Особенности административных правонарушений в экономической деятельности. Предмет: Правонарушения в экономической сфере

Понятие экономического правонарушения и его отличительные черты

Правонарушения в сфере экономики связаны с причинением вреда порядку осуществления экономической деятельности, принятому в государстве. Данный порядок регулируется отельными отраслями права, такими, как банковское, финансовое, налоговое и тому подобное.

Замечание 1

Правонарушением деяние, противоречащее принятому порядку ведения экономической деятельности, будет являться в случае его деликтелизации.

Признаки административного деликта в сфере экономики:

  • является общественно опасным, способно нанести вред экономическим отношениям, способу осуществления экономической деятельности;
  • виновный характер;
  • совершается лицом, способным нести ответственность за правонарушение;
  • относительно распространено, не является единичным явлением;
  • затраты, понесенные на выявление данных деликтов, не должны превышать причиняемый ими вред;
  • состав правонарушения указан в законодательном акте.

Цель деликтелизации отдельных деяний в сфере экономической деятельности: обеспечение условий развития предпринимательской деятельности; охрана законных интересов государства и всех субъектов экономической деятельности.

Объект деликта сфере экономики – общественные отношения, возникающие в процессе осуществления экономической деятельности. При этом противоправное поведение субъектов должно быть четко обозначено в законодательстве.

Объективная сторона деликта может быть выражена как в противоправном действии, так и в бездействии.

Замечание 2

Государственная политика, направленная на предотвращение правонарушений в экономике и борьбу с их проявлениями, должна быть сбалансирована. Ужесточение ответственности за правонарушения в экономике могут приводить к снижению предпринимательской активности.

Виды правонарушений в экономике

Анализ административного законодательства, регулирующего деятельность в сфере экономики, позволяет выделить следующие группы правонарушений: посягательства на собственность;

  • в сфере предпринимательской деятельности;
  • связанные с деятельностью рынка ценных бумаг, финансовой сферой, налогообложением;
  • нарушающие законодательство о противодействии незаконно полученных доходов и финансированию терроризма;
  • нарушение правил таможенного обращения.

Составы правонарушений, связанные с посягательством на собственность, содержит глава 7 КоАП РФ. Объектом правонарушения выступает государственная и муниципальная собственность, частная собственность. Охране подлежат как имущественные, так и неимущественные права, в частности авторское право.

В главе 14 КоАП РФ содержатся составы административных деликтов в сфере предпринимательской деятельности. Субъектами этого вида правонарушений являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, нарушившие установленные государством правила предпринимательской деятельности. Если субъектом деликта является юридическое лицо, то виновным оно будет признано только в том случае, если будет доказано, что им не была использована имеющаяся возможность избежать правонарушения.

Большое значение для стабильности экономической деятельности имеет соблюдение законодательства в сфере финансов, налогообложения и деятельности рынка ценных бумаг. К административным деликтам в данной сфере относятся нарушение правил, установленных Центральным Банком РФ, как главным регулятором в сфере денежного обращения, деятельности финансовых рынков. Отдельную группу составляют правонарушения, связанные с неисполнением законодательства о налогах и сборах, в сфере осуществления налогового контроля.

Как было показано выше, после 2003 г., когда утратила силу ст. 200 УК РФ, законодателем был сделан акцент на административной ответственности лиц, нарушающих законные права и интересы потребителей. Вместе с тем хорошо известные многочисленные примеры из правоприменительной практики показывают высокую степень несовершенства административно-правовой защиты прав и законных интересов граждан, организаций, государства и общества в целом в сфере экономики. Это еще раз подчеркивает актуальность задач по разработке мер по существенному укреплению ее научного фундамента, включая более строгое разграничение функций уголовного и административного права в сфере экономики вообще и сферы потребления в частности.

При постановке соответствующих задач научных исследований и разработок необходимо учитывать двухуровневый характер административного законодательства: федеральный уровень, представленный Кодексом РФ об административных правонарушениях, и законодательство субъектов Федерации об административных правонарушениях. В основе такой организации лежат соответствующие положения ст. 72 Конституции РФ о совместной компетенции в области административного и административно-процессуального законодательства Российской Федерации и ее субъектов.

Для того чтобы в такой системе обеспечить соблюдение конституционных положений о правах человека и гражданина, в Кодексе РФ об административных правонарушениях закреплены положения о приоритете федеральных законов в части установления административной ответственности. Это отвечает и положению ч. 3 ст. 55 Конституции РФ о том, что ограничение прав граждан, в том числе связанное с их юридической ответственностью, возможно только на основании федерального закона. В систему административного законодательства интегрированы общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, ратифицированные в установленном порядке.

Важнейшим принципом административного законодательства является равенство перед законом лиц, совершивших административные правонарушения. В отличие от уголовной в рамках административной ответственности этот принцип распространяется не только на физических, но и на юридических лиц. Кодекс РФ об административных правонарушениях специально оговаривает равенство всех граждан перед законом (с учетом положений об особенностях привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции, которые установлены действующим законодательством). Аналогичная норма установлена и в отношении юридических лиц. Необходимо подчеркнуть: назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от ответственности виновное должностное лицо данного юридического лица. И наоборот: назначение административного наказания должностному лицу какой-либо организации не освобождает от административной ответственности данное юридическое лицо.

Вместе с тем, поскольку речь идет об административных правонарушениях в сфере экономики, необходимо учитывать экономическое неравенство граждан с различным уровнем доходов. Очевидно, что возможности состоятельных граждан по оплате штрафа отнюдь не равны возможностям рядовых пенсионеров, инвалидов или иных граждан с низким уровнем доходов. Не равны и экономические возможности граждан и юридических лиц различного вида. Поэтому вполне понятны предпринимаемые в последнее время меры по дифференцированию и существенному повышению размеров штрафов за административные правонарушения. Но, по мнению многих ученых и специалистов, пока эти меры явно недостаточны.

Кроме основополагающих принципов в Кодексе РФ об административных правонарушениях специальное внимание (ст. 1.5) уделено особенностям применения одной из важнейших правовых презумпций - презумпции невиновности и интегрирования соответствующих принципов. Прежде всего оговаривается условие виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, которая должна быть установлена в порядке, предусмотренном Кодексом.

Как и в уголовном праве, признаются две формы вины: умышленное совершение административного правонарушения или совершение правонарушения по неосторожности. До того как вина будет доказана и соответствующее постановление суда, органа или должностного лица, рассматривавшего данное дело, вступит в законную силу, лицо считается невиновным. При этом само лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Особое внимание необходимо уделить принципиально важному положению ст. 2.9 КоАП РФ: при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган или должностное лицо, уполномоченные решить соответствующее дело, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Исходя из данной логической конструкции, следует, что уполномоченное должностное лицо, установив вину лица, совершившего правонарушение, может освободить его от наказания. Но это «помилование» неполное, поскольку виновное лицо в качестве наказания получает «устное замечание».

Естественно, встает вопрос: какой смысл законодатель вкладывает в такое «наказание»? Если бы эти «наказания» каким-то образом документировались и архивировались, это позволило бы зафиксировать рецидив административного правонарушения. Тогда последующее административное правонарушение могло бы расследоваться с учетом всех фактов и обстоятельств предшествующего правонарушения, характеристик личности правонарушителя и т. д. Тот же вывод можно сделать по поводу обоснования соответствующего наказания.

Необходимо подчеркнуть: такое решение принимается указанными выше лицами по своему усмотрению, исходя из своих внутренних убеждений. Никаких количественных или качественных критериев малозначительности названный Кодекс не устанавливает. Это не только существенно отличает административную ответственность от уголовной, но и создает благоприятную среду для коррупционных проявлений. Таким образом, учет дел, по которым вынесены «устные замечания», с последующим принятием мер при рецидиве подобных правонарушений позволил бы предотвратить многие из возможных коррупциогенных ситуаций (?!).

Я не замечал, чтобы честность людей возрастала с их

богатством. (Томас Джефферсон)

По мнению некоторых ученых в сфере административного права, вынесение устного замечания играет двусмысленную роль в профилактике административных правонарушений. Читатели могут и на своем опыте оценить роль устных замечаний сотрудников ГИБДД в профилактике нарушений Правил дорожного движения и коррупционных проявлений со стороны водителей и должностных лип ГИБДД.

В ст. 3.1 КоАП РФ прямо указывается, что административное наказание за совершенное правонарушение применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Действующее законодательство формально не регламентирует понятие «административное наказание». Вместе с тем ученые и специалисты в данной сфере выделяют следующие признаки этой меры:

  • - юридическая ответственность, выраженная в виде санкции по соответствующей норме административного права;
  • - государственное принуждение к соблюдению установленных правовых норм;
  • - предупреждение правонарушений и преступлений;
  • - психолого-педагогическое воздействие на сознание правонарушителей.

В ст. 3.2 перечислены следующие виды административных наказаний:

  • - предупреждение, выносимое в письменной форме;
  • - административный штраф;
  • - возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  • - конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  • - лишение специального права, предоставленного юридическому лицу;
  • - административный арест;
  • - административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
  • - дисквалификация.

В отношении юридических лиц могут применяться четыре первых административных наказания. Субъекты Федерации в качестве административных наказаний за совершение административных правонарушений могут устанавливать предупреждение и административный штраф. В соответствии со ст. 4.7 КоАП РФ предусматривается возмещение имущественного ущерба и морального вреда, причиненных административным правонарушением. При этом делается оговорка: в случае возникновения споров о таком возмещении они разрешаются в порядке гражданского судопроизводства.

Одно из главных условий развития страны - устойчивое развитие экономики, которое можно достичь целенаправленным и последовательным осуществлением бюджетной, налоговой, денежной, кредитной, ценовой и таможенной политики, совокупность которых составляет экономическую политику государства. Наиболее опасным заблуждением является неверная трактовка целеполагания, государственного интереса при применении мер ответственности в экономике и финансовых правоотношениях.

Отсутствие разработанного механизма исполнения законов, неадекватность законов реальным экономическим отношениям вызвало к жизни большое количество криминальных явлений: деятельность финансовых пирамид, безответственность должностных лиц всех уровней за принимаемые ими решения в области экономики, сокрытие доходов, неуплата налогов и многое другое, что ведет к социальной нестабильности в обществе, увеличением разницы между богатыми и бедными слоями населения, усиления классовой вражды, а также к иным тяжким последствиям.

Юридическая ответственность является одним из главных признаков и составляющей частью любой правовой системы, необходимым элементом действия механизма права. В связи с этим юридическая ответственность вызывает большой интерес как объект изучения не только теории государства и права, но и отраслевых юридических наук, в том числе конституционного и административного права.

С. С. Алексеев рассматривает юридическую ответственность как реакцию государства на правонарушение, выражающаяся в обязанности лица претерпевать меры государственно-принудительного воздействия за совершенное деяние в форме лишения личного, организационного или имущественного порядка 58 .

Современная доктрина, учитывая многочисленные учения о юридической ответственности, предлагает следующие признаки, характеризующие правовую ответственность:

1) юридическая ответственность заключается в применении мер государственного принуждения.

2) юридическая ответственность следует за правонарушением и направлена на правонарушителя.

3) юридическая ответственность влечет негативные последствия (лишения) для правонарушителя в виде ограничения его прав или возложения дополнительных обязанностей, изложенных в санкции правовой нормы.

4) юридическая ответственность реализуется в строго определенном законодательством порядке и форме.

Вышеизложенное позволяет отграничить юридическую ответственность от иных видов ответственности (моральной, политической).

Следует также сказать, что в случаях, когда спор вытекает из налоговых или других финансовых и административных правоотношений, следует учитывать, что гражданское законодательство может быть применено к указанным правоотношениям только при условии, что это предусмотрено законодательством 59 .

Становление рыночного механизма обуславливает необходимость использовать юридическую ответственность, в случаях, когда имеет место совершение правонарушения в сере экономики. Административная ответственность является разновидностью юридической ответственности, возникающей в результате административного правонарушения. Статья 2.1 КоАП РФ дает определение понятия административного правонарушения как противоправного, виновного действия или бездействия физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Данная ответственность применяется в случае невыполнения законных обязанностей, а также, если соответствующие нарушения не влекут за собой уголовную ответственность. Субъектами административной ответственности, в соответствии с КоАП РФ могут быть как физические, так и юридические лица.

В КоАП РФ присутствует довольно большой объем статей и отдельных глав, посвященных правонарушениям в экономической, финансовой, налоговой, предпринимательской сферах деятельности 60 . Административные правонарушения имеют конкретно сформулированные составы, зафиксированные в КоАП РФ или законах субъектов РФ. Так, исходя из того, что экономическая деятельность носит многоплановый характер, в Особенной части КоАП РФ перечислены составы административных правонарушений в экономике в следующих главах:

Глава 7 «Административные правонарушения в области охраны собственности» (ст. 7.28, 7.29, 7.30, 7.31, 7.32);

Глава 8 «Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» (ст. 8.1 – 8.7, 8.10, 8.15, 8.17, 8.20 и др.);

Глава 9 «Административные правонарушения в промышленности, строительстве и энергетике» (ст. 9.1–9.7, 9.10, 9.15,9.18);

Глава 10 «Административные правонарушения в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель» (ст. 10.1– 10.4, 10.7, 10.10 и др.)

Глава 13 «Административные правонарушения в области связи и информации» (ст. 13.2–13.10, 13.12, 13.13, 13.17, 13.24);

Глава 14 «Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности» 61 . В качестве примера рассмотрим некоторые из этих статей.

Статья 14.1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии). Основная цель этой статьи - создание нормальных условий, способствующих развитию предпринимательской деятельности, функционированию товарных рынков и защите прав, с одной стороны, субъектов предпринимательской деятельности, а с другой - потребителей товаров, работ и услуг. Предпринимательской деятельностью вправе заниматься как юридические лица, так и граждане – индивидуальные предприниматели. Тем не менее, подобное право наступает только после их государственной регистрации в качестве юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. Лицензия – специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности, которое выдается лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Выдача производится федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ. За нарушения положений данной статьи предусматривается административная ответственность в виде штрафа с конфискацией произведенной продукции.

Статья 14.6. Нарушение порядка ценообразования. Государственное регулирование в области ценообразования направлено на защиту прав граждан, соблюдение экономических интересов хозяйствующих субъектов, а также обеспечение нормального функционирования экономики в целом и ее отдельных отраслей.

Статья 14.12. Фиктивное или преднамеренное банкротство. Положения данной статьи направлены на охрану экономических интересов государства, прав и интересов собственников – коммерческих организаций и кредиторов, обеспечение стабильности и добропорядочности предпринимательских отношений, а также на защиту работников от незаконного лишения рабочих мест.

Экономические отношения основываются, прежде всего, на товарообменных отношениях. Отношения, возникающие между продавцом и потребителем, являются главным звеном экономических отношений, поскольку именно благодаря таким отношениям удовлетворяются потребности их участников.

В настоящее время в юридической науке не сформировалось единого определения понятия «экономическая деятельность». В связи с этим в науке уголовного права сложилось несколько позиций отнесения видового объекта к группе преступлений в сфере экономической деятельности.

Существуют также разногласия по поводу специфики общественных отношений в сфере экономики (экономической деятельности). Г. А. Русанов выделяет следующие основные признаки, характеризующие специфику рассматриваемых отношений, с которым на наш взгляд следует согласиться:

Во-первых, сущность отношений в сфере экономики (экономической деятельности) заключается в деятельности в сфере производства, распределения, обмена и потребления материальных благ;

Во-вторых, предметом регулирования экономических отношений выступают материальные блага и услуги;

В-третьих, общественные отношения в сфере экономической деятельности являются наиболее динамичными 62 . Косвенно это подтверждается тем, что в главу 22 УК РФ – преступления в сфере экономической деятельности вносится наибольшее количество изменений законодателем. И. В. Шишко по этому поводу пишет следующее: «Экономические отношения чрезвычайно подвижны: они развиваются, подчиняясь не только экономическим законам. На них оказывают влияние природные катаклизмы и политические события (засуха, война, длительное отсутствие избранного в надлежащем порядке президента, губернатора, популистские меры в предвыборный период)» 63 . Своевременное реагирование законодателя на постоянно изменяющиеся экономические отношения является важнейшим условием экономического развития государства.

Составы преступлений в сфере экономической деятельности закреплены в главе 22 УК РФ. Всего кодексом предусмотрено 44 состава преступлений, и все они являются умышленными. В соответствии с российским законодательством преступление - это виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законом под угрозой наказания 64 (ч. 1 ст. 14 УК РФ). Для признания преступного деяния в качестве такового необходимо наличие и таких элементов состава преступления, как: объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона.

Объект преступления - общественные отношения в сфере различных видов экономической деятельности.

Объективная сторона преступления выражается в активных действиях. Однако в определенных случаях преступным является также бездействие.

Субъект данного вида преступлений является специальным, т.е. помимо общих признаков субъекта, присущих всем преступлениям (физическое лицо, возраст уголовной ответственности, вменяемость) должен быть какой-либо факультативный признак, обязательный для соответствующего состава преступления. Как правило, эти признаки связаны либо с выполнением определенных функций и наличием полномочий в организации, либо с наличием специального статуса индивидуального предпринимателя.

С субъективной стороны преступления в сфере экономики могут быть совершены только умышленно, причем в большинстве случаев характеризуются лишь прямым умыслом, но иногда может иметь место и косвенный умысел 65 .

Таким образом, ответственность за правонарушения в сфере экономики имеет своей целью поддержание законности и правопорядка в соответствующей области, борьбу и пресечение правонарушений, а также защиту прав и законных интересов участников хозяйственной деятельности.

В юридической литературе в настоящее время не сформулировано понятие хозяйственного правонарушения. Это и понятно. Идет формирование нового хозяйственного механизма. Новую конструкцию понятия хозяйственного правонарушения, точнее преступления, делает Ю.В. Головлев: «… хозяйственные преступления – это совершенные виновно общественно опасные деяния, которые причиняют ущерб или создают реальную возможность причинения ущерба народному хозяйству в области его введения и организации как путем непосредственного нарушения интересов государства или любого иного хозяйствующего субъекта, независимо от формы собственности, так и путем нарушения интересов граждан, поскольку они соприкасаются с хозяйственной деятельностью учреждений и частных лиц».

Хозяйственные преступления, как впрочем, любые другие, могут быть систематизированы на основе самых различных признаков (форм вины, места совершения и т. д.). Однако при построении основной основополагающей системы различных групп преступлений следует использовать наиболее существенный и специфический для них классификационный признак. Таким является лишь объект преступления. Тем не менее, существующая на сегодняшний день система хозяйственных преступлений построено на иной основе. При ее построении используется не соответствующая достигнутому уровню развития учения об объекте преступления классификация, предложенная еще в самом начале 60-х годов. В основу построения этой системы положен не объект преступления, а существующая классификация отраслей народного хозяйства.

Группой ученых под руководством профессора Н.Ф. Кузнецовой и профессора А.В. Наумова был разработан проект уголовного кодекса Российской Федерации. Он содержит раздел III «Экономические преступления» состоящий из двух лав: глава 6 «Преступление против собственности» и глава 7 «Хозяйственные преступления».

К сожалению, в главе «Хозяйственные преступления» авторы не дали определения родового понятия хозяйственного преступления (впрочем, как и понятия экономического преступления и понятия преступления против собственности).

2. Уголовная ответственность за преступления в сфере экономической деятельности

Новый уголовный кодекс РФ не содержит понятие «Хозяйственные преступления», вместо него введено не удачное понятие «Преступления в сфере экономической деятельности».

Новый Уголовный кодекс РФ содержит составы преступлений в сфере экономической деятельности:

Статья 169. Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности.

Статья 170. Регистрация незаконных сделок с землей.

Статья171. Незаконное предпринимательство.

Статья 172. Незаконная банковская деятельность.

Статья 173. Лжепредпринимательство.

Статья 174. Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенного незаконным путем.

Статья 175. Приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем.

Статья 176. Незаконное получение кредита.

Статья 177. Злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности.

Статья 178. Монополистические действия и ограничение конкуренции.

Статья 179. принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения.

Статья 180. Незаконное использование товарного знака.

Статья 181. Нарушение правил изготовления и использования государственных пробирных клейм.

Статья 183. незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну.

Статья 184. Подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов.

Статья 185. Злоупотребления при выпуске ценных бумаг (эмиссии).

Статья 186. Изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг.

Статья 187. Изготовление или сбыт поддельных кредитных либо расчетных карт и иных платежных документов.

Статья 188. Контрабанда.

Статья 1 8 9. Незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники.

Статья 190. Невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран.

Статья 191. Незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга.

Статья 192. Нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов и драгоценных камней.

Статья 193. Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте.

Статья 194. Уклонение от уплаты таможенных платежей.

Статья 195. Неправомерные действия при банкротстве.

Статья 196. Преднамеренное банкротство.

Статья 197. Фиктивное банкротство.

Статья 198. Уклонение гражданина от уплаты налога.

Статья 199. Уклонение от уплаты налогов с организаций.

Статья 200. Обман потребителей.

Преступление в сфере экономической деятельности (хозяйственные преступления) логично бы было разделить на три основных группы:

а) преступления, причиняющие ущерб и создающие реальную возможность причинения ущерба народному хозяйству в области его ведения и организации путем непосредственного нарушения интересов государства или любого иного хозяйствующего субъекта, независимо от формы собственности;

б) преступления, причиняющие ущерб и создающие реальную возможность причинения ущерба народному хозяйству в области его ведения и организации путем непосредственного нарушения интересов граждан, поскольку они соприкасаются с хозяйственной деятельностью учреждений и частных лиц;

в) преступления, которые могут причинить ущерб народному хозяйству в области его ведения и организации как путем непосредственного нарушения интересов государства или иного хозяйствующего субъекта, так и путем нарушения интересов граждан, поскольку они соприкасаются с хозяйственной деятельностью учреждений и частных лиц.

3. Административная ответственность за правонарушения в области торговли и финансов

Не подлежит сомнению, что большинство норм кодекса РСФСР об административных правонарушениях является анахронизмом. Ситуацию не исправляют внесенные 1 июля 1993 года в Кодекс изменения в главу «Административные правонарушения в области торговли и финансов», а также последующие изменения. Назрела необходимость нового Кодекса об административных правонарушениях, причем нужна новая система хозяйственных правонарушений, так как это понятие гораздо шире по своему объему родового понятия административного правонарушения в области торговли и финансов (глава 12 Кодекса). Указанный закон от 1 июля 1993 года не только не устраняет проблемы, но и усугубляет их. Так, ст. 162 (4) УК РФ «Незаконное предпринимательство» применяется в случае осуществления предпринимательской деятельности без регистрации либо без специального разрешения после наложения административного взыскания за такие же правонарушения. К сожалению, законодатели не включили в Административный Кодекс норму, устанавливающую ответственность за незаконное предпринимательство.

Основание административной ответственности является совершение административного правонарушения. Составы административных проступков, санкции за их совершение, органы, имеющие право налагать административные взыскания и порядок их наложения, установлены в Кодексе об административных правонарушениях РФ. Приведем основные составы административных правонарушений, за которые граждане-предприниматели несут ответственность именно как предприниматели:

Статья 146. Нарушение правил торговли.

Статья 146.3. Незаконная торговля товарами (иными предметами), свободная реализация которых запрещена или ограничена.

Статья 146.4. Продажа товаров надлежащего качества или с нарушением санитарных правил.

Статья 146.5. Продажа товаров без документов.

Статья 146.6. Нарушение государственной дисциплины цен.

Статья 147. Нарушение правил торговли спиртными напитками.

Статья 150.3. Обман потребителей в небольшом размере.

Статья 153. Незаконные операции с иностранной валютой и платежными документами.

Статья 154. Незаконная продажа платежных документов, приобретаемых за иностранную валюту без права обращения их в такую валюту.

Статья 156. Нарушение порядка занятий кустарно-ремесленными промыслами и другой ИТД.

Статья 156.1. Уклонение от подачи декларации о доходах (за это правонарушение ответственность несут все физические лица).

Статья 157. Занятие запрещенными видами ИТД.

Статья 157.1. Непредоставление сведений антимонопольному комитету РФ.

Статья 157.2. Неисполнение предписаний Антимонопольного комитета РФ.

Следует также отметить, что конкретные составы правонарушений, влекущие за собой применение мер административной ответственности, могут быть предусмотрены и в других законодательных актах. Так, например, нарушение пп. 5-10 ст. II Закона РФ от 24.06.93 г. «О федеральных органах налоговой полиции» влечет за собой административную ответственность в виде взысканий штрафа установленного размера, или Таможенным кодексом РФ от 18 июля 1993 года гл.39.

4. Финансово-правовая ответственность

Финансово-правовая ответственность за хозяйственные правонарушения, по существу, является разновидностью административно-правовой ответственности (см. ст. 156 (1) Кодекса).

Основными нормативными актами, регламентирующими применение мер финансовой ответственности к предпринимателю – налогоплательщику, являются:

Закон РСФСР от 27.12.91 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в РСФСР» (статья 13).

В соответствии со ст. 13 взыскание недоимки по налогам и другим обязательным платежам, а также сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных налоговым законодательством, производится с юридических лиц в бесспорном порядке, а с физических лиц в судебном.

Поскольку граждане-предприниматели не имеют обособленного имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности, по своему статусу они остаются физическими лицами. Поэтому взыскание с них указанных сумм должно осуществляться в порядке, предусмотренном для физических лиц, т. е. в судебном (п. 1 Письма Высшего арбитражного суда РФ от 31.05.94 г. № С1-7/ОП-373).

В соответствии с п. 12 ст. 7 Закона РСФСР от 21.03.91 г. «О Государственной налоговой службе РСФСР» административные штрафы налагаются на должностных лиц предприятий, учреждений и организаций, виновных в следующих правонарушениях:

В сокрытии (занижении) прибыли (дохода)

Ответственность за данное правонарушение наступает при выявлении в ходе проверки, осуществляемой налоговыми организациями, с целью контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты налогов и других обязательных платежей, по результатам которой выявлено сокрытие (занижение) прибыли (дохода). Указанное нарушение отражается в акте проверки, и к налогоплательщику, допустившему сокрытие (занижение) прибыли, применяются финансовые санкции, предусмотренные п. «а» ст.13 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27.12.91 г. Таким образом, учитывая, что санкции, предусмотренные п. «а» ст. 13 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы Российской Федерации», носят более существенный характер, административный штраф следует рассматривать в качестве дополнительной меры ответственности, применяемой к должностным лицам предприятия, учреждения, организации-налогоплательщика, виновных в рассматриваемом правонарушении.

В сокрытии (неучтении) иных объектов налогообложения

Рассматриваемый состав административного правонарушения аналогичен предыдущему, с той разницей, что ответственности подлежат должностные лица предприятий, учреждений, организаций-налогоплательщиков виновные в сокрытии (неучтении) иных (помимо прибыли (дохода)) объектов налогообложения, указанных в законодательных актах (либо решениях республиканских (местных) органов представительной власти в случаях, когда установление соответствующих налогов и сборов отнесено законодательством к их компетенции) по конкретным видам налогов.

В отсутствии бухгалтерского учета

Обязанность по ведению бухгалтерского учета предусмотрена п.1 Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, в соответствии с которым предприятие, учреждение обязано вести бухгалтерский учет своего имущества, обязательств и хозяйственных операций на основе натуральных измерителей в денежном выражении путем сплошного непрерывного документального и взаимосвязанного их отражения. Аналогичная обязанность содержится и в ст. II Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», в соответствии с которой налогоплательщик обязан вести бухгалтерский учет, составлять отчеты о финансово-хозяйственной деятельности, обеспечивая их сохранность не менее 5 лет.

В ведении бухгалтерского учета с нарушением установленного порядка

Предприятие, учреждение, организация-налогоплательщик обязано вести бухгалтерский учет в соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности, а также иными нормативными актами по бухгалтерскому учету и отчетности, полномочия по разработке и изданию которых предоставлены Министерству финансов Российской Федерации.

В искажении бухгалтерских отчетов

Информация, содержащаяся в бухгалтерской отчетности, должна соответствовать данным синтетического и аналитического учета, а данные вступительного баланса должны соответствовать данным утвержденного заключительного за период, предшествующий отчетному. Вместе с тем Положение о бухгалтерском учете предусматривает возможность внесения изменений в бухгалтерскую отчетность при обнаружении налогоплательщиком искажения ее данных, при этом изменения бухгалтерской отчетности относящейся как к текущему, так и к прошлому году (после их утверждения), производятся в отчетности, составляемой за отчетный период, в котором были обнаружены искажения ее данных, а не за период, к которому относятся выявленные искажения. Исправления считаются надлежащими, если они подтверждены подписью лиц, пописавших соответствующий бухгалтерский отчетс указанием даты исправления. Также предусматривается обязанность внесения изменения в бухгалтерскую отчетность и налоговым законодательством. Так, в соответствии со ст. II Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» налогоплательщик обязан вносить исправления в бухгалтерскую отчетность в размере суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли), выявленного проверками налоговых органов.

В непредставлении бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов

Этот вид ответственности также можно считать дополнительным, поскольку за аналогичное правонарушение предусмотрена финансовая санкция, применяющаяся к налогоплательщику в соответствии с п. «б» ст. 13 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». Вместе с тем административная ответственность может применяться в большем числе случаев, нежели финансовая санкция. Это связано с тем, что конструкция состава административного правонарушения содержит более широкую формулировку видов документов, за непредставление которых должностные лица предприятия, учреждения, организации-налогоплательщика могут привлекаться к административной ответственности, нежели конструкция состава, предусматривающего ответственность в виде финансовой санкции, а именно: в административном правонарушении «… документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет» и в правонарушении, за которое применяется финансовая санкция, «… документов, необходимых для исчисления, а также для уплаты налога»… следует отметить, что законодательство не содержит перечней документов, как связанных с исчислением и уплатой, так и необходимых для исчисления, а также для уплаты налога.

Факт непредставления соответствующих документов должен быть подтвержден актом проверки предприятия, либо справкой, составленной должностным лицом налогового органа, либо справкой, составленной должностным лицом налогового органа, если указанное нарушение выявлено по результатам камеральной проверки.

В несвоевременном предоставлении бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет

Срок уплаты очередного платежа по соотношению к документу, который был несвоевременно представлен в налоговый орган, определяется инструкцией по конкретному виду налога.

Сроки представления бухгалтерской отчетности регламентированы Положением о бухгалтерском учете и отчетности (раздел «Порядок представления бухгалтерской отчетности»), а также иными нормативными актами, издаваемыми Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с его компетенцией.

В предоставлении бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет по неустановленной форме

Типовые формы бухгалтерской отчетности и инструкции о порядке заполнения этих форм разрабатываются Министерством финансов Российской Федерации.

Формы расчетов по налогам приведены в приложениях к инструкциям по каждому конкретному виду налога.

Представление документов, не соответствующих установленной форме, влечет за собой ответственность должностных лиц предприятия, учреждения, организации в виде административного штрафа.

5. Цели государственного регулирования экономики. Экономическая роль государства

Сферы государственного регулирования народного хозяйства

1. Промышленность:

¦ тяжелая;

¦ средняя;

¦ мелкая.

2. Транспорт.

4. Сельское хозяйство.

5. Торговля.

6. Жилищно-коммунальное хозяйство.

7. Бытовое обслуживание.

8. Кредитно-финансовая сфера.

Формы государственного регулирования экономики

Цели государственного управления экономикой – решение следующих вопросов:

1. Что и сколько производить?

2. Как это производить?

3. Для кого производить?

Цели государственного регулирования (реализуются через 3 функции):

1. Создание условий цивилизованного функционирующего рынка:

¦ определение вида собственности и правила управления;

¦ создание механизма обеспечения договоров;

¦ предупреждать споры и разрешать их;

¦ защищать интересы престарелых, малолетних, больных, слабоумных;

¦ установление денежной системы;

¦ установление стандартов и мер;

¦ выполнение общественных работ;

2. Стратегическое планирование науки и научно-технического прогресса.

3. Решение макроэкономических проблем:

¦ объем национального производства (на данный момент упал на 1/3);

¦ пропорциональность развития экономики;

¦ темпы экономического роста;

¦ уровень занятости;

¦ внешнеэкономический баланс страны;

¦ социальная справедливость экономики.

Способы решения макроэкономических проблем:

¦ должны существовать нормы амортизации:

расходы на госзаказы;

налоги (собирается 1 руб. 02 коп. с 1 р. прибыли);

ставки банковского процента.

¦ использование дотаций;

¦ контроль за качеством денег через регулирование доходов:

регулирование цен на транспорт, энергию, т. е. естественная монополия;

регулирование импорта и экспорта;

антимонопольная политика.

¦ стимулирование частных инвестиций. Развитие частного предпринимательства:

регулирование эмиграции;

общественные работы;

регулирование заработной платы;

система подготовки кадров.

¦ обменный курс валюты:

контроль за внешней торговлей;

государственная монополия.

¦ все вышеуказанное:

борьба с высокой инфляцией;

поддержка доходов безработных, многодетных и т. п. + бесплатный проезд для них.

6. Система исполнительных органов власти

Для социально-экономической системы России характерно:

1. Отсутствие концепции развития страны, отвечающей принципам экономической безопасности.

2. Отсутствие эффективной системы управления народным хозяйством.

3. Отсутствие комплексной правовой базы управления народным хозяйством.

В обществе существуют 2 формы управления: государственное управление и общественное управление (внутри партий, профсоюзов и т. д.)

Государственное управление имеет два смысла.

Государственное управление в широком смысле (управление государством делами общества: законодательная, исполнительная, судебная власти) и государственное управление в узком смысле (деятельность исполнительных органов власти).

Государственное управление осуществляют:

1. Президент – определение направлений развития внутренней и внешней политики.

2. Правительство – осуществляет оперативное управление народным хозяйством, осуществляет внутреннюю и внешнюю политику. Оно в своих действиях должно быть ответственно перед Федеральным Собранием, чего на настоящий момент нет.

3. Центральные органы управления – Министерства, госкомитеты, комитеты в министерствах, концерн, холдинг, АО в сфере управления, о управлении одним независимым юридическим лицом другим.

4. Региональные органы управления (республика, область, край).

Управление осуществляется государственным аппаратом. Аппарат реализует основные цели и задачи государственного управления.

Принципы государственного управления:

а) народовластие;

б) подзаконный характер (т. е. действует на основе закона);

в) распорядительный характер власти (в руках исполнительной власти – материальные ресурсы: кадры, поощрения и т. д.);

г) юридически – властный характер;

д) разделение властей;

е) федерализм (центр – регион).

Функции – основные направления деятельности. Функции государственного управления.

1. Прогнозирование. В 1995 году был принят Федеральный закон РФ «О прогнозировании и социально-экономических программах».

2. Планирование. Отличие планирования от прогнозирования.

План – закон, принимается законодательным органом, высшая юридическая сила, обязательное исполнение, ответственность за неисполнение (пятилетки).

Прогноз – ежегодный (1 год); краткосрочный (3–5 лет); долгосрочный (5-10 лет). Система государственного заказа реализует систему потребностей государства. Прогноз носит подзаконный характер, не обеспечивается финансированием.

3. Нормативное регулирование.

4. Методическое руководство.

5. Подбор и расстановка кадров.

6. Материально-техническое обеспечение.

7. Финансирование.

8. Информационное обеспечение.

9. Оперативное управление собственностью.

11. Контроль (оценка работы работников – отсутствует).

7. Методы государственного регулирования экономики

Методы управления экономикой.

Реализуется в форме:

а) убеждением;

б) принуждением, в том числе юридической ответственностью (уголовная, административная).

Методы делятся:

1. Административные методы (запрет, юридическая ответственность, принуждение) – прямое регулирование.

2. Экономические методы (цены, тарифы, квоты, налоги, лицензии) – косвенное регулирование.

Сейчас произошел отрыв экономических методов от административных.

1 и 2 не реализуются без правовой формы, т. к. государственное регулирование экономики носит подзаконный характер.

3. Морально-политический метод (убеждение, массовая информация).

Министерство образования и науки Российской Федерации

ИИИИИИИИИИИИИ

Специальность Бухгалтерский учет, анализ и аудит

Курс _______4 _______

Предмет: Правонарушения в экономической сфере

Вопрос №1 Понятие и признаки регистрации незаконных сделок с землей (ст. 170 УКРФ)

Вопрос №2 Ненадлежащее управление юридическим лицом как административное правонарушение.

Студент: ооооо

Преподаватель: оооо

Оценка_______________ дата____________ Подпись__________

Вопрос №1 Понятие и признаки регистрации незаконных сделок с землей (ст. 170 УКРФ)

1.1. Понятие экономических преступлений 3

1.2. Сделки с землей 4

1.3. Регистрация незаконных сделок с землей (ст. 170 УК РФ) 6

Вопрос №2 Ненадлежащее управление юридическим лицом как административное правонарушение .

1.1. Понятие административных правонарушений 12

1.2. Ненадлежащее управление юридическим лицом как административное правонарушение 16

Список литературы 19

Вопрос №1 Понятие и признаки регистрации незаконных сделок с землей (ст. 170 УКРФ)

      Понятие экономических преступлений

Одним из самых распространенных видов нарушения закона являются экономические преступления.

Преступления в сфере экономической деятельности негативно влияют на производственную область, нарушают движение инвестиционных капиталов, стимулируют рост инфляции и процветание коррупции, существенно снижают финансовые поступление в государственный бюджет и являются средством незаконного обогащения.

На сегодняшний день разные типы хищений, как в небольших, так и в особо крупных размерах, взяточничество и коррупция широко распространены во всех сферах народного хозяйства. Особенно экономическая преступность проникает в те отрасли, которые нацелены на удовлетворение основных потребностей граждан.

Существует несколько признаков, по которым определяются преступления в сфере экономической деятельности . К ним относятся незаконные действия, которые совершаются во время выполнения своих профессиональных обязанностей, под прикрытием якобы законной экономической деятельности, имеют корыстные цели, носят системный характер, в результате наносят финансовый урон государству и частным лицам, как правило, совершаются физическим и юридическими лицами, действующими от имени предприятия или компании.

Все экономические преступления в той или иной степени таят в себе опасность для экономики государства и наносят урон разной степени тяжести. Самыми распространенными и трудно искореняемыми являются такие преступления в сфере экономической деятельности, как взяточничество и коррупция .

Должностные лица используют свои права и данные им государством полномочия, чтобы иметь возможность получить личную выгоду, которую и являют собой взятки.

Взятка – это принимаемые должностными лицами материальные ценности, или иные нематериальные выгоды за определенные услуги. В силу своих полномочий должностное лицо может оказать услуги, или, наоборот, проявить бездействие, по отношению к тому, кто дал ему взятку. Таким образом, взятки представляют собой подкуп госслужащего, причем уголовной ответственности подлежит, как взяткодатель, так и должностное лицо, принявшее ее. Освобождает от ответственности лишь факт вымогательства взятки должностным лицом.

Взятки, которые ежедневно дают граждане и получают должностные лица, в нашем обществе являются преступлением против власти и интересов государства, а также государственной службы в органах местного самоуправления. Взяточничество затрагивает не только интересы самого государства, но и ущемляет права и свободы каждого российского гражданина, который столкнулся с этой проблемой.

Вымогательство является самым распространенным и опасным видом получения взяток. Вымогательство подразумевает под собой требование передачи денежных или иных материальных и нематериальных средств, и содержит в себе вполне конкретную угрозу нарушения прав или свобод гражданина со стороны должностного лица. Таким образом, вымогательство взятки лишает человека выбора, вынуждает его дать госслужащему взятку.

Установление ответственности за общественно опасные деяния в сфере экономики призвано обеспечить уголовно-правовую защиту гарантированной Конституцией РФ свободы экономической деятельности в рамках закона.

В гл. 22 УК РФ выделяются следующие группы составов :

1) преступления должностных лиц в сфере экономической деятельности (ст.169, 170УК РФ);

2) нарушения общего порядка осуществления предпринимательской деятельности (ст. 171, 1711,172, 173, 174, 1741, 175 УК РФ);

3) преступления в области кредитных отношений (ст. 176, 177 УК РФ); 4) монополизация рынка и недобросовестная конкуренция (ст. 178, 179, 180, 181, 183, 184 УК РФ);

5) преступления в сфере денежного обращения и ценных бумаг (ст. 185, 1851,186, 187 УК РФ);

6) таможенные преступления (ст. 188, 189, 190,194 УК РФ);

7) валютные преступления (ст. 191, 192, 193 УК РФ); 8) преступления связанные с банкротством (ст. 195, 196, 197 УК РФ);

9) налоговые преступления (ст. 198, 199, 1991,1992 УК РФ).

1.2.Сделки с землей.

Конституция РФ установила, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иной формах собственности (ст. 9). Земельные участки относятся к недвижимым вещам (недвижимое имущество), право собственности и другие вещные права на которые подлежат государственной регистрации (ст. 131 ГК). Объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте. В отношении земли и других природных ресурсов ГК содержит специальные указания (ч. 3 ст. 129) на то, что они могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

Общественная опасность преступлений, предусмотренных в ст. 170 УК, заключается в нарушении экономических интересов государства и граждан как участников законного оборота земельных участков.

Сделки с землей - это действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей в отношении земли.

Сделки с землей подлежат государственной регистрации (ст. 164 ГК). Незаконной является сделка с землей, совершенная в нарушение положений ГК и требований Земельного кодекса РФ (ЗК РФ) от 25.10.2001 N 136-ФЗ (с изм. и дополнениями).

Сделки с землей являются разновидностью гражданско-правовых сделок, каковыми в соответствии со ст. 153 ГК РФ признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Статья 170 УК РФ имеет в виду незаконную сделку. Незаконной сделка с землей является в том случае, когда она совершена в нарушение общих положений гражданского законодательства либо специальных норм земельного законодательства. В соответствии с нормами гражданского законодательства недействительными являются ничтожные и оспоримые сделки.

Действительность сделки зависит от действительности образующих ее элементов. Поэтому недействительные сделки могут быть сгруппированы в зависимости от того, какой из элементов сделки оказался дефектным. Так, можно подразделить недействительные сделки на сделки с пороком субъектного состава, сделки с пороками воли, сделки с пороками формы и сделки с пороками содержания.

Недействительная сделка не способна породить желаемые сторонами последствия, но при соответствующих условиях порождает нежелаемые последствия. Последние представляют собой определенные санкции, вызванные противоправным характером совершаемой сделки. Сделка, будучи юридическим фактом, включает в себя, помимо фактов, еще и фактический состав и юридические последствия, вытекающие из самих сделок (фактов).

Ничтожными признаются следующие сделки:

    не соответствующие требованиям закона или иных правовых актов (ст. 168 ГК РФ);

    совершенные с целью, противной основам правопорядка и нравственности (ст. 169 ГК);

    мнимые сделки, т.е. совершенные лишь для вида, без намерения создать соответствующие им правовые последствия, и притворные, совершенные с целью прикрыть другую сделку (ст. 170 ГК);

    сделки, совершенные гражданином, признанным недееспособным (ст. 171 ГК); несовершеннолетним, не достигшим 14 лет (ст. 172 ГК);

    сделки юридического лица, выходящие за пределы его правоспособности (ст. 173 ГК);

    совершенные гражданином, ограниченным судом в дееспособности (ст. 176 ГК), гражданином, не способным понимать значение своих действий или руководить ими (ст. 177 ГК);

    совершенные под влиянием заблуждения (ст. 178 ГК).

Ничтожные сделки являются недействительными независимо от признания их таковыми судом. В отличие от них оспоримые сделки являются недействительными в силу признания их таковыми судом (ст. 166 ГК). Оспоримой является сделка, совершенная под влиянием обмана, насилия, угрозы, злонамеренного соглашения представителя одной стороны с другой стороной или стечения тяжелых обстоятельств (ст. 179 ГК).

      Регистрация незаконных сделок с землей (ст. 170 УК РФ)

Данная статья предусматривает ответственность за совершение специального должностного преступления и совершенствует уголовно - правовую охрану отношений по законному рациональному использованию и обороту земли (земельных участков).

Целью статьи является обеспечение законности деятельности государственного аппарата в сфере оборота земли как объекта собственности и одновременно ценнейшего национального достояния.

Сфера применения данной статьи определяется содержанием правового оборота земельных участков и компетенцией должностных лиц по его опосредованию путем выдачи разрешений, ведения учета, оценки земельных участков, регистрации изменения их правового режима.

Незаконные сделки с землей могут привести к возможному выведению земли из сельскохозяйственного оборота, незаконной концентрации земли в одних руках, превращению ее в объект неправомерной спекуляции в экономическом смысле этого понятия, а также к возможному нарушению законных прав и интересов собственников и иных владельцев земельных участков.

Объективная сторона данного преступления может быть выражена в совершении любого из трех действий, затрагивающих земельные отношения:

    регистрации заведомо незаконных сделок,

    искажения учетных данных государственного земельного кадастра,

    занижения размеров платежей за землю.

Обязанность государственной регистрации сделок с землей установлена в ст. 164 ГК РФ.

Данное преступление относится к числу преступлений с формальным составом, т.е. преступление считается оконченным с момента совершения любого из действий, предусмотренных в ст. 170 УК. Преступления, предусмотренные данными составами, не требуют наступления последствий и являются оконченными при совершении действий.