"Голос прошлого. Устная история как метод изучения истории XX века"

), заявлявшего о своей работе над огромной книгой «Устная история нашего времени», полностью составленной из записи рассказов разных людей. В г. центр устной истории был открыт при Колумбийском университете . В г. была создана Ассоциация устной истории США, двумя годами позже аналогичная организация появилась в Великобритании.

Значительную роль в развитии и пропаганде метода устной истории сыграла книга английского историка Пола Томпсона «Голос прошлого» (англ. The Voice of the Past: Oral History ; , 3-е издание ).

В России одним из первых устных историков можно считать доцента филологического факультета МГУ В. Д. Дувакина (1909-1982), который делал свои записи, беседуя с людьми, знавшими поэта В. В. Маяковского . Впоследствии тематика записей значительно расширилась: он записал на магнитную плёнку беседы с более чем 800 респондентами о профессорах МГУ, их работе в университете, научной жизни. В 1991 году на основе его коллекций в структуре Научной библиотеки МГУ был создан раздел устной истории.

Примером научно-исследовательской работы в области устной истории является создание коллекции интервью с ветеранами Великой Отечественной войны в рамках интернет-проекта А. В. Драбкина «Я помню» и серии книг «Я дрался…»

Материалы устной истории в последние десятилетия рассматриваются как один из важнейших источников исследования малых народов, и активно используются этнографами и социальными антропологами. См, например, об исследовании этнической истории цыган .

Источники

Ссылки

  • Несколько слов о предмете «устная история» . А. В. Драбкин .
  • Велимир Хлебников в размышлениях и воспоминаниях современников (по фонодокументам В.Д. Дувакина 1960-1970 годов)

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Устная история" в других словарях:

    УСТНАЯ ИСТОРИЯ - (oral history) метод исторического исследования, особенно социальная история, путем сбора воспоминаний живущих людей (например, Томпсон, 1981). Предполагается, что данные, полученные таким образом, особенно от обычных людей, ценный архив и для… …

    УСТНАЯ ТРАДИЦИЯ - (oral tradition) аспекты культуры общества, передаваемые устным путем. Некоторые общества (см. Неграмотное общество) могут полагаться только на этот метод документирования своей истории и генеалогии через песню, поэзию, повествование. В грамотных … Большой толковый социологический словарь

    ИСТОРИЯ ЖИЗНИ и МЕТОД ИСТОРИИ ЖИЗНИ - (life history and life history method) социологическое, историческое, психологическое изучение, произведенное на основе интервью лицом к лицу (см. также Устная история) или личных документов дневников, писем … Большой толковый социологический словарь

    Кельтские предания, естественно, передавались из уст в уста, и лишь в первые века после появления христианства на землях кельтов кельты начали записывать на собственном языке различные тексты, будь то легенды, поэзия, история или законодательные… … Энциклопедия мифологии

    Зачатки письменности существовали в самую первобытную эпоху на заре человеческой культуры, когда для обозначения разных событий, увековечения их в памяти, употребляли нарезки и грубые рисунки на древесной коре, костях или камнях. На известной… … Литературная энциклопедия

    История литературы и методы ее изучения - ИСТОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ И МЕТОДЫ ЕЕ ИЗУЧЕНИЯ Зачатки письменности существовали в самую первобытную эпоху на заре человеческой культуры, когда для обозначения разных событий, увековечения их в памяти, употребляли нарезки и грубые рисунки на… … Словарь литературных терминов

    - (Мьянмы) долгая и сложная. На этой территории проживало много различных народов, самый древний из которых моны. В IX веке бирманцы мигрировали из юго западного Китая в долину реки Иравади и через некоторое время стали составлять большинство… … Википедия

    История: «История» (или «Музы») книга греческого историка Геродота История гуманитарная наука, занимающаяся изучением человека (его деятельности, состояния, мировоззрения, социальных связей и организаций и т. д.) в прошлом… … Википедия

    История радиовещания описывает события, связанные с историей радиовещания Содержание 1 Предыстория 2 История радиовещания в России 3 См. также … Википедия

    Описывает события, связанные с историей радиовещания Предыстория Основная статья: Хронология радио 1877 Эдисон создал фонограф, изучением волн занимается Герц. 1895 Попов выступил с докладом о передаче звуков, грозоотметчик. 1896,… … Википедия

Книги

  • Российское китаеведение - устная история. Сборник интервью с ведущими российскими китаеведами. Том 1 , . Российское китаеведение - устная история. Сборник интервью с ведущими российскими китаеведами XX-XXI вв. Том 1 Книга представляет собой 1-й том новой книжной серии и содержит тексты интервью…

Методика сбора устных источников

МЕТОДИКА СБОРА УСТНЫХ ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ

Преподавание истории в школе находится в сложном положении. Обусловлено оно как состоянием самого общества, так и уровнем развития исторической науки. На современном этапе, когда пере-сматривается концепция школьного исторического образования, имеет смысл вернуться к использованию краеведения как методу перестройки преподавания истории в учебных заведениях. Одним из направлений краеведческой работы в школе может стать устная история. Обычно она трактуется как одно из направлений исторического исследования, базирующееся на использовании источников устного происхождения, т.е. речь идет о создании "человеческих" документов на основе бесед, опроса, интервьюирования или анкетирования непосредственных участ-ников и очевидцев исторических событий.

К сожалению, развитие устной истории сводилось в лучшем случае к сбору коллективных источников устного происхождения - легенд, былин и других форм фольклора. Исследование же фактов индивидуаль-ного сознания, судьбы отдельного человека в период значительных исторических событий не проводилось и не поощрялось. Николай Бер-дяев писал: "Эпохи, столь наполненные событиями и изменениями, при-нято считать интересными и значительными, но это же эпохи несчаст-ные и страдальческие для отдельных людей, для целых поколений"1-.

Длительное время историческая правда в полней мере отражалась лишь в источниках устного происхождения, поскольку отношение к ис-тории как идеологическому оружию привело к рецензированию и редак-тированию не только печатных произведений, но и чистке и унифициро-ванию архивов, тенденциозному отбору документов, сдаваемых на хра-нение в государственные и партийные архивы, созданию закрытых фондов. Назрела необходимость в масштабах района, села, края органи-зовать целенаправленную работу по записи воспоминаний по различным темам истории современного периода, создать уникальный источник по истории XX в. - живой коллективной памяти нескольких поколений.

Создание архивов устной истории при учебных заведениях - по-сильная и благородная задача преподавателей истории и их учеников. Наиболее благоприятные условия для этой работы у учителя сельской школы: хорошее знание учеников, их семей, односельчан, старожилов; Проживая постоянно в одном населенном пункте и зная возможности информаторов, сельский учитель может систематически течении ряда лет вести работу по созданию устных исторических документов, неоднократно обращаться к ценным информаторам, совершенствуя исторические записи. Немаловажным преимуществом является доверие одно-сельчан к учителю и ребятам. Посторонние респонденты часто сталки-ваются с нежеланием старожилов отвечать на вопросы, касающиеся ра-нее запретных тем или отсутствием искренности.

Обращение учителя сельской школы к устной истории обусловлено необходимостью использования нового краеведческого материала при изучении отечественной историк и организацией посильной исследова-тельской деятельности школьников.

Одной из причин падения интереса к истории является схематич-ное, безынициативное усвоение учащимися набора исторических фактов и явлений в объеме учебника, ограничивающего видение исторического прошлого позицией авторов и не дающего читателю возможности принять участие в решении исторических проблем. Целесообразно построить пре-подавание истории на основе активного творческого самостоятельного изучения недавней истории самими учащимися через организацию сбора и составление устных источников на основе местной истории. Работа по созданию учащимися устных исторических источников даст им возмож-ность соприкоснуться с живой историей, которую невозможно вместить какие-либо схемы и концепции. История в этом случае предстанет пород ребятами как сложный противоречивый процесс, в котором судьба, сознание и психология отдельного человека аккумулирует особенности целой исторической эпохи.

Собираемый из года в год учащимися и учителями материал постепенно составит архив устных исторических документов, на основа которых учитель может организовать исследовательскую работу учащих-ся по изучению отдельных тем, написание докладов и рефератов, ис-пользовать наиболее яркий материал во время уроков; Это поможет не только активизировать мыслительную деятельность каждого ученика в процессе составления устных источников, но и залазит научную базу для школьного кабинета истории.

Школьный архив исторических источников сможет компенсировать узкую базу опубликованной исторической и мемуарной краеведческой литературы, недостаток исторической информации, несовершенство учеб-ников и учебных пособий, отсутствие в селах источниковой базы (науч-ных библиотек, исторических архивов, краеведческих музеев).

Устная история является эффективным воспитательным средством и призвана заполнить образовавшийся духовный вакуум, Обезличенность истории, крушение оторванных от жизни идеалов и героев способство-вали разрыву связи между поколениями, формированию скептического и циничного отношения к труду и жизни старшего поколения, потере общечеловеческих ценностей, разочарованию в собственной жизни. Преподавание истории в школе потеряло главное назначение - укреп-ление гордости и любви к своей Родине и ее истории.

Необходимо совместить изучение общих исторических процессов с изучением местной истории села, края, области, истории своей семьи, конкретного человека. Устная история конкретизирует глобаль-ные исторические процессы на основе местной истории, на жизненном опыте отдельного человека делает понятными исторические категории: кулак, середняк, бедняк, коммуна, переселенец, раскулачивание, депортация и т.д. Главным источником изучения местной истории в условиях сельской школы являются воспоминания старожилов. Приобще-ние ребят к работе по записи рассказов будет способствовать воспи-танию чувства бережного отношения к своему прошлому, прививать ка-выки общения с людьми. Старшее поколение откроется с положительной стороны: их отношение к труду, семье, селу, жизненные принципы. Все это будет формировать уважение к старшим.

Выбор основных направлений работы школьного коллектива может определяться как историческим прошлым населенного пункта, где ве-дется работа, так и интересами собирателя. В каждом населенном пункте имеется широкое поле для сбора устных свидетельств. Однако необходимо учитывать, что с уходом поколения 1900-1920 гг. рожде-ния исчезнет целая историческая эпоха - эпоха революций, гражданс-кой и отечественной войн, первых пятилеток, коллективизации, поэ-тому в первую очередь надо активизировать работу по записи воспоми-наний людей о забытых и замалчиваемых событиях 20-40-х годов, пока есть живые свидетели и очевидцы так называемых "белых пятен" (ла-кун) истории.

ВОЗМОЖНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОБИРАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

I. История социальных катаклизмов XX в, подвергавшаяся ис-кажению в официальной историографии:

а) восприятие сельскими жителями важнейших событий гражданской войны (отношение к происходя-щим событиям, понятие о белых и красных, богатых и бедных и т.д.);

б) жизнь отдельной крестьянской семья в период свободного земле- пользования и развития единоличного хозяйства и кооперации (НЭП);

в) жизнь крестьян в 30-70-е годы (события, отношения, оценки коллективизации, раскулачивания, укрупнения колхозов, борьба с неперспективными селами, влияние Великой Отечественной войны 1841-
1345 гг.);

г) репрессии 20-50-х годов;

д) депортация и переселение соло в советское время;

е) участие односельчан в освоении целин-ных и залежных земель, крупных мелиоративных стройках и т.д.

2.. Традиционное крестьянское общество:

а) народная культура (трудовые, бытовке, общественные и семейные традиции в крестьянс-кой семье);

б) история исчезнувших и исчезающих сел;

в) аграрная политика 50-80-х годов и судьба деревни.

3. Народное сознание:

а) культ личности к народное сознание;

б) отношение к тоталитаризму;

в) формирование однопартийной сис-темы и народное сознание;

г) народное представление о социализме и советском патриотизме, демократии, капитализма и т.д.

4. Восприятие сельскими жителям важнейших событий текущей истории:

а) отношение к современной аграрной политике (аренда, фермерство, частное землепользование, колхозы, совхозы);

б) переселе-ние беженцы и т.д.

Практически нет таких исторических проблем в истории современ-ного села, о которых учитель истории не мог бы получить информа-цию, обратившись с вопросником к различным слоям населения. Сквоз-ной темой исторических исследований в школе может стать изучение истории исчезнувших и существующих сел. Судьба российского села в советское время отразила все переломные этапы современной исто-рии России, охватывая период с революции к гражданской войны до исторических процессов в современной деревне. Исторические собы-тия и явления последних десятилетий XXв. хранятся в памяти односельчан, отражаясь в судьбе и сознании конкретного человека.

Особенность устного исторического источника в том, что он содержит двойную информацию: фактологическую (событийную) и оценочную (психологическую). В отношении фактологической достовернос-ти устных источников между историками идет спор, так как устные рассказы отражают историческую реальность лишь в том виде, как она "преломилась" в сознании очевидцев событий. Поэтому необходимо учитывать возможное искажение фактов. Вместо с тем полученные методом опроса факты могут стать отправной точкой нового, неизвест-ного в истории данной местности. Часто в устных исторических источ-никах интерес представляют не сами факты, а их оценка, осмысление. Изучение народного сознания и психологии практически не являлось объектом академической исторической науки и дает простор для инициативного творчества ученика и учителя.

Занятия устной историей требует от учителя определенных профессиональных качеств и серьезной предварительной подготовки групп учащихся. Грустно становится, когда встречаются такие любители ста-рины, которые годами, собирая устные рассказы, не учитывали обяза-тельные условия, предъявляемые к исследовательской беседе и научной записи. Неправильно проведенные опросы и оформленные записи не мо-гут быть опубликованы и взяты в научный оборот. Необходимо помнить, что собранные источники будут иметь большую историческую ценность для последующих поколений.

Целесообразно начать работу с проведения спецкурса-факультати-ва "Методика собирательской работы"; В ходе занятий наряду с обще-теоретической подготовкой (изучение истории данных мест и современ-ного хозяйственно-экономичоского и культурного состояния) необходи-мо предусмотреть обязательное обучение методам опроса, приемам записи и работы со звукозаписывающей аппаратурой, проведение тренировочных занятий и составление вопросников по интересующим проб-лемам истории.

Наиболее приемлемыми и аффективными методами сбора историчес-кой информации является опрос двух видов: анкетирование (письмен-ная форма общения о респондентом), интервьюирование (устная форма).

Проведению опроса предшествует научная работа. От учителя требуется заранее подготовить вопросники, которые станут той кон-кретной программой, с которой школьники будут обращаться к очевид-цам и участникам исторических событий по ходу их собирательской работы. Во время летних экспедиций студенты Барнаульского пединсти-тута апробировали программу изучения истории исчезнувших сел Алтая. Она может быть успешно использована в работе учителя сельских школ.

ПРОГРАММА ИЗУЧЕНИЯ ИСЧЕЗНУВШЕГО ИЛИ ИСЧЕЗАЮЩЕГО СЕЛА

I. ОБЩИЕ ДАННЫЕ.

Современное название села.

Сельский совет.

Район.

П. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СЕЛА.

Время образования.

Причины образования (казачий форпост, станица; переселение, рудник, старообрядцы, выселок, что еще?).

Название в прошлом.

Административная принадлежность (губерния, уезд, волость, край, район, сельсовет).

Ш. ОПИСАНИЕ МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ СЕЛА

1. Географическое положение села относительно реки, тракта, железной дороги, сельского Совета, районного центра, города (на юг от райцентра около 5 км, на Змеиногорском тракте в 5 км от …).

2. Топонимия окрестностей (местное название ручьев, родников, гор, оврагов; болот, перелесков, опушек и т.д.).

3. Легенды и были о происхождений местных названий.

4. Производительное пространство деревни (пахота, сенокосы, вы-пасы, пасека, охотничьи и рыбные угодья, лесозаготовки, ягодные и грибные места..,).

IV. ЭКОНОМИКА СЕЛА.

1. Традиционные отрасли земледелия:

а) хлебопашество (какое?);

б) производство других земледельческих культур: "гречиха, просо, ячмень (какие еще?);

в) производство технических культур: лен, конопля, подсолнечник (каких еще?);

г) огородничество: картофель, горох, арбузы, тыква (что еще?);

д) земледельческие орудия труда;

е) традиционные способы обработки земли;
д) земледельческий календарь.

2. Скотоводство (крупный рогатый скот, коневодство, свиноводство, мараловодство, что еще?)

а) способы содержания скота:

б) знаменитые породы лошадей, коров, чем славились?
в) распространенные породы.

3. Птицеводство (куры, гуси, утки, индюки, кто еще?).

"Градационные крестьянские промыслы: рыболовство, пчеловод-ство, охота, табаководство, сбор орехов, ягод, грибов (что еще?), яркие необычные случаи, связанные с этим;

Кустарная промышленность и ремесло.

А) по переработке сельскохозяйственных продуктов (маслоде-лие: сливочное, подсолнечное маковое, конопляное, льня-ное; мукомольное; овчинное; пимокатное; шубное? какое еще?);

б) деревообрабатыващее: щепное, бондарное, дегтярное, смо-локуренное и т.д.?

в) железоделательное:

г) гончарное;

д) какое еще?

6. Проведению опроса предшествует (мутовка, ветряная), кру-порушка, маслозавод, сырозавод; кузница, ремесленная мастерская, мелиоративные каналы, что ещо?

7, Местная торговля:

а) периодические пункты торговли: ярмарка, базар, автолавка и т.д.;

б) постоянные пункты торговли: лавка; магазин;

з) характер: меновая, скупческая, кредитная, потребитель-ская, кооперативная, государственная; г) характеристика товаров (продавали и покупали).

V.. СОСТАВ И ХАРАКТЕРИСТИКА НАСЕЛЕНИЯ

Первые фамилии села, родословные потомственных крестьян. Характеристика самобытных им он и фамилий.

Массовые миграции в селе:

б) места выселения (Тамбовская губ., Саратовская, Курская, откуда еще?);

в) положение переселенцев (приписанные, не приписанные, батрачество и т.д.).

3. Переселение в советское время:

а) причины (раскулачивание и репрессии, депортация, ссылка из Центральной России во время холеры и т.д.);

б) места выселения (Поволжье, Чечено-Ингушетия, Калмыкия, Молдавия, Украина, Москва и т.д.);

в) положение переселенцев.

4. Знаменитые люди оказавшие влияние на судьбу деревни, края. Страны (деятели науки и культуры, ученые, писатели, художники, учителя, композиторы, герои революции и войны, труда, народные врачеватели и умельцы, изобретатели, политические деятели, краеведы). Численность населения в разные исторические периоды (какие события влияли на увеличение или уменьшение численности населения в селе?)

VI. ТРАДИЦИИ. БЫТ И КУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛА.

1. Состав верующих (христиане, мусульмане, иудеи, буддисты и другие) и здания религиозного культа (церковь, собор, монастырь, молельный дом).

Взаимоотношения в семье (между родителями и детьми, между мужем и ясной, между родственниками). Распределение трудовых обя-занностей в семье. Финансовое положение в семье.

Отношения между сельчанами. Формы общения:

а) трудовые (совместные виды работ, помочи, субботники т.д.);

б) отдых (посиделки, вечеринки, собрания, торжественные обряды, сельские праздники).

VII. ВНЕШНИЙ ОБЛИК СЕЛА. ИСТОРИЧЕСКИЕ И ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ.

Плотность застройки. Планировка села (одна улица вдоль раки, у подножья горы... как еще?).

Архитектурная структура (в центре села площадь... как еще?).

Памятники архитектуры (церковь, часовня, купеческий дом и т.д.);

4. Исторические достопримечательности

а) здание или места связанные с посещением или проживанием знаменитых людей:

б) здания или места, связанные с историческими событиями (первый крестьянский дом, сельская управа, церковь, шко-ла, штаб партизанского отряда и др.);

в) памятники, посвященные каким-либо событиям или людям.

5. Географические достопримечательности (пещера, озеро, родник, лечебные ключи и т.д.).

VIII. СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ И ГЛАВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ В СУДЬБЕ СЕЛА.

1. Влияние НЕПа на жизнь крестьян села.

Проведение политики сплошной коллективизации и борьба с кулачеством в деревне.

Влияние Великой Отечественной войны на жизнь деревни.

Какие послевоенные события оказали влияние на жизнь деревни (целина, реформы 50-70-х годов: укрупнение села, отношение к неперспективным селам и т.п.).

IX. ВРЕМЯ И ПРИЧИНЫ ГИБЕЛИ СЕЛА.

Время основного потока миграции.

Причины, вызвавшие миграцию.

Места миграции (в другие села района, в другие районы, области, края).

Когда и кто последним покинул село?

Что осталось на том месте (материальные остатки жилищ, памятники, кладбище?...)

ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЕ

Интервью представляет собой непринужденную беседу двух равнозаинтересованных людей, проводимую по определенному плану, при-чем запись ответов производится либо вручную, либо механически. В мировой научной практике (наибольшее распространение устная ис-тория получила в Англии и США) запись воспоминаний осуществляется с помощью магнитофона и других вспомогательных технических средств (диктофоны, видео- и аудиоаппаратура). Затем текст транскрибируется (переносится) на бумагу. Но, учитывал реальные возможности сельских школ, рекомендации по проведению опроса к интервью предполагают в том числе ручную запись воспоминаний. Искусство использования этого метода опроса состоит в том, чтобы уметь и знать:

о чем именно опрашивать?

как спрашивать?

кого спрашивать?

какие задавать вопросы?

где вести беседу?

как обрабатывать данные?

Проведение интервью требует творческого подхода и зависит от индивидуальных качеств ведущего. Нельзя дать единый рецепт для всех интервьюеров (ведущего опрос). Мастерство интервьюера опреде-ляется умением правильно сгруппировать вопросы и расположить их в определенном порядке с учетом текущих обстоятельств, атмосферы беседа и возраста спрашиваемого. Обычно интервью строится поэтапно.

1. Введение и установление контакта. Цель этого этапа - выз-вать интерес к беседе, убедить людей, как важны их знания. Для соз-дания атмосферы доверительности можно рассказать что-то самому (о дороге, погоде, сослаться на кого-то в деревне). Обращаться к собеседнику нужно уважительно, по имени и отчеству, а не фамильярно, как это принято в деревне. Обязательным условием является информация о себе и организации, которую представляешь (школам училище, музей). Ведущий обязан объяснить, где и как будет использо-ваться полученная информация. Как правило, ребята быстро убеждают-ся, что успех всего интервью определяется именно вступительной бе-седой.

2. Программные вопросы. Первые вопросы не должны быть сложны-ми и объемными. Собеседники проводят своеобразную разминку. Пере-ход к основным вопросам должен быть понятен опрашиваемому. Можно выделить их фразой: "Позвольте перейти к наиболее важным вопросам".
Завершение беседы должно состоять из несложных вопросов, так как к этому времени и интервьюер и респондент (опрашиваемый) утомлены. Можно уточнить какие-либо вопросы, вернуться к недосказанному. Оптимальная продолжительность всего интервью 40-50 минут. Дальнейшее расспрашивание не даст ожидаемого эффекта. Если чувствуется, что респондент еще обладает достаточной информацией, лучше перенести беседу на другой день.

3. Оформление паспортички (основных сведений об опрашиваемом). Опыт показывает, что учащиеся не понимают, что сбор сведений об интервьюированной является обязательным условием научной записи. Обычно паспортичка содержит следующие вопросы:

Ф.И.О.

Год рождение.

Место рождения.

Профессия.

Где и в каком качестве работал или работает (если на пен-сии, то, с какого времени).

Адрес.

Любое интервью представляет собой сложное социально-психоло-гическое общение. Учащийся должен обладать не только определенным уровнем знаний по той теме, с которой оп приходит к респонденту, но и определенным уровнем культура; необходимым для общения с людьми. Ребятам приходится во время устного опроса обращаться к болевым периодам жизни респондента (депортация, репрессии, раскулачивание и т.д.)". Поэтому вопросы надо задавать так, чтобы не задеть самолю-бие респондента, его достоинство, престижных представлений, поста-раться избежать отрицательных эмоций у опрашиваемого (спасения за последствия опроса, неприятные ассоциации, печальные воспоминания и другие отрицательные эмоциональные состояния, влияющие на ду-шевное самочувствие респондента). Опит показывает, что у поколений 30-50-х годов до сих пор существует страх перед последствиями за свею откровенность. Часто они задают вопрос: "Не привлекут ли их куда за рассказ?" Поэтому интервьюер должен уметь не только вызвать респондента на искренность, по и не нарушить его душевный комфорт и покой.

Интервьюеры должны понимать, что общение с опрашиваемым обусловлено ситуацией опроса, его условиями, которые должны быть благоприятные для спокойной и сосредоточенной работы респондента над вопросами. Необходимо выбирать оптимальное время и место для опроса. Нельзя проводить интервью в людных помещениях, при посторонних людях, Даже молчаливое присутствие во время интервью "треть-его" лица (сосед, сослуживец, родственник) оказывает влияние на содержание ответов. Большим временем и откровенностью человек располагает в домашней обстановке. Однако надо учитывать занятость респондента домашними делами. Например, для сельского хозяина при-ход интервьюера в утренние часы работы в хозяйстве или вечерней дошей может вызвать отказ отвечать на вопросы.

Наконец, успех опроса определяется психологическим состоянием самого человека в момент проведения интервью и использованием уча-щимися психологических приемов ведения беседы. Так, интервьюер дол-жен владеть способами поощрения к ответу: внимательный взгляд, одо-брительный кивок, благодарность за подробный ответ, восхищение па-мятью собеседника; неподдельная заинтересованность, уважительное отношение к респонденту. Нельзя прерывать собеседника или открыто и грубо подвергать сомнению его высказывания. Чтобы проверить инфор-мацию, вызвавшую недоверие, можно использовать множество других спо-собов: способ частичного несогласия с опрашиваемым ("Вы говорите, что.... однако многие,"), стимулировать более подробное воспоми-нание ("Вы так думаете?"), указать на противоречивость "Может быть, я вас неверно понял?").

При интервьюировании существует опасность активного влияния ведущего на содержание ответов и оценок. Замечено, что опрашиваемые часто стремятся "угадать" ответ на заданный вопрос, который бы сов-пал с мнением партнера. Поэтому учащиеся должны быть одержанными в проявлении собственных реакций па ответы или поведение интервьюи-руемого, не вступать в дискуссию с ним по поводу его мнения, не за-давать воцросы-подсказки, а давать возможность думать. Интервьюер обязал свести к минимуму влияние своих оценок и суждений на качество воспоминаний.

По-видимому каждый школьный коллектив, занимающийся устной историей, должен выработать свой Кодекс интервьюера, как это сделано сектором устной истории лаборатории исторического краеведения Бар-наульского пединститут.

КОДЕКС ИНТЕРВЬЮЕРА

Интервьюирование должно стать повседневной работой в историчес-ких исследованиях по XX в. При этом интервьюер-исследователь должен сознавать, что создает документы, являющиеся историческим источни-ком для будущих историков. Поэтому необходимо тщательно документи-ровать результаты опроса.

Интервью должно записываться только после того, как рес-пондент извещен об ответственности за свои материалы и имеющиеся на них права. Исследователь должен документировать любые соглашения с теми, у кого берет интервью,

2. До начала интервью, если это возможно, попросить респондента дать обзор источников по теме данного опроса, которые в записи необходимо указать,

3. Интервьюер должен вести информативный диалог с респондентом, задавая вопросы, стимулирующие более широкое освещение теш.

4. Интервьюер обязан защищать опрашиваемого от возможных со-циальных травм, вести беседу с уважением к его человеческому дос-тоинству. Даже если ответы вызывают сомнение респондента, интервью-ер не должен проявлять недовольства,

5. Интервьюер несет ответственность за правильное цитирование материалов,

6. Преподаватели, вовлекающие в такого рода работу школьников, обязаны ознакомить их с правилами опроса и с ответственностью в целом за данный опрос,

7. На материал опроса ставится подпись респондента. Если сведе-ния имеют историческую ценность, то подпись заверяется печатью сель-ского Совета или другого государственного учреждения. В этом случае запись опроса может быть сдана в государственный архив.

ТРЕБОВАНИЯ К ЗАПИСИ

Чтобы записи опроса, интервью, анкетирования могли быть опуб-ликованы и взяты в научный оборот, необходимо соблюдать ряд обяза-тельных условии. Как правило, именно при оформлении устного истори-ческого источника исследователем допускается больше всего ошибок, которые порой перечеркивают всю проделанную работу.

Воспоминание, в случае письменного фиксирования, записывает-ся непосредственно вслед за рассказом дословно, без пропуска отдель-ных слов и фраз и излагается от первого, а не от третьего лица. Следует максимально использовать выражения опрашиваемого. Можно использовать небольшие поля справа для своих заметок: "не желает отвечать", "оживлен", "нервничает" и т.д. Желательно записывать не только все ответы респондента, но вопросы и замечания интервьюера,

Запоминание и перенесение рассказа позже на бумагу катего-рически запрещается. Такой способ неизбежно повлечет за собой неполноту записи воспоминаний, искажение фактов, оценок и суждений рассказчика. Сама запись неотвратимо «преломится» через сознание и мировоззрение интервьюера и будет нести неполную и искаженную информацию.

3. Недопустимо редактирование текста, если даже речь респондента кажется безграмотной (как при транскрибировании с магнитофона, так и при письменном фиксировании). Запись должна отражать тот словарный запас, которым обладает рассказчик. Если встречаются непонятные слова, их выясняют в ходе беседы и фиксируют их объяснение в интерпретации рассказчика. Олицетворение текста недопустимо.

4. Черновая запись осуществляется на одной стороне листа, слева оставляют поля. Обратная сторона и поля используются для дополнений рассказчика, если он возвращается к этому событию, для уточнения непонятного, для своих замечаний, пометок характера рассказа (настороженность, сдержано, враждебно, неискренне и т.п.). Такая форма непосредственной записи поможет при окончательном оформлении документа.

5. Чистовой вариант рассказа оформляется вручную или печатается на развернутом листе бумаги с одной стороны с соблюдением полей 2,5-3 см слева для сшивания листов. Чтобы документ был читаем, необходимо сами сюжеты записывать с красной строки или выделять их отдельным вопросом. Если чистовой вариант переписывается от руки, то это производится понятным почерком. Запись не должна быть слишком плотной.

6. Правильно оформленный текст дается на прочтение интервьюированному. После ознакомления с ним респондент, если не имеет больших замечаний и уточнений, ставит свою подпись, а при сдаче материала в государственный архив выполняются все требования п. 7. (см. «Кодекс интервьюера»).

АНКЕТИРОВАНИЕ.

В отличие от интервьюирования в анкетировании могут участвовать менее подготовленные ребята, так как качество работы больше зависит от правильного оформления анкеты и формулировки вопросов. Составление анкеты для учителя является непростым делом и требует основательного знания сути исторических явлений и техники опроса. Составление анкеты определяется как авторская работа. Педагог, прежде чем посылать учащихся с анкетами по адресам, должен быть уверен в совершенстве анкеты. Для овладения мастерством составления анкеты можно обратиться к опыту этнографов, социологов, фольклористов и глубоко изучить тему анкетирования. заполняет анкету самостоятельно, в пределах имею-щихся у него знаний. Допустима совместная форма работы, когда анке-тер записывает ответы на вопросы под диктовку. В сельских школах можно широко применить письменное, почтовое анкетирование по цело-му ряду тем: анкетирование бывших жителей исчезнувших сел района, односельчан, подвергнутых раскулачиванию, и т,пс, доживающих не только в крае, но и за его пределами. Ниже приводится в качестве образца апробированная анкета для раскулаченных:

АНКЕТА

Уважаемый …………………………………………………………………

Лаборатория историческою краеведения БГПК обращается к Вам с просьбой ознакомиться с вопросами анкета и ответить на содержа-щиеся в ней вопросы. Ваши ответы окажут неоценимую помощь в восста-новлении исторической правда и справедливости. Результаты данного опроса составят самостоятельный архив по истории необоснованных репрессий в советское время и будут использованы в научной и учеб-ной работе. Заранее благодарим за участие в исследовании.

ИНСТРУКЦИЯ К ЗАПОЛНЕНИЮ АНКЕТЫ

Ответы даются в произвольной, свободной форме на любых чистых листах бумаги.

Текст пишется на одной стороне развернутого листа (как в ан-кете). Слева оставляются поля 2-3 смс

Размеры Вашего ответа не ограничиваются. Для нас важны все подробности, которые хранятся в Вашей памяти.

Вопрос переписывать необязательно. Можно указать его номер перед Вашим ответом.

Прежде всего позвольте задать Вам ряд вопросов о Вашей жизни до раскулачиваниям.

1. Где проживала Ваша семья?

Какая была семья (состав семьи, образование, занятия чле-нов семьи?)

Сколько земли было в хозяйстве?

Сколько имели скота (лошадей, коров, овец)?

Какие технические средства применялись в хозяйстве?

Как распоряжались продуктами хозяйства?

Как распределялись трудовые обязанности в семье?

Приглашали ли Вы к сбору урожая, к уходу за животными и на прочие работы по ведению хозяйства соседей или других граждан, т.е. применялся ли в хозяйстве наемны труд?

9.Как отнеслись Вы и Ваша семья к образованию колхозов?

10.Когда Ваша семья была подвергнута раскулачиванию? Кто из односельчан был раскулачен с Вами?

11.Что послужило поводом к раскулачиванию?

12. Кем и как была обоснована необходимость раскулачивания Вашей семьи?

13. Как Вы сами объясняете причины раскулачивания?

14. Как была раскулачена Ваша семья?

15. Как проходило раскулачивание в Вашем селе (действия мест-ных органов власти, НКВД, суда)?

16. Какие формы репрессий были определены Вашей семье?

Какой материальный и моральный ущерб понесла Ваша семья?

Как распорядились конфискованным у Вас имуществом, домом?

Изменилось ли отношение к Вашей семье

Устная история - направление междисциплинарных исследований в области социальной истории , посвященное фиксации, систематизации и изучению свидетельств очевидцев и современников исторических событий (например, с помощью интервьюирования)

Концепт устной истории был популяризирован в США в 1940-е годы в связи с деятельностью американского журналиста Джо Гулда (англ. Joseph Ferdinand Gould; 1889—1957), заявлявшего о своей работе над огромной книгой «Устная история нашего времени», полностью составленной из записи рассказов разных людей. В 1948 г. центр устной истории был открыт при Колумбийском университете. В 1967 г. была создана Ассоциация устной истории США, двумя годами позже аналогичная организация появилась в Великобритании.

Формирование и развитие устной истории

По определению российского историка С.О. Шмидта, устной историей является «практика научно организованной устной информации участников или очевидцев событий, зафиксированной специалистами».

Широко используемый ныне термин «устная история» появился относительно недавно, как и магнитофон; и само его возникновение крайне важно для будущего. Но это не означает, что столь же ново и собственно понятие устной истории.

На самом деле устная история возникла одновременно с историей как таковой. Она была первой разновидностью истории. И лишь совсем недавно умение обращаться с устными источниками перестало считаться качеством, присущим великому историку. Когда известный французский историк середины XIX в. Жюль Мишле, профессор Эколь Нормаль, Сорбонны и Коллеж де Франс, приступал к своей «Истории Французской революции» (1847-53), он решил, что письменные документы будут лишь одним из многих источников. К его услугам была собственная память: он родился в Париже в 1798 г. — еще и десяти лет не прошло после штурма Бастилии. К тому же десять лет он систематически собирал устные свидетельства за пределами Парижа. Его намерением было уравновесить данные официальных документов политическими суждениями, бытующими в устной традиции:

Когда я говорю «устная традиция», я имею в виду национальную традицию, складывающуюся из мнений отдельных людей: то, что говорили и повторяли все — крестьяне, горожане, старики, женщины, даже дети; то, что можно услышать, если как-нибудь вечером заглянуть в деревенскую таверну; то, что можно почерпнуть, если, встретив на дороге праздного путника, затеять с ним разговор о дожде, о времени года, потом о высоких ценах на продукты, потом о временах Императора, а потом о Революции.

Роль исследования Пола Томпсона с устной истории

Значительную роль в развитии и пропаганде метода устной истории сыграла книга английского историка Пола Томпсона «Голос прошлого» (англ. The Voice of the Past: Oral History; 1977, 3-е издание 2000). Профессор эссекского университета, основатель журнала “Oral History” («Устная история») Пол Томпсон в своей программной работе «Голос прошлого. Устная история» рассматривает место устной истории в ряду других отраслей исторической науки, одновременно анализируя социальную миссию и общественную роль этой «самой древней разновидности истории».

«Если потенциал устной истории будет реализован полностью, — пишет П.Томпсон, — то результатом станет не конкретный список названий в одном из разделов научной библиографии, а коренное изменение способа написания и изучения истории, вопросов и суждений, а также самой структуры исторической науки. Далее мы ограничимся обсуждением лишь одного аспекта устной истории — воздействия новых устных источников на существующие области исторических исследований, и приводимые примеры намеренно отобраны только из современных трудов. Но и в этих рамках непросто сделать правильный, сбалансированный выбор между значительным числом коротких статей, особенно о промежуточных результатах незавершенных исследований, известных благодаря непосредственной публикации в журналах и библиографических сборниках «чистого» устно-исторического движения, и бесконечным множеством часто важных публикаций по социологии, антропологии, фольклору, современной истории, политике и биографических трудов, лежащих за его пределами. Полный поочередный обзор каждой области исторической науки оказался бы невероятно длинным, так что наше обсуждение будет носить только иллюстративный характер».

Задачи устной истории

Устная История проделала долгий путь с момента своего первого академического провозглашения в конце 40-х годов XX века и до настоящего времени. Появившись как узкое направление в рамках библиотечного и архивного дела, Устная История постепенно завоевала признание профессиональных историков, нашедших в устных воспоминаниях исключительный источник информации о прошлом. Первый энтузиазм в отношении возможностей устной истории, тем не менее, довольно скоро сменился критикой прямолинейного подхода к интерпретации воспоминаний и поиском новых методов их анализа.

Исследования последних лет показали, что многие вопросы, стоящие сейчас перед специалистами в области Устной Истории, поднимаются и в других областях гуманитарных наук: Истории, Антропологии, Социологии, Фольклористике. Устная История сейчас имеет все основания считаться междисциплинарной практикой, позволяющей извлекать информацию из устных источников.

Устные воспоминания людей позволяют получить информацию разного рода. Методика интервьюирования, вопросник, способ транскрибирования и, в конечном счете, интерпретация материалов в значительной степени зависят от исходных целей исследования, опирающегося на ту или иную академическую традицию. Методы получения и анализа интервью имеют множество вариантов. Устная История, как научное направление, делает возможным междисциплинарное взаимодействие, обмен методами и подходами, сформулированными в тех или иных научных областях.

Рекомендуемая литература

  1. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV-XVIII вв., тт. 1-3. М., 1986-1992.
  2. Блок М. Апология истории или ремесло историка
  3. Володин А.Ю. Фабричная инспекция в России (1882-1904) // «Отечественная история» (2007. № 1. С. 23-40).
  4. Зельдин Т., Дахина Е.М. Социальная история как история всеобъемлющая Альманах «THESIS», 1993, вып. 1, с. 154-162.
  5. Зидер Р. Что такое социальная история? Разрывы и преемственность в освоении «социального» // Альманах «THESIS», 1993, вып. 1, с. 163-181.
  6. Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII-начало XX в.): Генезис личности, демократической семьи, гражданского общества и правового государства. 3-е изд. СПб.: Дм. Буланин, 2003. T. 1. LX+548 с.; T. 2. 583 с.
  7. Репина Л.П. «Новая историческая наука» и социальная история. М.: УРСС, 2009.
  8. Савельева И. М., Полетаев А. В. История и социальные науки. «Гуманитарные исследования» (ИГИТИ ГУ-ВШЭ). 2005. Вып. 4 (18). - 32 с.
  9. Ситников Б.А. Грамматика цивилизаций М.: Весь мир, 2008. 552 с.
  10. Социальная история. Ежегодник. (с 1997 г.)
  11. Тилли Ч. Менская Т.Б. Принуждение, капитал и европейские государства. 990-1992 гг.
  12. Тревельян Дж. М. Социальная история Англии М.: Издательство иностранной литературы, 1959. — 607 с.
  13. Adas, Michael. "Social History and the Revolution in African and Asian Historiography," Journal of Social History 19 (1985): 335-378.
  14. Anderson, Michael. Approaches to the History of the Western Family 1500-1914 (1995) 104pp excerpt and text search
  15. Burke P. History and Social Theory

Устная история: метод, источник и направление исторических исследований

Что такое устная история? Условия и факторы формирования устной истории

Устная история - довольно молодая научная дисциплина, сформировавшаяся в середине XX в., однако истоками она уходит в далекое прошлое. В ее определении существует много дискуссионных моментов. Во-первых, сложно точно указать предмет изучения. Во-вторых, часто поднимается вопрос о самостоятельности устной истории как научной дисциплины: кто-то воспринимает «устную историю» как устную информацию в разных формах - от слухов и воспоминаний до былин, кто-то признает ее новым методом исторических исследований, другие видят в ней новационное направление исторических исследований или новую историческую дисциплину.

Устная традиция, бесспорно, является самой древней формой трансляции информации от человека к человеку, от поколения к поколению. Устный источник был первым историческим источником, нашедшим применение в исследовательской практике. Свидетельства очевидцев событий в своих трудах использовали еще древнегреческие и римские историки: Геродот, Плиний, Тацит и др. После появления письменности и письменных источников, книгопечатания и архивохранилищ приоритет устной традиции был утерян, устный источник отошел на второй план.

Вторая половина XX столетия стала периодом становления устной истории как самостоятельной отрасли исторической науки. Иногда историки называют этот период «ренессансом» или «возрождением» устной истории. Среди целого комплекса причин, условий и факторов ее оформления следует выделить три. На первом месте стоит появление и совершенствование технологий записи и хранения аудио-и визуальной информации. Появление фонографов на рубеже XIX–XX вв., массовое производство магнитофонов со второй половины XX в., появление доступной цифровой аудио-и видеотехники с конца XX в. сделало фиксацию устных свидетельств надежной и доступной для широкого круга исследователей и сняло проблему недоверия к исследователю, ранее фиксировавшего устную информацию вручную.

Вторая причина, гносеологическая, заключалась в наступившем в середине XX в. кризисе традиционной позитивистской истории и в так называемых междисциплинарных переворотах второй половины XX в. (лингвистическом, социологическом, антропологическом и др.), приведших к пересмотру предмета, методов, принципов, теорий, методологий и источников исторических исследований. В поле зрения академической науки попали ранее игнорировавшиеся проявления прошлой жизни - образ жизни людей, их поведение, ментальность, идентичность, этничность, жизненные установки, представления, оценки ими событий, слухи, повседневность и др. Расширение и усложнение исследовательского поля привело к усилению междисциплинарных связей истории с другими социальными и гуманитарными науками. На стыке междисциплинарных исследовательских технологий и/или вследствие заимствования методов исследования этих наук зарождались новые субдисциплины или направления исторических исследований. Устная история обязана своим возникновением взаимодействию истории прежде всего с социологией, лингвистикой, культурной антропологией.

На третьем месте среди факторов формирования устной истории стоит комплекс проблем, связанных с состоянием Источниковой базы исторических исследований. В силу объективных и субъективных причин сформировавшиеся на протяжении нескольких столетий фонды государственных архивохранилищ оказались не готовы к новым запросам историков. Во-первых, они были укомплектованы преимущественно официальными документами, отражающими государственную жизнь, делопроизводственной документацией, статистической информацией по функционированию государства, больших социальных групп, экономическому развитию и т. п. В них отсутствовал «человеческий материал», необходимый для полноценной реконструкции исторической жизни. Во-вторых, советские государственные архивы в условиях тоталитаризма, волюнтаризма, партийно идеологической цензуры XX в. жестко контролировались. Регламентировался доступ ко многим тематическим коллекциям документов, засекречивались дела и фонды. Во многих темах образовались так называемые «белые пятна», или «лакуны». В результате документы даже по такому массовому историческому явлению, как раскулачивание и репрессии, оказались недостаточно пригодными для исторического анализа. Большинство их написано по единому шаблону и различается только именами, фамилиями, датами и местами рождения. Трафаретностью отличаются и немногочисленные документы личного происхождения, например воспоминания красных партизан, ветеранов войны и труда. В-третьих, крайне скудно комплектовались архивы в 1990–2010 гг. В результате совпадения двух процессов: реструктуризации и децентрализации архивов, с одной стороны, и начавшейся приватизации, реструктуризации предприятий, учреждений, организаций, с другой стороны - значительная часть документов погибла. Это создало огромные трудности для историков, занимающихся постсоветской историей. Практически остались без письменных документов все перестроечные и постсоветские эксперименты в банковской и промышленной сферах, в аграрном секторе и т. д.

Эти и еще целый ряд причин и условий способствовали возникновению устной истории сначала как нового подхода к изучению исторического прошлого, а затем как самостоятельной исторической дисциплины. Наиболее простое и доступное определение принадлежит А. И. Филюшкину, который определяет устную историю исключительно как «научную дисциплину, обладающую собственным методом исследования - интервью, с помощью которого осуществляется фиксирование субъективного знания отдельной человеческой личности об эпохе, в которой жил человек». Однако оно не дает характеристики аспектов, позволяющих признать устную историю самостоятельной дисциплиной. Можно было бы ограничиться формулировкой, согласно которой устная история как сфера социогуманитарных исследований изучает человеческое общество, а как сфера исторических исследований - его прошлое. Но правильнее сказать, что устная история изучает не столько прошлое человеческого общества, сколько человеческое общество в прошлом, а точнее, представителей конкретного сообщества или социума, составляющих единое общество в определенный отрезок времени.

Конечно, как известно, «определение границ конкретного общества столь же неразрешимо, сколь и задача разграничения исторических эпох». Но особенностью устной истории является изучение не только людей того или иного исторического времени, но и - вместе с ними - самого этого исторического времени, что позволяет видеть прошлое совершенно по-новому: не так, как оно интерпретируется в официальных изданиях, схематично излагается в учебных пособиях или оценивается политиками или идеологами. В определенном смысле устная история не столько вооружена конкретными фактологическими (событийными) знаниями об обществе, сообществе, сколько формирует иное восприятие исторической действительности, дает иные способы оценок прошлого.

В этом смысле устная история не является дисциплиной с устойчивой суммой знаний, которые можно передавать, как это делает бытовая, экономическая или политическая история. Устная история, как и ментальная, гендерная или повседневная история, отличается собственным путем исследования и проникновения в прошлое, при этом, как и все дисциплины, она имеет свои методы получения данных и их анализа, тематику и проблематику, собственную источниковую базу, теоретические и методологические подходы. Это позволяет определить устную историю как историческую дисциплину, отличающуюся собственным концептуальным подходом к изучению исторической действительности через «человека в истории», «историю изнутри» в интерпретации ее массовыми участниками («история снизу», демократический подход) и представителями «высших этажей» общества (элитарный подход), изучающую «человеческое измерение истории» и имеющую собственные методы исследования, основанные на опросе, прежде всего путем организации исследовательских интервью с участниками и очевидцами исторических событий, явлений и процессов, для создания нового типа источника - устных исторических источников, содержащих массовые или индивидуальные исторические представления о недавнем прошлом.

При этом необходимо отметить, что устная история как консолидированное самостоятельное направление исторических исследований опирается на прочные междисциплинарные связи, а дифференцируясь по тематическим и предметным полям, она может использоваться как метод и источник в других, таких же синтезированных исторических дисциплинах и направлениях, а также социогуманитарных исследованиях (социальная история, историческая психология). Однако устная история вторгается и в такие сугубо консервативные исторические дисциплины, как экономическая история, история науки и техники и др. В синтезированном или интегрированном виде она вбирает в себя все эти междисциплинарные связи и образует самостоятельное предметное поле. Любой устноисторический тематический проект или научно-исследовательская программа в комплексе отражает прошлое глазами очевидцев и участников истории новейшего времени. Следовательно, дальнейшее развитие устной истории и совершенствование научно-методического материала способствует развитию других исторических дисциплин и социально-гуманитарных наук, равно как и успехи самой устной истории зависят от них. На современном этапе устная история имеет колоссальное развитие в мире и получила признание в академической науке.

Из книги Правда Виктора Суворова автора Суворов Виктор

Из книги Какой сейчас век? автора Носовский Глеб Владимирович

1.4. Метод датирования исторических событий Поскольку наша теоретическая модель подтвердилась на экспериментальном материале, мы можем теперь предложить новую методику датирования древних событий. Хотя она, конечно, не универсальна. Опишем идею метода.Пусть Y -

Из книги Собибор - Миф и Реальность автора Граф Юрген

Глава 8. «Газовые камеры» Собибора в свете «свидетельских показаний» и «исторических исследований» На процессах против ревизионистов, подвергающих критике общепринятую версию судьбы евреев в годы Второй мировой войны, судьи и прокуроры регулярно как молитву,

Из книги Новая Хронология Носовского-Фоменко за 1 час автора Молот Степан

2.8.3. Метод упорядочивания исторических текстов во времени Данный метод позволяет находить хронологически правильный порядок отдельных фрагментов текста, обнаруживать в нем дубликаты на основе анализа, например, совокупности собственных имён, упомянутых

Из книги Методология истории автора Лаппо-Данилевский Александр Сергеевич

§ 4. Типизирующий метод интерпретации исторических источников Ввиду сложного характера исторических источников при интерпретации их нельзя довольствоваться одним из вышеуказанных методов: обыкновенно комбинируя психологический метод с техническим, историк пытается

Из книги Устная история автора Щеглова Татьяна Кирилловна

Глава 8 Устная история в системе социогуманитарных наук Устная и социальная история: перспективы взаимодействия, или устная социальная история Социальная история как направление исторических исследований и самостоятельная отрасль исторической науки в отечественной

Из книги Устная история автора Щеглова Татьяна Кирилловна

Устная и социальная история: перспективы взаимодействия, или устная социальная история Социальная история как направление исторических исследований и самостоятельная отрасль исторической науки в отечественной практике окончательно оформилась в 1990-е гг. За рубежом ее

Из книги Устная история автора Щеглова Татьяна Кирилловна

Устная история как источник и метод этнографических исследований Устная история как опросный способ получения информации не только об историческом прошлом, но и культуре, обычаях, мировоззрении народов известна с давних времен. Если в исторических исследованиях с

Из книги Устная история автора Щеглова Татьяна Кирилловна

Устная история в военной антропологии: возможности и перспективы исследований В последнее время получило широкое распространение такое направление исторической науки, как военно-историческая, или военная, антропология. По определению историков, она является

Из книги Устная история автора Щеглова Татьяна Кирилловна

Устная история и история ментальностей: взаимопроникновение и взаимодополнение История ментальностей рассматривает влияние внутренних механизмов поведения человека и общества, заложенных на психологическом уровне, на исторические процессы. Научное направление

Из книги Устная история автора Щеглова Татьяна Кирилловна

Устная история и история повседневности: методические и методологические перекрестки История повседневности (everydaily или every day life story), как и устная история, является новой отраслью исторического знания. Предметом ее изучения является сфера человеческой обыденности во

Из книги Устная история автора Щеглова Татьяна Кирилловна

Устная история как метод Количественные и качественные методы исследования. Методические рекомендации по составлению вопросника. Типы вопросов: открытые и закрытые; общие, уточняющие, провоцирующие, наводящие, зондирующие и др. Вопросы, направленные на поиск смысла.

Из книги Устная история автора Щеглова Татьяна Кирилловна

Устная история как источник Актуальные проблемы источниковедения в устной истории. Определение источника устной истории. Специфика устного исторического источника. Преимущества устного исторического источника. Проблемы репрезентативности устных источников.

автора Коллектив авторов

Глава 3 Объект источниковедения: исторический источник – система видов исторических источников – эмпирическая реальность исторического мира 3.1. Система видов исторических источников как проекция культуры Ряд факторов исторической науки, среди которых выделим

Из книги Источниковедение автора Коллектив авторов

Глава 2 Сравнительный метод в исторических теориях XVIII–XX веков На протяжении XVIII – начала XXI в. задачи и метод сравнительно-исторического исследования развивались от прагматического сравнения отдельных фактов до сравнения крупных социокультурных структур

Из книги Источниковедение автора Коллектив авторов

2.2. Формационная модель как основание метода сравнительно-исторических исследований Теория общественно-экономических формаций К. Маркса (1818–1883) и Ф. Энгельса – по сути, классический образец стадиальной теории. В своем модельном виде она предполагает, что все народы

«Устная история» - это новое научное направление, интенсивно развивающееся со второй половины ХХ в.

Существует довольно таки много определений устной истории:

Устная история – научная дисциплина, в рамках которой с помощью интервью производится фиксация субъективного знания отдельной личности о прошлом.

Другое определение устной истории гласит, что это – практика научно организованной устной информации участников или очевидцев событий, зафиксированной специалистами.

Следующий вариант. Устная история – это записанные на цифровые насотели воспоминания людей о своей жизни и событиях прошлого, свидетелями которых они были.

И, наконец, еще одно определение. Устная история – это научно организованная методика интервьюирования участников прошлого с целью записи и сохранения устными свидетельствами их персональных памяти и опыта.

Уже в древности создатели исторических сочинений прибегали к выявлению фактов с помощью устных опросов свидетелей и участников событий, или просто тех, кто мог рассказать о легендарном прошлом. Например, еще античные авторы Геродот, Плутарх, Фукидид, средневековые хроникеры и древнерусские летописцы использовали воспоминания очевидцев для создания своих сочинений.

Дореволюционные российские историки и писатели, в частности И.И. Голиков, В.Н. Татищев, А.С. Пушкин, Н.И. Надеждин, В.О. Ключевский, П.И. Бартенев также прибегали к устным источникам (былинам, песням и другим фольклорным произведениям). Так, во многом благодаря собранным в Поволжье и Оренбуржье устным воспоминаниям Пушкин написал свой единственный научный исторический труд «История Пугачевского бунта».

Однако устная история получила статус научной дисциплины только в ХХ веке. Предпосылки ее становления сформировали два важных фактора.

Во-первых, развитие технических средств, фиксирующих воспоминания о прошлом. И таким образом, с помощью технических средств устная история возродила древний метод исторического исследования и создания источника, превратив его из мифа в знание, в полноценный исторический документ.

Во-вторых, возникло антропологическое направление в исторических исследованиях, сконцентрированное на изучение духовного и материального мира людей во всех их аспектах. В связи с тем, что историков все больше интересовали биографии рядовых участников истории и судьбы тех социальных слоёв, которые редко оставляют свои письменные воспоминания, метод магнитофонной записи воспоминаний приобрел большее распространение.

В Советском Союзе одним первых серьезных устных историков являлся ученый-филолог из Московского государственного университета Виктор Дувакин (1909 – 1982), который первоначально собирал воспоминания, беседуя с людьми, знавшими поэта В.В. Маяковского. Впоследствии тематика записей значительно расширилась: он записал на магнитную пленку беседы с 850 респондентами, деятелями науки, литературы и искусства. В 1991 году на основе его коллекции в структуре Научной библиотеки МГУ создали раздел устной истории.

На сегодняшний день в целом ряде университетов за рубежом и, в России, существуют и активно работают научно-исследовательские центры устной истории.

Итак устная история мы выяснили что это – актуальное направление в методологии истории XX–XXI вв. Главной ее отличительной особенностью является реконструкция исторических сюжетов на основе устных источников –воспоминаний и свидетельств современников и участников событий.

Рассмотрим какие бывают источники у устной истории.

Все многообразие устных исторических источников можно разделить на три группы: 1) отражающие индивидуальную историческую память. Свидетельства конкретных участников и современников событий, их ближайших потомков

2) отражающие групповую коллективную память. Семейные предания и легенды, городские слухи.

3) отражающие общественную, общенародную память. Героический эпос, исторические песни.

Каждая группа устных источников отличается содержанием исторических сведений и назначением (ролью) в культуре, помогает наиболее полно изучать какой-либо аспект жизни людей. Устная традиция находит свое применение в первую очередь в семейной истории. Устная биография незаменима при написании биографии отдельного человека или многих лиц, объединенных общим делом. Устная история широко применяется в историческом краеведении, при описании конкретных объектов города или края, а также при описании исторических событий, участниками, очевидцами или современниками которых являются опрашиваемые историком люди. Однако, помимо свидетельств о событиях личной и «большой» истории, все группы устных источников воплощают духовный мир человека, его ценности, традиции, стереотипы, страхи, надежды и позволяют искать ответы на вопросы об особенностях мировоззрения людей.

Типологическими особенностями устных исторических источников являются:

крайняя субъективность, обусловленная мировоззренческими установками рассказчиков, их социальным опытом, мерой участия в данном историческом событии, принадлежностью к определенной конфессии и другими факторами. Но если устные исторические источники выступают основой для изучения сконструированной в сознании очевидцев (участников, их потомков) картины исторического события, и исследователю, в том числе школьнику, важно понять механизм преломления индивидуальным сознанием исторической реальности, то субъективность устного исторического источника выступает его достоинством;

наличие проблемы установления степени достоверности . Данная проблема возникает тогда, когда устные источники используются для реконструкции прошлого – деятельности, переживаний, чувств людей в конкретный исторический момент. Однако если предметом внимания историков выступают индивидуальные или коллективные образы (интерпретации) истории, то проблема степени достоверности устных свидетельств теряет смысл;

информационная «многослойность ». Интонации, оговорки, мимика, жесты, сопровождающие устное изложение, не только существенно дополняют историческую информацию, но и сами являются источниками информации об отношении говорящего к предмету своего высказывания;

двойная природа. Устный источник рождается в результате диалога двух лиц: очевидца-рассказчика и человека, фиксирующего его воспоминание, который активно влияет на процесс припоминания.

На этапе создания устного исторического источника востребованы методы сбора устной информации, а именно:

1. Интервью (массовое или индивидуальное). Массовое интервью – это один из опросных методов обширного исследования. Его атрибутами являются четкие и всегда одинаковые формулировки интересующих исследователя вопросов, задающихся большому количеству человек. Индивидуальное интервью – это набор тщательно сформулированных вопросов определенной тематики, задающихся интервьюером в определенной последовательности участнику, очевидцу или свидетелю исторического события в процессе длительного и / или многократного общения. 2. Беседа, которая в узком смысле является видом неформального интервью; в широком смысле – разговором на заранее заданную тему с современниками или свидетелями исторического события. В этом разговоре респондент и интервьюер выступают полноправными участниками диалога. 3. Наблюдение – метод сбора первичной информации о собеседнике путем непосредственного восприятия, в первую очередь, особенностей его речи (интонации, пауз, оговорок), а также невербальных знаков (мимики, жестов, эмоциональной реакции).

Фиксация устных свидетельств производится в форме аудио- и видеозаписи, а также ведения протокола интервью или беседы. Аудиозапись сохраняет не только голос респондента, но способна донести до слушателя его интонации, тон и тембр, манеру и характер речи, и тем самым передать информацию о возрасте человека, его образовании, физическом и душевном состоянии, эмоциях, которые он испытывал в момент записи. Видеозапись позволяет увидеть мимику и жесты респондента, которыми сопровождается его устная речь. Ведение протокола может быть осуществлено в виде стенограммы, конспекта, плана.

Способами хранения устных источников могут быть как специально организованные аудио-, видео- и библиотеки при кафедрах и НИИ, занимающихся проблемами устной истории, так и размещение устных источников в Интернете

Примером исследовательской работы в области устной истории на общественных началах является создание коллекции интервью с ветеранами Великой Отечественной войны в рамках интернет-проекта «Я помню» Артема Драбкина (биолог по образованию). На основе собранных материалов Драбкин издает серию книг «Я дрался… (на Т-34, По-2,…)», основанных на устных воспоминаниях.

Устная история, как правило, развивается в двух направлениях, либо фиксирует воспоминания великих деятелей и подробности знаменательных событий, либо реконструирует жизнь, менталитет простых, незаметных людей, и даже маргиналов. В любом случае, перед нами неофициальная история, зачастую без цензурных запретов, и тем, она ценна, потому что дает возможность увидеть прошлое «снизу», с точки зрения отдельной личности.

Возможности и перспективы развития устной истории заключается в нескольких направлениях деятельности исследователей. Во-первых, она позволяет проводить коллективные массовые комплексные исследования с вовлечением большого количества исследователей и свидетелей прошлого. Во-вторых, устная история вполне может реконструировать историю «людей с обочины», которую нельзя создать, опираясь только на письменные документы. В-третьих, вся эта деятельность дает большие возможности для формирования огромной базы информации с целью организации новых архивов и источниковой базы.

Не стоит забывать, что устная история отличается междисциплинарностью и тесно связана с социологией, семиотикой, лингвистикой, психологией и другими науками. Таким образом, можно констатировать, что устная история – самостоятельная научная дисциплина, в рамках которой с помощью других наук создаются и анализируются новые персональные исторические источники и на этой основе происходит реконструкция прошлого.