Рюриковичи генеалогическое древо с датами. Династия Рюриковичей – генеалогическое древо с фото и годами правления

Весьма развитой , ясно осознаваемой этнической самоидентификации («мы от рода русского»), непременно должен был сопутствовать культ общего предка.

Исторические разыскания в этом направлении затруднены тем, что древнейшая родословная русских князей подверглась в дальнейшем значительным искажениям и переосмыслению в духе «варяжской» легенды. Между тем в IX - X вв. Рюрик не числился в родоначальниках князей Русской земли* . Это имя не было в ходу среди потомков Игоря до второй половины XI в. и ни один письменный памятник домонгольской эпохи, в том числе и летопись, не называет русских князей собирательным именем Рюриковичи. «Варяжская» легенда была принята князьями «от рода русского», так сказать, умом, а не сердцем.

*Для исторической критики этот вывод очевиден. Если В.О.Ключевский еще колебался, относя призвание князей-варягов к «темным преданиям» нашей летописи (Ключевский В. О. Сочинения в девяти тт. М., 1989. Т. I. С. 145 ), то Д.И. Иловайский уже начисто отвергал в летописном сказании о призвании Рюрика какую-либо историческую основу (Иловайский Д.И. История России. Часть I. М., 1876. С. 19 - 25 ). Историки ХХ в. выражались еще более определенно. Е.Ф. Шмурло называл летописную родословную «сказкой-легендой» (Шмурло Е.Ф. Курс русской истории. Возникновение и образование Русского государства (862 - 1462 ). Изд. 2-е, испр. Т. 1. СПб., 1999. С. 73 ). С. П. Толстов и М. Н. Тихомиров были уверены в том, «что перед нами, бесспорно, сознательно фальсифицированная родословная» (Толстов С.П. Древнейшая история СССР в освещении Вернадского // Вопросы истории. № 4. 1946. С. 12 2). Б.А. Рыбакову летописная генеалогия представлялась «примитивно искусственной» (Рыбаков Б.А. Мир истории. Начальные века русской истории. М., 1987. С. 65 ). Для А.Л. Никитина Рюрик — «всего только легенда и, подобно поручику Киже, на Руси “фигуры не имеет”» (Никитин А.Л. Основания русской истории. М., 2000. С. 164 ).

Наряду с «варяжской» генеалогической лествицей, в древней Руси существовала и другая, альтернативная, согласно которой династические корни русских князей уходили гораздо глубже второй половины IX в. Эта изначальная, «дорюриковская» традиция, по всей видимости устная, проглянула в письменных памятниках киевского периода лишь однажды — в выражениях «внуки Всеславли» и «жизнь Всеславля» (то есть «достояние Всеслава»), употребленных автором «Слова о полку Игореве» по отношению соответственно ко всем русским князьям и к Русской земле: «Ярославе и вси внуци Всеславли!.. Вы бо своими крамолами начясте наводити поганыя на землю Рускую, на жизнь Всеславлю». Это и есть единственная собирательная генеалогическая формула, оставшаяся от того времени.

Буквальное прочтение выражений «Ярославе и вси внуци Всеславли» и «жизнь Всеславля» ничего не проясняет, а, наоборот, порождает новые, неразрешимые вопросы. Предположение о том, что автор «Слова» в данном фрагменте имеет в виду каких-то конкретных личностей своего времени, сталкивается с рядом трудностей. Так, невозможно персонифицировать «Ярослава». Черниговский князь Ярослав Всеволодович — кандидатура неподходящая, потому что в «наведении поганых» на Русскую землю он стал повинен, согласно летописи, только в 1195 и 1196 гг., то есть спустя десять-одиннадцать лет после похода Игоря Святославича. К тому же он упоминается в «златом слове» Святослава Всеволодовича («А уже не вижду власти [силы] сильнаго и богатаго и многовоя брата моего Ярослава с черниговскими былями [боярами]…»), а не в числе князей, к которым обращен авторский призыв отомстить «за раны Игоревы». Среди последних, впрочем, есть галицкий князь Ярослав Владимирович (Осмомысл), однако летопись не знает за ним никаких черных дел, в том числе предательских сношений с половцами.

Крайне спорно выглядит и отождествление «внуцей Всеславовых» с внуками полоцкого князя Всеслава Брячиславича. Замечено, в частности, что слова «внук», «внуки» встречаются в «Слове» шесть раз, «и только единожды (“Игоря… внука Ольгова”) безусловно в значении “сын сына”», из чего следует обоснованный вывод, что «эти речения («внуци Всеславли» и «жизнь Всеславля». — С.Ц.) к Всеславу Брячиславичу не имеют отношения» (Энциклопедия «Слова о полку Игореве». Т. 1. А-В. СПб., 1995. С. 216, 261 ).

«Вы бо своими крамолами начясте наводити поганыя на землю Рускую, на жизнь Всеславлю» — странный упрек. Негодующее обращение автора «Слова» совершенно не вписывается в историческую ситуацию конца XII в., когда семейная вражда Ярославичей и Всеславичей уже перестала быть живым нервом княжих усобиц вследствие разделения Ярославичей на два враждующих клана — Мономашичей и Ольговичей, которые, собственно, и «наводили поганых» на Русскую землю при жизни автора «Слова». Но почин в использовании половецкой силы для улаживания княжеских распрей принадлежал, конечно, не Мономашичам, не Ольговичам, и уж тем более не внукам Всеслава Полоцкого, которым летопись вообще отводит весьма скромное место в братоубийственных войнах того времени. Фраза «вы бо своими крамолами начясте наводити поганыя на землю Рускую» по отношению к князьям второй половины XII в. выглядит очевидным анахронизмом.

Еще более удивительным представляется посмертный патронаж Всеслава Полоцкого над Русской землей, которая оказывается вдруг «Всеславовым достоянием». Между тем этот князь сидел на киевском столе очень недолго, всего около года (с 1068 по 1069 г.), и, строго говоря, отнюдь не на легитимных основаниях, будучи, по сути, ставленником мятежных киевлян. За исключением этого кратковременного эпизода, его реальная власть над Русской землей никогда не выходила за пределы Полоцкого княжества.

Поэтому вместо «Ярославе» несомненно следует читать «Ярославли», как в свое время и предлагал Д. С. Лихачев, то есть: «Ярославичи и все внуки Всеславовы». Эта поправка устраняет все несуразности и противоречия в чтении и делает данное выражение совершенно внятным.

Очевидно, что выражение «Ярославли и вси внуци Всеславли» есть не что иное, как универсальная и общепризнанная генеалогическая формула, одинаково пригодная для современности и для прошлого (автор произносит ее сейчас, обращаясь к живущим русским князьям, но хочет говорить об исторических грехах их дедов, живших во второй половине XI в. и повинных в разорении Русской земли: «Вы бо своими крамолами начясте наводити поганыя на землю Рускую, на жизнь Всеславлю»* ). Причем важно отметить, что «Ярославичи» в этой формуле оказываются лишь частью «всех внуков Всеславлевых». Стало быть, еще какие-то «внуки» не названы по их родовому имени. Впрочем, их инкогнито раскрывается без труда. Во второй половине XI в. полоцкие князья, потомки князя Изяслава Владимировича (ум. в 1001 г.), сына Владимира I и Рогнеды, открыто противопоставили себя Ярославичам — потомству Ярослава I Владимировича. Произошло разветвление великокняжеского рода. Полоцкие князья обособились и причислили себя к отдельной его ветви — «Рогволожим внукам», Рогволожичам, которые непрестанно враждовали с Ярославичами (по причине расправы Владимира I Святославича над Рогнедой и ее отцом, Рогволодом), поднимая, по словам летописца, «меч противу Ярославлим внуком». Таким образом, выражение «Ярославли и вси внуци Всеславли» подразумевает все мужское потомство Владимира I Святославича — Ярославичей и Рогволожичей.

* По летописи, первыми (в 1078 г.) пригласили половцев под русские стяги черниговский князь Олег Святославич и смоленский князь Борис Вячеславич — оба «Ярославли», внуки Ярослава I.

Теперь мы видим, что восклицание «Ярославли и вси внуци Всеславли!» может означать, собственно, только одно: «Ярославичи и все князи русские!»

Кто же такой этот Всеслав, еще в конце XII в. числившийся в прародителях русских князей?

Отметим важное обстоятельство: деятельность Всеслава приурочена в «Слове» к временам Трояна: «На седьмом веце [веке] Трояни връже [бросил] Всеслав жребий о девицю себе любу»* . Место «Трояновых веков» в историческом времени сам автор «Слова» определил так: «Были вечи [века, времена] Трояни, минула лета Ярославля; были плъци [полки, то есть походы, войны] Олговы, Ольга Святославличя [внук Ярослава I, ум. в 1115 г.]».

*«Люба девица» Всеслава — это Киев, как явствует из последующей фразы: «Тъй клюками подпръся, окони и скочи к граду Кыеву и дотчеся стружим злата стола киевского…», то есть: полагаясь на свои «клюки» («хитрость», вещую мудрость), вскочил на коня и помчался к Киеву, коснулся копьем золотого стола киевского.

По этой периодизации «века Трояни» предшествуют времени «дедов», таким образом совпадая с языческой эпохой* . В древнерусских источниках, в том числе современных «Слову о полку Игореве», имя Трояна носит древнеславянское божество. Так, древнерусская вставка в апокриф «Хождение Богородицы по мукам», славянские рукописи которого восходят к XII в., обличает язычников в том, что они «богами прозваша: солнце и месяц, землю и воду, звери и гады… от камени ту устроя Трояна, Хорса, Велеса, Перуна». В другом древнерусском антиязыческом сочинении (из Толстовского собрания XVI в.) язычники «мняще богы многы: Перуна и Хорса, Дыя и Трояна». А. Н. Афанасьев высказал мнение, что имя Троян образовалось от слова «три», «трое» (Афанасьев А.Н. Мифы, поверья и суеверия славян. Т. 2. М., 2002. С. 497, 607 - 609 ). Древнерусского Трояна можно поставить в связь с языческим божеством, известным у поморских славян и у чехов под именем Триглава (Триглавом называлась и священная гора в земле хорутан). Наиболее почитаемый идол Триглава стоял в поморском Щетине, в «трехрогом» (трехбашенном) замке. Этому божеству приписывалось владычество над тремя царствами: небом, землей и подземным миром, символически соответствующими трем корням мирового древа. В сербском фольклоре есть предание о короле Трояне, сопоставимое с русской сказкой о Снегурке (несчастный влюбленный король также гибнет от солнечных лучей). Сродство Трояна с Триглавом между прочим видно из того, что последнему подносили в качестве жертвы козлиные головы, а короля Трояна сербская сказка наделяет козлиными ушами и тремя головами. В других вариантах этого сказочного сюжета место короля Трояна заступает змей — у славян, как известно, существо обыкновенно о трех головах. Вероятнее всего, прячущийся от солнца Троян был божеством подземного мира, Ночи. Однако возможно и другое истолкование его имени и положения в божественном пантеоне славян. Украинский язык сохранил прилагательное « троянский» в значении «отец троих сыновей» (тройняшек) (Вернадский Г.В. Киевская Русь. Тверь; Москва, 2001. С. 62 ). Тогда Троян может считаться родителем какой-то божественной триады братьев.

* Пленяясь соблазнительным созвучием, большинство комментаторов совершают ошибку, усматривая в «веках Трояних» намек на войны римского императора Траяна в Дакии или даже смутное воспоминание о Троянской войне. Нет нужды доказывать, что ни то ни другое событие не сделало эпохи в славянской истории и потому не могло остаться в древнерусском фольклоре.

Из буквального прочтения текста «Слова» получается, что князь Всеслав Полоцкий решил добывать себе киевский стол в языческие «времена Трояни», еще до того, как минули «лета Ярославли» и «пълцы Олговы», другими словами — задолго до своего рождения. Налицо слияние двух Всеславов — исторического и легендарного* , или, говоря точнее, есть все основания полагать, что при описании личности и деятельности полоцкого князя Всеслава Брячиславича автор «Слова» использовал художественную образность и стилевые приемы, взятые из некогда существовавшего эпоса о его стародавнем тезке.

* А.Л. Никитин видел во Всеславе персонаж «совершенно неизвестного нам общеславянского эпоса», «мифического общеславянского героя или прародителя (“Все-слав”)», который в сознании поэта конца XII в. «слился с образом современного ему полоцкого князя Всеслава Брячиславича, благодаря чему последний и оказался окутан покровом тайны и волшебства» (Никитин А.Л. Основания русской истории. С. 454; Он же. «Слово о полку Игореве». Тексты. События. Люди. Исследования и статьи. М., 1998. С. 185 ).

Благодаря работам А. Н. Веселовского (Веселовский А.Н. Былины о Волхе Всеславиче и поэмы об Ортните // Русский фольклор. СПб., 1993. Т. 27 ) и С. Н. Азбелева (Азбелев С.Н. Предания о древнейших князьях Руси по записям XI - XX вв. // Славянская традиционная культура и современный мир. М., 1997. Вып. 1 ), этот «старый» Всеслав находится сегодня в поле исторического зрения. Древнейшая поколенная роспись русских князей «до Рюрика» содержится в Иоакимовской летописи. Рюрику здесь отведена разве что третьестепенная роль. Эта родословная открывается именем князя Владимира, но при упоминании правления его отца, от которого, собственно, и ведется счет княжеским «коленам». До Гостомысла, предшественника Рюрика, сменилось 14 поколений князей. Поскольку в древнейших генеалогиях правлению одного «колена» отводилось в среднем 25 лет, то княжение Владимирова отца приходится на начало V столетия — эпоху Великого переселения народов. Восходящая также к V в. германская сага о Тидреке Бернском (то есть Веронском) живописует ожесточенную борьбу готского короля Теодориха Амала (Тидрека Бернского) с русским «конунгом Вальдемаром», отец которого назван Всеславом (др.-герм. Гертнит). И германский, и русский источники говорят об одном и том же лице — «русском» правителе славянского Поморья (среди подвластных Гертниту/Всеславу народов сага называет «вильтинов», то есть велетов/лютичей). Сличение этих известий с употребительной еще в конце XII в. генеалогической формулой «внуки Всеславли» показывает, что князья Русской земли вели свое происхождение от одного из княжеских родов балтийских русов, прародителем которого считался полулегендарный Всеслав, отец жившего в V в. князя Владимира.

В итоге перед нами открывается подлинная древнерусская родословная традиция, согласно которой «внуком Всеславлевым» или Всеславичем назывался любой представитель великокняжеской семьи* . Вместе с тем и Русская земля (как, возможно, и любая из ) еще в конце XII в. cлыла «жизнью Всеславлевой», то есть княжеским достоянием Всеслава — прадеда-покровителя всех князей «от рода русского».

*Впоследствии отчество Всеславич закрепилось в былинах и некоторых летописях за одним Владимиром I (см.: Моисеева Г.Н. Кто они - «внуци Всеславли» в «Слове о полку Игореве» // Исследования по древней и новой литературе. Л., 1987. С. 158 ) — вероятно, по его исключительной роли в русской истории и по исторической ассоциации с достославным Владимиром Всеславичем V столетия.

Рюриковичи.

862 –1598гг.

Киевские князья.

Рюрик

862 – 879гг.

IХ В. – образование Древнерусского государства.

Олег

879 – 912гг.

882г. – объединение Новгорода и Киева.

907г., 911г. – походы на Царьград (Константинополь); подписание договора Руси с греками.

Игорь

912 – 945гг.

941г., 944г. – походы Игоря на Византию. /первый – неудачный/

945г. – договор Руси с греками. /не так выгоден, как Олега/

Ольга

945 –957гг.(964г.)

/регетша малолетнего князя Святослава/

945г. – восстание в земле древлян. Введение уроков и погостов.

Святослав

I 957 –972гг .

964г. – 966г. – разгром камских болгар, хазар, ясов, косогов. Присоединение Тмутаракани и Керчи, открыт торговый путь на Восток.

967г. – 971г. – война с Византией.

969г. – назначение своих сыновей наместниками: Ярополка в Киеве, Олега в Искоростене, Владимира в Новгороде.

Ярополк

972 – 980гг.

977г. – смерть князя Олега в борьбе с братом Ярополком за лидерство на Руси,бегство князя Владимира к варягам.

978г. – победа Ярополка над печенегами.

980г. – поражение Ярополка в битве с князем Владимиром. Убийство Ярополка.

Владимир I Святой

980 – 1015гг.

980г. – языческая реформа /единый пантеон богов/.

988 –989гг. – принятие христианства на Руси.

992г., 995г. – битвы с печенегами.

Святополк Окаянный

1015 - 1019гг.

1015г. – начало усобиц между сыновьями Владимира. Убийство малолетних князей Бориса и Глеба по приказу Святополка.

1016г. – битва князей скятополка и Ярослава под Любичем. Бегство святополка в Польшу.

1018г. – возвращение Святополка в Киев. Бегство Ярослава в Новгород.

1018 – 1019гг. –война ярослава со Святополком.

Ярослав Мудрый

1019 –1054гг.

Нач. XIв. – составление « Русской Правды » (Правды Ярослава), состоявшей из 17 статей, (по мнению академика Б. А. Рыбакова, это была инструкция о штрафах за скандалы и драки).

1024г. – битва Ярослава с братом Мстиславому Листвена за контроль над всеми территориями Руси.

1025г. – раздел Русского государства по Днепру. Мстиславу восточная, а Ярославу западная часть государства.

1035г. – смерть Мстислава Владимировича. Переход его удела Ярославу.

1036г. – образование Киевской митрополии

1037г. – начало строительства храма Св. Софии в Киеве.

1043г. – неудачный поход Владимира Ярославича на Византию.

1045г. - начало строительства храма Св. Софии в Новгороде.

Изяслав I Ярославич

1054 – 1073гг., 1076 – 1078гг.

1068г. – поражение Ярославичей на р. Альте от половцев.

1068 – 1072гг. – народные восстания в Киеве, Новгороде, Ростово-Суздальской и Черниговской землях. Дополнение «Русской Правды» «Правдой Ярославичей».

Святослав

II 1073 –1076 гг.

Всеволод

1078 – 1093гг.

1079г. – выступление Тмутараканского князя Романа Святославича против Всеволода Ярославича.

Святополк II Изяславич

1093 – 1113гг.

1093г. – разорение Южной Руси половцами.

1097г. – съезд русских князей в Любиче.

1103г. – разгром половцев Святополком и Владимиром Мономахом.

1113г. – кончина Святополка II, восстание горожан, смердов и закупов в Киеве.

Владимир Мономах

1113 – 1125гг.

1113г. – дополнение «Русской Правды» «Уставом» князя Владимира Мономаха о «закупах» /должниках/ и «резах» /процентах/.

1113 –1117гг. – написание «Повести временных лет».

1116г. – поход Владимира Мономаха с сыновьямина половцев.

Мстислав Великий

1125 – 1132гг.

1127 – 1130гг. – борьба Мстислава с полоцкими удельными князьями. Ссылка их в Византию.

1131 – 1132гг. – успешные походы на Литву.

Усобицы на Руси.

Московские князья.

Даниил Александрович 1276 – 1303гг.

Юрий Данилович 1303 –1325гг.

Иван Калита 1325 – 1340гг.

Семен Гордый 1340 – 1355553гг.

Иван II Красный 1353 –1359гг.

Дмитрий Донской1359 –1389гг.

Василий I 1389 – 1425гг.

Василий II Темный 1425 – 1462гг.

Иван III 1462 – 1505гг.

Василий III 1505 – 1533гг.

Иван IV Грозный 1533 – 1584гг.

Федор Иванович 1584 – 1598

Окончание династии Рюриковичей.

Смутное время.

1598 – 1613гг.

Борис Годунов 1598 – 1605гг.

Лжедмитрий I 1605 – 1606гг.

Василий Шуйский 1606 – 1610гг.

«Семибоярщина» 1610 – 1613гг.

Династия Романовых.

1613 –1917гг.

Правящая династия Романовых подарила стране много гениальных царей и императоров. Интересно, что данная фамилия принадлежит далеко не всем ее представителям, встречались в семье дворяне Кошкины, Кобылины, Милославские, Нарышкины. Генеалогическое древо династии Романовых демонстрирует нам, что история этой семьи берет начало в 1596 году.

Генеалогическое древо династии Романовых: начало

Родоначальник семьи - сын боярина Федора Романова и боярыни Ксении Ивановны, Михаил Федорович. Первый царь из династии. Он приходился двоюродным племянником последнему императору из московской семейной ветви Рюриковичей - Федору Первому Иоанновичу. 7 февраля 1613 года его избрал на царствование 21 июля того же года был совершен обряд на царствование. Именно этот момент стал началом правления великой династии Романовых.

На начало 1917 года династия Романовых насчитывала 32 представителя мужского пола, 13 из которых были убиты большевиками в 1918-19 годах. Те, кто избежал этого, осели в Западной Европе (в основном — во Франции) и США. В 1920-30-е годы значительная часть представителей династии продолжала надеяться на крах советской власти в России и восстановление монархии.

1. Собор признал, что право на осуществление Верховной власти в России принадлежит династии Дома Романовых.
2. Собор посчитал необходимым и соответствующим желанию населения возглавление национальной государственности Верховным правителем из членов Династии, на кого члены Дома Романовых укажут.
3. Правительству предлагалось вступить в переговоры с представителями Дома Романовых.

Все нынешние представители этого рода являются потомками четырёх сыновей Николая I:

* Александровичи, потомки Александра II. Эта ветвь имеет четырёх ныне живущих представителей — его праправнучку, Марию Владимировну, её сына Георгия, и братьев Дмитрия и Михаила Павловичей Романовых-Ильинских (младший из которых родился в 1961 году).
* Константиновичи, потомки Константина Николаевича. По мужской линии ветвь пресеклась в 1973 году (со смертью Всеволода, сына Иоанна Константиновича).
* Николаевичи, потомки Николая Николаевича Старшего. Два ныне живущих мужских представителя — братья Николай и Дмитрий Романовичи Романовы, младший из которых родился в 1926 году.
* Михайловичи, потомки Михаила Николаевича. К этой ветви принадлежат все остальные живущие ныне мужчины-Романовы (см. ниже), младший из них родился в 2009 году.

На территории СССР оставались лишь двое из потомков Романовых по мужской линии — дети Александра Искандера: (Наталья и Кирилл (1915—1992) Андросовы); остальные либо уехали, либо погибли.

22 декабря 2011 года президент непризнанной Приднестровской Молдавской Республики И.Н. Смирнов подписал Указ «О статусе Российского Императорского Дома в Приднестровской Молдавской Республике». Согласно этому указу, на территории Приднестровской Молдавской Республики Российский императорский дом признаётся уникальной исторической институцией без прав юридического лица, принимающей участие в патриотическом и духовно-нравственном воспитании граждан Приднестровской Молдавской Республики, сохранении историко-культурного наследия, традиций приднестровского общества. Ещё в 2009 Мария Владимировна Романова была награждена высшей наградой ПМР- орденом Республики. 9 июня 2011 года впервые после 1917 года государственной наградой России награждён представитель Дома Романовых: князь Романов, Дмитрий Романович.

Всего на май 2010 года род Романовых насчитывал 12 представителей мужского пола. Среди них только четверо (внуки и правнук князя Ростислава Александровича) — не старше сорока лет.

Выдающиеся личности - династия Романовых.

Генеалогическое древо включает в себя около 80 человек. В этой статье затронем не всех, а только царствующих особ и их семьи.

Генеалогическое древо династии Романовых

У Михаила Федоровича и его жены Евдокии был один сын - Алексей. Он возглавлял престол с 1645 по 1676 годы. Был дважды женат. Первая жена - Мария Милославская, от этого брака у царя родилось трое детей: Федор - старший сын, Иван Пятый и дочь Софья. От брака с Натальей Нарышкиной у Михаила родился один сын - Петр Первый, который впоследствии стал великим реформатором. Иван женился на Прасковье Салтыковой, от этого брака у них родились две дочери - Анна Иоанновна и Екатерина. У Петра было два брака - с Евдокией Лопухиной и Екатериной Первой. От первого брака у царя родился сын Алексей, который потом женился на Софье Шарлотте. От этого брака родился Петр Второй.

Генеалогическое древо династии Романовых: Петр Первый и Екатерина Первая

От брака родилось трое детей - Елизавета, Анна и Петр. Анна вышла замуж за Карла Фридриха, и у них родился сын - Петр Третий, который женился на

Генеалогическое древо династии Романовых: ветвь Милославских Екатерине Второй. Она, в свою очередь, отобрала корону у мужа. Но у Екатерины был сын - Павел Первый, который женился на Марии Федоровне. От этого брака родился император который в будущем женился на Александре Федоровне. От этого брака родился Александр Второй. У него было два брака - с Марией Александровной и Екатериной Долгоруковой. Будущий наследник престола - Александр Третий - родился от первого брака. Он, в свою очередь, женился на Марии Федоровне. Сын от этого союза стал последним императором Росии: речь идет о Николае Втором.

У Ивана Четвертого и Прасковьи Салтыковой было две дочери - Екатерина и Анна. Екатерина вышла замуж за Карла Леопольда. От этого брака родилась Анна Леопольдовна, которая вышла замуж за Антона Ульриха. У супругов родился сын, известный нам как Иван Четвертый.

Таково вкратце генеалогическое древо Романовых. Схема включает в себя всех жен и детей правителей Российской Империи. Родственники второго порядка не рассматриваются. Несомненно, Романовы - это самая яркая и сильная династия, которая правила Россией.

История Древней Руси очень интересна для потомков. Она дошла до современного поколения в виде мифов, легенд и летописей. Родословная Рюриковичей с датами правления, схема ее существует во многих исторических книгах. Чем более раннее описание - тем история достовернее. Династии, которые правили, начиная с князя Рюрика, способствовали становлению государственности, объединению всех и княжеств в единое сильное государство.

Представленная читателям родословная Рюриковичей - яркое тому подтверждение. Сколько легендарных личностей, которые создавали будущую Россию, представлены в этом древе! Как же начиналась династия? Кто был Рюрик по своему происхождению?

Приглашение внуков

Много легенд о появлении на Руси варяга Рюрика. Одни историки считают его скандинавом, другие - славянином. Но лучше всего рассказывают об этом событии «Повести временных лет», оставленные летописцем Нестором. Из его повествования следует, что Рюрик, Синеус и Трувор - это внуки Новгородского князя Гостомысла.

Князь потерял в боях всех своих четырех сыновей, у него остались только три дочери. Одна из них была выдана замуж на варяга-росса и родила трех сыновей. Именно их, своих внуков, и позвал Гостомысл княжить в Новгород. Князем Новгородским стал Рюрик, Синеус отправился в Белоозеро, а Трувор - в Изборск. Три брата стали первым коленом и с них началась родословная Рюриковичей. Это был 862 год нашей эры. У власти династия находилась до 1598 года, правила страной в течение 736 лет.

Второе колено

Новгородский князь Рюрик правил до 879 года. Он умер, оставив на руках Олега, родственника по линии жены, своего сына Игоря, представителя второго колена. Пока Игорь подрастал, княжил в Новгороде Олег, который за период правления покорил и назвал Киев «матерью городов русских», установил дипломатические отношения с Византией.

После смерти Олега, в 912 году, княжить стал Игорь - законный наследник по роду Рюриковичей. Погиб он в 945 году, оставив сыновей: Святослава и Глеба. Есть много исторических документов и книг, в которых описана родословная Рюриковичей с датами правления. Схема их генеалогического дерева выглядит так, как приведено на фотографии слева.

Из этой схемы видно, что постепенно род разветвляется и разрастается. Особенно от От его сына, Ярослава Мудрого, появилось потомство, которое имело большое значение в становлении Руси.

и наследники

В год гибели Святославу было всего три года. Потому править княжеством стала его мать - княгиня Ольга. Когда он вырос, то его больше привлекали военные походы, а не княжение. В походе на Балканы, в 972 году, он был убит. Его наследниками остались три сына: Ярополк, Олег и Владимир. Сразу после гибели отца князем Киева стал Ярополк. Его желанием было единовластие, и он стал открыто воевать против своего брата Олега. Родословная Рюриковичей с датами правления говорит о том, что Владимир Святославович все же стал во главе Киевского княжества.

Когда погиб Олег, Владимир сначала бежал в Европу, но через 2 года вернулся с дружиной и убил Ярополка, таким образом, став Великим Князем Киевским. Во время своих походов в Византию, князь Владимир стал христианином. В 988 году он крестил в Днепре жителей Киева, построил церкви и соборы, способствовал распространению христианства на Руси.

Народ дал ему имя а правление его продлилось до 1015 года. Церковь почитает его святым за крещение Руси. Великий киевский князь Владимир Святославович имел сыновей: Святополка, Изяслава, Судислава, Вышеслава, Позвизда, Всеволода, Станислава, Ярослава, Мстислава, Святослава и Глеба.

Потомки Рюрика

Существует подробная родословная Рюриковичей с датами их жизни и периодами правления. Вслед за Владимиром на княжество встал Святополк, которого в народе назовут Окаянным, за убийство своих братьев. Его правление продлилось недолго - в 1015 году, с перерывом, и с 1017 по 1019 год.

Мудрый правил с 1015 по 1017 год и с 1019 по 1024 год. Затем было 12 лет правления совместно с Мстиславом Владимировичем: с 1024 по 1036, а далее - с 1036 по 1054 годы.

С 1054 по 1068 год - это период княжества Изяслава Ярославовича. Далее родословная Рюриковичей, схема правления их потомков, расширяется. Некоторые из представителей династии были у власти очень короткие периоды и не успели совершить выдающихся поступков. Но многие (такие, как Ярослав Мудрый или Владимир Мономах) оставили свой след в жизни Руси.

Родословная Рюриковичей: продолжение

Великий князь Киевский Всеволод Ярославович вступил на княжество в 1078 году и продолжил его до 1093 года. В родословной династии есть много князей, которые запомнились своими подвигами в боях: таким был Александр Невский. Но его правление было более поздним, в период нашествия на Русь монголо-татар. А до него Киевским княжеством правили: Владимир Мономах - с 1113 по 1125 годы, Мстислав - с 1125 по 1132 год, Ярополк - с 1132 по 1139 год. Юрий Долгорукий, который стал основателем Москвы, княжил в период с 1125 по 1157 годы.

Родословная Рюриковичей объемна и заслуживает очень внимательного изучения. Невозможно пройти мимо таких известных имен, как Иоанн «Калита», Дмитрий «Донской», который княжил в период с 1362 по 1389 годы. Современники всегда связывают имя этого князя с его победой на Куликовом поле. Ведь это был переломный момент, который положил начало «конца» татаро-монгольского ига. Но не только этим запомнился Дмитрий Донской: его внутренняя политика была направлена на объединение княжеств. Именно в период его правления Москва стала центральным местом Руси.

Федор Иоаннович - последний из династии

Родословная Рюриковичей, схема с датами, говорит о том, что династия закончилась правлением царя Московского и всея Руси - Федором Иоанновичем. Правил он в период с 1584 по 1589 год. Но его власть была номинальной: по своей натуре он не был государем, и страной управляла Государственная Дума. Но все же в этот период произошло прикрепление крестьян к земле, что считается заслугой царствования Федора Иоанновича.

Оборвалась родословная Рюриковичей, схема которой показана выше в статье. Более 700 лет шло становление Руси, было преодолено страшное иго, произошло объединение княжеств и всего восточнославянского народа. Далее на пороге истории стоит новая царская династия - Романовых.

Более семи веков на Руси правила династия Рюриковичей. При ней образовалось Русское государство, была преодолена раздробленность, на трон взошли первые монархи. Древний варяжский род канул в лету, оставив историкам много неразрешимых загадок.

Династические хитросплетения

Наибольшую сложность у историков вызывает составление генеалогического древа Рюриковичей. Дело не только в отдаленности эпох, но и в широте географии рода, в его социальном переплетении, в отсутствии надежных источников.

Определенные трудности в изучении династии Рюриковичей создает так называемое «лествичное» (очередное) право, существовавшее на Руси до XIII века, при котором в качестве приемника Великого князя выступал не его сын, а следующий по старшинству брат. Более того, князья нередко меняли удел, переезжая из города в город, что еще больше запутывает общую картину родословной.

Правда, вплоть до правления Ярослава Мудрого (978-1054) наследование в династии шло по прямой, и только после его сыновей Святослава и Всеволода, в период феодальной раздробленности, ветви Рюриковичей начали беспрестанно множиться, распространяясь по древнерусским землям.

Одна из ветвей Всеволодовичей приводит к Юрию Долгорукому (1096?-1157). Именно от него свой отсчет начинает линия, впоследствии приведшая к появлению Великих князей и царей московских.

Первый из рода

Личность основателя династии Рюрика (ум. В 879) и по сей день вызывает много споров, вплоть до отрицания его существования. Для многих знаменитый варяг не более чем полумифическая фигура. Это и понятно. В историографии XIX – XX столетий норманнская теория подвергалась критике, так как отечественной науке была непереносима мысль о неспособности славян создать собственное государство.

Современные историки более лояльны к норманнской теории. Так, академик Борис Рыбаков выдвигает гипотезу, что в один из набегов на славянские земли дружина Рюрика захватила Новгород, хотя другой историк – Игорь Фроянов поддерживает мирную версию «призвания варягов» на княжение.

Проблема еще в том, что образу Рюрика не хватает конкретики. По некоторым источникам им мог быть датский викинг Рёрик Ютландский, по другим – совершавший набеги на земли балтов швед Эйрик Эмундарсон.

Существует и славянская версия происхождения Рюрика. Его имя связывают со словом «Ререк» (или «Рарог»), которое в славянском племени ободритов означало сокола. И, действительно, при раскопках ранних поселений династии Рюриковичей было найдено много изображений этой птицы.

Мудрый и Окаянный

После раздела древнерусских земель между потомками Рюрика, с уделами в Ростове, Новгороде, Суздале, Владимире, Пскове и других городах, разразилась настоящая братоубийственная война за обладание вотчинами, которая не утихала вплоть до централизации Русского государства. Одним из самых властолюбивых оказался князь Туровский, Святополк, прозванный Окаянным. По одной версии, он был сыном Владимира Святославовича (Крестителя), по другой, Ярополка Святославовича.

Восставший против Владимира, Святополк был посажен в темницу по обвинению в попытке отвращения Руси от крещения. Однако после смерти Великого князя он оказался расторопнее других и занял пустующий престол. По одной из версий, желая избавиться от конкурентов в лице сводных братьев Бориса, Глеба и Святослава, он подослал к ним своих дружинников, которые поочередно с ними расправились.

Согласно другой версии, к которой склоняется историк Николай Ильин, Святополк не мог убить Бориса и Глеба, поскольку они признали за ним право на престол. По его мнению, молодые князья пали жертвой от рук воинов Ярослава Мудрого, который претендовал на киевский трон.

Так или иначе между Святополком и Ярославом вспыхнула долгая братоубийственная война за титул великого киевского князя. Она продолжалась с переменным успехом, пока в решающей битве на реке Альте (недалеко от места гибели Глеба), дружины Ярослава окончательно не разбили отряд Святополка, которого заклеймили вероломным князем и предателем. Что ж, «историю пишут победители».

Хана на царство

Одним из самых одиозных правителей из рода Рюриковичей был царь Иван IV Грозный (1530-1584). По отцовской линии он происходил от московской ветви династии, а по материнской от хана Мамая. Возможно, именно монгольская кровь придала его характеру такую непредсказуемость, взрывоопасность и жестокость.

Монгольские гены отчасти объясняют военные походы Грозного в Ногайскую Орду, Крымское, Астраханское и Казанское ханства. К завершению царствования Ивана Васильевича Московская Русь обладала территорией превышающей всю остальную Европу: разрастающееся государство скорее соответствовало владениям Золотой Орды.

В 1575 году Иван IV неожиданно отрекся от престола и провозгласил новым царем касимовского хана, Семеона Бекбулатовича – потомка Чингисхана и правнука хана Большой Орды, Ахмата. Историки называют это действо «политическим маскарадом», хотя до конца объяснить его не могут. Кто-то утверждает, что таким образом царь спасался от предсказаний волхвов, напророчивших ему смерть, другие, в частности историк Руслан Скрынников, усматривает в этом хитрый политический ход. Интересно, что после смерти Грозного многие бояре консолидировались вокруг кандидатуры Семеона, однако борьбу с Борисом Годуновым они в итоге проиграли.

Смерть царевича

После того, как на царство был посажен слабоумный Федор Иоаннович (1557-1598) – третий сын Ивана Грозного, актуальным оказался вопрос о приемнике. Им считался младший брат Федора и сын Грозного от шестого брака Дмитрий. Даже несмотря на то, что Церковь официально не признавала право Дмитрия на престол, поскольку претендентами могли быть только дети от первых трех браков, реально управлявший государством и рассчитывавший на престол шурин Федора, Борис Годунов всерьез опасался конкурента.

Поэтому, когда 15 мая 1591 года в Угличе царевич Дмитрий был найден мертвым с перерезанным горлом, подозрение сразу пало на Годунова. Но, в результате, в смерти царевича обвинили несчастный случай: якобы, страдающий эпилепсией царевич во время приступа сам себя смертельно ранил.

Историк Михаил Погодин, в 1829 году работавший с подлинником этого уголовного дела, также оправдывает Годунова и подтверждает версию несчастного случая, хотя некоторые современные исследователи склонны видеть в этом коварный умысел.

Царевичу Дмитрию суждено было стать последним из московской ветви Рюриковичей, но окончательно династия прервалась лишь в 1610 году, когда представляющий суздальскую линию рода Рюриковичей, Василий Шуйский (1552-1612) был свержен с престола.

Измена Ингигерды

Представителей Рюриковичей можно встретить и сегодня. Российские ученые недавно провели исследования образцов ДНК тех кто считает себя законными наследниками древнего рода. Исследователи пришли к заключению, что потомки принадлежат к двум гаплогруппам: N1с1 – ветви, ведущие от Владимира Мономаха и R1a1 – происходящие от Юрия Тарусского.

Однако исконной признается именно вторая гаплогруппа, поскольку первая могла появиться в следствие неверности жены Ярослава Мудрого, Ирины. Скандинавские саги повествуют, что Ирина (Ингигерда) воспылала любовью к норвежскому королю Олафу II. По предположению историков плодом этой любви стал Всеволод – отец Владимира Мономаха. Но даже такой вариант лишний раз подтверждает варяжские корни рода Рюриковичей.