Основные государственные гарантии по оплате труда. Государственные гарантии по оплате труда Укажите что включается в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников

Государственные гарантии в области оплаты труда закреплены в ст. 130 ТК. Их конкретизация содержится в гл. 21 ТК. Основные из них сводятся к следующему.

1. Установление минимального размера заработной платы (ст. 133 ТК), который вводится одновременно на всей территории РФ. С 1 сентября 2007 г. он составляет 2300 руб. в месяц. Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

2. Запрещение дискриминации в оплате труда (ст. 132 ТК). Заработная плата не может зависеть от пола, возраста, национальности и других обстоятельств, не связанных с квалификацией, количеством и качеством труда.

3. Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы, включая индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги (ст. 134 ТК). В бюджетных организациях индексация производится в порядке, установленном законодательством, в других - в порядке, установленном коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.

4. Закрепление требования повышения оплаты труда в особых условиях: на тяжелых работах, работах с вредными и опасными условиями труда, а также в местностях с суровыми климатическими условиями (ст. 146 ТК).

5. Снятие ограничений в оплате труда. В настоящее время заработная плата работников максимальным размером не ограничивается (ст. 132 ТК).

6. Непосредственное регулирование размеров оплаты труда отдельных категорий работников (государственных служащих, работников бюджетных организаций и некоторых других).

" 7. Ограничение возможности выплаты заработной платы в неденежной (натуральной) форме (ст. 131 ТК). В соответствии с коллективным или трудовым договором по письменному заявлению работника выплата ему заработной платы может производиться в иных формах, не противоречащих законодательству и отличных от денежной формы. Однако доля неденежных доходов не может превышать 20% от начисленной месячной заработной платы. Не допускается выплата заработной платы в бонах, купонах, в форме долговых обязательств, расписок, а также в виде спиртных напитков, наркотических, токсических, ядовитых и вредных веществ, оружия, боеприпасов и других предметов, свободный оборот которых запрещен.

8. Ограничение удержаний из заработной платы работников (ст. 137- 138 ТК).

9. Установление ответственности работодателей за нарушения в выплате заработной платы (ст. 142 ТК). Здесь предусмотрено радикальное новшество: если выплата заработной платы задержана на срок более 15 дней, работник имеет право, известив работодателя в письменной форме, приостановить свою работу на весь период до выплаты задержанной суммы.

В период приостановления работы работник имеет право в свое рабочее время отсутствовать на рабочем месте. Однако он обязан выйти на работу не позднее следующего рабочего дня после получения письменного уведомления от работодателя о готовности произвести выплату задержанной заработной платы в день выхода работника на работу.

Приостановление работы не допускается в случаях, указанных в ст. 142 ТК.

"Зарплата", 2013, N 7

29 мая в Школе Зарплатоведа прошел вебинар на тему "Государственные гарантии по оплате труда". Его провела Марина Олеговна Буянова, ученый-правовед, доктор юридических наук, профессор, один из ведущих адвокатов, занимающихся практикой в области трудового права и социального обеспечения.

Основные государственные гарантии по оплате труда работников установлены в ст. 130 Трудового кодекса. К ним, в частности, относятся:

  • выплата заработной платы в размере не ниже МРОТ (абз. 2 ст. 130 ТК РФ);
  • обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы (абз. 3 ст. 130 ТК РФ);
  • обеспечение регулярности выплаты заработной платы (абз. 9 ст. 130 ТК РФ);
  • федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства (абз. 7 ст. 130 ТК РФ);
  • обеспечение оплаты труда в особых условиях и условиях, отклоняющихся от нормальных (ст. ст. 146 - 149 ТК РФ).

Что включает в себя каждая из перечисленных выше гарантий, слушатели узнали в ходе вебинара.

Гарантия 1. Выплата заработной платы в размере не ниже МРОТ

Согласно ч. 1 ст. 133 ТК РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, установленного Правительством РФ.

Примечание. Минимальный размер оплаты труда установлен ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда".

МРОТ не ниже прожиточного минимума

Соблюдается ли это требование трудового законодательства? К сожалению, нет. МРОТ с 1 января 2013 г. равен 5205 руб. в месяц (ст. 1 Федерального закона от 03.12.2012 N 232-ФЗ). А прожиточный минимум трудоспособного населения за IV квартал 2012 г. составляет 7263 руб. (Постановление Правительства РФ от 18.03.2013 N 227).

Примечание. Величину прожиточного минимума в субъектах РФ в 2012 г. можно посмотреть в разделе "Справочная информация" на сайте Школы Зарплатоведа http://zarplatoved.ru/.

МРОТ наиболее приближен к прожиточному минимуму лишь в ряде субъектов РФ, в том числе в Москве.

Так, московский МРОТ равен 11 700 руб. (Соглашение о минимальной заработной плате в городе Москве на 2012 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей от 30.11.2011), а прожиточный минимум трудоспособного населения за IV квартал 2012 г. в Москве - 10 998 руб. (Постановление Правительства Москвы от 19.02.2013 N 84-ПП).

Примечание. С 1 июля 2013 г. МРОТ в Москве увеличен до 12 200 руб. (Соглашение о минимальной заработной плате в городе Москве на 2013 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей).

Субъекты РФ региональным соглашением о минимальной заработной плате вправе установить свой размер минимальной заработной платы (ч. 1 ст. 133.1 ТК РФ).

Заключив такое соглашение, субъект РФ предлагает работодателям, осуществляющим деятельность на территории региона, присоединиться к региональному соглашению. Если в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении работодатель не направит письменный отказ, он обязан исполнять региональное соглашение о МРОТ (ч. 7 ст. 133.1 ТК РФ).

Какие выплаты включены в состав МРОТ

Согласно ч. 1 ст. 129 Трудового кодекса заработная плата состоит:

  • из вознаграждения за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы;
  • компенсационных выплат (доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иных выплат компенсационного характера);
  • стимулирующих выплат (доплат и надбавок стимулирующего характера, премий и иных поощрительных выплат).

Совокупность всех этих выплат - месячная заработная плата работника - не может быть ниже минимального размера оплаты труда при условии, что работник полностью отработал за этот период норму рабочего времени и выполнил нормы труда (трудовые обязанности). Такое положение закреплено в ч. 3 ст. 133 ТК РФ.

Примечание. Входит ли районный коэффициент в состав МРОТ?

В соответствии со ст. 129 ТК РФ районный коэффициент и "северная" надбавка должны учитываться в составе МРОТ как компенсационные выплаты.

Есть Определения Верховного Суда РФ, в которых говорится, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, должна быть определена в размере не менее МРОТ, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях (от 24.06.2011 N 3-В11-16, от 24.06.2011 N 52-В11-1, от 08.04.2011 N 3-В11-4, от 01.07.2011 N 72-В11-5). Однако указанные Определения не являются нормативными актами, регулирующими трудовые отношения на территории РФ.

Гарантия 2. Обеспечение реального уровня содержания заработной платы

Согласно ст. 134 Трудового кодекса заработная плата должна индексироваться в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги.

Казалось бы, данная норма предписывает работодателям индексировать заработную плату работникам. Но, поскольку порядок индексации в ст. 134 ТК РФ четко не прописан, работодатели считают, что это их право, а не обязанность. Такую позицию поддерживает и Конституционный Суд РФ.

У Роструда на этот счет несколько иное мнение (Письмо от 19.04.2010 N 1073-6-1). Специалисты ведомства считают, что если в локальных нормативных актах организации не предусмотрен порядок индексации, то, учитывая, что индексация заработной платы является обязанностью работодателя, необходимо внести соответствующие изменения (дополнения) в действующие в организации локальные нормативные акты.

Гарантия 3. Обеспечение регулярности выплаты заработной платы

Работодатель обязан выплачивать заработную плату не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным или трудовым договором (ч. 6 ст. 136 ТК РФ).

Ответственность работодателя за задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, предусмотрена в ст. 236 ТК РФ.

Компенсация за задержку выплаты заработной платы

Если работодатель нарушает установленный срок выплаты заработной платы, отпускных, компенсаций при увольнении или других сумм, он обязан произвести их с уплатой процентов (денежной компенсацией).

В ст. 236 ТК РФ установлено, что денежная компенсация выплачивается за задержку выплаты заработной платы в размере не ниже 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования Банка России от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.

Кстати, Московским соглашением на 2012 г. был установлен более высокий размер компенсации за задержку выплат работнику (до 1/200 ставки рефинансирования Банка России).

Приостановка работы на весь период задержки выплаты

В случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней работник имеет право на приостановку работы на весь период до выплаты задержанной суммы, при этом он должен известить об этом работодателя в письменной форме. Такой порядок установлен в ч. 2 ст. 142 ТК РФ.

Должен ли работодатель на это время сохранять за работником средний заработок?

Трудовой кодекс данный вопрос никак не регулирует, а у судей единого подхода нет. Одни считают, что работодатель не обязан оплачивать работнику период приостановки трудовой деятельности, другие - что обязан оплатить как время простоя, а третьи полагают, что работодатель на это время обязан сохранить за работником средний заработок.

Ответственность работодателя за задержку выплаты заработной платы

За задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, работодателю может грозить материальная ответственность, установленная в ст. 236 ТК РФ, а также административная и уголовная ответственность.

Административная ответственность за задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, установлена в ст. 5.27 КоАП РФ. Для работодателя это штраф в размере от 1000 до 5000 руб., а для организации - от 30 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Уголовная ответственность за невыплату заработной платы и иных выплат прописана в ст. 145.1 УК РФ.

Гарантия 4. Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства по оплате труда

Государственный надзор осуществляют инспекции труда (п. 2 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 N 875) и прокуратура.

Согласно ч. 1 ст. 392 ТК РФ разрешить индивидуальный трудовой спор работник может в суде. Обратиться в суд он должен успеть в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

Примечание. Срок обращения в суд могут увеличить с трех до шести месяцев

В Госдуму внесен законопроект (N 265590-6), предлагающий увеличить сроки для обращения работника в суд с трех до шести месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - с одного до трех месяцев со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

При этом обращение работника в инспекцию труда или прокуратуру не останавливает течение указанных сроков (три месяца и один месяц соответственно).

Гарантия 5. Обеспечение оплаты труда в особых условиях

Оплату труда в особых условиях регулируют следующие статьи Трудового кодекса:

  • ст. 146 "Оплата труда в особых условиях";
  • ст. 147 "Оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда";
  • ст. 148 "Оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями";
  • ст. 149 "Оплата труда в других случаях выполнения работ в условиях, отклоняющихся от нормальных".

Тяжелые, вредные, опасные и иные особые условия труда

В повышенном размере оплачивается труд работников, занятых (ст. 146 ТК РФ):

  • на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда;
  • на работах в местностях с особыми климатическими условиями.

Примечание. Оплата труда таких работников устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда.

При этом минимальные размеры повышения оплаты труда работникам с особыми условиями труда определяет Правительство РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 20.11.2008 N 870 работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест могут быть установлены следующие компенсации:

  • сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю в соответствии со ст. 92 Трудового кодекса;
  • ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск - не менее 7 календарных дней;
  • повышение оплаты труда - не менее 4% тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.

Конкретные размеры повышения оплаты труда работодатель устанавливает с учетом мнения представительного органа работников локальным нормативным актом, коллективным или трудовым договором (ст. 147 ТК РФ).

Работа в местностях с особыми климатическими условиями

Оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ст. 148 ТК РФ).

Для определения районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей работодатели могут использовать Перечень, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 N 1029.

Работа в условиях, отклоняющихся от нормальных

Нередко сотрудники выполняют работы в условиях, отклоняющихся от нормальных, например:

  • выполнение работ разной квалификации;
  • совмещение профессий (должностей);
  • сверхурочная работа;
  • работа в ночное время;
  • работа в выходные и нерабочие праздничные дни.

В этих случаях работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Примечание. Перечень видов компенсационных выплат в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и разъяснения о порядке их установления утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 N 822.

Размеры выплат, установленные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ст. 149 ТК РФ).

М.О.Буянова

Ученый-правовед,

доктор юридических наук,

Важный аспект гарантированности заработной платы - это существование ряда государственных гарантий, которые соблюдаются по отношению к любому работнику и обязательны для каждого работодателя. Закон гарантирует каждому работнику справедливое и своевременное вознаграждение за труд. Это означает, что условия оплаты труда не могут быть хуже, чем предусмотрено действующим законодательством. Например, недопустимо устанавливать заработную плату ниже минимального размера, удерживать из нее суммы, не предусмотренные законодательством, нарушать сроки и очередность денежных выплат, произвольно решать вопрос об изменении формы оплаты труда и т.д.

Для того чтобы на практике исключить подобные нарушения, современное российское трудовое законодательство впервые в законодательной практике предусматривает специальную систему основных гарантий в области оплаты труда работников, которая обеспечивается принудительной силой государства. Одним из наиболее существенных механизмов обеспечения соблюдения трудовых прав работников на современном этапе является система гарантий по оплате труда, установленная действующим Трудовым кодексом. В соответствии со ст. 130 ТК РФ в эту систему включаются:

величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации (далее- МРОТ) (ст.133 ТК РФ);

меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы (ст. 134 ТК РФ);

ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя, а также размеров налогообложения доходов от заработной платы (ст. 137-138 ТК РФ);

ограничение оплаты труда в натуральной форме (ст.131 ТК РФ);

обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности в соответствии с федеральными законами;

федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, включающий в себя проведение проверок полноты и своевременности выплаты заработной платы и реализации государственных гарантий по оплате труда (гл. 56 и 57 разд. XIII ТК РФ) ;

ответственность работодателей за нарушение требований, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями (ст.142 ТК РФ);

сроки и очередность выплаты заработной платы (ст. 136).

Минимум заработной платы защищает трудящихся от неоправданно низкой заработной платы, не обеспечивающей воспроизводство рабочей силы. Месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже МРОТ. МРОТ (с 1 января 2016 года составляет 6204 рубля) устанавливается на всей территории РФ и не может быть ниже прожиточного минимума трудоспособного человека (ст.133 ТК РФ). Прожиточный минимум представляет собой стоимость потребительской корзины, обязательных платежей и сборов. На федеральном уровне прожиточный минимум один раз в квартал утверждает Правительство РФ, в регионах - органы исполнительной власти. Федеральный МРОТ устанавливается на всей территории России законом и не может быть меньше федерального прожиточного минимума трудоспособного населения. Он применяется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности. Субъекты РФ вправе заключать региональные соглашения о минимальной зарплате с учетом местных социально-экономических условий и собственного прожиточного минимума. Данное соглашение распространяется на всех работников, работающих на территории субъекта РФ, кроме тех, кто трудится в организациях, финансируемых из федерального бюджета (ст. 133 и 133. 1 ТК РФ). Региональная минимальная зарплата не должна быть меньше федерального МРОТ.

В систему государственных гарантий по оплате труда работников включаются и меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы. Главной (и пока единственной) такой мерой выступает индексация заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги: по мере роста цен увеличивается размер заработной платы. Это помогает предотвратить снижение реальной заработной платы или минимизировать степень снижения. Таким образом обеспечивается государственная защита покупательной способности заработной платы.

Еще одной государственной гарантией по оплате труда работников является ограничение оплаты труда в натуральной форме. Коллективным или трудовым договором может быть предусмотрена лишь частичная (не более 20%) оплата труда в натуральной форме. Порядок выплаты заработной платы товарами либо продукцией, производимой в организации, определяется указанными договорами. При этом должны соблюдаться правила ст. 131 ТК и Конвенции МОТ N 95 "Об охране заработной платы".

К государственным гарантиям ТК РФ относит и обеспечение регулярности выплаты заработной платы. Статья 136 ТК РФ в соответствии со сложившейся традицией и требованиями Конвенции МОТ N 95 устанавливает место и сроки выплаты заработной платы. Трудовой кодекс обязывает работодателя выплачивать заработную плату не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка организации, коллективным, трудовым договором. Сроки выплаты заработной платы в неденежной форме определяются коллективным или трудовым договором. При совпадении дня выплаты с выходным или нерабочим праздничным днем выплата заработной платы производится накануне этого дня. Оплата отпуска производится не позднее чем за три дня до его начала (ст. 136 ТК).

Задержка выплаты заработной платы признается серьезным нарушением трудовых прав работника и влечет неблагоприятные последствия как для работодателя, так и для его должностных лиц.

Выше были вкратце охарактеризованы гарантии права работника на получение справедливой заработной платы. Эти гарантии предусмотрены ТК, и их реализация не выходит за пределы собственно трудовых отношений. Наряду с ними ст. 130 ТК РФ называет ряд гарантий, которые имеют межотраслевое значение и обеспечиваются не только и не столько нормами трудового права, сколько нормами других отраслей законодательства. К ним, в первую очередь, относится ограничение перечня оснований и размеров удержания из заработной платы по распоряжению работодателя.

Еще одной гарантией по оплате труда, которая также обеспечивается в основном нормами иной отрасли законодательства, выступает ограничение размеров налогообложения заработной платы. В соответствии со ст. 224 НК налоговая ставка на заработную плату независимо от ее величины устанавливается в размере 13%. Кроме того, работникам для удовлетворения социально значимых потребностей предоставляются налоговые вычеты: стандартные, например на каждого несовершеннолетнего ребенка (ст. 218 НК); социальные, например на оплату медицинских услуг или обучения (ст. 219 НК); имущественные, например на приобретение квартиры (ст. 220 НК).

Следующая гарантия, имеющая комплексный характер, это обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности. В соответствии с п. 1 ст. 64 ГК при ликвидации юридического лица расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда производятся во вторую очередь после требований по выплатам за причинение вреда жизни и здоровью. Аналогичное правило действует в отношении индивидуального предпринимателя (п. 3 ст. 25 ГК).

Признание работодателя банкротом также рассматривается законодателем как основание для предоставления работникам специальных гарантий, обеспечивающих реализацию их трудовых прав, в том числе права на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы. Статья 2 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" признает работников организации кредиторами (в части требования выплаты выходного пособия и оплаты труда).

Правовое положение работников в случае признания работодателя банкротом характеризуется наличием у них некоторых преимуществ по сравнению с другими кредиторами. В частности, на удовлетворение требований о взыскании задолженности по заработной плате не распространяется мораторий (ст. 95 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)").

В случае недостаточности денежных средств на счете работодателя для удовлетворения предъявленных к нему требований в первую очередь осуществляется списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов; во вторую очередь удовлетворяются требования по выплате выходных пособий и оплате труда, если эти требования подтверждены исполнительными документами (удостоверение комиссии по трудовым спорам, исполнительный лист); в третью очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда (п. 2 ст. 855 ГК).

Еще одна гарантия комплексного характера, не предусмотренная непосредственно ТК, но действующая на территории РФ в силу ее международных обязательств (ст. 10 ТК), это запрещение цессии в отношении заработной платы.

Указанная гарантия предусмотрена ст. 10 Конвенции МОТ N 95 "О защите заработной платы" (1949), которая ратифицирована СССР 31 января 1961 г. и обязательна для применения Россией. В соответствии со ст. 10 Конвенции N 95 заработная плата может явиться объектом ареста или цессии лишь в форме и пределах, предписываемых национальным законодательством. Поскольку соответствующие законодательные положения отсутствуют, надо полагать, что в настоящее время уступка права требования невыплаченной (задержанной) заработной платы невозможна.

Среди государственных гарантий по оплате труда работников названы федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, включающий в себя проведение проверок полноты и своевременности выплаты заработной платы и реализации государственных гарантий по оплате труда. Установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного контроля (надзора) за их соблюдением - один из основных правовых принципов регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (ст. 2 ТК РФ).

Исходя из данного принципа деятельность контрольно-надзорных органов должна быть направлена на соблюдение не только трудовых прав работников, как это традиционно воспринимается на бытовом уровне, но также и соответствующих прав работодателей.

Государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права является одним из способов защиты трудовых прав и свобод (ст.352 ТК РФ). Порядок осуществления указанного контроля (надзора) относится к ведению федеральных органов государственной власти (ст. 6 ТК РФ).

  • Общая характеристика трудового права
    • Трудовое право как отрасль российского права
    • Трудовое право и смежные отрасли права
    • Трудовое право как отрасль законодательства
    • Система трудового права
  • Предмет и принципы трудового права
    • Принципы трудового права
    • Предмет трудового права
    • Методы трудового права
  • Источники и система трудового права
    • Понятие и виды источников трудового права
    • Трудовое законодательство
    • Иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права
    • Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права
    • Договорное регулирование трудовых отношений
  • Субъекты трудовых отношений
    • Субъекты трудового права и субъекты трудовых отношений
    • Работник как субъект трудовых отношений
    • Категории работников
    • Работодатель как субъект трудовых отношений
    • Категории работодателей
  • Социальное партнерство в сфере труда
    • Понятие и принципы социального партнерства. Участие работников в управлении организацией
    • Уровни и формы социального партнерства
    • Стороны социального партнерства
    • Органы социального партнерства
    • Процедуры в социальном партнерстве
    • Гарантии и компенсации лицам, участвующим в коллективных переговорах
  • Основания возникновения трудовых отношений
    • Особые основания заключения трудового договора
    • Избрание на должность
    • Избрание по конкурсу
    • Назначение на должность или утверждение в должности
    • Другие основания заключения трудового договора
  • Трудовой договор
    • Понятие и значение трудового договора
    • Содержание трудового договора
    • Виды трудовых договоров
    • Ученический договор
    • Стороны трудового договора, их права и обязанности
  • Заключение и изменение трудового договора
    • Порядок заключения трудовых договоров
    • Изменение трудового договора
    • Отстранение от работы
  • Защита персональных данных работника
    • Правовая природа института защиты персональных данных работника
    • Обработка персональных данных работника и гарантии их защиты
    • Ответственность за нарушение норм, регулирующих обработку и защиту персональных данных работника
  • Прекращение трудового договора
    • Расторжение трудового договора по соглашению сторон
    • Перевод работника по его просьбе или с его согласия на работу к другому работодателю или переход на выборную работу (должность)
    • Истечение срока трудового договора
    • Расторжение трудового договора по собственному желанию
    • Расторжение трудового договора в связи с отказом работника от продолжения работы при смене собственника имущества организации, изменении подведомственности (подчиненности) организации либо ее реорганизации
    • Расторжение трудового договора в связи с отказом работника от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора в изменившихся условиях трудового договора
    • Расторжение трудового договора в связи с отказом работника от перевода на другую работу, необходимого ему в соответствии с медицинским заключением
    • Расторжение трудового договора в связи с отказом работника от перевода на работу в другую местность вместе с работодателем
    • Основания увольнения по основаниям, связанным с виной работника
    • Увольнение по основаниям, не связанным с виной работника
    • Расторжение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон
    • Расторжение трудового договора по другим основаниям
  • Рабочее время
    • Развитие института «рабочее время»
    • Понятие рабочего времени и его продолжительность
    • Работа за пределами установленной продолжительности рабочего времени
    • Режим рабочего времени
  • Время отдыха
    • Понятие и виды времени отдыха
    • Отпуск
    • Порядок предоставления и использования ежегодных оплачиваемых отпусков
  • Оплата труда
    • Социально-экономическое и правовое содержание заработной платы
    • Государственные гарантии по оплате труда
    • Системы оплаты труда. Симулирование достижений высоких результатов труда
    • Оплата труда при отклонении от нормальных условий труда
  • Дисциплина труда. Трудовой распорядок
    • Понятие дисциплины труда и ее обеспечение
    • Правовое регулирование трудового распорядка
    • Меры поощрения и материального стимулирования
  • Охрана труда
    • Понятие охраны труда
    • Основные направления государственной политики в области охраны труда. Государственные нормативные требования охраны труда
    • Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий труда
    • Организация охраны труда
    • Обеспечение прав работников на охрану труда
    • Расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
  • Гарантии и компенсации
    • Понятие гарантий и компенсаций. Гарантии имущественного и неимущественного характера
    • Гарантии при направлении работников в служебные командировки, другие служебные поездки и переезде на работу в другую местность
    • Гарантии и компенсации работникам при исполнении ими государственных или общественных обязанностей
    • Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением
    • Другие гарантии и компенсации
  • Особенности регулирования труда отдельных категорий работников
    • Основания выделения отдельных категорий работников при установлении особенностей правового регулирования их труда
    • Категории работников, имеющие отличия в правовом регулировании их труда
  • Особенности труда женщин и лиц с семейными обязанностями
    • Основания выделения женщин и лиц с семенными обязанностями в особую категорию работников
    • Гарантии для женщин при трудоустройстве и прекращении трудового договора
    • Гарантии для женщин и лиц с семейными обязанностями в процессе применения их труда
    • Гарантии для жительниц сельской местности
  • Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет
    • Несовершеннолетние работники как особая категория
    • Прием на работу и увольнение несовершеннолетних работников
    • Особенности применения труда несовершеннолетних
  • Особенности регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях
    • Лица, работающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, как особая категория работников
    • Заключение и расторжение трудового договора с лицами, работающими в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Компенсации и гарантии
    • Особенности регулирования оплаты труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях
  • Особенности регулирования труда работников отдельных профессиональных групп
    • Работники транспорта
    • Педагогические работники
    • Спортивные работники
    • Медицинские работники
  • Трудовые споры
    • Понятие и виды трудовых споров
    • Индивидуальные трудовые споры
    • Альтернативная процедура урегулирования индивидуальных трудовых споров
    • Виды и порядок разрешения коллективных трудовых споров
  • Защита трудовых прав работников
    • Самозащита трудовых прав
    • Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права
    • Защита трудовых прав работников профессиональными союзами
  • Правонарушения и ответственность в трудовом праве
    • Трудовое правонарушение
    • Дисциплинарный проступок. Дисциплинарная ответственность
    • Ответственность работодателей за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права
  • Материальная ответственность сторон трудового договора
    • Понятие и признаки материальной ответственности
    • Материальная ответственность работодателя перед работником
    • Материальная ответственность работника перед работодателем
  • Основы трудового права зарубежных стран
    • Общая характеристика трудового законодательства зарубежных стран
    • Институт социального партнерства в трудовом праве зарубежных стран
    • Трудовая юстиция в зарубежных странах
  • Модельное трудовое законодательство стран СНГ
    • Общая характеристика модельного трудового законодательство стран СНГ
    • Концепция модельного Трудового кодекса
    • Модельный закон об охране труда
    • Модельный закон «О социальном партнерстве»
    • Соглашения и коллективные договоры
    • Участие работников в управлении организацией
    • Рекомендательный законодательный акт «Миграция трудовых ресурсов в странах СНГ»

Государственные гарантии по оплате труда

Конституция РФ устанавливает: «Каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда» (ч. 3 ст. 37). Данные конституционные положения конкретизируются и реализуются в законах, важнейшим из которых является Трудовой кодекс, и иных нормативных правовых актах, изданных в соответствии с законами, посредством которых устанавливаются государственные гарантии по оплате труда работников.

Надо отметить, что действующее трудовое законодательство впервые нормативно устанавливает гарантии по оплате труда, при этом они не просто декларируются, а обеспечиваются государством.

В систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включаются (ст. 130 ТК РФ):

  • величина минимального размера оплаты труда;
  • меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы;
  • ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя, а также размеров налогообложения доходов от заработной платы;
  • ограничение оплаты труда в натуральной форме;
  • обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности;
  • федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, включающий в себя проведение проверок полноты и своевременности выплаты заработной платы и реализации государственных гарантий по оплате труда;
  • ответственность работодателей за нарушение требований, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями;
  • сроки и очередность выплаты заработной платы.

Открытый перечень основных минимальных государственных гарантий по оплате труда установлен ТК РФ. Они могут быть расширены на коллективно-договорном, локальном и индивидуально-договорном уровнях правового регулирования трудовых отношений.

Одной из важнейших государственных гарантий является установление минимального размера оплаты труда (МРОТ). Он выполняет две функции:

  • защищает работников от низкой заработной платы, не обеспечивающей воспроизводство рабочей силы;
  • является базовой величиной для составления тарифных сеток и схем должностных окладов.

Минимальный размер оплаты труда является величиной не постоянной и устанавливается федеральным законом одновременно на всей территории Российской Федерации. В частности, в соответствии с Федеральным законом от 1 июня 2011 г. № 106-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда»» с 1 июня 2011 г. он составляет 4611 руб. Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

В систему государственных гарантий по оплате труда работников включаются и меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы. Главной (и пока единственной) такой мерой выступает индексация заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Индексация означает корреляцию размера номинальной заработной платы с ростом цен: по мере роста цен увеличивается размер заработной платы. Это помогает предотвратить снижение реальной заработной платы или минимизировать степень снижения. Таким образом, обеспечивается государственная защита покупательной способности заработной платы.

Еще одной государственной гарантией по оплате труда работников является ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодатели, а также размеров налогообложения доходов от заработной платы. Налоговая ставка на заработную плату независимо от ее величины устанавливается в размере 13% (ст. 224 НК РФ). Кроме того, работникам для удовлетворения социально значимых потребностей предоставляются налоговые вычеты: стандартные, например на каждого несовершеннолетнего ребенка; социальные, например на оплату медицинских услуг или обучения; имущественные, например на приобретение квартиры, и т.п.

Важной гарантией обеспечения трудовых прав работников является норма, предусматривающая ограничение оплаты труда в натуральной форме. Согласно действующему законодательству, выплата заработной платы по общему правилу производится в денежной форме (в волюте Российской Федерации). И только в порядке исключения, в соответствии с коллективным договором или индивидуальным трудовым договором, по письменному заявлению работника оплата труда может быть произведен в неденежной форме. Но при этом доля «натуральной» заработной платы не может превышать 20% начисленной месячной заработной платы.

Как указано в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2, выплата заработной платы в такой форме может быть признана обоснованной только при следующих обстоятельствах:

  • имелось добровольное волеизъявление работника, подтвержденное его письменным заявлением, на выплату заработной платы в неденежной форме;
  • заработная плата в неденежной форме выплачена в размере, не превышающем 20% начисленной месячной заработной платы;
  • выплата заработной платы в натуральной форме является обычной или желательной в данных отраслях промышленности, видах экономической деятельности или профессиях (например, такие выплаты стали обычными в сельскохозяйственном секторе экономики);
  • подобного рода выплаты являются подходящими для личного потребления работника и его семьи или приносят ему известного рода пользу, имея при этом в виду, что не допускается выплата заработной платы в бонах, купонах, в форме долговых обязательств, расписок, а также в виде спиртных напитков, наркотических, токсических, ядовитых и вредных веществ, оружия, боеприпасов и других предметов, в отношении которых установлены запреты или ограничения на их свободный оборот;
  • при выплате работнику заработной платы в натуральной форме соблюдены требования разумности и справедливости в отношении стоимости товаров, передаваемых ему в качестве оплаты труда, т.е. их стоимость не должна превышать уровень рыночных цен, сложившихся для этих товаров в данной местности в период начисления выплат.

Выплата заработной платы в бонах, купонах, в форме долговых обязательств, расписок, а также в виде спиртных напитков, наркотических, ядовитых, врезных и иных токсических веществ, оружия, боеприпасов и других предметов, в отношении которых установлены запреты или ограничения на их свободный оборот, не допускается.

При установлении выплаты заработной платы в натуральной форме учитываются и положения Конвенции МОТ № 95 «Относительно защиты заработной платы» (Женева, 1 июля 1949 г.). Она предусматривает, что частичная вышага заработной платы натурой может быть разрешена в тех отраслях промышленности или профессиях, где такая выплата является обычной или желательной (п. 1 ст. 4). При этом необходимо обеспечить, чтобы выдаваемые товары могли быть использованы для личного потребления трудящегося и его семьи, а стоимость товара не была завышена.

В современных условиях, когда рынок может привести к неплатежеспособности хозяйствующих субъектов, установление гарантий для работников в пал учении ими заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности является весомым вкладом в защиту трудовых прав. Данная Конвенция предусматривает, что в случае банкротства предприятия или ликвидации его в судебном порядке трудящиеся, занятые на этом предприятии, будут пользоваться положением привилегированных кредиторов либо в отношении заработной платы, которую они должны получить за услуги, оказанные в предшествовавший банкротству или ликвидации период, который будет определен национальным законодательством, либо в отношении заработной платы, сумма которой не превосходит суммы, предписанной национальным законодательством. Заработная плата, составляющая этот привилегированный кредит, должна быть выплачена полностью до того, как обычные кредиторы смогут потребовать их долю. Порядок очередности погашения привилегированного кредита, представляющего собой заработную плату, по отношению к другим вилам привилегированного кредита должен определяться национальным законодательством (ст. 11).

Вместе с тем следует отметить, что российское трудовое законодательство недостаточно последовательно в этом случае. Декларируя данную гарантию, ТК РФ не устанавливает механизма ее обеспечения. В то же время в законодательной практике других государств существование гарантийных институтов для заработной платы (именно в трудовом праве) предусмотрено. Например, ст. 76 ТК Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 296-3 «Резервный фонд заработной платы» предусматривает следующее правило: для обеспечения выплаты причитающейся работникам заработной платы, а также предусмотренных законодательством, коллективным и трудовым договорами гарантийных и компенсационных выплат в случае экономической несостоятельности (банкротства) нанимателя, ликвидации организации, прекращения деятельности индивидуального предпринимателя и в других предусмотренных законодательством случаях наниматели обязаны создавать резервный фонд заработной платы.

Важной гарантией соблюдения трудового законодательства является институт государственного контроля (надзора) за полной и своевременной выплатой заработной платы. Несмотря на то что ТК РФ предусматривает различные способы защиты трудовых прав и свобод (ст. 352) (среди них - самозащита работниками трудовых прав; защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами и др.), государственный контроль (надзор) является самым действенным из них. Государственному контролю (надзору) и ведомственному контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посвящена глава 57 ТК РФ.

Ответственность работодателей за нарушение требований, установленных трудовым законодательством, в том числе сроков и очередности выплаты заработной платы, - еще одна гарантия оплаты труда. Задержка выплаты заработной платы признается серьезным нарушением трудовых прав работника и влечет неблагоприятные последствия как для самого работодателя, так и для его должностных лиц. Лица, виновные в нарушении трудового законодательства приласкаются к дисциплинарной, материальной, гражданско-правовой, административной и даже уголовной ответственности (ст. 419 ТК РФ). Наиболее неблагоприятной по своим последствиям является уголовная ответственность, предусмотренная ст. 145.1 УК РФ. Она устанавливает санкции за невыплату заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат.

Частичная невыплата свыше трех месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат 1 В указанной статье есть примечание: «Под частичной невыплатой заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат в настоящей статье понимается осуществление платежа в размере менее половины подлежащей выплате суммы». , совершенная из корыстной или иной личной заинтересованности руководителем организации, работодателем - физическим лицом, руководителем филиала представительства или иного обособленного структурного подразделения организации, - наказывается штрафом в размере до 120 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до одного года.

Полная невыплата свыше двух месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат или выплата заработной платы свыше двух месяцев в размере ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности руководителем организации, работодателем - физическим лицом, руководителем филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации, - наказывается штрафом в размере от 100 тыс. до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового

Указанные деяния, если они повлекли тяжкие последствия, - наказываются штрафом в размере от 200 тыс. до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

Трудовой кодекс, N 197-ФЗ | ст. 130 ТК РФ

Статья 130 ТК РФ. Основные государственные гарантии по оплате труда работников (действующая редакция)

В систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включаются:

величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации;

абзац утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;

меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы;

ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя, а также размеров налогообложения доходов от заработной платы;

ограничение оплаты труда в натуральной форме;

обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности в соответствии с федеральными законами;

федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, включающий в себя проведение проверок полноты и своевременности выплаты заработной платы и реализации государственных гарантий по оплате труда;

ответственность работодателей за нарушение требований, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями;

сроки и очередность выплаты заработной платы.

  • BB-код
  • Текст

URL документа [скопировать ]

Комментарий к ст. 130 ТК РФ

1. Одной из основных гарантий признается величина МРОТ. Минимум заработной платы выполняет две функции: защищает трудящихся от неоправданно низкой заработной платы и является базовой величиной для составления тарифных сеток и схем должностных окладов.

2. В систему государственных гарантий по оплате труда работников включаются меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы. Главной (и пока единственной) такой мерой является индексация заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги (см. коммент. к ст. 134).

3. Гарантией получения работником заработной платы в полном объеме выступает ограничение удержаний из заработной платы работника. Трудовой кодекс ограничивает как основания удержаний, так и их размеры (см. коммент. к ст. ст. 137, 138).

4. Следующей гарантией по оплате труда работников, отнесенной к государственным, является ограничение оплаты труда в натуральной форме (см. коммент. к ст. 131).

5. Среди гарантий названо и обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности.

В соответствии с п. 1 ст. 64 ГК РФ при ликвидации юридического лица расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда производятся во вторую очередь после требований по выплатам за причинение вреда жизни и здоровью. Аналогичное правило действует в отношении индивидуального предпринимателя (ст. 134 Закона о банкротстве).

Признание работодателя банкротом рассматривается законодателем как основание для предоставления работникам специальных гарантий, обеспечивающих реализацию их трудовых прав, в т.ч. права на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы. Статья 2 Закона о банкротстве признает работников организации кредиторами в части требования выплаты выходного пособия и оплаты труда. Правовое положение работников в случае признания работодателя банкротом характеризуется наличием у них некоторых преимуществ по сравнению с другими кредиторами. В частности, на удовлетворение требований о взыскании задолженности по заработной плате не распространяется мораторий (ст. 95 Закона о банкротстве).

В случае недостаточности денежных средств на счете работодателя для удовлетворения предъявленных к нему требований в первую очередь осуществляется списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов; во вторую очередь удовлетворяются требования по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, если эти требования подтверждены исполнительными документами (удостоверение КТС, исполнительный лист); в третью очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (п. 2 ст. 855 ГК РФ). Указанная норма применяется с учетом положений ст. 5 Федерального закона от 03.12.2012 N 216-ФЗ "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов", т.е. списание средств по расчетным документам, предусматривающим платежи в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, а также перечисление или выдача денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, производятся в порядке календарной очередности поступления указанных документов после перечисления платежей, осуществляемых в соответствии со ст. 855 ГК РФ в первую и во вторую очереди.

6. Среди государственных гарантий по оплате труда работников названы также федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, включающий в себя проведение проверок полноты и своевременности выплаты заработной платы и реализации государственных гарантий по оплате труда и ответственность работодателей за нарушение требований, установленных ТК, законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями. Эти гарантии имеют общий характер и имеют значение при применении не только правовых норм об оплате труда, но и норм других институтов трудового права (см. ст. ст. 353 - 369 ТК).

7. Применительно к оплате труда основным нарушением работодателей является задержка выплаты заработной платы. Это нарушение влечет неблагоприятные последствия как для работодателя, так и для его должностных лиц. Во-первых, работодатель за каждый день задержки выплаты заработной платы выплачивает компенсацию (см. коммент. к ст. 236). Во-вторых, руководители и иные должностные лица организаций, виновные в задержке выплаты заработной платы, могут быть привлечены к дисциплинарной (ст. ст. 195, 362, 419 ТК), административной (ст. 5.27 КоАП РФ) и уголовной (ст. 145.1 УК РФ) ответственности. В-третьих, работник может прибегнуть к самозащите своего права на получение заработной платы своевременно и в полном объеме (см. коммент. к ст. 142 ТК), т.е. приостановить выполнение трудовых обязанностей до выполнения работодателем своих обязательств.

Иные нарушения законодательства об оплате труда, например невыплата премии, установленной системой оплаты труда, оплата сверхурочных работ в одинарном размере, выплата заработной платы полностью в натуральной форме и т.п., могут повлечь административную ответственность работодателя и (или) его должностных лиц (ст. 5.27 КоАП РФ). Если нарушаются требования коллективного договора или соглашения, например, об установлении доплаты определенного размера за работу в ночное время, работодатель либо лицо, его представляющее, могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 5.31 КоАП РФ.

Действительно, из системного толкования положений ст.ст. 130 , 164, 165, 287 Трудового кодекса Российской Федерации не следует, что стимулирующие выплаты в составе заработной платы являются элементом системы основных государственных гарантий по оплате труда работников гарантий и компенсаций лицам, работающим по совместительству...

  • Решение Верховного суда: Решение N ГКПИ11-194, Судебная коллегия по гражданским делам, первая инстанция

    Трудовой кодекс Российской Федерации в статье 130 определяет основные государственные гарантии по оплате труда работников, включая величину минимального размера оплаты труда в Российской Федерации, а статья 133 предусматривает, что минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения...

  • +Еще...