Лирика Н. Рубцова

Развитие есенинских традиций в новых исторических условиях в книгах «Лирика», «Звезда полей», «Душа хранит», «Сосен шум», «Зеленые цветы», «Последний пароход», «Подорожники» и др.

Концепция «тихой», «смиренной» родины («Ночь на родине», «Огороды русские», «Чудный месяц плывет над рекою...»). Филосо-фия покоя в лирике. Образ современной России в контексте истории, Русь древняя и сегодняшняя; мотивы самобытности и духов-ного богатства Руси («Видения на холме», «Душа хранит»). Язычес-кая образность («Сапоги мои - скрип да скрип...»). По-эзия и красота деревенского лада. Традиции Есенина, Клычкова, Клюева в трактовке темы наступления города на деревню. Драма-тизм, трагедийность мироощущения поэта, его тяга к гармонии.

Христианская традиция в трактовке земной жизни и смерти в лирике Рубцова , тема бессмертной вселенной («Тихая моя роди-на!», «Я люблю судьбу свою...», «Звезда полей» и др.).

Классическая ясность стиха. Обновление традиционных жанров в лирике Рубцова. Жанр элегии . Взаимодействие реалистического и романтического начала. Сквозные образные мотивы света и ветра в поэзии Рубцова.

Лирика Рубцова совершенно особая. Наиболее эмоционально в них выразилось личное «я» поэта. Тема души прозвучала в творчестве Рубцова волнующе, пронзительно. Основной мотив его стихотворений - мотив одиночества. Рубцов торопился писать, жить, словно чувствовал свой скорый конец. Одно из его лучших стихотворений так и называется - «Я умру в крещенские морозы…». В каждой строчке поэт передавал свои самые сокровенные переживания. Лирический герой его произведений ставит перед собой вечные философские и нравственные проблемы: смысла жизни, человека и бытия, жизни и смерти, любви и разлуки.

В программном стихотворении Рубцова «Звезда полей» отразилось мироощущение поэта. Недаром оно впоследствии послужило названием целого сборника. При этом вечные вопросы в лирике Рубцова неразрывно связаны с темой Родины. Для лирического героя Родина - это идеал святости. В основу этого стихотворения положена антитеза. В первых строчках лирическому герою тревожно, смутно на сердце. Возникает состояние скрытой горечи. В то же время здесь звучит нежная любовь к Родине: «сон окутал родину мою». Здесь появляется еще одна антитеза: малая родина, над которой горит «звезда полей», и вся огромная родина. Таким образом, пространство стихотворения расширяется.


Вся поэзия Н. Рубцова стала сердечным порывом к надежному, вечному дому - России, к деревне, крестьянской избе, порывом к соединению с национальной историей, всем круговоротом народного бытия, вечным движением стихий («С каждой избой и тучею, с громом готовым упасть, чувствую самую жгучую, самую смертную связь»).
Сам образ звезды традиционен для русской поэзии. С ее образом тесно связано представление о надежде. Именно здесь, во «мгле заледенелой», так нужны ее приветливые лучи. Счастье лирического героя немыслимо без счастья его Родины:

…И счастлив я, пока на свете белом

Горит, горит звезда моих полей…

Во многих стихотворениях поэт использует фольклорные традиции и мотивы русской христианской философии, темы крестьянской поэзии. Произведения Рубцова отличаются пристрастием к деталям сельского быта, сочетанием христианских и языческих мотивов, темами классической русской литературы. Поэт утверждает самобытность русской нации. Рубцов убежден, что есть зависимость духовного мира человека от земли, традиций крестьянской жизни.

Он поэтизирует любовь к малой родине, стремление к бескомпромиссной правде, хранит память о войне. Рубцов часто обращается к народной душе, одухотворяет самые обыкновенные вещи. Поэт восхищается многими, забытыми ныне, ценностями, подчеркивает важность народной нравственности и национальной культуры. Эти темы нашли свое отражение в стихотворении «Русский огонек»(1964). В нем подчеркивается спокойствие и миролюбие русского человека. Лирический герой здесь - путник, вечный странник, затерянный на просторах России. Он заходит в дома незнакомых людей, и его встречают как дорогого гостя, дают обогреться, оставляют ночевать. Как христианская заповедь, звучат слова:

За все добро расплатимся добром,

За всю любовь расплатимся любовью.

Пейзаж строится по принципу контраста. Сначала описывается зимняя красота природы. На фоне монументальной природы появившийся в снежной пустыне огонек воспринимается как очаг жизни, надежда. Образ героини стихотворения типичен для тех лет. Старушка до сих пор живет воспоминаниями о страшной войне.

Ключевым здесь является мотив сиротства. Особенно пронзительно он звучит в кульминации стихотворения:

И вдруг открылся мне

И поразил

Сиротский смысл семейных фотографий.

Пейзажи Рубцова подкупают своей достоверностью, глубинным знанием жизни. Его стихотворение «Журавли» перекликается с произведением «У сгнившей лесной избушки». В самом начале стихотворения поэт обращает внимание на то, что именно с началом октября связан журавлиный отлет. Осенняя картина сразу вызывает мотив прощания. Его подготавливает эпитет «сгнившая» избушка. По деталям стихотворения можно восстановить социальную роль лирического героя, его знание природы и души человека. Мотив прощания с природой усиливается с помощью образов улетающих журавлей и листопада. Осенняя прохлада означает неприкаянность лирического героя. Поэт проводит своеобразную параллель со стаей птиц. Каждый человек перед лицом своей судьбы одинок в людском море.

Во многом произведения Рубцова перекликаются с лирикой Фета. Поэт постоянно обращается к молчаливым собеседникам, ищет гармонии с природой. С этим связана психологическая тонкость его пейзажа: пристрастие к изображению пограничных состояний и времен суток, особое отношение к свету и тени. Для поэта характерен мотив обращения к родным могилам, тема памяти. Он воспринимает смерть как смирение. Это своеобразное вступление в царство «сказочного мира», «последнее новоселье».
Часто поэт использует символы христианской религиозной культуры.

Эти темы характерны для стихотворения «Крещенские морозы». Ночь на Крещение воспринимается Рубцовым как некое мистической действо. Для поэта подобное время священно. Именно тогда душа стремится к соединению с Богом. Журавли у Рубцова - это часть природы, которая сиротеет с их отлетом. Прощальный плач этих гордых прославленных птиц связывает прошлое и настоящее Родины. Вечное и прекрасное сливается у поэта именно с образом Отечества.

Соединение вечных тем и мотива Родины характерно для стихотворения «Посвящение другу». Через все произведение проходят традиционные мотивы: образ ночи, звезды, огней в деревне, реки. Все это дает лирическому герою надежду, поддерживает его. Зима у поэта всегда связана с душевным холодом. «От зимней стужи глохнет покинутый луг», - утверждает кто-то, но не лирический герой. Не гибнут надежды героя, пока «светлые звезды горят». Исследователи творчества Рубцова справедливо отмечали, что образ дороги связан у него с образом Времени, истории, судьбы России.

  1. Познакомить с жизнью и творчеством поэта.
  2. Помочь понять чувства лирического героя.
  3. Развивать воображение и внутренний слух учащихся.

Ход урока

В его прищуре открывалась мне
Печаль по бесконечному раздолью,
По безнадежно брошенной земле,
Ну, словом, всё,
Что можно звать любовью.

Станислав Куняев

1. Организационный момент.

2. Объявление темы урока.

– Как вы понимаете слова Куняева?

(В глазах Н. М. Рубцова можно увидеть бесконечную любовь к родной земле)

3. Биография Н. М. Рубцова

Ученик: Рубцов Николай Михайлович – русский поэт – родился в 1936 году в поселке Емецк Архангельской области. Сын погибшего в Великую Отечественную войну политработника, с шести лет потерявший мать, воспитывался в детских домах. Учился в лесотехническом техникуме в Тотьме. С 16 лет скитался по стране, был библиотекарем, кочегаром на рыболовном судне, нес срочную службу на Северном флоте, работал в Ленинграде на Кировском заводе (кочегаром, слесарем и т. п.). В 1962 – 69 гг. учился в Литературном институте имени М. Горького. Трагически погиб в результате тяжелой бытовой ссоры в 1971 году. Печатался с 1962 г. Опубликовал сборники “Лирика”, “Звезда полей”, “Душа хранит”, “Сосен шум”, “Зеленые цветы”. Посмертно издан его последний сборник “Подорожники”.

4. Учитель:

Лирика Рубцова очень мелодична и напевна. Ее называют тихой, светлой, родниковой. На его стихи написано много известных песен. Одно из таких стихотворений “В горнице”.

Ученик: Николай Рубцов. “В горнице”.

В горнице моей светло.
Это от ночной звезды.
Матушка возьмет ведро,
Молча принесет воды…
Красные цветы мои
В садике завяли все.
Лодка на речной мели
Скоро догниет совсем.
Дремлет на стене моей
Ивы кружевная тень,
Завтра у меня под ней
Будет хлопотливый день!
Буду поливать цветы,
Думать о своей судьбе,
Буду до ночной звезды
Лодку мастерить себе…

5. Прослушивание песни “Букет” А. Барыкина или “Малиновый звон” в исполнении Н. Гнатюка

6. Учитель:

– Не менее мелодично стихотворение “Звезда полей”

(Учитель читает вслух стихотворение или прослушивание в исполнении заслуженного артиста Б. Галкина фонохрестоматии к учебнику “Литература. 6 класс” под ред. В. Я. Коровиной)

– О чем это стихотворение? Определите его тему. (Любовь к родине)

7. Работа в группах по методике Ривина для изучения стихов.

I. Работа с собственной строфой.

  1. Работа с ассоциациями.
  • Прочитайте напарнику, у которого закрыты глаза, свою строфу. Выслушайте ассоциации напарника.
  • Прослушайте чтение напарником той же строфы, закрыв глаза. Поделитесь с ним своими ассоциациями.
  • Проработка строфы.
      • Прочитайте строфу, объясняя значение каждого слова, словосочетания, отвечая на вопрос: почему стоит это слово, а не другое. Что хотел автор сказать? Что хотел, чтобы почувствовали мы?
      • Прочитайте выразительно свою строфу.
    1. Отстучите ритм своей строфы.
    2. Попытайтесь прочитать напарнику строфу наизусть.

    Помощь напарнику в проработке его строфы.

    Поменяйтесь ролями, см. пункт I (1-4).

    III. Смените напарника. Попытайтесь выразительно прочитать изученные строфы своему новому напарнику. Работайте над новой строфой с напарником по пунктам I-II.

    IV. Помогите напарнику. Выслушайте изученные им строфы стихотворения. Дальше работайте по пункту I (1-4)

    • Если вы глубоко проработали строфу с напарником, она запоминается независимо от силы вашей памяти.
    • Вам не нужно заучивать строфы ваших напарников.
    • Если вы не запомнили свое стихотворение, обратите внимание на качество своей работы в парах.

    8. Учитель:

    – О чем стихотворение? (восхищение, радость, грусть при встрече с малой родиной)

    Стихотворение, проникнутое грустью называется элегией

    – Как можно объяснить название стихотворения?

    (Возникает образ Вифлеемской звезды, которая указывает путь к Богу. По этому пути старается идти сам автор).

    9. Чтение стихотворения наизусть в группах и индивидуально.

    10. Проверочный тест по стихотворению Н М. Рубцова “Звезда полей”

    А1. Какой художественный образ связан в сознании лирического героя с родиной?

    1) земля; 3) звезда полей;
    2) белый свет; 4) солнечный луч.

    А2. Ведущей в стихотворении является тема:

    1) узничества; 3) родины;
    2) одиночества; 4) свободы.

    А3. Как называется художественно-выразительное средство, которое используется в следующих словосочетаниях: “во мгле заледенелой”, “лучом приветливым”, “над зимним серебром”?

    1) эпитет; 3) олицетворение;
    2) метафора; 4) сравнение.

    А4. Лирический герой стихотворения:

    1) страдает от одиночества;
    2) счастлив, пока горит “звезда полей”;
    3) никогда не вспоминает о “звезде полей”;
    4) боится изменений в судьбе.

    В1. выпишите словосочетание из второй строфы, которое является для поэта символом родины.

    В2. Укажите художественно-выразительное средство, которое используется в сочетаниях: “звезда полей”, “горит звезда”, “восходит ярче”.

    В3. Определите стихотворный размер, которым написано стихотворение.

    С1. Какое чувство охватывает лирического героя стихотворения Н. Рубцова, когда он вспоминает родину?

    Домашнее задание (на выбор учащихся):

    1. Подобрать из дополнительной литературы для выразительного чтения стихотворение Н. М. Рубцова.
    2. Выучить наизусть “Звезда полей”.

    Николай Рубцов – советский лирический поэт родился 3 января 1936 года в городе Емецке Архангельской области в простой семье. Его лирика посвящена проникновенной поэзии природы, сельской жизни. Первая книга стихов "Лирика" вышла в 1965 в Архангельске. Затем были изданы поэтические сборники "Звезда полей" (1967), "Душа хранит" (1969), "Сосен шум" (1970). Готовившийся к печати сборник "Зелёные цветы" появился уже после смерти поэта, который трагически погиб в ночь на 19 января 1971 в Вологде в результате нелепого инцидента, а именно: семейной ссоры со своей невестой, начинающей поэтессой Людмилой Дербиной (Грановской). Судебное следствие установило, что смерть наступила в результате удушения. Людмила Дербина была осуждена на 7 лет.
    Кроме того, после смерти Н. Рубцова были опубликованы его сборники: "Последний пароход"(1973), "Избранная лирика" (1974), "Стихотворения" (1977). Биографы говорят о стихотворении Рубцова "Я умру в крещенские морозы", как о предсказании даты собственной трагической смерти. О своей поэзии сам Николай Рубцов написал:

    Я переписывать не стану
    из книги Тютчева и Фета,
    я даже слушать перестану
    того же Тютчева и Фета.

    И я придумывать не стану
    себя особого, Рубцова,
    за это верить перестану
    В того же самого Рубцова.

    Но я у Тютчева и Фета
    проверю искреннее слово,
    чтоб книгу Тютчева и Фета
    продолжить книгою Рубцова!..

    На душе соловьиною трелью
    не звените, далёкие дни!
    Тихий дом, занесённый метелью,
    не мани ты меня, не мани!

    Неужели так сердце устало,
    что пора повернуть и уйти?
    Мне ведь так ещё мало, так мало,
    даже нету ещё двадцати...

    Выпал снег – и всё забылось,
    чем душа была полна!
    Сердце проще вдруг забилось,
    словно выпил я вина.

    Вдоль по улице по узкой
    чистый мчится ветерок,
    красотою древнерусской
    обновился городок.

    Снег летит на храм Софии,
    на детей, а их не счесть.
    Снег летит по всей России,
    словно радостная весть.

    Снег летит – гляди и слушай!
    Так вот, просто и хитро,
    жизнь порой врачует душу...
    Ну и ладно! И добро.

    Родился в селе Емецк Архангельской области, рано остался сиротой: детские годы прошли на Вологодчине в Никольском детдоме. Вологодская «малая родина» дала ему главную тему будущего творчества - «старинную русскую самобытность», стала центром его жизни, «землёй… священной», где он чувствовал себя «и живым, и смертным».

    Проходит армейскую службу на Северном флоте, затем живёт в Ленинграде - рабочим, в Москве - студентом Литературного института им. М. Горького, совершает поездку в Сибирь.

    В 1962 он поступил в Литературный институт и познакомился с В. Соколовым, С. Куняевым , В. Кожиновым и другими литераторами, чьё дружеское участие не раз помогало ему и в творчестве, и в делах по изданию своих стихов.

    Первая книга стихов «Лирика» вышла в 1965 в Архангельске. Затем были изданы поэтические сборники «Звезда полей» (1967), «Душа хранит» (1969), «Сосен шум» (1970). Готовившиеся к печати «Зелёные цветы» появились после смерти поэта, который трагически погиб в ночь на 19 января 1971.

    О своей поэзии сам Николай Рубцов написал:

    Я переписывать не стану Из книги Тютчева и Фета, Я даже слушать перестану Того же Тютчева и Фета. И я придумывать не стану Себя особого, Рубцова, За это верить перестану В того же самого Рубцова, Но я у Тютчева и Фета Проверю искреннее слово, Чтоб книгу Тютчева и Фета Продолжить книгою Рубцова!..

    Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000

    РУБЦОВ, Николай Михайлович (3.I.1936, пос. Емецк Архангельской области, - 19.I.1971, Вологда) - русский советский поэт. Воспитывался в детских домах, учился в лесотехническом техникуме (г. Тотьма Вологодской области). Работал кочегаром рыболовного судна, позже - на Кировском заводе (Ленинград). Окончил Литературный институт им. М. Горького (1969). Печатался с 1962. Опубликовал сборники «Лирика» (1965), «Звезда полей» (1967), «Душа хранит» (1969), «Сосен шум» (1970). Поэзия Рубцова отмечена подлинностью авторской интонации, глубиной и оригинальностью мироощущения. Поэт как бы вслушивался в «голоса» природы, истории, народа и воплощал их в слове и ритме. Критика нередко рассматривала Рубцова как «певца деревни», однако он обратился к теме деревни лишь в зрелости, и она была для него не самоцелью, а формой поэтического мышления о мире в целом: «В деревне виднее природа и люди… виднее… на чём поднималась великая Русь». Поэзия Рубцова обладает сложной, тонко разработанной структурой, богатством и многогранностью поэтического языка.

    Соч.: Зелёные цветы, М., 1971; Последний пароход, М., 1973; Избр. лирика, Вологда, 1974; Подорожники, М., 1976; Стихотворения, М., 1977.

    Лит. Передреев А. , Мир, отражённый в душе, «Лит. Россия», 1967, 22 сент.; Куняев С. , Словами простыми и точными, «Лит. газета», 1967, 22 нояб.; Ланщиков А., Много или всё-таки плохо?…, «ВЛ», 1969, № 1; Михайлов Ал., «Посреди очарованных трав…», «Дружба народов», 1969, № 2; Дементьев В., Предвечернее Николая Рубцова, «Москва», 1973, № 3; Кожинов В., Николай Рубцов, М., 1976; Пикач А., «Я люблю судьбу свою…» (О поэзии Николая Рубцова), «ВЛ», 1977, № 9.

    В. В. Кожинов

    Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. - Т. 9. - М.: Советская энциклопедия, 1978

    Николай Михайлович Рубцов (3.01.1936 г. – 19.01.1971 г.) – детдомовец в годы второй Великой Отечественной войны, студент лесного техникума в Тотьме в 1950 – 1952 г.г., моряк Архангельского тралового флота в 1952 – 1953 г.г., студент горно-химического техникума в Кировске (сентябрь1953 г.– январь 1955 г.), слесарь-сборщик на артиллерийском полигоне под Ленинградом с марта по сентябрь 1955 г., моряк Северного флота (1955 – 1959 г.г.), рабочий Кировского завода в Ленинграде (1959 – 1962 г.г.), студент Литературного института имени А.М.Горького (очное отделение - сентябрь 1962 г. – июнь 1964 г.; заочное отделение - январь 1965 г. – май 1969 г.). При жизни поэта опубликованы 4 поэтических сборника: «Лирика» – 1965 г., «Звезда полей» – 1967 г., «Душа хранит» – 1969 г., «Сосен шум»–1970 г. Публикации стихов в газетах и журналах с 1958 года. После гибели Рубцова сборники поэта вышли сотнями тысяч экз., сделаны переводы на ряд европейских языков. Непрерывно народными композиторами осваиваются песни на стихи поэта (более 100 песен). Ежегодный фестиваль «Рубцовская осень» проходит в Вологде в начале сентября. Первый Московский фестиваль песен «Рубцовская весна» состоялся в мае 2005 года. Тематические конкурсы поэзии, прозы и песен на стихи Рубцова проводятся ежегодно библиотекой им. Рубцова С.-Петербурга и первым Московским Рубцовским Центром (Северо-Западный административный округ).
    Перед началом спектакля звучат песни «Журавли», «Тихая моя Родина» и др. на стихи Рубцова (из диска Юрия Кириенко-Малюгина «Далёкое»). Начало спектакля открывается песней «В горнице» в исполнении Н.М.Рубцова и его стихотворением «Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны…»

    Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны,
    Неведомый сын удивительных вольных племён!
    Как прежде скакали на голос удачи капризный,
    Я буду скакать по следам миновавших времён…
    ……………………………………………………………………………………….
    Россия! Как грустно! Как странно поникли и грустно
    Во мгле над обрывом безвестные ивы мои!
    Пустынно мерцает померкшая звёздная люстра,
    И лодка моя на речной догнивает мели.

    И храм старины, удивительный, белоколонный
    Пропал, как виденье, меж этих померкших полей.
    Не жаль мне, не жаль мне растоптанной царской короны.
    Но жаль мне, но жаль мне разрушенных белых церквей.

    О сельские виды! О дивное счастье родиться
    В лугах, словно ангел, под куполом синих небес.
    Боюсь я, боюсь я, как вольная сильная птица,
    Разбить свои крылья и больше не видеть чудес.

    Боюсь, что над нами не будет таинственной силы,
    Что, выплыв на лодке, повсюду достану шестом,
    Что, всё понимая, без грусти пойду до могилы…
    Отчизна и воля – останься моё божество!

    Останьтесь, останьтесь, небесные синие своды!
    Останься, как сказка, веселье воскресных ночей!
    Пусть солнце на пашнях венчает обильные всходы
    Старинной короной своих восходящих лучей!..

    Я буду скакать, не нарушив ночное дыханье
    И тайные сны неподвижных больших деревень.
    Никто меж полей не услышит глухое скаканье,
    Никто не окликнет мелькнувшую лёгкую тень.

    И только страдая, израненный бывший десантник,
    Расскажет в бреду, удивлённой подруге своей,
    Что ночью промчался какой-то таинственный всадник,
    Неведомый отрок и скрылся в тумане полей.

    Ленинград, июль 1962 г., общежитие Кировского завода, стол, кровать, радио, настольная лампа, книги, листы бумаги, авторучка). Входит Николай Рубцов.

    Николай Рубцов. Ну, что же. Окунёмся в стихию поэзии. Осталось меньше месяца до экзаменов в институт. Посмотрим ещё раз, что я вставил в свой сборник. (Николай Рубцов читает)

    Как я рвался на море.
    Бросил дом безрассудно
    И в моряцкой конторе
    Всё просился на судно.
    Умолял, караулил,
    Но нетрезвые, с кренцем
    Моряки хохотнули
    и назвали младенцем.
    Так зачем мою душу
    Так волна волновала,
    Посылая на сушу
    Брызги сильного шквала?
    Кроме моря и неба,
    Кроме мокрого мола,
    Надо хлеба, мне хлеба.
    Замолчи радиола.
    Сел я в белый автобус
    В белый тёплый хороший.
    Там вертелась, как глобус,
    Голова контролёрши.
    Назвала хулиганом,
    Назвала меня фруктом.
    Как всё это погано.
    Эх, кондуктор, кондуктор!
    Ты не требуй билета,
    Увези на толкучку.
    Я как маме за это
    Поцелую Вам ручку.

    И почему это нашим графоманам «Из Нарвской заставы» не понравились эти стихи? Заявили: «Фиалки» мелки по теме. Это же сама жизнь моя! Каждому из них хорошо под крылом у родителей. А мне каково было? В моём тогда Архангельске. В 16 лет – ни кола, ни двора. Я же кричал на рынке, на толкучке:

    О, купите фуфайку!
    Я отдам за червонец!

    Хорошо хоть фуфайку купила старушка. Удалось ещё продержаться неделю на хлебе. Не понравились им ни «Видения в долине», ни «Левитан», ни «Старый конь», ни «На родине». Подавай им, страдальцам от любви моё «Вредная-неверная». (Николай Рубцов читает с сарказмом)

    Будь, что будет!
    Если я узнаю,
    Что не нравлюсь, – сунусь ли в петлю?
    Я нередко землю проклинаю,
    Проклиная, всё-таки люблю!
    ………………………………..
    Вредная,
    Неверная,
    Наверно.
    Нервная, наверно… Ну и что ж?
    Мне не жаль,
    Но жаль неимоверно,
    Что меня, наверное, не ждёшь!

    Не буду я «вредную» включать в сборник. Лучше вот это:

    Я весь в мазуте, весь в тавоте.
    Зато работаю в тралфлоте.

    Посмешил я этих чудачков. Весь в грязи и чего-то радуюсь. А меня хоть на довольствие поставили! Ем до отвала. И робу дали. И не под забором жил. И деньжат после рейса отваливали. Купил хоть пальто на «рыбьем меху», костюмчик, пару рубашек.

    Не захотели или не сумели эти несчастные критики увидеть мою колокольную Русь. (Николай Рубцов читает с листа)

    И колокольцем каждым в душу –
    Любого русского спроси! –
    Звонит, как в колокол,
    – не глуше, –
    звон левитановской Руси!

    И старинный русский город Вологду не увидели в стихотворении «Старый конь». (Николай Рубцов припевает)

    Я долго ехал волоком
    И долго лес ночной
    Всё слушал медный колокол,
    Звеневший под дугой.

    Звени, звени легонечко,
    Мой колокол, трезвонь!
    Шагай, шагай тихонечко,
    Мой добрый старый конь!

    А в «Видениях в долине» я сказал такое, до которого этим «друзьям народа» не дойти за всю жизнь:

    Россия, Русь – куда я ни взгляну!
    За все твои страдания и битвы –
    Люблю твою, Россия, старину,
    Твои огни, погосты и молитвы…
    Твои иконы, бунты бедноты,
    И твой степной бунтарский свист разбоя,
    Люблю навек твои священные цветы,
    Люблю навек, до вечного покоя.
    Но кто там снова звёзды заслонил?
    Кто умертвил твои цветы и тропы?
    Где толпами протопают они,
    Там топят жизнь кровавые потопы…

    Они несут на флагах чёрный крест!
    Они крестами небо закрестили,
    И не леса мне видятся окрест,
    А лес крестов в окрестностях России…

    Основные разделы для сборника я заготовил. Потом дополню. Надо дать сейчас живую струю поэзии. Представлю на экзаменах. Надеюсь, там поймут. Надо добавить что-нибудь повеселей. (Николай Рубцов читает с юмором и горечью)

    Сколько водки выпито!
    Сколько стёкол выбито!
    Сколько средств закошено!
    Сколько женщин брошено!
    Где-то дети плакали…
    Где-то финки звякали…

    Чистая житуха это! Ладно, поставлю в сборник. Назову «Праздник в посёлке» Некоторым придуркам такое нравиться. Но такую ерунду больше писать не буду. Детей невинных жалко. «Сколько женщин брошено!». Это всё же не поэзия. Зачем мне кабацкий ход? Есенин уже спускался в этот трюм. Хватит! Да и не до кабаков мне. На что гулять? Утром, когда встанешь, так и:

    Стукнул по карману – не звенит.
    Стукнул по другому – не слыхать.
    В коммунизм – безоблачный зенит –
    Полетели мысли отдыхать.
    Но очнусь и выйду за порог
    И пойду на ветер, на откос
    О печали пройденных дорог
    Шелестеть остатками волос.

    (Николай Рубцов наливает чай, пьёт, размышляет)
    А всё-таки хочется в Никольское. Хочется сельских ребят увидеть. На гармошке поиграть. Байки потравить. Посидеть у костра, у речки. Посмотреть, как меняются небесные краски на воде. То свет – радость, а то грусть набегает. Вечерняя синь наплывёт из кустов, из-за поворотов. А потом ночь – тоска.

    (Николай Рубцов берёт лист со стихотворением и читает)

    И надо мной безсмертных звёзд Руси,
    Безмолвных звёзд сапфирное дрожанье…

    Что это за «сапфирное»? Надо поискать эпитет подходящий. А то надуманно. Сапфирное? Пурпурное? Алмазное? И дрожанье? (Николай Рубцов думает) Поищу. Надо что-то вечное. А сборник должен получиться. Как же назвать его? Разбиваются ведь волны жизни моей о скалы демагогии, волны любви о скалы ненависти, волны Добра о скалы Зла. Пусть будет «Волны и скалы».

    Эх, коня да удаль азиата
    Мне взамен чернильниц и бумаг, –
    Как под гибким телом Азамата,
    Подо мною взвился б аргамак!
    …………………………………………………..
    Но наверно, просто и без смеха
    Ты мне скажешь: «Боже упаси!
    Почему на лошади приехал?
    Разве мало в городе такси?!»

    Не забыть бы, отдать предисловие. Надо Боре сказать, чтобы допечатал вставку в предисловие. (Николай Рубцов читает)
    «И пусть не суются сюда со своими мнениями унылые и сытые «поэтические» рыла, которыми кишат литературные дворы и задворки. Без них во всём разберёмся. В жизни и поэзии – не переношу спокойно любую фальшь, если её почувствую. Каждого искреннего поэта понимаю и принимаю в любом виде, даже в самом сумбурном. По-настоящему люблю из поэтов-современников очень немногих».
    (Николай Рубцов останавливается, дописывает и читает)
    «Чёткость общественной позиции поэта считаю не обязательным, но важным и благотворным качеством. Этим качеством не обладает в полной мере, по-моему, ни один из современных молодых поэтов. Пока что чувствую этот знак на себе. Сборник «Волны и скалы» – начало. И, как любое начало, стихи сборника не нуждаются в серьёзной оценке. Хорошо и то, если у кого-то останется об этих стихах доброе воспоминание». Надо так сказать, чтоб эти всякие рифмоплёты не лезли в нашу поэзию, в поэзию русской души.
    (Николай Рубцов включает радио. Звучит песня «Летят перелётные птицы». Николай Рубцов подпевает, выключает радио)
    Надо, надо и мне лететь на родину, в Николу. Кто там остался из друзей? Как там живут люди? А добрый Филя там опять вкалывает с утра до ночи. И ничего ему не надо, кроме утренней зари, алмазов по росе, морошки, рыжиков, рыбёшки. Ничего кроме лошади, козы и горластых петухов по утрам, перед покосом. Необходимы никольские рассветы и закаты!
    А для послесловия в сборник поставлю свою идиллию – «Лесной хуторок».

    Я запомнил, как чудо,
    тот лесной хуторок,
    Хутор – это не худо
    это мир, не мирок!

    Там в избе деревянной,
    без претензий и льгот,
    так, без газа, без ванной,
    добрый Филя живёт.

    Филя любит скотину,
    Ест любую еду,
    Филя ходит в долину,
    Филя дует в дуду!

    Мир такой справедливый,
    даже нечего крыть…
    – Филя! Что молчаливый?
    – А о чём говорить?

    В паузе между сценами звучит «Осенняя песня» в исполнении Николая Рубцова

    Изба в селе Никольском (кушетка, печка, окошко, икона в углу, на стене рамка со старыми фотографиями, на столе книги, лампа). Николай Рубцов выходит из-за стола. Читает не спеша:

    Тихая моя родина!
    Ивы, река, соловьи…
    Мать моя здесь похоронена
    В детские годы мои.

    Где же погост? Вы не видели?

    (Николай Рубцов останавливается, обращается к залу, пауза, читает дальше)

    Сам я найти не могу.
    Тихо ответили жители:
    – Это на том берегу.

    Тихо ответили жители,
    Тихо проехал обоз.
    Купол церковной обители
    Яркой травою зарос.

    Там где я плавал за рыбами,
    Сено гребут в сеновал:
    Между речными изгибами
    Вырыли люди канал.

    Тина теперь и болотина
    Там, где купаться любил…
    Тихая моя родина,
    Я ничего не забыл.

    Ходил в лес, за Толшмой. Рыжиков принёс. И опять церковь моя престольная на пути. Под берёзами какой-то одинокий крест. Без слёз не насмотришься. Почему церковь рушили? Слава Богу, не доломали. И теперь хоть 4 евангелиста на фресках под куполом остались. Смотрят, смотрят сверху на любопытных.
    Эх, не забыть мне хозяйку избы в ноябре прошлого года. Мог бы замёрзнуть на том незнакомом пути. Какие же добрые русские люди! И валенки она мне дала. А то бы по морозу и не дойти до Николы. До Леночки, до Геты.

    Какая глушь! Я был один живой.
    Один живой в бескрайнем мёртвом поле!
    Вдруг тихий свет (пригрезившийся, что ли?)
    Мелькнул в пустыне,
    как сторожевой…
    Я был совсем как снежный человек,
    Входя в избу (последняя надежда!)…

    Сколько же горя принесла война! У бабушки никого не осталось. Один Господь. И вот в этой спасительной избе, у немолодой уже хозяйки я, наконец, увидел, увидел главное:

    Как много жёлтых снимков на Руси
    В такой простой и бережной оправе!
    И вдруг открылся мне
    И поразил
    Сиротский смысл семейных фотографий:
    Огнём, враждой
    Земля полным-полна,
    И близких всех душа не позабудет…
    Скажи, родимый,
    Будет ли война? –
    И я сказал: – Наверное, не будет.

    И вот так в каждой русской семье с фотографий смотрят погибшие дети, братья, отцы и деды. Вражда – вот главная причина всяких бед и войн. И вот хозяйка – простая русская женщина сообщает такую народную мудрость, до которой ещё долго идти многим сильным мира сего:

    Дай Бог, дай Бог…
    Ведь всем не угодишь,
    А от раздора пользы не прибудет… –
    И вдруг опять:
    Не будет, говоришь?
    Нет, – говорю, – наверное, не будет.
    Дай Бог, дай Бог…

    Хозяйка заботится уже не о себе, а о живущих где-то, за избой близких и далёких и даже об ушедших. И просит она Бога, чтобы не было войны: – Дай Бог, дай Бог! Не мог я дать ей уверенную надежду. Не мог! Это не от меня зависит! Утешить могу. И расплатиться могу только копейками. Это ей на пару батонов хлеба. А она мне говорит:

    Господь с тобой! Мы денег не берём!
    Что ж, – говорю, – желаю вам здоровья!
    За всё добро расплатимся добром,
    За всю любовь расплатимся любовью…

    А я только благодарю русский огонёк:

    Спасибо, скромный русский огонёк,
    За то, что ты в предчувствии тревожном
    Горишь для тех, кто в поле бездорожном
    От всех друзей отчаянно далёк,
    За то, что, с доброй верою дружа,
    Среди тревог великих и разбоя
    Горишь, горишь как добрая душа,
    Горишь во мгле, – и нет тебе покоя…

    И будь она проклята война и все, кто продолжает её и наживается на ней. (Николай Рубцов смотрит в окно, призадумывается)

    А какие у нас деревни на холмах! Просторы, дай Бог! Небо видно всё полностью, от горизонта до горизонта. Не то, что в городе. И лошадь можно встретить. Пасётся, никому не мешает. И работает, как лошадь. Люди в селе, умные, оригинальные, большинство с великолепным чувством юмора. Играешь просто в карты, так можно до смерти нахохотаться! Разные люди, добрые и скупые, мрачные и весёлые, но все интересные почему-то.
    (Николай Рубцов читает из стихотворения «По вечерам)

    С моста идёт дорога в гору.
    А на горе – какая грусть! –
    Лежат развалины собора,
    Как будто спит былая Русь.
    ……………………………..
    Какая жизнь отликовала,
    Отгоревала, отошла!
    И всё ж я слышу с перевала,
    Как веет здесь, чем Русь жила!

    Всё также весело и властно
    Здесь парни ладят стремена,
    По вечерам тепло и ясно,
    Как в те былые времена…

    Всё-таки, нет худа без добра. Ну, исключили меня из Литературного института, с дневного отделения, выбросили из общежития. Первый раз из-за Сергея Александровича Есенина. Я же за него вступился. Как же! (Николай Рубцов – с сарказмом) Эти спецы по образованию не включили Есенина в школьные программы. Представляете?! Ну, я и высказался. А меня выкидывать стали из зала, протокол состряпали и в институт послали. А надо отогнать врагов нашего Есенина от кормушки. Они же не понимают стихии русской души и поэзии. И я как Есенин – настоящий русский поэт. Я не хвалюсь. Я констатирую.
    Посмотрим, а что я написал Яшину. Александру Яковлевичу. А то он не знает моё Никольское. (Николай Рубцов читает)
    «Здесь великолепные (или мне только кажется) холмы по обе стороны неширокой реки Толшмы, деревни на холмах (виды деревень), леса, небеса. У реки, вернее, над рекой, сразу у въезда в Николу (так здесь коротко называется село), под берёзами – разрушенная церковь. В этой местности когда-то я закончил семь классов (здесь для души моей родина), здесь мне нравится, и я провожу здесь уже второе лето.
    Село это культурное: выписывают всевозможные газеты. Я тоже иногда читаю их. Читал в «Вологодском комсомольце» Ваши стихи. Очень, очень обрадовался Вашей фамилии в газете и Вашим стихам.
    Вообще-то «Вологодский комсомолец» – газета унылая. Печатает удивительно неуклюжие, пустяковые «современные» стихи. Уж сколько раз твердили миру, что мы молотобойцы, градостроители и т.п., и всё твердят, твердят! А где лиризм, естественность, звучность? Иначе, где поэзия? Да ещё многие из пишущих со своим легкомысленным представлением об этом деле носятся, как курица с яйцом! Впрочем, это сейчас широко распространено на Руси... (Николай Рубцов наливает чай, пьёт)
    В это лето напечатали две подборки моих стихов. В «Октябре» и в «Юности». Подборка в «Юности» никуда не годится. Я не согласился бы печатать её, если б в это лето мне не очень потребовались деньги. Да ещё так отредактировали кое-какие места… В результате рифма стала безвкусной.
    А всё-таки, если б не Вы: сидеть бы мне сейчас за железной решёткой, распевать бы да слагать тюремные песенки, да клевать бы, как птица, клюкву на болоте во время перекуров. Да ходил бы за мной стражник с огромным таким штыком!
    Здесь за полтора месяца написал около сорока стихотворений. В основном, о природе, есть и плохие и есть вроде ничего. Но писал по-другому, как мне кажется. Предпочитал использовать слова только духовного, эмоционально-образного содержания, которые звучали до нас сотни лет и столько же будут жить после нас».
    (Николай Рубцов задумался) Опять вчера видел журавлей в лугах. Играются, кричат. Готовятся к отлёту. И зачем это они прилетают именно к нам? Что там Тютчев сказал о журавлях?
    (Николай Рубцов берёт книгу Тютчева, листает). А вот его стих.

    Как тихо веет над долиной
    Далёкий колокольный звон,
    Как шум от стаи журавлиной, –
    И в звучных листьях замер он.

    А «сын севера» – Фет, что пишет? (Николай Рубцов берёт книгу, находит стихотворение)

    Но возрожденья весть живая
    Уж есть в пролётных журавлях …

    Интересно подметил Фет о возрождении. (Николай Рубцов берёт книгу Блока, листает) А Блок-то задумался, о чём это плачут журавли.

    Овин расстелет низкий дым,
    И долго под овином
    Мы взором пристальным следим
    За лётом журавлиным...

    Летят, летят косым углом,
    Вожак звенит и плачет...
    О чём звенит, о чём, о чём?
    Что плач осенний значит?

    Нет у Блока ответа о смысле лёта журавлиной стаи. Не просмотрел журавлей и Есенин. Конечно, у него в Константиново они садились. Эх, надо будет туда съездить.

    Отговорила роща золотая
    Берёзовым весёлым языком,
    И журавли, печально пролетая,
    Уж не жалеют больше ни о ком.

    (Николай Рубцов задумался, после паузы поёт):

    Здесь под небом чужим, я как гость нежеланный,
    Слышу крик журавлей, улетающих вдаль,
    Ах, как больно душе слышать зов каравана,
    В дорогие края провожаю их я.
    Вот всё ближе они и всё громче рыдают,
    Словно горькую весть мне они принесли.
    Так скажите же вы, из какого вы края
    Прилетели сюда на ночлег журавли?

    Но я-то здесь не под небом чужим. Я – на Родине! Напишу своих журавлей. А хорошо пел Коля Беляков! Да под гитару! Давно это было. Незабвенное Приютино.

    И дубы вековые над нами
    Оживлённо листвою трясли.
    И со струн под твоими руками
    Улетали на юг журавли…

    Почему же они летают над нами? А где же мои журавли? На моём болоте? Над моим чердаком? В
    моей душе? Скоро октябрь. Улетят родные мои. (Николай Рубцов ложится на кушетку, пауза, размышляет вслух)

    Меж болотных стволов красовался восток огнеликий…
    Вот наступит октябрь – и покажутся вдруг журавли.

    (Пауза. Николай Рубцов встаёт и продолжает)

    И разбудят меня, позовут журавлиные крики
    Над моим чердаком, над болотом забытым вдали.
    ……………………………………………………………………………….
    Вот летят, вот летят… Отворите скорее ворота!
    Выходите скорей, чтоб взглянуть на высоких своих!
    Вот замолкли – и вновь сиротеют душа и природа
    Оттого, что – молчи! – так никто уж не выразит их.

    Вода недвижнее стекла.
    И в глубине её светло.
    И только щука, как стрела,
    Пронзает водное стекло.

    О, вид смиренный и родной!
    Берёзы, избы по буграм
    И, отражённый глубиной,
    Как сон столетний, Божий храм.

    О, Русь – великий звездочёт!
    Как звёзд не свергнуть с высоты,
    Так век неслышно протечёт,
    Не тронув этой красоты.

    Как будто древний этот вид
    Раз навсегда запечатлён
    В душе, которая хранит
    Всю красоту былых времён…

    Надо черкануть Стасику (Николай Рубцов пишет, звучит песня «В глуши»). О прелестях жизни сообщаю: «Моё прозябание здесь скрашивают кое-какие случайные радости… Ну, например, в полутёмной комнате топлю в холодный вечер маленькую печку, сижу возле неё – и очень доволен этим, и всё забываю.
    В общем, всё бы ничего, но иногда очень хочется водки, а её не на что взять, и я проклинаю этот божий уголок за то, что нигде здесь не подработаешь, но проклинаю молча, чтоб не слышали здешние люди и ничего обо мне своими мозгами не думали. Откуда им знать, что после нескольких (любых: удачных и неудачных) написанных мною стихов мне необходима разрядка, – выпить и побалагурить! (Николай Рубцов наливает чай, пьёт)
    Вспоминаю иногда последний вечер в ЦДЛ. …Ты знаешь, что я всячески старался избежать шума, как страшно и неудобно мне перед некоторыми хорошими людьми за мои прежние скандальные истории. Да и самому мне это всё надоело до крайней степени». (Николай Рубцов одевает пальто) Надо пойти погулять (Уходит, звучит песня «Сапоги мои скрип да скрип…)
    (Николай Рубцов возвращается, достаёт бутылку вина) Вот начальнички! Долго, долго искали! И нашли, наконец! Вывесили меня на доску почёта! Тунеядцев! (Николай Рубцов наливает вино в стакан, выпивает). Я же поэт! Мне думать надо, искать образы, слушать, что присылают сверху. Я же не какой-нибудь эстрадный трепач. Ну не платят мне сейчас за стихи. Или платят смешные деньги. Они что хотят, чтобы я уехал из Николы? А куда ехать-то? С дневного отделения института меня исключили. В общаге гоняются за мной как за преступником. Места у них нет для меня. А почему? Мстят, что ли? Может за стихи: «И жаль мне, и жаль мне разрушенных белых церквей». А не надо было их рушить! Сначала сделай сам что-то, а потом это ломай. Уеду. Уеду я. И в институте мне надо восстановиться. Жаль только Лену и Гету.
    (Николай Рубцов садится, пишет)
    Ну что ж, прощевайте-бывайте, братья и сёстры (Николай Рубцов поёт фрагмент из
    «Прощальной песни»)

    Я уеду из этой деревни…
    Будет льдом покрываться река.
    Будут ночью поскрипывать двери,
    Будет грязь во дворе глубока.

    Слышишь ветер шумит по сараю?
    Слышишь, дочка смеётся во сне?
    Может, ангелы с нею играют
    И под небо уносятся с ней…

    Ты не знаешь, как ночью по тропам
    За спиною, куда не пойду,
    Чей-то злой, настигающий топот
    Всё мне слышится словно в бреду.

    Мы с тобою как разные птицы!
    Что ж нам ждать на одном берегу?
    Может быть, я смогу возвратиться,
    Может быть, никогда не смогу.

    Что же мне делать? В Москву надо ехать. Без образования мне нельзя. Все задания буду выполнять, а институт кончу. Как бы мне не мешали. Под забором буду жить, а образование высшее получу. Чтоб ни одна сволочь не могла унизить меня.

    Я переписывать не стану
    Из книги Тютчева и Фета,
    Я даже слушать перестану
    Того же Тютчева и Фета,
    И я придумывать не стану
    Себя особого, Рубцова,
    За это верить перестану
    В того же самого Рубцова,
    Но я у Тютчева и Фета
    Проверю искреннее слово,
    Чтоб книгу Тютчева и Фета
    Продолжить книгою Рубцова!..

    В паузе между сценами звучит песня «Далёкое» («В краю, где по дебрям, по рекам…»),
    музыка и исполнение Юрия Кириенко-Малюгина

    (квартира Николая Рубцова в Вологде, стол, стул, софа, пишущая машинка, проигрыватель, портрет Гоголя, картина «Грачи прилетели», не наряженная ёлка, икона на столе).

    Николай Рубцов. Два года как не был в Николе. Не забыть мне приезды-отъезды. Паромную переправу в Усть-Толшме. Вся природа грустит или вернее Господь мне указывает, что нельзя мне расставаться с родиной.

    Была суровой пристань в поздний час.
    Искрясь, во тьме горели папиросы,
    И трап стонал, и хмурые матросы
    Устало поторапливали нас.

    И вдруг такой повеяло с полей
    Тоской любви, тоской свиданий кратких!
    Я уплывал…всё дальше…без оглядки
    На мглистый берег юности своей.

    Вижу мои картины. Деревянный мост через Толшму, хороводы на мосту (Николай Рубцов читает из стихотворения «Утро»)

    Когда, смеясь на дворике глухом,
    Встречают солнце взрослые и дети,
    Воспрянув духом, выбегу на холм,
    И всё увижу в самом лучшем свете.

    Приехал дружок со знойного юга и весь в восторге: какие там пальмы! Пальмы юга. А что эти пальмы против простой русской берёзы? По сравнению с нашей зимой, снегом белым.

    Забуду всё.
    Займусь своим трудом,
    И всё пойдёт
    Обычным чередом,
    Но голос друга
    Твердит, что есть
    Прекрасная страна,
    Там чудно всё –
    И горы, и луна,
    И пальмы юга!
    Не стану верить
    другу своему
    Уйду в свою декабрьскую тьму –
    Пусть будет вьюга!

    Это я ему в ответ! Знаю я свою судьбу. И что мне вся заумная болтовня о жизни и поэзии. (Николай Рубцов читает)

    Я люблю судьбу свою,
    Я бегу от помрачений!
    Суну морду в полынью
    И напьюсь,
    Как зверь вечерний!
    Сколько было здесь чудес,
    На земле святой и древней,
    Помнит только тёмный лес!
    Он сегодня что-то дремлет.
    От заснеженного льда
    Я колени поднимаю,
    Вижу поле, провода,
    Всё на свете понимаю.
    Вот Есенин –
    На ветру!
    Блок стоит чуть-чуть в тумане.
    Словно лишний на пиру,
    Скромно Хлебников шаманит.

    Шаманит, шаманит Хлебников. Дурит он, что ли, читателей заумными ходами. Вот Есенин – наша стихия. «Лицом к лицу, лица не увидать, Большое видится на расстоянии». А Блока кто поймёт? Его надо суметь увидеть. Не мог он в открытую сказать, что понимал. Как и я собственно. Пусть читают между строк. Россия откроется тому, кто поймёт поэтов. Я уже сказал: – У нас «сказочный Кольцов». А о нём и его песнях – тишина. Вот Тютчев приезжает в Петербург с Запада. Салон думает, что он будет восторгаться городами, странами. А великий Тютчев им о России, о славянах, о надменности западников.
    Летит Россия. А куда? И с кем? Вот даже великий Гоголь дал образ России «птица-тройка», а не сказал ведь, кто ею правит. Меняются времена. Опять вечная развилка. Три дороги. Направо пойдёшь – шиш найдёшь. Налево поедешь – на придурь наёдёшь. Прямо пойдешь – лавры найдёшь, а тебя будут терзать друзья и враги, и слева, и справа. Теперь уже на поезде-экспрессе летит Россия. Куда? И нет ответа. Наверно и сам машинист не знает, по какому пути он едет, кого и куда везёт.

    Поезд мчался с прежним напряженьем
    Где-то в самых дебрях мирозданья,
    Перед самым может быть крушеньем,
    Посреди явлений без названья…
    Вот он, глазом огненным сверкая,
    Вылетает…Дай дорогу пеший!
    На разъезде где-то у сарая,
    Подхватил, понёс меня, как леший!
    Вместе с ним и я в просторе мглистом
    Уж не смею мыслить о покое, –
    Мчусь куда-то с лязганьем и свистом,
    Мчусь куда-то с грохотом и воем.
    Мчусь куда-то с полным напряженьем
    Я, как есть, загадка мирозданья.
    Перед самым, может быть, крушеньем
    Я кричу кому-то: «До свиданья!..»
    Но довольно! Быстрое движенье
    Всё смелее в мире год от году,
    И какое может быть крушенье,
    Если столько в поезде народу?

    Так будет крушенье или нет? Кто ответит? (Николай Рубцов ставит пластинку, звучит песня «Журавли» в исполнении Алексея Шилова)
    Николай Рубцов (по окончании песни). Какой молодец Леша Шилов! Почувствовал мою душу! Зачем мне профессиональный композитор, если он не владеет народной мелодией, не слышит Русь? А Лёша – народный композитор. Жаль, что я так не владею гитарой. Но зато у меня гармошка. Не отдам я её душу. Тем более бесу, который ворвался ко мне в комнату в «Сказке-сказочке».

    Он вдруг схватил мою гармонь.
    Я вижу всё, я весь горю!
    Я говорю ему: – Не тронь,
    Не тронь гармошку! – говорю.

    (Николай Рубцов задумался) А где же братец мой, Альберт? Вот кто играл, и как играл на гармошке! Исчез в поисках смысла жизни, что ли? Ищу и не могу найти его. Спою-ка что-нибудь?
    (Николай Рубцов поёт песню «Вечерком»).
    Вот сборник мой – «Зелёные цветы». Включил сюда «Журавли», «Привет Россия», «Тихая моя родина», «В минуты музыки» и «О Московском кремле». У нас такая тяжёлая и красивая история!

    Мрачнее тучи грозный Иоанн
    Под ледяными взглядами боярства
    Здесь исцелял невзгоды государства,
    Скрывая боль своих душевных ран.
    И смутно мне далёкий слышен звон:
    То скорбный он, то гневный и державный!
    Бежал отсюда сам Наполеон,
    Покрылся снегом путь его бесславный…

    Обязательно оставляю «Душа хранит», «Добрый Филя», «Поэзия», «Видения на холме», «Русский огонёк», «У размытой дороги», «Синенький платочек», «Зимняя песня», «Звезда полей». Неужели неясно, что самое святое – это наша русская деревня? Вот Есенин же раньше меня спрашивал:

    Я ли вам не свойский? Я ли вам не близкий?
    Памятью деревни я ль не дорожу?

    В потемневших лучах горизонта
    Я смотрел на окрестности те,
    Где узрела душа Ферапонта
    Что-то Божье в земной красоте.
    ……………………………………………..
    Неподвижно стояли деревья,
    И ромашки белели во мгле,
    И казалась мне эта деревня
    Чем-то самым святым на земле…

    Что они там в Москве тянут со сборником? Название моё, «Зелёные цветы», не нравится редактору. Нет, мол, зелёных цветов. А то, что я ищу их всю жизнь, его не волнует. Это же моя мечта. А вдруг я их найду. На защите диплома в литинституте никто не возразил же против «Зелёных цветов».

    Как не найти погаснувшей звезды,
    Как никогда, бродя цветущей степью,
    Меж белых листьев и на белых стеблях
    Мне не найти зелёные цветы…

    Но зато я нашёл мою Россию! (Николай Рубцов читает от души)

    Привет Россия – родина моя!
    Как под твоей мне радостно листвою!
    И пенья нет, но ясно слышу я
    Незримых певчих пенье хоровое…

    Как будто ветер гнал меня по ней,
    По всей земле – по сёлам и столицам!
    Я сильный был, но ветер был сильней,
    И я нигде не мог остановиться.
    ……………………………………………………………….
    За все хоромы я не отдаю
    Свой низкий дом с крапивой под оконцем…
    Как миротворно в горницу мою
    По вечерам закатывалось солнце!

    «Стихи из дома гонят нас». Кто это сказал? Я сказал! А кто это понимает? В четырёх стенах и под потолком в хоромах ничего толкового не напишешь. Сходил я в обком, догадывался, зачем пригласили, на беседу о житье-бытье. Но пришёл Виктор Петрович. Это зачем? Ну, я и высказался. А секретарь обкома предложил: «Давайте, Коля, так договоримся. У нас было желание поговорить с вами по душам, и ничего больше. Если найдёте нужным встретиться с нами, то мы готовы встретиться. Если же не захотите, то так тому и быть».
    Да, надо написать в обком (Николай Рубцов пишет, звучит песня «Гость», Николай Рубцов по окончании песни читает)
    «Уважаемый Виктор Алексеевич!
    Извините, пожалуйста, за беспокойство. И позвольте обратиться к Вам не в форме какого-то заявления, а просто в форме неофициального письма.
    Тогда на приёме у Вас, я неважно чувствовал себя, поэтому был рассеян, плохо понимал, что происходит, а это привело меня к какому-то легкомыслию в разговоре.
    Теперь же, в совершенно хорошем состоянии, я глубоко сознаю всю серьёзность и справедливость Вашего замечания насчёт того, что мне необходимо упорядочить бытовую сторону своей жизни.
    Заверяю Вас, что я не только принял к сведению Ваше замечание, но и что оно послужит хорошим уроком для меня в дальнейшей жизни и, конечно, даст необходимые результаты.
    С глубоким уважением» Рубцов

    (Николай Рубцов размышляет). И всё-таки спасает меня пока что «Звезда полей».

    Звезда полей! В минуты потрясений
    Я вспоминал, как тихо за холмом
    Она горит над золотом осенним,
    Она горит над зимним серебром…

    Звезда полей горит, не угасая,
    Для всех тревожных жителей земли,
    Своим лучом приветливым касаясь
    Всех городов, поднявшихся вдали.

    Но только здесь, во мгле заледенелой,
    Она восходит ярче и полней,
    И счастлив я, пока на свете белом
    Горит, горит звезда моих полей…

    А что мне ответить на вопросы о моей жизни? Оглянулись бы на себя. У каждого грехов выше крыши. А я никому вреда не приношу. В лести не замечен, в холуях никогда не ходил и ходить не буду. Я же моряк! Все мои мысли, вся моя жизнь в моих стихах. Я ведь как на исповеди:

    Почему мне так не повезло?
    По волнам, давно уже усталый,
    Разгонюсь – забуду про весло,
    И тотчас швырнёт меня на скалы!

    Почему мне так не повезло?
    Над моей счастливою любовью
    Вдруг мелькнуло чёрное крыло,
    И прошла любовь с глубокой болью.

    Почему мне так не повезло?
    Всё же я своей не веря драме,
    Всё стремлюсь, хватаясь за весло,
    В океан, волнуемый страстями.

    (Николай Рубцов размышляет). Квартиру мне дали. Руководству обкома спасибо «за добро», то есть сначала за комнату, а потом и за отдельную квартиру. Некоторые художества прощали. Надо заканчивать с застольями. Устал я от них.
    Да, надо «упорядочить» жизнь. Рыжая начитанная-начитанная пусть ко мне не лезет. Хватит. Пусть убирается во-свояси, забирает свои шмотки. На новый год приедут Лена и Гета. И всё! Ведь как написал я Лене про жеребёнка!

    Он увидал меня и замер,
    Смешной и добрый, как божок,
    Я повалил его на травку,
    На чистый, солнечный лужок!
    И долго, долго как попало,
    На животе, на голове,
    С восторгом, с хохотом и ржаньем
    Мы кувыркались по траве…

    А какую зимнюю картинку «По дрова» я нарисовал Лене!

    Пахнет ёлками и снегом,
    Бодро дышит грудь,
    И лошадка лёгким бегом
    Продолжает путь.

    Привезу я дочке Лене
    Из лесных даров
    Медвежонка на колене,
    Кроме воза дров.

    Нагружу большие сани
    Да махну кнутом
    И как раз поспею к бане
    С веничком притом.

    Эх, не складывается пока жизнь. Всё ищу счастье, как зелёные цветы. А в чём оно счастье? Разве в мебели и тряпках? Или в признании? Или в заграницах? Глупость это и мишура! В детях – счастье, в детях! И на родной земле. И больше ни в чём. И не делать зла человеку. Братьям и сёстрам своим по Руси.
    Наступает Новый год. Может быть, приедут родные мои из Николы. Ёлка ждёт. И не зря же я написал новый стих «За тост хороший». Передал в газету. Сказали: опубликуют 1 января. Будет подарок Лене и Гете к Новому году.

    Теперь шампанского не грех
    Поднять бокал за тост
    хороший:
    За Новый год,
    за детский смех,
    За матерей, за нас за всех,
    За то, что нам всего дороже.
    И вспыхнут вдруг со всех сторон
    Огней на ёлках бриллианты…
    Произнесённый тостам в тон
    Свой добрый вологодский
    звон
    Разносят добрые куранты.

    Звучит музыкальный романс (например, «Романс» Г.В.Свиридова). Николай Рубцов выходит на край сцены и спрашивает:

    За всё Добро расплатимся Добром?
    За всю Любовь расплатимся Любовью?

    Звучит «Песня» («Морошка»)