Родственные слова определение для дошкольников. «Формирование умение образовывать родственные слова»

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА»

Проектная деятельность – это целенаправленная деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования. Проектная деятельность позволяет учить детей проблематизации; целеполаганию и планированию содержательной деятельности; элементам самоанализа; представлению результатов своей деятельности и хода работы; практическому применению знаний в различных ситуациях.

Проектный метод в детском саду стал одним из компонентов в организации непосредственной образовательной деятельности. Важнейшим его достоинством, на мой взгляд, является самостоятельное «добывание» знаний детьми. «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму» - так гласит китайская пословица. Действительно, только действуя самостоятельно, методом проб и ошибок, ребенок приобретает – «присваивает» знания и опыт.

Но как быть специалистам узкого профиля? Где найти свое место в проектной деятельности? Этот вопрос для себя я решила так: кроме участия в проектах, которые проводят педагоги в группах, попробовать организовать свой – логопедический проект. В первую очередь, конечно, он должен носить коррекционную направленность, то есть, участвуя в нем, дети должны упражнять свои речевые возможности, тренировать языковые умения и навыки.

Проект «Родственные слова»

Мной отмечено, что дети старшего возраста имеют недостаточный словарный запас. При обследовании выясняется, что они не понимают, не знают значения многих слов, часто не умеют правильно употребить слова, т.е. их словарный запас количественно и качественно отличается от нормы речевого развития.

Формирование лексики у ребенка тесно связано с процессами словообразования, так как по мере развития словообразования словарь ребенка быстро обогащается за счет производных слов.

В развитии логического мышления и памяти ребенка в осмысливании семантических связей между словами, в обогащении активно используемой ребенком лексики, в подготовке к ощущению, а затем и осознанию состава слова огромную роль играет словообразование родственных слов.

В основу проекта «Родственные слова» легла методика, предложенная авторами Лалаевой Р. И. и Серебряковой Н. В. «Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников», а также пособие Коноваленко В. В. «Родственные слова».

Цель проекта: познакомить детей с многообразием слов родного языка.

Задачи: уточнение и расширение пассивного и активного словарного запаса за счет развития практических навыков словообразования, развитие мыслительных способностей детей.

Тип проекта: исследовательско-творческий, долгосрочный.

Участники проекта: учитель-логопед; дети, посещающие логопункт; родители.

Предполагаемые результаты проекта: формирование у детей интереса к родному языку, обогащение словаря детей, вовлечение родителей в проектную деятельность детей, создание совместно с детьми и родителями «Словарика родственных слов».

Многообразие семантики слов и их сложность в структурно-грамматическом отношении являются причиной того, что многие слова незнакомы детям по лексическому значению, по грамматическим формам, по произношению, по нормативному ударению. Ограниченность активного словарного запаса детей, неумение отбирать из своей лексики и правильно употреблять в речи слова, наиболее уместные для какого-либо определенного высказывания, порождают многочисленные речевые ошибки. Эти упущения дошкольного возраста в дальнейшем могут вызвать сложности в овладении русским языком. Школьники, как правило, с трудом усваивают основной морфологический принцип орфографии, который требует умения быстро и безошибочно подбирать однокоренное (родственное) проверочное слово.

Устранить эти речевые недочеты можно при систематической и планомерной работе по обогащению, уточнению и активизации словаря.

Огромную роль в развитии словаря, в его обогащении, в осмыслении семантических связей между словами играют упражнения с родственными словами. При этом необходимо привлечь детей к активному участию в процессе словообразования. У ребенка должна быть мотивация его стремления понять смысл слова: узнать, как называется заинтересовавший его предмет или новое явление. Когда у ребенка есть мотивация, он готов к тому, чтобы усвоить данное слово и затем использовать его в своей речи.

В процессе лексико-грамматических упражнений и игр с родственными словами перед детьми раскрывается богатство родного языка и его выразительных средств. Упражнения по подбору родственных слов не только повысят эмоциональный и интеллектуальный уровень ребенка, но и станут залогом более успешного его обучения в школе.

Упражнения и игры

    Игра с мячом «Назови родственное слово».

Взрослый называет слово и бросает ребенку мяч. К заданному слову ребенок должен подобрать родственное слово и вернуть мяч. Игра активизирует мыслительные способности детей, учит использовать накопленный материал по теме, самостоятельно устанавливая между словами смысловые связи.

    «Узнай слово по его описанию»

Педагог предлагает ребенку картинки с изображениями, например, сад, рассада, садовник, садовые инструменты и т. д. Задание: узнай слово по его описанию:

Участок земли, засаженный деревьями, кустами, цветами. (Сад)

Человек, который ухаживает за садом. (Садовник)

Молодые растения, приготовленные для посадки в землю. (Рассада)

Инструменты, которыми работают в саду. (Садовые)…и т.д.

Игра позволяет расширить активный словарь новыми словами.

3. Детям предлагается закончить объяснение слова:

Строитель – тот, кто …

Рыбак – тот, кто …

Учитель – тот, кто …

Овощевод – тот, кто …

Садовник – тот, кто …

4. Назвать родственное слово по данному объяснению.

Посуда, которая нужна для селедки, – … (селедочница)

Посуда, где хранят хлеб, – … (хлебница)

Посуда, где хранят перец, – … (перечница)

Тот, кто очень добрый, – … (добряк)

Тот, кто очень сильный – … (силач)

Тот, кто очень храбрый – … (храбрец)

Тот, кто очень мудрый – … (мудрец)

Тот, кто варит – … (повар)

Тот, кто помогает – … (помощник)

Тот, кто пасет, – … (пастух)

5. Придумать слова-действия, родственные слову «летел» (ходил, ехал и др.)

Прилетел, улетел, облетел, залетел, налетел, слетел, влетел, отлетел, подлетел, перелетел.

Данные упражнения развивают мышление детей, так как помогают решить проблемную задачу: объяснить значение слова, которое позволяет подобрать к нему родственное. Таким образом уделяется внимание осознанию детьми возможных родственных связей между словами.

6. Упражнение «Родственники» Учить образовывать родственные слова по опорным схемам.

Главное слово (сад )

Слово-действие (сажать, посадить )

Слово-предмет, но не главное (саженец, рассада, посадки )

Слово-признак (садовый )

Слово, которое говорят, когда предметов много (сады )

Слово, обозначающее «большой» (садище )

Слово, обозначающее уменьшенный предмет (садочек, садик )

Слова, образующиеся от взаимодействия человека с главным словом (садовод, садовник )

Сложное слово (садоводство, садовод ).

7. «Четвертый лишний» Формирование умения сравнивать слова по смыслу и по звучанию, классифицировать их, находить в цепочке родственных слов «лишнее».

Садик, садовод, салат, сад.

Грибок, погреб, грибник, грибной.

8. «Закончи предложение» Учить подбирать родственные слова в соответствии со смыслом предложения. Развивать внимание, воображение.

Как-то раннею порой вдруг полился дождь… (грибной).

И из дома в тот же миг в лес отправился… (грибник).

Чтобы принести улов, взял корзину для…(грибов).

Долго шел он в глушь лесную – поляну там искал…(грибную).

Вдруг под елочкой на кочке видит маленький…(грибочек)

И обрадовался вмиг наш удачливый…(грибник).

Как ему не веселиться, если здесь, в земле…(грибница).

Стал заглядывать под елки, под березы и дубы,

Собирать в свою корзину все съедобные…(грибы).

А когда собрал их много, то отправился домой,

И мечтал он все дорогу, как он сварит суп…(грибной).

Много он собрал грибов, и грибочков, и грибков,

А тому, кто долго ищет, попадется и…(грибище).

Использование родственных слов делает речь ребенка богаче и выразительнее. Таким образом, решается коррекционная задача: уточнение и расширение пассивного и активного словарного запаса за счет развития практических навыков словообразования, развиваются мыслительные способности детей, так как вырабатывается привычка задумываться над значением слов.

Знакомство старших дошкольников с родственными словами формирует предпосылки к успешному обучению в школе, развивает навыки словообразования, приучает вдумываться в смысловое значение слов, более точно и глубоко его понимать, расширяет словарный запас, развивает познавательные процессы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Знакомство дошкольников с родственными словами посредством организации игровой деятельности.

Родственные слова - это слова, которые имеют один корень и близки по смыслу.

Задачи:

Формирование словообразовательных навыков:

Первоначальное ознакомление ребенка с морфологическим составом слова;

Более точное и глубокое понимание смыслового значения слов;

Овладение навыком подбора однокоренных родственных слов;

Обогащение словарного запаса.

Развитие фонематического восприятия, логического мышления.

Доскажи словечко.

Гном и дом

Жил да был веселый гном.
Он в лесу построил … (дом).

Рядом жил поменьше гномик.
Под кустом он сделал... (домик).

Самый маленький гномишко
Под грибом сложил... (домишко).

Старый, мудрый гном-гномище
Выстроил большой... (домище).


Был он стар и был он сед
И большой был... (домосед).

А за печкой, за трубой
Жил у гнома... (домовой).


Очень строгий, деловитый,
Аккуратный... (домовитый).


Мох, калину, зверобой –
Все из леса нес... (домой).


Есть любил он суп вчерашний,
Пил он только квас... (домашний).

Каждый день соседи-гномы
Навещали деда... (дома).


Всех встречал радушно гном.
Все любили этот... (дом).

(И.Лопухина)

ДОМ, ДОМОК, ДОМИШКО... А какие еще слова можно образовать от слова ДОМ?
Пирог, испеченный дома, - ДОМАШНИЙ.
Человек, любящий порядок в доме, - ДОМОВИТЫЙ.
Тот, кто любит оставаться дома, дома сидеть, - ДОМОСЕД.
А как называется сказочное существо, которое селится в доме, охраняет его, но никогда не показывается людям? (ДОМОВОЙ).

Доскажи словечко.

Подбор родственных слов к слову ДОМ.

И с крылечком, и с окном

На пригорке стоит …(дом).

Дом огромный, с медведище

Называется … (домище).

Если в доме жил бы гномик,

Называл бы дом свой … (домик).

Совсем крошечный, для мышки

Назовем мы дом … (домишко).

Здесь за печкой, за трубой

Живет старый … (домовой).

Выпил чай, съел торт вчерашний

И надел халат … (домашний).

К слову дом прибавь хозяйка.

Кто же мышь? … (домохозяйка).

Доскажи словечко.

Логопед читает стихотворение, а дети добавляют слова, связанные со словом «снег».

Тихо, тихо, как во сне, Падает на землю... (Снег.)

С неба все скользят пушинки - Серебристые... (Снежинки.)

На поселки, на лужок тихо падает... (Снежок.)

Вот веселье для ребят - Все сильнее... (Снегопад.)

Все бегут вперегонки, Все хотят играть в... (Снежки.)

Словно в белый пуховик нарядился... (Снеговик.)

Рядом снежная фигурка - эта девочка - ... (Снегурка.)

Какие слова вы добавляли? (повторение родственных слов).

Подбор родственных слов к слову снег.

Отгадайте загадки, запомните отгадки.
Зимой на ветках яблоки,
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это … (снегири)

Что за звёздочки сквозные
На пальто и на платке,
Все сквозные, вырезные,
А возьмёшь вода в руке, (снежинки)

Он слетает белой стаей
И сверкает на лету,
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту. (снег)

Жил я посреди двора,
Где играет детвора,
Но от солнечных лучей
Превратился я в ручей. (снеговик)

Внучка с дедом бородатым
Каждый год среди зимы
Дарит радость нам, ребятам,
С ними веселимся мы. (Снегурочка)

Повтори отгадки: снегири, снежинки, снег, снеговик, Снегурочка.

Подбор родственных слов к слову снег.

Проплясали по снегам снежные метели.

Снегири снеговикам песни просвистели.

У заснеженной реки в снежном переулке

Все идут играть в снежки

И лепить снегурки.

Выдели родственные слова из стихотворения.

Подбор родственных слов к слову мороз.

Морозно морозной зимой

По морозцу спешу я домой

Замерзли и уши и нос –

Ведь не шутит зимою мороз.

Выдели родственные слова из стихотворения.

Подбор родственных слов к слову зима.

Зиму зимушкой часто зовут.

Хоть и трудно зимой зимовать.

Шубки зимние все достают,

Собираясь предзимье встречать.

Работа с пословицами.

Выделение родственных слов в каждой пословице.

Ученье – свет, а неученье – тьма.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Яблоко от яблони недалеко падает.

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

Выбор главного слова в предложенном списке родственных слов.

Птичка, птичий, птица, птичник, птицелов, птичница, птицефабрика.

Хвостик, хвостище, хвостатый, хвост, хвостишко, бесхвостый, длиннохвостый, короткохвостый.

Зайчик, зайчишка, зайчонок, заячий, заяц.

Подбор главного слова к названным родственным словам.

Волчонок, волчище, волчишка, волчий - волк.

Прыжок, прыгающий, прыгучий, перепрыгнуть, запрыгивать - прыгать.

Зубной, зубик, зубастый, зубочистка - зубы.

Добрый, доброта, добренький, подобреть, добродушный - добро.

Спортивный, спортсмен, спортзал, спортсменка, спорттовары - спорт.

Стучать, стучащий, перестук, застукать, настучать - стук.

Выбор слова, не являющегося родственным предложенным однокоренным словам.

Ворона, ворон, воронята, проворонить, воровать, вороний.

Груз, грузовик, грузчик, грузди, грузовой.

Карта, карточка, куртка, картина.

Ледокол, лед, ладошка, ледянка, ледяной.

Щука, щучий, щепочка, щучка, щуренок.

Ель, еловый, елочки, съел, ельник.

Трава, травушка, отрава, травяной.

Грачонок, грачиные, граница, грачевник.

Конный, конюшня, конфетка, конезавод.

Глупый, глубокий, глупыш, поглупеть.

Мороз, мороженое, морс, заморозки.

Разделение двух смешанных групп родственных слов к предложенным двум главным словам.

Лес и лист:

лес, лист, лесной, листик, лесник, лесистый, листок, листва;

Гора и горе:

гора, горе, горка, горевать, горный, гористый, горюшко;

Словарь однокоренных слов для дошкольников.

ветер, ветерок, ветрище;

вода, водный, водичка, подводный;

глаз, глазки, глазной, глазок;

гора, горка, горный, гористый;

горе, горевать, горюшко;

гусь, гусак, гусыня, гусёнок;

двор, дворник, дворик, дворовый;

дождь, дождик, дождевой, дождливый;

дом, домик, домашний, домой;

ёж, ежиха, ежонок, ежовый;

звезда, звёздочка, звёздный, беззвёздный;

зверь, зверёк, зверюшка, звериный;

звонить, звон, звоночек, звонарь, зазвонить;

зима, зимний, зимовье, зимовать;

лес, лесной, лесник, лесистый;

лист, листик, листок, листва;

лось, лосиха, лосёнок, лосиный;

лошадь, лошадка, лошадушка, лошадёнка;

море, морской, моряк, приморский;

мороз, морозец, морозище, морозный;

свет, светить, светленький, светлый, светлячок;

слово, словечко, словесный;

снег, снеговой, снеговик, снегурочка, снегирь;

тигр, тигрица, тигрёнок, тигриный, тигровый;

хлеб, хлебный, хлебушко, хлебница;

цвет, цветок, цветут, цветник;

час, часок, часик, часовой, часы.


Изучение родственных слов при работе с детьми

с общим недоразвитием речи

Дети старшего дошкольного возраста с ОНР ІІІ уровня имеют бедный словарный запас: не понимают, не знают значения многих слов, не умеют правильно употребить слова. Их словарный запас количественно и качественно отличается от нормы речевого развития. Дети с ОНР без предварительного обучения с заданиями на словообразование не справляются.

Одно из направлений в коррекции и формировании лексической стороны речи - обогащение словарного запаса через обучение навыкам словообразования. Детей учат устанавливать родственные связи между однокоренными словами на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях, а также дома с родителями.

Последовательность ознакомления с родственными словами:

Наблюдения, которые подводят детей к осознанию родственных слов в тексте;

Упражнения в определении родственных слов в тексте;

Задания на группировку родственных слов и самостоятельный их подбор;

Упражнения, направленные на использование родственных слов детьми в собственной речи (например, составление предложений с заданным словом, пересказ текстов, составление рассказов).

Педагог объясняет сущность слов-«родственников», их похожесть друг на друга общей частью, заучиванием. Слова-«родственники» не просто имеют похожую часть, но и должны быть связаны по смыслу.

Для определения родственных слов используются сюжетные и предметные картинки.

Работа с загадкой всегда интересна для детей. Помимо всего прочего загадка имеет ещё один секрет - слова-«родственники», которые спрятаны в ней, их надо услышать и назвать.

Если песню он поёт, если паром он чихает

Значит, чашки он зовёт и на чай нас приглашает. Чайник.

После того, как дети научатся узнавать их, выделять из текста, целесообразно выполнять упражнения на их группировку и самостоятельный подбор. (Закончите рифмованные строчки нужными словами-«родственниками»)

Мама сыплет соль в солонку. Масло я кладу в …маслёнку.

Вот идёт усатый кот и ведёт…котёнка.

На поляне рыжий лис, а рядом два…лисёнка.

Дети с ОНР часто подбирают родственные слова по внешним, звуковым признакам, не вдумываясь в значение слов. Для них родственными могут быть такие слова: газ- газета, лес- лиса, мак- макушка. Здесь уместно упражнять в прослушивании и определении лишнего слова: баран, бараний, барабан , барашек, баранина. Песок, пёс , песочек, песочница, песочный.

Называя лишнее слово, дети привыкают задумываться над значением слова.

Упражнения для самостоятельного подбора родственных слов

1. Подобрать с помощью картинок слова-«родственники»

Балет- балерина, носить - носильщик, двор- дворник и т.д.

2. Подобрать с помощью картинок родственные слова:

Дом- домик- домище, рыба- рыбка- рыбища, нос- носик- носище

3. Закончить цепочку слов:

Волейбол- волейболист- …волейболистка, журнал- журналист-…журналистка, учить - учитель-…учительница, продавать - продавец-…продавщица, кот- котёнок-…котёночек и т.д.

4. Игра с мячом «Назови слово-«родственник».

Игра активизирует мыслительные способности детей, учит использовать накопленный по теме речевой материал, самостоятельно устанавливая между словами смысловые связи. Педагог имеет возможность увидеть, как быстро дети подбирают родственные слова, много ли их знают, насколько осознанно идёт подбор.

5. Закончить объяснение слова:

Строитель- тот, кто…, рыбак- тот, кто…, овощевод- тот, кто… и т.д.

6. По данному объяснению назвать слово-«родственник».

Посуда, где хранят хлеб-…хлебница, посуда, которая нужна для селёдки -…селёдочница; тот, кто очень добрый-…добряк, тот, кто очень сильный-…силач; тот, кто варит-…повар, тот, кто помогает-…помощник, тот, кто пасёт-…пастух и т.д.

7. Придумать слова-действия, родственные слову «летел» (ходил, ехал) и составить с ними предложения:

Прилетел, улетел, залетел, облетел, налетел, слетел, влетел, отлетел, подлетел, перелетел

Листья на деревьях давно облетели.

На следующем этапе дети учатся пересказывать тексты с установкой на то, что слова-«родственники», которые дети должны найти самостоятельно, не должны «потеряться»:

« Осенью дедушка посадил в нашем саду кустики малины. Он сказал: «Скоро у нас будет малинник . Малинка - полезная ягода». Весной мы заметили, что какая-то птичка свила в малиннике гнездо. Это была малиновка . Всё лето мы лакомились малиной, а бабушка сварила душистое малиновое варенье».

Постепенно следует усложнять задания, предлагая детям придумывать свои небольшие рассказы из 4-7 предложений со словами-«родственниками»:

Лес, лесной, лесник; снег, снежки, снеговик; рыба, рыбак, рыбища, рыбный; гриб, грибок, грибник, грибница, грибной и т.д.

Это задание можно предложить для выполнения дома с родителями. Ребёнок вместе со взрослыми составляет минисочинение с заданными родственными словами, которое записывает и красочно оформляет.

Дидактический материал и строгая система заданий и упражнений к нему позволяет добиться необходимого коррекционного эффекта при ознакомлении с родственными словами. В этом случае языковой материал становится для детей источником знаний. У них вырабатывается умение выделять родственные слова по двум признакам: они близки по смыслу и имеют общую часть.

Использование родственных слов делает речь ребёнка богаче и выразительнее. Таким образом решается коррекционная задача: уточнение и расширение пассивного и активного словарного запаса за счёт развития практических навыков словообразования, развиваются мыслительные способности, т.к. вырабатывается привычка задумываться над значением слова.

Упражнения способствуют развитию память, поскольку слова-«родственники» группируются детьми в словообразовательные цепочки языкового чутья и осуществляется пропедевтическая задача: закладывается основа для орфографически-грамотного письма в школе.


Краткая аннотация: В течение 2 лет мною была сделана попытка отбора и систематизации речевого материала для работы над родственными словами. Были подобраны разнообразные приёмы, упражнения, игры.

Формирование словообразовательных операций у дошкольников в системе работы над родственными словами

Работа с дошкольниками указывает на трудности в овладении словообразовательными операциями с детьми.

Словообразование представляет собой, с одной стороны, путь развития словарного запаса языка, а с другой – является составной частью морфологической системы языка.

Одним из способов формирования словообразовательных операций у дошкольников 5 – 6 летнего возраста является работа над родственными словами.

В течение 2 лет мною была сделана попытка отбора и систематизации речевого материала для работы над родственными словами. Были подобраны разнообразные приёмы, упражнения, игры. Весь материал оформлен в виде перспективного плана; разработаны конспекты занятий, рекомендации воспитателям и родителям по закреплению полученных знаний. Конспекты занятий и практический материал был разработан в соответствии с лексическими темами.

Начала работу с детьми старшей группы. Вначале работы, в сентябре, была проведена диагностика начального уровня речевого развития детей, и умения образовывать родственные слова, далее предполагалось, прослеживать динамику усвоение предлагаемого материала и итоговая диагностика, с целью выявление уровня усвоения пройденного материала.

Работа с детьми над родственными словами рассчитана на 2 года, и она разделена на три этапа.

Первый этап.

Первый год обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Цель этого этапа работы с детьми было знакомство с основными правилами словообразования на основе ориентировочно – исследовательской деятельности детей.

На этом этапе важно научить детей ориентироваться в структуре слов на основе таких критериев, как длина слогового контура и звукового сходства

(похожесть по звучанию) пар родственных слов. Для этого использовался приём парного сопоставления производящего и производного слова, которые сопровождаются сравнением (по обозначению) данных слов: сад – садовник, двор – дворник и т.п.

Подбирая исходные и производные слова в пары, соблюдались следующие условия:

Наличие между словами семантической разницы (двор – дворник и т.п.);

Использование продуктивных словообразовательных моделей: суффиксальной для существительных и прилагательных, префиксальной – для глаголов;

Подбор слов, имеющих четкие границы членимости (пожар — пожарник);

При контекстном определении однокоренные слова должны располагаться в минимальной удаленности по тексту (в рамках одного предложения).

Первый этап работы был реализован на индивидуальных занятиях и на занятиях в малых подгруппах (2 – 3 человека) в подгруппе.

На первом этапе я предлагала детям следующие задания «Какое слово длиннее?»

С использованием картинок (двор – дворник, снег – снеговик, гриб – грибник и другие слова). С помощью вопросов уточнялось значение этих слов, устанавливалась семантическая общность слов. Давалось задание определить, какое слово длиннее.

«Графическое написание слов»

Предлагалось ребёнку две картинки, например, лес – лесник, объяснялось значение этих слов, а затем ребёнок называет длинное слово, его обозначают длинной полоской, соответственно короткое слово – короткой полоской. Детям объяснялось, что слова звучат похоже, потому что в них есть одинаковый по звучанию «кусочек» слова. Сопряжено проговариваются пары слов, интонационно выделяя корень. Уточняется, какой «кусочек» слова звучит похоже — в начале или в конце слова? Затем вместе с ребёнком заштриховываем полоски: короткую целиком, а длинную – только начало.

Важно проговорить: «Закрашиваем «кусочек» слова, который звучит, похоже».

«Лото»

Предлагалась ребёнку одна большая карточка, разделенная на две части. В левой половине карточки даётся какое – либо изображение, например, «сапожник». Уточняется значение этого слова. Затем ребёнку предлагают назвать две предметные картинки, например: «ботинок и сапог».

Задание. Выбери из двух картинок ту, которая похожа по звучанию с картинкой на карточке и положи эту картинку в правой части карточки.

Второй этап.

Первый год обучения (декабрь — май)

Целью второго этапа работы было – формирование навыков образования производных слов.

На данном этапе дети учились находить однокоренные слова в контексте и выделять в них корневые основы. Работа велась индивидуально и в малых подгруппах (2 – 3 человека). Лексический материал для работы отбирался в соответствии с тематикой занятий.

Вот основные приёмы работы:

Выделение родственных слов из контекста; знакомство с понятием «родственные слова»;

Подбор родственных слов по вопросам;

Составление цепочки родственных слов, с опорой на наглядность (предметные картинки);

Нахождение «лишнего слова» (неоднокоренного) из ряда родственных слов;

Определение общей части родственных слов

Для решения данной задачи, использовались различные игры и игровые упражнения.

Третий этап

Второй год обучения (сентябрь – май)

Цель третьего этапа работы — закрепление навыков осознанного образования производных слов.

На этом этапе решались задачи:

Закрепление навыков подбора производных слов по знакомым словообразовательным моделям;

Закрепление навыков применения словообразовательных правил.

Лексический материал подбирался в соответствии с темой занятий.

Наряду с уже известными детям заданиями второго этапа, включались новые упражнения:

Объясни, почему так называется? (В работе со сложными словами, образованными путём соединения корневых морфем);

Придумай одно слово вместо двух (словообразование на основе сложения слов);

Припомни родственные слова к заданному слову;

Самостоятельный подбор родственных слов к заданному слову;

Работа с ребусами.

Использование в коррекционном процессе работы над родственными словами позволило значительно повысить уровень словообразовательных операций у детей.

Так, если на начало первого года обучения, низкий уровень развития навыков словообразования был отмечен примерно у 85% детей, и только у 15% — средний, то уже к концу первого года обучения все дети находились на среднем уровне словообразовательных операций. К концу второго года обучения около 80% детей достигли высокого уровня развития словообразовательных операций.

Таким образом, можно говорить о том, что работа с детьми по образованию родственных слов, положительно влияет на развитие навыков словообразования у детей 5 – 7 лет.

Котовщикова Т.Н.,
учитель-логопед

Игры и упражнения, используемые в работе с детьми.

Подбор родственных слов к заданному главному слову

Петух - петушок, петушиный, петушиться, петушатина, распетушился.

Рыба - рыбка, рыбешка, рыбища, рыбный (суп), рыбья (голова), рыбонька, рыбак, рыбалка, рыболов, рыболовная (сеть).

Мышь - мышка, мышонок, мышиная (нора), мышеловка, мышкует (лиса ловит мышей).

Мороз - морозить, морозилка, морозильная (камера), морозный (день), заморозить (мясо в морозилке), морозец (легкий мороз), мороженое (сладкое холодное лакомство), заморозки, обморожение (сильное повреждение тела от мороза).

Конь - коньки, конек (горбунок), конюшня, конюх, конный (плуг), конское (ржание), конница, конезавод, конина (мясо), конокрад (крадет коней).

Выбор главного слова в предложенном списке родственных слов

Птичка, птичий, птица , птичник, птицелов, птичница, птицефабрика.

Хвостик, хвостище, хвостатый, хвостатенький, хвост , хвостишко, бесхвостый, длиннохвостый, короткохвостый.

Зайчик, зайчишка, зайчонок, заячий, заяц , зайчатина (мясо убитого охотником зайца).

Выбор главного слова к названным родственным словам (здесь использовать мяч)

Волчонок, волчище, волчишка, волчий - волк .

Прыжок, прыгающий, прыгучий, перепрыгнуть, запрыгивать - прыгать .

Зубной, зубик, зубастый, зубочистка - зубы .

Добрый, доброта, добренький, подобреть, добродушный - добро .

Спортивный, спортсмен, спортзал, спортсменка, спорттовары - спорт .

Стучать, стучащий, перестук, застукать, настучать - стук .

Выбор слова, не являющегося родственным приведенным однокоренным словам

Ворона, ворон, воронята, проворонить, воровать , вороний.

Груз, грузовик, грузчик, грузди , грузовой.

Карта, карточка, куртка , картишки, картина.

Ледокол, лед, ледышка, ладошка , ледянка, ледяной.

Разделение двух смешанных групп родственных слов к предложенным двум главным словам (каждому ребенку предлагается по одному слову)

«Круг» и «кружево» : круглый, кружок, кружевце, кружиться, кружочек, кругом, кружевница, кругосветное (путешествие), круговорот (воды), кружевоплетение, окружение.

«Нога» и «нож» : ножка, ноженька, ножны, ножевое (ранение), ножик, ножищи, босоножки, ножичек, ножницы, ножная (машина).

Подбор родственных слов к названию выбранной предметной картинки

Выбор из стихотворного отрывка родственных слов к заданному слову

Педагог зачитывает стихо творные фразы, а дети находят родственные слова к слову петух .

Только жив ли петушок ,

Золотой наш гребешок?

Вижу гребень петушиный

На пригорке под осиной.

Что ты, Петя , не встаешь?

Что ты песен не поешь?

Петушатина - хорошая еда.

Где ворота? Подавайте их сюда.

Разошелся наш петух,

Распушил атласный пух.

А пока он петушится ,

Из кустов ползет лисица.

С. Маршак

Называние в стихотворном отрывке слов-родственников

У щуки щучья чешуя

И щучьи плавники.

Плывет щуренок , как и я,

Вдоль берега реки.

В день ветреный всегда

бывает ветер .

Ветровку я давно себе приметил.

Когда же дует легкий ветерок ,

То можно отправляться на каток.

Все рыбы и рыбки живут лишь в воде

И плавают вольно везде.

Рыбачить приходят порой рыбаки ,

Чтоб рыбной покушать ухи.

Составление предложения с одним из слов-родственников

Придумывание рассказа с предложенными словами-родственниками:

По наводящим вопросам;

Самостоятельно.

1. Педагог знакомит детей с изготовленной книжкой-малышкой с родственными словами к слову ель и предлагает им составить рассказ со словами из этой книжки по наводящим вопросам.

Где росла ель? (В лесу.)

Зачем ее срубили? (Скоро Новый год.)

Куда принесли елку? (В детский сад.)

Чем украсили елку? (Елочными игрушками.)

Что делали дети на празднике вокруг елочки? (Пели, танцевали, водили хоровод.)

Примерный рассказ. Стояла в лесу ель. Ее срубили перед Новым годом, отряхнули еловые лапы от снега и принесли в детский сад. Поставили елку в зале, нарядили елочными игрушками, гирляндами. На празднике дети веселились у елочки вместе с Дедом Морозом и Снегурочкой.

2. Ознакомление детей с книжкой-малышкой и родственными словами к слову петух .

С помощью вопросов педагога дети составляют рассказ, используя заданные родственные слова. Несколько детей повторяют получившийся рассказ.

У кого жил петух?

Как она (он) к нему относилась (относился)?

Как ласково называла?

С кем петух мог драться - петушиться?

Что осталось на земле после драки?

Примерный рассказ. У Маши жил петух. Она его очень любила и ласково называла Петя-петушок. Девочка кормила петушка крупой, червяками, хлебными крошками. Когда во двор приходил соседский петух, Машин петушок начинал с ним драться - петушиться. Маша разгоняла петушков, а потом собирала лежащие на земле петушиные перья.

Игра КВН «Раз словечко, два словечко» с участием родителей

ЗАДАЧИ

· Закреплять умение подбирать родственные слова.

· Продолжать учить составлять предложения и рассказы с заданными родственными словами.

· Развивать внимание, память, мышление, творческие способности.

· Воспитывать умение играть в команде, чувство коллективизма, инициативность.

· Показать родителям необходимость умения детей подбирать родственные слова.

Оборудование: предметные картинки с изображениями воды и руки; карточки с написанными словами-родственниками для составления предложений; карточки со списками слов-родственников к словам друг и уши ; карточки с заданиями для каждого взрослого.

Первый конкурс: назвать слово, которое не является родственным к остальным словам .

Дети делятся на команды, им по очереди предъявляется цепочка слов.

Щука, щучий, щепочка , щучка, щуренок.

Крошка, окрошка, крошить, закрашивать .

Ель, еловый, елочки, съел , ельник.

Трава, травушка, отрава , травяной.

Головка, головастик, головной, голодный , трехголовый.

Грачонок, грачиные, граница , грачевник.

Конный, конюшня, конфетка , конезавод.

Глупый, глубокий , глупыш, поглупеть.

Мороз, мороженое, морс , заморозки.

Второй конкурс: подобрать родственные слова к заданному слову.

Капитаны выбирают предметную картинку, обозначающую заданное слово. Команды по очереди называют слова к заданному им главному слову.

Вода - водичка, водица, водяной, водопад, наводнение, водопой, водонос, водовоз, водянистый, водка, водянка, водолаз, водолазный, подводный, подводники, водоем.

Рука - ручка, ручища, ручонка, рученька, ручной, подручный, наручники, рукава, нарукавники, рукавицы, рукавички, рукоделие, рукодельница, рукопашный, рукопожатие, руководить, руководитель.

Третий конкурс: назвать слова-родственники из прочитанных стихотворений.

При затруднении детям помогают родители.

Осинки растут в осиннике

И тянутся к небу синему.

Под осинами - подосиновики ,

Такие грибы красивые.

Стеклянная посуда часто бьется

И много мелких стекол остается.

Все стеклышки собрал я осторожно -

Пораниться случайно ими можно.

Звезды и звездочки

В небе ночном -

Звездное очень небо.

Хотелось бы мне

Но я звездочетом не был.

Ивушки, ивы растут у реки,

Низко склонясь над водой.

Из ивовых прутьев

Плетут старики

Корзиночки долгой зимой.

Четвертый конкурс: «Грамотные взрослые».

Родители выполняют задания на карточках: вставить пропущенную букву и написать проверочное (однокоренное) слово.

Мол..(а, о)ко.

Ст..(а, о)ловая.

Но..(ж, ш)ка.

Ска..(с, з)ка.

К..(а, о)робочка.

Вым..(о, а)чить.

В..(и, е)рхушка.

В..(и, е)селые.

Кни..(ш, ж)ка.

Кру..(ш, ж)ка.

М..(и, я, е)сорубка.

М..(и, е, я)гкотелый.

Пятый конкурс: «Конкурс капитанов» (проводится одновременно с конкурсом родителей.)

Капитаны по очереди в ответ на каждое названное педагогом слово-родственника говорят главное слово.

Главные слова: дорога, дорого.

Дорожка,подорожник , дорогой, дороженька , дорожать, придорожная , подороже, дороговизна, дорожный , подорожало,дороговато, дорожник , удорожание ,по-дорожному , бездорожье, дорожить, дороже, подорожание, подорожная , бездорожье .

Шестой конкурс: придумать предложение со словом-родственником.

Капитаны читают карточки с написанными словами-родственниками, по возможности сами читают слово. Участники команды придумывают предложение. У кого длиннее предложение, тот получает один балл. При затруднении детям помогают родители.

Солнце, солнечный, солнышко, солнцепек, подсолнух, подсолнечное, солнцезащитные, солнцелюбивое.

Седьмой конкурс: придумать рассказ с заданными словами-родственниками.

Педагог зачитывает списки родственных слов, а дети с помощью родителей придумывают рассказы. Родители зачитывают получившийся рассказ.

Пример: первой команде дается слово уши , второй - друг .

Подведение итогов, награждение команд.

Изготовление книжек-малышек

Изготовленные логопедом несколько книжек для использования на занятии с детьми, рассматривания ими в свободное время, демонстрации родителям в качестве образца на консультации складываются в виде гармошки (высота книжки не менее половины альбомного листа). Картинки можно нарисовать или вырезать и наклеить, под картинкой написать соответствующее родственное слово. На первой странице картинка к главному слову, в конце - рассказ с использованием однокоренных слов.

Родителям можно предложить на выбор карточки с цепочкой родственных слов, где указывалось, что можно изобразить к тому или иному слову. Примерный набор карточек:

малина - малинник - малиновое (варенье) - малиновка;

белый - белоствольная (береза) - белохвостая (птица) - белок (яйцо в разрезе) - белозубая (улыбка) - побелить (красить печь);

береза - березка (маленькое деревце) - березовые (дрова, веник) - березняк (березовый лес) - подберезовик;

рыба - рыбка - рыбища - рыбный (суп) - рыбья (голова) - рыбак - рыбалка - рыболовный (крючок) и т.д.

Дети, изготовившие книжки дома, показывали в группе картинки, называли родственные слова и читали сочиненный рассказ. Остальные дети называли родственные слова из услышанного текста.

Памятка для родителей

Уважаемые родители!

В процессе подготовки к школьному обучению до школьник должен овладеть навыками подбора однокоренных родственных слов. Это умение позволит ему в дальнейшем быстро и правильно подбирать проверочные слова в ходе практического применения правил орфографии. Работа над словообразованием важна в плане первоначального ознакомления ребенка с морфологическим составом для овладения разбором слова по составу и быстрого понимания правил написания тех или иных букв в приставках, суффиксах и корнях слов.

Выполнение заданий данной памятки

1. Прочитайте ребенку весь список родственных слов, попросите найти главное слово, от которого образовались остальные.

2. Назовите только главное (выделенное) слово и попросите придумать к нему слова- родственники. В случае затруднения окажите помощь наводящими вопросами: голова рыбы, скажи по-другому - какая голова? (Рыбья.) или: суп из рыбы - какой? (Рыбный.)

Задание 1. Назови главное слово или придумай слова-родственники к названному слову.

Голодание, голодный, голодать, голод , проголодаться, голодающий, голодовка.

Грачонок, грачата, грачиха, грач, грачиные, грачовник.

Дворец, дворник, дворняжка, двор , дворик, дворцовый, дворовый.

Доброта, подобреть, добрый, добро , доброжелательный, добряк, задобрить.

Звездопад, звездолет, звезд ное, созвездие, звезда , звездочка.

Домик, домище, домовой, домишко, домашний, бездомный, дом , домработница, домохозяйка.

Жареный, пожар, пожарный, жарить, жара, жар , жарища, жар-птица, жаропонижающее.

Зверюшка, зверье, зверинец, звериный, зверюга, озвереть, зверь , зверек, звереныш, зверолов, звероферма.

Звонкий, звонок, перезвон, звонарь, звонко, звон , дозвониться, звоночек.

Земляника, земляной, земной, приземлиться, подземный, земля , землекоп, землетрясение, подземелье.

Задание 2. Какое слово не является родственным?

Листопад, лист, лиственный, листочек, лисичка , листва, листок.

Мороженое, морозить, мороз, морозная, замораживать, заморозки, мокрый .

Игрушки, игра, игровой, проигрывать, игрушечный, икра , выигрыш.

Лес, лесник, лесной, лесочек, лев .

Овощ, осень , овощной, овощерезка.

Рыбный, рыбак, рыба, рыбешка, рысь , рыболовный, рыбак.

Гриб, грибной, грива , грибочек, грибник.

Гора, горный, горка, горе , пригорок.

Боль, большой , больница, больной, болеть.

Море, моряк, морской, морщины , мореплаватель, морячка.

Сахар, сахарница, сахарный, сухари , сахарок.

Беседа, беседка, беседовать, соседка , беседующий, собеседник и т.д.

Задание 3 . Для какого слова названное слово является родственным?

Гусь и гусли.

Гусак, гусыня, гусенок, гусляр, гусиные, гусельки, гуслярный, гуськом.

Купать и купить.

Купание, покупка, купаться, купальник, покупать, купленный, купальщица.

Курица и курить.

Куриный, курочка, курильщик, курятина, окурок, курятник, курилка, закурить.

Рано и рана.

Раньше, раненый, рановато, ранить, израненный, пораньше, ранка, рань.

Носить и нос.

Носатая, носорог, носилки, носки, утконос, носильщик, носишко, носовой, поднос, переносить, носочки.

Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Родственные слова. М, 2001.

Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. СПб., 1999.

Парамонова Л.Г. Развитие словарного запаса у детей. СПб., 2007.

Ткаченко Т.А. В первый класс - без дефектов речи. СПб., 1999.