Симонов павел васильевич - психологическая газета. Симонов павел васильевич Академик симонов павел васильевич

Симонов, Павел Васильевич -

(р. 20.04.1926) - спец. по психофизиологии, выступает по филос. аспектам проблемы сознания; д-р мед. наук, проф. Род. в Ленинграде. Окончил Военно-мед. академию им. С.М.Кирова (1951). С 1960 - в Ин-те высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН. Канд. и докт. дисс. посвящены проблемам психофизиологии. Акад. РАН. С. занимается проблемами психофизиологии мотиваций, эмоций и сознания. В своих трудах рассматривает потребности как основу и движущую силу поведения. С. предлагает классификацию потребностей, разделив их на витальные, соц., идеальные, потребности вооруженности (компетенции) и преодоления препятствий (воля). Различает соц. потребности "для себя" и "для других". Трактует эмоции как отражение актуальной потребности и вероятности (возможности) ее удовлетворения в данный момент. Обосновывает положение о принципиальной дополнительности детерминизма и свободы воли, зависящей от позиции наблюдателя. Различает сознание, подсознание и сверхсознание (творч. интуиция). Творч. рассматривает как частный случай процессов саморазвития живой природы, самодетерминацию поведения - как происходящую благодаря деятельности сверхсознания, его способности создавать такие рекомбинации следов памяти, к-рые ранее никогда не встречались в опыте субъекта. История цивилизации, по С., - это история средств удовлетворения потребностей, оказывающих влияние на развитие (возвышение) самих потребностей.

Соч.: Теория отражения и психофизиология эмоций. М., 1970; Категория сознания, подсознания и сверхсознания в творческой системе К.С.Станиславского // Бессознательное. Т.2. Тбилиси, 1978; О познавательной функции сопереживания // ВФ. 1979. № 9; Эмоциональный мозг. М., 1981; Эмоции и воспитание // ВФ. 1981. № 5; Детерминизм и свобода выбора // Методологические проблемы физиологии высшей нервной деятельности. М., 1982; Темперамент. Характер. Личность. [В соавт.]. М., 1984; О двух разновидностях неосознаваемого психического: под- и сверхсознание // Бессознательное. Т.4. Тбилиси, 1985; Мотивированный мозг. Высшая нервная деятельность и естественно-научные основы общей психологии. М., 1987; Междисциплинарная концепция человека: потребностно-информационный подход. М., 1989; Происхождение духовности. [В соавт.]. М., 1989; Анатомия совести // Человек. 1990. № 5; Мозг и творчество // ВФ. 1992. № 11; Созидающий мозг. Нейробиологические основы творчества. М., 1993.

Симонов, Павел Васильевич

Действительный член РАН (1987), академик-секретарь Отделения физиологии РАН, директор Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии; родился 20 апреля 1926 г.; окончил в 1951 г. Военно-медицинскую академию; главные направления научной деятельности: нейрофизиология и психофизиология мотиваций и эмоций; лауреат Государственной премии СССР (1987); женат, имеет двоих детей; увлечения: лыжные и пешие походы.

Большая биографическая энциклопедия2009

Arabic Bulgarian Chinese Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French German Greek Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Indonesian Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Malagasy Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Russian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swedish Thai Turkish Vietnamese

definition - СИМОНОВ ПАВЕЛ ВАСИЛЬЕВИЧ

Симонов, Павел Васильевич

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Павел Васильевич Симонов
Павел Станиславович Станкевич
Дата рождения:
Дата смерти:
Гражданство:

СССР →
Россия

Научная сфера:
Место работы:

Институт Высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН

Учёная степень:
Учёное звание:
Альма-матер:
Научный руководитель:
Известен как:

специалист по экспериментальной нейрофизиологии эмоций, проблемам высшей нервной деятельности

Награды и премии


Image:Orden for Service IV.png|border|40px|Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени

Удостоен звания «Заслуженный профессор Московского университета» (1999).

Научные исследования

Научные работы П. В. Симонова посвящены физиологии высшей нервной деятельности, то есть изучению мозговых основ поведения. Им создан и экспериментально обоснован потребностно-информационный подход к анализу поведения и высших психических функций человека и животных, который позволил дать естественнонаучное обоснование таким ключевым понятиям общей психологии, как потребность , эмоция , воля , сознание . Междисциплинарный характер исследований П. В. Симонова создаёт основу для комплексного изучения человека физиологами, психологами, социологами, представителями других областей знаний.

Информационная теория Симонова П. В.

Симонов попытался в краткой символической форме представить всю совокупность факторов, влияющих на возникновение и характер эмоции. Он предложил для этого следующую формулу:

Э П Ин - Ис , где

Э - эмоция, её сила и качество;П - величина и специфика актуальной потребности; (Ин - Ис) - оценка вероятности (возможности) удовлетворения данной потребности на основе врождённого прижизненно приобретаемого опыта;Ин - информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения существующей потребности;Ис - информация о средствах, которыми располагает человек в данный момент времени.

Согласно теории эмоций Симонова, возникновение эмоции обусловлено дефицитом прагматической информации (когда Ин больше чем Ис), именно это вызывает эмоции отрицательного характера: отвращение, страх, гнев и т. д. Положительные эмоции, такие, как радость и интерес, появляются в ситуации, когда полученная информация увеличивает вероятность удовлетворения потребности по сравнению с уже существующим прогнозом, другими словами - когда Ис больше чем Ин.

Членство в в научных и общественных организациях

  • Член Комиссий по присуждению Государственных премий РФ, президиума РАН по борьбе с лженаукой (с 1999).
  • Один из почетных основателей фонда «Наука Долголетия».
  • Председатель редколлегии серии изданий РАН «Классики науки».
  • Член редколлегии иллюстрированного научно-публицистического и информационного журнала «Наука в России».
  • Член исполкома Международной организации изучения мозга (1985-1997).
  • Член Международной академии астронавтики.
  • Член Нью-Йоркской академии наук.
  • Член Американской ассоциации авиационной и космической медицины (1971).
  • Почетный член Павловского научного общества США.

Награды

Научный вклад П. В. Симонова по достоинству оценен государством и международным научным сообществом.Он награжден орденами «Знак Почета» (1981), Трудового Красного Знамени (1986), «За заслуги перед Отечеством» IV степени (1996), медалями «30 лет Советской Армии» (1958), «За боевые заслуги» (1955), «За 15 лет службы в Советской Армии» (1959), «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» (1970).

Лауреат Государственной премии СССР (1987), премии СМ СССР, премии им. И. П. Павлова (АН СССР, 1979).Удостоен золотой медали им. И. М. Сеченова (РАН, 1999).

Семья

Отец - Станкевич Станислав Венедиктович, 1895 г. р., уроженец и житель г. Ленинград, поляк, беспартийный, врид нач. отделения продфуражного отдела ЛВО, интендант 3-го ранга (капитан), проживал: В. О., 2-я линия, д. 7, кв. 1. Арестован 5 октября 1937 г. Комиссией НКВД и Прокуратуры СССР 3 ноября 1937 г. приговорен по ст. ст. 58-6-7-10-11 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в г. Ленинград 12 ноября 1937 г.

Мать - Мария Карловна Станкевич.Жена - Ольга Сергеевна Вяземская, преподаватель иностранного языка.

Дети - актриса Евгения Симонова (01.06.1955), профессор

Симонов Павел Васильевич (20 апреля 1926, Ленинград — 6 июня 2002, Москва), нейрофизиолог и психофизиолог, акад. РАН (акад АН СССР. с 1987), доктор медицинских наук (1961), профессор (1969). Окончил Военно-медицинскую академию в Ленинграде (1951), работал там же и в военно-клиническом госпитале. С 1960 в системе АН, с 1962 в Институте высшей нервной деятельности (с 1982 директор). Акад. секр. (с 1988) отделения физиологии РАН, гл. ред. «Журнала высшей нервной деятельности им И.П. Павлова» (с 1982). Член Нью-Йоркской и некоторых других АН, почетный член Павловского научного общества США Гос. пр СССР. (1987, в коллективе) за создание и разработку методов диагностики и прогнозирования состояния мозга человека

Основные научные интересы — нейро- и психофизиология мотиваций и эмоций Предложил потребностно-информационную теорию эмоций (1964), согласно которой эмоция — это отражение мозгом какой-либо актуальной потребности и вероятности ее удовлетворения, эту вероятность субъект оценивает непроизвольно, сопоставляя — зачастую неосознанно — представления о средствах, времени, ресурсах, прогностически необходимых для достижения цели, с информацией, поступившей в данный момент (кн. «Эмоциональный мозг», 1981). Наряду с «информационной» системой мозга человек располагает «мотивационной», которая устанавливает динамическую иерархию конкурирующих потребностей Индивидуальные особенности взаимодействия мозговых структур составляют основу типов нервной системы (по ) и параметров экстраверсии-интроверсии и нейротизма (по ). Нарушение этого взаимодействия приводит к развитию неврозов (кн. «Мотивированный мозг», 1987).

Симонов создал классификацию потребностей, в которой наряду с триадой базисных и первичных по происхождению (витальных, социальных, идеальных) выделен класс дополнительных, среди которых — потребность в вооруженности (овладение знаниями, навыками, умениями) и потребность преодоления препятствий на пути к цели (воля). В иерархии мотивов у детей и подростков потребность в вооруженности занимает доминирующее положение. Согласно потребностно-информационной теории задача воспитания — формирование определенного набора и иерархии потребностей, обеспечивающих их гармоничное сочетание в мотивационной структуре личности. Симоновым описан феномен эмоционального резонанса, обнаруживавшийся на ранних этапах эволюции живой природы, который у человека воспитанием может быть развит в способность к сочувствию и сопереживанию и в доминирование потребности в деятельности «для других». В отличие от обучения, адресующего главным образом к сознанию субъекта, воспитание потребностей происходит главным образом на уровне подсознания и сверхсознания. По Симонову творческое начало в деятельности мозга представлено неосознаваемым рекомбинированием опыта, ранее накопленного сознанием и частично подсознанием. Это реконструирование побуждается и направляется доминирующей потребностью. Сознание формулирует проблемы для познающего ума, производит отбор гипотез путем их логической оценки и практики. Теория эмоций Симонова стала основой для разработки комплексных методов объективного контроля эмоционального стресса, его влияния на творческую и операторскую деятельность человека.

Отражательно-оценочная функция эмоций

«Первые понятия, с которых начинается какая-нибудь наука, - писал Н. И. Лобачевский, - должны быть ясны и приведены к самому меньшему числу. Тогда только они могут служить прочным и достаточным основанием учения» . Суммируя результаты собственных опытов и данные литературы, мы пришли в 1964 г. к выводу о том, что эмоция есть отражение мозгом человека и животных какой-либо актуальной потребности (ее качества и величины) и вероятности (возможности) ее удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретенного индивидуального опыта.

В самом общем виде правило возникновения эмоций можно представить в виде структурной формулы:

Э = f [П , (И н - И с ), …. ],

где Э - эмоция, ее степень, качество и знак; П - сила и качество актуальной потребности; (И н - И с ) - оценка вероятности (возможности) удовлетворения потребности на основе врожденного и онтогенетического опыта; И н - информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения потребности; И с -информация о средствах, которыми располагает субъект в данный момент.

Разумеется, эмоция зависит и от ряда других факторов, одни из которых нам хорошо известны, а о существовании других мы, возможно, еще и не подозреваем. К числу известных относятся:

Индивидуальные (типологические) особенности субъекта, прежде всего, индивидуальные особенности его эмоциональности, мотивационной сферы, волевых качеств и т. п.;

Фактор времени, в зависимости от которого эмоциональная реакция приобретает характер стремительно развивающегося аффекта или настроения, сохраняющегося часами, днями и неделями;

Качественные особенности потребности. Так, эмоции, возникающие на базе социальных и духовных потребностей принято именовать чувствами. Низкая вероятность избегания нежелательного воздействия породит у субъекта тревогу, а низкая вероятность достижения желаемой цели - фрустрацию .

Но все перечисленные и подобные им факторы обусловливают лишь вариации бесконечного многообразия эмоций, в то время как необходимыми и достаточными являются два, только два, всегда и только два фактора: потребность и вероятность (возможность) ее удовлетворения.

Во избежание недоразумений остановимся на уточнении употребляемых нами понятий. Термин «информация» мы используем, имея в виду ее прагматическое значение, т.е. изменение вероятности достижения цели (удовлетворения потребности) благодаря получению данного сообщения . Таким образом, речь идет не об информации актуализирующей потребность (например, о возникшей опасности), но об информации, необходимой для удовлетворения потребности (например, о том, как эту опасность избежать). Под информацией мы понимаем отражение всей совокупности средств достижения цели: знания, которыми располагает субъект, совершенство его навыков, энергетические ресурсы организма, время достаточное или недостаточное для организации соответствующих действий и т. п. Спрашивается, стоит ли в таком случае пользоваться термином «информация»? Мы полагаем, что стоит, и вот почему. Во-первых, мозг, генерирующий эмоции, имеет дело не с самими навыками (куда входит и тренировка периферического исполнительного аппарата), не с самими энергетическими ресурсами организма и т.д., а с афферентацией из внешней и внутренней среды организма, то есть с информацией об имеющихся средствах. Во-вторых, все многообразие сведений о необходимом для удовлетворения возникшей потребности и реально имеющемся в данный момент у субъекта трансформируется мозгом в единый интегральный показатель - в оценку вероятности достижения цели (удовлетворения потребности). Оценка же вероятности по самой природе своей есть категория информационная.

Термин «потребность» мы употребляем в его широком понимании, отнюдь не сводимом к одному лишь сохранению (выживанию) особи и вида. «Дай человеку то лишь, без чего не может жить он, - ты его сравняешь с животным», - писал Шекспир в «Короле Лире», но и потребности животных не ограничиваются самосохранением. Нередко потребность квалифицируют как нужду в чем-либо, но подобное определение есть не более чем игра в синонимы. По нашему мнению, потребность есть избирательная зависимость живых организмов от факторов внешней среды, существенных для самосохранения и саморазвития, источник активности живых систем, побуждение и цель их поведения в окружающем мире. Соответственно поведение мы определим как такую форму жизнедеятельности, которая может изменить вероятность и продолжительность контакта с внешним объектом, способным удовлетворить имеющуюся у организма потребность.

К понятию «потребность» наиболее тесно примыкает феномен мотивации. Хорошее представление об истории изучения мотивации дает коллекция статей, собранная В.А. Расселлом . Мотивация представляет второй этап организации целенаправленного поведения по сравнению с актуализацией потребности, ее можно рассматривать как «опредмеченную потребность». Не существует мотиваций без потребностей, но вполне возможно встретить потребность, не ставшую мотивацией. Так, человек может испытывать острейшую потребность в витаминах и не быть мотивированным, поскольку он не знает о причине своего состояния. Собака, лишенная коры больших полушарий головного мозга, под влиянием голода (потребности в пище) приходит в состояние сильнейшего двигательного возбуждения. Тем не менее говорить о пищевой мотивации здесь нельзя, поскольку собака не прикасается к пище, лежащей у нее под ногами. Итак, мотивация есть физиологический механизм активирования хранящихся в памяти следов (энграмм) тех внешних объектов, которые способны удовлетворить имеющуюся у организма потребность, и тех действий, которые способны привести к ее удовлетворению.

Вернемся к анализу следствий, вытекающих из «формулы эмоций». Низкая вероятность удовлетворения потребности (И н больше, чем И с ) ведет к возникновению отрицательных эмоций. Возрастание вероятности удовлетворения по сравнению с ранее имевшимся прогнозом (И с больше, чем И н ) порождает положительные эмоции.

Информационная теория эмоций справедлива не только для сравнительно сложных поведенческих и психических актов, но для генеза любого эмоционального состояния. Например, положительная эмоция при еде возникает за счет интеграции голодового возбуждения (потребность) с афферентацией из полости рта, свидетельствующей о растущей вероятности удовлетворения данной потребности. При ином состоянии потребности та же афферентация окажется эмоционально безразличной или генерирует чувство отвращения.

Литература

1. Лобачевский Н.И. О началах геометрии. // Наука и жизнь. 1976. т.5. С.39.

2. Харкевич А.А. О ценности информации. // Проблемы кибернетики. 1960. т.4. С.53.

3. Russell W.A. (Ed.) Milestones in Motivation. N.Y.: Appleton-Cen-tury-Crofts, 1970.

Симонов П.В. Эмоциональный мозг. - М.: Наука, 1981. - С.19-23, 27 (с сокращ.)

Русский психофизиолог и нейрофизиолог.

«Творчество всегда окрашено положительными эмоциями на этапе возникновения гипотез.
Механизм этой закономерности хорошо объясняется информационной теорией эмоций.
Ведь новая догадка, предположение, замысел субъективно повышает вероятность достижения цели, вплоть до момента, когда логическая или экспериментальная проверка установят их истинную ценность».

Симонов В.П., Эмоциональный мозг, М., «Наука», 1986 г., с. 155.

«По мнению П.В. Симонова , преобладание у субъекта функций лобной коры и гипоталамуса будет определять частую актуализацию потребностей и целеустремлённое поведение, направленное на её удовлетворение.
При этом субъект будет игнорировать всё, что отвлекает его от намеченной цели. Эти особенности поведения характерны для холерического темперамента - сильного и возбудимого типа, по И.П. Павлову . Интересы холерика постоянны, устойчивы, и он упорен в достижении цели.
Функциональное преобладание системы гиппокамп - миндалина означает готовность реагировать на широкий круг сигналов, в том числе и на малозначимые. При затруднении выделить доминирующий мотив (миндалина) поведение такого субъекта отличается нерешительностью, бесконечными колебаниями при его повышенной чувствительности к стимулам и склонности переоценивать важность событий. Данная характеристика совпадает с описанием меланхолика - слабого типа, по И.П. Павлову .
Преобладание системы гипоталамус - гиппокамп создаёт сочетание доминирующей потребности с генерализованными реакциями на сигналы маловероятных событий и невыясненного назначения. Такая картина соответствует типичному сангвинику - сильному, уравновешенному, подвижному типу.
Доминирование системы миндалина - лобная кора определяет хорошо сбалансированные потребности без особого выделения одной из них. Субъект с подобными свойствами игнорирует многие события и реагирует только на высокозначимые сигналы. Такое поведение характерно для флегматика - сильного, уравновешенного и инертного типа.
В модели четырёх структур их отношение к экстраверсии и интроверсии описывается следующим образом. Преобладание функций информационных структур - лобной коры и гиппокампа - определяет преимущественную ориентацию субъекта на внешнюю среду и его зависимость от происходящих в ней событий. Такие черты характерны для экстраверта. Преобладание мотивационных систем - гипоталамуса и миндалины - создает интроверта с его устойчивостью внутренних мотивов, установок и их малой зависимостью от внешних влияний. Интроверт малообщителен, застенчив, стремится к порядку».

Данилова Н.Н., Психофизиология, М., «Аспект Пресс», 2000 г., с. 199.