Перспективный план работы по преодолению нарушения слоговой структуры слова. Работа учителя-логопеда над слоговой структурой слова методическая разработка по истории на тему Музыкальная пауза «логопедические частушки»

Ольга Акчурина

«Коррекция слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с использованием дидактических игр»

«. Связная речь как бы вбирает

в себя все достижения ребенка

в овладении родным языком,

в освоении его звуковой стороны,

словарного запаса

и грамматического строя»

Ф. А. Сохин

Одной из значимых задач в работе по обучению в ДОУ и семье является развитие связной речи детей дошкольного возраста : формирование грамматической и фонетико- фонематической компетенции, обогащение и систематизация лексикона. Ребенок с хорошо развитой речью может легко вступить в общение не только со сверстниками, но и с взрослыми, четко выразить свои мысли, задать вопросы. Наоборот же, у ребенка с речевыми нарушениями в возрасте 5-7 лет , когда он уже адекватно оценивает свои возможности, могут появляться комплексы, связанные с его речевыми дефектами.

В рамках реализации годового плана мной был проведен мастер-класс для воспитателей . Целью этого мастер -класса было познакомить педагогический коллектив с системой приёмов и методов коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста . Тему я предложила им озвучить самостоятельно после того, как произнесла слова так , как их говорят дети. Некоторые слова вызвали затруднения в их «отгадывании» .

В практической части мастер -класс было выделено два этапа : подготовительный и коррекционный . Были проведены игры с педагогами и на развитие ритмической структуры слова , и на развитие фонематического слуха. Затем были проведены игры, упражнения направленные непосредственно на коррекцию нарушения слоговой структуры слова . Все задания, игры, упражнения выполнялись педагогами с позитивным настроем и искоркой смеха!

Спасибо за внимание!

учитель – логопед

МКДОУ «Детский сад «Колокольчик»

Акчурина Ольга Александровна

Публикации по теме:

Формирование слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр В методическом пособии изложена система специальных дидактических игр, направленных на преодоление нарушений слоговой структуры слова у.

Формирование слоговой структуры слова у дошкольников ТИПЫ НАРУШЕНИЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА. - Усечение слогового контура слова за счет выпадения целого или нескольких слогов, или слогообразующей.

Индивидуальный план самообразования на 2010–2016 годы «Преодоление нарушений слоговой структуры слов у детей с ОНР» Индивидуальный план самообразования на 2010 - 2016 года Ф. И. О. Курбатова Нина Михайловна Образование: высшее, Московский государственный.

Мастер-класс для воспитателей по проведению игр, направленных на развитие речи детей дошкольного возраста. Мастер – класс для воспитателей по проведению игр, направленных на развитие речи детей дошкольного возраста. Прекрасна речь, когда она,.

Методика формирования звуко-слоговой структуры слова у дошкольников со стертой формой дизартрии Ведущие учёные (Р. Е. Левина, Н. А. Никашина, Г. А. Каше, Л. Ф. Спирова, Г. Е. Чиркина, И. К. Колпоковская, А. В. Ястебова и др.) доказали, что существует.

Методики обследования слоговой структуры слова 1. Методика обследования слоговой структуры слов, предложенная Агранович З. Е. Методика обследования детей 3 лет. Детям предлагается воспроизвести.

Особенности формирования слоговой структуры слова у старших дошкольников с ОНР III уровня Особенности формирования слоговой структуры слова у старших дошкольников с ОНР III уровня. Актуальность нашего исследования обусловлена.

Мастер-класс для воспитателей: "Коррекция слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста"

Познакомить педагогов с системой приёмов и методов коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста.

Предлагается система игровых упражнений по развитию слоговой структуры у детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер – класс для воспитателей

Тема: «Коррекция слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста»

Мастер - класс для воспитателей.

Тема: «Коррекция слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста».

Цель: познакомить педагогический коллектив с системой приёмов и методов коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста.

Задачи:
Образовательные : активизировать словарь существительных, прилагательных и глаголов по теме консультации.
Развивающие: развивать умение замечать и правильно реагировать на нарушение слоговой структуры слова у ребенка.
Воспитательные: сформировать интерес у педагогического коллектива к данной проблематике.

Активизация словаря: слоговая структура слова (ССС), лексика, грамматика, фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН), дисграфия, дислексия.

Оборудование: предметные картинки, бумажные полоски (для обозначения слогов), фишки (для обозначения звуков - синие, зеленые, красные), музыкальные инструменты, бумага, ножницы.


Ход мастер - класса.

1. Организационный момент.
- Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я рада Вас приветствовать на нашем мастер – классе, прошу, присаживайтесь.

2. Объявление темы мастер - класса.

Тему нашего мастер - класса я предложу Вам определить самостоятельно, для этого произнесу слова так, как их говорят дети, а вы попробуете догадаться, что же они имели в виду:
«поднонник» или «поддонник» - подоконник,
«мидолы» - помидоры,
«фопотарат» - фотоаппарат,
«мионинел» - милиционер,
«кошолад» - шоколад,
«бизяна» - обезьяна,
«барелина» - балерина.

Смогли ли вы догадались, какие предметы дети называли? Вызвало ли это у Вас затруднение, почему? (Дети переставляли и пропускали звуки и слоги, заменяли одни звуки другими.)

Вы правы, была нарушена слоговая структура слова. Наш мастер – класс будет посвящен коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста.

3. Теоретический аспект.

Одной из значимых задач в работе по обучению в ДОУ и семье является развитие связной речи детей дошкольного возраста: формирование грамматической и фонетико- фонематической компетенций, обогащение и систематизация лексикона. Ребенок с хорошо развитой речью может легко вступить в общение не только со сверстниками, но и с взрослыми, четко выразить свои мысли, задать вопросы. Наоборот же, у ребенка с речевыми нарушениями в возрасте 5-7 лет, когда он уже адекватно оценивает свои возможности, могут появляться комплексы, связанные с его речевыми дефектами.

Ближе к поступлению в школу остро встает вопрос о состоянии речи детей, особое внимание уделяется звукопроизношению, так как существует тесная взаимосвязь между чистотой звучания речи и орфографической грамотностью будущего школьника: дети переносят свои ошибки из устной речи в письменную, что проявляется в виде специфических ошибок чтения и письма (дислексий и дисграфий).

Так что же такое нарушение слоговой структуры слова? Нарушение слоговой структуры слова – это речевой дефект, характеризующийся искажением структуры (состава) слова: дети пропускают, заменяют, добавляют новые, а так же переставляют местами слоги или звуки. Диапазон этого речевого нарушения может колебаться от трудностей произнесения слов со сложной слоговой структурой до невозможности произнесения простых слов даже с опорой на картинку. У детей без речевых нарушений в возрасте от 2 лет 3 мес. до 3 лет формирование слоговой структуры слова подходит к завершению: малыши могут произносить сложные слова, однако иногда допускают редкие ошибки в малознакомых словах (Н.С.Жукова, А.Н.Гвоздев).

4. Практическая часть. Коррекция нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста.

В логопедической работе по коррекции нарушений слоговой структуры слова выделяют 2 этапа: подготовительный и коррекционный.

  1. Подготовительный этап.

Цель: подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка (в работе используется невербальный и вербальный материал). Представляю Вашему вниманию задания, которые используются на подготовительном этапе.

1. Упражнение «Где позвонили? »
Попросить ребенка отвернуться или завязать ему глаза и позвенеть колокольчиком слева от него, справа, снизу и сверху, попросить, чтобы он правильно определил, с какой стороны доносится звон колокольчика. Это же задание можно провести с другими звучащими предметами.

2. Упражнение «Далеко – близко».

Попросить детей закрыть глаза и определить, где звенит колокольчик: далеко (звук тихий) или близко (звук громкий).

3. Упражнение «Что звучит?»

Попросить детей закрыть глаза и на слух определить, какой музыкальный инструмент звучит (колокольчик, погремушка, дудочка, бубен и т.д.). Это же упражнение можно проводить и с открытыми глазами детей, но в этом случае ширма должна закрывать музыкальный инструмент и руки педагога, чтобы по их движению нельзя было догадаться, какой инструмент используется.

4. Упражнение «Чудо-кубик».

По очереди предложить детям бросить игральный кубик и хлопнуть в ладоши столько раз, сколько точек изображено на верхней грани. Так же можно попросить детей не хлопать, а топать или делать шаги вперед.

5. Упражнение «Слушай, запоминай, карточку поднимай!».

Педагог отхлопывает ритм или просто хлопает в ладоши несколько раз и просит детей поднять подходящую карточку (на карточке может быть написана цифра, нарисованы точки (как на игральном кубике), обозначающие количество хлопков или изображен ритмический рисунок: !!! !!, ! !! !!! и т. д.).

6 . Упражнение «Попробуй, повтори!».

Педагог отхлопывает руками (отстукивает ручкой по поверхности стола) несложный ритм и просит детей его повторить (в начале всех одновременно, а затем по очереди).

2) Коррекционный этап.

Цель: непосредственная коррекция нарушения слоговой структуры слова (в работе используется вербальный материал).

Коррекционный этап включает в себя работу на уровне звуков, слогов и слов. Но перед работой со звуками стоит обратить внимание на сформированность пространственно-временных представлений: дети должны владеть понятиями « начало», «середина», « конец», « перед», « за», «после», «первый», « последний». Эти понятия необходимы для усвоения последовательности звуко-слогового ряда, звуконаполняемости слов простой и сложной слоговой структуры.

  1. Упражнение «Репка».

Дети вместе с педагогом отыгрывают сказку «Репка» с использованием кукольного театра или плоскостных изображений героев, а затем отвечают на вопросы о местоположении того или иного персонажа. Например, «Кто стоял между Бабкой и Жучкой? Кто стоял за кошкой? Кто стоял перед внучкой?»

  1. Упражнение «Паровозик».

Детям предлагают встать друг за дружкой, как вагончики паровоза, и немного «поездить» по группе, а затем остановиться и рассказать о положении своего вагончика, используя слова: перед, после, до, за, между, первый, последний. Далее дети разбегаются, вагончики перемешиваются и игра повторяется.

Работа на уровне звуков.

1. Упражнение «Отгадай звук!».

Педагог показывает артикуляцию гласного звука, но при этом не называет его, а дети должны догадаться и назвать загаданный звук («а», «о», «у», «и», «э», «ы»).

2. Упражнение «Кто так говорит?».

Звучание одного и того же звука может быть разным, в зависимости от того, кто его произносит, например: звук «А» - плачет Аня, поёт певица, врач смотрит горлышко у ребенка, мама укачивает своего малыша и т.д. Предложите детям сюжетные картинки и попросите определить, какой звук может произнести тот или иной герой.

3. Упражнение «Поймай звук».

Педагог произносит серию звуков, а дети должны хлопнуть в ладоши (топнуть ногой) только когда услышат заданный звук. Начинать лучше с серии гласных звуков, затем гласные – согласные, согласные – согласные.
На этом этапе развивается не только фонематический слух, но и дыхание, мимика, память и внимание.

Работа на уровне слогов.

1. Упражнение «Скажи наоборот».

Педагог произносит слог, а ребенок должен его повторить, но задом наперед (с конца), например: РА – АР, АП – ПА, СКА – АСК и т. д (начинаем с прямых слогов, далее закрытые, а после слоги с стечением согласных).

2 . Упражнение «Слоговая лесенка».

Педагог рисует на доске лесенку, на её первой сверху ступеньке написана буква А, на второй - О, третей – У, четвертой – Ы, пятой – Э и предлагает детям помочь согласной букве спуститься вниз, для этого им необходимо назвать какой слог получится (буква К: ка, ко, ку, кы, кэ, буква В: ва, во, ву, вы, вэ и т.д.)
По такому же принципу можно отрабатывать закрытые слоги, например: для буквы С: ас, ос, ус, ыс, эс.

  1. Упражнение «Выложи слог»

Педагог предлагает детям фишки – кружки красного (для гласных звуков) и синего цветов (для согласных) и просит выложить схему слога: гласный – согласный (ак, ор…), согласный - гласный (на, ву..), согласный - согласный-гласный (сто, кру…)

  1. Упражнение «Эхо».

Педагог произносит серию слогов и просит детей по памяти ее повторить, как будто они эхо (слоги нельзя пропускать и менять местами).

Работа на уровне слова.

1. Упражнение «Длинное слово – короткое слово».

На столе перед ребенком лежат длинная полоска (обозначает длинное слово) и короткая полоска (обозначает короткое слово), педагог произносит слово, а ребенок должен определить его размер и положить фишку под полоску соответствующей длины.

Слова для работы: рот, милиционер, колокольчик, сыр, нос, подоконник, сок, светофор, экскаватор, ров, библиотека и т.д.

2. Упражнение «Придумай конец слова».

Педагог дает начало слова (слог), а дети добавляют слоги в конец, чтобы получились различные слова, например: РУ – ка, - мянец, - чей, - кав, - банок и т.д.

3. Упражнение «Доскажи словечко».

Педагог произносит слово, а дети должны назвать его последний слог и подобрать слово, начинающееся на этот слог: рама – Маша – шашки – кино – ноты и т.д.

4. Упражнение «Поэты».

Педагог предлагает детям ненадолго стать поэтами и придумать рифму к предмету, нарисованному на картинке, например: ложка – ножка, молодец – огурец и т.д.
Возможные рифмы: лиса – коса (оса), сова – трава, каска – маска (краска), зайка – майка, свечка – печка, мышка – крышка, малыш – камыш, лягушка – подушка (подружка), мишка – книжка, флажок – пирожок, ложка – кошка (крошка), калач – силач, улитка – калитка.

5. Упражнение «Отхлопай словечко».

Педагог предлагает детям хлопнуть с ладоши столько раз, сколько в этом слове слогов.
Можно усложнить это задание и попросить сосчитать количество слогов в слове, назвать 1, 2, 3, 4 слоги (по порядку или вразнобой).

6.Упражнение «Цепочка слов».

Педагог просит детей повторить за ним цепочку слов, при этом слова местами менять и пропускать нельзя.
МЁД - ГОД - КОТ - ЛЁД

КИТ - ВИД - ЩИТ
СОМ - ДОМ - КОМ - ТОМ

СОМ - СОН - СОК
ЛУК - БУК - ТУК - СУК

7.Упражнение «Слово сломалось».

Педагог говорит детям, что слово сломалось: все слоги перепутались и, чтобы починить его, надо вернуть их на свои места.

Например: ЛА – ПИ (пила), ЖА - ЛУ, ГИ – НО, КА - MAC, ТА - ПАС, ТЫ - КУС, КА - МУ, КА - СУМ, БА – ТРУ, ДУК – СУН, НИК - ЛЫЖ, ТУК – ФАР, ДЫШ – ЛАН, ПОТ - КОМ.

5. Подведение итогов.

Что нового Вы узнали на нашем мастер - классе?
Какие вопросы у Вас возникли, осталось ли что-то неясным?
Какие темы Вы бы хотели обсудить на следующих консультациях, мастер - классах?

Список используемой литературы

1. Аранович З. Е. «Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей»
Детство-Пресс, 2004 г.

2. Богомолова А.И. «Логопедическое пособие для занятия с детьми». М., изд. Школа; СПБ., Библиополис, 1996 г.

3. Большакова С.Е. «Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей», «Формируем слоговую структуру слова». Сфера,2007 г.

4. Большакова С. Е. «Работа логопеда с дошкольником». М., 1996 г.

5. Т. А. Ткаченко «Коррекция нарушений слоговой структуры слова. Альбом для индивидуальной работы с детьми 4-6 лет» к пособиям «Учим говорить правильно», ГНОМ и Д, 2004 г.

7. Ценина Н.Б. «Раз, два, три - слоги повтори», Сфера, 2011 г.


«Развитие слоговой структуры слова в практике воспитателя»

Учитель-логопед

Куляк Светлана Сергеевна

С каждым годом увеличивается число детей, страдающих тяжёлыми нарушениями речи (ТНР) и системными нарушениями речи (СНР). У большинства из них в той или иной степени присутствует нарушение слоговой структуры слова. Поэтому особую важность приобретает определение правильного соотношения между развитием звукопроизношения и овладением слоговой структурой слова. Коррекция слоговой структуры слова - одна из приоритетных задач в логопедической работе с дошкольниками с тяжёлыми и системными нарушениями речи. Формирование слоговой структуры слова влияет на успешность овладения грамматическим строем речи, усвоения звукового анализа, письма, чтения.

Какие же бывают типы нарушений слоговой структуры слова

1. Нарушение количества слогов:

    Сокращение (пропуск) слога: «моток» - молоток;

    Опускание слогообразующей гласной: «пинино» - пианино;

    Увеличение числа слогов за счет вставки гласных в стечения согласных: «команата» - комната;

2. Нарушение последовательности слогов в слове:

    Перестановка слогов: «деворе» - дерево;

    Перестановка звуков соседних слогов: «гебемот» - бегемот;

3. Искажение структуры отдельного слога:

    Сокращение стечений согласных: «тул» - стул;

    Вставки согласных в слог: «лимонт» - лимон;

4. Уподобление слогов : «кококосы» - абрикосы;

5. Персеверации (циклическое повторение одного слога).

6. Антиципации (замена предшествующих звуков последующими): «нананасы» - ананасы;

7. Контаминации (смешение элементов слов): «кабудка» - конура + будка.

Выделяют следующие типы слоговой структуры слова:

    ива, дети ).

    охота, малина ).

    Односложные ( дом, мак ).

    диван, мебель ).

    банка, ветка ).

    компот, тюльпан ).

    бегемот, телефон )

    комната, ботинки ).

    половник ).

    матрешка ).

    стол ).

    зонт ).

    кнопка ).

    черепаха, пианино ).

Коррекционная работа строится поэтапно и состоит из:

    Подготовительного этапа

    Коррекционного этапа

Рассмотрим более подробно эти этапы.

Подготовительный этап.

I. Формирование пространственных представлений и оптико-пространственной ориентировки

1. Ориентировка в собственном теле

    «Покажи и назови» .

«Покажи части тела, которые будут названы в стихотворении»

Есть на пальцах наших ногти,

На руках - запястья, локти,

Темя, шея, плечи, грудь,

И животик не забудь.

Бедра, пятки, двое стоп,

Голень и голеностоп.

Есть колени и спина,

Но она всего одна.

Есть у нас на голове

Уха два и мочки две.

Брови, скулы и виски,

И глаза, что так близки.

Щёки, нос и две ноздри,

Губы, зубы - посмотри!

Подбородок под губой.

Вот что знаем мы с тобой.

    « Не зевай право-лево называй»

    2. Ориентировка в трехмерном пространстве

    «Кто за кем?» (Игрушки выставляются в колонну и ребёнку задаются вопросы: «Кто впереди? Кто сзади? Кто далеко? Кто близко? Кто между?»)

    «Расставь героев» (Поставь кошку к домику. Поставь Машу между дорогой и забором»).

    «Найди клад» (ориентировка по схемам).

    «Где гудит?» (определение местоположения звука).

    3. Развитие временно-пространственной ориентировки

    «Что сначала, что потом» (вначале попрыгай, потом сядь на корточки, в конце хлопни в ладоши; ребенок выполняет, а затем описывает последовательность своих действий).

    «Расставь по порядку» (части суток, времена года, дни недели, месяцы)

    II. Развитие динамической и темпо-ритмической организации движений

    1.Совершенствование движений моторики: общей, мелкой, артикуляционной

    «Делай как я»

    «Делайте как я», «Продолжайте сами»: 1)Сели - встали, 2) Руки в стороны - на пояс, 3) Нога вперед - назад - в сторону.

    «Умелые ручки»

    1) Кулачки - ладошки, …

    2) Колечки - ушки - рожки, … и т.д.

    Артикуляционные упражнения

    Чередование разных поз органов артикуляционного аппарата: 1) «Лягушка» - «Хоботок» 2) «Лопатка» - «Иголочка».

    2.Развитие чувства темпа

    «Как двигаются животные?»

    «Кулачки - ладошки»

    Дети выполняют движения руками в нужном темпе под стишок:

    Есть у любого два кулачка, стукнул один по другому слегка:
    Стук - стук, стук - стук.
    Ну а ладошки не отстают, следом за ними весело бьют:
    Хлоп
    - хлоп, хлоп - хлоп.
    Кулачки быстрее бьют, до чего стараются:
    Стук
    - стук - стук, стук - стук - стук,
    А ладошки тут как тут, так и рассыпаются:
    Хлоп
    - хлоп - хлоп, хлоп - хлоп - хлоп.

    3.Формирование чувства ритма

    «Гром» (хлопнуть в ладоши громко, либо тихо).

    Графические упражнения на переключение: «Бусы» (например, красный - желтый и т.д.), «Дорожка» (чередование двух-трех геометрических фигур, различных предметов).

    Воспроизведение ритмов с опорой на наглядность, на схемы.

    Воспроизведение заданного ритма на слух: «Постучи на ложках»

    Коррекционный этап.

    I. Работа над гласными

    Произнесение ряда из двух, трех и более звуков:

    в сопровождении символов (А, У, О, И, Ы),

    без зрительной опоры.

    Произнесение ряда гласных с выделением одного из них ударением.

    Узнавание и произнесение ряда гласных по беззвучной артикуляции взрослого.

    Произнесение ряда гласных, изменяя громкость, темп, «настроение» (грустно, радостно, злобно, ласково) голоса.

    Произнести столько гласных, сколько на поляне бабочек.

    Встать, когда прозвучит ряд из двух (1-ого, 3-х) звуков.

    II. Работа с разными типами слогов:

    с общим согласным (например, произносить: та – то – ту – ты );

    с общим гласным ( ка-та-ма-ва);

    обратные слоги (Скажи «ав – ав» столько, сколько точек видишь);

    закрытые слоги, их ряды и пары (различные звукоподражания);

    прямые и обратные слоги с оппозиционными звуками: по твердости - мягкости, звонкости - глухости (та – да, ко – го);

    слоги со стечением ста-сты-сту

    III. Работа над словом последовательно проходим следующие типы слоговой структуры слова:

    Двухсложные из открытых слогов (ива, дети ).

    «Покажи и назови чьи?» Мои коты. Мои маки. Мои киты. и т.д.

    Трехсложные из открытых слогов (охота, малина ).

    «Скажи, что делали дети?» Гуляли, катали, пилили, бегали и т.д.

    Односложные ( дом, мак ).

    «Сколько у тебя?» У меня пять мух. У меня пять лип. и т.д.

    Двухсложные с закрытым слогом (диван, мебель ).

    «Назови что делают?» Ведут, едут, мылят, лепят и т.д.

    Двухсложные со стечением согласных в середине слова (банка, ветка ).

    «Ветка чего?» Ветка ели. Ветка липы. Ветка сосны. и т.д.

    Двухсложные слова из закрытых слогов (компот, тюльпан ).

    «Чего нет?» Нет дубков. Нет комков. Нет бинтов. и т.д.

    Трехсложные слова с закрытым слогом (бегемот, телефон )

    «Сколько у тебя?» У меня пять диванов. У меня пять батонов и т.д.

    Трехсложные со стечением согласных (комната, ботинки ).

    «Повтори и подели слово» Лед-ни-ки, бо-тин-ки, ин-дю-ки и т.д.

    Трехсложные со стечением согласных и закрытым слогом (половник ).

    «Какой?» Ягодный, вафельный, кофейный, танковый и т.д.

    Трехсложные слова с двумя стечениями согласных (матрешка ).

    «Две» У меня две матрёшки, два индейки, две наклейки и т.д.

    Односложные со стечением согласных в начале слова (стол ).

    «Много чего?» Много блюд, много книг, много яхт и т.д.

    Односложные со стечением в конце слова (зонт ).

    «Нет чего?» Нет клинка, нет плитки, нет флейты и т.д.

    Двухсложные с двумя стечениями согласных (кнопка ).

    «Что делаешь?» Я нахожу кнопку. Я покупаю продукт. и т.д.

    Четырехсложные слова из открытых слогов (черепаха, пианино ).

    «Кого (что?) видишь?» Я вижу черепаху. Я вижу пианино. и т.д.

    Игры и упражнения, используемые в процессе отработки слов с различными типами слоговой структуры

    Слоговые дорожки (ребенок говорит слово, наступая на каждый слог на следующий след дорожки).

    Слоговые домики (Количество слогов соответствует количеству этажей в доме - ребенок произносит слово, считает слоги и ставит картинку в нужный дом или нужный этаж).

    «Дом - замок - избушка» (распределение слов в зависимости от количества слогов в данных постройках).

    «Доскажи слово» (подобрать слово к схеме – с опорой на картинки и без них, например, ША _ ; ША _ _)

    «Паровоз» (паровоз состоит из нескольких вагонов, вагоны различаются количеством окон, в зависимости от этого распределяются).

    «Телевизор» (На экране появляются гласные буквы. Ребенку предлагаются картинки. Нужно выбрать картинку, соответствующую схеме на экране. Например, на экране буквы О А. И картинки на выбор: дом, груша, роза).

  • IV . Работа над словосочетаниями, предложениями, текстами

    «Подбери предмет и повтори» (Взрослый начинает, ребенок заканчивает, а затем повторяет словосочетание.

    Например, горячий … (чай), круглый … (мяч), трусливый … (заяц) и т.д.

    «Снежный ком» (ребёнок рисует круги по количеству слов в предложении. Например: Самолёт. Летит самолёт. Летит быстрый самолёт. Летит быстрый, белый самолёт. ).

    Работа над чистоговорками, потешками, прибаутками, стихами.

  • Помните, вся работа над слоговой структурой слова осуществляется последовательно - переход к более сложной слоговой структуре осуществляется по мере усвоения слов предыдущего типа.

    Используйте в своей практике предложенные методы и приёмы развития слоговой структуры слова, ведь именно вы вносите ощутимый вклад в развитие личности своего ребёнка.










Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста одним из наиболее трудных для коррекции является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слова.
Под понятием «слоговая структура слова» принято подразумевать взаиморасположение и связь слогов в слове.
Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава, может нарушаться порядок слогов в слове, пропуски, либо добавление новых слогов или звуков, отмечаются искажения, замещения, ошибки воспроизведения стечений согласных.
В логопедической работе с детьми часто на первый план выдвигается преодоление недостатков звукопроизношения и недооценивается значение развития слоговой структуры слова. Затруднения в произнесении отдельных звуков, а также акцентирование внимания на их преодолении ведут к тому, что звук, а не слог становится единицей произношения. Это в некоторой степени противоречит естественному процессу развития речи. Поэтому особую важность приобретает определение правильного соотношения между развитием звукопроизношения и овладением слоговой структурой слова. При этом следует учитывать индивидуальный уровень развития речи каждого ребенка и вид речевой патологии (полиморфная дислалия, дизартрия, алалия, детская афазия, ринолалия).
С раннего детства маленький ребенок слышит слуховые раздражители – звуки, что является большим толчком для возникновения речевой функции. Ребенок слышит и пытается воспроизвести то, что слышит. Изменяется цепь мышечных сокращений, подстраивание голосовых органов под слышимые звуки, налаживается координация слуха и голоса. Малыш начинает говорить. Вместе с ростом ребенка изменяется и совершенствуется его речь. Четкая, спокойная, неторопливая речь взрослых – основное условие нормального речевого развития ребенка.
В онтогенезе овладение слоговой структурой происходит постепенно, через ряд закономерно сменяющихся фаз. К 3 – 3,5 годам при условии нормального развития речи все основные трудности слогообразования оказываются преодоленными. С этим же возрастным периодом связано появление так называемого «языкового чутья», когда ребенок способен оценивать правильность и выявлять дисгармонию не только своего, но и чужого высказывания (Е. Н. Винарская).
Нарушение слоговой структуры слов обычно выявляется при логопедическом обследовании детей с общим недоразвитием речи, также оно может быть у детей с фонетико – фонематическим недоразвитием. Существует зависимость овладения слоговой структурой слова от состояния фонематического восприятия, артикуляционных возможностей, семантической недостаточности, мотивационной сферы ребенка.
Как правило, диапазон данных нарушений широко варьируется: от незначительных трудностей произношения слов сложной слоговой структуры в условиях спонтанной речи до грубых нарушений при повторении ребенком двух – и трехсложных слов без стечения согласных даже с опорой на наглядность.
При этом следует отметить, что данный вид речевой патологии встречается у всех детей с моторной алалией, у которых фонетические нарушения речи не являются ведущими в синдроме, а только сопровождают нарушения лексики.
В анализе детей, страдающих нарушением слоговой структуры слов, отмечается задержка речевого развития в раннем возрасте и появление первых слов в усеченной форме.
По материалам А.Н. Гвоздева «Вопросы изучения детской речи», формирование слоговой структуры слов происходит по следующим этапам:

1 год 3 мес. – 1 год 8 мес. – ребенок воспроизводит часто один слог услышанного слова или два одинаковых слога: ав; би-би; му-му;
1 год 8 мес. – 1 год 10 мес. – воспроизводятся два сложных слова; в трехсложных словах часто опускается один из слогов: автобус – тобус;
1 год 10 мес. – 2 года 1 мес. – в трехсложных словах иногда опускается слог, чаще всего предударный: укушу – кусу; может сокращаться количество слогов в четырехсложных словах: космонавт – монат;
2 года 1 мес. – 2 года 3 мес. – в многосложных словах чаще опускаются предударные слоги, иногда приставки: зацепилась – ципилась;
2 года 3 мес. – 3 года – слоговая структура нарушается редко, главным образом в малознакомых словах.

У детей с речевой патологией данные возрастные нарушения к трем годам не исчезают из детской речи, а, наоборот, приобретают ярко выраженный, стойкий характер.

Первые слова аномальной детской речи можно классифицировать так:

  • правильно произносимые слова: баба, дай;
  • слова – фрагменты: молоко – мако;
  • слова – звукопроизношения, обозначающие предмет, действие: ту – ту.

Несмотря на то, что к 6-7 годам дошкольник обычно хорошо произносит все звуки родного языка, имеет достаточный, активный словарь, владеет грамматическим строем речи и все же нарушение слоговой структуры слов сохраняется у детей с патологией речевого развития на протяжении многих лет, обнаруживаясь, всякий раз, как только сталкивается с новой звуко – слоговой и морфологической структурой слова (например, экскурсовод, простокваша). В этом случае речь ребенка имеет выраженные отклонения в воспроизведении слогового состава.

Существует несколько типов нарушений слоговой структуры:

  1. тип «Элизия» – нарушение количества слогов:
    • усечение, сокращение количества слогов в слове или слогообразующих гласных: молоток – моток; самокат – мокат; велосипед – сипет;
    • опускание слогообразующей гласной: пианино – пинино.
  2. тип «Персеверация» – инертное застревание на каком – либо слоге при произнесении слова, циклическое повторение, настойчивое воспроизведение: кораблик – ко-ра-ра-блик; лисичка – ли-си-сич-ка-ка.
  3. тип «Антиципация» – замена предшествующих звуков последующими или уподобление одного слога другому: капитан – пипитан; ананас – нананас; собака – бабака.
  4. тип «Итерация» – добавление, увеличение гласных в словах, где есть стечение согласных или добавление целых слогов: свисток – сивиситок; листва – лисытва; комната – команата; трактор – тырактор.
  5. тип «Контаминация» – смешение слоговых элементов двух слов, то есть слова, которые совсем не напоминают слова родного языка: на столе в хлебнице – на столебнице; трактор пашет – трашет.
  6. тип – Нарушение последовательности слогов в слове; перестановка слогов: бегемот – гебемот; самолет – мосалет; дерево – редево
  7. тип
    • Уподобление слогов: абрикосы – кококосы.
    • Искажение структуры отдельного слога (сокращение стечений согласных): стул – тул.
    • Вставки согласных в слог: лимон – лимонт.

По типу поломки слоговой структуры необходимо выяснить уровень речевого развития логопата. Так, элизии обычно соответствуют I уровню общего недоразвития речи. Перестановки чаще всего говорят о III уровне общего недоразвития речи. Все остальные типы нарушений слоговой структуры слова бывают у детей со II уровнем общего недоразвития речи.

Напрашивается вопрос: какова же причина такого явления, как поломка слоговой структуры слова?

Это кинетическая апраксия – неумение плавно переключаться с одного слога на другой, неумение понять правильную позицию звуков в слове, слов во фразе, перейти от одного слова к другому.
Наличие апраксии свидетельствует о нарушениях подвижности основных, нервных процессов, о застойных очагах возбуждения или торможения в речедвигательном анализаторе.

Каковы же признаки кинетической апраксии?

1. Невозможность выполнения всего упражнения ребенком.
2. Внезапная потеря упражнения (ребенок – логопат в середине выполнения упражнения может переключиться на свое, потому что так ему легче).
3. Снижение амплитуды движения. Например: не может выполнить упражнение «Индюк» или «Лошадку» пощелкивать языком.
4. Наличие сопряженных движений (идут в ход руки, голова и другие органы). Например: при выполнении упражнения «Маляр» дети запрокидывают голову назад.

Главное при апраксии – это улучшить произвольные движения языка, губ, лицевых мышц. Надо показать ребенку, какие мышцы и как их напрягать. Необходимо ежедневно развивать речевой аппарат, формировать фонетический слух, уточнять и коррегировать артикуляцию звуков, способствовать снятию страха перед произнесением трудных и громоздких слов, включать в работу развитие речевого дыхания, голоса.

Нарушение слоговой структуры слов сохраняется у детей с патологией речевого развития на протяжении многих лет.

Работа над слоговой структурой слова кропотливая, длительная, не сразу дает увидеть результат труда, но она должна опережать становление звукопроизношения.

Слоговая структура слова, усвоенная в изолированном произношении, нередко вновь искажается при включении слова во фразу или самостоятельную речь.

Большое значение для правильного произнесения слогового состава слова играет степень знакомства с ним – малознакомые слова искажаются чаще, чем слова хорошо известные ребенку. Согласно рекомендации Марковой, усложнение по формированию слоговой структуры слов заключается в наращивании количества различных типов слогов:

1. Двухсложные слова из открытых слогов (ива, дети)
2. Трехсложные слова из открытых слогов (охота, малина)
3. Односложные слова (дом, сыр, кот, мак)
4. Двухсложные слова с закрытым слогом (диван, мебель)
5. Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова (банка, ветка)
6. Двухсложные слова из закрытых слогов (компот, тюльпан)
7. Трехсложные слова с закрытым слогом (телефон, бегемот)
8. Трехсложные слова со стечением согласных (комната, ботинки)
9. Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (ягненок, половник)
10. Трехсложные слова с двумя стечениями согласных (таблетка, матрешка)
11. Односложные слова со стечением согласных в начале слова (стол, шкаф)
12. Односложные слова со стечением согласных в конце слова (лифт, зонт)
13. Двухсложные слова с двумя стечениями согласных (плётка, кнопка)
14. Четырехсложные слова из открытых слогов (черепаха, пианино)

Несмотря на актуальность данной темы, методические рекомендации по коррекции этого нарушения являются противоречивыми и неполными. О важности данной проблемы говорит тот факт, что своевременное овладение правильной речью имеет большое значение для становления полноценной личности ребенка, а усвоение слоговой структуры слов является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе.

Нарушение слоговой структуры слов представляет значительную сложность для логопедической работы. Недостаточная степень коррекции данного вида фонологической патологии в дошкольном возрасте впоследствии приводит к возникновению у школьников дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза слов и фонематической дислексии.

Обследование состояния слоговой структуры слов проводится по традиционной схеме с обязательным учетом общего уровня речевого развития ребенка, его интеллектуальных возможностей и возраста.

Следует отметить, что логопедическое обследование ребенка с любой речевой патологией обязательно включает раздел: «Состояние слоговой структуры слов».

Учитель – логопед должен быть и артистом, и режиссером, способным дать исключительно правильный образец «говорения», используя, как образец свою речь доступную, красочную.

Список используемой литературы:

1. Агранович З.Е. «Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей»; Санкт – Петербург, 2001г.
2. Большакова С.Е. «Преодоление нарушений слоговой структуры слов у детей»; Москва, Творческий центр, 2007г.
3. Большакова С.Е. «Формируем слоговую структуру слова», приложение к журналу «Логопед», Москва, Творческий центр «Карапуз», 2007г.
4. Винарская Е.Н. «Раннее речевое развитие и проблемы дефектологии», М: Просвещение, 1990г.
5. Филичева Т.Б., Чевелёва Н.А., Чиркина Р.В. «Основы логопедии», М: Просвещение, 1989г.
6. Четверушкина Н.С. «Слоговая структура слова», Москва, 2001г.


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Теремок» п. Березовый Солнечного муниципального района Хабаровского края

Мастер – класс для педагогов

Организовала и провела
Учитель-логопед Докукина Е.В.
2015г.
Мастер – класс для педагогов
Игровые приемы в работе над слоговой структурой слова.
Цель мастер – класса: повысить профессиональное мастерство педагогов – участников мастер – класса в процессе активного педагогического общения по проблеме устранения нарушения слоговой структуры слов путём теоретических аспектов и игровой практикой.
Задачи:
1.Использовать в работе воспитателя по коррекции нарушений слоговой структуры слова новые современные ИКТ.
2.Соблюдать принципы коррекционной работы, направленные на преодоление нарушений слоговой структуры слова, для достижения наиболее эффективных результатов.
3.Вовлечь педагогов в совместную игровую деятельность, вызывая интерес к данной проблеме.
4.Побуждать педагогов использовать в своей работе новые формы и методы работы, воспитывать положительный эмоциональный настрой и интерес ребенка к занятию.
Оборудование: картинки с предметами, игровые пособия, проектор, интерактивная доска, ноутбук, интерактивные игры.
Раздаточный материал: листы бумаги, на которых написано слово – «Информация», мяч, барабан, бубен, металлофон, палочки; фишки, длинные и короткие полоски бумаги; игры: «Путешествие на воздушном шаре», «Собери бусы», «Магазин», «Поезд», «Собери пирамидку».
Ход мастер – класса.
1. Организационный момент.
Послушайте стихотворение.
Гастроном
Если взять большое слово,
Вынуть буквы, раз и два,
А потом собрать их снова,
Выйдут новые слова.
Поиграйте раньше с нами,
А потом садитесь сами.
Вот из слова ГАСТРОНОМ
Вышел важный АСТРОНОМ.
Вышел МАГ и вышел ГНОМ.
А за ними АГРОНОМ.
Мост построен на реке,
ГРОМ грохочет вдалеке,
С нижней палубы МАТРОС
От причала тянет ТРОС…
Сверху летчику виднаВся родная СТОРОНА.
А теперь попробуйте составить из слова ИНФОРМАЦИЯ как можно больше слов (у каждого участника карточка со словом).
2. Объявление темы мастер-класса.
Я должна вам сообщить тему нашего мастер - класса, но хочу, чтобы мы с вами вместе сформулировали её. Сейчас я вам покажу картинки и произнесу слова так, как называли дети эти слова:
АВТОБУС - «татобу»
ПОМИДОР - «мидор»
КАСТРЮЛЯ - «кастуля»
ОБЕЗЬЯНА - «бизяна»
КЛУБНИКА - «лубика»
ТАРЕЛКА - «талерка»
Может быть, вы догадались, что случилось со словами? (Нарушался контур слова, были переставлены звуки, слоги, выпущены слоги из слова.) Да, нарушалась в целом слоговая структура слова.
3.Теоретическая часть.
Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе является правильная, хорошо развитая речь. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка.
В норме, дети уже в 3 года обнаруживают способность воспроизводить структуру слова по законам благозвучия, а языковая «чувствительность» к благозвучным канонам заложена в ребенке изначально, с рождения. В 1,5-2 года ребенок с еще несформировавшимся звукопроизношением может сказать «малялеть» - самолет.
В возрасте 4-5 лет указанные явления являются сигналом стойкого нарушения слоговой структуры слова, и в таком случае ребенку требуется помощь специалиста-логопеда.
При нарушении слоговой структуры у детей отмечаются типичные нарушения:
элизии (сокращения, пропуск слогов) («апельсин – писин, телевизор – тизий, капуста – пута»);
итерации (увеличение числа слогов за счет добавления слогообразуемой гласной) («чемодан – чиманадан, трава - тарава»);
антиципации (уподобление одного слога другому) («автомат – татамат), отдельные перестановки слогов и звуков («малоток – маталок, тамалок»);
сокращение стечений согласных звуков («шкаф – каф, бант – бат»);
искажения многосложного слогового состава незнакомого слова («магнитофон - мигифон», папоротник - папиик)
Маленькие дети могут переставлять, пропускать слоги в сложных по своей структуре словах. Если это нарушение проявляется каждый раз в одном и том же слове, необходимо на этом акцентировать внимание малыша, дать ему правильный образец, т.е. в медленном темпе произнесите слово сами, а потом вместе с ребенком до тех пор, пока он не сможет сказать его самостоятельно. Если ребенок переставляет слоги во многих словах, даже простых, (например, произносит «онга» вместо нога, «писось» вместо пылесос) необходимо заниматься с ребенком по преодолению этого нарушения. Искажение слоговой структуры слова у дошкольника старше 4-х лет свидетельствует о нарушении фонематического слуха и нарушении ритмической стороны речи.
4.Практическая часть.
- Все мы любим, играть в различные игры, а дети особенно. Сегодня я бы хотела вам показать, как можно играя, учить, корректировать и овладевать слоговой структурой слова.
Предлагаю вашему вниманию Игровые приемы, предназначенные для коррекции нарушения слоговой структуры слова.
Упражнение «Повтори так же»
Цель: учить воспроизводить заданный ритм.Материалы: мяч, барабан, бубен, металлофон, палочки.Ход упражнения: Логопед задаёт ритм с одним из предметов, ребёнок должен повторить так же.
Упражнение «Длинное – короткое»
Цель: учить различать длинные и короткие по звучанию слова.Материал: фишки, длинные и короткие полоски бумаги, картинки.Ход упражнения:Вариант 1. Логопед произносит слова, ребёнок кладёт фишку на длинную или короткую полоску.Вариант 2. Ребёнок называет слова на картинках и раскладывает их на две группы: к длинной полоске и к короткой.
Упражнение «Сосчитай, не ошибись»
Цель: закреплять умение детей делить слова на слоги.Материал: картинки, карточки с цифрами. Ход упражнения: Логопед показывает картинки, дети показывают цифру, соответствующую количеству слогов в слове (вариант усложнения – цифру ударного слога).
Игра «Конец слова за тобой»
Цель: учить синтезировать слова из слогов.Материал: мяч.Ход игры: логопед начинает слово и бросает мяч ребёнку, он добавляет одинаковый слог ША: ка…, ва…, Да…, Ма…, Ми…
Игра «Путешествие на воздушном шаре»
Цель: закреплять умение делить слова на слоги, закреплять правильное произношение звуков в словах с разной слоговой структурой, упражнять в соотношении количества слогов в слове с цифрой.
Ход игры: детям предлагается определить количество слогов в слове (картинка) и вставить картинку в корзину воздушного шара так, чтобы количество слогов в слове соотносилось с той цифрой, которая указана на корзине воздушного шара, четко произнося слово по слогам.
Игра «Собери бусы»
Цель: учить подбирать слова (бусины) согласно слоговой схеме, формировать навык слогового анализа слов.
Ход игры: детям предлагается собрать бусы, согласно схеме

Игра «Словесная дорога».
На столе выложена дорожка из предметных картинок. По заданию логопеда (воспитателя) дети поочередно продвигают игрушечную машину до загаданного им слова.

Логопед (воспитатель) может просто отхлопать количество слогов, а ребенок прокатить машину до того слова, которое соответствует заданному количеству слогов (3 хлопка--- нужно доехать и остановиться на 3-хсложном слове). На смену одному ребенку приходит другой и т. д.
Задание можно изменить. Логопед (воспитатель) называет первый слог, а остальные отхлопывает. Ребенок должен догадаться, какое слово загадал педагог и «доехать» до соответствующей картинки (ИЗ –ХЛОП-ХЛОП --- ИЗБУШКА)
Усложняем задачу. Теперь нужно отгадать слово по второму слогу, остальные слоги отхлопываются (ХЛОП-РЁШ-ХЛОП--- МАТРЁШКА). А теперь предложим детям распознать слово по хлопкам и последнему слогу (ХЛОП-ХЛОП- ГАЙ--- ПОПУГАЙ)
3. Карточки- проверялочки.
Детям раздаются карточки с изображением 4-х слов. Одно слово по количеству слогов отличается от остальных (например, среди двусложных слов одно трехсложное). Детям следует зачеркнуть фломастером одно «лишнее» словечко. (Карточки находятся в полиэтиленовых пакетах-файлах, поэтому фломастер впоследствии легко стереть).

Игра «Магазин».
Детям раздаются карточки, имитирующие денежные купюры, со слоговыми схемами на них. В качестве товаров используются предметные картинки, муляжи или реальные предметы. Логопед (воспитатель) играет роль продавца. Дети (покупатели) встают в очередь и выбирают товар соответственно слоговой схеме на своей купюре.

Игра «Поезд»
Цель: учить подбирать слова с заданной слоговой схемой.Материал: поезд с вагончиками, набор предметных картинок, схемы слоговой структуры слов.Ход игры: детям предлагается помочь «рассадить пассажиров» в вагоны в соответствии с количеством слогов.
Игра «Пирамида»

Цель: закреплять умение анализировать слоговой состав слова.Материал: набор предметных картинок, графическая модель пирамидыХод игры: ребёнок должен расположить картинки в заданной последовательности: одно вверху – с односложным словом, два в середине – с двухсложными словами, три внизу – с трёхсложными словами.
Упражнение «Подбери слово»

Цель: закреплять умение анализировать слоговую структуру слов.Материал: предметные картинки, карточки со схемами слоговой структуры. Карточки со словами (для читающих детей).Ход упражнения: Вариант 1. Ребёнок подбирает схемы к картинкам.Вариант 2. Ребёнок подбирает картинки к схемам.
5.Рефлексия.
Воспитатели делятся своими впечатлениями мастер – класса (вопросы записаны на бумажных облаках).
1. Что я сегодня узнала нового?
2. Что для меня было интересно?
3. Я приобрела…
4. Я поняла, что…
5. Теперь я могу…
6. Что меня удивило?
7. Что я возьму для своей работы?
Литература:
Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. СПб: Детство-Пресс, 2000.
Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей. Москва: Сфера, 2007.
Волина В.В. Учимся играя. Екатеринбург: Арго,1996.
Козырева Л.М. Мы читаем по слогам. Комплекс игр и упражнений для детей 5 – 7 лет. Москва: Гном и Д, 2006.
Курдвановская Н.В., Ванюкова Л.С. Формирование слоговой структуры слова. Москва: Сфера, 2007.
Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. СПб: Союз,1999.
Лопухина И.С. Логопедия. Москва: Аквариум, 1996.
Ткаченко Т.А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова. Москва: Гном и Д, 2001.
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Москва: 1991.
Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова. Москва: Гном и Д, 2001.


Приложенные файлы