Описание картин веласкеса. Веласкес: картины с названиями и описанием

Прожил творец на белом свете почти 6 десятилетий, и 2/3 своей жизни он провел в качестве придворного живописца у Филиппа IV. Это, несомненно, почетная и желанная должность, однако, она была частично губительна для его таланта. Это связано со строгим регламентом, который предъявлял ему королевский двор. Тем не менее это не помешало Диего Веласкесу создавать картины в его уникальной, живописной манере.

Несравненный портретист

С многочисленных портретов королевской четы или знати на зрителей смотрят настоящие, живые люди. Живописец часто раскрывал тайны, которые люди, изображенные на его картинах, хотели бы скрыть. Он вовлекает зрителя в их переживания, раскрывая многогранность их тревог и волнений, а также сложности, что находятся в душах самых сильных и великих людей мира.

Начало карьеры

Диего Родригес де Сильва Веласкес был рожден в июне в 1599 году на территории Севильи. Он был из семьи маранов, то есть евреев, которые приняли христианство. Диего был старшим среди восьмерых детей в его семье. Талант к живописи мальчик смог обнаружить у себя в очень раннем возрасте, а уже в десятилетнем возрасте его отдали учиться сначала к известному художнику Франсиско Эррере Старшему. После он пошел обучаться к Франсиско Пачеко. По достижению 18 лет Диего Веласкес прошел экзамен для получения звания мастера, и стал гордым членом гильдии живописцев в Севилье. В своем раннем периоде мастер черпал вдохновение с быта и жизни простых людей, которые окружали его. Зарисовки обыденной жизни жителей Севильи художник старательно выписывал, придерживаясь особой реалистичности, которую постарался подчеркнуть у Караваджо.

Престижное повышение

Получить престижное место живописца при дворе короля Испании художнику Диего Веласкесу помог портрет знаменитого поэта Луиса де Гонгора-и-Арготе, который был ярым конкурентом и соперником Лопе де Веги. Работа настолько понравилась монарху, что тот решил заказать у живописца собственный портрет. Готовая картина настолько его поразила, что он пообещал, что никто кроме Диего Веласкеса не будет больше писать его таким образом. Итак, с 1623 года он завоевал эксклюзивное право писать картины обо всем королевском семействе, прославляя на своих полотнах Великую династию Габсбургов.

Кончина

Умер Диего Веласкес в августе 1660 года. После себя он оставил огромное творческое наследие, из которого брали вдохновение различные поколения художников, относившихся как к романтизму, так и к импрессионизму. Безусловно, биография Диего Веласкеса интересная и захватывающая, однако ничто не сравниться с его творчеством.

Портрет папы Иннокентия X (написана в 1650 году)

Картина находится на территории Рима, в галерее Дориа-Памфили. Многие эксперты называют данное произведение одним из лучших реалистических портретов. Папа Иннокентий X нарисован в своих парадных пышных убранствах, он сидит богато в своем украшенном кресле. Тем не менее это не классический парадный портрет, художник Диего Веласкес решил передать на своем холсте глубокий внутренний мир понтифика. Всего дважды он встречался в живую с Иннокентием X. Это было во время его визита в Вечный город в 1650 году. Эмоции от обеих встреч настолько сильно на него повлияли, что он сумел непревзойденно перенести эти ощущения в портрете.

Иннокентий X славился своей двуличностью и корыстолюбием. Смотря на полотно, мы видим недобрый взгляд коварного и действительно жесткого человека. Тем не менее в холодном свете его глаз можно прочитать подавленность: мы понимаем, что понтифик чем-то сильно озадачен. Именно таким для дьявола Веласкесу представился однажды папа. Он стал свидетелем личных переживаний столь выдающейся личности, которые понтифик не смог скрыть от посторонних. Не вызывает сомнений и тот факт, что это чрезвычайно умный и сообразительный человек. Иннокентий X, увидев свой портрет, восторженно воскликнул: «Слишком правдиво!» За этот портрет художник получил в качестве вознаграждения нагрудную цепь с изображением папы, находящимся в медальоне. Слава о столь талантливом и непревзойденном испанском живописце молниеносно пронеслась по всей Италии, из-за чего сразу же начали появляться многочисленные подражатели.

"Венера с зеркалом"

Картина Диего Веласкеса «Венера с зеркалом» сейчас хранится на территории Лондонской Национальной галереи и является последним сохранившимся полотном обнаженной женщины, которую писал художник. Точные даты картины, когда она была нарисована, определить не удается. Художник трудился над ней на территории Италии, ведь в Испании рисовать обнаженное тело строго запрещалось законами инквизиции.

Сюжет был выбран Диего из-за влияния творчества венецианцев, принадлежавших к эпохе Возрождения: Тициану и Джорджоне. В отличие от итальянцев, кисть испанца изображала Венеру целомудренно, со спины. Глубину картины подчеркивает и рама зеркала, в которое смотрится непревзойденная Венера. Согласно данным искусствоведов, самая первая рама для картины также была черной, что играло на перспективу. Венера Веласкеса менее относится к чему-то божественному. Больше всего это гимн о красоте женщины, ее чувственной любви.

Портрет Маргариты

Диего Веласкес, являясь придворным служителем испанской короны, часто на своих полотнах рисовал членов королевской семьи. Это не только было очень популярно, но и помогало подчеркивать могущество и выдающееся благородство правящей династии. Одним из великолепных примеров таких работ является картина Диего Веласкеса «Маргарита», написанная в 1655 году. Этот портрет является важным событием в творчестве художника, его смело можно отнести к зрелому периоду его искусства. В это время Веласкес написал большое количество портретов дочери короля Филиппа IV, в последствии ставшей императрицей Римской империи.

На картине мы видим маленькую девочку, одетую в официальный наряд. У нее холодный и надменный взгляд, какой и должен быть у представителя столь великой династии. Осанка тоже отображает в девочке прямую принадлежность к королевскому роду.

Тем не менее, несмотря на всю чопорность и статичность фигуры, художник сумел передать детали лица с малейшими подробностями: мягкость линий, золото ее волос, нежные слегка пухлыми губы. Это помогает придать портрету некую теплоту и детскую нежность, что сильно контрастирует с внешним строгим обличием.

Если вы хотите увидеть воочию этот великолепный портрет Диего Веласкеса, тогда вам стоит отправиться в Лувр, один из самых известных и роскошных музеев на территории не только Европы, но и всего мира. Картина относится к стилю барокко.

"Менины"

Это произведение Диего Веласкеса находится на территории мадридского музея Прадо. Полотно изображает мастерскую художника на территории Королевского дворца в Мадриде. Сейчас такую обстановку могли бы назвать «бэкстейджем».

Картина изображает живописца, что трудится над портретом короля с королевой. Их можно увидеть в зеркале на заднем плане. Стоит отметить, что это единственная картина Диего, где венценосная пара изображается вместе. Девочка, что находится в центре картины, это единственная на то время дочь королевской семьи - пятилетняя Маргарита. В облике девочки Веласкес старается воплотить все состояние, богатство и изящество, которыми обладала семья. Инфанта изображена с несвойственным для ее юного возраста спокойствием. Она ничем не выдает ту радость, которую испытывает от нахождения с родителями, на ее лице мы не можем разглядеть интереса, непременно появившегося бы у ребенка при виде необычной обстановки внутри мастерской художника. Становится очевидным, что наследная принцесса отлично выучила: сдержанность считается главной добродетелью в ее семье. Стоит отметить, что король Филипп IV смеялся на людях всего два раза, прожив долгих 60 лет.

Полотно называется «Менины». Именно так называли фрейлин, которые с самого раннего возраста прислуживали принцессе. На сцене, которую изображает Веласкес, можем заметить двух фрейлин. Это реальные девушки, имена которых, к счастью, удалось сохранить. Дама, которая подает молодой принцессе кувшин в глубоком реверансе, является доньей Марией Сармиенто. Позади малышки находится донья Иабелла де Веласко.

На просторном полотне нашлось место и для придворных карликов - это Мария Барболе и Николас Петрусато. Эти люди изображены в композиционной группе вместе с собаками. Таким образом художник напоминает об их статусе. Многих людей, которые отличались физическим уродством, при дворе расценивали, как утварь. Они помогали веселить знать, заставляли их чувствовать себя более привлекательными и уверенными в себе. Тем не менее для зрителя очевидно, что художник относился к карликам со значительным уважением. Мария Барбола и инфанта находятся на одной параллели, их образы пересекаются. Безусловно, одна - привлекательная и молодая, а вторая может вызвать содрогание. Однако каждая из них отличается умными чертами лица, в этом и заключается особый трагизм полотна.

Отдельно стоит обратить внимание на автопортрет Веласкеса. Себя он изображает занятым работой. В руках он держит кисть с палитрой и одет в черный костюм. На груди его красуется величественный крест Великого военного ордена Меча святого Иакова Компостельского. «Менины» писались в 1656 году, однако, членом ордена Диего стал лишь 3 года спустя. Крест дописали позже. Согласно легенде, его написал король собственной рукой.

"Дама с веером"

Помимо представленных картин, также предлагаем насладиться величественным произведением Диего Веласкеса «Дама с веером». Она написана в 1640 году и изображает привлекательную интересную испанскую женщину. Изысканно подчеркиваются ее национальные особенности: маленький рост, стройная фигура, изящные движения.

Дие́го Родри́гес де Си́льва-и-Вела́скес (исп. Diego Rodríguez de Silva y Velázquez; 6 июня 1599, Севилья - 6 августа 1660, Мадрид) - испанский художник, крупнейший представитель мадридской школы времён золотого века испанской живописи, придворный живописец короля Филиппа IV. Среди его учеников - Эстебан Мурильо и Хуан де Пареха. Единственное высказывание художника, которое сохранилось - «Предпочитаю быть лучшим в изображении уродства, а не вторым в изображении красоты».

Диего Веласкес родился 6 июня 1599 года (в некоторых источниках эта дата указывается как дата крещения) в Севилье (Испания) в семье местных уроженцев Хуана Родригеса де Сильва и Иеронимы Веласкес, чьи предки переехали в Испанию из Португалии. Родители будущего художника поженились в севильской Церкви святого Петра (исп.)русск. 28 декабря 1597 года, там же, где позже и был крещён новорождённый Диего, самый старший из восьмерых детей в семье. По обычаю, широко распространённому в Андалусии, Диего и его брат Хуан, также ставший художником, взяли себе фамилию матери, но сохранились образцы подписей художника, где он использовал и вторую фамилию «Сильва Веласкес».

Художественный талант Веласкеса открылся в раннем возрасте. Согласно биографу Антонио Паломино, по исполнении 10 лет, в 1610 году, Диего определили на учёбу в мастерскую известного севильского художника Франсиско Эрреры Старшего . Срок пребывания в мастерской Эрреры был очень кратким, так как тот имел весьма скверный характер, чего молодой ученик не смог выдержать. Обстоятельства обучения не были задокументированы, но известно, что в октябре 1611 года Хуан Родригес подписал «договор на обучение» своего сына Диего с художником Франсиско Пачеко, на шесть лет, начиная с декабря 1611. Пачеко, человек широкой культуры и многосторонне образованный, автор неизданного при жизни трактата по искусству живописи, верный последователь Рафаэля и Микеланджело и сам делавший превосходные портреты карандашом, несмотря на отсутствие большого таланта, был своим человеком в интеллектуальной среде Севильи и среди духовенства, поскольку занимал должность цензора и эксперта по церковной живописи при святейшей инквизиции в Севилье. Школа живописи Пачеко, носящая название «Academia Sevillana», отражала академический, официальный взгляд на изложение религиозных сюжетов и образов. Именно в этой школе молодой Веласкес получил свою первую техническую подготовку и эстетические навыки, в ней же подружился с будущим скульптором и живописцем Алонсо Кано и знаменитым испанским живописцем Франсиско де Сурбараном .

23 апреля 1618 года девятнадцатилетний юноша женился на 15-летней дочери Пачеко Хуане Миранде. Вскоре у них родились две дочери: Франсиска в 1619 году и умершая в младенчестве Игнасия в 1621 году. Узы брака между членами разных семей испанских художников были широко распространены в то время, поскольку облегчали поиск работы и заказов.

Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать своё искусство в королевстве, иметь мастерскую и нанимать подмастерьев». Первые работы юноши были выполнены в жанре бодегонес (bodegón - трактир (исп.)) и представляли собой бытовые сценки из народной жизни, в изображении которых Диего показал себя великолепным наблюдателем. Известно около двадцати работ того периода, из которых до наших дней сохранилось только девять. К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола»(около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старая кухарка» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует своё мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды. Произведения Веласкеса того периода, особенно его натюрморты, оказали большое влияние на современных ему севильских художников. Существует большое количество копий и имитаций оригинальных полотен мастера. Этот этап творчества художника характеризуется влиянием караваджизма - подчёркнутым реализмом в изображении предметов и точной передачей черт натуры, усиленных контрастным освещением фигур переднего плана, а также плотностью письма. Все работы выполнены с использованием тёмного, часто условного фона, лишённого глубины, что оставляет ощущение безвоздушности, в лаконичной и выразительной манере. При всём этом следует отметить, что не возникает сомнений в жизненности и достоверности изображённых образов и сцен.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

Веласкес, один из величайших мастеров мировой живописи, далеко вышел за пределы национальной школы. Уже испанские современники называли его «художником Истины». Какой бы области живописи он ни касался, всюду он сказал новое слово.

Диего Родригес де Сильва Веласкес - таково его полное имя - родился в небогатой дворянской семье в Севилье. Известно, что маленький Диего воспитывался в духе христианского благочестия, посещал латинскую школу и, рано обнаружив склонность к искусству, был отдан отцом в обучение к известному живописцу Франсиско Эррере Старшему, которого вскоре покинул ради мастерской Франсиско Пачеко, теоретика искусства, заурядного художника, но опытного педагога. В семнадцать лет Веласкес получил звание мастера. В 1618 году он женился на дочери Пачеко Хуане Миранде. «После пяти лет обучения и образования, - писал Пачеко, - я отдал за него замуж свою дочь, побуждаемый его добродетелью, чистотой и другими качествами, а также в надежде на его природный и высокий гений». Гостеприимный дом Пачеко современники называли «академией образованных людей не только Севильи, но и всей Испании».

Первым знакомством молодого художника с реальной жизнью стали картины в жанре бодегонов (от слова харчевня, трактир) - изображения скудных завтраков и кухонных сцен с немногими полуфигурами и натюрмортом на переднем плане. Картины населяют увиденные художником на шумных улицах родного города смышленые мальчишки, пожилые горделивые андалусски, статный водонос, желанный гость в часы южного зноя.

Однако счастливые севильские годы остались позади. Благодаря связям Пачеко Веласкес в октябре 1623 года был назначен придворным живописцем с исключительным правом писать портреты короля. Отныне почти сорокалетняя жизнь Веласкеса протекала в Мадриде.

Все показалось ему чуждым в новой неприветливой столице Испании. Мадрид стал средоточием пышного королевского двора, огромного бюрократического аппарата; правила придворного этикета действовали здесь с тупой неукоснительностью механизма.

Мастерская Веласкеса помещалась в одном из крыльев королевского дворца - Алькасара. В отличие от своих великих современников Рубенса и Рембрандта, Ван Дейка и Пуссена, он не мог целиком отдаться искусству. Его карьера при дворе - карьера придворного, медленно восходившего на иерархической лестнице официальных должностей, вплоть до гофмаршала двора в 1656 году.

Мастер обрел большую, чем его соотечественники, свободу в создании произведений светского содержания, но оставался ограниченным заказами своего господина Филиппа IV. Вместе с тем жизнь в Мадриде открыла для Веласкеса возможность изучения ценнейших собраний живописи, сблизила его с испанской культурной элитой. С присущим ему безупречным вкусом сам он пополнял художественные коллекции Алькасара. Приор Франсиско де лос Сантос писал в 1681 году, что испанский королевский дворец, который по собранию картин является «выдающимся среди других дворцов монархов мира», обязан этим «заботам Веласкеса».

О жизни Веласкеса в Мадриде дошли скупые сведения. Не сохранились его письма, почти нет высказываний, но даже то немногое, что о нем известно, создает исключительно привлекательный образ человека высокого нравственного благородства.

Радостным событием в жизни Веласкеса был приезд Рубенса в 1628 году и общение с ним. Возможно, великий фламандец был в той или иной мере связан с созданием картины Веласкеса «Триумф Вакха» (1628-1629, Мадрид, Прадо; популярное название Пьяницы принадлежит началу XIX века).

Для Веласкеса, портретиста по призванию, эта была первая большая сюжетная картина, где он обратился к новому для себя и редкому для испанской живописи мифологическому жанру. Как все его сюжетные картины, полотно необычно по замыслу. Изображенная на фоне горного пейзажа компания испанских бродяг пирует вместе с античным богом Вакхом и сопровождающим его фавном. Избегая искусственности подобного сопоставления, художник нашел такие формы характеристики, которые резко не разделяют высокое от жизненно достоверного. Его Вакх - простоватый, чуть располневший юноша, а в его спутниках, грубоватых, полных жизни, удали, душевного размаха, угадывается что-то крупное и значительное.

Возможно, по совету Рубенса Филипп IV послал Веласкеса в 1629 году в Италию. Он посетил многие знаменитые города; в Венеции, увлеченный Тицианом, Тинторетто и Веронезе, изучал и копировал их работы. Затем жил в Риме, где и создал в 1630 году «Кузницу Вулкана» (Мадрид, Прадо), в которой, как и в Вакхе, но только сложнее и с большей долей иронии соединил мифологический сюжет со сценой, приближенной к реальности.

После возвращения Веласкеса из Италии в 1631 году его искусство обрело новые силы, стало неизмеримо более уверенным и зрелым. Мастер стремится наполнить жизнью, изменить традиционные парадные схемы. Ярким утренним светом пронизан конный портрет маленького наследника престола инфанта дона Балтасара Карлоса (1635, Мадрид, Прадо), изысканный и полный радостной красочности.

О высоком творческом подъеме Веласкеса свидетельствует его картина «Сдача Бреды» (Копья; 1634-1635, Мадрид, Прадо), запечатлевшая падение в 1625 году голландской крепости Бреда - одну из немногих крупных побед испанского оружия в неудачной для абсолютистской Испании войне с демократическими Нидерландами. Полотно принадлежит к числу самых значительных произведений европейской исторической живописи. В нем с высокой мерой объективности и глубокой человечностью охарактеризована каждая из враждующих сторон. Изображен момент, когда командующий голландским гарнизоном вручает ключ от крепости испанскому полководцу, милостиво дарующему свободу побежденным. Действующие лица образуют полукольцо вокруг центральных фигур, вовлекая и зрителя, который становится участником события. Группа горделивых испанцев стоит под лесом стройных копий. Вместе с тем мастер с уважением и симпатией изображает побежденных голландцев. Огромное уходящее пространство равнины наполнено серебристым туманом раннего июньского утра, с которым сливается дым пожарищ пылающих на горизонте селений.

В 1630-1640-х годах Веласкес писал портреты короля, королевской семьи, сановников, друзей, учеников, королевских шутов. В его портретах обычно отсутствуют аксессуары, жест, движение, преобладает строгая темная гамма, оживленная богатством изысканных оттенков, особенно серого тона. Художник изображает человека в единстве самых противоречивых проявлений характера, подчас сложных, как сложна сама жизнь. При этом портреты Веласкеса эмоционально очень сдержанны. Художника, не всегда находившего в придворных кругах вдохновлявших его моделей, влекли к себе люди творческого склада, яркого темперамента.

Подлинную творческую свободу Веласкесу удалось проявить в портретах шутов. Следуя традиции, он исполнял заказанные ему портреты шутов, карликов, уродцев. Произведения эти не имеют себе равных в мировой живописи. С беспощадной правдивостью художник пишет жалкие, беспомощные фигуры, больные лица, отмеченные печатью вырождения. Тем ценнее его стремление раскрыть в каждом обиженном природой черты подлинной человечности, передать в шуте и уроде их душевное состояние, поднимающееся подчас до скорбного трагизма. Веласкес обнаруживает мир внутренних переживаний в степенном, одиноко печальном умном карлике Эль Примо, в растерянном, забившемся в угол дурачке (Эль Бобо) из Кории, в уродце Себастьяно Морра, устремившем на зрителя взгляд, полный укора и мрачного отчаяния (все - Мадрид, Прадо).

С темой подавленной и отвергнутой обществом человеческой личности связаны изображения Мениппа и Эзопа (оба - ок. 1640, Мадрид, Прадо) - стоящих в рост величественных фигур уличных нищих, носящих имена античного сатирика и античного баснописца. В образе Эзопа, одном из самых глубоких в творчестве Веласкеса, - грустное безразличие и мудрость человека, изведавшего истинную цену жизни.

Портретному искусству Веласкеса сопутствовал триумфальный успех в Италии, которую он с целью приобретений произведений искусства вторично посетил в 1649-1651 годах.

В портрете своего ученика и слуги Хуана Парехи (1650, Нью-Йорк, Музей Метрополитен) художник по-шекспировски глубоко понял гордую и незаурядную натуру этого потомка мавров, народа, подвергавшегося гонениям в католической Испании. Портрет Парехи, выставленный в ротонде Пантеона, был встречен с воодушевлением римской общественностью; Веласкеса избрали членом римской Академии Святого Луки и Общества виртуозов Пантеона.

Написанный же в 1650 году портрет римского Папы Иннокентия X (Рим, галерея Дориа-Памфили), невиданный по откровенности образа, буквально покорил итальянцев. Мощное цветовое звучание портрета, построенного на напряженном контрасте белого и всех оттенков красного, становится как бы выражением энергии и темперамента изображенного человека. Лицо Иннокентия X - грубое, багровое, с настороженным взглядом глубоко посаженных глаз - притягивает своей властной силой. Увидев портрет, римский Папа, как известно, воскликнул: «Слишком правдиво!», - но принял его благосклонно и художника наградил золотой цепью. Портрет главы римской церкви стал самым знаменитым созданием Веласкеса вне Испании. Посетив галерею Дориа-Памфили, В.И. Суриков писал: «Для меня все галереи Рима - этот Веласкеса портрет. От него невозможно оторваться, я с ним перед отъездом из Рима прощался, как с живым человеком, простишься, да опять воротишься - думаешь, а вдруг в последний раз его вижу».

Мастер не спешил возвращаться в Испанию, что чрезвычайно раздражало Филиппа IV. Неоднократные напоминания короля и особенно решительное письмо одного из испанских друзей заставили его в июне 1651 года вернуться на родину.

Наступила пора великих творческих свершений и вместе с тем самой напряженной работы при дворе. Веласкес занимает должность гофмаршала, и жизнь его целиком замыкается в стенах Алькасара.

В последнее десятилетие своей жизни Веласкес создал свои знаменитые картины «Венера перед зеркалом» (ок. 1650, Лондон, Национальная галерея), «Лас Менинас» (1656), «Пряхи» (ок. 1657, обе - Мадрид, Прадо), великолепные придворные портреты. Вдохновенным артистизмом, смелостью живописных находок покоряют женские и детские портреты особ королевского дома. Глубоким психологизмом отмечен самый поздний портрет стареющего Филиппа IV (1655-1660, Мадрид, Прадо), в котором привычная величавая невозмутимость испанского монарха не может скрыть того, что он не только обрюзг и устал, но и душевно подавлен, одинок; в его обычно вялом и холодном взгляде угадывается что-то скорбное.

Поздние картины Веласкеса столь необычны по замыслу, по взаимосвязи образов, многоплановому содержанию, что их истолкование и поныне вызывает оживленные споры среди исследователей.

Венера перед зеркалом, которое держит амур, - одна из самых гармоничных его картин, редчайшее изображение обнаженного женского тела для испанской живописи того времени. Особую свежесть и остроту приобретает здесь найденный художником угол зрения, подчеркивающий певучий ритм линий. Красота веласкесовской Венеры - красота реальной живой женщины, как и в других его произведениях, красота самой натуры. Вместе с тем образ возвышенно прекрасен.

Выходя за пределы каких-либо жанров, Веласкес с неподражаемым живописным совершенством создает свои крупномасштабные поздние картины «Лас Менинас» и «Пряхи». Условное название «Лас Менинас» появилось в каталоге 1843 года и подразумевало «Фрейлины» (оно произошло от португальского слова «менина», т. е. молодая фрейлина испанских инфант). В музейных же инвентарях XVII-XVIII веков картина называлась Семья или Семья Филиппа IV.

В сумрачной дворцовой мастерской Веласкес, стоящий у холста, натянутого на высокий подрамник, пишет портрет королевской четы - король и королева как бы подразумеваются, присутствуя перед полотном (т. е. среди зрителей) и смутно отражаясь в зеркале на противоположной стороне зала. Маленькая инфанта Маргарита в окружении молодых фрейлин, карлицы, карлика и спящего пса призвана развлекать родителей в томительные часы сеанса. За группой переднего плана - фигуры придворной дамы и кавалера. Сзади гофмаршал королевы отдергивает гардину с окна, и сквозь открытую дверь солнечный свет вливается в дворцовые покои.

Жизнь запечатлена здесь в удивительном богатстве смысловых оттенков и сопоставлений, в сложной диалектике низведения официального величия и возвышения реального. Каждый образ на редкость красноречив. Например, фигуры прелестной инфанты и уродливой карлицы размещены и сопоставлены так, что между ними возникает странное сходство, придающее их образам некие неожиданные грани; похожий на изящного мальчика карлик Николасито превосходит всех живостью и свободой. Даже дремлющему крупному псу отведена отнюдь не второстепенная роль. Его изображение - само воплощение вечных сил природы - усиливает впечатление господствующей тишины, умиротворения, странной завороженности. Вместе с тем картина наполнена движением пространственных планов, воздуха, света. Хаос мазков чистой краски исчезает при рассмотрении картины с отдаленного расстояния - все сливается в живописном единстве в гармонически прекрасное целое. Веласкес скромно изобразил себя в полутени, погруженным в работу. Но этот его автопортрет - один из ключевых образов картины, в которой господствует идея творческого восхождения и преображения жизни созидательной силой искусства.

На «одном дыхании» написана и другая прославленная картина «Пряхи», столь же сложная и многоплановая по своему замыслу. На переднем плане в полумраке ковровой мастерской помещены поглощенные работой испанские пряхи. Их изображение созвучно древнегреческому мифу об Арахне, искусной мастерице, дерзнувшей соперничать с самой богиней Афиной. Полная юной прелести босоногая пряха составляет как бы поэтическую параллель образу античной Арахны. На дальнем плане, на площадке, залитой солнцем, придворные дамы любуются ковром, изображение которого остается для зрителя загадочным. Из вытканной на ковре композиции, навеянной Похищением Европы Тициана, выдвинуты в зыбкое пространство интерьера персонажи греческого мифа - Афина и Арахна. Они то ли составляют часть шпалерной сцены, то ли уподоблены актерам на театральных подмостках.

Оба плана картины сливаются в сложном взаимодействии жизни и мифа, мечты и реальности, труда и творчества. Картина соткана из света и тени, пронизана воздухом, построена на богатейшем соотношении красочных пятен. Все трепещет, все живет, в сияющий круг слились спицы быстро вращающегося колеса прялки, словно слышен его легкий, серебристый звон.

Меньше, чем за год до смерти Веласкес стал кавалером ордена Сант Яго, одного из самых почетных рыцарских орденов Испании. Но даже эта милость, которая отметила его придворные, а не творческие заслуги, принесла ему немало унизительных переживаний. Потребовались доказательства его аристократического происхождения и многочисленные свидетельства того, что он занимался живописью только «ради своего удовольствия и по повелению короля», картин своих не продавал, а жалование получал лишь по занимаемым придворным должностям. Образ жизни Веласкеса, однако, не изменился. Подписанный после долгой войны между Францией и Испанией Пиренейский мир предусматривал брак между Людовиком XIV и старшей дочерью Филиппа IV Марией Терезой. Их обручение должно было состояться на острове Фазанов на испанской границе. Как гофмаршал двора Веласкес руководил подготовкой и украшением специального помещения для монаршей встречи, устройством празднеств и приемов, сопровождавших длительное продвижение королевского кортежа. Веласкес удостоился всяческих похвал, на церемонии обручения он выглядел необычайно элегантно. Воображение невольно рисует образ этого удивительного человека, всегда умеющего скрыть и свою усталость и накапливаемую годами горечь от непосильной работы, обладавшего спокойной доброжелательностью к людям. Но здоровье Веласкеса было подорвано. Приехав в Мадрид, он вскоре почувствовал приступ возвратной лихорадки. Веласкес скончался, достигнув вершины своего искусства. С торжественными почестями его как рыцаря ордена Сант Яго похоронили в главном алтаре мадридской церкви Сан Хуан Баутиста. Рядом с Веласкесом через семь дней была погребена сраженная горем его верная спутница жизни Хуана Миранда.

Татьяна Каптерева

На этом свете ему было отпущено шесть десятилетий, почти две трети из которых он был придворным живописцем Филиппа IV. Должность, почетная и желанная, но все же губительная для таланта из-за строгого регламента, не помешала Веласкесу создавать картины в совершенно особой живописной манере. С парадных портретов королевской семьи и придворных на зрителя смотрят живые люди. Живописец нередко раскрывает тайны, которые изображаемые им люди предпочли бы скрыть, вовлекает в их переживания, показывает многогранность переживаний и сложность волнений души сильных мира сего.

Диего Родригес де Сильва Веласкес родился 6 июня 1599 года в Севилье, в семье марранов (евреев, принявших христианство). Деог был старшим из восьмерых детей в семье. Живописный талант мальчик обнаружил в раннем детстве, в 10 лет его отдали на обучение сначала к севильскому художнику Франсиско Эррере Старшему, а затем к Франсиско Пачеко. В 18 лет Веласкес сдал экзамен на звание мастера и был принят в гильдию живописцев Севильи. Главным источником вдохновения раннего периода творчества Веласкеса был быт простых людей. Зарисовки повседневной жизни Севильи художник выписывал с особой реалистичностью, почерпнутой у Караваджо.

Должность придворного живописца короля Испании Филиппа IV принес Веласкесу портрет знаменитого поэта, соперника Лопе де Веги, Луиса де Гонгора-и-Арготе. Работа так понравилась монарху, что он заказал живописцу свой портрет - и снова настолько впечатлился получившейся картиной, что пообещал, что никто, кроме Веласкеса, больше писать его не будет. Так, с 1623 года художник получил почетное право писать все королевское семейство и прославлять в своих полотнах династию Габсбургов.

Диего Веласкес ушел из жизни 6 августа 1660 года, оставив после себя колоссальное творческое наследие, в котором черпали вдохновение многие поколения живописцев, представители романтизма и импрессионизма.

"Вечерняя Москва" предлагает вспомнить самые известные картины Диего Веласкеса.

«Менины» (1656 год)

Картина хранится в мадридском музее Прадо. На полотне изображена мастерская художника в королевском дворце в Мадриде. Сейчас бы это назвали «бэкстейдж» - на картине изображен живописец, работающий над портретом короля Филиппа IV и королевы Марианны. Они видны в зеркале на заднем плане картины, причем, это единственная картина Веласкеса, на которой венценосная чета изображена вместе. Девочка в центре картины – единственная на тот момент дочь Филиппа и Марианны, пятилетняя Маргарита. В облике этой малышки Веласкес постарался воплотить все изящество, благополучие, богатство и этой семьи. Инфанта держится с несвойственным ее возрасту спокойствием, ничем не выдавая радость находиться рядом с родителями или интерес от необычной обстановки в мастерской художника. Очевидно, наследная принцесса уже выучила, что сдержанность в ее семье является главной добродетелью – известно, что король Филипп IV смеялся на людях всего дважды, а прожил он 60 лет.

Полотно названо “Менины” – так именовали фрейлин, которые с детства служили у принцесс. В сцене, изображенной Веласкесом, участвуют две фрейлины – это тоже реальные персонажи, имена которых известны. Дама, подающая инфанте кувшин в глубоком реверансе, это донья Мария Сармиенто, за малышкой стоит донья Иабелла де Веласко. На живописном полотне нашлось место и придворным карликам – Марии Барболе и Николасу Петрусато. То, что они изображены в одной композиционной группе с собакой, напоминает о статусе этих людей при дворе. Людей с физическими уродствами расценивали как «утварь», они служили для увеселения знати и помогали им чувствовать себя более красивыми и уверенными в себе. Вместе с тем, очевидно, что Веласкес относился к обоим карликам с большим уважением - Мария Барбола и инфанта не случайно оказываются на одной параллели и их образы отчетливо пересекаются. Да, одна хорошенькая, а вторая вызывает содрогание, но у обеих очень умные лица. И в этом особенный трагизм.

Отдельного внимания заслуживает и автопортрет Веласкеса – себя художник изобразил за работой, с кистями и палитрой, в черном костюме. На груди его красуется крест Великого военного ордена Меча святого Иакова Компостельского. «Менины» были написаны в 1656 году – а членом ордена Веласкес стал только в 1659 году. Крест был дописан позже – причем, по легенде, его дописал собственноручно король Филипп IV.

«Пряхи» (1655-1657 годы)

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра


Фото: Репродукция картины Диего Веласкеса

Полотно хранится в мадридском музее Прадо. Веласкес очень тонко переплетает между собой бытовую зарисовку и мифологический сюжет, а также искусно играет глубиной и многоплановостью композиции. Местом действия выбрана королевская мастерская ковров. В картине явно читаются три плана – на переднем, более темном, работают пряхи, на втором – в арке – придворные дамы рассматривают сотканный ковер, а третий – собственно, само сотканное полотно, на котором изображен миф о пряхе Арахне, превзошедшей своим искусством саму богиню Афину и жестоко наказанная ею. Художник организует пространство картины при помощи особой работы со светом. Луч света озаряет прекрасную пряху, сидящую вполоборота к зрителям – она сосредоточена на своей работе – ее рука вытянута в сторону готового гобелена и как бы задает вектор движения взгляда. Наряды фрейлин сливаются по колористике с пространством ковра, как бы становясь частью мифологического сюжета. «Пряхи» Веласкеса – гимн повседневному труду, поэзия, которая творится руками простых людей.

Портрет папы Иннокентия Х (1650 год)

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра


Фото: Репродукция картины Диего Веласкеса

Картина хранится в Риме, в галерее Дориа-Памфили. Искусствоведы называют эту работу Веласкеса одним из лучших образцов реалистического портрета. Папа Иннокентий Х изображен в парадных пышных одеждах, сидящий в богато украшенном кресле – и вместе с тем, это не классический парадный портрет. Веласкес задумал передать на холсте внутренний мир понтифика. Вживую художник встречался с Иннокентием Х дважды во время своего визита в Рим в 1650 году – и впечатление от обеих встреч сумел воплотить а портрете. Иннокентий Х был известен своей двуликостью и корыстолюбием – с полотна на зрителей недобро смотрит явно коварный и жесткий человек. Однако в его холодных светлых глазах читается подавленность, очевидно, что он чем-то глубоко озабочен – именно таким Веласкесу довелось однажды случайно увидеть папу, стать свидетелем его личных переживаний, скрываемых от посторонних глаз. Не вызывает сомнений и то, что это чрезвычайно умный человек. Когда Иннокентий Х увидел свой портрет, он воскликнул «Чересчур правдиво!» За свою работу Веласкес получил в дар нагрудную золотую цепь с миниатюрой папы в медальоне – а слава о талантливом испанском живописце прокатилась по всей Италии, породив множество подражателей.

«Венера с зеркалом» (ок. 1647-1651 года)

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра


Фото: Репродукция картины Диего Веласкеса

Полотно хранится в Лондонской Национальной галерее и является единственным сохранившимся изображением обнаженного женского тела, написанным Веласкесом. Точная дата создания этой картины неизвестна, однако очевидно, художник работал над ней в Италии, ведь в Испании писать обнаженное тело запрещалось инквизицией. Сюжет был выбран Веласкесов под влиянием творений венецианцев эпохи Возрождения – Джорджоне и Тициана. Однако, в отличие от итальянцев, Венера кисти испанца целомудренно изображена со спины. Глубину изображения подчеркивает черная рама зеркала, в которое любуется собой Венера – по данным искусствоведов, «родная» рама картины также была черной, играя на перспективу. Божественного в Венере Веласкеса, кстати, не так и много – это скорее гимн человеческой красоте, чувственной стороне любви.

«Сдача Бреды» (1634 год)

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра


Фото: Репродукция картины Диего Веласкеса

Полотно хранится в музее Прадо в Риме. Это одна из 12 балатльных картин во славу военных побед короля Филиппа IV. Цикл был заказан Веласкесу для украшения зала королевств во вдорце Буэн-Ретиро – прославленный испанский художник должен был запечатлеть всю мощь, славу и непобедимость династии Габсбургов. «Сдача Бреды» рассказывает о завершении десятимесячной осады испанцами голландского города Бреда. С 1568 по 1648 год Испанская империя боролась за сохранения владычества Габсбургов над Испанскими Нидерландами (так называемая Восьмидесятилетняя война) – сражение под Бредой было важным с политической точки зрения, победа должна была поднять дух испанских воинов и показать всю тщетность сопротивление голландцев. Веласкес изобразил на своем полотне сцену передачи ключей от города губернатором Юстином Нассауским главнокомандующему испанских войск Амброзио Спиноле 5 июня 1625 года. Несмотря на то, что перед живописцем стояла задача прославления испанского оружия, он сумел расставить акценты так, что зритель проникается одинаковым уважением как к победителям, так и к побежденным. Художник верил – обе стороны в любой войне в равной степени достойны почтения, именно поэтому не воспевал своих соотечественников и не преуменьшал достоинства воинов Нидерландов. Игра светом снова используется для расстановки акцентов – лица мужчин обеих армий, выписанные светлее остальных, одинаково благородны. Попробуйте мысленно поменять местами повернутого к зрителям молодого человека со стороны голландцев и сеньора с черной бородой и усами со стороны испанцев – по настроению в картине ничего не изменится. Основной пафос картины – несомненно, великодушие.

При упоминании золотого века испанской культуры в первую очередь вспоминаются такие имена, как Мигель де Сервантес и Картины Веласкеса украшают выставочные залы России, Великобритании, США, Германии, Венгрии, Италии, Австрии и, что понятно, Испании.

Место Веласкеса в мировой живописи

Японские инженеры изобрели машину, которая рассчитала, кто из мировых художников имеет наибольший вес и значение для человечества. Она ставила баллы по множеству разных категорий. Наибольшее количество баллов по всем категориям набрал Рафаэль. Он занял первое место. Второе занял 17 века Диего Веласкес. Картины его хранятся в самых знаменитых Три полотна есть в правда, одно - со спорной атрибуцией.

В этой статье мы подробно остановимся только на двух работах, которые написал поздний Веласкес - картины с названиями «Менины» и «Пряхи». Они представлены на двух нижних фотографиях.

Расцвет Испанской империи

Веласкес родился в 1599-м, а умер в 1660 году. Это период, когда Испания правила миром. Границы империи простирались далеко за пределы одного материка. Помимо колоний в Европе, Испания владычествовала над территориями, расположенными на американских континентах, в Африке, Азии и Океании. Процесс захвата и присоединения земель происходил настолько быстро, что удерживать над ними контроль стало большой проблемой и главнейшей задачей Габсбургов. Освоение колоний, утверждение господства над ними, установление новых правил на присоединённых территориях удивительным образом отразилось на укладе жизни старой Испании. Возникли новые светские ритуалы, мода на сковывающую движения одежду, политически обоснованные кровосмесительные династические браки.

Магия двух поздних работ

Много интересного об эпохе мы могли бы не узнать и не понять, если бы не Веласкес. проливают свет на множество интересных фактов из жизни испанской знати и простого народа того времени. В них зашифрованы и подробности биографии самого художника. В этом контексте чрезвычайно интересны две работы, которые написал в 1656 и 1657 годах Диего Веласкес - картины «Менины» («Фрейлины») и «Пряхи, или Миф об Арахне» («Фабрика гобелена Санта-Исабель в Мадриде»).

Визуально-психологический эффект, производимый на людей названными полотнами, натуральный размер которых 318х276 и 222,5х293, можно определить словом «жутковатый». Самые лучшие репродукции не дают объективного представления о том, что в реальности представляют собой эти две картины. Описание Веласкесом инфанты Маргариты со свитой в первом случае и компании прях во втором создают у зрителей иллюзию присутствия в мастерской художника или в прядильне.

Манера работы великого испанца

Веласкес картины писал в особенной манере. Он практически не делал лишний мазков, прорисовок, эскизов. Эту суетливую работу он проводил в своей голове. Поэтому у многих складывалось впечатление, что он и не напрягается вовсе. Постоит, посмотрит, походит, попьёт воды... Может быть, он забыл о работе? Ничуть не бывало. Возвращается к мольберту и делает несколько уверенных мазков. Его замысел становится очевиден только после завершения работы. Даже не так. Его картины очень многоплановы. В них можно разбираться бесконечно долго - слишком много смыслов в них спрятано.

«Менины»

Искусствоведы считают, что на этой картине Веласкес изобразил себя. Одни утверждают, что он и есть тот человек, который стоит за мольбертом и держит в руках кисть и палитру. Другие уверены: Веласкес - это человек в проёме двери. Кто прав и почему возникло это противостояние?

Дело в том, что у художника на картине на груди - крест ордена Сант-Яго, а у Веласкеса его тогда ещё не было. Он не мог его подрисовать ни до присвоения, ни после. До - это неэтично, после - невозможно, так как картина ему уже не принадлежала. Если предположить, что крест пририсовал ему сам Филипп, то это всё равно не укладывается в концепцию картины. Представьте себе её без этого красного знака - равновесие всего изображения нарушается, вес картины устремляется в верхний левый угол. Мастер композиции не мог допустить подобной оплошности.

Кроме того, обратите внимание на палитру. Если человек, держащий её в руке, рисует то, что перед ним, тогда почему цвета красок не совпадают? Предположить, что это - сам Веласкес, пишущий портрет королевской четы? Но доподлинно известно - у Веласкеса никогда не было картин, где Филипп изображён с супругой, Марианной Австрийской.

Кого же рисует этот художник? Что говорят те, кто придерживается точки зрения, будто сам Веласкес и человек в окружении света в дверном проёме - одно и то же лицо?

Во-первых, проследите за направлениями рук карликов, за наклоном голов фрейлин и инфанты, продлите линию палитры - они сходятся на человеке в дверном проёме.

Во-вторых, если представить, что у человека в дверном проёме в руке кисть, а за пределами картины, там, где стоят король и королева, и где находится зритель, то есть мы с вами, повесить большое зеркало, то отражение будет точно соответствовать всему тому, что изображено на картине.

В-третьих, не забывайте, что картина очень большого размера. Так вот, если внимательно рассмотреть лицо, то можно заметить, что этот человек очень похож на мужчину с «Портрета молодого человека», «Завтрака», римского портрета и «Сдачи Бреды», только в разном возрасте. Какой смысл Веласкесу было так старательно компоновать сюжет, чтобы написать, пусть даже высокопоставленного, но всего лишь придворного? Получается, что король с королевой и инфанта позируют ради своего подданного? Абсурд.

И ещё. Первоначально возле мольберта была изображена инфанта Мария-Тереза, а гранд с кистью выглядывал из-за её плеча. Стереть инфанту и изобразить себя с несуществующим орденом, в очень горделивой и неестественной для живописца позе, а присутствующих здесь и позирующих Филиппа и Маргариту лишь далёкими отражениями в зеркале? Возможно ли это?

Утончённая месть?

Похоже, что художник посмеялся над неким грандом, выставив его напоказ в роли человека, занимающегося трудом живописца, что позорно для дворянина. Придворные интриги, зависть и подлость вельмож могли заставить Веласкеса придумать такой сюжет для группового портрета инфанты Маргариты, которую он очень любил, часто рисовал и на этой картине изобразил с большой любовью. Она очень мила. Девочке всего пять лет, но признаки вырождения - следствие родственных браков - уже заметны: рахитичный лоб, жиденькие волосы, большие прозрачные глаза. Чтобы это не бросалось в глаза и не вызывало неприязнь, Веласкес поместил рядом с девочкой её воспитательницу - карлицу Мари Барболу.

Оказаться на одной картине вместе с монаршими особами - большая честь, но быть запечатлённым в роли человека, выполняющего презираемую живописца - несмываемый позор для гранда и всех его потомков. Дилемма… Такова месть Веласкеса царедворцу, чинившему ему козни от зависти к блестящей карьере, ведь художник, кроме всего прочего, ещё и Квартирмейстер Дворца Его Величества.

«Пряхи»

Что можно сказать про следующее полотно, которое написал на закате жизни 58-летний Веласкес? «Пряхи» (описание картины заслуживает большого внимания, так как на ней изображены только женщины) - это портрет трёх любимых женщин художника. Они изображены на переднем плане, в центре картины. Миф об Арахне, превзошедшей мастерством Афину и превращённой за это в паука, странным образом спроецирован на женщин, сыгравших очень большую, возможно, главную роль в жизни художника. Высокопоставленный придворный, дворянин, род которого по линии отца начинается с Энея Сильвия, бывшего внуком прародителя римлян, рыцарь, умнейший человек... Но прежде всего Веласкес - художник. Картины, созданные им, содержат великое множество загадок, но в них заложены и ответы на них.

Любовь в судьбе живописца

Почему эти женщины в простых платьях, без красивых корсетов, кринолинов и плоёных воротников? Он не хочет, чтобы они чувствовали себя скованными неудобной одеждой моды тех лет? Ему дорого их здоровье и самочувствие? А может быть, он показывает, что они свободны и счастливы настолько, что могут не стремиться соответствовать жёстким требованиям этикета? Они могущественнее богов, так как привели его к вершине славы и карьеры? Вероятно. Но, как Арахна, он превращён в насекомое и, подобно ему, вечно ткущему паутину, должен до самой смерти быть прикованным к королевскому двору с его вечными подковёрными интригами, хитростью, кознями. И нет этому конца, и нет покоя. Это лишь одна из трактовок сюжета картины, которую написал за три года до смерти Веласкес.

Картины, написанные им в поздний период, полны тайн, которые очень интересно разгадывать. Они подталкивают к изучению истории, а это весьма полезное занятие.