Исчерпание запасов фосфатов — серьезная угроза человечеству. Фосфор незаменимый элемент питания растений Обеспечить продовольствием растущее население земли возможно

Алексей Гиляров

Фосфор — незаменимый элемент питания растений (как, впрочем, и всех других организмов). Поддержание высоких урожаев сельскохозяйственных культур, необходимое для обеспечения продовольствием растущего населения Земли, возможно только благодаря массированному применению минеральных удобрений. Фосфорные удобрения получают, разрабатывая имеющиеся в некоторых местах залежи горных пород, богатых фосфатами. Связанный растениями фосфор переходит далее по пищевым цепям (достается животным, в том числе и человеку), выделяется с продуктами обмена, попадает в сточные воды, реками выносится в океан, где в конце концов оказывается в морских осадках, но уже в очень рассеянной форме. Таким образом, имеющиеся на Земле запасы фосфатов — это фактически невозобновляемые, исчерпаемые ресурсы. На какое время их хватит человечеству? В редакционной статье, опубликованной недавно в журнале Nature , дан анализ экспертных оценок складывающейся ситуации. Прогноз экспертов не слишком оптимистичен: фосфора нам хватит не более чем на 50-125 лет.

На страницах популярных изданий и научных журналов нередко обсуждается вопрос о том, на сколько хватит растущему населению Земли природных запасов ископаемого топлива (нефти, угля, газа). Эти ресурсы, хотя и являются невозобновляемыми, могут заменять друг друга. Кроме того, существуют и альтернативные возобновляемые источники энергии (реки, ветер, солнце, биотопливо). Но помимо нехватки источников энергии растущее человечество сталкивается с другой, очень важной, но почему-то не привлекающей столько внимания проблемой — а именно, дефицитом незаменимых элементов питания растений — азота и фосфора. Добавление этих элементов в почву в виде азотных и фосфорных удобрений — обязательное условие поддержания высоких урожаев сельскохозяйственных культур.

При этом ситуация с азотом и фосфором довольно сильно различается. Азот — хоть и в молекулярной, недоступной для растений и животных, форме — имеется в огромном количестве в воздухе. Связать же его и превратить в форму, пригодную для использования растениями, могут некоторые бактерии (например, живущие в клубеньках на корнях бобовых растений). Кроме того, в начале XX века был разработан процесс промышленной фиксации (связывания) атмосферного азота и превращения его в аммонийную форму (процесс Габера —Боша). В настоящее время количество азота, вносимого в почву с такими искусственно синтезированными удобрениями, уже превышает то количество, которое связывается на суше в ходе естественной азотфиксации бактерий.

С фосфором ситуация принципиально иная. Этот элемент не образует газообразных соединений, а его перемещения по поверхности планеты осуществляются главным образом с потоками воды. По сути, фосфор постепенно стекает с суши в океан. Возвращение же его на сушу определяется долговременными геологическими процессами поднятия океанического дна. Впрочем, в природных, ненарушенных человеком, экосистемах цикл фосфора почти замкнутый. Большая часть его, будучи использована растениями на собственный рост, снова возвращается в среду при разложении органических остатков микроорганизмами, а также в виде продуктов обмена веществ животных.

Проблемы возникают при выращивании сельскохозяйственных культур, так как значительная часть продукции растений изымается человеком, а с этой продукцией выносятся с полей и элементы минерального питания. Кроме того, человек стремится получить максимально высокий урожай, а для этого требуется внесение в почву дополнительных удобрений. Вернуть же использованный на полях фосфор, пустить его снова по кругу не удается.

Фосфорные удобрения получают при разработке некоторых горных пород, содержащих большое количество фосфатов. Таков, к примеру, апатит , залежи которого имеются на Кольском полуострове. Большое количество фосфатов сосредоточено на севере Африки, в Марокко и Западной Сахаре.

Рисунок 1 . Размещение мировых запасов фосфатов , все цифры - в гигатоннах, 10 9 т.

Но в целом распределение запасов пород, содержащих фосфор, по поверхности суши крайне неравномерное. По существующим оценкам более 70% их сосредоточены всего в нескольких странах: в Марокко, Китае, США и России. [ Добыча фосфоритов, как и другая горнорудная деятельность - производство исключительной экологической вредности: требует громадных рудников, территорий для размещения отвалов, которые к тому же ядовиты, пылят и т.д. Вот разработки фосфоритов в Западной Сахаре , а вот апатитов в Хибинах , на плато Расвумчорр ]

Что касается общего количества фосфатов, которые в принципе могут быть освоены человеком, то по данным Геологической службы США (US Geological Survey ) оно составляет 62 миллиарда тонн. Эта цифра включает как те 15 млрд тонн, которые уже разрабатываются, так и те, разрабатывать которые считается пока нерентабельным: они или находятся в море, или содержат значительные примеси токсических элементов, прежде всего кадмия. В 2008 году общее количество добытых фосфатов составило 161 миллион тонн. Согласно оценкам экспертов Геологической службы США, потребности в удобрениях в ближайшие 5 лет будут возрастать ежегодно на 2,5-3%. Если подобный темп использования фосфатов сохранится, то все мировые запасы их могут быть израсходованы за 125 лет. Близкие оценки дают и эксперты Международной ассоциации производителей удобрений (International Fertilizer Industry Association ). Они полагают, что спрос на удобрения сначала будет возрастать, а с середины текущего столетия начнет уменьшаться. Хватить существующих запасов фосфатов, согласно их расчетам, должно примерно на 100 лет.

Однако другие прогнозы еще более тревожные. Так, по данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (FAO — Food and Agricultural Organization) для обеспечения продовольствием растущего населения Земли необходимо, чтобы продукция сельского хозяйства к 2050 году удвоилась. Если при этом допустить сохранение наблюдающегося сейчас ежегодного увеличения потребления удобрений на 3% и учитывать только удобные для разработки месторождения, то запасов фосфатов хватит лишь на 50 лет.

В обсуждаемой статье в Nature подчеркивается в то же время, что компании производителей удобрений не раскрывают полностью имеющихся у них данных. Правительства отдельных стран также делают противоречивые заявления. Например, Китай, когда вступил во Всемирную торговую организацию, указал, что его запасы фосфатов составляют 8 млрд тонн, хотя ранее приводил цифру только 2 млрд тонн. Специалисты из международных объединений призывают к налаживанию системы независимой экспертизы имеющихся запасов, однако признают, что наладить такую экспертизу очень непросто. В самое последнее время некоторые компании стали вкладывать большие средства в разработку отложений, отличающихся сравнительно невысоким содержанием фосфатов, а также находящихся под водой. Неудивительно, что цены на фосфаты при этом сразу резко подскочили. В прошлом году в некоторые моменты цена доходила до 500 долларов США за тонну, хотя годом раньше средняя цена была в 5 раз ниже.

«Вариант 30 (ЕГЭ-2015) Часть 1 Прочитайте текст и выполните задания 1-3.Фосфор- незаменимый элемент питания растений, как, впрочем, и всех других организмов, ...»

Вариант 30 (ЕГЭ-2015)

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.Фосфор- незаменимый элемент питания растений, как, впрочем, и всех других организмов, и поддержание высоких урожаев сельскохозяйственных культур, необходимое для обеспечения продовольствием растущего населения Земли, возможно только благодаря массированному применению минеральных удобрений.

Фосфорные удобрения получают, разрабатывая имеющиеся в некоторых местах залежи горных пород, богатых фосфатами. (З)Связанный растениями фосфор переходит далее по пищевым цепям (достаётся животным, человеку), выделяется с продуктами обмена, попадает в сточные воды, реками выносится в океан, где в конце концов оказывается в морских осадках, но уже в очень малом количестве; <...> имеющиеся на Земле запасы фосфатов - это фактически невозобновляемые ресурсы.

1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

Обеспечить продовольствием растущее населения Земли возможно только благодаря применению удобрений, в частности фосфорных, которые извлекают в некоторых местах из горных пород, богатых фосфатами, и эти ресурсы на Земле невосполняемы.

Высокие урожаи сельскохозяйственных культур невозможны без применения фосфорных удобрений.

И растительный, и животный мир не могут обходиться без фосфора, который добывают из горных пород, богатых фосфатами.

Круговорот фосфора - незаменимого элемента для всего живого на Земле - в природе весьма незначителен, поэтому запасы пород, богатых фосфатами, возобновить невозможно.



Растущее население Земли можно обеспечить продовольствием только в том случае, если в сельском хозяйстве будут применяться фосфорные удобрения.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетание слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

именно оттого что таким образомнесмотря на это например

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова КУЛЬТУРА. Определите значение, в котором это слово использовано в предложении 1. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

КУЛЬТУРА, -ы, ж.

Совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей. История к. К. древних греков.

Образование, умственное и нравственное. Человек высокой к.

Разведение, выращивание какого-н. растения или животного (спец.). К. льна. К. шелкопряда.

Разводимое растение, а также (спец.) клетки микроорганизмов, выращенные в питательной среде в лабораторных или промышленных условиях. Технические к. К. органической ткани.Высокий уровень чего-н., высокое развитие, умение. К. производства. К. речи.

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

принЯтыйсОгнутыйчЕрпатьвероисповЕдание нормировАтьВ одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ЯЗЫКОВОЙ барьер мешает людям общаться.

На каждый день МАСЛЕНОЙ недели существовали определённые обряды.

Очень благородный и ЧЕЛОВЕЧИЙ поступок - пожертвовать крупную сумму денег

больным детям или старикам.

ДЕЛОВОЙ стиль одежды мало подвержен влиянию моды.

КОРЕННОЕ население Австралии никогда не занималось скотоводством, так как на территории материка из крупных млекопитающих были только кенгуру.

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ЖЁСТЧЕ камня алых ВИШЕН внезапно СПОТЫКНУЛСЯ

ВОСЬМИСОТ лет нет ГОЛЬФОВ

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца

ПРЕДЛОЖЕНИЯГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИПрогрессивная молодежь активно участвуют в борьбе за мир и права человека.

Б) Вернувшись в Россию, у него возникла идея написать о событиях гражданской войны.

В «Фаталисте» рассказывается о жизни Печорина, служившего на Кавказе и решившем испытать свою судьбу.

Г) Согласно завещания А.С. Пушкина похоронили в Святогорском монастыре.

Д) Персонаж романа «Заговор равнодушных» польского писателя Бруно Ясенского предупреждал, что «бойся равнодушных - они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство». неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

нарушение связи между подлежащим и сказуемым

нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

ошибка в построении предложения с однородными членами

неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

нарушение в построении предложения с причастным оборотом

неправильное построение предложения с косвенной речью

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

с...бака переск….чить выст..лить ут….пический раств….римыйОпределите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

Пр...пятствовать, пр…дирчиво и…подлобья, неи…бывный

Предп…лагать, п…трясающий в...бодрить, бе…платный

пр...одоление, пр…страстие10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

хлопотл…выйнеприхотл...вый изменч..вый посп...вать выпровод..шь11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

Непроница…мыйслаж...нныйпотеш…шьсяпрерыва…мый постел...т

12. Найдите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Дворник наш (не)способен и муху обидеть. Без дружбы никакое общение (не)имеет смысла. (Не)каждый способен на благородные поступки. (Не)лестный отзыв о способностях Лизы покоробил Петрова. Неужели обед до сих пор (не)сварен?

Найдите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся ЧЕРЕЗ ДЕФИС. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(ГОРЬКО)СОЛЁНАЯ морская вода разъедала ноги, и (ПО)ЭТОМУ мальчишки решили рыбачить с обрыва.

Я вздрогнул, ПОТОМУ(ЧТО) ЧТО(ТО) огромное пролетело над моей головой. Чайковский заметил, что сосновые стволы ТО(ЖЕ) отбрасывают на подлесок и на траву очень слабый свет ЗОЛОТИСТО(РОЗОВАТОГО) тона.

(ПО)ПРЕЖНЕМУ разнообразие и сила освещения вызывали у него то состояние, когда кажется, что случится ЧТО(ТО) необыкновенное.

(ПО)СВОЕМУ ты будешь поступать тогда, когда поймёшь, что (В)ПОСЛЕДСТВИИ приходится расплачиваться за необдуманные поступки, ПОТОМУ(ЧТО) музыка ускользала из памяти.

Укажите цифры, на месте которых пишется НН.

Самые необыкнове(1)ые, самые поэтичные страницы «Войны и мира» связа(2)ы с картинами природы, переда(3)ыми через восприятие ю(4)ой Наташи Ростовой, естест- ве(5)ой и искре(6)ей.

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую?

Андерсен сделал сказку интересной как для взрослых так и для детей.

Не то мысли не то воспоминания не то мечты бродили в голове Оленина.

Кум стоял ни жив ни мёртв.

Уже в 20-е годы XIX века поезда перекрыли скорость самой быстрой лошади вдвое и втрое () и стали лучшим средством передвижения.

Внезапно из-за леса выползла тёмная туча и сразу стало свежо.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Пёстрая шкура леопарда (1) перехваченная золотой стрелою (2) легко повисла с округлого плеча на выгнутое бедро (3) и (4) переливаясь на солнце (5) казалась живым существом.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. По мнению японских исследователей (1) льды в Северном Ледовитом океане в этом году тают быстрее, чем обычно. Это (2) конечно (3) вызывает беспокойство по поводу того, что теперь (4) очевидно (5) площадь не покрытой льдом части океана будет больше.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Мысли о неуклонном расширении Вселенной (1) высказаны в работах некоторых астрофизиков (2) исследования которых (3) представляют несомненный интерес для всех учёных мира.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Ангелина Семёновна выяснила (1) что Вениамин уколов не делал (2) и (3) что сейчас их делать уже поздно (4) потому что (5) если собака была бешеная (6) так и он в ближайшие дни непременно должен взбеситься.

Прочитайте текст и выполните задания 20-25.3акружилсяв диком танце осени, спрятал под листвой дороги, перепутал всё на свете листопад. (2)Хорошо бродить, утопая в листве. (З)Хорошо набирать её полные руки, заставлять кружиться вновь и вновь, осыпая голову, плечи...

Дедушка, скажи что-нибудь грустное.

Осенние листья.

А грустнее?

Осенние звёзды.

Грустнее осенних звёзд бывает?

Осенние птицы.

Дедушка, есть осенние люди?

Егодавно нет на свете, моего деда, а как прижмёт, защемит, - забываю, что нет. (12)Мой добрый, мой умный дедушка живёт во мне. (13)Он мой остров, мой материк, моя Земля.

14.- Дедушка, есть второе дыхание, а любовь бывает вторая? (15) Ответь, дед, мне это очень важно.

(16)- Если ты мне скажешь: первая звезда, - я пойму. (17)Это начало счёта, это надежда на звёздное небо.

(18)- Дед, ну причём здесь звёздное небо? (19)Ты прямо ответь, бывает или нет?

(20)- Если ты скажешь: первое блюдо, я пойму - хочешь кушать и надеешься на второе и третье. (21)Но когда говорят: первая любовь, - я не понимаю, что это? (22)Начало счёта или надежда на вторую и третью?

Дед, я, наверное, старею, мне хочется быть счастливым.

Глупый ты ещё. (25)Пойми, внук: Маму, Родину, Любимую не нумеруют.

Дед, она не любит меня.

А ты сам как к себе относишься?

Плохо, дедушка, совсем плохо.

А летать ты пробовал?

Дед, средний я, серый, какие там полёты.

Объясни, такого не понимаю.

Дедушка, ты не представляешь, как трудно быть средним. (33)Чувствовать себя щенком перед слонами и понимать - они это знают. (34)Сознавать себя собакой перед мышами и знать: они этого никогда не поймут. (35)Я ненавижу себя, иногда хочу стать мышью - их не обижают, они маленькие. (36)Шмыгаю я, дед.

Она тебя замечает?

Никто я для неё. (39)Моя жизнь - ожидание кости. (40)Иногда меня гладят, а я не знаю, что делать: лаять или лизать руку, которая гладит, а может ударить.

К себе не подпускай, вешай объявления на столбах.

Шутишь, дед, какие объявления?

Продаётся собачья шкура.

А если придут за шкурой?

На вырученные деньги купишь скрипку.

Зачем мне скрипка, дед?

Станешь играть любимой.

У меня нет родной деревни - мне некуда ехать, у меня нет отчего дома. (49)Моя отчизна - мой дедушка, его слова, его мысли. (50)0н учил меня любить, видеть, думать, хотел научить летать, но не успел.

(51)Мы ходили с ним среди сосен и смотрели в небо. (52) Дед говорил о каждой звезде, а ещё мой дедушка был влюблён в луну. (53)Он знал о ней всё.

Как-то сказал:

Одни учёные утверждают: лунные кратеры - остатки потухших вулканов, другие доказывают - следы метеоритов. (56)Я уверен, лунные кратеры - застывшие взгляды великих. (57)Вот очи Пушкина, а здесь глаза Блока, дальше - взор Бунина, а прямо перед тобой - Маяковского; Луна - музей любви человека. (58)Но чтобы попасть в этот музей, нужно любить так, чтобы сгорать, как метеорит, с ума сходить, как вулкан!-Не получается у меня, дед.

Что не получается?

Ничего не понимаю, во всём запутался. (62)Дедушка, а кто они такие - осенние люди? (бЗ)Может, я и есть осенний?

Нельзя мне все вопросы решать за тебя, есть такие, на которые ответишь только

65)-Ой, дед, завидую я тебе.

(66)-Это не так уж и плохо, я интересно жил

Внук, так хочется, чтобы ты знал: дед твой жив! (70)Жив твой дед!

Явстал, открыл форточку и заорал на всю улицу, во всю ночь:

Люди, жив мой дед! (73)Мой умный, добрый, осенний дед! (74)Мой остров! (75)Моя Земля!

(По А. Попову)

20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

Дед убеждён, что Мать, Родина, Любимая должны быть единственными.

Внук осознает свою «серость», одиночество и страдает от этого.

Противоречия между поколениями отцов и детей существовали и будут существовать всегда.

Внук завидует мудрому деду, его интересной жизни, радостному восприятию окружающего мира.

Дед грустит от того, что жизнь уже прожита и ничего не вернёшь назад.

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

Предложение 42 подтверждает содержание предложения 41.

Предложения 20-22 содержат ответ на суждение, высказанное в предложении 14.

35 предложение текста является выводом из рассуждения, представленного в предложениях 32-34.

В предложениях 68-75 представлено описание.

В предложениях 48-50 представлено рассуждение.

22. TOC \o "1-3" \h \z Из предложений 26-30 выпишите контекстные синонимы.

23. Среди предложений 55-58 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи контекстных синонимов. Напишите номер этого предложения.

24. «Размышляя о роли деда в своей жизни, рассказчик использует такое синтаксическое средство, как (А) _______ (предложение 13). Почему же ему так дорог этот человек? (Б) _______ (предложение 50) даёт ответ на этот вопрос. В самом деле, внуку было очень сложно разобраться в себе, своих чувствах, о чём говорит употребление в лексике (В) _______ (предложения 33-34), и дед с помощью тонкой, доброй (Г) ________ (предложения 39-47) помог подростку понять, как избавиться от ощущения собственной «серости», одиночества».

Список терминов:

1) ирония2) эпитеты3) контекстные синонимы4) контекстные антонимы

5) сравнительный оборот6) градация7) гипербола8) ряд однородных членов

9) вопросительные предложения

Ответы к варианту 30 (ЕГЭ – 2015)

такимобразом4

принятыйчеловечный

споткнулся

утопический

предполагатьпотрясающийпоспевать

потешишься

нелестный

попрежнемучтото1356<или>

1245<или> любая другая последовательность этих цифр

12345<или> любая другая последовательность этих цифр

146<или> любая другая последовательность этих цифр

124<или> любая другая последовательность этих цифр

235<или> любая другая последовательность этих цифр

среднийсерый57

1. Проблема роли близких людей в становлении человека. (Как близкие люди влияют на становление человека как личности?) 1. Близкие люди помогают человеку разобраться в сложных житейских проблемах, формируют его внутренний мир, духовность и нравственность, влияя на его становление как личности.

2. Проблема определения понятия «мудрость». (В чём заключается мудрость?) 2. Мудрость - это соединение знаний, житейского опыта и нравственных ценностей, позволяющее формулировать глубокие суждения о человеке и мире, о вечных ценностях, это способность находить решение различных проблем.

3. Проблема смысла жизни. (Для чего живёт человек?) 3. Только тот человек живёт осмысленно, кто постоянно ищет ответы на многие вопросы, осознаёт свои достоинства и недостатки, пытается находить в жизни самое ценное и привносить его в свою жизнь.

20. Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Въезжая в новую пустую квартиру, рассказчик увидел в окне старый тополь.

2) Глядя на тополь, герой вспоминал детство и искал ответы на вопросы: кто ты? В чём смысл жизни?

3) Тополь до сих пор растёт рядом с домом рассказчика.

4) Каждую весну на тополе распускались листочки. И этот процесс рассказчик называет чудом обновления.

5) Герой ничуть не сожалеет о том, что старый тополь спилили, потому что он мог упасть и повредить дом или поранить человека.

21. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным ? Укажите номера ответов.

1) Предложения 1-2 содержат элемент повествования.

2) В 17 предложении представлено описание.

3) Предложения 21-22 содержат повествование.

4) В предложении 12 представлено рассуждение.

5) В предложении 2 содержится рассуждение.

Ответ: ___________________________

22. Из предложения 15 выпишите антонимы .

Ответ: ___________________________

23. Среди предложений 14-17 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи притяжательного местоимения и форм слова. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ___________________________

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20-23.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б,В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов .

Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

24. «Вспоминая о когда-то росшем под окном тополе, Б. Ямпольский использует такие тропы, как

(А) ___________ («жил тысячами тысяч листьев» в предложении 6), (Б) ______________(«тополь им рассказывал обо мне» в предложении 9). Такой приём, как (В) _________________(в предложении 27), передаёт чувства автора. А такой троп, как (Г) _____________________(например, «прекрасных ветвей» в предложении 1), усиливает образность текста».

Список терминов

1) ряды однородных членов

4) гипербола

2) олицетворение

5) парцелляция

8) риторический вопрос

3) сравнительный оборот

6) противопоставление

9) эпитет

Ответ:

А

Б

В

Г

Часть 2

25. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения - не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Вариант 10

Часть 1

(1) Фосфор - незаменимый элемент питания растений , как , впрочем , и всех других организмов , и поддержание высоких урожаев сельскохозяйственных культур , необходимое для обеспечения продовольствием растущего населения Земли , возможно только благодаря массированному применению минеральных удобрений . (2) Фосфорные удобрения получают , разрабатывая имеющиеся в некоторых местах залежи горных пород , богатых фосфатами . (3) Связанный растениями фосфор переходит далее по пищевым цепям ( достаётся животным , человеку ), выделяется с продуктами обмена , попадает в сточные воды , реками выносится в океан , где в конце концов оказывается в морских осадках , но уже в очень малом количестве ; (....) имеющиеся на Земле запасы фосфатов - это фактически невозобновляемые ресурсы .

1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация , содержащаяся в тексте ?

1) Растущее население Земли можно обеспечить продовольствием только в том случае , если в сельском хозяйстве будут применяться фосфорные удобрения .

2) Запасы пород , богатых фосфатами , возобновить невозможно , потому что круговорот фосфора в природе весьма незначителен .

3) Высокие урожаи сельскохозяйственных культур невозможны без применения фосфорных удобрений .

Для сельского хозяйства фосфор так же необходим, как и вода. Постоянно увеличивающееся население Земли можно обеспечить достаточным количеством продовольствия только при условии доступности необходимого количества фосфора.

Многократное выращивание одних и тех же сельскохозяйственных культур на одном участке истощает почву. При этом обогащение фосфором (в отличие от обогащения азотом) происходит исключительно в процессе гниения органических соединений, содержащихся, например, в соломе или навозе, или в результате внесения в почву фосфорных удобрений. Правильное и своевременное удобрение почвы является непременным условием восстановления плодородия и повышения урожайности.

Прогнозируется, что спрос на фосфаты будет расти со стороны всех трех групп потребителей. Конкуренция между этими тремя группами потребителей также постепенно усиливается. Фосфорсодержащие продукты широко применяются в индустрии строительных материалов, в пищевой промышленности, в производстве моющих веществ, материалов для очистки воды. Появляются новые потребители фосфора, например, литий-фосфатные аккумуляторы устанавливаются на современные гибридные и электромобили.

Но главным потребителем фосфатов останется промышленность минеральных удобрений. И спрос в этом секторе, как ожидается, будет быстро и устойчиво расти.

Фосфор и производство продуктов питания

Глобальная потребность в фосфорсодержащих минеральных удобрениях и кормовых фосфатах устойчиво растет, поскольку:

1. Растет численность населения в мире, соответственно, растет и глобальный спрос на продукты питания


2. Растут доходы на душу населения в мире

Это приводит, в частности к структурным изменениям в рационе питания. Быстро растущее население развивающихся стран Азии и Латинской Америки потребляет все больше белковых продуктов — мяса и птицы. Между тем, для производства 1 килограмма, например, говядины, требуется 7 килограммов зерна.






3. Сокращается количество высокопродуктивных земель ,

которые еще могут быть введены в сельскохозяйственный оборот, а имеющиеся сельскохозяйственные земли должны использоваться все более интенсивно. Эта тенденция в особенности сильно проявляется в развивающихся странах с их быстрорастущим населением. Показатели урожайности в развивающихся странах все еще относительно невысоки, что стимулирует более высокие темпы роста спроса на минеральные удобрения в этих регионах.

4. Значительная часть пахотных земель, причем именно в развивающихся странах, отводится под выращивание сельскохозяйственных культур, которые служат сырьем для производства биотоплива.

Вариант № 2147263

При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Ответами к заданиям 1—26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел).


Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике. Объём сочинения — не менее 150 слов.


Версия для печати и копирования в MS Word

Укажите номера предложений, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Растущее население Земли можно обеспечить продовольствием только в том случае, если в сельском хозяйстве будут применяться фосфорные удобрения.

2) Высокие урожаи сельскохозяйственных культур невозможны без применения фосфорных удобрений.

3) И растительный, и животный мир не могут обходиться без фосфора, который добывают из горных пород, богатых фосфатами.

4) Круговорот фосфора - незаменимого элемента для всего живого на Земле - в природе весьма незначителен, поэтому запасы пород, богатых фосфатами, возобновить невозможно.

5) Запасы пород, богатых фосфатами, возобновить нельзя, так как круговорот фосфора, вещества,которое является незаменимым для всего живого, крайне незначителен.


Ответ:

Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в третьем (3) предложении текста?

Таким образом

Например

Оттого что

Для этого


(1)Фосфор - незаменимый элемент питания растений, как, впрочем, и всех других организмов, и поддержание высоких урожаев сельскохозяйственных культур, необходимое для обеспечения продовольствием растущего населения Земли, возможно только благодаря массированному применению минеральных удобрений. (2)Фосфорные удобрения получают, разрабатывая имеющиеся в некоторых местах залежи горных пород, богатых фосфатами. (3)Связанный растениями фосфор переходит далее по пищевым цепям (достаётся животным, человеку), выделяется с продуктами обмена, попадает в сточные воды, реками выносится в океан, где в конце концов оказывается в морских осадках, но уже в очень малом количестве; (....), имеющиеся на Земле запасы

фосфатов- это фактически невозобновляемые ресурсы.

Ответ:

Прочитайте словарную статью, в которой приведены значения слова КУЛЬТУРА. Определите, в каком значении это слово использовано в предложении 1. Напишите цифру, соответствующую этому значению в словарной статье.

КУЛЬТУРА , -ы; ж.

1) Совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей. История к. К. древних греков.

2) Образование, умственое и нравственное. Человек высокой к.

3) Разведение, выращивание какого-н. растения или животного (спец.). К. льна. К. шелкопряда.

4) Разводимое растение, а также (спец.) клетки микроорганизмов, выращенные в питательной среде в лабораторных или промышленных условиях. Технические к. К. органической ткани.

5) Высокий уровень чего-н., высокое развитие, умение. К. производства. К. речи


(1)Фосфор - незаменимый элемент питания растений, как, впрочем, и всех других организмов, и поддержание высоких урожаев сельскохозяйственных культур, необходимое для обеспечения продовольствием растущего населения Земли, возможно только благодаря массированному применению минеральных удобрений. (2)Фосфорные удобрения получают, разрабатывая имеющиеся в некоторых местах залежи горных пород, богатых фосфатами. (3)Связанный растениями фосфор переходит далее по пищевым цепям (достаётся животным, человеку), выделяется с продуктами обмена, попадает в сточные воды, реками выносится в океан, где в конце концов оказывается в морских осадках, но уже в очень малом количестве; (....), имеющиеся на Земле запасы

фосфатов- это фактически невозобновляемые ресурсы.

(1)Фосфор - незаменимый элемент питания растений, как, впрочем, и всех других организмов, и поддержание высоких урожаев сельскохозяйственных культур, необходимое для обеспечения продовольствием растущего населения Земли, возможно только благодаря массированному применению минеральных удобрений.


Ответ:

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

принЯтый

Ответ:

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Судьбе великого математика Джона Нэша посвящен фильм «Игры разума», основанный на ФАКТАХ биографии учёного.

АБОНЕНТСКАЯ плата составляет сто двадцать рублей в месяц.

Это одно из известнейших произведений ВЕЛИЧЕСТВЕННОГО русского поэта.

К сожалению, никакого ПРАКТИЧЕСКОГО значения теория не имела.

БУДНИЧНЫЕ заботы порой полностью поглощают внимание человека.

Ответ:

В одном из вы-де-лен-ных ниже слов до-пу-ще-на ошиб-ка в об-ра-зо-ва-нии формы слова. Ис-правь-те ошиб-ку и за-пи-ши-те слово пра-виль-но.

ДИ-РЕК-ТО-РА пред-при-я-тий

в ДВЕ ты-ся-чи де-ся-том году

ЗАЖЖЁТ фей-ер-верк

взвод СОЛ-ДА-ТОВ

три-ста КИ-ЛО-ГРАМ-МОВ

Ответ:

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

A) Олег старался отцепить санки, а они точно приросли, а седок поворачивался и мотал головой, а Алена только глядела вслед другу. 1) неправильное построение сложного предложения
Б) Путешествуя с рюкзаком по туристским тропам, требуется немалая выносливость. 2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
В) Много критических замечаний и ценных предложений было внесено в ходе обсуждения вопроса. 3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Г) Дом полон людьми. 4) ошибка в построении предложения с однородными членами
Д) Одним из российских обычаев, ценившимися многими ста-рыми москвичами, было устное рассказывание. 5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
7) нарушение норм управления
А Б В Г Д

Ответ:

Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

оч..рование

соед..нение

ор..гинальный

р..сточек

пог..релец

Ответ:

Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пр..бабушка, пр..студиться;

пре..сказать, на..ломить;

ра..растается, ра..трепанный;

пр..рученный, пр..милый;

вз..мать, небез..нтересный.

Ответ:

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

улыбч..вый

сомн..ваться

болтл..вый

приветл..во

заканч..вать

Ответ:

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

незабыва..мый

раскол..шь

постро..шь

несгиба..мый

сломл..нный

Ответ:

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Это был никому (не)известный артист.

Часто (не)достаёт решительности, чтобы отстоять свои убеждения.

Мне пришлось пережить (не)поддающийся описанию ужас.

В нем (не)было ни совести, ни доброты, ни честности.

Никто (не)мог назвать его злым человеком.

Ответ:

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Рыжики можно собирать как осенью, так и (В)ТЕЧЕНИЕ всего лета: всё зависит (ОТ)ТОГО, какое лето.

(НА)КОНЕЦ мне удалось поймать (ТОТ)ЧАС, когда косые лучи солнца начинают пронизывать лес, словно золотые спицы.

Точно ТАК(ЖЕ), как детство человека кажется ему (В)ПОСЛЕДСТВИИ прекрасным, воспоминания о суровой заре человечества окрашены для нас в романтическую дымку.

Он владел языком ТАК(ЖЕ) легко, как люди владеют своим голосом, (ПО)ТОМУ что учился языку у простых людей.

У подножия сосны просвеченные (НА)СКВОЗЬ, хрупкие, нежные, (ИЗ)НУТРИ светятся ландыши.

Ответ:

Укажите цифры(у), на месте которых(ой) пишется Н.

Вдали, на крутом известковом берегу, подмытом разливами, в утре(1)ем воздухе ясно виднеется село с белой каме(2)ой церковью и ветря(3)ыми мельницами.

Ответ:

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Каравелла имела три мачты с прямыми и косыми парусами и могла двигаться в нужном направлении даже при встречном ветре.

2) Всяких цветов листья насыпаны в лесу и между ними ждешь увидеть грибы.

3) На клумбе были посажены и яркие маки и нежные тюльпаны и мохнатые ноготки.

4) Представители интеллигенции всегда стремились к смысловой точности и выразительности речи боролись против искажения и засорения родного языка.

5) Желтоватые или розовые лепестки этого растения растут по одному или парами.

Ответ:

В Крыму Васильев подолгу любовался горами (1) устремлёнными к солнцу (2) и (3) окутанными розовой дымкой (4) деревьями.

Ответ:

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Теперь дуб распускается, и (1) как полагается (2) стало холодно. Я люблю северную природу с её молчаливой хмуростью (3) должно быть (4) за первобытное одиночество.

Ответ:

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Большую роль в операх Чайковского играет оркестр (1) в разных партиях (2) которого (3) нередко развиваются самостоятельные музыкальные темы.

Ответ:

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Тревожное чувство усиливалось с приближением грозы (1) и (2) когда пришла величественная минута безмолвия (3) чувство это дошло до такой степени (4) что сердце замерло от волнения.

Ответ:

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Пётр решил, выбравшись из западни, двигаться вперёд несмотря ни на что, потому что не хотел запятнать позором бесславного возвращения славу русского воинства.

2) Шведский король мечтал о реванше за поражение под Полтавой, поэтому настаивал на том, чтобы турки начали битву с войском Петра.

3) Петр лучше остальных понимал, в каком драматическом положении оказалась русская армия.

4) Великий визирь решил вступить в сражение с русскими полками, вчетверо превосходящими по численности турецкие войска.

5) Многим казалось, что теперь для русского оружия нет ничего невозможного.


(По С. Покровскому*)

Ответ:

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

Цифры укажите в порядке возрастания.

1) Предложение 6 текста содержит элемент описания.

2) В предложениях 8–9 представлено повествование.

3) В предложении 14 перечислены последовательно происходившие действия.

4) В предложениях 22–23 представлено рассуждение.

5) В предложении 26 представлено повествование.


(1)Прутский поход Петра Первого, предпринятый в 1711 году, как говорится, сразу не заладился. (2)После победы над шведами в головах у многих русских государственных деятелей началось то, что позже назовут головокружением от успехов. (З)Когда под Полтавой была наголову разгромлена не знавшая прежде поражений армия шведского короля Карла XII, державшего в узде всю Европу, многим казалось, что теперь для русского оружия нет ничего невозможного, что чудо-богатыри только свистнут - и турки сразу же выбросят белый флаг. (4)Но не тут-то было. (5)Турки хитро заманили русское войско в безводные степи, а потом окружили. (б)Страшный зной, голод и жажда, турецкие конники, бесшумно маячившие в мареве, будто призраки из преисподней, беспрестанные рыдания офицерских жён - всё слилось в погребальную музыку, которой дирижировала неизбежность... (7)Никто не знал, что делать. (8)Двигаться вперёд нельзя, потому что враги превосходили их вчетверо, нельзя стоять на месте, позволяя туркам стягивать кольцо окружения. (9)Но невозможно и отступить. (10)Словно вода в пересыхающем степном колодце, таяли силы, мало-помалу отчаяние и безнадёжность овладевали людьми, которые оказались в западне.

(11)Царь Пётр, пожалуй, лучше остальных понимал серьёзность создавшегося положения, но ему нужно было думать не о собственной жизни, а о судьбе страны, которая могла лишиться правителя. (12)Тогда царь отправил письмо в Боярскую Думу, которое правильнее было бы назвать завещанием. (13)В коротком послании он даёт последние распоряжения своим сподвижникам, просит их руководствоваться в своей деятельности государственными интересами.

(14)Турки схватили посыльного, нашли депешу и внимательно её прочитали. (15)Карл XII, который прятался у турок, довольно потирал руки: письмо ясно указывало на то, что положение русских не просто тяжёлое, оно безнадёжное. (16)Но великий визирь, напротив, погрузился в задумчивость, а потом внезапно объявил, что решил заключить перемирие с окружённым русским войском и отпускает его на все четыре стороны. (17)Карл решил, что ослышался: какое перемирие, кто отпускает врага, попавшего в ловушку? (18)Да этот визирь спятил! (19)Шведский король просит, умоляет, требует, заклинает, но визирь непоколебимо качает головой: из перехваченного послания ясно, что русский царь уже готов к смерти, а это означает, что его воины будут сражаться остервенело, до последнего дыхания, до последней капли крови. (20)Конечно, стопятидесятитысячная турецкая армия скорее всего одолеет 40 тысяч русских воинов, но это будет пиррова победа. (21)Лучше, если русские просто уйдут.

(22)Этот исторический факт может вызвать разные оценки, стать предметом для глубоких социологических, философских и психологических обобщений. (23)Важно главное: в этом как будто бы бесславном с точки зрения прямых результатов походе ярко проявилась та сила, которую называют национальным духом. (24)Чаще всего эту силу характеризуют, используя определения «таинственная», «неведомая», «непостижимая», однако ничего мистического в ней нет. (25)Она рождается из необходимости защищать свою семью, друга, дом, Отчизну, то есть из необходимости отвечать за что-то большее, чем собственная жизнь. (26)Да, в том походе не были решены военные задачи, не были одержаны славные победы, но зато была добыта главная мудрость: побеждает не тот, у кого больше людей и оружия, а тот, у кого больше стойкости и мужества.

(По С. Покровскому*)

* Сергей Михайлович Покровский (род. в 1967 г.) - современный прозаик.

Ис­точ­ник тек­ста: ЕГЭ 2013, Центр, вариант 3.

Ответ:

Укажите предложение, в котором есть синонимы. Запишите его номер.


(1)Прутский поход Петра Первого, предпринятый в 1711 году, как говорится, сразу не заладился. (2)После победы над шведами в головах у многих русских государственных деятелей началось то, что позже назовут головокружением от успехов. (З)Когда под Полтавой была наголову разгромлена не знавшая прежде поражений армия шведского короля Карла XII, державшего в узде всю Европу, многим казалось, что теперь для русского оружия нет ничего невозможного, что чудо-богатыри только свистнут - и турки сразу же выбросят белый флаг. (4)Но не тут-то было. (5)Турки хитро заманили русское войско в безводные степи, а потом окружили. (б)Страшный зной, голод и жажда, турецкие конники, бесшумно маячившие в мареве, будто призраки из преисподней, беспрестанные рыдания офицерских жён - всё слилось в погребальную музыку, которой дирижировала неизбежность... (7)Никто не знал, что делать. (8)Двигаться вперёд нельзя, потому что враги превосходили их вчетверо, нельзя стоять на месте, позволяя туркам стягивать кольцо окружения. (9)Но невозможно и отступить. (10)Словно вода в пересыхающем степном колодце, таяли силы, мало-помалу отчаяние и безнадёжность овладевали людьми, которые оказались в западне.

(11)Царь Пётр, пожалуй, лучше остальных понимал серьёзность создавшегося положения, но ему нужно было думать не о собственной жизни, а о судьбе страны, которая могла лишиться правителя. (12)Тогда царь отправил письмо в Боярскую Думу, которое правильнее было бы назвать завещанием. (13)В коротком послании он даёт последние распоряжения своим сподвижникам, просит их руководствоваться в своей деятельности государственными интересами.

(14)Турки схватили посыльного, нашли депешу и внимательно её прочитали. (15)Карл XII, который прятался у турок, довольно потирал руки: письмо ясно указывало на то, что положение русских не просто тяжёлое, оно безнадёжное. (16)Но великий визирь, напротив, погрузился в задумчивость, а потом внезапно объявил, что решил заключить перемирие с окружённым русским войском и отпускает его на все четыре стороны. (17)Карл решил, что ослышался: какое перемирие, кто отпускает врага, попавшего в ловушку? (18)Да этот визирь спятил! (19)Шведский король просит, умоляет, требует, заклинает, но визирь непоколебимо качает головой: из перехваченного послания ясно, что русский царь уже готов к смерти, а это означает, что его воины будут сражаться остервенело, до последнего дыхания, до последней капли крови. (20)Конечно, стопятидесятитысячная турецкая армия скорее всего одолеет 40 тысяч русских воинов, но это будет пиррова победа. (21)Лучше, если русские просто уйдут.

(22)Этот исторический факт может вызвать разные оценки, стать предметом для глубоких социологических, философских и психологических обобщений. (23)Важно главное: в этом как будто бы бесславном с точки зрения прямых результатов походе ярко проявилась та сила, которую называют национальным духом. (24)Чаще всего эту силу характеризуют, используя определения «таинственная», «неведомая», «непостижимая», однако ничего мистического в ней нет. (25)Она рождается из необходимости защищать свою семью, друга, дом, Отчизну, то есть из необходимости отвечать за что-то большее, чем собственная жизнь. (26)Да, в том походе не были решены военные задачи, не были одержаны славные победы, но зато была добыта главная мудрость: побеждает не тот, у кого больше людей и оружия, а тот, у кого больше стойкости и мужества.

(По С. Покровскому*)

* Сергей Михайлович Покровский (род. в 1967 г.) - современный прозаик.

Ис­точ­ник тек­ста: ЕГЭ 2013, Центр, вариант 3.

Ответ:

Среди предложений 10–16 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи контекстных синонимов и личного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).


(1)Прутский поход Петра Первого, предпринятый в 1711 году, как говорится, сразу не заладился. (2)После победы над шведами в головах у многих русских государственных деятелей началось то, что позже назовут головокружением от успехов. (З)Когда под Полтавой была наголову разгромлена не знавшая прежде поражений армия шведского короля Карла XII, державшего в узде всю Европу, многим казалось, что теперь для русского оружия нет ничего невозможного, что чудо-богатыри только свистнут - и турки сразу же выбросят белый флаг. (4)Но не тут-то было. (5)Турки хитро заманили русское войско в безводные степи, а потом окружили. (б)Страшный зной, голод и жажда, турецкие конники, бесшумно маячившие в мареве, будто призраки из преисподней, беспрестанные рыдания офицерских жён - всё слилось в погребальную музыку, которой дирижировала неизбежность... (7)Никто не знал, что делать. (8)Двигаться вперёд нельзя, потому что враги превосходили их вчетверо, нельзя стоять на месте, позволяя туркам стягивать кольцо окружения. (9)Но невозможно и отступить. (10)Словно вода в пересыхающем степном колодце, таяли силы, мало-помалу отчаяние и безнадёжность овладевали людьми, которые оказались в западне.

(11)Царь Пётр, пожалуй, лучше остальных понимал серьёзность создавшегося положения, но ему нужно было думать не о собственной жизни, а о судьбе страны, которая могла лишиться правителя. (12)Тогда царь отправил письмо в Боярскую Думу, которое правильнее было бы назвать завещанием. (13)В коротком послании он даёт последние распоряжения своим сподвижникам, просит их руководствоваться в своей деятельности государственными интересами.

(14)Турки схватили посыльного, нашли депешу и внимательно её прочитали. (15)Карл XII, который прятался у турок, довольно потирал руки: письмо ясно указывало на то, что положение русских не просто тяжёлое, оно безнадёжное. (16)Но великий визирь, напротив, погрузился в задумчивость, а потом внезапно объявил, что решил заключить перемирие с окружённым русским войском и отпускает его на все четыре стороны. (17)Карл решил, что ослышался: какое перемирие, кто отпускает врага, попавшего в ловушку? (18)Да этот визирь спятил! (19)Шведский король просит, умоляет, требует, заклинает, но визирь непоколебимо качает головой: из перехваченного послания ясно, что русский царь уже готов к смерти, а это означает, что его воины будут сражаться остервенело, до последнего дыхания, до последней капли крови. (20)Конечно, стопятидесятитысячная турецкая армия скорее всего одолеет 40 тысяч русских воинов, но это будет пиррова победа. (21)Лучше, если русские просто уйдут.

(22)Этот исторический факт может вызвать разные оценки, стать предметом для глубоких социологических, философских и психологических обобщений. (23)Важно главное: в этом как будто бы бесславном с точки зрения прямых результатов походе ярко проявилась та сила, которую называют национальным духом. (24)Чаще всего эту силу характеризуют, используя определения «таинственная», «неведомая», «непостижимая», однако ничего мистического в ней нет. (25)Она рождается из необходимости защищать свою семью, друга, дом, Отчизну, то есть из необходимости отвечать за что-то большее, чем собственная жизнь. (26)Да, в том походе не были решены военные задачи, не были одержаны славные победы, но зато была добыта главная мудрость: побеждает не тот, у кого больше людей и оружия, а тот, у кого больше стойкости и мужества.

(По С. Покровскому*)

* Сергей Михайлович Покровский (род. в 1967 г.) - современный прозаик.

Ис­точ­ник тек­ста: ЕГЭ 2013, Центр, вариант 3.

(10)Тогда царь отправил письмо в Боярскую Думу, которое правильнее было бы назвать завещанием. (11)В коротком послании он даёт последние распоряжения своим сподвижникам, просит их руководствоваться в своей деятельности государственными интересами.

(12)Турки схватили посыльного, нашли депешу и внимательно её прочитали. (13)Карл XII, который прятался у турок, довольно потирал руки: письмо ясно указывало на то, что положение русских не просто тяжёлое, оно безнадёжное. (14)Но великий визирь, напротив, погрузился в задумчивость, а потом внезапно объявил, что решил заключить перемирие с окружённым русским войском и отпускает его на все четыре стороны. (15)Карл решил, что ослышался: какое перемирие, кто отпускает врага, попавшего в ловушку? (16)Да этот визирь спятил!


Ответ:

Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

«Автор текста, показывая уверенность многих русских государственных деятелей в лёгкой победе над турками, использует троп - (А)_____ («чудо-богатыри только свистнут - и турки сразу же выбросят белый флаг» в предложении 3). Тяжёлое положение русской армии изображается с помощью таких тропов, как (Б)_____ («страшный зной», «погребальную музыку») и (В)_____ (например, «будто призраки из преисподней» в предложении 6). Приём - (Г)_____ («нельзя» в предложении 8) - подчёркивает сложность описанной ситуации».

Список терминов:

1) лексический повтор

2) противопоставление

3) книжные слова

4) парцелляция

5) сравнение

7) диалектизм

9) риторический вопрос

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г

(1)Прутский поход Петра Первого, предпринятый в 1711 году, как говорится, сразу не заладился. (2)После победы над шведами в головах у многих русских государственных деятелей началось то, что позже назовут головокружением от успехов. (З)Когда под Полтавой была наголову разгромлена не знавшая прежде поражений армия шведского короля Карла XII, державшего в узде всю Европу, многим казалось, что теперь для русского оружия нет ничего невозможного, что чудо-богатыри только свистнут - и турки сразу же выбросят белый флаг. (4)Но не тут-то было. (5)Турки хитро заманили русское войско в безводные степи, а потом окружили. (б)Страшный зной, голод и жажда, турецкие конники, бесшумно маячившие в мареве, будто призраки из преисподней, беспрестанные рыдания офицерских жён - всё слилось в погребальную музыку, которой дирижировала неизбежность... (7)Никто не знал, что делать. (8)Двигаться вперёд нельзя, потому что враги превосходили их вчетверо, нельзя стоять на месте, позволяя туркам стягивать кольцо окружения. (9)Но невозможно и отступить. (10)Словно вода в пересыхающем степном колодце, таяли силы, мало-помалу отчаяние и безнадёжность овладевали людьми, которые оказались в западне.

(11)Царь Пётр, пожалуй, лучше остальных понимал серьёзность создавшегося положения, но ему нужно было думать не о собственной жизни, а о судьбе страны, которая могла лишиться правителя. (12)Тогда царь отправил письмо в Боярскую Думу, которое правильнее было бы назвать завещанием. (13)В коротком послании он даёт последние распоряжения своим сподвижникам, просит их руководствоваться в своей деятельности государственными интересами.

(14)Турки схватили посыльного, нашли депешу и внимательно её прочитали. (15)Карл XII, который прятался у турок, довольно потирал руки: письмо ясно указывало на то, что положение русских не просто тяжёлое, оно безнадёжное. (16)Но великий визирь, напротив, погрузился в задумчивость, а потом внезапно объявил, что решил заключить перемирие с окружённым русским войском и отпускает его на все четыре стороны. (17)Карл решил, что ослышался: какое перемирие, кто отпускает врага, попавшего в ловушку? (18)Да этот визирь спятил! (19)Шведский король просит, умоляет, требует, заклинает, но визирь непоколебимо качает головой: из перехваченного послания ясно, что русский царь уже готов к смерти, а это означает, что его воины будут сражаться остервенело, до последнего дыхания, до последней капли крови. (20)Конечно, стопятидесятитысячная турецкая армия скорее всего одолеет 40 тысяч русских воинов, но это будет пиррова победа. (21)Лучше, если русские просто уйдут.

(22)Этот исторический факт может вызвать разные оценки, стать предметом для глубоких социологических, философских и психологических обобщений. (23)Важно главное: в этом как будто бы бесславном с точки зрения прямых результатов походе ярко проявилась та сила, которую называют национальным духом. (24)Чаще всего эту силу характеризуют, используя определения «таинственная», «неведомая», «непостижимая», однако ничего мистического в ней нет. (25)Она рождается из необходимости защищать свою семью, друга, дом, Отчизну, то есть из необходимости отвечать за что-то большее, чем собственная жизнь. (26)Да, в том походе не были решены военные задачи, не были одержаны славные победы, но зато была добыта главная мудрость: побеждает не тот, у кого больше людей и оружия, а тот, у кого больше стойкости и мужества.

(По С. Покровскому*)

* Сергей Михайлович Покровский (род. в 1967 г.) - современный прозаик.

Объём сочинения - не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


(1)Прутский поход Петра Первого, предпринятый в 1711 году, как говорится, сразу не заладился. (2)После победы над шведами в головах у многих русских государственных деятелей началось то, что позже назовут головокружением от успехов. (З)Когда под Полтавой была наголову разгромлена не знавшая прежде поражений армия шведского короля Карла XII, державшего в узде всю Европу, многим казалось, что теперь для русского оружия нет ничего невозможного, что чудо-богатыри только свистнут - и турки сразу же выбросят белый флаг. (4)Но не тут-то было. (5)Турки хитро заманили русское войско в безводные степи, а потом окружили. (б)Страшный зной, голод и жажда, турецкие конники, бесшумно маячившие в мареве, будто призраки из преисподней, беспрестанные рыдания офицерских жён - всё слилось в погребальную музыку, которой дирижировала неизбежность... (7)Никто не знал, что делать. (8)Двигаться вперёд нельзя, потому что враги превосходили их вчетверо, нельзя стоять на месте, позволяя туркам стягивать кольцо окружения. (9)Но невозможно и отступить. (10)Словно вода в пересыхающем степном колодце, таяли силы, мало-помалу отчаяние и безнадёжность овладевали людьми, которые оказались в западне.

(11)Царь Пётр, пожалуй, лучше остальных понимал серьёзность создавшегося положения, но ему нужно было думать не о собственной жизни, а о судьбе страны, которая могла лишиться правителя. (12)Тогда царь отправил письмо в Боярскую Думу, которое правильнее было бы назвать завещанием. (13)В коротком послании он даёт последние распоряжения своим сподвижникам, просит их руководствоваться в своей деятельности государственными интересами.

(14)Турки схватили посыльного, нашли депешу и внимательно её прочитали. (15)Карл XII, который прятался у турок, довольно потирал руки: письмо ясно указывало на то, что положение русских не просто тяжёлое, оно безнадёжное. (16)Но великий визирь, напротив, погрузился в задумчивость, а потом внезапно объявил, что решил заключить перемирие с окружённым русским войском и отпускает его на все четыре стороны. (17)Карл решил, что ослышался: какое перемирие, кто отпускает врага, попавшего в ловушку? (18)Да этот визирь спятил! (19)Шведский король просит, умоляет, требует, заклинает, но визирь непоколебимо качает головой: из перехваченного послания ясно, что русский царь уже готов к смерти, а это означает, что его воины будут сражаться остервенело, до последнего дыхания, до последней капли крови. (20)Конечно, стопятидесятитысячная турецкая армия скорее всего одолеет 40 тысяч русских воинов, но это будет пиррова победа. (21)Лучше, если русские просто уйдут.

(22)Этот исторический факт может вызвать разные оценки, стать предметом для глубоких социологических, философских и психологических обобщений. (23)Важно главное: в этом как будто бы бесславном с точки зрения прямых результатов походе ярко проявилась та сила, которую называют национальным духом. (24)Чаще всего эту силу характеризуют, используя определения «таинственная», «неведомая», «непостижимая», однако ничего мистического в ней нет. (25)Она рождается из необходимости защищать свою семью, друга, дом, Отчизну, то есть из необходимости отвечать за что-то большее, чем собственная жизнь. (26)Да, в том походе не были решены военные задачи, не были одержаны славные победы, но зато была добыта главная мудрость: побеждает не тот, у кого больше людей и оружия, а тот, у кого больше стойкости и мужества.

(По С. Покровскому*)

* Сергей Михайлович Покровский (род. в 1967 г.) - современный прозаик.