Открытые индивидуальные логопедические занятия в старшей группе. Индивидуальное логопедическое занятие-игра по автоматизации звука ш

Тема: Тайны деревьев.

ЦЕЛЬ: Познакомить детей с особенностями деревьев. Научить видеть взаимосвязи деревьев с окружающей средой (вода, солнце, почва, животные, насекомые). Активизировать умение обследовать спиленную часть дерева с помощью различных анализаторов. Закреплять названия частей дерева. Продолжать учить детей выдвигать гипотезы, задавать вопросы, давать определение понятиям ноябрь, проводить эксперименты, делать выводы. Формировать представление о значении деревьев в жизни человека, дать представление об изготовлении бумаги. Воспитывать бережное отношение к деревьям, экологическую культуру.

ХОД ЗАНЯТИЯ

В.: Дети, с чего начинается утро?

Д.: С утренней гимнастики, с улыбки, с умывания, с завтрака. Какими словами начинается новый день? Утро начинается с приветствия. Давайте улыбнемся и поздороваемся с гостями, подарим всем хорошее настроение.

В.: Вспомним, какое сейчас время года? Докажите пожалуйста, что сейчас осень.

Д.: На улице стало холодно. Дует холодный ветер. Солнышко не греет как летом. Дни становятся короче, а ночи длиннее. Часто землю покрывают туманы. Взрослые и дети тепло одеваются. Птицы улетели в теплые края. Звери готовятся к зиме. Люди собирают урожай. Идут затяжные дожди. Сохнет трава. Опадают листочки с деревьев.

В.: Осень (какая?)

Д.: Златовласая, игривая, переменная, дождевая, темная, мрачная, багровая, тихая, урожайная, унылая, туманная, холодная, мечтательная, очаровательная, печальная, щедрая, трудолюбивая, богатая.

Какой сейчас месяц осени? Почему его так называют? (Ноябрь).

И сегодня мы рассмотрим все, что касается деревьев и явлений ноября.

Дидактическая игра «Кто дружит с деревьями?»

Нужно выбрать иллюстрации с друзьями дерева и объяснить, почему они дружат? (Создают схему).

Упражнение «Похожи деревья на людей?»

В.: Дети, похожи деревья на людей?

Д.: У деревьев есть дети и у людей есть дети.

Да, ведь они живые, дышат.

Их ветви похожи на человеческие руки, а стволы на ноги.

Они двигаются, шелестят листьями.

В.: Деревья растут, как люди.

Д.: Нет, потому что люди могут ходить и говорить, а деревья не могут).

В.: - А у деревьев носы? Могут ли они дышать?

Д.: - Нет, носов нет, но они, как и мы, дышат. В этом им помогает листьев. В каждом листе есть небольшие отверстия для поглощения воздуха. Листочек вдыхает загрязненный воздух, а выделяет чистый.

В.: - А у деревьев глаза? Могут ли они видеть?

Д.: - Нет, а значит и видеть они не могут).

В.: - А у деревьев есть ротик? Как они едят?

Д.: - Деревья получают необходимое питание с помощью корней. Корни впитывает растворенные в воде питательные вещества.

В.: - Из каких частей состоит дерево?

Д.: - корень, ствол, крона, ветви.

В.: - Мы превратимся в исследователей и будем исследовать части дерева, садитесь за свои места.

Опыт 1. «Признаки дерева».

В.: Что это? (Часть дерева, пенек). Рассмотрите спиленную часть дерева. Какая она на ощупь? (Твердая, теплая, гладкая, шероховатая). Какого она цвета? (коричневая). Понюхайте. Чем пахнет дерево? Дерево тепло держит, поэтому из него строят дома.

Опыт 2. «Возраст дерева».

В.: Как можно узнать возраст человека? А как вы думаете, как можно узнать, сколько живет дерево? Обычно, чем старше дерево, тем оно толще. Если дерево спилить, то на спиленном месте будет видно кольца, по которым и определяют, сколько лет дереву. Их еще называют годовыми кольцами: прошел год - прибавилось одно кольцо.

Опыт 3 «Измерение толщины ствола с помощью веревки».

Дети с помощью веревки измеряют толщину спиленных частей дерева, на которых делают пометку фломастером. Расправляют обе веревки, сравнивают их по длине. Определяют у кого толще пенек (работа в парах).

Возраст дерева мы определили, а теперь немного поиграем.

Дидактическая игра «Осенние листочки».

1. Листик желтый, как... (одуванчик, цыпленок, солнышко, золото)

2. Листик легкий, как... (пушинка, перышки, снежинка, паутинка)

3. Листик облетает и кружит, как... (птица, бабочка, лепесток цвета)

4. Земля покрывается осенними листьями, как... (ковром, одеялом, покрывалом)

Упражнение «Почему так бывает».

В.: Объясните, почему опадают листья?

Д.: 1. Деревья не впитывают воду, от этого листочки становятся ломкие и опадают.

2. Становится холодно, листочки сохнут.

3. Осенью мало света, дни короткие, поэтому листочки желтеют и краснеют

В.: А теперь придумаем сказочное объяснение, почему опадают листочки.

1) Ветер не хочет дружить и срывает листочки.

2) Приходит осень и очаровывает дерева до весны.

3) Осень хвастлива, хвастается перед летом, весной, зимой, очень красивые имеет наряды, поэтому становится серая.

4) Деревья любят лето, когда приходит осень, они ее не слушаются и сбрасывают листочки и засыпают.

5) Осень будит злой ветер, он дует и срывает листочки.

В.: Сегодня мы попадем в сказку и узнаем почему опадают листочки. Для этого произнесем волшебные слова.

Просмотр сказки-драматизации:

«Сказка о девочке Маринку»

Маринка: Почему листья шелестят? Почему оно осенью желтеет?

Дуб: Листочки мои шепчут, потому что радуются солнышку. Зеленые, потому что в каждом листочке много-много зеленых зерен. Зерна такие маленькие, что их не увидишь. Но каждое зерно, как завод, спрятанное оно под кожу листа. Эти заводы готовят пищу всему дереву.

Маринка: Нет, дерево кормят корни.

Дуб: Без корней тоже не прожить, оно работает, как насосы качают из земли воду. В этой воде растворено много необходимых веществ, но этого недостаточно. Вот и приступают к работе маленькие зеленые заводы, которые находятся в листве. Они берут грязный воздух из этого воздуха, воды, добытой корнями, зернышки-заводы делают строительный материал для новых веточек, почек, корешков.

Маринка: Я не хотела Вас будить, я листочки цепляла, а то последние отпадут.

Дуб: Эх ты! Мне пора отдыхать. Сейчас дни все короче, света все меньше, следовательно деревьям пора спать. В листочках зеленые заводы исчезли, растворились. Как сахар в воде, потому что они любят тепло и щедрое солнце. Не стало зеленых зернышек, стали листья желтые и красные, потому что появились желтые и красные зернышки. А потом листочки высыхают и падают.

Маринка: Что вы будете делать без листьев? Кто вас будет кормить зимой?

Дуб Зимой деревья ни есть, ни пить не будут. Зимой мы не растем, не цветем, только спим.

В.: Я предлагаю вернуться в детский сад и проверить на опытах, о чем Маринке и нам рассказал дуб.

Следует руками помахать, вокруг себя покружить

Опуститься и подняться, в сказочный мир добраться.

В.: Посмотрите на зеленый листочек, на котором изображено? (Зеленый листочек с заводами).

Какую пользу заводы приносят дереву? Что нужно, чтобы эти заводы работали? (Солнышко, свет - самое главное для листочков).

Почему же листочки желтеют? (Осенью мало света, потому что дни короче. В листочках зеленые зерна - заводы исчезают, остаются только желтые и красные).

Опыт «Почему лист зеленый»

В.: Положим листочек в белую ткань, постучим по ней кубиком. Что появилось на ткани? (Зеленые пятна). Именно это зеленое вещество окрашивает лист. Когда наступает осень, становится холоднее, меньше солнышка. Эта зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не исчезает совсем. Что происходит тогда с листочком. (Он становится желтым, красным, багровым, оранжевым).

В.: Ребята, а какую пользу приносят деревья? (Есть украшением парка, дают плоды людям и животным, очищают воздух, дом для зверей, птиц, дают людям тень, прохладу, лечат, из него делают мебель, посуду, бумагу).

Изготовление бумаги.

В.: Из чего изготавливают бумагу? Чтобы сделать хорошую бумагу, приходится рубить деревья. Люди научились делать бумагу из использованной, ненужной бумаги, чтобы сохранить деревья.

В.: Сначала нам нужно порвать бумагу на маленькие кусочки. Сложим их в блендер. Заливаем все горячей водой и взбейте все в блендере. Это я сделаю сама, потому что горячей водой можно обжечься, а блендер - электроприбор, при пользовании которого нужно соблюдать технику безопасности. Мы получили «кашицу». Добавляем клей ПВА, гуашь любого цвета. Получаем раствор.

Начинаем самое интересное - изготовление листа бумаги.

В.: Перед каждым из вас лежит полотенце на клеенке, накрытой тканью, губки и пяльцы с сеточкой. Возьмите пяльцы, окуните в «кашицу» из бумаги. Когда в сеточке будет достаточное количество смеси, накройте пяльцы с «кашицей» тканью и губкой соберите лишнюю влагу. Украсьте листиками, лепестками цветов и оставьте до высыхания. (Дети делают бумагу, воспитатель помогает).

В.: Бумага будет готова для использования, когда высохнет. Я сделала бумагу заранее, просушила и сейчас покажу. Запомните, использованную бумагу следует сдавать на переработку - это поможет сохранить жизнь многим деревьям.

Итог занятия: просто і без проблем.

Вызвать у детей потребность в общение с людьми. Воспитывать умение слушать и слышать педагога. Активизировать активный и пассивный словарь по лексической теме: «Домашние животные». Умение узнавать и называть животных по картинкам.
Формировать целостное восприятие предметов (изображений животных).
Развитие речевого дыхания, общей и мелкой моторики. Развитие зрительного, слухового внимания. Развитие мышления. Совершенствование грамматического строя речи. Развитие связной речи. Задачи реализуются через игровые ситуации.

Конспект урока по теме "Дифференциация Т-Д" представлен в рамках современного логопедического занятия. В ходе работы используются элементы проектной деятельности: умение следовать инструкции, сравнивать результат с тем, что требовалось выполнить; включение индивидуальных заданий в зависимости от зоны ближайшего развития каждого ребёнка. Разработка будет полезна учителям- логопедам, работающим в школе.

Целевая аудитория: для логопеда

Конспект урока по теме "Письмо Деду Морозу" представлен с элементами гимнастики мозга. В ходе рабочего часа вводится атмосфера интереса- тайны. Происходит знакомство с правилами написания письма, а так же уделяется внимание словарю Ожегова. Дети являются активными партнёрами учителя на протяжении всей коррекции. Такой подход соответствует современным требованиям.

Целевая аудитория: для логопеда

Конспект урока по теме "Дифференциация звуков С-Ш" представлен с использованием приёмов сопровождения методами двигательной коррекции. Обеспечение взаимодействия правого и левого полушарий является основой интеллектуального развития. На занятии дети формируют тему занятия, принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск необходимой информации. Формируют самооценку на основе успешной деятельности.

Целевая аудитория: для логопеда

Конспект индивидуального занятия по дифференциации звуков ж-ш. Рассчитан на детей среднего школьного возраста. Красочная презентация помогает поддерживать интерес и внимание ребёнка на протяжение всего занятия. На занятии у ребёнка есть возможность самостоятельно выполнять задания на компьютере.

Целевая аудитория: для логопеда

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по коррекции нарушений звукопроизношения
Тема: дифференциация звуков [р] и [р’] в словах.
Лексическая тема: путешествие в город профессий.
Технологии: игровая (занятие-путешествие), информационно-коммуникативная.
Цель: развивать умение различать звуки [р] и [р’] на материале слов.
Задачи:
Образовательные:
- тренировать различать звуки [р] и [р’] в словах;
- развивать слуховое внимание, фонематический анализ, синтез и представления;
- актуализировать и уточнить значение слов по лексической теме «Профессии»;
- развивать навык словообразования суффиксальным способом;
Коррекционно-развивающие:
- развивать логическое мышление, коммуникативные умения и навыки;
Воспитательные:
- воспитывать любознательность, познавательную активность и интерес к учебной деятельности в целом.

Целевая аудитория: для 4 класса

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука Ш в середине слова. Рассчитан на детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.Желание помочь и угостить Степшку морковкой поддерживает интерес и внимание ребёнка на протяжении всего занятия.Специальные задания для школьников тренируют навыки чтения и письма.

Григорьева Алена Александровна.

Казенное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Ханты-Мансийская школа для обучающихся с ОВЗ».

Учитель начальных классов.

Конспект индивидуального логопедического занятия /

Тема: Автоматизация звука [с’] в слогах, словах, словосочетаниях.

Цель:

Задачи: Образовательная: закрепить четкое произношение звука [с’] в слогах, словах, словосочетаниях.

Коррекционно-развивающая: отработать навыки фонематического слуха и слогового анализа.

Воспитательная: воспитание усидчивости.

Оборудование: 2 игрушки (поросята), игрушечный дом, шкаф, костюм, бумажные цветочки и листочки, счетные палочки, картинный лабиринт.

Ход занятия:

I . Орг. момент

II . Сообщение темы:

Загадка. Хвостик крючком, носик пяточком. Кто это? Правильно. Вот он у нас какой. А зовут его Сема. Он собирается идти к своему другу Масяне в гости. Какой звук я выделяю в словах С ЕМА, МА С ЯНЯ. Произнеси его.

Ш. Артикуляционная гимнастика

Для того чтобы идти в гости нужно умыться, одеться, нарядиться. Сема идет чистить зубки. Как Сема чистит зубы, язычок? (Упр. почистим нижние зубы, почистим язычок). Сема почистил зубы и улыбнулся. Как Сема улыбнулся? (Упр. улыбка).

VI . Массаж лица.

А теперь Сема умывается. И лицо мы умываем,

Дружно щеки растираем.

Моем носик, ушки, лоб,

Вот умылись и вперед.

V . Мимическая гимнастика

С ема думает, что ему одеть. Он вспомнил, что у него есть костюм и обрадовался. (Покажи, как обрадовался Сема).

Открыл шифоньер и не нашел костюм. Удивился. Потом расстроился. (Как удивился, расстроился?).

Нашел костюм. Обрадовался. (Как обрадовался?).

VI . Анализ артикуляции

С ема когда умывался, плохо закрыл кран и теперь из него течет вода маленькой струйкой. Ты знаешь песенку водички? А если это маленький ручеёк? Произнеси её. Какую форму у тебя принимают губы, когда ты произносишь звук [с’]? А где у тебя находится язычок, когда ты произносишь этот звук?

VII . Характеристика звука

VIII . Дыхательная гимнастика

Подул ветер и в комнату залетели осенние листья. Их срочно нужно убрать. Один Сема быстро не справится, помоги ему. (Сдувание бумажных листочков с поверхности стола. Обязателен контроль, за воздушной струей, которая должна идти с языка).

IX . Развитие фонематического слуха в слогах

Поросенок Сема придумал для своего друга игру и хочет с тобой посоветоваться: как ты думаешь, понравится ли Масяне такая игра? Я называю слоги, а ты как только услышишь звук [с’], хлопаешь в ладоши.

СЯ-; -СЁ-; - РЫ-; - ЯСЬ-; - ОСЬ-; -БА-; -АР-; -АСЬ-; И Т.Д.

X . Закрепление звука в слогах, развитие чувства ритма

Ну пора отправляться в путь. Но вот беда, дверь захлопнулась. Поросенок Сема не может выбраться из дома. Чтобы дверь открылась, нужно произнести заклинание. Я попробую тебе помочь. Повторяй за мной.

СЯ - СЯ; СЯ - СЯ - СЯ; ясь - ясь; ясь - ясь - ясь;

СЁ - СЁ; СЁ - СЁ - СЁ; Ёсь - Ёсь; Ёсь - Ёсь - Ёсь;

СЮ - СЮ; СЮ - СЮ - СЮ; Юсь - Юсь; Юсь - Юсь - Юсь;

Последнее заклинание оказалось верным и дверь открылась.

XI . Закрепление звука в словах

«Картинный лабиринт ». Посмотри какая запутанная дорожка. Сейчас вы с Семой пойдете по этой дорожке, а чтобы было не скучно пойте песенку с’ - с’ - с’. На этой дорожке вам встретятся детёныши животных, будьте готовы!

XII . Пальчиковая гимнастика

Давай посчитаем, кого вы встретили?

XIII . Развитие фонематического слуха в словах

Вы пришли на скучную поляну, ни одного цветочка на ней нет. Попробуем ее украсить? Я буду называть слова, а ты как только услышишь звук [с’] будешь класть цветок на полянку. (СИТО, ПАРТА, СЕМЬ, РАК, ПОСЁЛОК, ПОРОСЁНОК, ТЕТРАДЬ, ПИСЬМО, СЕТКА, РУЧКА, СИТЕЦ).

XVI . Слоговой анализ

Перед вами река. Ее ни как не перейти. Нужно мастерить мост. Для этого разбери слова на слоги. Сколько слогов в слове, столько и полочек ты кладешь. (КИСЕЛЬ, ТЕСЕМКА, ГУСЬ, ДЕСЯТОК, СЕВЕР, СИТО, ЛОСЬ. РЫСЬ, АПЕЛЬСИН).

XV . Составление словосочетаний

Вот вы и добрались до Масяни, и он вас встречает. Расскажи, Масяне кого вы встретили? Какие они?

XVI. Итог

Виктория Пудова
Открытое индивидуальное логопедическое занятие «Скажем вместе правильно»

«Скажем вместе правильно » .

Конспект индивидуального логопедического занятия

«Приключения Жужжалочки и Шипелочки»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида 2 категории №22 «Зайчик»

Учитель – логопед : Пудова В. Ю.

Цель :Дифференциация звуков ш – ж

Задачи :

Образовательные :

Развивать фонематические способности ребёнка : различать звуки по звонкости и глухости (Ж – Ш)

Коррекционно-развивающие :

Автоматизировать и дифференцировать звуки Ж и Ш в слогах, словах и фразах.

Развивать и активизировать моторику артикуляционного аппарата.

Развивать фонематический слух, восприятие, память, воображение, зрительное восприятие.

Расширять словарный запас детей (шлемофон, этажерка, абажур) .

Учить согласовывать прилагательное с существительным в соответствии с числом и родом имени существительного.

Учить составлять предложения.

Развивать мелкую моторику рук.

Коррекционно-воспитательные :

Воспитание отзывчивости, заботливости, желание сделать приятное.

Развитие стремления качественно выполнять задания.

Методы и приёмы :

Игротерапия

Элементы телесной терапии

Сказкотерапия

Оборудование :

«Волшебная палочка» , картонные фигурки Жужжалочки и Шипелочки, д/игра «Чаепитие» , д/игра «Коллекция, простой и цветные карандаши» , д/игра «Живое- неживое, д/игра «Путаница» , пластилин, доска для пластилина.

Ход занятия:

1. Вводная часть

Доброе утро. Птицы запели.

Добрые люди вставайте с постели.

Вся темнота расползлась по углам

Солнце встаёт и идёт по домам.

«Доброе утро!» и солнцу и птицам

«Доброе утро!» улыбчивым лицам.

Здравствуй, Ксюша! Ты любишь сказки? Приглашаю тебя в сказку! Для этого у меня есть специальная волшебная палочка. Закрой глаза и… .

Налево вокруг себя повернись

И в сказке волшебной окажись.

Логопед делает взмах «волшебной палочкой» .

2. Основная часть

Сказка начинается.

В одной волшебной стране жили-были две сестрёнки : Жужжалочка и Шипелочка. - Они, как и ты, очень любят делать зарядку для язычка.

Артикуляционная гимнастика

Язычок знаком нам, дети, широко улыбнуться

Мы его улыбкой встретим. растянуть губы

Это язычок пришёл. высунуть язык

Вправо он сейчас пошёл . тянуться кончиком

Всё, что нужно, увидал языка вправо

И налево зашагал. тянуться кончиком

Погулял совсем немножко, языка налево

Широко открыл окошко . широко открыть

Он окно не закрывает, рот

Кверху кончик поднимает. кончик языка

Он окно не закрывает, тянется к носу

Книзу кончик опускает. к подбородку

Ротик свой не закрывает,

Индюков он приглашает. «Индюки»

Поиграл наш язычок, закрыть рот

Лёг поспать он и молчок

Ксюша, как ты думаешь, какой звук больше всего любит Шипелочка? Почему? Где мы слышим звук Ш в слове Шипелочка? А Жужжалочка? Почему? Где мы слышим звук Ж в слове Жужжалочка? А ещё есть звук Ж в этом слове? Что мы знаем про звуки Ш и Ж? (Они согласные и всегда твёрдые.) Чем отличаются эти звуки друг от друга? (Звук Ш –глухой, а звук -Ж- звонкий) Сегодня мы будем продолжать учиться различать эти звуки.

Развитие фонематического слуха.

Послушай, как они разговаривают. Повтори, делая шаг вперёд на каждый слог.

Ша-ши-шожи-ши-жижи-шо-жу

Жи-жу-жаша-жа-шаша-жо-ши

Д/игра «Чаепитие»

Однажды Шипелочка и Жужжалочка мыли посуду, но Жужжалочка мыла свою посуду неосторожно, и все чашки со звуком Ж треснули. Если в них налить чай, то чай вытечет и будет лужа. Прочитай слоги на чашках. Если в слоге звук и буква Ш, то чашка целая- нарисуй в чашке чай и над ним пар. Если в слоге звук и буква Ж, то чашка разбитая - рисуй трещину и лужу.

Наши пальцы разомнём.

Рисовать сейчас начнём.

Сжали пальцы и разжали

Карандаш мы в руки взяли (прокатать карандаш между ладонями)

Ребёнок выполняет задание, комментируя свои действия. Оценка выполнения задания.

Д/игра «Коллекция»

Автоматизация и дифференциация звуков Ш и Ж в словах

Шипелочка и Жужжалочка очень любят ходить в магазин и делать покупки. Но злой волшебник перепутал все товары и теперь они не знают, как быть… .

Для Жужжалочки выбери все товары в названии которых есть звук Ж, а для Шипелочки – товары в названии которых есть звук Ш и помести их в джип или в машинку. В джип мы соберём товары для кого? Почему? А в машинку для кого? Почему? (Ребёнок выполняет задание, комментируя свои действия.)

Сестрёнки в лес гулять пошли, они там ёжика нашли. Наша физкультминутка так и называется «Ёжик»

Физкультминутка с элементами гимнастики для глаз

По сухой лесной дорожке- идём мелкими шажками, кисти рук

Топ-топ-топ –топочут ножки. согнуты вниз перед грудью

Ходит, бродит вдоль дорожек ходьба, резкие движения руками вверх,

Весь в иголках серый ёжик. в стороны, вниз (пальцы разомкнуты)

Ищет ягодки, грибочки глазами водим направо- налево

Для сыночка и для дочки. приседаем, «срываем» грибочки

Если подкрадётся волк- смотрим вдаль

Превратится ёж в клубок. присели, закрыли глаза, наклонили голову вниз

Ощетинит ёж иголки- одна рука у головы другая за спину

Не достанется он волку. поменять положение рук 2 раза

Ёж не тронет никого, указательным пальцем рисуем дугу, следим

Но и ты не тронь его. глазами за кончиком пальца, грозим пальчиком

Д/игра «Живое - неживое»

Однажды Шипелочка и Жужжалочка, рассматривая картинки, поспорили, что на картинке нарисовано не живое, а кто – живой. Ребенок размещает всё неживое в домик, а всё живое в беседку с бабочками и птичками. Объясняет свой выбор; согласовывает прилагательное с существительным.)

Дифференциация звуков Ш и Ж во фразах

Д/игра «Путаница»

Шипелочка и Жужжалочка знают, что ты очень любишь сказки и на прощание попробовали сочинить сказку для тебя, но перепутали все слова в предложениях. Исправь , пожалуйста, их ошибки, в этом тебе помогут картинки.

Они написали :

У мышки в лапах кошка.

Маша надела голову на шапку.

Лужайка летает над шмелём.

Шлем надел Женю.

У шеи шарфик на мишке.

Пожар тушит пожарника.

Паша обводит жабой карандаш.

Гимнастика для глаз «Радуга»

В небе гром, гроза. (движение глаз вправо- влево )

Закрывай глаза! (закрыть глаза на 30 секунд)

Дождь прошёл, (широко открыть глаза )

Трава блестит, (взгляд вниз)

В небе радуга стоит. (рисовать рукой дугу и прослеживать движения взглядом)

3. Заключительная часть

Чтобы Шипелочка и Жужжалочка очень любят подарки. Мы для них приготовили золотые сумочки. Они совершенно одинаковые, как наши звуки. Но чтобы они не путали свои сумочки, мы сделаем на них пластилиновую аппликацию в виде букв Ш и Ж.

Наши пальцы разомнём,

Мы сейчас лепить начнём.

Сжали пальцы и разжали

Пластилин мы в руки взяли.

Изготовленные сумочки накладываем на фигурки наших героев - «вешаем сумочки на руки сестрёнкам» .

Картинки, которые мы с тобой сегодня рассматривали, Шипелочка и Жужжалочка дарят тебе. Из них мы сделаем книжку (с помощью степлера) .

А чтобы она была более красивой и интересной, дома разукрась все картинки и правильно произнеси все слова .

Возвращаемся из волшебной страны. Закрывай глаза (взмахнуть «волшебной палочкой» , звучит музыкальное сопровождение)

Направо вокруг себя повернись

И обратно возвратись.

4. Итог занятия :

Где мы побывали сегодня с тобой?

Каких сказочных персонажей мы там встретили?

Какие звуки и слова с ними любит Шипелочка? А Жужжалочка?

Чем звук Ш отличается от звука Ж?

Понравилось тебе в сказочной стране?

Молодец! Со всеми заданиями ты сегодня справилась .

Индивидуальное логопедическое занятие-игра «Гном Гоша идёт в гости».

Кудрявцева Елена Геннадьевна, учитель-логопед МБОУ СОШ №93, Барабинского района Новосибирской области.
Описание материала: Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию индивидуальное занятие-игру "Гном Гоша идёт в гости", предназначенное для автоматизации звука "ш" в словах и предложении.
Ежегодно в школу поступают первоклассники, имеющие нарушения звукопроизношения различной сложности. В коррекции звуковой стороны речи одним из самых трудоёмких и длительных этапов являются автоматизация и дифференциация поставленных звуков. Дети младшего школьного возраста тоже любят играть. Поэтому наиболее эффективнее такую работу проводить в игровой форме. Представленное занятие-игра будет полезно для учителей-логопедов школ и детских садов, а также материалом могут воспользоваться воспитатели и заинтересованные родители для работы с детьми подготовительной к школе группе, знающие буквы и умеющие читать, для учащихся, имеющих нарушения звукопроизношения и для детей с ОВЗ.
Цель занятия-игры: автоматизация звука «ш» в словах и в предложении.
Задачи:
-закреплять правильное произношение звука «ш» в словах и предложениях,
-развивать слуховое внимание и восприятие,
-закреплять умения звуко-буквенного анализа и синтеза слов,
-совершенствовать умения изменять слова с помощь уменьшительно-ласкательного суффикса,
-упражнять в правильном употреблении форм родительного падежа существительных в предложении,
-активизировать речь учащегося,
-упражнять в чтении слов и соотносить их с соответствующими изображениями,
-развивать мышление, зрительную память, пространственные представления,
-развивать общую и мелкую моторику,
-воспитывать положительный эмоциональный настрой и познавательный интерес,
-воспитывать самоконтроль за речью.
Оборудование: настольная игра-дорожка с изображением гнома и предметные картинки со звуком [ш] в словах, буква ш, звуковые схемы слов, карточки с пропущенными буквами в словах.
Ход занятия-игры:
Логопед:
- Здравствуй, Илья! Ты любишь играть? Сегодня у нас не простое занятие, а занятие-игра.
- Познакомься - это гном Гоша. Гоша пошёл в гости к Лесовичку (сюжет можно придумать на своё усмотрение). Идя по волшебной дорожке, ему нужно выполнить самые разные задания. Но Гоша может не справиться сам, поэтому он просит тебя помочь ему. Поможешь Гоше?
- Сначала определи, какой звук сегодня будешь правильно произносить. В имени Гоша, этот звук согласный, глухой, всегда твёрдый? (Ребёнок: звук ш)
- Каким цветом обозначим звук ш? (ребёнок выбирает синий кружок)
- Какой буквой обозначим звук ш? (ребёнок выбирает букву ш и называет её)

Логопед:
-Чтобы задания выполнить правильно, сначала потренируемся.
-Хлопни в ладоши, когда услышишь звук «ш» в слогах: са, шу, жи, шо, зу, аш, ус,ош.
-Подпрыгни, когда услышишь звук «ш» в словах: каска, кашка, кошка, усы, уши.
Логопед:
- Молодец, а теперь отправляемся в путь. Веди пальцем по дорожке, называя предметы на картинках, и определи место звука "ш" в слове, подбирая схему слова.
(схему ребёнок выкладывает под картинку)
Очень важно, чтобы ребёнок во время выполнения всех заданий в игре, многократно называл слова с отрабатываемым звуком. (Это мышь, в слове мышь звук ш в конце слова)


Логопед:
- Подумай, какая картинка «лишняя» (отличается) по произношению звука «ш» в словах? (ребёнок называет слово шишка)
- Почему? Какую схему слова выберешь? (в слове шишка два звука ш, в остальных один)


Логопед:
- Посмотри внимательно, на какие две группы можно разделить предметные картинки? (ребёнок: живые и неживые предметы)
Если ребёнок затрудняется самостоятельно выполнить задание, то логопед задаёт наводящие вопросы:
-Помоги Гоше назвать живые предметы на картинках, а теперь неживые, объясни почему? (ребёнок: мышь – живая, отвечает на вопрос кто? шуба – неживая, отвечает на вопрос что?)
Физкультурная минутка.
Логопед:
-Вы с Гошей выполнили много заданий, а теперь можно отдохнуть и выполнить физическую разминку:
Гномик сказочный сидит (ребёнок сидит с прямой спиной, приставив руки к голове в виде "ушек")
И ушами шевелит
Гному холодно сидеть, (встать и растирать ладошку об ладошку)
Нужно рученьки погреть.
Ручки – вверх, ручки – вниз, (делать движения по тексту)
На носочки поднимись.
Ручки ставим на бочок,
На носочках скок-скок-скок.
На носок – на пятку, («перекатывание» с носка на пятку)
А затем вприсядку.
(Бондарева Л.Ю.)
Логопед:
-Хорошо отдохнули, а теперь продолжим.
- Гоша очень добрый гном и всех вокруг он называет ласково. Назови предметы на картинках ласково, закрывая их фишкой. (ребёнок: мышь - мышка, шуба – шубка и т.д.)


Когда все картинки закрыты фишками, можно предложить ребёнку:
-Вспомни, какая картинка под фишкой, назови.
(Ребёнок, называя закрытую картинку, убирает фишку).
Логопед:
- А теперь не зевай гному Гоше помогай, где шуба, отвечай?
(ребёнок: шуба справа от мыши, шуба слева от лягушки, шуба между мышью и лягушкой, шуба под кукушкой)
Если ребёнок затрудняется сам называть расположение предмета на картинке, то логопед задаёт наводящие вопросы:
- А теперь не зевай, кто справа от душа, отвечай?
- А сейчас не зевай, что под кукушкой, отвечай?
- Снова не зевай, что над лягушкой, отвечай?
- А сейчас не зевай, кто справа от шубы, называй?
- Ну-ка не зевай, кто под душем, называй?
(В данном задании используются картинки нижнего и среднего рядов (мышь-шуба-лягушка, душ-кукушка-карандаш))
Логопед:
- Сейчас Гоше нужно выполнить письменное задание, но сначала разомнём пальчики и выполним пальчиковую гимнастику:
Утром гномы в лес пошли, (пальчиками правой руки идём по левой ладони)
По дороге гриб нашли (левая рука в кулаке, правая ладошка накрывает сверху левый кулак)
А за ним–то раз, два, три, (поочерёдно меняются руки, то левая рука в кулаке, то правая)
Показались ещё три (показываем правой рукой три пальца).
И пока грибы срывали, (обхватывают по очереди правой рукой левый кулак, то левой рукой правый кулачок)
Гномы в школу опоздали (руки к щекам, горестно покачивая головой)
Побежали, заспешили (пальчиками левой руки бегут по правой ладошке)
И грибы все уронили (хлопок и руки развести в разные стороны)
(Е. Черникова)
Логопед:
- Молодец, пальчики готовы выполнить следующее задание.
- Гоша ещё не знает все буквы, помоги ему: вставь в слово пропущенные буквы, прочитай его и помести карточку со словом к соответствующей картинке.
(ребёнок берёт любую карточку, вставляет пропущенные буквы, опираясь на картинки, читает получившееся слово и кладёт к соответствующей картинке)


Логопед:
-Сейчас нужно составить предложения, называя предметы, которые нашёл Гоша, шагая по дорожке.
Например: Гоша шёл по дорожке и нашёл мышку. Гоша шёл по дорожке и нашёл мышку и шубу. Гоша шёл по дорожке и нашёл мышку, шубу и лягушку. И так далее.
Логопед:
-Молодец! Ты помог Гоше выполнить задания и дойти в гости к Лесовичку.
-Какой звук ты произносил правильно, выполняя задания? (звук «ш»)
-Вспомни, что ты помог Гоше сделать на занятии?
-Что тебе понравилось на занятии?