«Образ возлюбленной в лирике М.Ю.Лермонтова. Анализ стихотворения она не гордой красотою лермонтова «Она не гордой красотою» Михаил Лермонтов

Стихотворение «Она не гордой красотою» было написано Михаилом Юрьевичем Лермонтовым в 1832 году. Оно принадлежит к любовной лирике поэта. Посвящено произведение Варваре Лопухиной, к которой долгое время Лермонтов испытывал очень нежные чувства.

Стихотворение можно разделить на две смысловых части. В первой поэт говорит о том, что женщина, о которой идет речь, имеет спокойную не яркую внешность. Лермонтов перечисляет те качества, которые, по его мнению, отсутствуют у лирической героини. У нее нет толпы поклонников и воздыхателей. Стан не является станом богини, и в ней никто не признает «своей святыни», и не клянется в любви. Вторая часть стихотворения противопоставляется первой. Внешняя красота женщины уходи на задний план, становится незначительной по сравнению с красотой ее души. Улыбки, жесты, открытость и простота героини делают ее настолько прекрасной, что вызывают восхищение автора.

В первой строке стихотворения можно встретить эпитет «гордой красотою». Скорее всего, здесь слово «гордой» синонимично слову «холодной». Прелестные внешне, но высокомерные красавицы не пленяли сердце молодого поэта. Однако героиня наделена красотою не внешней, а скорее внутренней. И эта красота настолько сильна, что «прельщает юношей живых», то есть молодых людей, для которых важен не внешний красивый облик, а женская доброта и «чудная простота».

Очень необычен конец произведения. Сердце автора не только «любит и страдает», но и стыдится любви. Что же заставляет Лермонтова стыдиться своих чувств? На момент написания произведения Варвара Лопухина состояла в браке, но с поэтом она всегда поддерживала тесные дружеские отношения. Женщина была первой читательницей произведений Лермонтова, многие из которых были посвящены ей. Однако стихотворение «Она не гордой красотою» при жизни молодой поэт никому не показывал, боясь скомпрометировать любимую женщину в глаз общественности. Впервые произведение было опубликовано уже после смерти его создателя. Конец стихотворения – это осознание невозможности быть рядом с той, которая так дорога поэту.

Таким образом, главная мысль произведения выражена в антитезе «гордая красота» - «чудная простота». Внешняя красота противопоставляется душевной, которая явля6ется наиболее значимой.

Анализ 2

Некоторые стихи обладают удивительной судьбой, и Она не гордой красотою.. – характерный тому пример. Оно написано Лермонтовым в раннем возрасте и посвящено Варваре Лопухиной, подруге детства, к которой он испытывал нежные чувства, на которые она отвечала взаимностью. Тем не менее, в итоге они не смогли соединиться полностью, и каждый имел собственный путь, поэтому поэт не публиковал стихотворение на протяжении длительного времени, вероятно, оно стало доступно общественности только после его гибели.

Стихотворение насыщенно нежными чувствами и искренностью, которую испытывал Лермонтов. Помимо этого оно довольно оригинальным образом описывает достоинства, которые являются не совсем характерными для женской красоты. В какой-то степени даже описывается и восхваляется отсутствие женской красоты в привычных рамках, но при этом внимание читателя акцентируется на некоторых других особенностях и деталях, которые, по мнению Лермонтова, тоже имеют высокую ценность.

Сначала Лермонтов довольно ясно заявляет об общем факте: «не гордой красотою», то есть действительно, красота в привычном понимании тут отсутствует и, соответственно, отсутствуют воздыхатели и поклонники. Далее рассматриваются довольно типичные особенности женской фигуры, которые нередко выступают как основные достоинства и считаются признаками красоты. Именно поэтому никто не считает эту девушку чем-то действительно возвышенным и достойным поклонения, ведь, как известно, для мужчин в целом поклонение женской красоте является вполне характерным поведением.

Лермонтов видит в собственной избраннице нечто другое, он отмечает детали, которые составляют столь привлекательный образ. Каждая, казалось бы, незначительная деталь, такая, к примеру, как речь или улыбка, наполнена вдохновеньем и удивительной простотой, которые и являются в действительности привлекательными. Такое простое и искреннее описание дополняется заключительными строками от Лермонтова, который анализирует собственное отношение и наблюдает за тем, как он страдает и даже немного стыдится собственного восхищения.

Этот пример любовной лирики является довольно легким и простым для восприятия, тем не менее, он действительно может в каком-то смысле быть эталонным для всех времен. В нем автор смещает акцент восхищения с описания внешней женской красоты и последовательно всех деталей облика, как часто делают поэты, к рассмотрению своего ощущения и внутреннего чувства, которое оно создает в поэте. Пресловутая внутренняя красота описывается тут невероятно точно и понятно именно так как может быть воспринимаема мужчиной.

Анализ стихотворения Она не гордой красотою по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Уж верба вся пушистая Фета

    Произведение было сочинено в 1844 году и не имеет отдельного названия. Названием считается главная строка рукописи. Главной мыслью творения считается канун весны.

    Изначально Державин хотел написать стихотворение На тленность, которое бы рассказывало о бренности этого мира, но он не смог воплотить собственный замысел, так как бренность призвала его. Поэтому от задуманного стиха осталось только начало

Недавно мы переводили сонет №130 Шекспира. И каким близким по содержанию
оказалось стихотворение М.Ю.Лермонтова.

Она не гордой красотою
Прельщает юношей живых,
Она не водит за собою
Толпу вздыхателей немых.
И стан ее - не стан богини,
И грудь волною не встает,
И в ней никто своей святыни,
Припав к земле, не признает.
Однако все ее движенья,
Улыбки, речи и черты
Так полны жизни, вдохновенья,
Так полны чудной простоты.
Но голос душу проникает,
Как вспоминанье лучших дней,
И сердце любит и страдает,
Почти стыдясь любви своей.

«ОНА НЕ ГОРДОЙ КРАСОТОЮ», стих. Л. (1832). Существует предположение (Н. Бродский), что в нем дана сравнит. характеристика В. А. Лопухиной и Н. Ф. Ивановой. Одухотворенный облик героини противопоставлен идеалу светской красавицы. Контрастность этих образов подчеркивается поэтич. структурой стиха - его антитетич. построением («Она не гордой красотою / Прельщает юношей живых.../ Однако все ее движенья, / Улыбки, речи и черты / Так полны жизни, вдохновенья, / Так полны чудной простоты...»). Стихи 9-12-й близки 125-130 стихам поэмы «Демон» (1838). Автограф - ИРЛИ, тетр. XX. Впервые - «Саратов. листок», 1876, 1 янв., № 1. Датируется по положению в тетради.

Рецензии

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру - порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

«Она не гордой красотою» Михаил Лермонтов

Она не гордой красотою
Прельщает юношей живых,
Она не водит за собою
Толпу вздыхателей немых.
И стан ее не стан богини,
И грудь волною не встает,
И в ней никто своей святыни,
Припав к земле, не признает;
Однако все ее движенья,
Улыбки, речи и черты
Так полны жизни, вдохновенья,
Так полны чудной простоты.
Но голос душу проникает
Как вспоминанье лучших дней,
И сердце любит и страдает,
Почти стыдясь любви своей.

Анализ стихотворения Лермонтова «Она не гордой красотою»

В жизни Михаила Лермонтова было несколько женщин, к которым он испытывал очень нежные и трепетные чувства. Одной из них являлась Варвара Лопухина, с которой поэт был знаком с самого детства. В 15 лет он был поставлен перед очень серьезным выбором, так как влюбился сразу в двух юных особ – Лопухину и Сушкову. Однако отдал предпочтение последней, хотя и понимал, что добиться ее взаимности будет совсем не просто.

Очень скоро Варвара Лопухина вышла замуж, и это известие разожгло в сердце поэта не только ревность, но и любовь. Удивительно то, что подруга детства испытывала к своему давнему воздыхателю не мене сильные чувства и готова была расторгнуть брак ради возможности разделить с Лермонтовым все печали и скорби совместной жизни. Однако поэт не принял такой жертвы и настоял на разрыве отношений. Тем не менее, молодые люди вели обширную переписку, и Варвара Лопухина была самой первой читательницей всех произведений поэта вплоть до его трагической гибели.

Правда, одно стихотворение она смогла увидеть лишь после смерти поэта. Лермонтов хранил его в отдельной тетради и не считал нужным публиковать, боясь скомпрометировать свою избранницу. Произведение «Она не гордой красотою», написанное в 1832 году, стало достоянием общественности спустя 15 лет. И ни у кого не возникло сомнений, кому именно оно адресовано.

Примечательно, что поэту к тому времени едва минуло 18 лет, и по всем законам природы, он должен был увлекаться красотками и кокетками. Однако на фоне Варвары Лопухиной все они теряли свою привлекательность, потому что его избранница «не гордой красотой пленяет юношей живых». Воссоздавая по памяти образ любимой, Лермонтов отмечает, что она не может похвастаться ни станом богини, ни роскошным бюстом. За ней не ходят толпами поклонники и не признаются ей в любви, рассчитывая получить в награду хотя бы мимолетный взгляд. Тем не менее, эта женщина поражает воображение окружающих, так как ее «улыбки, речи и черты так полны жизни, вдохновенья, так полны чудной простоты». Отсутствие кокетства и наигранности, которые так раздражали Лермонтова, превращает Варвару Лопухину в глазах поэта чуть ли не в божество. И это чувство автору удается сохранить в своей душе на всю оставшуюся жизнь, хотя он и понимает, что никогда не сможет быть рядом с той, которая так дорога ему. Поэтому Лермонтов пишет, что «сердце любит и страдает, почти стыдясь любви своей», ставя жирный крест на взаимоотношениях с женщиной, которая могла бы сделать его по-настоящему счастливым.


Она не гордой красотою
Прельщает юношей живых,
Она не водит за собою
Толпу вздыхателей немых.
И стан ее не стан богини,
И грудь волною не встает,
И в ней никто своей святыни,
Припав к земле, не признает;
Однако все ее движенья,
Улыбки, речи и черты
Так полны жизни, вдохновенья,
Так полны чудной простоты.
Но голос душу проникает
Как вспоминанье лучших дней,
И сердце любит и страдает,
Почти стыдясь любви своей.

Дата написания: 1832 год

Варвара Александровна Лопухина – одна из самых глубоких сердечных привязанностей М.Ю.Лермонтова.
Наталья Лопухина/Пленницы судьбы

Со старшей сестрой Вареньки - Марией Александровной, поэт, как ни удивительно, очень дружил, постоянно переписываясь с нею одною до конца своей жизни. Дружен он был и с братом девушек – Алексисом. Знал он и Вареньку, но именно осенью 1831 года, когда девушку привезли из богатого вяземского имения в Москву на первый в её жизни великосветский сезон, он полюбил её. Аким Шан-Гирей, троюродный брат поэта, воспитывавшийся в семье Арсеньевой, вспоминал: "В соседстве с нами жило семейство Лопухиных: старик отец, три дочери-девицы и сын; они были с нами как родные и очень дружны с Мишелем, который редкий день там не бывал... Он был страстно влюблен... в молоденькую милую, умную, как день, и в полном смысле восхитительную В.А. Лопухину; это была натура пылкая, восторженная, поэтическая и в высшей степени симпатичная... Чувство к ней Лермонтова было безотчетно, но истинно и сильно..." Как же состоялась встреча молодых людей?.. Весной 1832 года компания молодежи с Поварской, Большой и Малой Молчановки собралась ехать в Симонов монастырь ко всенощной - молиться, слушать певчих, гулять. Случайно во время этой поездки Лермонтов оказался рядом с Варенькой. Минувшей зимой 16-летнюю девушку привезли в Москву на «ярмарку невест». Она только одну зиму выезжала и еще не успела утратить ни свежести деревенского румянца, ни сельской естественности и простоты. Это делало ее не похожей на московских барышень, у которых все было рассчитано: жест, поза, улыбка. Каждая перемена настроения, мимолетное чувство и мелькнувшая мысль отражались на ее подвижном лице, которое в минуты внутреннего подъема становилось прекрасным. У Вареньки было немало поклонников: мужчин привлекали тонкие черты ее лица, большие задумчивые глаза, в омуте которых можно было утонуть, и взгляд, ничего общего не имевший с томным... но такой манящий. В доме общительной и любящей веселье Арсеньевой, «всеобщей бабушки» (она, действительно, была всем бабушка и заботилась обо всех, кто составлял круг ее внука), часто собиралась молодежь, и многие молодые люди оказывали внимание Вареньке. Даже родинка над бровью не портила облика девушки - она только подчеркивала изящество лица и всю «негордую» красоту в целом. Именно этот образ стал для Лермонтова эталоном красоты, и во многих произведениях он, вольно или невольно, описывает его.

Оригинал записи и комментарии на