспираторных судорог. Причина трудности заключается в том, что экспирация и при нормальных условиях является необходимой составной частью речевых движений. Напряжение экспирации во время нормальной речи представляет собой беспрерывно меняющуюся величину во всех видах речи - громкой, тихой или шепотной. В этих переменах необходимо различать силу, или напряженность, экспирации и время, или продолжительность, экспирации известной силы.

Сила экспирации изменяется на всех ударениях в предложении, речевом такте и отдельном слове, а также в слогах и в отдельных звуках. Различные звуки, сомкнутые в один слог, произносятся не с одинаковым экспираторным напряжением, а обычно на один звук падает главная и сильная часть экспирации. Поэтому независимо от своей индивидуальной интенсивности и длины, каждый звук может быть произнесен с той или иной силой выдоха, в зависимости от занимаемого им места в слоге. Каждый звук слога или слова в цепи других звуков имеет свой определенный выдыхаемый компонент, и малейшие изменения в силе выдоха сразу резко нарушают метрическое строение слога.

Влияние экспираторной судороги на действие голосового и артикуляторного механизмов более значительно, чем то, какое оказывает инспираторная судорога. Последняя не всегда препятствует деятельности вокализации и артикуляции, и слово, начатое на выдохе, может быть окончено на вдохе. Экспираторная же судорога в слабом проявлении, позволяет до известной степени работать артикуляторному и голосообразующему механизмам. В большей же части случаев она производит угнетающее действие и совершенно приостанавливает действие голосового и артикуляторного аппаратов в течение всего времени, пока она сама длится .

Звук, наполняющий собой речевую паузу при экспираторной судороге, принадлежит к числу придыхательных и в оcновном носит на себе слабый оттенок ближайшего, по ходу артикуляции, гласного звука. Согласные же звуки, как мгновенные, так и длительные, никогда не бывают слышны вследствие того, полость рта остается открытой в течение судороги, что составляет ее характерную особенность, а при таких условиях образование согласных, как взрывных, так и щелевых, невозможно. С момента наступления судороги голос внезапно умолкает, и слышиться то один беззвучный выдыхательный шум трения или придыхательный звук. Этот звук имеет не всегда одинаковый характер, который бывает то более шепотным, то более звучным. Мышцы голосового аппарата, застигнутые во время работы экспираторной судорогой, приходят в такое оцепенение, как и артикуляторные мышцы. Судорога наступает в момент произношения гласного звука или громкого согласного, т.е. когда голосовые связки бывают напряжены или наоборот, что чаще, беззвучный выдыхательный шум в случаях наступления судороги при одном из шепотных звуков .

В своем исследовании хотелось бы отметить еще одну особенность экспираторной судороги. Часто наблюдается, что слово или слог, произнесение которых было приостановлено такой судорогой, после ее окончания, произносятся порывисто и с особенно сильным экспираторным напряжением.

Таким образом, экспираторная судорога представляет собой сложную систему, в которую входят как судорога на активном выдохе, так и положения голосовой щели, нижней челюсти, небной занавески и крыльев носа. Все эти разнообразные движения возникают одновременно, как бы по одному общему импульсу, и так же одновременно и внезапно исчезают, одновременно усиливаются и одновременно ослабевают.

Ритмическая (респираторная) дыхательная судорога остается мало-изученным и редко встречающимся явлением. Проявляется в виде незна-чительного, мимолетного проявления и может остаться не замеченной. Чаще эту судорогу путают с другими видами дыхательных судорог, т.е. с инспи-раторной и экспираторной. Перед началом речевой деятельности у ребенка без заикания обычно происходит или вдох, или только активная, мимолетная приостановка выдоха. То и другое служит вступлением к начинающейся речи или голосу. У детей с заиканием в редких случаях уже перед началом речи или при попытке начать речь появляется видимое замешательство в функции дыхания: инспирация, если она предшествует речи, бывает слишком краткой и поверхностной, как будто уже недостаточно времени для более глубокого вдоха, при этом речь не начинается, и одновременно за окончанием вдоха наступает выдох, и часть воздуха таким образом уходит до начала речи. Если же начало замешательства падает на момент экспирации, то происходит ее приостановка. Но она появляется слишком рано, преждевременно, так что за нею неодновременно наступает речь, как при нормальной речи, а остается некоторая пауза, во время которой обнаруживаются следы начинающегося выдоха и новой приостановки его. В результате, сама приостановка дыхания и все сопутствующие процессы не решительны. Все это производит такое впечатление, как будто бы судорожные сокращения являются в слабой зачаточной форме, что служит предвесником сильных судорог. Когда ребенок начинает говорить, то в основном с первыми его звуками появляются быстрый вдох и выдох. То и другое совершается актино, но поверхностно, с непосредственной сменой вдоха выдохом и без всякой паузы после выдоха .

Рисунок дыхания представлен так, что при более медленном типе одинаково замедляется как вдох, так и выдох. Количество последовательных дыхательных движений у одних детей бывает незначительным, обычно две-три, у других - в несколько раз больше. В этом случае ритм очень быстрый, частота дыхания может превышать скорость пульса. По этому сравнению можно понять, какая скорость характерна для ритмической судороги. Рука, положенная на живот или приближенная к губам, а также зрительное наблюдение подтверждает, что это действительно респираторные движения.

Обычно такие судороги длятся несколько секунд, но если бы они продолжались дальше, то количество дыхательных движений могло бы достичь 200-300 в минуту .

В основном при респираторной судороге слышатся вместо членораздельных звуков только одни придыхательные шумы, хотя иногда выходят звуки, которые повторяются столько раз, сколько бывает вдохов и выдохов. Щелевые звуки (например, [в], [ф], [х], [ш] и др.) слышаться довольно нечетко. Смычные же звуки [п], [т] часто не выходят, а слышаться чаще как соответствующие им щелевые. К тому же у детей с заиканием при ритмической судороге отмечается чувство отдышки и желание прервать речь, а так же несколько раз вздохнуть свободно.

Таким образом, одним из постоянных признаков заикания является нарушение речевого дыхания. Для такого дыхания при заикании характерны дыхательные судороги, которые могут возникать в фазе вдоха (инспираторные) или при резком внезапном выдохе (экспираторные). Нарушение речевого дыхания у детей с заиканием выражается в недостаточном объеме вдыхаемого воздуха перед началом речевого высказывания, в укороченном речевом выдохе, а также в несформированности взаимосвязанных механизмов между речевым дыханием и голосообразованием. Часто объема выдыхаемого воздуха не хватает на произношение целой фразы, речь прерывается, а в середине слова делается судорожный вдох. Часто дети с заиканием говорят на вдохе или на задержанном дыхании. При этом наступают необоснованные паузы в речи и нарушение правильного и четкого звукопроизношения.