Формирование навыков самоконтроля и саморегуляции у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Формирование навыков самоконтроля над произношением у неслышащих школьников Список использованной и цитируемой литературы

В данной статье освящается опыт работы по проблеме формирования навыков самоконтроля в процессе автоматизации поставленных звуков.

Формирование навыков самоконтроля в процессе автоматизации звуков у детей дошкольного возраста с нарушением речи в условиях логопункта

Проблема формирования речевого самоконтроля – одна из наиболее актуальных в коррекционной педагогике. Недоразвитие функций речевого самоконтроля – основная причина так называемой «кабинетной речи», при которой сформированные умения и навыки зачастую проявляются у детей только в условиях логопедического кабинета. В данной статье освящается опыт работы по проблеме формирования навыков самоконтроля в процессе автоматизации поставленных звуков.

Так что же такое речевой самоконтроль?

В словаре практического психолога приводится следующее определение:

«Самоконтроль – осознание и оценка субъектом собственных действий, психических процессов и состояний»

Как отмечает Л.Н. Смирнова , самый трудный и длительный этап – автоматизация звуков. Как правило, быстрее и легче можно привести в норму подвижность речевого аппарата, «поставить» звуки, чем автоматизировать их в повседневной речи детей.

В силу того, что вновь выработанные нервные связи еще слабы, ребенок пользуется приобретенным звуком крайне нерегулярно, зачастую только на занятиях у логопеда. Поэтому так необходим навык речевого самоконтроля.

Самоконтроль не появляется сам по себе. Как отмечает Л.С. Выготский , истоки произвольного поведения ребенка как и сознания, нельзя искать в его самостоятельной, индивидуальной деятельности. Сам ребенок, в какие бы замечательные комфортные условия его не помещали, никогда не сможет научиться управлять собой и не овладеет своим поведением. Более того, он никогда не почувствует необходимость в этом, как и в том, чтобы осознать свои собственные действия, посмотреть на себя со стороны. Все это он может научиться делать только вместе со взрослым: в общении, в совместной деятельности.

Результаты наблюдений за выполнением речевых заданий показали, что лишь 23% детей владеют навыками самоконтроля, а 77% детей присуща «шаблонная речь» (механическое повторение за логопедом). При этом процесс автоматизации поставленного звука затягивается на длительный период, несмотря на помощь родителей.

Игра – одна из форм практического мышления, деятельность, носящая познавательно-речевой характер. Для достижения максимально положительного эффекта в коррекции нарушений речи у дошкольников была разработана система интерактивных игр и упражнений на развитие самоконтроля в процессе автоматизации звуков:

  • Играем вместе с Машей;
  • Космическое путешествие Лунтика и его друзей;
  • В гостях у Смешариков.

Данные игры должны ограниченно включаться в систему логопедических занятий и использоваться для решения поставленных коррекционно-речевых задач. Все комплексы имеют определенный игровой сюжет, который облегчает ребенку процесс ежедневной работы по автоматизации звуков. Каждый комплекс построен с учетом основных этапов автоматизации звука (сначала в слогах, потом в словах, словосочетаниях, предложениях и в речи) и включает в себя элементы самоконтроля.

Игровые комплексы максимально насыщены изучаемым звуком. Материал для закрепления правильного произношения звука подобран таким образом, чтобы он одновременно способствовал развитию фонематического восприятия, расширению и уточнению словаря, формированию связной речи. Применение игровых комплексов по автоматизации звуков с использованием элементов самоконтроля у детей с нарушением речи способствует внесению в образовательный процесс следующих изменений:

  • повышение эффективности коррекционного обучения;
  • обеспечение качественного индивидуального и дифференцированного подхода к обучению;
  • положительного прогноза развития дошкольников с учетом особенностей их личностных качеств и запросов родителей.

В ходе коррекционной работы с использованием интерактивных игр 80% детей овладели навыками самоконтроля над качественным использованием поставленных звуков в самостоятельной речи. У 19% детей недостаточно сформированы навыки самоконтроля. Они нуждаются в помощи и контроле со стороны взрослых. У 1% детей с ОНР III уровня на фоне стертой дизартрии наблюдались незначительные улучшения в формировании навыков самоконтроля.

Таким образом, поэтапное использование интерактивных игр и упражнений на развитие самоконтроля в процессе автоматизации поставленных звуков позволило активизировать слуховое внимание, способствовало формированию навыков самоконтроля, закреплению полученных знаний и умений в различных речевых ситуациях.

1. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. Минск, 1997.
2. Формирование речевого самоконтроля у детей с нарушениями речи/ Лизунова Л. Р., Левенчук А. Б./ж-л «Логопед», №1/2013.
3. Смирнова Л.Н. Логопедия. Играем со звуками. Речевой дидактический материал: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. М., 2005.
4. Выготский Л.С. Психология, Москва, 2000г.

Савина В.В.,
учитель-логопед

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №86»

Учитель-логопед: Дудина Е.В.

Воронеж – 2015г.

Одна из наиболее актуальных проблем в коррекционной педагогике – проблема формирования механизмов деятельностной саморегуляции. Недоразвитие функций речевого самоконтроля – основная причина широко известного в настоящее время «кабинетного синдрома» , при котором сформированные умения и навыки зачастую проявляются у детей только в условиях логопедического кабинета.

Самоконтроль и саморегуляция не появляются сами по себе. Как отмечает Н.В. Нижегородцева, «формирование навыков самоконтроля и психической саморегуляции происходит только в процессе обучения, так как отличительная особенность учебной деятельности заключается в формировании произвольного уровня регуляции действий в соответствии с заданными нормами» . Поэтому, в логопедическом процессе на этапах постановки звука и его автоматизации также происходит формирование навыков самоконтроля и психической саморегуляции.

В процессе постановки звуков есть смысл использовать схемы артикуляций звуков, что позволяет познакомить ребёнка, со способами контроля за произношением звука. Можно использовать и другие различные опоры: зеркало, фотографии, профили артикуляции, муляж «гибкий язык» , знаковые символы для формирования «физиологического образа» звука, изображения языка при помощи рук, фонетическая ритмика, компьютерные технологии. В задания индивидуальных занятий включается материал, который способствует проверке ощущений, возникающих при произношении. Например, «говори правильно звук [ Ш ] » .

  • Посмотри, какие губы при звуке [ Ш ]
  • Посмотри, где у тебя язычок
  • Покажи руками положение язычка
  • Проверь ладошкой, какой воздух: тёплый или холодный
  • Проверь голос

Детям очень нравится игра «Телевизор с секретом» или «Дикторы» .

Игра на определение раннее изученных гласных звуков по форме губ (беззвучная артикуляция) , в изолированном виде и в сочетаниях. Дети определяют звуки и их последовательность.

Используя традиционные артикуляционные упражнения, например «Рупор-улыбка-трубочка» , а также любые другие, обязательно нужно уделить внимание тренировке в переключение с одного движения на другое, выкладывая для этого серию из карточек-символов или предъявляя задание на слух. Также хорошо выполнять артикуляционные упражнения, сопряжено с движениями руками, дублирующими движения языка. В упражнении «Зеркало» , когда два ребёнка, или ребёнок и взрослый сидят друг против друга, при этом один из них выполняет артикуляционные упражнения, а другой всё повторяет.

Таким образом, контроль за речью у ребёнка происходит постепенно. Прежде чем начать формировать умение контролировать свою речь, нужно научить ребёнка контролировать чужую речь. С этой целью, следует проводить подгрупповые занятия и давать задания по контролю за речью друг друга: игра «Заметь ошибку» , задания по исправлению неправильно произнесённых предложений логопедом: игра «Пойми малыша» , большое подспорье в работе могут оказать записи высказываний ребёнка на диктофон с последующим прослушиванием. В дальнейшем следует научить ребёнка исправлять ошибки в речи самостоятельно, в плане громкой речи: игры «Ошибся? Исправься!» , «Правильно ли ты сказал?»

Михеева Людмила Геннадьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБ ДОУ " Детский сад №157"
Населённый пункт: город Новокузнецк
Наименование материала: статья
Тема: Развитие навыков самоконтроля в процессе автоматизации звуков у дошкольников с нарушениями речи посредством игровой мотивации.
Дата публикации: 08.10.2016
Раздел: дошкольное образование

Развитие навыков самоконтроля в процессе автоматизации звуков у

дошкольников с нарушениями речи посредством игровой мотивации.
Преодоление нарушений звукопроизношения у дошкольников имеет огромное значение в овладении навыками чтения и письма. Важно помнить, что нарушения звукопроизношения могут способствовать формированию комплекса неполноценности, возникновению трудностей в общении.
Причинами нарушения произношения могут быть:
Слабость мышц языка и губ или легкое расстройство координации движений (неумение выполнять языком и губами точные целенаправленные движения). Чтобы проверить, не это ли является причиной Ваших проблем, расскажите ребенку «Сказку о веселом Язычке» и понаблюдайте за тем, как он будет выполнять упражнения. Нарушение речи иногда может возникнуть из-за подражания неправильной речи окружающих – не только взрослых, но и детей, сверстников. Недостаточное развитие фонематического слуха, то есть способности воспринимать на слух очень тонкие различия между звуками русского языка, например, между с и ц, р и л. Как проверить состояние фонематического слуха у ребенка? Поиграйте с ним в игру, которая называется «Эхо».
Коррекционная работа над звукопроизношением делится на три этапа:
Развитие моторики речевого аппарата (параллельно с развитием артикуляционной моторики и переключаемости органов артикуляции ведется работа над формированием речевого дыхания и постановкой голоса, развитием внимания, пространственного и фонематического восприятия); Отработка правильного произношения звуков (большое внимание уделяется включению в работу всех анализаторных систем, что способствует быстрейшему восстановлению нарушенных функций) Автоматизация и дифференциация звуков речи до степени автоматизма в спонтанном речевом потоке(закрепление поставленного звука в слогах и словах сочетается с развитием познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, а также овладением навыков звукослогового анализа и синтеза). Нередко дефекты звукопроизношения у детей по тем или иным причинам имеют весьма стойкий характер. Порой проходят месяцы упорных кропотливых занятий, прежде чем ребенок привыкает к новым звукам с правильной артикуляцией. Поэтому необходим квалифицированный и творческий подход в процессе 1
коррекционной работы. Самый трудный и длительный этап –
автоматизация звуков
. Как правило, быстрее и легче можно привести в норму подвижность речевого аппарата и добиться правильного произношения звуков, чем ввести эти «здоровые» звуки в повседневную речь детей, особенно если отсутствует контроль со стороны специалистов, родителей и воспитателей.Достижение правильного произношения поставленных звуков во фразовой речи. К автоматизации изолированных звуков нужно приступать тогда, когда ребенок продолжительно произносит звуки правильно и четко. Последовательная смена серии слогов развивает переключаемость артикуляционного аппарата, способствует выработке правильных артикуляционных укладов. На слоговом материале можно одновременно развивать фонематический слух, чувство ритма, внимание и слуховую память, формировать умение выражать эмоции мимикой. Произнесение слоговых сочетаний с одновременным движением пальцев способствует развитию мелкой моторики.
Автоматизацию звука в словах
-следует проводить с обогащением словаря и усвоением грамматических категорий языка – словообразования и словоизменения. Развитию навыка словообразования способствуют задания: «Скажи ласково», «Придумай новое слово». Следует как можно чаще включать в занятия и другие части речи – прилагательные, наречия, глаголы. Автоматизация звука в словосочетаниях, являющихся базой для составления предложения, – сложное языковое явление. На этом этапе отрабатываются следующие задания: подбор предметов к действиям, подбор действий к предметам, согласование существительного с прилагательным и числительным или местоимением; местоимений с существительными.
Автоматизация

звука

предложениях
– стимулирование речевой активности детей, развитие коммуникативной функции речи. Работу необходимо сочетать с введением в речь разных типов предложений, постепенно усложняя для овладения детьми предложно-падежным управлением, навыками употребления в речи простых и сложных предложений.
Автоматизация звука в чистоговорках
– закрепление звука в рифмованной речи, формирование навыка правильного употребления падежных окончаний; развитие воображения, просодических компонентов речи, чувство ритма.
Автоматизация

звука

загадках

стихотворениях
– развитие просодических компонентов речи и формирование правильного дыхания. 2
При заучивании стихотворений желательно присутствие диалогов. Можно совмещать эту работу с заданиями на звукослоговой анализ и синтез, выделение слов с заданным звуком, подбор рифм, самостоятельное придумывание стихов, отгадывание ребусов и кроссвордов.
Автоматизация

звука

самостоятельной

речи
– обучение пересказу рассказа и рассказыванию, способствующих развитию воображения и творческих способностей дошкольника.
Самоконтроль и саморегуляция не появляются сами по себе.
Практический опыт работы с детьми показывает, что применение игрового принципа обучения, учитывающего основной вид деятельности ребенка, создание проблемной ситуации с опорой на жизненный опыт дошкольника, позволяет наиболее эффективно учитывать возрастные возможности детей. Такая легкость образования речевых рефлексов в игре обусловлена эмоциональностью ребенка. Перед каждой игрой полезно указывать на ее цель. Игра занимает большое место при автоматизации звуков, требующей много повторений, утомляющих детей. Во избежание этого игры следует разнообразить. При проведении дидактических игр необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, элементы занимательности, интерес к ее содержанию и ясность цели. Игры полезны лишь тогда, когда доставляют радость, удовольствие.Для индивидуальных и подгрупповых занятий игровые комплексы по автоматизации и постановке свистящих, шипящих, соноров и аффрикат: - для свистящих «У нас в гостях Свистелочка»; - шипящих «Жужжалочка и Шипелочка»; - соноров: (Л) – (Ль) «Приключения Л»; (Р) – (Рь) «День рождения Р»;  - аффрикат: (Ч) «Чаепитие на даче у Ч»;  - (Ц) «Птичий двор». В основе каждого из них лежит активная игровая деятельность ребенка. Все комплексы имеют определенный «сказочный», «игровой» сюжет, который облегчает ребенку процесс ежедневной работы по автоматизации звуков. Чтобы он прошел успешнее, игровые комплексы связаны с этапом постановки звуков, т.е. «сказочный» сюжет развивается именно на этом этапе. Такая единая система работы позволяет быстрее автоматизировать звук.Каждый комплекс построен с учетом основных этапов автоматизации звука (сначала в слогах, потом в словах, словосочетаниях, предложениях и в 3
речи). Игровые комплексы максимально насыщены изучаемым звуком. Материал для закрепления правильного произношения звука подобран таким образом, чтобы он одновременно способствовал расширению и уточнению словаря, грамматически правильной речи, умению правильно строить предложение и связную речь, расширял кругозор, развивал фонематический слух, чувство ритма и рифмы.Занимательно-игровой характер речевых упражнений в игровых комплексах повышает речевую мотивацию детей, позволяет в процессе автоматизации звуков развивать навык фонематического анализа и синтеза, укрепляет психологическую базу речи (память, восприятие, внимание, мышление), воспитывает интерес, уважение и любовь к русскому языку. В игровых комплексах используется большое разнообразие речевых упражнений: слоговые цепочки; ряды слов, близких по звучанию; чистоговорки; словосочетания и предложения, максимально насыщенные звуком; звучалки; считалки; рифмованные миниатюры; скороговорки; потешки; рассказы; дидактические речевые игры; коррекционно- развивающие упражнения. 4

Данный материал будет интересен и родителям и педагогам. Автоматизация - самый трудный и длительный этап. Порой проходят месяцы упорных занятий, прежде чем ребенок привыкает к новым звукам с правильной артикуляцией. Поэтому у детей необходимо развивать навык самоконтроля.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

МБДОУ № 41 « Заряночка » родительское собрание в подготовительной группе № 5 Развитие навыка самоконтроля в процессе автоматизации звуков у старших дошкольников посредством игровой мотивации Провела: учитель – логопед Иванова Л.Н.

ЭТАПЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ НАД ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕМ Развитие моторики речевого аппарата; Отработка правильного произношения звуков; Автоматизация и дифференциация поставленных звуков до степени автоматизма в спонтанном речевом потоке.

Цель автоматизации – достижение правильного произношения поставленных звуков во фразовой речи. 1. Произнесение ребенком слогов и слоговых сочетаний. 2. Автоматизация звука в словах. 3. Автоматизация звука в словосочетаниях. 4. Автоматизация звука в предложениях. 5. Автоматизация звука в чистоговорках. 6. Автоматизация звука в загадках и стихотворениях. 7. Автоматизация звука в самостоятельной речи.

Автоматизация – самый трудный и длительный этап. Нередко дефекты звукопроизношения имеют стойкий характер. Порой проходят месяцы упорных занятий, прежде чем ребенок привыкает к новым звукам с правильной артикуляцией. Как правило, быстрее и легче можно привести в норму подвижность речевого аппарата и добиться правильного произношения звуков, чем ввести эти «здоровые» звуки в повседневную речь. В силу того что вновь выработанные нервные связи еще слабы, ребенок пользуется приобретенным звуком крайне нерегулярно, зачастую только на занятиях с логопедом. Поэтому так необходим навык самоконтроля.

Самоконтроль – это осознание и оценка человеком собственных действий, психических процессов и состояний. Саморегуляция – произвольный процесс (зависит от человека), это возможность человека контролировать ситуацию, процесс. * При все многообразии проявлений саморегуляция имеет следующую структуру: Принятая субъектом цель; Модель значимых условий; Программа исполнительских действий; Информация о достигнутых результатах.

Самоконтроль и саморугуляция не появляются сами по себе. Формирование этих навыков происходит только в процессе обучения, так как отличительная особенность учебной деятельности заключается в формировании произвольного уровня регуляции действий в соответствии с заданными нормами. Автоматизация и формирование навыков самоконтроля взаимосвязаны. Когда мы автоматизируем звуки, мы формируем навыки самоконтроля (заставляем «следить» за своей речью), и наоборот.

Игра – одна из форм практического мышления, деятельность, носящая познавательный характер. В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлениями. Практический опыт показывает, что применение игрового принципа обучения, позволяет эффективно учитывать возрастные возможности детей. В игре дети охотно, легко и быстро, часто незаметно для себя усваивают правильное произношение звуков. Такая легкость обусловлена эмоциональностью ребенка. Перед каждой игрой полезно указывать на ее цель.

Игры занимает важное место при автоматизации звуков, требующей много повторений, утомляющих детей. * При проведении дидактических игр необходимо учитывать: индивидуальные особенности детей; элементы занимательности; интерес к ее содержанию; ясность цели. * Игры полезны лишь тогда, когда доставляют радость, удовольствие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия по звукопроизношению «В гостях у пчелки Милы» (автоматизация звука "Л")

Данный материал может быть использован в работе на заключительном этапе автоматизации звука "Л" у детей старшего и подготовительного к школе возраста....


Современный сурдопедагогический процесс требует создания новой образовательной среды для детей с нарушениями слуха, которая имеет в своей основе социальную направленность, саморазвитие и самореализацию личности неслышащего учащегося. В программе для специальных (коррекционных) образовательных учреждений I -II вида формирование фонетически внятной, членораздельной, выразительной устной речи учащихся, соблюдение словесного и логического ударения, правильной интонации, темпа и слитности, основных правил орфоэпии выделено в качестве основной задачи по разделу «Обучение произношению».
перед педагогами коррекционной школы стоят следующие задачи:
- дать знания по школьным предметам;
- тренировка речевого слуха у детей;
- формирование речевых навыков;
Обучение глухих учащихся произношению составляет часть общей образовательно-воспитательной работы специальной (коррекционной) школы.
От качества фонетического оформления устной речи в значительной мере зависит интенсификация учебного процесса. Действительно, замедленная, с большим количеством дефектов речь тормозит нормальное течение урока. Невнятная или малоразборчивая речь, естественно, препятствует установлению контакта глухого школьника с окружающими его слышащими людьми.
С другой стороны, само качество обучения произношению обусловливается организацией всей жизни школы, в частности речевым режимом, под которым понимается «совокупность единых организованных и методических требований и мероприятий, обязательных для детей, педагогов и всего обслуживающего персонала.
Произносительные навыки формируются как при непосредственном общении с учителем (воспитателем), так и во время индивидуальных занятий с использованием специальных приемов. Известно, что при нормальном развитии ребенок осваивает речь спонтанно, без видимых усилий. Этот процесс совершается при помощи слухового анализатора, тесно взаимодействующего с речедвигательным и зрительным анализаторами. Очевидно, что при контроле за собственным произношением слуху принадлежит ведущая роль. Слуховой самоконтроль - не врожденное качество, он формируется постепенно в процессе общения. Его нарушение обусловливает различные отклонения в формировании и развитии речевой деятельности, в результате чего возникает необходимость специального обучения таких детей произношению. Наблюдая за речью детей в процессе обучения, можно увидеть, что они стараются говорить правильно, только когда их контролируют педагоги и родители. В случае ослабления или отсутствия контроля произношение становится небрежным, маловнятным. Кроме того, низкий уровень сформированности навыка самоконтроля за речью приводит к недостаточной автоматизации произносительных навыков. Таким образом, при обучении детей с нарушенной слуховой функцией одним из наиболее сложных направлений работы является формирование произносительной стороны устной речи и умений самоконтроля. Существуют различные подходы к определению понятия «самоконтроль». Но при всем их многообразии основная его функция едина: умение предупредить, обнаружить и исправить ошибки, оценить выполнение и результат.Поскольку слуховой анализатор, как средство контроля за собственным произношением у детей с нарушенным слухом не может качественно выполнять свою функцию, то обучение обеспечивается компенсаторной деятельностью сохранных анализаторов с привлечением остаточного слуха.
Для полноценного усвоения соответствующих навыков со стороны педагога требуется систематический контроль за произношением учащихся на индивидуальных и фронтальных занятиях, предметных уроках и во внеклассное время.
Коррекционная работа на уроке осложняется тем обстоятельством, что группа учащихся (в классе) весьма разнообразна: они имеют неодинаковые остаточный слух, возможности восприятия фонетических элементов устной речи, уровень речевого и психического развития, моторные трудности.
Формирование навыков самоконтроля происходит постепенно. Основой развития самоконтроля служит внешний контроль, осуществляемый другим человеком, который инструктирует, оценивает действия, указывает ошибки и способы их устранения. На основе внешнего контроля развиваются навыки самоконтроля. Его уровень зависит от умения обнаружить и исправить допущенную ошибку.
Для формирования самоконтроля произношения необходимо соблюдение ряда условий.- Усвоение произносительных умений и навыков, сравнение собственного произношения с образцом.-Существование внешнего контроля со стороны педагога и технических средств обучения как основы формирования и развития самоконтроля.- Знание учащимися различных способов самоконтроля, умение применять их. -Развитие слухового восприятия с умением оценить произношение, т.е. осуществление самоконтроля и взаимоконтроля на основе слуховых образов.- Соблюдение единого речевого режима (как на индивидуальных и фронтальных занятиях, так и на общеобразовательных уроках, и во внеклассное время).

Условно выделены три стадии формирования самоконтроля произношения в процессе коррекционно-педагогической работы:
подготовительная,
основная,
завершающая.На первых двух стадиях с ребенком работает сурдопедагог.
На завершающей стадии работы приобретенные навыки закрепляются в условиях естественной коммуникации (на фронтальных занятиях, общеобразовательных уроках, в игре, в повседневном общении и т.д.). Здесь значимая роль принадлежит не только сурдопедагогу, но и окружающим ребенка людям: учителям – предметникам, воспитателям, родителям, которые посредством внешнего контроля вводят приобретенные навыки в самостоятельную речь.
Выделяют три уровня самоконтроля.
Первый самый низкий, когда ученик допускает большое количество ошибок, но не замечает их. На этом уровне требуется указание учителя на ошибки. (мл. шк.)
На втором уровне ошибки замечаются, но допускаются повторно.
На третьем уровне ошибки предупреждаются.
Для формирования и развития самоконтроля речи школьников необходимо соблюдать фонетический режим - систему мероприятий и требований, направленных на закрепление усвоенных глухими школьниками правильных произносительных навыков.
К этим мероприятиям относятся:
1. Контроль за произношением учащихся.
Такой контроль осуществляется не только на индивидуальных занятиях по обучению произношению и фонетических зарядках. Он производится во время уроков по любому предмету, а также на занятиях во внеклассное время.
Учитель может и должен на уроке следить как говорят учащиеся. Все ошибки, которые допускают учащиеся по теме урока, зарядки или индивидуального занятия, непременно должны быть исправлены. Требования к исправлению произносительных ошибок варьируют в зависимости от того, насколько усвоена та или иная артикуляция, тот или иной навык.
1.Развитие навыков самоконтроля происходит на речевом уроке при проведении фонетической зарядки. Дежурные звуки для фонетической зарядки дают сурдопедагоги. Учитель обращает внимание в первую очередь на то, как воспроизводится материал по теме. Дежурные звуки говорят о наличии у учащихся умения правильно произносить эти звуки (иначе материал нельзя включать в зарядку). Отсюда следует, что ученик может и должен произнести их правильно. Поэтому допускаемые во время зарядки ошибки должны быть исправлены учителем обязательно. В противном случае пропадает весь смысл проведения фонетических зарядок.
Само исправление ошибок может осуществляться по-разному. Приведем несколько примеров соответствующих оценок и инструкций: «Ты сказал неправильно. Повтори хорошо», «Ты сказал неправильно. Послушай, как надо сказать (учитель дает образец правильного произношения). Повтори», «Ты сказал неправильно. Убери кончик языка вниз (учитель показывает) и повтори правильно».
Если этих мер не хватает для того, чтобы добиться необходимого результата, задерживаться не следует. Случаи неудач, особенно когда ошибку не удалось исправить, обязательно должны быть сообщены сурдопедагогу. Если дети научились слушать друг друга, очень полезно привлекать их внимание к произносительным ошибкам товарищей.
В конце фонетической зарядки следует подвести итог. При этом надо одобрить тех, кто хорошо работал.
План фонетической зарядки записывается в плане урока, на котором проводится зарядка.
В ходе учебного процесса на любом из уроков учитель дает ученику установку перед его ответом, например: «Говори хорошо», «Говори с ударением» (соответствующие таблички имеются у всех учителей на доске). Подобные замечания учителя определенным образом настраивают ученика, заставляют его мобилизовать свои умения и навыки устной речи. Очень важно поддержать ребенка, одобрить его, положительно оценить его успех: «Молодец! Говорил хорошо» и т. д. и т. п.
Если ученик говорит небрежно, хуже своих возможностей, учитель делает ему соответствующее замечание, например: «Говоришь плохо, повтори», «Говоришь неправильно, без ударения. Послушай, как надо. Повтори», «Говоришь плохо, пропускаешь звук... Послушай, как надо. Повтори».
Если у ученика есть навыки самоконтроля, бывает достаточно покачивания головой или движения пальца (дактильный знак), чтобы ученик, допустивший фонетическую ошибку, спохватился и повторил сказанное уже правильно. Но для этого совершенно необходимо знание учителем особенностей произношения каждого из учеников класса (связь с сурдопедагогом класса).
Ошибки подлежат исправлению только в том случае, если ученик по требованию или указанию учителя может правильно произнести соответствующее слово. Иначе говоря, исправляются такие случаи ошибочного произнесения, которые в профиле произношения ученика отмечены как +.
При исправлении произносительных ошибок очень большое значение имеет соблюдение учителем такта. Со стороны ученика может последовать негативная реакция.
Эти требования распространяются и на воспитателей, ведущих работу с детьми вне класса.
Фонетическая обработка речевого материала.
Предлагаемые на уроках, новые термины целесообразно представить в графическом виде - написать на доске, табличке; если эти слова есть в учебнике, можно указать на соответствующую страницу. Эти слова или словосочетания следует соответствующим образом обработать: поставить знаки словесного ударения, орфоэпии (в подобном виде представляются все новые термины или трудные для произношения слова всеми учителями-предметниками).
Учитель дает образец правильного произнесения. Это относится ко всем периодам обучения - с I до XI класс.
Важной стороной работы над произношением является воспитание у учащихся навыка улавливать произносительные ошибки в речи товарищей.
Этому следует учить детей с I класса. Сначала учитель постоянно привлекает их внимание к тому, как говорит отвечающий («Ира говорила хорошо», «Слушайте, как говорит Вова. Правильно? Нет, неправильно. Вова сказал спа - си - бо, а надо сказать спасибо», «Как сказал Витя?», «Какую ошибку сделала Лара?» и т. д.). Любую попытку оценить речь товарища, указать на допущенную им ошибку в произношении следует всячески поддержать. Надо одобрить ученика словами или положить ему фишку и т. п. Постепенно ученики привыкают к тому, что нужно слушать, как говорит отвечающий. Сначала, как правило, они замечают нарушения в слитности, затем ошибки в словесном ударении и темпе. При наличии определенного опыта слушать, как говорят другие, дети оказываются в состоянии находить и ошибки в воспроизведении звукового состава слов (пропуски звуков, замена звонких согласных глухими и наоборот, призвуки).
Умение вслушиваться в речь товарищей, замечать ошибки в их произношении имеет большое значение для оценки и собственной речи. Ведь именно способность оценить качество собственной речи, сопоставить ее с образцом, которым служит речь учителя, лежит в основе самоисправления, которое, в свою очередь, является предпосылкой совершенствования произносительных навыков у глухих.
Важнейшей предпосылкой успешного формирования устной речи у глухих является общая педагогическая культура учителя и его достаточно высокая квалификация в области обучения произношению. Это относится прежде всего к учителям младших классов, преподавателям языка в старших классах и сурдопедагогам, ведущим индивидуальные занятия по развитию слухового восприятия и формированию произношения.
Достаточно надежный самоконтроль может быть лишь тогда, когда собственные действия правильно оцениваются. Но у многих глухих учащихся оценка своего произношения не всегда правильно отражает качество речи.
Исследования показывают, что у значительной части глухих детей (около 40%) имеются те или иные остатки слуховых ощущений. Иногда они значительны и могут быть использованы в процессе обучения. В процессе длительных занятий и упражнений с использованием ЗУА (звукоусиливающей аппаратуры) остаточная слуховая функция у глухих детей активизируется. При этом улучшение слуховой функции идет не вследствие восстановления анатомо-физиологических механизмов слуха, а путем активизации и выработки у ребенка навыков использования уже имеющихся остатков слуха. Интенсивное развитие остаточного слуха и широкое его использование в работе над произношением значительно повышает возможности слухового самоконтроля. В результате специальной тренировки остатки слуха у детей развиваются. Ребенок начинает воспринимать или различать такие фонетические элементы речи, которые прежде не различал. Примером развития остаточного слуха является восприятие речевого материала, который предъявляется на слух в различных условиях обучения на общеобразовательных уроках.
На каждом уроке часть речевого материала предъявляется только на слух
(за экраном). Для этого материал тщательно продумывается. Он должен быть знаком детям. Новый по значению речевой материал предъявляется слухо-зрительно, далее условия предъявления речевого материала усложняются.
При использовании остатков слуха ребенок слышит каждое произносимое им слово, что является важным для слухового самоконтроля. Слуховое восприятие при резком снижении слуха дополняется зрительным восприятием видимых артикуляций (чтение с губ).
Таким образом, для закрепления правильного произношения и развития самоконтроля речи учителя используют различные способы предупреждения ошибок в речи учащихся, которым мы учимся на семинарах по коррекции произношения. К ним относятся:
-напоминание ученику перед уроком или в начале урока о необходимости правильно говорить слова с определенным звуком, использование нотирования.
-требовательность учителя, выражающаяся в общей установке не принимать от учащихся высказываний при плохом произношении, в настоянии повторного проговаривания фраз или отдельных слов, в которых допущены ошибки. Применять отраженное и сопряженное проговаривание, давать образец правильной речи. Это формирует установку на хорошее произношение. У всех учителей есть профили произношения учащихся каждого класса с отметкой рабочих звуков каждого ученика.
-пока еще недостаточно сформировано умение быстро, на ходу исправлять допущенную ошибку. На уроках нет возможности долго задерживаться на исправлении ошибок у отдельных учащихся, поэтому необходимо владеть приемами беглого исправления. К числу таких приемов относятся прежде всего требования сказать лучше, показ дактильным знаком, показ отдельных признаков артикуляции звука (кистями рук, вибрации носа, гортани, отодвигание языка, выдох через рот и т.д.), краткие словесные указания (подними язык, опусти язык, не вытягивай губы и т.д.). Учащиеся старших классов знают приемы самоконтроля и умеют себя контролировать. Но и учитель должен знать приемы самоконтроля и иметь профиль произношения учащихся.
Следует отметить, что работа над произношением - это не самоцель, она органично включена в деятельность по формированию общеобразовательных и коммуникативных умений и навыков.
Для соблюдения единого фонетического режима необходима взаимосвязь учителей, воспитателей и сурдопедагогов. Не нужно стесняться обращаться за помощью и консультацией к сурдопедагогам. Умение придет с опытом и желанием работы с детьми, имеющими нарушения слуховой функции.
Следовательно, формирование и развитие навыка самоконтроля фонетической стороны речи у детей с недостатками слуха на специальных коррекционных занятиях, их совершенствование на общеобразовательных уроках и во внеклассное время повышает качество устной речи учащихся, способствует более эффективному осуществлению процесса коммуникации.

Список использованной литературы1. Андреева Е.И. Психологические основы обучения глухих детей произношению: Метод. указ. для студ. дефектол. фак. Л., 1977.2. Багрова И.Г. Роль остаточного слуха в формировании у глухих школьников самоконтроля над произношением // Дефектология. 1973. № 6. С. 3-8
3.Рау Ф.Ф., Слезина Н.Ф. Методика обучения произношению в школе глухих: Пособие для учителей.- М.: Просвещение, 1981. -191 с, ил.
4.Щепилова Е.А., ст. преподаватель Института специальной педагогики и психологии им. Р. Валленберга, Санкт Петербург
Формирование навыков самоконтроля над произношением
у неслышащих школьников.
Сурдопедагог Казакова Е.В.