План по теме фискальная политика государства. Фискальная политика государства

Деятельность государства в области налогообложения, регулирования государственных расходов и государственного бюджета называется фискальной политикой. Она направлена на обеспечение стабильного развития экономики, предотвращение инфляции, обеспечение занятости населения.

Государственный бюджет - это сводный план доходов государства и использования полученных средств на покрытие всех видов государственных расходов.

Бюджет утверждается парламентом страны, а правительство отвечает за его исполнение. Основное место в расходах российского правительства занимают: национальная оборона, правоохранительная деятельность, обеспечение безопасности и судебная власть, государственное управление, экономическое развитие различных отраслей хозяйства, обслуживание государственного долга, социальное обеспечение. Главные источники доходов государства - налоговые доходы.

Через бюджет государство перераспределяет созданные обществом блага от непосредственных производителей к другим группам. Государство, используя бюджет, может существенно влиять на экономику, стимулировать производство и социальные процессы. Основные рычаги этого влияния - регулирование налогообложения и государственных расходов.

Налоги являются основным источником доходов госбюджета. С различными видами налогов (прямые, косвенные) и конкретными налогами, уплачиваемыми гражданами, вы познакомились в основной школе. Ведущее место в налоговых доходах занимают налоги, уплачиваемые предприятиями: налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, налог на внешнюю торговлю и др. Обязанность платить законно установленные налоги и сборы зафиксирована в Конституции РФ. Некоторые российские предприниматели считают, что единственная возможность сохранить свой бизнес - это уклонение от уплаты налогов, сокрытие от учета части своих доходов. Далеко не все граждане, особенно получающие высокие доходы, вовремя и полностью платят налоги. Это не только затрудняет выполнение государством своих экономических функций в обществе, но и искажает данные о состоянии российской экономики, затрудняет разработку программ ее развития.

Как влияет налоговая политика любого государства на экономику? Если экономика страдает от высокой инфляции, для снижения ее, как вы уже знаете, необходимо уменьшить денежную массу в обращении. Для этого государство увеличивает налоги, снижая тем самым экономическую активность фирм и населения.

Если в экономике страны наблюдается спад производства и потребления, то государство стремится уменьшить налоговое бремя. Это способствует оживлению экономики. У фирм появляются дополнительные средства для выпуска товаров, а потребительская активность населения возрастает в результате роста его платежеспособности.

Регулирование государством своих расходов может способствовать преодолению спада в производстве. Так, в кризисных ситуациях в экономике государство старается увеличить расходы на поддержку особо нуждающихся в помощи предприятий и отраслей хозяйства, расширяет государственную закупку товаров и услуг (например, государственный заказ оборонным предприятиям), стимулируя производителей к развитию производства и сокращая безработицу.

Бюджетная политика также направлена на балансирование (достижение количественного равенства) доходов и расходов, так как значительный рост государственных расходов и недобор налогов приводит к дефициту бюджета - одному из негативных экономических показателей. В этой ситуации государство для покрытия своих расходов вынуждено брать кредиты, которые могли бы быть использованы фирмами, а это сдерживает экономический рост. Государство может покрыть дефицит бюджета, выпустив в обращение дополнительные деньги или взяв в долг у населения. Но возможности кредитования государства населением обычно ограниченны, а выпуск государством новых бумажных денег, не обеспеченных товарами, ведет к инфляции.

Большинство правительств в условиях дефицита госбюджета предпочитает занимать деньги у граждан, хозяйственных и финансовых организаций (отечественных и международных). Сумма задолженности государства внешним и внутренним кредиторам называется государственным долгом . Различают внешний и внутренний государственный долг.

Наиболее часто используемая форма одалживания - продажа государственных ценных бумаг. Сумма задолженности государства владельцам его ценных бумаг представляет собой часть государственного долга. Умелое проведение операций с государственными ценными бумагами позволяет не только выгодно привлекать деньги в государственный бюджет, но и влиять на развитие всей экономики. Так, путем покупки и продажи государственных ценных бумаг центральный банк может либо вливать резервы в кредитную систему государства, либо изымать их оттуда. К каким последствиям в экономике это приводит, вы уже знаете, познакомившись с действием основных механизмов денежно-кредитной политики государства.

Дефицит бюджета и величина государственного долга - важнейшие показатели состояния экономики.

Как видим, государство может проводить и фискальную, и монетарную политику, усиливая или ослабляя те или иные механизмы воздействия на экономику. Выбор варианта регулирования определяется разными факторами, которые были охарактеризованы в вышеизложенном материале.

− Учитель Думбадзе В. А.

Наша группа ВКонтакте
Мобильные приложения:

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Налоги и налоговая система РФ». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему.

При анализе ответа учитывается:

Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;

Наличие пунктов плана, позволяющих раскрыть содержание данной темы по существу;

Корректность формулировок пунктов плана.

1) Понятие «налоги».

2) Функции налогов:

в) социально-воспитательная и др.

3) Принципы налогообложения:

а) принцип справедливости;

б) принцип определённости и точности налогов и др.

5) Системы налогообложения:

а) пропорциональный налог;

б) прогрессивный налог;

в) регрессивный налог.

6) Уровни налогообложения в РФ:

7) Специальные налоговые режимы в РФ

Наличие любых двух из 4, 5 и 6 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу. Из них один пункт обязательно должен быть детализирован в подпунктах; другой пункт может не быть детализирован ИЛИ быть подпунктом.

Тема 13. Налоги, уплачиваемые гражданами. Налоги, уплачиваемые предприятиями.

1. Налоговая политика - это система мероприятий государства в области налогообложения, которая стр­оится с учетом компромисса интересов государства и налогоплательщиков.

Как часть общей экономической политики государст­ва она определяется целями общества. Эти цели форму­лируют требования к налоговой базе, тяжести налогооб­ложения и способам изъятия доходов.

Государство, призванное обеспечить наилучшие ус­ловия для эффективного экономического роста, нужда­ется в ресурсах для выполнения этой миссии. Такие ре­сурсы не могут сформироваться исключительно за счет собственных источников государства, доходов от госу­дарственных предприятий. И государство для формиро­вания своих денежных доходов вынуждено изымать часть доходов частного сектора. Государство вынуждает частный сектор подчиниться макроэкономическим и национальным интересам.

2. Налоги - это обязательные платежи физических и юридических лиц государству.

Уплата налогов является одной из главных обязан­ностей граждан. Налогообложению подлежат:

  • прибыль;
  • доходы;
  • стоимость определен­ных товаров;
  • стоимость, добавленная обработкой;
  • имущество;
  • передача собственности (дарение, продажа, на­следование);
  • операции с ценными бумагами;
  • отдельные виды деятельности.

3. Налогопла­тельщики :

  • физические лица – работники, непосредственно своим трудом создающие матери­альные и нематери­альные блага и полу­чающие определен­ный доход;
  • юридические лица – хозяйствующие субъекты.

4. Налоги подразделяются на прямые и косвенные .

  • Прямые налоги – обязательные платежи, взимаемые государством с доходов или имущества юридических и физических лиц (подоходный налог с населения и налог на прибыль с фирм, налог на имущество, недвижимость, дарение, наследство, на финансовые операции).
  • Косвенные налоги – устанавливаются в виде надбавок к цене товара и услуг (акцизные сборы, налог с продаж, частично налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины, налог на экспорт)

5. Можно выделить три системы налогообложения .

  • пропорциональ­ный налог – сумма налога пропорциональ­на доходам работ­ников;
  • регрессивный налог – налог тем вы­ше, чем ниже доход;
  • прогрессивный налог – налог тем вы­ше, чем выше доход

6. Принципы налогообложения - это правила, ко­торыми следует руководствоваться при построении налоговой системы. Основные принципы налогообложения:

  • Принцип спра­ведливости – равенство налогов на доходы рыночных структур. Налоги должны быть равными для каждого уровня дохода.
  • Принцип опреде­ленности и точ­ности налогов – размер налогов, сроки, способ и порядок их начисления должны быть точно опре­делены и понятны налогоплательщикам.
  • Принцип удобст­ва взимания на­логов для нало­гоплательщиков – каждый налог должен взиматься в то вре­мя и тем способом, при котором платель­щику легче выполнить требования налого­обложения.
  • Принцип эконо­мичности (эф­фективности) – необходимость соблюдения условий, при которых:

o разрыв между расходами по сбору и ор­ганизации налогообложения и самими на­логовыми поступлениями должен быть наибольшим;

o тяжесть налогообложения не должна подрывать возможность продолжения про­изводства и лишать государство в после­дующем налоговых поступлений.

  • Принцип обяза­тельности – неизбежность осуществления платежа.

7. Функции налогов :

  • фискальная – обеспечение финансирования государст­венных расходов на содержание государст­венного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет достаточных средств, например, фундаментальной науки, многих учебных заведений, библиотек и т.д.;
  • распределитель­ная – перераспределение доходов между разны­ми социальными слоями с целью сглажи­вания неравенства в обществе;
  • стимулирую­щая (антиин­фляционная) – стимулирование развития научно-техни­ческого прогресса, увеличения числа рабо­чих мест, капитальных вложений в расши­рение производства путем применения льготного налогообложения;
  • социально-вос­питательная – сдерживание потребления вредных для здоровья продуктов путем установления на них повышенных налогов;
  • конкретно-учет­ная – осуществление учета доходов граждан, предприятий и организаций.

8. По структуре и принципам построения налоговая система России, формирующаяся с 1992 г., в основном отражает общераспространенные в мировой практике тенденции.

План по обществознанию «Налоги и их влияние на экономику страны»

Успейте воспользоваться скидками до 60% на курсы «Инфоурок»

Налоги и их влияние на экономику страны

Налоги – это обязательные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц в бюджет соответствующего уровня в размерах, порядке и на условиях, определенных действующим законодательством.

а) прямые (устанавливаются непосредственно на доход или имущество и подразделяются на реальные и личные)

* реальные (поземельный, подушный, промысловый)

* личные (налог на наследство, подоходный налог, налог на прибыль)

б) косвенные (налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины)

в) в зависимости от государственного органа, взимающего налоги и распоряжающиеся полученными средствами (федеральные, республиканские (субъектов федерации) и местные)

3. Системы налогообложения

а) пропорциональная (налог, ставка которого остается неизменной, независимой от размера объекта налогообложения)

б) прогрессивная (налог, ставка которого возрастает по мере увеличения налогообложения

в) регрессивная (налог, ставка которого понижается по мере увеличения объекта налогообложения)

4. Принципы налогообложения

а) принцип справедливости

б) принцип определенности (сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику)

в) принцип удобства (налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика)

г) принцип экономии (подразумевает сокращение издержек взимания налогов)

5. Воздействие налогов на экономику страны, проявляющееся через реализацию следующих функций

б) частичное перераспределение доходов

в) стимулирующая и др.

6. Воздействие налогов на спрос и предложение как один из аспектов влияния на экономику страны

7. Влияние налоговой политики государства на инвестиционную активность в стране

35. СОСТАВЛЕНИЕ РАЗВЕРНУТОГО ПЛАНА ОТВЕТА Как научиться составлять развернутый план по обществознанию? Ученику предлагается составить план не по тексту, — презентация

Презентация по предмету «Обществознание и Окружающий мир» на тему: «35. СОСТАВЛЕНИЕ РАЗВЕРНУТОГО ПЛАНА ОТВЕТА Как научиться составлять развернутый план по обществознанию? Ученику предлагается составить план не по тексту,». Скачать бесплатно и без регистрации. - Транскрипт:

1 35. СОСТАВЛЕНИЕ РАЗВЕРНУТОГО ПЛАНА ОТВЕТА Как научиться составлять развернутый план по обществознанию? Ученику предлагается составить план не по тексту, а к предложенной теме, подобно тому, как школьник составляет план своей будущей реферативной или проектной работы по избранной тематике. Выполнение данного задания предполагает 1) корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме 2) полноту отражения основного содержания в плане; 3) соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа. При выполнении задания выпускника м предстоит а) в заданной формулировке темы обнаружить известный им содержательный материал; б) выстроить логику презентации имеющегося знания в виде пунктов сложного плана.

2 35. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Налоги и их воздействие на экономику страны». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах. Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы При анализе ответа учитывается: соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа; наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу; корректность формулировок пунктов плана. Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно- формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании 3

3 «Налоги и их воздействие на экономику страны» 1. Понятие налогов и их виды: а) прямые; б) косвенные. 2. Системы налогообложения: а) пропорциональная; б) прогрессивная; в) регрессивная. 3. Воздействие налогов на экономику страны, проявляющееся через реализацию следующих функций: а) фискальная; б) частичное перераспределение доходов; в) регулирование экономических отношений; г) стимулирующая; д) контрольная и др. 4. Воздействие налогов на спрос и предложение как один из аспектов влияния на экономику страны. 5. Влияние налоговой политики государства на инвестиционную активность в стране. Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах

4 При выполнении задания 35 проверяется не только знание содержательной части, но и умение выстроить логику содержания. Выпускник должен суметь сформулировать пункты плана. А для этого необходимо отобрать нужный материал. Задание С8 позволяет сделать вывод о том, насколько хорошо выпускник видит проблему, социальный объект или процесс в целом, как систему понимает смысл поставленной проблемы умеет устанавливать структурно- функциональные, причинно- следственные, иерархические и иные связи умеет выделить главное корректно формулировать структурировать

5 Условия выполнения данного задания: 1. Системное знание по теме 2. Глубокое знание по теме 3. Объемное знание по теме 4. Разностороннее знание по теме 5. Привлечение внутри курсового материала 6. Привлечение материала из смежных учебных дисциплин 7. Привлечение оперативных знаний, получаемых из СМИ 8. Выстраивание логики содержания 9. Формулирование пунктов плана 10. Отбирать для сформулированного тезиса аспект темы, за которым стоит содержание, требующее раскрытия.

6 Классификация тем 1 группа тем 1. широкие «однотомные» 2. широкие «одно объектные» 3. широкие «односоставные» 2 группа тем 1. узкие «одно объектные», 2. узкие «однотомные» 3. узкие «односоставные» 3 группа тем 1.«многотомные», 2.«двусоставные», 3.«разнообъектны» 4.«многосоставных »

7 Первая группа: а) широкие «однотомные», б) широкие «одно объектные», в) широкие «односоставные» Вам предстоит выступить на школьной конференции по проблеме: «Деятельность человека в ее многообразии». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему Вам поручено подготовить доклад по проблеме: «Познание человеком мира и самого себя». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. 3…..«Налоги и их роль в современной экономике России». 4…..«Гражданское общество». 5……«Деятельность, как способ существования людей».

8 Вариант плана Гражданское общество. 1. Понятие гражданское общество; 2. История развития гражданского общества; 3. Виды связей власти и общества: а) горизонтальные; б) вертикальные; 4. Структура гражданского общества: а) рыночное хозяйство; б) социокультурные отношения; в) объединения по интересам; 5. Власть в гражданском обществе — местное самоуправление; 6. Роль гражданского общества в государстве. Вариант плана: Деятельность, как способ существования людей. 1. Понятие деятельности 2. Отличительные черты деятельности человека от поведения животных 3. Структура деятельности а) цель б) средства в) действия г) результат 4. Основные виды деятельности а) практическая б) духовная 5. Роль деятельности в жизни общества и человека

9 Алгоритм 1: составления развернутого плана к предложенной «широкой одно объектной» теме 1. понятие (определение) объекта; 2. основные признаки (особенности, свойства, черты) объекта: а) первый признак объекта; б) второй признак объекта; в) третий признак объекта 3. Типология (виды, классификация, формы, стили, разновидности) объекта: а) тип (вид, класс, форма, стиль, разновидность) объекта; б) тип (вид, класс, форма, стиль, разновидность) объекта; в) тип (вид, класс, форма, стиль, разновидность) объекта; 4. главные (основные) функции объекта: а) первая функция объекта; б) вторая функция объекта; в) третья функция объекта 5. проблемы развития объекта (тенденции развития…, основные направления развития…, специфика развития…). 6. политика в отношении объекта в современной России (мире…, Европе…). Очевидно, что такую схему можно применить практически к любой теме первого типа.

10 Вторая группа: а) узкие «одно объектные» б) узкие «однотомные», в) узкие «односоставные» Вы готовитесь к зачету по обществознанию по теме: «Социализация индивида». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему Вам поручено написать статью в школьную газету по проблеме: «Наука в жизни современного общества». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему Вам поручено подготовить развернутый ответ по проблеме: «Религия как форма духовной культуры». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему выступления на семинарском занятии вам нужно подготовить развернутый ответ по проблеме: «Межличностные конфликты и способ их разрешения». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему Вам необходимо написать творческую работу по проблеме: «Образование как социальная ценность». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Экологический кризис как глобальная проблема современности». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.

11 Вариант плана: Государство – социальный институт. 1. Понятие социального института. 2. Сущность и виды социальных институтов: а) государство б) школа в) политическая партия 3. Государство – важнейший социальный институт. 4. Государство – как совокупность социальных институтов. 5. Функции института государства: а) понятий функций института государства; б) классификация функций института; в) внутренние и внешние функции института государства. 6. Взаимосвязи социальных институтов. 7. Государство и гражданское общество. 8. Тенденции развития государства, как социального института в современной России. Вариант плана: Экологический кризис как глобальная проблема современности. 1. Понятие глобальных проблем человечества. 2. Некоторые виды глобальных проблем человечества. а) уничтожены и продолжают уничтожаться тысячи видов растений и животных; б) в значительной мере истреблен лесной покров в) стремительно сокращается имеющийся запас полезных ископаемых; г) мировой океан не только истощается в результате уничтожения живых организмов, но и перестает быть регулятором природных процессов; 3. Сущность экологического кризиса и его связь с другими глобальными проблемами 4. Причины экологического кризиса. а) безудержный и очень быстрый рост населения Земли б) несовершенные сельскохозяйственные и промышленные технологии в) легкомысленность человечества и пренебрежение законами развития биосферы 5. Проявления и последствия экологического кризиса 6. Пути преодоления экологического кризиса. а) изменение отношения людей к природе; б) наука на службе экологии; в) движения «зеленых».

12 Алгоритм 2: составления развернутого плана к предложенной «узкой одно объектной» теме: 1. понятие (определение) объекта 2. свойства объекта а) б) 3. причины возникновения объекта 4. типология (виды, классификация, формы, стили, разновидности) объекта а) тип (вид, классификация, формы, стили) объекта б) тип (вид, классификация, формы, стили) объекта в) тип (вид, классификация, формы, стили) объекта 5. структура объекта 6. проблемы развития объекта (тенденциии развития…, основные направления развития…, специфика развития…, особенности развития…, пути преодоления..)

13 Третья группа: а)«многотомные» б) «двусоставные» в) «разно объектные» г) « многосоставныхе» Вы являетесь участником конкурса научно-исследовательских работ старшеклассников с докладом на тему: «Многовариантность и движущие силы развития общества». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему Вам поручено подготовить развернутый ответ по проблеме: «Биологическое и социальное в человеке». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему Вы являетесь участником конкурса научно-исследовательских работ старшеклассников с докладом на тему: «Экономическая свобода и социальная ответственность». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.

14 Вариант плана: Летнее и зимнее время: за и против. 1. Понятие летнего и зимнего времени; 2. Проблема введения летнего и зимнего времени в мире; 3. Причины введения зимнего и летнего времени; а) административные причины; б) социальные причины; в) экономические причины; 4. Некоторые последствия введения зимнего и летнего времени в России – позитивные и негативные: а) для экономики страны; б) для здоровья человека; в) для управления страной; 5. Перспективы существования зимнего и летнего времени в современной России. Вариант плана: Экономическая свобода и социальная ответственность. 1. Понятие: а) экономическая свобода; б) социальная ответственность; 2. Формы экономической свободы: а) предпринимательство; б) бизнес; 3. Механизм реализации экономической свободы и социальной ответственности в различных типах общества: а) традиционное общество б) индустриальное общество; в) постиндустриальное общество; 4. Проблемы взаимосвязи экономической свободы и социальной ответственности; 5. Проблемы развития экономической свободы и социальной ответственности в современной России.

15 Алгоритм 3. Составления развернутого плана «многообъектной» теме.. 1. понятие (определение) объекта 1; 2. понятие (определение) объекта 2…3…4; 3. свойства (структура) объектов: а) свойство 1; б) 4. причины взаимодействия (взаимозависимости, взаимоисключения) объектов: а) причина 1 б) причина 2 5. взаимодействие объектов; 6. проблемы развития объектов (тенденциии развития…, основные направления развития…, специфика развития…, особенности развития…,пути преодоления…) в современной России.

16 Заключение: Опыт показывает, что учащимся удается гораздо лучше свертывание информации, чем обратная операция по ее разворачиванию. Ученик достаточно хорошо может научиться упорядочивать, систематизировать информацию, представлять информацию в виде схем, таблиц (хотя это сложнее), рисунков, кластеров, но труднее научить ее извлекать. Наблюдается несимметрия в данных видах деятельности. Составление развернутых планов к предложенной теме относится к данной проблематике. Именно попыткой научить учащегося управлять информацией – разворачивать ее и обусловлена данная статья.

17 Список источников 1. Аналитический отчет ФИПИ по результатам ЕГЭ – Рутковская Е.А., Котова О.А., Лискова Т.Е. Отличник ЕГЭ. Обществознание. Решение сложных заданий. ФИПИ. – М.: Интеллект – Центр, Симонович С., Евсеев Г., Алексеев А., Общая информатика. 5-9 класс. Москва, АСТпресс, 1999 г. 4. Загашев И.О., -Бек С.И., Муштавинская И.В., «Учим детей мыслить критически», СПб: издательство «Альянс «Дельта», 2003 г. 5. Плинер Я.Г., Бухвалов В.А. Педагогическая экспертиза школы, М., Педагогический поиск, 2000 г. 6. Слабунова Э.Э., Информационная культура в концепции лицейского образования, журнал ВИО, 29, г. 7. Кондаков Н.И., Логический словарь – справочник, М., Наука, 1976 г. 8. Бабайцева В.В. Русский язык. Теория 5-11 классы 9. Никитина Е.И. Русская речь. Дидактический материал. 10. Материалы сайта ФИПИ (11. Халин С.М. Методика публичного выступления: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. Тюмень: Тюменский гос. ун-т, Форум «Абитуриент…ПРО»

18 Один из эффективнейших способов развития логического мышления во время работы с учебным текстом — это составление к нему плана. Планы могут быть: Простыми — передает только основную информацию в очень кратком виде; его задача — помочь выделить в тексте главное, осознать исторический факт логически целостно. Развернутыми — содержит более полную, конкретизирующую информацию. Картинными — позволяет воспроизвести детали главного исторического факта предельно эмоционально и красочно. Смысловыми- предполагают перечисление основных, существенных признаков, положений, характеризующих исторический факт: причины, последствия, историческое значение. Стереотипными — помогают рассмотреть в определенном в алгоритме однородные исторические факты, выявить их общие черты и особенности. Тезисными — предполагают перечисление существенных сторон, признаков, следствий единичных фактов, не имеющих в истории аналогов. ПРИЛОЖЕНИЕ 1. «…Метод искусство учителя направлять мысли учеников в нужное русло и организовать работу по намеченному плану…» Дореволюционное методическое руководство

19 Простой Сложный (развернутый) Название каждого раздела (части) параграфа записывается под соответствующим порядковым номером. К каждому разделу (части) параграфа составляется свой, уточняющий его содержание план. Цели составления плана: 1) систематизация информации 2) отработка четкости формулировок 3) развитие зрительной памяти. 1. Работа над планом всегда начинается с записи в тетради названия и указания номера параграфа (при этом тема выделяется или подчеркивается). 2. План может быть: ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ПАМЯТКА по составлению плана 1. Формулировки в плане должны быть краткими и четкими, но при этом должны содержать обязательную для запоминания информацию. 2. Структура плана должна быть предельно четкой. Для этого используется нумерация разделов, пунктов и подпунктов. Логическая цепь — это конструирование рассуждения путем расстановки в логической последовательности элементов этого рассуждения. Учитель может на первый раз предложить учащимся готовые варианты ответов, а учащийся должен будет лишь поставить их в логической последовательности. Следующим шагом может стать логическая цепочка, в которой заполнены только первое и последнее звено, а учащиеся (например, работая с небольшим текстом учебника) должны самостоятельно заполнить уже 3-4 звена.

20 ПРИЛОЖЕНИЕ 3 При составлении сложного плана можно воспользоваться следующими рекомендациями: 1. Мысленно представьте весь изученный материал, раскрывающий содержание предложенной темы. 2. Разделите его на части по смыслу, в каждой из них определите главную мысль. 3. Озаглавьте эти части, подбирая заголовки, замените глаголы именами существительными. 4. Проанализируйте полученный план: А) Все ли аспекты проблемы были отражены в нем? Б) Корректны ли формулировки пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме и четкости выражения мысли? 5. Мысленно обоснуйте для себя логическую последовательность изложения материала по данной проблеме. В целях обеспечения дифференцированной подготовки к экзамену целесообразно проводить в выпускных классах диагностирующее тематическое и промежуточное тестирование (по завершению изучения тем и крупных разделов), при этом результаты выполнения работ каждым учащимся сравнивать и фиксир овать динамику освоения как знаний, так и умений (способов деятельности).

План налоги обществознание

− Учитель Думбадзе В. А.
из школы 162 Кировского района Петербурга.

Наша группа ВКонтакте
Мобильные приложения:

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Рынок труда». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1. Труд как экономический ресурс.

2. Спрос и предложение на рынке труда.

3. Сегментация рынка труда:

а) руководители высшего звена;

б) специалисты с высшим образованием;

в) персонал средней квалификации;

г) высококвалифицированные рабочие и др.

4. Мотивация труда и трудовые отношения:

б) развитие экономической демократии.

а) сущность безработицы;

б) структура и виды безработицы;

в) масштабы безработицы.

6. Государственное регулирование рынка труда:

а) стимулирование роста занятости;

б) программы профессионального образования;

в) программы социального страхования.

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Роль государства в экономике». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

1. Экономические функции государства:

а) законодательное регулирование экономики;

б) предоставление общественных благ;

в) проведение социальной политики;

г) обеспечение экономического роста;

д) стабилизация экономики.

2. Финансирование экономической деятельности государства:

а) источники доходов госбюджета;

б) основные расходы госбюджета;

в) источники финансирования дефицита госбюджета.

3. Бюджетно-налоговая политика государства:

а) цели бюджетно-налоговой политики;

б) инструменты бюджетно-налоговой политики;

в) стимулирующая фискальная политика;

г) сдерживающая фискальная политика.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Семейная экономика». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

При анализе ответа учитываются:

Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы.

1. Источники доходов семей:

а) заработная плата;

2. Типы семей в зависимости от дохода:

4. Структура расходов семей:

в) транспортные расходы;

5. Различия в богатстве семей и их сглаживание государством.

Вам предстоит подготовить развернутый ответ по теме «Издержки в деятельности предприятий».

Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

При анализе ответа учитываются:

Полнота отражения основного содержания в плане;

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1) Экономическая наука о понятии «издержки в экономической деятельности».

2) Экономические издержки:

3) Издержки производства:

4) Как снизить издержки производства? Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Инфляция». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы.

1. Сущность инфляции.

2. Виды инфляции:

а) инфляция ползучая;

б) инфляция умеренная;

в) инфляция высокая;

3. Причины инфляции.

4. Социально-экономические последствия инфляции:

а)замедление экономического роста;

б)обесценение фондов предприятий;

в)диспропорции в сфере производства;

г)перераспределение национального дохода.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

Вам пред­сто­ит подготовить раз­вер­ну­тый ответ по теме «Цикличность эко­но­ми­че­ско­го развития». Со­ставь­те план, в со­от­вет­ствии с ко­то­рым вы бу­де­те освещать эту тему. План дол­жен содержать не менее трех пунктов, из ко­то­рых два или более де­та­ли­зи­ро­ва­ны в подпунктах.

При ана­ли­зе ответа учитываются:

Корректность фор­му­ли­ро­вок пунктов плана с точки зре­ния их со­от­вет­ствия заданной теме;

Полнота от­ра­же­ния основного со­дер­жа­ния в плане;

Соответствие струк­ту­ры предложенного от­ве­та плану слож­но­го типа.

Один из ва­ри­ан­тов плана рас­кры­тия данной темы:

1) Понятие эко­но­ми­че­ско­го цикла.

2) Фазы эко­но­ми­че­ско­го цикла:

а) экономический подъем;

б) спад экономики;

в) фаза депрессии;

г) оживление экономики.

3) Тенденция со­кра­ще­ния длительности эко­но­ми­че­ско­го цикла.

4) При­чи­ны циклического раз­ви­тия экономики в усло­ви­ях рынка:

а) неблагоприятные социально-политические фак­то­ры (войны, революции);

б) резкий рост цен на энер­го­но­си­те­ли («нефтяной шок»);

в) необдуманная эко­но­ми­че­ская политика;

г) банковские спекуляции.

Возможно дру­гое количество и (или) иные кор­рект­ные формулировки пунк­тов и под­пунк­тов плана. Они могут быть пред­став­ле­ны в назывной, во­прос­ной или сме­шан­ной формах.

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Фирма в экономике». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.

План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

При анализе ответа учитываются: - корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме; - соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1) Цели деятельности фирмы.

2) Организационно-правовые формы предприятий: а) хозяйственные товарищества; б) хозяйственные общества и др.

3) Внутренние и внешние ресурсы фирмы.

4) Фирма в условиях рыночной конкуренции.

5) Затраты фирмы: а) постоянные, переменные; б) внутренние, внешние.

6) Виды прибыли фирмы: а) бухгалтерская; б) экономическая.

Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Государство в рыночной экономике». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.

План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

При анализе ответа учитываются:

Корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;

Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1) Рынок и его функции:

а) регулирование производства и потребления;

г) посредническая и др.

2) Сильные и слабые стороны рынка.

3) Экономические функции любого государства:

а) производство общественных благ;

в) установление правовых рамок экономической деятельности.

4) Функции государства в условиях рынка. Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

на мой взгляд, тема раскрыта недостаточно точно.

1. Основные функции государства в любом типе экономики

а) производство общественных благ

б) создание правовой базы

в) ослабление внешних эффектов

2. Поддержание рыночной экономики

а) борьба с монополиями

б) стабилизация экономики в случае кризиса

3. Методы стабилизации экономики

а) кредитно-денежная политика

б) бюджетно-налоговая политика

4. Рыночная экономика в РФ и ее становление

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Этика и социальная ответственность бизнеса» . Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

При анализе ответа учитываются:

– корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия

– соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы :

1. Понятие об этике и социальной ответственности бизнеса. Этика предпринимательства как основа успешной деятельности фирмы на рынке.

2. Признаки социально ответственного предпринимательства:

а) соблюдение корпоративной этики;

б) партнерские отношения с обществом, участие в финансировании социальных программ;

в) соблюдение законов, в том числе, природоохранного законодательства.

а) охрана окружающей среды;

б) создание социальной среды на предприятии и в быту, комфортной для человека;

в) формирование позитивного отношения в обществе к бизнесу;

г) развитие программ в области образования, фундаментальной науки, здравоохранения.

4. Этика бизнеса как основа менеджмента в современной компании.

5. Особенности формирование этического комплекса и социальной ответственности бизнеса в современной России.

Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной форме.

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Безработица». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1. Сущность безработицы.

2. Структура безработицы:

а) лица, уволенные по разным основаниям;

б) лица, добровольно оставившие работу;

в) лица, впервые пришедшие на рынок труда;

г) лица, после перерыва пришедшие на рынок труда.

3. Виды безработицы:

а) фрикционная, циклическая, структурная;

б) открытая, скрытая;

в) полная, частичная.

4. Масштабы безработицы.

5. Методы борьбы с безработицей.

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Семейный бюджет». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

При анализе ответа учитываются:

— наличие пунктов плана, обязательных для раскрытия предложенной темы;

— корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;

— соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.

Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1. Семейный бюджет — структура доходов и расходов отдельного домохозяйства, семьи.

2. Источники семейного дохода

а) заработная плата;

г) банковский процент по вкладу;

е) доход от продажи продукции, произведённой в подсобном хозяйстве и др.

3. Типы семей в зависимости от дохода:

а) семьи с фиксированным доходом;

б) семьи с переменными доходами.

3. Номинальный и реальный доход семьи.

4. Структура расходов семей:

а) квартплата и плата за коммунальные услуги;

в) транспортные расходы;

г) крупные покупки (приобретение бытовой техники, одежды

6. Влияние инфляции на доходы семей.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Налоги». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

При анализе ответа учитываются:

— наличие пунктов плана, обязательных для раскрытия предложенной темы;

— корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;

— соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.

Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы.

1. Понятие налогов. Налоги — это обязательные платежи физических и юридических лиц государства.

2. Структура налога:

а) субъект налогообложения

б) объект налогообложения

в) ставка налогообложения

3. Налогоплательщики в государстве:

а) физические лица

б) юридические лица

4. Принципы налогообложения.

а) принцип справедливости

б) принцип определенности и точности

в) принцип эффективности

г) принцип обязательности

5. Функции налогов:

6. Системы налогообложения

7. Налоги, уплачиваемые предприятиями:

а) налог на добавленную стоимость

б) налог на прибыль

в) налог на имущество

9. Налогообложения в РФ

Возможное другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной форме.

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Налоги и их воздействие на экономику страны». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

При анализе ответа учитываются:

− наличие пунктов плана, обязательных для раскрытия предложенной темы;

− корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;

− соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.

Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании

Один из вариантов плана раскрытия данной темы

1. Понятие налогов и их виды:

2. Системы налогообложения:

3. Воздействие налогов на экономику страны, проявляющееся через реализацию следующих функций:

б) частичное перераспределение доходов;

в) регулирование экономических отношений;

д) контрольная и др.

4. Воздействие налогов на спрос и предложение как один из аспектов влияния на экономику страны.

5. Влияние налоговой политики государства на инвестиционную активность в стране.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

В ответе обязательно должны быть отражены положения 2, 3 и 4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке. Наличие этих пунктов плана позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Измерители экономической деятельности». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

При анализе ответа учитываются:

— наличие пунктов плана, обязательных для раскрытия предложенной темы;

— корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;

— соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.

Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы.

1. Измерители экономической деятельности (макроэкономические показатели) и система национальных счетов.

2. Функции макроэкономических показателей:

а) измерение объема производства в конкретный момент времени

б) определние факторов, непосредственно влияющих на развитие экономики

в) прослеживание динамики и определение прогнозов экономического развития

г) разработка государственной экономической политики.

3. Основные макроэкономические показатели

а) ВВП валовый внутренний продукт (это стоимость конечной продукции, произведенный на территории данной страны за определенный период

б) валовый национальный продукт (ВНП) (это суммарная рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных гражданами страны как в данной стране, так и в других странах за определенный период времени

в) личный доход (ЛД) (совокупный доход, полученный собственниками экономических ресурсов (факторов производства));

г) объем ВВП н душу населения или на одного занятого в экономике

д) объем инвестиций в национальную экономику

е) объем национального экспорта и импорта и др.

4 Система национальных счетов — информация о состоянии экономики.

Возможное другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной форме.

1. Дискреционная фискальная политика

2. Недискреционная фискальная политика. Встроенные стабилизаторы

3. Проблемы, возникающие в процессе осуществления фискальной по­литики

4. Государственный долг

6.1 Дискреционная фискальная политика

Фискальная политика – это политика правительственных расходов и налогообложения. Под дискреционной фискальной политикой понимают созна­тельное манипулирование налогами и правительственными расходами с целью изменения реального объема национального производства и занятости, кон­троля над инфляцией и ускорением экономического роста.

Как влияют правительственные расходы на экономику?

Предположим, что правительство приняло решение осуществлять за­купки товаров и услуг на 20 млрд. долл. при любом уровне ЧНП. Очевидно, что учет правительственных расходов вызовет перемещение графика совокупных расходов относительно биссектрисы и приведет к мультиплицированному росту ЧНП. Это ясно видно на графике «совокупные расходы – выпуск» (рис. 6.1).

То же самое можно проследить по таблице, приведенной в предыдущей лекции. Увеличение государственных расходов на 20 млрд. долл., приведет к увеличению совокупных расходов при всех уровнях ЧНП. Исходя из того, что условием равновесия ЧНП является С + I n + X n + G = ЧНП, можно определить, что равновесный ЧНП возрастет с 470 млрд. долл. до 550 млрд. долл. т. е. уве­личится на 80 млрд. долл. = 20 млрд. долл.  МULТ.

Рис. 6.1 - Влияние государственных расходов на равновесный ЧНП

Влияние роста государственных расходов на равновесный ЧНП можно проследить и на модели «изъятия – инъекции» (рис. 6.2).

Рис. 6.2 - Влияние государственных расходов на равновесный ЧНП

в модели «изъятия – инъекции»

Таким образом, условия равновесия ЧНП в модели «изъятия – инъекции» будет:

Теперь рассмотрим, как влияет на экономику то, что правительство соби­рает налоги. Для простоты предположим, что при любом уровне ЧНП прави­тельство собирает одинаковую сумму налогов, допустим 20 млрд. долл. Как введение налогов повлияет на экономику? Т. к. введение налогов сократит до­ход после уплаты налогов (на 20 млрд. долл.), это снизит потребление и сбере­жения при каждом уровне ЧНП. На какую величину? Это определяется вели­чиной МРС, МРS. Если МРС = ¾, а МР5 = ¼, то потребление сократится на 15 млрд. долл., а сбережение – на 5 млрд. долл.

Проиллюстрируем влияние введения налогов в размере 20 млрд. долл. на графике (рис. 6.3).

Рис. 6.3 - Влияние налогов на равновесный ЧНП

в модели «совокупные расходы – выпуск»

С а – потребление после введения налогов. Рост налогов вызывает смеще­ние графика совокупных расходов относительно биссектрисы (в нашем случае при Т = 20 млрд. долл., МРС = ¾ на 15 млрд. долл.) и сокращение величины равновесного ЧНП. (По таблице, приведенной в предыдущей лекции можно рассчитать, что равновесный ЧНП сократится с 550 млрд. долл. до 490 млрд. долл.).

Теперь проиллюстрируем воздействие введения налогов на гра­фике модели «изъятия – инъекции» (рис. 6.4).

Рис. 6.4 - Влияние налогов на равновесный ЧНП

в модели «изъятия – инъекции»

Анализ здесь несколько более сложный, т. к. введение налога в 20 млрд. долл., имеет двухсторонний эффект: во-первых, налоги ведут к сокращению DI и при МРS = 1/4 к снижению сбережений на 5 млрд. долл. при любом уровне ЧНП. На графике это показано смещением кривой S + М на 5 млрд. долл. вниз до кривой S а + М (сбережения после введения налогов + импорт). Во-вторых, 20 млрд. долл. налогов является дополнительным изъятием из потока доходы-расходы и поэтому должны быть добавлены к сумме изъятий. То есть, общая величина изъятий будет S а + М + Т, что сдвигает кривую S а + М на 20млрд. долл. вверх, что приведет к сокращению ЧНП.

Теперь равновесие в модели «изъятия – инъекции» определяется усло­вием:

S a + M + T = I n + X + G

Снижение налогов вызовет перемещение вверх графика совокупных рас­ходов в модели «расходы – выпуск» и снижение графика S а + М + Т в модели «изъятия – инъекции» и вызовет рост равновесного ЧНП.

Обратите внимание: мы увеличили государственные закупки товаров и услуг на 20 млрд. долл. и увеличили налоги на 20 млрд. долл. В результате рав­новесный ЧНП вырос тоже на 20 млрд. долл. То есть, равное увеличение прави­тельственных расходов и налогов ведет к приросту ЧНП на величину, равную приросту G и Т. Это значит, что мультипликатор сбалансированного бюджета равен единице.

Это объясняется следующим: изменение правительственных расходов оказывает более сильное воздействие на совокупные расходы, т. к. является компонентом совокупных расходов. Поэтому, если правительственные расходы выросли на 20 млрд. долл., то и совокупные расходы вырастут на 20 млрд. долл., ЧНП в результате действия мультипликатора увеличится на 80 млрд. долл. А изменение налогов воздействует на совокупные расходы косвенно, че­рез изменение потребления. При этом изменение в потреблении будет меньше, чем изменение в налогах, т. к. оно определяется МРС, которая всегда меньше 1. В итоге рост ЧНП в результате увеличения государственных расходов будет всегда больше, чем уменьшение ЧНП в результате введения на такую же сумму налогов. При этом чистый прирост ЧНП будет равен первоначальному при­росту G и Т.

Итак, мы убедились, что фискальная политика может быть исполь­зована для стабилизации экономики. В наиболее упрощенной форме фискаль­ная политика в разных фазах цикла может быть сведена к следующему. В фазе спада с целью увеличения производства и ликвидации безработицы правитель­ство должно проводить стимулирующую фискальную политику. Для этого сле­дует:

а) увеличить государственные расходы;

б) уменьшить налоги;

в) сочетать а) и б).

Очевидно, что эти меры ведут к росту дефицита государствен­ного бюджета.

В фазе подъема, для ликвидации инфляции, вызванной избыточным спросом, правительство должно проводить сдерживающую фискальную поли­тику. Для этого следует:

а) уменьшить правительственные расходы;

б) увеличить налоги;

в) сочетать а) и б).

Такая политика приводит к появлению бюджетных излишков (положительного сальдо правительственного бюджета).

Действенность стимулирующей фискальной политики зависит не только от величины дефицита государственного бюджета, но и от методов его финан­сирования, которое можно проводить за счет займов у населения (посредством продажи процентных бумаг); или за счет выпуска новых денег. Эти методы фи­нансирования дефицита государственного бюджета оказывают различное влия­ние на совокупные расходы.

Когда государство заимствует средства у населения, оно вступает в кон­курентную борьбу с частными лицами за финансовые средства. Это ведет к росту процентной ставки, что, в свою очередь, снижает инвестиции и потребле­ние. Если государство финансирует дефицит бюджета, выпуская новые деньги, этого удается избежать. Таким образом, создание новых денег является более стимулирующим способом финансирования дефицитных расходов по сравне­нию с займами.

Дефляционное влияние бюджетных излишков зависит от того, как прави­тельство будет их использовать. Если правительство использует бюджетный излишек для погашения своего внутреннего долга, оно тем самым вернет свои избыточные налоговые поступления на денежный рынок, чем снизит процент­ную ставку и увеличит инвестиции и потребление. Если правительство просто изымет избыточные суммы из обращения, оно добьется большего антиинфля­ционного эффекта.

Какое конкретное сочетание мер должно выбрать правительство в каждой фазе цикла? Это зависит от политической ориентации. Экономисты, высту­пающие за активное вмешательство государства в экономику, рекомендуют рост государственных закупок в фазе спада и увеличения налогов в период ин­фляции. Экономисты, выступающие за уменьшение государственного вмеша­тельства в экономику, рекомендуют рост совокупных расходов за счет сниже­ния налогов в фазе спада и сокращения совокупных расходов за счет снижения правительственных закупок в период инфляции.

План

Введение

I. Теоретически - методологические аспекты фискальной политики

1.1 Понятие фискальной политики

1.2 Виды фискальной политики

1.3 Инструменты фискальной политики

1.4 Государственное регулирование фискальной политики и ее эффективность

II. Особенности фискальной политики в переходном периоде

2.1 Фискальная политика в Российской Федерации

2.2 Фискальная политика в Кыргызской Республике

III. Пути совершенствования фискальной политики

3.1 Стратегия фискальной реформы в Кыргызской Республике

Заключение

Введение

Фискальная политика – это область экономики, непосредственно связанная с взаимодействием государственных органов и всех остальных субъектов хозяйственной деятельности. Это взаимодействие достигается через систему государственных заказов, налогообложения и трансфертных платежей.

Поскольку осуществление государственных расходов означает использование средств государственного бюджета, а налоги являются основным источником его пополнения, фискальная политика сводится к манипулированию государственным бюджетом.

Фискальная политика является очень сильным оружием. Некоторые экономисты утверждают, что это, подобно атомной бомбе, слишком мощное оружие, чтобы позволить отдельным лицам и правительствам играть с ним; так что было бы лучше, если бы фискальная политика никогда не применялась. Тем не менее, совершенно несомненно, что, подобно тому, как ни одна нация не будет сидеть сложа руки, позволив чуме косить население, точно так же в каждой стране фискальная политика всегда вступает в игру, как только начинает разворачиваться депрессия. Нет другого выбора, кроме того, чтобы попытаться направлять фискальную политику в здоровом, а не в пагубном направлении.

Любое правительство всегда проводит некоторую фискальную политику, независимо от того, осознает оно это или нет. Реальный вопрос в том, будет ли эта политика конструктивной или она будет неосознанной и непоследовательной.

Тема фискальной политики на сегодняшний день весьма актуальна, так как экономика республики переживает далеко не самые лучшие дни, и от того, как правительство будет осуществлять бюджетно-налоговую политику зависит судьба каждого человека, живущего в нашей стране и судьба всей страны в целом. Как скальпель хирурга исцеляет, отсекая ненужное, так и правительству необходимо двигаться в таком направлении, чтобы, отсекая ненужные государственные расходы минимизировать налогообложение субъектов хозяйствования, тем самым, создавая наиболее благоприятные условия для развития бизнеса, но в то же время не лишить трансфертных выплат тех, кто в них действительно нуждается.

Целью данной курсовой работы является исследование теоретических и практических проявлений фискальной политики в переходный период, на примере таких стран как Кыргызская Республика и Российская Федерация.

Структура данной курсовой работы включает введение, заключение, три главы и список литературы.

В данной курсовой работе выделяются три основные главы – в первой дается общее понятие и представления о сути фискальной политики и ее методах, во второй – сделана попытка проанализировать существующую фискальную политику в Кыргызской Республике и Российской Федерации, в третьей – анализируются пути совершенствования фискальной политики в Кыргызской Республике; проблемы, цели и стратегия фискальной реформы в Кыргызской Республике.

Среди источников информации, использованных при написании данной работы, следует отметить разнообразные книги экономического содержания, сайты, журналы «Банковский вестник» и «Рынок капиталов», в которых публикуются интересные и независимые, на мой взгляд, статьи кыргызских экономистов.

Безусловно, невозможно в одной работе досконально рассмотреть фискальную политику со всеми ее особенностями, пусть даже и на примере таких отдельно взятых стран как Кыргызская Республика и Российская Федерация. Но, тем не менее, в данной работе была сделана попытка рассмотреть проблемы и особенности осуществления фискальной политики.

Глава I. Теоретически - методологические аспекты фискальной политики

1.1 Понятие фискальной политики

Под фискальной (налоговой) политикой государства понимается постоянное вмешательство государства в экономические процессы и явления с целью регулирования их протекания. Это совокупность мероприятий в сфере налогообложения, направленных на формирование доходной части государственного бюджета, повышение эффективности функционирования всей национальной экономики, обеспечение экономического роста, занятости населения и стабильности денежного обращения Фискальная (бюджетно-налоговая) политика - это система регулирования экономики посредством изменений государственных расходов и налогов. Налоги и государственные расходы являются основными инструментами фискальной политики. Фискальная политика может как благотворно, так и достаточно болезненно воздействовать на стабильность национальной экономики.

Фискальная политика - совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию правительственных расходов и доходов для достижения определенных социально-экономических целей. Потребность в разработке и систематическом проведении фискальной политики усилилась, особенно во второй половине XX в., когда финансы государства стали играть значительную роль в обеспечении стабильного экономического роста.

Среди многочисленных задач фискальной политики, образующих так называемое дерево целей, основными являются:

1. устойчивый рост национального дохода,

2. умеренные темпы инфляции,

3. полная занятость,

4. сглаживание циклических колебаний экономики.

Инструментарий фискальной политики включает: манипуляцию различными видами налогов и налоговых ставок, кроме того, трансфертные платежи и другие виды государственных расходов. Важнейшим комплексным инструментом и показателем эффективности фискальной политики является государственный бюджет, объединяющий налоги и расходы в единый механизм.

Различные инструменты по-разному воздействуют на экономику. Государственные закупки, образуют один из компонентов совокупных расходов, а, следовательно, и спроса. Как и частные расходы, государственные закупки увеличивают уровень совокупных расходов. Помимо государственных закупок имеется еще один вид госрасходов. А именно - трансфертные платежи. Они не включаются в ВНП, однако, они входят и учитываются в личном доходе и располагаемом доходе. Объем частного потребления скорее зависит не от национального, а от располагаемого дохода. Трансфертные платежи косвенно влияют на потребительский спрос, увеличивая располагаемый доход домохозяйств. Инструментом отрицательного воздействия на совокупные расходы являются налоги. Любые налоги означают уменьшение размеров располагаемого дохода. Уменьшение располагаемого дохода в свою очередь ведет к сокращению не только потребительских расходов, но и сбережений.

Приветствую всех многочисленных читателей сайта сайт! Сегодня будем разбирать очень интересную тему по обществознанию: написание планов. В этом посте будут приведены уже ГОТОВЫЕ работы, а в конце этого поста будет дано задание для закрепления материала. К слову, рекомендую оформить подписку на новые статьи , чтобы ничего интересного не пропустить.

Истина

Что такое истина?

Виды истины

— абсолютная;
— относительная.

Критерии истины

— непротиворечивость накопленным знаниям;
— присутствие формальной логики;
— подтверждение экспериментальным путем.

Познание как деятельность, направленная на достижение нового знания.

Многообразие путей познания мира

1) Определение познания;

2)Формы познания
— чувственное;
— рациональное.

3)Виды познания:
— мифологическое;
— житейское;
— научное;
— художественное;
— социальное.

4)Уровни научного познания
— Эмпирическое;
— Теоретическое.

Банк как финансовый институт

1) Сфера деятельности банка
— привлечение свободных денег;
— предоставление денег в кредит.

2) Организация современной банковской системы
— верхний уровень – центральный банк;
— нижний уровень: — коммерческий банк и т.к.

3) Функции ЦБ

— Стабилизационное;

— Структурное.

4)Пути воздействия гос-ва на экономический механизм
— Прямое
— Косвенное регулирование

5) Механизмы гос.регулирования рыночной экономики
— фискальная политика;
— монетарная;
— правовое регулирование.

6) Основные теоретические концепции (*не обязательный пункт)
— монетаризм
— кейнсианство.

Инфляция

1) Определение;

2) Виды инфляции
— Инфляция спроса;
— Инфляция предложения.

3) Виды инфляции в зависимости от тема роста цен
— Ползучая;
— Галопирующая;
— Гиперинфляция.
4) Причины инфляции
— рост гос.расходов и массовое кредитование при денежной эмиссии;
— монополия крупных фирм на определение цен;
— снижение курса валюты при высоком уровне импорта;
— увеличение гос.налогов, пошлин и т.к.
5) Дефляция – снижение общего уровня цен.

Вот такие планы по обществу, дорогие друзья! Ну а теперь попробуйте самостоятельно составить планы по темам:

1. Социальный институт

2. Социально-демографические проблемы.

3. Конформизм и девиантное поведение

До встречи в следующих постах!