Любительская астрономия: искусство и наука. Иранский спутник: анализ наблюдений Направления любительской астрономии
Установите соответствие между примерами и видами наук: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д |
По-яс-не-ние.
К есте-ствен-ным на-у-кам от-но-сят-ся науки: о кос-мо-се, его стро-е-нии, раз-ви-тии (аст-ро-но-мия, кос-мо-ло-гия, кос-мо-го-ния, аст-ро-фи-зи-ка, кос-мо-хи-мия и проч.); Земле (гео-ло-гия, гео-фи-зи-ка, гео-хи-мия и др.); фи-зи-че-ских, хи-ми-че-ских, био-ло-ги-че-ских си-сте-мах и про-цес-сах, фор-мах дви-же-ния ма-те-рии (фи-зи-ка и т. п.); че-ло-ве-ке как био-ло-ги-че-ском виде, его про-ис-хож-де-нии и эво-лю-ции (ана-то-мия и т. д.).
Тех-ни-че-ские науки со-дер-жа-тель-но ос-но-вы-ва-ют-ся на есте-ствен-ных на-у-ках. Они изу-ча-ют раз-ли-и-ные формы и на-прав-ле-ния раз-ви-тия тех-ни-ки (теп-ло-тех-ни-ка, ра-дио-тех-ни-ка, элек-тро-тех-ни-ка и проч.).
Об-ще-ствен-ные (со-ци-аль-ные) науки также имеют ряд на-прав-ле-ний и изу-ча-ют об-ще-ство (эко-но-ми-ка, со-цио-ло-гия, по-ли-то-ло-гия, юрис-пру-ден-ция и т. п.).
Гу-ма-ни-тар-ные науки - науки о ду-хов-ном мире че-ло-ве-ка, об от-но-ше-нии к окру-жа-ю-ще-му миру, об-ще-ству, себе по-доб-ным (пе-да-го-ги-ка, пси-хо-ло-гия, эв-ри-сти-ка, кон-флик-то-ло-гия и др.).
А) ло-ги-ка - науки о по-зна-нии и мыш-ле-нии.
Б) ма-те-ма-ти-ка - точ-ные и тех-ни-че-ские.
В) ис-то-рия - со-ци-аль-но-гу-ма-ни-тар-ные.
Г) по-ли-то-ло-гия - со-ци-аль-но-гу-ма-ни-тар-ные.
Д) фи-зи-ка - есте-ствен-ные.
Ответ: 42113.
Ответ: 42113
В струк-ту-ре наук учёные вы-де-ля-ют со-ци-аль-но-гу-ма-ни-тар-ные науки. Вы-бе-ри-те в при-ведённом ниже спис-ке со-ци-аль-но-гу-ма-ни-тар-ные науки, и за-пи-ши-те цифры, под ко-то-ры-ми они ука-за-ны.
1) био-ло-гия
2) ма-те-ма-ти-ка
3) куль-ту-ро-ло-гия
4) по-ли-то-ло-гия
5) фи-зи-ка
6) ис-то-рия
По-яс-не-ние.
Под со-ци-аль-но-гу-ма-ни-тар-ны-ми на-у-ка-ми по-ни-ма-ет-ся цикл на-уч-ных дис-ци-плин, на-прав-лен-ных на изу-че-ние об-ще-ствен-ных яв-ле-ний.
Ответ: 346.
Ответ: 346
Запишите слово, пропущенное в таблице.
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
По-яс-не-ние.
Пси-хо-ло-гия - это наука, ис-сле-ду-ю-щая осо-бен-но-сти и за-ко-но-мер-но-сти воз-ник-но-ве-ния, фор-ми-ро-ва-ния и раз-ви-тия (из-ме-не-ния) пси-хи-че-ских про-цес-сов (ощу-ще-ние, вос-при-я-тие, па-мять, мыш-ле-ние, во-об-ра-же-ние), пси-хи-че-ских со-сто-я-ний и пси-хи-че-ских свойств (на-прав-лен-ность, спо-соб-но-сти, за-дат-ки, ха-рак-тер, тем-пе-ра-мент) че-ло-ве-ка.
Ответ: пси-хо-ло-гия.
Ответ: психология
Алиса Стеценко
05.03.2017 11:05
Я написала "социальная психилогия". Это считается неверным ответом? Ровно такой же темрин употребляется в последнем задании, в качестве обозначения науки, от лица которой предлагается писать эссе.
Валентин Иванович Кириченко
Слово, а не словосочетание, поэтому ошибка
Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, обозначают естественные науки.
1) археология
2) геология
4) ботаника
6) педагогика
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.
Пояснение.
Естественные науки - совокупность всех наук, занимающихся исследованием природы. Главные сферы естественных наук - материя, жизнь, человек, Земля, Вселенная. К ним относятся геология, физика, ботаника, химия.
Ответ: 16.
Ответ: 16
Ис-поль-зуя об-ще-ство-вед-че-ские зна-ния,
1) рас-крой-те смысл по-ня-тия «наука»;
2) со-ставь-те два пред-ло-же-ния:
− одно пред-ло-же-ние, со-дер-жа-щее ин-фор-ма-цию о струк-тур-ных эле-мен-тах ин-сти-ту-та науки;
− одно пред-ло-же-ние, рас-кры-ва-ю-щее любую клас-си-фи-ка-цию наук.
Пред-ло-же-ния долж-ны быть рас-про-странёнными и со-дер-жа-щи-ми кор-рект-ную ин-фор-ма-цию о со-от-вет-ству-ю-щих ас-пек-тах по-ня-тия.
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы :
1) Смысл понятия , например: «Наука – особый вид познавательной деятельности, направленной на получение, уточнение и распространение объективных, системно-организованных и обоснованных знаний о природе, обществе, человеке, сознании».
Может быть дано другое, близкое по значению определение.
2) Два предложения с информацией о науке, опирающейся на знания курса, например:
– «В институт науки помимо систематизированных знаний включается также сообщество ученых, учреждений и лабораторий, занимающихся исследовательской деятельностью».
– «Ученые предлагают различные классификации наук, но ведущей стало разделение науки на социально-гуманитарные и естественно-научные».
Могут быть составлены любые другие предложения, содержащиеверную информацию о науке.
За-пи-ши-те слово, пропущенное в таб-ли-це.
ОБЪ-ЕК-ТЫ НАУКИ
По-яс-не-ние.
Закономерности взаимоотношений социальных субъектов по поводу политической власти - наука о по-ли-ти-ке то есть по-ли-то-ло-гия.
Ответ: по-ли-то-ло-гия.
Ответ: политология
Предметная область: Человек и общество. Наука
Студент работает над рефератом «Особенности современной науки». Какие особенности из перечисленных ниже он может рассмотреть в своей работе? (Запишите цифры, под которыми эти особенности указаны.)
1) Ее развитие пока не может опередить развитие материального производства.
2) Ее влияние на развитие всего общества становится менее выраженным.
3) Материальное производство продолжает изменяться с логикой ее развития.
4) В связи с ее исследованиями возникают новые модели общественного развития.
5) Все более очевидной становится ее социальная функция.
6) Остро стоит вопрос социальной ответственности ученых.
Пояснение.
Разработки прикладных наук влияют на развитие материального производства. Один из научных методов - моделирование, в том числе общественное. Социальная функция науки возрастает, остро стоит вопрос о социальной ответственности ученых.
1) Ее развитие пока не может опередить развитие материального производства - нет, неверно, не связано с особенностями современной науки, т. к. производство во многом определяется научными достижениями и открытиями, а влияние науки со временем возрастает.
2) Ее влияние на развитие всего общества становится менее выраженным - нет, неверно, не связано с особенностями современной науки, т. к. производство во многом определяется научными достижениями и открытиями, а влияние науки со временем возрастает.
3) Материальное производство продолжает изменяться с логикой ее развития - да, верно.
4) В связи с ее исследованиями возникают новые модели общественного развития - да, верно.
5) Все более очевидной становится ее социальная функция - да, верно.
6) Остро стоит вопрос социальной ответственности ученых - да, верно.
Ответ: 3456.
Ответ: 3456
Предметная область: Человек и общество. Наука
Установите соответствие между функциями науки и иллюстрирующими их конкретными примерами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ | ФУНКЦИИ НАУКИ | |
A) экологи предупредили об опасном для живых организмов загрязнении вод Байкала Б) учёные разработали новую конструкцию истребителя и организовали её серийное производство B) финансовые аналитики высказали предположения о тенденциях развития банковской системы на ближайшие годы Г) поля агрофирмы засеяли кукурузой, которая в результате работы специалистов по генной инженерии стала недоступна для вредителей Д) метеорологи высказали предположение о том, что в результате изменения климата практически исчезает весна в средних широтах, после зимних холодов сразу наступает летняя жара Е) учёные-фармацевты следят за качеством производимого лекарственного препарата | 1) производственная 2) прогностическая |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д | Е |
Пояснение.
Производственная функция науки связана с сближением науки и производства, с внедрением научных открытий в промышленность. Прогностическая функция связана с осуществлением прогнозирования последствий изменения окружающего мира, на основе данных предвидит возможные результаты развития процессов, раскрывает возможные опасные тенденции развития общества, формирует рекомендации по их преодолению.
A) экологи предупредили об опасном для живых организмов загрязнении вод Байкала - прогностическая.
Б) учёные разработали новую конструкцию истребителя и организовали её серийное производство - производственная.
B) финансовые аналитики высказали предположения о тенденциях развития банковской системы на ближайшие годы - прогностическая.
Г) поля агрофирмы засеяли кукурузой, которая в результате работы специалистов по генной инженерии стала недоступна для вредителей - производственная.
Д) метеорологи высказали предположение о том, что в результате изменения климата практически исчезает весна в средних широтах, после зимних холодов сразу наступает летняя жара - прогностическая.
Е) учёные-фармацевты следят за качеством производимого лекарственного препарата - производственная.
Ответ: 212121.
Ответ: 212121
Предметная область: Человек и общество. Наука
Най-ди-те по-ня-тие, ко-то-рое яв-ля-ет-ся обоб-ща-ю-щим для всех осталь-ных по-ня-тий пред-став-лен-но-го ниже ряда. За-пи-ши-те это слово (сло-во-со-че-та-ние).
На-блю-де-ние , экс-пе-ри-мент , метод по-зна-ния , ан-ке-ти-ро-ва-ние , ин-тер-вью-и-ро-ва-ние .
По-яс-не-ние.
Наблюдение, эксперимент, анкетирование, интервьюирование - все это ме-то-ды по-зна-ния.
Ответ: метод познания.
Ответ: методпознания
Предметная область: Человек и общество. Виды знаний
ОБ-ЩЕ-СТВЕН-НЫЕ НАУКИ
По-яс-не-ние.
Де-мо-гра-фия (от древ-не-гре-че-ско-го «демос» - народ и «графо» - пишу) - наука, изу-ча-ю-щая на-ро-до-на-се-ле-ние, про-цес-сы рож-да-е-мо-сти и смерт-но-сти, про-дол-жи-тель-но-сти жизни, за-ко-но-мер-но-сти вос-про-из-вод-ства на-се-ле-ния.
Ответ: де-мо-гра-фия.
Ответ: демография
Предметная область: Человек и общество. Наука
На-уч-ное по-зна-ние , си-стем-ность зна-ния , опора на экс-пе-ри-мен-ты , ра-ци-о-на-ли-сти-че-ские до-во-ды , объ-ек-тив-ность .
По-яс-не-ние.
При-зна-ка-ми, характеризующими на-уч-ное познание яв-ля-ют-ся: системность зна-ния, опора на экс-пе-ри-мен-ты, рационалистические до-во-ды, объ-ек-тив-ность.
Ответ: научное познание.
Ответ: научноепознание
Предметная область: Человек и общество. Наука
Най-ди-те по-ня-тие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. За-пи-ши-те это слово (сло-во-со-че-та-ние).
Сравнение фак-тов , ана-ло-гия , экс-пе-ри-мент , классификация фак-тов , метод по-зна-ния .
По-яс-не-ние.
Все пред-став-лен-ные по-ня-тия - это ме-то-ды по-зна-ния.
Ответ: метод познания.
Ответ: методпознания
Предметная область: Человек и общество. Наука
За-пи-ши-те слово, пропущенное в схеме.
По-яс-не-ние.
Це-ле-на-прав-лен-ное систематическое восприятие явлений окру-жа-ю-ще-го мира - это на-блю-де-ние.
Ответ: на-блю-де-ние.
Ответ: наблюдение
Вы-бе-ри-те верные суждения об особенностях социального познания и запишите цифры, под которыми они ука-за-ны.
1) Уче-ный, изучающий об-ще-ство, использует общенаучные методы и средства по-зна-ния.
2) Объ-ек-тив-ная истина в социальном познании не до-сти-жи-ма.
3) Со-ци-аль-ные явления необходимо рассматривать в историческом и культурном ас-пек-тах.
4) Со-ци-аль-ное познание может быть не только на-уч-ным, но и обы-ден-ным.
5) Одной из социальных наук является фи-ло-ло-гия.
По-яс-не-ние.
1) Уче-ный, изу-ча-ю-щий об-ще-ство, ис-поль-зу-ет об-ще-на-уч-ные ме-то-ды и сред-ства по-зна-ния - да, верно.
2) Объ-ек-тив-ная ис-ти-на в со-ци-аль-ном по-зна-нии не до-сти-жи-ма - нет, не-вер-но, воз-мож-на. Со-ци-аль-ное по-зна-ние ха-рак-те-ри-зу-ет-ся субъ-ек-тив-но-стью, в от-ли-чие от есте-ствен-ных наук, но при чем тут не-до-сти-жи-мость объ-ек-тив-ность ис-ти-ны? На-при-мер, такая со-ци-аль-ная наука как ис-то-рия опе-ри-ру-ет не толь-ко оцен-ка-ми, но и фак-та-ми. Разве не яв-ля-ет-ся объ-ек-тив-ной ис-ти-ной, что в пер-вой чет-вер-ти XIX века во главе Рос-сии стоял им-пе-ра-тор Алек-сандр I? Или то, что в 1861 году от-ме-ни-ли кре-пост-ное право?
3) Со-ци-аль-ные яв-ле-ния не-об-хо-ди-мо рас-смат-ри-вать в ис-то-ри-че-ском и куль-тур-ном ас-пек-тах - да, верно.
4) Со-ци-аль-ное по-зна-ние может быть не толь-ко на-уч-ным, но и обы-ден-ным - да, верно.
5) Одной из со-ци-аль-ных наук яв-ля-ет-ся фи-ло-ло-гия - нет, не-вер-но.
Ответ: 134.
Екатерина Крохмалёва
28.03.2016 21:56
Филология является одной из социальных наук, т.к. основные социальные науки: Юриспруденция, Экономика, Психология, ФИЛОЛОГИЯ, Лингвистика, Риторика, Социология, История, Политология, Педагогика, Культурология, География, Антропология. Поэтому, пожалуйста, исправьте ответ.
Валентин Иванович Кириченко
Филология относится к гуманитарным наукам.
Armen Smoyan
18.10.2017 19:18
почему 2 пункт не подходит?В особенностях социального познания написано,что в соц.познании устанавливается только относительная истина
Валентин Иванович Кириченко
Она объективна, это признак любой истины.
Евгения
17.11.2018 14:29
В ответах указано, что верно 2. Хотя в учебнике Соболевой (из федерального перечня) указано следующее:
Социальное познание отличается субъективностью - сильным влиянием особенностей познающего субъекта на результаты познания. Это связано с тем, что субъект и объект познания совпадают" Значит, объективная истина недостижима, так как она должна не зависеть от человека и человечества в целом, а в социальном познании это является невозможным.
Иван Хеорхе
В ответах не указано, что 2 верно.
Социальное познание характеризуется субъективностью, в отличии от естественных наук, но при чем тут недостижимость объективность истины? Например, такая социальная наука как история оперирует не только оценками, но и фактами. Разве не является объективной истиной, что в первой четверти XIX века во главе России стоял император Александр I? Или то, что в 1861 году отменили крепостное право?
Най-ди-те по-ня-тие, которое яв-ля-ет-ся обобщающим для всех остальных по-ня-тий представленного ниже ряда. За-пи-ши-те это слово (сло-во-со-че-та-ние).
По-стро-е-ние тео-рий; про-ве-де-ние экс-пе-ри-мен-тов; на-уч-ное по-зна-ние; ор-га-ни-за-ция на-блю-де-ний; вы-дви-же-ние ги-по-тез.
По-яс-не-ние.
Все пред-став-лен-ные по-ня-тия от-но-сят-ся к на-уч-но-му по-зна-нию.
Ответ: на-уч-ное по-зна-ние.
Ответ: научноепознание
За-пи-ши-те слово, про-пу-щен-ное в таб-ли-це.
СО-ЦИ-АЛЬ-НЫЕ ИН-СТИ-ТУ-ТЫ
По-яс-не-ние.
До-ка-за-тель-ность - любое тео-ре-ти-че-ское по-ло-же-ние, ги-по-те-за долж-ны быть обос-но-ван-ны.
Ответ: до-ка-за-тель-ность.
Ответ: доказательность
Игорь Шиндягин
18.01.2017 15:38
Если я дам ответ:"обоснованность", он будет считаться ошибочным?
Группе энтузиастов под руководством Питера Макаллоу (Peter McCullough) из института космического телескопа в г. Балтимор с использованием недорогого самодельного телескопа , собранного из имеющихся в широкой продаже серийно производимых компонент, удалось обнаружить планету размером с Юпитер у звезды, расположенной на расстоянии 600 cв. лет от Солнца.
В новом методе значительная часть работы по поиску объектов «переложена» на программное обеспечение, производящее автоматическую предварительную селекцию данных.
Новая планета получила условное обозначение X0-1b. Открытие было совершено транзитным, или затменным, методом.
Он заключается в обнаружении темной планеты по регулярному снижению яркости центральной звезды в то время, когда планета оказывается на оси зрения наблюдателя с Земли, заслоняя собой часть света от центральной звезды. Такая методика применима, очевидно, для поиска лишь тех планет, чьи орбиты видны с Земли «сбоку». У данного метода есть и свои достоинства – с его помощью можно оценить массу и размер планеты, а тем самым – и ее плотность. Последнее очень важно для поиска планет «земного» типа.
Транзитный метод использовался и прежде для изучения так называемых «затменно-переменных» звезд. В этом случае наличие двух и более компонент можно определить по периодическому изменению яркости, даже в том случае, если мощности астрономических инструментов недостаточно для разрешения компонент звездной системы.
#gallery# |
Несмотря на то, что в настоящее время известно уже свыше 180 планет у иных звезд, X0-1b стала лишь десятой, открытой транзитным методом и второй, открытой с использованием телефотообъектива. Первой стала планета, открытая в 2004 году и получившая условное обозначение TrES-1. Открытие, сделанное с использованием недорогого инструмента, было подтверждено независимым образом с помощью телескопов обсерватории Макдональда Техасского университета по периодическим изменениям радиальной скорости движения звезды (скорости по оси зрения). По этим данным удалось оценить массу открытой планеты – она составила около 0,9 масс Юпитера, но при этом имеет необычно большой диаметр. Сама звезда X0-1 очень похожа на наше Солнце.
Новая технология поиска планет, разработанная группой Макаллоу, заключается в сканировании ночного неба телескопом ХО в Гавайях и измерении яркости звезд. Накопленные и регулярно обновляемые фотометрические данные по многим тысячам звезд обрабатываются компьютерной программой, анализирующей наличие в них регулярно повторяющихся характерных изменений. Отобранный программой список вероятных «претендентов» впоследствии изучается более детально.
В ходе цикла наблюдений, продолжавшегося с сентября 2003 по сентябрь 2005 гг., телескоп ХО провел наблюдения нескольких десятков тысяч ярких звезд. Группа астрономов-любителей впоследствии исследовала отобранные программой звезды-претенденты и подтвердила, что у звезды X0-1 имеется темный спутник.
Телескоп ХО состоит из двух одинаковых инструментов с объективами диаметром 110 мм Canon EF200 и относительным отверстием 1,8, в фокальной плоскости которых размещены квадратные ПЗС-матрицы размерностью 1024 пикселя. Телескоп не имеет системы гидирования, сканирование осуществляется за счет суточного вращения небесной сферы.
«Создание копии телескопа ХО обойдется в $60 тыс., - считает д-р Маккаллоу. – Мы потратили куда больше на программное обеспечение, в особенности на создание системы и работу с ней, а также на выделение сигнала от планеты из массива полученных данных». Эта сумма включает: здание для телескопа, монтировку, объективы, фильтр и ПЗС-матрицы.
Тест по теме «Познание»
Теория,2)наблюдение, 3)эксперимент, 4)концепция, 5)классификация,6)систематизация.
Запишите слово пропущенное в таблице
Выберите верные суждения об истине и ее критериях, и запишите цифры под которыми они указаны1) Абсолютная истина в отличии от относительной истины представляет собой теоритически обоснованное знание.
2)Абсолютная истина является исчерпывающим знанием о предмете.
3)Относительная истина-это знание, которое может изменяться, дополняться по мере возможностей познания.
4)Единственный критерий истины –соответствие существующим научным теориям.
5)Истина –это знание, соответствующее свойствам познаваемого предмета.
3.Установите соответствие между признаками научного познания (исследований) к каждой позиции:
Уровни научного познания(исследований)
А)выявление и объяснение закономерностей
1).эмпирический
Б) сбор фактов
2)теоритический
В)описание наблюдаемых явлений
Г)формулирование научной проблемы
Д)выдвижение гипотез
4,Ниже приведен ряд терминов. Все они за исключением двух, относятся к методам научного познания .
5. Установите соответствие между формами и уровнями познания к каждой позиции
6.Выбирите верное суждение о познании и запищите цифры, под которыми они указаны.Целенаправленное систематическое восприятие явлений окружающего мира называется наблюдением
Благодаря ощущениям происходит выделение общего, существенного в информации о предмете
Чувственное познание и рациональное познание тесно взаимосвязаны
Чувственное познание фиксирует существенные общие признаки группы, класса объекта
Формулирование предположений для объяснения имеющихся фактов характеризует метод выдвижения гипотез.
7. Ученые обобщили результаты многолетнего исследования и написали книгу. По каким основаниям содержания книги можно отнести к научному познанию.
Для подтверждения истинности суждений предложены доказательства
Книга сложна для самостоятельного изучения неспециалистами
Содержание книги изложено профессиональным языком
Все гипотезы исследователей были обоснованы
Книга была напечатана в крупном издательстве
Весь тираж книги был раскуплен в течении одного месяца
8. Установите соответствие между признаками и видами познания, которые соответствуют к каждой позиции
9.В приведенном ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных.1) форма познания, 2)ощущение, 3)восприятие, 4)представление, 5)суждение.
10.Группа астрономов-любителей разработала свою теорию происхождения теории Вселенной. Профессиональные астрономы не признали эту теорию научной. Какие из приведенных ниже оснований могли стать основой такой профессиональной оценки. Запишите цифры, под которыми они указаны.
Теорию разработали любители
Теория не подтверждается практикой
Выводы разработчиков нелогичны
Теория опровергает принятые в науке представления
Основные положения теории не обоснованы
Разработчики рассматривают участие сверхъестественных сил
11.Запишите слово, пропущенное в таблице.
12.Выбирите верные суждения о науке и запищите цифры.Наука осуществляет поиск путей преодоления глобальных проблем современного человечества
Наука способствует построению целостной системы взглядов на мир и место человека в нем
Основная функция науки связана с регулированием социального поведения людей
Наука помогает человеку рассматривать явления окружающего мира в их единстве и многообразии
Наука в отличии от других форм(областей) духовной культуры оказывает эмоциональное воздействие на человека
13.Прочитайте приведенный ниже текст. Вставте пропущенные слова из списка.
«Человек посредством познания и на его основе преобразует______(А),самого себя, формирует свой______(Б), свою культуру. Познание- сложное явление. Оно представляет собой активное______(В)человеком внешнего мира посредством особого вида____(Г).
Различают две ступени познания: чувственное и ______(Д). Эти две ступени познания внутри себя разграничиваются на ряд форм, из последовательного восхождения которых от простого к сложному формируется познавательный ______(Е) »
Список терминов:
1)воприятие, 4)окружающий мир 7)теоретическое
2)рациональное 5)суждение 8)представление
3)процесс 6)деятельность 9)духовный мир
II часть .
Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Многообразие форм познания». Составте план в соответствии с которым Вы будите освещать данную тему .
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «познание»? Привлекая знания обществоведческого курса, составте два предложения: одно предложение, содержащие информацию о различие в характере знаний, получаемых с помощью чувственного познания, и одно предложение, раскрывающее сущность суждения как формы рационального познания .
Назовите и проиллюстрируйте примерами две особенности эмпирического уровня научного познания.
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «истина » Привлекая знания обществоведческого курса, составте два предложения: одно предложение, содержащие информацию об относительной истине, и одно предложение, раскрывающее объективный характер истины.
Астрономы-любители смогли получить немало интересной информации о новом иранском спутнике из наблюдений за ним с помощью обычных любительских телескопов.
Группа астрономов-любителей под неформальным руководством Тэда Молчана (Ted Molchan), осуществляющих наблюдения за спутниками на околоземных орбитах, провела наблюдения первого иранского искусственного спутника Земли и смогла сделать ряд небезынтересных выводов.
О наблюдении спутника 3 февраля 2009 года на Эдинбургом (Шотландия) первым сообщил Элан Пикап. Согласно его данным, иранский спутник прошел в 18 часов 39 минут 30 с по всемирному времени вблизи звезды «мю» Андромеды на удалении около 330 км по орбите наклонением 60 градусов.
Видимый блеск варьировался от 5 до 7 звёздной величины и слабее – это почти на пределе видимости невооружённым глазом. Период колебаний яркости, обусловленных, по всей видимости, нестабилизированностью спутника по осям, составил около 1 с.
Вышедшая вместе со спутником на околоземную орбиту с большим эксцентриситетом последняя ступень РН «Сафир» в 18 часов 49 минут 50 с по всемирному времени вблизи звезды «бета» Андромеды на удалении около 370 км.
Наклонение орбиты, естественно, такое же, как и у спутника – около 60 градусов. Объект наблюдался в виде звезды яркостью около 4,5 звёздной величины, но периодически блеск возрастал до 3 звёздной величины.
Согласно последующим оценкам, основанным на предположениях о геометрии объектов и их вращении, спутник «Надежда» представляет собой модуль размером около полуметра в поперечнике. Последняя ступень РН «Сафир», согласно ранее сделанным оценкам, имеет габариты около 5х1,25 м. Вариации блеска и яркость объекта соответствуют этим оценкам.
Это, в свою очередь, позволило сделать вывод о том, что РН «Сафир» использует энергетически значительно более эффективное топливо, чем БР малой дальности «Скад» – иначе потребовалась бы более «тяжёлая» ракета-носитель. Это свидетельствует о существенном прогрессе Ирана в области ракетных двигателей.
Оптические наблюдения спутников астрономами-любителями позволяют восстановить целый ряд их характеристик – параметры орбиты, общую геометрию объектов, их размеры, характер стабилизации, наличие либо отсутствие разворачиваемых панелей солнечных батарей и вероятную энергетику спутника, его целевое назначение (по параметрам орбиты), маневрирование (по изменениям параметров орбиты), и т.д.
Наблюдениям первого иранского ИСЗ "Надежда" поможет представление его орбиты в геоинтерфейсе , также составленное астрономами-любителями на основе открытых данных об элементах орбиты ИСЗ.
Согласно им, в период подготовки материала спутник прошел на Индийским океаном, вышел на Евразию в районе границы Пакистана и Индии, прошел последовательно над территориями Индии, Китая, Монголии и России и над акваторией Тихого океана.
Начало формы
- обобщение существенных свойств предметов в понятиях
- отражение в сознании отдельных внешних свойств предметов при контакте с ними
- формулирование выводов и умозаключений о предмете
- формирование в сознании целостного внешнего образа предмета без непосредственного контакта с предметом
- утверждение или отрицание определенных положений о предмете
- восприятие целостной картины предмета, процесса, явления, непосредственно воздействующих на органы чувств
Ниже приведён перечень характеристик. Все они, за исключением двух, относятся к формам познания.
1) поведение
2) ощущение
3) предложение
4) восприятие
5) понятие
6) суждение
Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, представляют методы научного познания мира.
1) наблюдение
2) ощущение
3) суждение
4) выдвижение гипотезы
5) проведение эксперимента
6) эмпирическое описание
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, представляют собой виды знаний.
1) житейское
2) трудовое
3) научное
4) социальное
5) гипотетическое
6) религиозное
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Укажите в приведенном перечне эмпирические методы научного познания
1) Ученые-вулканологи наблюдают за активностью вулкана Этна
2) Ученые-историки выдвинули гипотезу происхождения названия «Русь» от прибалтийского племени ругов.
3) Экономисты теоретически обосновали перспективы развития глобальной экономики.
4) Экологи провели при помощи специального зонда замер прозрачности вод озера Байкал.
5) Опытно-экспериментальным путем специалисты в области генной инженерии выявили ген, способствующий заболеванию раком.
Найдите в приведённом ниже списке характеристики теоретического уровня научного познания. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) проведение контрольных измерений
2) выдвижение и обоснование гипотез
3) создание логической модели изучаемого объекта
4) описание изучаемых явлений
5) проведение научного эксперимента
6) объяснение существующих взаимосвязей
Найдите в приведённом ниже списке признаки, отличающие научное познание от других видов познания, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) субъективный характер используемых суждений
2) доступная форма изложения
3) экспериментальная проверка результатов
5) взаимосвязь теоретического и эмпирического уровней
6) разработка специального понятийного аппарата
Выберите верные суждения о чувственном познании и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Чувственное познание присуще всем живым существам.
2) Одной из форм чувственного познания является восприятие.
3) Чувственное познание дает полное и исчерпывающее знание о предмете.
4) Чувственное познание в сравнении с рациональным глубже и точнее отражает предмет изучения.
5) Исходным элементом чувственного познания является ощущение.
Установите соответствие между этапами познания и иллюстрирующими их конкретными операциями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОПЕРАЦИИ | ЭТАПЫ ПОЗНАНИЯ | ||||||||
A) отражение в сознании человека внешних свойств предмета Б) отражение предметов и их свойств в виде целостного образа B) фиксация существенных свойств предмета Г) сохранение в памяти обобщенного образа предмета Д) утверждение или отрицание наличия у предмета каких-либо свойств Е) логический вывод новых суждений о предмете на основе имеющихся Установите соответствие между характерными чертами и уровнями научного познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. | 1) чувственное 2) логическое | ||||||||
Установите соответствие между философскими дисциплинами и их отличительными признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. ХАРАКТЕРИСТИКА | НАУКИ | ||||||||
А) изучаются формы, методы и законы интеллектуальной познавательной деятельности Б) изучаются мораль и нравственность В) изучаются сущность и формы прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни Г) наибольшее влияние оказывает на искусство Д) наибольшее влияние оказывает на науку Установите соответствие между методами и уровнями научного познания, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. | 1) этика 2) эстетика 3) логика | ||||||||
Ученые лаборатории ведут исследования в области физики твердого тела. Какие черты отличают научное познание от других видов познавательной деятельности? Выберите из приведенного перечня нужные позиции и запишите цифры, под которыми указаны.
1) опора на данные наблюдений
2) экспериментальное подтверждение выводов
3) учет накопленного опыта
4) использование форм рационального познания
5) разработка обоснованных теорий
6) применение строго определенных понятий
Учёный биолог Петров изучает роль ядовитых грибов в жизни леса. Выберите из приведённого перечня эмпирические методы исследования, используемые Петровым. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Выдвинул гипотезу о защитных функциях ядовитых грибов по отношению к некоторым видам растений.
2) Установил в лаборатории химический состав нескольких видов ядовитых грибов Подмосковья.
3) Изготовил модель развития грибницы в различных природных условиях.
4) Подготовил список основной литературы по изучаемой проблеме.
5) Подготовил иллюстрированный атлас с описанием наиболее распространённых видов ядовитых грибов.
6) Зафиксировал с помощью видеозаписи ареал распространения основных видов ядовитых грибов
Учёные обобщили результаты многолетнего исследования и написали книгу. По каким основаниям содержание книги можно отнести к научному знанию? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Для подтверждения истинности суждений предложены доказательства.
2) Книга была напечатана в крупном издательстве.
3) Весь тираж книги был раскуплен в течение одного месяца.
4) Все гипотезы исследователей были обоснованы.
5) Книга сложна для самостоятельного изучения неспециалистами.
Группа астрономов-любителей разработала свою теорию происхождения Вселенной. Профессиональные астрономы не признали эту теорию научной. Какие из приведённых ниже оснований могли стать причиной такой профессиональной оценки? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) теорию разработали любители
2) теория не подтверждается практикой
3) выводы разработчиков нелогичны
4) теория опровергает принятые в науке представления
5) основные положения теории не обоснованы
6) разработчики теории рассматривают участие сверхъестественных сил
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «познание»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию o специфике знаний, получаемых с помощью чувственного познания, и одно предложение, раскрывающее различие между ощущением и восприятием как формами чувственного познания.
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «истина»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о методах познания истины, и одно предложение, раскрывающее сущность абсолютной истины
Назовите и проиллюстрируйте примерами три отличительных признака научного познания.
В искусстве допускается художественный вымысел, привнесение от самого художника того, чего именно в таком виде нет, не было и, возможно, не будет в действительности. Почему же, несмотря на это, искусство считают одной из форм (путей) познания объективного мира?