Что такое время с научной точки зрения. Могущество времени — значение времени человека — отношение ко времени Время связанное с жизнью человека

Суета повседневности отвлекает от размышлений о времени бытия человека , его временности существования в мире. Ощущение времени появляется в моменты, когда нарушается привычный ход движения событий в жизни человека, происходят события особо значимые для него. Причем, время осмысливается в большинстве случаев в моменты столкновения человека с чем-то трагическим, болезненным, угрожающим. Приятные, радостные события – скорее исключение из правила. И причин здесь несколько. Это и психологические закономерности восприятия и осмысления чего-либо, и онтологические, включающие в себя вопросы сущности человеческого бытия в его пространственно-временных условиях, философско-антропологические вопросы смысла и значения временных параметров жизни человека.

Это загадочное время, которое то тянется, то стремительно несется, как-то тратится человеком и исчезает. «Еще один год пролетел…», «Как быстро летит время! Только Новый год отмечали и уже декабрь!», «…А годы летят, наши годы, как птицы летят, И некогда нам обернуться назад»… Восприятие и оценка времени очень личностно, субъективно , но при этом существуют единые для всех особенности восприятия и осмысления времени. Скорость и однонаправленность течения времени, неповторимость событий ставших прошлым, неизвестность длительности течения времени, относительная объективность и субъективность восприятия времени – эти и другие характеристики времени продолжают оставаться для ученых и философов во многом спорными, неоднозначными и по мере их исследования все более многоаспектыми.

Человечество пытается измерить время , научиться управлять им, узнав его закономерности и свойства. Часы и календари много веков отмеряют время, в промежутках которого располагаются различные события, касающиеся жизни всего человечества, многих или отдельных его представителей. Жить в современном обществе, не измеряя время, человек не может. Ритм его жизни определяется временем – историческим, социальным, астрономическим, психологическим и др. Но человек не может жить только «по календарю» или только «вечностью», он соединяет в себе эти формы временного бытия. В периоды стабильной повседневности на первый план выходит «календарная» форма человеческого бытия , в периоды нестабильности, кризисов, экстремальных ситуаций – бытие в вечности. Способность чувствовать и осознавать время дана человеку не просто так – это имеет свое предназначение.

Культурно-исторические традиции празднования нового астрономического года и нового года индивидуальной жизни человека – одни из немногих, относящихся к радостным событиям в жизни людей и обращающих их к вопросам о временности жизни, различных событий и явлений в мире.


Новый год
– всенародный праздник. Радостный, когда он наполнен ожиданием приятных событий в будущем. Радость от того, что в прошедшем году было что-то сделано хорошее, значимое. Радость от того, что еще один год дается для жизни и всем хочется для себя, своих близких и многих других людей, чтобы в Новом году было здоровье , мир , любовь и добро в душе и отношениях людей, успех в делах и благополучие . Надеются на лучшее в Новом году все, независимо от конкретной ситуации жизни человека. Приятные надежды в момент наступления Нового года, осуществление которых зависит во многом от самого человека.

Вечность не чувствуется в повседневной суете. Она – в области жизни Духа.

Попытаемся выяснить, что такое время и почему оно держит нас в плену; что мы можем сделать для того, чтобы не быть в постоянной зависимости от этого жестокого и беспощадного владыки, который чаще всего является нам в образе небольшой и безобидной вещицы - часов, которые мы носим на руке. Когда речь идет о великих координатах, управляющих человеком и определяющих его место в рамках сущего, мы говорим о времени и пространстве. В каком пространстве мы развиваемся? Сколько времени продлится наше существование? Хотя пространство и время остаются для нас важнейшими координатами, нам стало тесно в них. При этом мы забываем, что они проявляются также (хотя и в несколько ином виде) в других измерениях, на других планах, в других формах бытия, также присущих человеку.

Согласно древним учениям - которые находят свое отражение и в средневековье, и даже в наше время, - человек есть нечто большее, чем просто материя. А если человеку присущи и другие формы проявления, в других измерениях, тогда логично предположить, что время и пространство также существуют применительно к этим другим измерениям.

Является ли время абсолютно одним и тем же для тела, для психики, для ума, для души? Очевидно, нет. Координаты, о которых мы говорим, становятся иными, когда действуют на другом плане проявленного. Они становятся как бы более пластичными; пространство приобретает иную форму выражения, время обладает иной продолжительностью.

Есть время физическое, которое измеряют стрелки наших часов. Есть время ментальное, которое требуется нам для того, чтобы понять что-то; его продолжительность зависит от того, что нам предстоит усвоить. И есть время духовное, которое относится к эволюции, время, отличающееся действительно большой продолжительностью. В этом смысле мы движемся примерно со скоростью гигантских черепах, если движемся вообще.

Зададим себе те великие вопросы, которые ставили перед собой древние. Существует ли время? Бежит ли время, или это мы бежим или просто движемся, а время неподвижно и лишь пропускает через себя наши тела, наш разум, нас как существ, наделенных духовностью?

Если бы мы были целостными существами, мы могли бы использовать все формы времени. Мы знали бы, какие часы оптимальны для нашего физического тела, а какие - для наших наиболее тонких принципов. Тогда мы обладали бы целым рядом разнообразных форм выражения. Парадоксально, но это так: чем более тонко проявляется человек, тем более развернутым становится его время.

Психологическое, ментальное, духовное время обладает пластичностью, не присущей времени физическому. Именно поэтому физическое время для нас - своего рода тюрьма с тяжелыми, прочными засовами. Мы чувствуем, что загнаны в западню, выхода из которой нет.

Наше неумение управлять временем может привести к тому, что к концу жизни мы придем со страшными вопросами: на что я потратил свою жизнь? На что ушли годы? Какие ценности я накопил?

Мы делаем робкие попытки вырваться, отпереть засовы времени, но наша неспособность воспринять что-либо лежащее за пределами материального оставляет нас пленниками крошечного механизма - часов.

Почему человек оказывается в плену у времени? Тому есть несколько причин. Например, то, что мы не способны воспринимать выходящее за рамки привычного. Кому, скажем, придет в голову, что существует еще другое время, ментальное?

Кроме того, существует почти непреодолимая сила - сила человеческой стадности. Когда все делают что-то, нам кажется, что и мы должны делать то же самое. И если все испытывают зависимость от времени, то, видно, и нам суждено быть в той же степени зависимыми, быть в плену у времени.

Имеется и другой фактор - фактор удобства. Время, параметры, точность: час, состоящий из 60 минут, день из 24 часов - придают нам некую уверенность, некое ощущение силы, как будто мы можем управлять цифрами, пределами или даже измерениями. И это нас успокаивает. Если мы окажемся в другом измерении, где у нас не будет соответствующей системы мер, мы почувствуем себя неуверенно и с радостью вернемся в свою темницу.

Таким образом, для того чтобы перестать быть узником времени, необходимо сначала захотеть выйти из этой тюрьмы. Нет пленника хуже чем тот, кому хорошо и удобно живется в своей тюрьме. В этом нет ничего нового. В старых книгах, хранящих древнейшие традиции, ученику говорится: "Берегись, ученик, если душа твоя улыбается, купаясь в солнечном сиянии твоей жизни, если она поет внутри своей оболочки из плоти и материи, если она рыдает в своем замке, построенном иллюзиями; знай, ученик, твоя душа из праха". И так же, следуя этой мудрости, утверждаем мы: если мы ощущаем себя комфортно в тисках времени, если счастливы оттого, что измеряем все минутами и часами, то мы являемся пленниками уже хотя бы потому, что сами хотим этого.

Именно потому, что мы этого хотим, мы выбрали себе тот ритм жизни, ту цикличность, которая заставляет нас в определенное время совершать определенные действия.
* * *

Рождается ребенок, и приходит время, когда ему позволяют играть, потому что он ребенок. Затем наступает пора, когда он должен научиться читать и писать - именно потому, что так предписывает время. Если какой-то ребенок проявляет способности читать или писать в "неположенное" время, все мы в ужасе восклицаем: "Чудовищно - он говорит в восемь месяцев! Чудовищно - в два года он уже пишет!" Он не укладывается в "положенное" время; ведь время само указывает, когда надо учиться читать, а когда - писать.

Дальше время продолжает ставить перед нами очередные барьеры. Как мы будем жить дальше? В какие игры уже нельзя играть? Какие иллюзии уже нельзя испытывать? Какие грезы уже нельзя лелеять, потому что мы вышли из детского возраста?

Проходит время, и в 14, 15, 16 лет тебе больше нельзя быть наивным, потому что ты уже "вступил в жизнь". Нельзя больше мечтать; время поэзии прошло, ты уже не слышишь пения птиц, а солнце и луна становятся для тебя просто небесными телами.

И в результате - выпускные экзамены, свежеиспеченный диплом в кармане... А стоит кому-нибудь на следующий день задать нам вопрос - и мы бежим справляться по учебникам. Это происходит оттого, что по-настоящему мы ничему не научились.

Это лишь один из многочисленных стереотипов, навязываемых нам временем. Есть и другие. Например, в какой-то момент нам начинают говорить, что пора бы жениться. Это прекрасное решение - если только в его основе лежит естественный выбор двоих человек, которые хотят этого, а не сакраментальное "время пришло".

Самый распространенный штамп - озабоченно спросить у девушки, расстроив ее навсегда: "Слушай, тебе уже 25. Когда же ты выйдешь замуж? Пора уже, в самом деле!" И вот ее 25 лет становятся для бедняжки грузом весом в тонну, который ей суждено нести на себе. Раз до сих пор она не вышла замуж, то теперь на веки вечные на ней будет стоять клеймо неудачницы, не уложившейся в указанные сроки.

Когда люди женятся и по прошествии определенного времени у них не рождается ребенок, возникает другой вопрос: "Дорогие мои, вы уже три года женаты. А как же дети? Пора, пора!" И бедные супруги ощущают себя под тяжелейшим гнетом, не зная ответа или не решаясь сказать "не можем" либо "не хотим". "Пора" указывает на то, что существует установленный цикл, и необходимо, настоятельно необходимо завершить его, с благодарностью приветствуя один за другим все засовы этой тюрьмы времени.
* * *

Мы прекрасно понимаем также, что в противном случае рискуем натолкнуться на преграды еще хуже - те, что возникнут потом, когда мы состаримся; само это слово означает для нас время, когда уже ничего не поделаешь. Старый - значит печальный, удрученный, одинокий, покинутый. Это обязывает к соблюдению соответствующих ритуалов. Нельзя смеяться, нельзя играть, нельзя мечтать, нельзя носить яркую одежду, нельзя искать нового. Почему? Да потому что время указывает, что ты уже стар.

Таков цикл, который пожирает нашу жизнь. Этот большой цикл состоит из малых циклов каждого дня, которые пожирают один за другим наши часы, поскольку все они заранее предопределены. Предопределен час для пробуждения, одевания, умывания, обучения, работы, еды, снова работы, снова умывания, снова сна...

Порой предопределен час для просмотра телевизора, для чтения газеты или беглого просмотра журнала. И мы живем в постоянном ожидании очередного цикла, маленького ежедневного цикла, который вливается в Великий Цикл, огромный цикл повседневности.

Мы не утверждаем, что можно обойтись без определенных ритмов. Некоторые ритмы жизни совершенно необходимы. Мы не можем не играть в детстве, не расти, не учиться, не работать над чем-либо... Это совершенно естественно.

Но для того, чтобы не стать узником в тюрьме времени, необходимо не впадать в зависимость от ритма, а, напротив, жить в этом ритме и воспринимать его как нечто естественное.

Для того чтобы жить во времени, ощущая его как естественный процесс, нам необходимо разграничить два времени, которые можно обозначить как активное и пассивное. Назовем активным то время, в которое происходит эволюция и рост, а пассивным - время, когда этого не происходит.

Активное время - это не когда много движешься, а когда намного продвигаешься. Намного продвигаться можно и очень медленно. Вспомним известные анекдоты о том, кто быстрее: заяц или черепаха, - в них, как правило, побеждают те, кто медленнее, поскольку они обладают такими ценными качествами, как непрерывность, постоянство, продолжительность.

Таким образом, для того чтобы вырваться из тисков времени, нужно очень сильно этого захотеть и добиться возможности жить по-настоящему активным временем.
* * *

Рассмотрим еще один аспект времени: время -это великая энергия. Мы, люди, обладаем силой и способностью выбирать, куда ее направить. Наиболее разумно было бы направлять нашу энергию не на то, что, как нам кажется, может продлиться долго, а на то, что является поистине продолжительным, или, пользуясь философской терминологией, на то, что несет на себе печать вечности. Если мы приложим свою энергию к вечному, а не преходящему, наше время будет использовано действительно по своему назначению.

Итак, если время - это энергия, то ее надо разумно распределять. Энергия-время может приблизить нас к вечности, к тем глубоким таинствам, которые не подвержены никаким изменениям.

Кроме активного времени, которое есть эволюция, и времени-энергии, которое есть вечность, нужно выделить и другие его аспекты. Важнейшим из них является молодость.

Что такое молодость? Быть молодым как раз и означает вырваться из тюрьмы времени. Быть молодым - значит поместить свое сознание не в теле, удел которого - стариться и дряхлеть, а в вечном, в том, что существует всегда, что позволяет нам осознать себя и произнести: "Я есмь". Ведь есть преемственность между нами в детстве, молодости, зрелости, старости. Благодаря чему мы можем осознавать себя? Что является той нитью, на которую нанизаны бусины четок, тянущихся из глубины времени до нашего настоящего? Именно так возникает молодость без времени, именно так отпираются засовы тюрьмы...

Эти три фактора могут нам помочь освободиться из тисков времени. То, что сегодня кажется практически невозможным, являлось, тем не менее, предметом изучения в древних Школах мистерий. И людям древности, хотя и ценой больших затрат времени, удавалось (прошу прощения за тавтологию) овладеть способностью управлять временем.

Каким образом? Посредством непрерывной концентрации сознания и внимания, сознательной, а не по прихоти судьбы. Почему у нас так часто возникает ощущение, что время играет нами и переступает через нас? Потому что мы живем "скачками", потому что наше сознание задерживается на любой точке лишь на несколько мгновений, постоянно отвлекаясь на многое. А как только нарушается непрерывность нашего внимания, оно начинает испытывать на себе давление времени.

Пожалуй, один из наименее доступных нашему пониманию секретов великих мудрецов древности - это как раз такое ощущение непрерывности и такая способность концентрации сознания, при которой время как бы успокаивается, стабилизируется, становится активным, поскольку внимание может охватить все необходимое.

Они ускоряли время. Превращали будущее в настоящее. Ускоряли свою эволюцию, свою способность постижения, понимания. И благодаря этому достигали такого высочайшего уровня, который вызывает наше изумление и дает нам основание говорить о них как о Великих Существах, Великих Учителях, Посвященных.

В ряде традиций, которые все же дошли до нас - хотя и в обрывочном виде и зачастую недоступными нашему пониманию, - мы можем встретить упоминания о церемониях, проходивших в Древнем Египте, в лабиринте храма в Абидосе. Все эти церемонии имели отношение ко времени.

Улитка всегда считалась символом времени, и человек, который углублялся в ее таинственные спирали, должен был пройти ряд испытаний, связанных со временем. Пройдя до конца этот лабиринт, человек становился способным постичь смысл времени.

Именно это символизирует улитка, с ее домиком на спине, как бы несущая свое время за плечами, как груз, но в то же время способная поднять свои глаза и усики-антенны выше головы, выше тела, выше тяжелой и инертной материи.

Еще в Древнем Египте молодые ученики - молодые той молодостью, которая не боится ни тюрьмы, ни засовов, - собирались в храмах для участия в церемониях, посвященных богу времени, чтобы развивать в себе способность вырываться за рамки ограничений.

Сегодня мы - пленники. Школы мистерий, инициатические школы? О них ничего не известно. Магические церемонии? Их или нет, или очень мало, поскольку такие мероприятия считаются сектантскими.

Мы переживаем сейчас исторический момент ускорения времени. Все вокруг нас ускоряется. Как утверждали многие мыслители и историки, течение жизни - это не просто непрерывная восходящая линия эволюции, где сегодня лучше, чем вчера, а завтра лучше, чем сегодня.

Историческое развитие - не прямая линия, а восходящая спираль, напоминающую египетскую улитку, спираль, которая поднимается вверх, но медленно, шаг за шагом, виток за витком.

В любой спирали - это подтверждается физическими исследованиями - мы можем обнаружить так называемые моменты вращения (в особенности в точках, где предполагается изменение направления движения), в которых возникает небольшое ускорение. Это то ускорение, тот импульс, который нам необходим, чтобы подняться еще на одну ступень в нашем историческом вращении.

Анализ того, что происходит сегодня по всей земле, на всех уровнях, позволяет нам заключить, что мы переживаем один из таких моментов, и он, по всей видимости, окажется поистине ужасен, если оценить его холодным и несколько фаталистичным взглядом.

В этот момент ускорения мы уже не можем играть в пассивное время, не можем отсиживаться за засовами тюрьмы - иначе История сметет нас. Мы должны так вести свою роль, чтобы быть настроенными в унисон с Историей.

Как нам это удастся? Каждый в своем времени, на всех планах, имеет возможность сделать это.
* * *

Каждый человек в своем физическом времени имеет возможность наилучшим образом использовать минуты. Каждый человек в своем психологическом времени имеет возможность обнаружить и прожить лучшие, самые возвышенные состояния. Каждый человек в своем ментальном времени имеет возможность получить доступ к знаниям, изучать законы и понятия, позволяющие расширить границы узкой тюремной камеры, в которую мы заключены. Каждый человек в своем духовном времени имеет возможность искать и находить, исполняя ту заповедь, которая с давних времен звучала в древних храмах: "Познай себя!"

У всех нас есть возможность продлить время, продлить жизнь и ускорить процесс эволюции.

У всех нас есть возможность быть молодыми. Ведь, на самом деле, мы и так молоды. Остается лишь изменить свое сознание.

Все мы управляем временем, а не время нами. Нам предстоит еще сотворить чудо - выйти за пределы материального времени, за границы циферблата часов, которые указывают, какими мы "обязаны" быть; вырваться из тюрьмы и дать простор душе, которая всегда молода.

Вырваться из тюрьмы не означает уничтожить часы, повседневную жизнь и нарушить сложный жизненный процесс. Это значит жить не только по времени, отсчитываемому часами, но и другой жизнью, в других измерениях, в других временах. И чтобы каждый день состоял не из 24, а из бесчисленного множества часов.

Никогда в "Новом Акрополе", на наших кратких еженедельных беседах и занятиях, мы не обещали ни экзотических диковин, ни сверхъестественных чудес, поскольку мы убеждены, что не бывает чудес, не связанных с природой. С самого момента возникновения они являются ее частью.

Никогда мы не обещали ни инициаций, ни возможности преобразить кого-то, сделать человека другим одним прикосновением руки.

Если бы только я могла, я наделила бы вас молодостью полными пригоршнями. Но не молодостью юных лиц и младых годов, а той молодостью, той силой, которая говорит нам: "Что мне до времени, если я есть, если я существую! Что мне до того, что отмеряют часы, если я неподвластен их ходу, если мой отсчет начался задолго до того, как они возникли!"

Да будем все мы независимы от тисков времени, бесконечно свободны, бесконечно молоды, бесконечно человечны; да будем бесконечно мы!

Перед нами предстают два крайних взгляда на время, и нам хочется найти путь где-то посередине между ними. С одной стороны, нас облегает изнурительное осознание того, что жизнь коротка и смерть не за горами. Такое естественное наблюдение не замыкается в безмолвии. Стон скорби превращается в лирический язык ламентаций с помощью всех средств поэтического творчества. К этим ламентациям приобщается народная мудрость, когда о течении времени говорится метафорами с богатым философским содержанием.

Поэтому мы говорим о времени, оно уходит, имея в виду, что его быстротечность мешает современности укорениться навсегда. Мы говорим также, что наш недавний опыт тонет в прошлом и — раз он туда попал — уже не подвергается изменениям, хотя воспоминаниям о пережитом грозит уничтожение из забвения. Еще мы говорим, что открытое для желаний и страхов будущее является неопределенным, ведь нежелательные события приходят слишком быстро, а желаемые — слишком медленно, и в любом случае все, что случается, очень не похоже на наши предсказания и расчеты.

Антитезой этой элементарной символизации наших знаний о времени, которая уходит в условиях слишком короткого существования, является символика бесконечности космического времени, неутомимо возвращающейся к нам в виде больших циклов — лет, времен года, дней. О таком времени мы говорим как о всеобъемлющем. Мысленно мы изображаем его в виде некоего недвижимого вместилища: именно поэтому мы говорим, что наше существование происходит «во» времени, понимая под этой космической метафорой первичность времени по сравнению с мыслью, которая стремится определить его сущность и охватить его измерения.

Бесспорно, измерения времени, о которых идет речь ниже, свидетельствуют, что наука в определенной степени справилась с явлением, которое не подвергалось каким-либо попыткам его покорить. Однако и эти измерения времени, сами собой неизмеримые, только усиливают ощущение всеобъемлющей бесконечности, рядом с которой кратковременность жизни выглядит разительным контрастом.

Такую пропасть между космическим и человеческим временем стремятся преодолеть другие символические структуры. Для оценки значения их мы должны глубже заглянуть в природу такой диспропорции, выяснить некоторые теоретические стороны двойной метафоричности течения и всеобъемлющего времени.

ПАРАДОКС ОПЫТА

Основные достижения науки в области космического времени заключаются в четком осознании механизма сообщения все больших временных отрезков. Не забывайте при этом, что в культуре Запада, например, возраст мира долго исчислялся всего несколькими тысячелетиями (иногда называли цифру 6000 лет).

Интересная даже сама история преодоления подобных препятствий: менее века назад глубокие знания о геологических эрах заставили нас признать, что Земля намного старше, чем тогда считалось; открытие ископаемых животных и растений отодвинули далеко в прошлое возникновение жизни; происхождение человека также отступает дальше по шкале времени, насчитывая уже миллионы лет.

В свою очередь, концентрические продолжительности, в которых содержатся истоки человека, истоки жизни, истоки Земли и истоки солнечной системы, вписываются в объемы астрономического времени, исчисляются световыми годами. Таким образом, непосредственный опыт бесконечности всеобъемлющего времени сводится до уровня, который подвергается управлению.

Однако диспропорция между человеческим и космическим временем оказывается не только количественной, между ними есть и качественное различие, что очень важно.

Вернемся к явлению скоротечного, мгновенного времени. Понятие момент имеет два совершенно разных противоположных значения в зависимости от того, с какого из двух взглядов мы выходим. С точки зрения космического времени, предшествующего сознанию и потому не имеющего точки отсчета, мгновение — это не что иное, как определенный перерыв в целостности движения или, в общем, изменений в динамической системе. Говорить о каком-то перерыве означает, что любое мгновение может быть «сейчас» подобно точке на линии времени.

Однако, чтобы действительно было «сейчас», надо, чтобы оно уже существовало в сознании, воспринимающем его как переход будущего в прошлое через настоящее. Настоящая диспропорция между космическим временем и прожитым временем заключается именно в разрыве между временем количественным и временем качественным, или, другими словами, между временем без настоящего и временем с настоящим.

Такую несопоставимость можно объяснить в виде парадокса: вопрос о значении времени возникает в незначительном, с точки зрения количества, промежутке времени, а именно — в сознании, которое лежит между жизнью и смертью, то есть в сердцевине живого современного со всеми его возможностями запоминать и предусматривать. Так, например, благодаря воображению можно расширить границы памяти до бесконечности звездного времени, а способность предвидеть — до возможного конца света. Однако в дополнение к тому обстоятельству, воображение тонет в чрезмерных величинах так же, как и в исследовании категории возвышенного у Канта, между неизмеримым прошлым и неизмеримым будущим всегда хватит движущей силы, опыта прожитого времени, которое не относится к проявлениям качественного времени.

Итак, принимая явление прожитого времени в качестве отправной точки, можно оценить силу символических структур, выступающих посредниками между космическим и прожитым временем и образующим то, что по праву можно назвать «культурным» опытом времени.

Чтобы представить себе титанический труд такого посредничества, надо вернуться к мифам и мифических временам. Антропологи культуры настоятельно ссылаются на то, что французский филолог и мифовед Дюмезиль назвал «великим временем», чья функция заключается в синхронизации космического времени общества и людей, в нем живущих. Дюмезиль провел уникальную и глобальную «сканизацию» времени так, чтобы упорядочить взаиморазмещение циклов разной продолжительности, в том числе крупных звездных циклов, биологических возрождений и социальных ритмов. В размеренности ритуала передается время, чьи ритмы шире ритмов обычного действия, благодаря чему проявление мифа принимают дополнительное значение «практической сканизации».

Я не собираюсь обращаться к проблеме мифического времени. Я обращаюсь к тем символическим структурам, которые можно разместить непосредственно в точке отклонения мифического и логического. Именно на такой промежуточный уровень можно поставить временные структуры, которые философ Кржиштоф Помиан назвал «хронософами», чтобы отличить их от хронографов, с которыми они, в конце концов, перемешались.

ХРОНОСОФЫ И КАЛЕНДАРИ

На этом уровне история делится на большие периоды, эпохи. Это — сканизация времени, где межевыми столбами избираются так называемые эпохальные события в том смысле, что с ними связаны какие-то истоки или основы. В мифических взглядах на время древнейшие хронологии привязываются к таким эпохальным событиям в истории, которые сами по себе являются основополагающими в создании космоса. В этом случае политические хронологии наследуют религиозную периодизацию и сохраняют отпечаток космического времени.

Или вспомним о разнице между золотым веком, медным веком и железным веком, или о разделении на четыре царства, которым пророк Даниил истолковал сон Навуходоносора (а видел великую статую с золотой головой, серебряными руками, медными бедрами и полузалитыми и полуглиняными ногами). Позже святой Августин разделил историю человечества на шесть эпох, каждая из которых должны была соответствовать одному из дней творения мира и одному из возрастных периодов жизни, а за ними должно было наступить вечное воскресенье эсхатологического времени. Эти две разновидности разделения времени на периоды имеют дело с линейным временем, тогда как хронология Ибн Хальдуна касающаяся циклического времени, где наслаиваются астральные соединения, продолжительность династий и времени человеческой жизни.

Такая полутеологичная и полуполитическая периодизация медленно отступила на задний план европейской мысли в конце Средневековья, однако потребность в разделении времени до сих пор ощущается в наших учебниках. В конце концов, понятие Возрождения вызывает в памяти одну из форм периодизации, где любая новация приписывается возрождению — античности. В свою очередь, идея развития, которая, похоже, признает только простое линейное время, вызывает потребность новых периодизаций. В дополнение к большому разделению времени на давнее и современное она выдвигает концепцию универсальной истории, где философы от Вольтера до Гегеля делят время за династиями или царствами (у Гегеля это — восточный, греческий, римский и германский периоды).

Основной задачей этих хронософий является установить время, выше эфемерной индивидуальной жизни или даже жизни целых народов и династий, правивших ими, то есть более человеческое время, которое так или иначе обеспечивает переход от космического времени до времени простых смертных.

Хронографы пережили хронософии, с которыми они переплелись, потому представляют весомую попытку посредничества, а именно — попытку вписать человеческое время в звездное время. Эта попытка состоит в изобретении третьего времени, времени календарного. Конечно, можно подчеркивать разнообразие календарей, но можно выделить и их общие черты, что позволяет говорить об этом третьем времени как об календарном. Совокупность таких черт позволяет вычислять время: какое основополагающее событие, которой открывают новую эру (рождение Христа, Будды, мусульманская Хиджра, начало династии), является отправной точкой для датировки более поздних событий.

Таким образом, хронологическое время соединяется с хронософическим временем, отличаясь от этого последнего тем, что дает нам ось отсчета, благодаря чему становится возможным путешествовать во времени в двух направлениях, а именно — из прошлого в настоящее и из современного в прошлое, потому что наши собственные жизни являются долей тех событий, которые мы мысленно осматриваем сверху вниз и снизу вверх. Наконец, обязанный ему набор единиц измерения (дни, месяцы, годы), названия которых используются для обозначения устоявшихся промежутков между теми или иными космическими явлениями.

Итак, календарное время является символической структурой посредничества в том смысле, что оно вписывается в то же время и в космическое время (на основе астрономических знаний), и в человеческий опыт (на основе основных событий, которые принадлежат коллективной памяти и отмечаются празднованием).

Продолжение следует.

Время – это одно из самых загадочных и уникальных явлений во Вселенной. И с одной стороны, его очень сложно как-то объять и даже определить, с другой стороны, его можно измерить, охарактеризовать и даже вывести законы эффективного управления временем. Хотя само понятие “управление временем” – весьма относительно.

Мы рассмотрим отношение ко времени не сточки зрения науки и точных научных определений, формул и расчётов, а с точки зрения человеческой жизни и правильного его использования. Ведь люди относятся ко времени очень по-разному, одни его вообще не ценят, прожигают не осознавая, другие же учатся ценить каждую секунду, изучают соответствующие законы и принципы управления временем, и распоряжаются своим временем мудро и эффективно. А отсюда и результаты, которые получают люди – тоже сильно отличаются.

Так что же такое Время для Человека?

Время – одна из основных жизненных ценностей, по сути своей – сверхценность. Для каждого человека времени в жизни выделено всегда ограниченное количество. Его нельзя вернуть, если человек его потерял. Другие сверхценности в жизни человека – это и .

  • “При правильном вложении Времени оно превращается богатства духовные и материальные, при неправильном – в пустые корзины”.
  • “Твоё время – это и есть твоя жизнь!”

Эзотерический взгляд. Качество в человеке, которое отвечает за правильное отношение и использование времени – это Своевременность. Своевременность, как принцип, расположен в чакре .

Время, с точки зрения эзотерики – это вид уникальной и очень ценной энергии. Каждому человеку при рождении даётся определённое количество энергии времени, которую каждый использует по своему умению. Как и деньги, одни получив их – приумножают и превращают в блага, другие – транжирят или направляют на зло, приумножение и т.п. Так и со временем дело обстоит.

Каждый человек должен помнить всегда одно – время всегда быстро и неизбежно заканчивается и его невозможно повернуть вспять. Хотя с точки зрение эзотерики, обладая соответствующими знаниями и техниками , не не благодаря манипуляциям со временем, а благодаря правильной работе над собой и своей душой.

Энергия времени дана человеку для жизни – то есть прежде всего для , познания и реализации своих и .

Что такое управление временем?

Объективно временем управлять не возможно. Но возможно правильно, мудро и эффективно научиться распоряжаться тем временем, которое дано тебе для жизни.

Управление Временем реализуется через соответствующие качества и способности:

1. Отношение ко времени – как к величайшей ценности данной человеку свыше.

2. Способности расчёта – умение составлять план и действовать в соответствие с ним, по графику. А также умение правильно распределять время согласно жизненных приоритетов.

3. Качество “Своевременность” – условие достижения Целей и поддержки людей.

Мы его тратим, но не знаем, где зарабатывать.

Мы его теряем, но никто потом не находит.

Мы его проводим, выстраиваем, опережаем, убиваем, не замечаем.

А оно нас лечит и учит, меняет и заставляет задумываться.

А что если мы громко и уверенно заявим ему, как сказочная героиня: «У тебя нет власти надо мной, всесильное время!»

Человек - единственное существо на Земле, обладающее чувством времени.

Животные живут одним мигом, накапливая жизненный опыт на уровне неосознанных рефлексов.

Только человек может вспоминать прошлое и моделировать будущее, ощущая, таким образом, свое место в потоке времени. Однако в разное время люди ощущали свое личное время по-разному.

Что же такое время для человека?

«Ни будущего, ни прошлого нет... Есть три времени - настоящее прошедшего, настоящее настоящего и настоящее будущего. Некие три времени эти существуют в нашей душе, и нигде в другом месте я их не вижу: настоящее прошедшего - это память; настоящее настоящего - это непосредственное созерцание; настоящее будущего - это ожидание».

Человек - вечный путешественник во времени, властный над ним настолько, насколько он властен над своей душой? Возможны ли путешествия во времени?

Одни живут в прошлом: призывают прошлое, желая остановить его, постоянно перебирают в голове «вчерашние» победы или ошибки. Другие постоянно живут завтрашним днем: своими планами, мыслями, страхами за то, чего еще нет. И в том, и в другом случае человек путается в этих временах, упускает реальное настоящее Время, никогда не живет, а только надеется жить, упуская принадлежащее ему...

Например, на психотерапевтических тренингах люди, меняя свое отношение к тем или иным ситуациям, которые уже произошли в их жизни или жизни их семьи - меняют свое настоящее и будущее. Меняя взгляд на ситуацию, смысл произошедшего, человек осознает другую реальность и попадает в другое пространство, которое несет совершенно иную суть его жизни. И это подвластно каждому человеку!

Время - единственный невосполнимый ресурс, которым располагает человек. Можно укрепить пошатнувшееся здоровье, развить интеллект, овладеть недостающими профессиональными навыками.

Но стрелки часов нельзя перевести назад . Песок тихо шуршит, отсчитывая оставшееся время.

Как разумнее использовать время?

Разумное использование времени

Чаще всего человек принимает Время не задумываясь, как нечто само собой разумеющееся. Он гордо называет его «мое время», как будто оно и впрямь его собственность, как будто человек сам его создал и оно находится у него в подчинении.

Поэтому человечество часто не ценит его и ведет себя так, словно в его распоряжении находится безгранично много времени.

Время легко тратится, транжирится и убивается, и никто не стесняется также требовать время и у других, если это кажется необходимым.

Вопреки расхожему мнению, человек - отнюдь не хозяин своего времени. Время принадлежит Создателю, а человек лишь управляет им. И каждый человек несет ответ за данное ему время...

У многих людей управление временем сводится к тому, чтобы сделать как можно быстрее и больше. Однако, качественный аспект управления временем гораздо важнее количественного. В массе своей человечество живет по законам трехмерности. Совершая какие-либо действия, человек задействует свое тело, разум и сердце.

Например, человек находится на важном совещании, то есть его тело сидит на совещании, а в это время разум направлен на решение семейного конфликта, а сердце тоскует по любви. И находится человек одновременно в трех местах, в трех разных пространствах, и жизненная энергия и данное время его рассредоточены на три совершенно разных жизненных аспекта.

Он «расстроен» - энергия ушла, время прошло, результат плачевный. Неважно, чем занимается человек, важно, где он во время этого занятия своим телом, мыслями и сердцем.

Когда домохозяйка варит борщ и полностью посвящает отведенное время на приготовление этого блюда - и сердцем, и мыслями она с борщом - то этим отрезком времени она управилась наилучшим образом. А руководитель крупного отдела, сидя за разработкой нового проекта, в уме подсчитывая свои дивиденды, а сердцем находясь с секретаршей - потратит попусту этот отрезок времени.

Получается, как в басне Крылова «Лебедь, рак и щука» - каждый тянет повозку в свою сторону, в результате чего она остается на месте.

Если человек, совершая, что либо, сумеет синтезировать в себе тело, разум и сердце, то он сконцентрирует всю свою энергию на одном, затратит на это гораздо меньше времени и получит наилучшие результаты.

Время - это производная выражения способности человека пользоваться и применять огонь, данный ему при рождении в жизнь. Нехватка времени - нехватка огня - человек действует одним физическим присутствием, то есть только одним физическим телом. Сегодня Планета развивается по другим законам и, если человек, не перестроившись, продолжает жить только одной физической частью - он ничего не успевает, ему не хватает Огня других присутствий.

Например, человеку нужно решить какой-то сложный вопрос, он начинает бегать по инстанциям, знакомым, он считает, что чем больше он «оббегает», тем быстрее решит свою задачу. Но он бегает только физическим телом, то есть только на физическом присутствии.

Если он подключит к решению задачи свои астральное и ментальное тела, то есть будет делать с душой и логично все простроит, и в синтезе всех своих тел будет действовать, то гораздо быстрее и качественнее справится с поставленной целью.

А если еще продумает смысл происходящего с ним и осознает суть всего процесса - подключит вышестоящие тела: причинное (кармическое) тело и тело сознания (будическое) - результат будет другого качества и уровня.

Человек - это не только физическое тело, это синтез физического и тонких тел (сегодня мы знаем 32 тела человека). И сколько тел у человека развито, сколькими телами он умеет управлять, настолько продуктивнее он распорядится своим временем.

Эффективное планирование времени

Эффективное планирование и управление собственным временем гарантирует отсутствие авралов и вмешательств судьбы?

Гарантия в жизни - это та иллюзия, за которой гонится человечество. Я скажу так: рождаясь на Земле, человек получает гарантию того, что у него обязательно будут авралы и судьбоносные ситуации. Преодолевая их, он самосовершенствуется и поднимается на новый виток развития, а там - другие авралы, но уже другой сложности.

Планирование временем помогает быстрее преодолевать эти задачи и идти дальше. Календарь, часы, сигналы точного времени по радио - все это чепуха. У каждого из нас - свой собственный календарь и свои собственные, особенные часы. Овеществленные, они будут выглядеть странно.

На календаре - отметки: «запах моря. Август 1983-го» и «пролитое на постель вино. 17 октября, Юрмала» . А вместо стрелок на часах - деления: «поцелуй на крыше», «встреча с N», «ужин в Париже» . Но странно это только для посторонних. Вы-то знаете, о чем речь.

Это ваш личный отсчет времени. Для кого время течет медленно, а для кого быстро? У каких людей вкусовые рецепторы времени активизированы, а у каких - нет?

В опере Рихарда Штрауса «Кавалер розы» есть знаменитый «монолог времени» маршальши, написанный Гуго фон Гоф-маншталем:

«Время - вещь удивительная. Когда живешь не задумываясь, оно ничего не значит: но потом вдруг ничего не чувствуешь кроме него, оно вокруг нас, оно также внутри нас. Его течение запечатлено на лицах, его течение отражается в зеркале, оно струится и в моих снах. И здесь между тобой и мной оно также бесшумно струится, как песочные часы. Его не нужно бояться. Ведь оно творение отца, который сотворил нас всех» .

Время понятие субъективное. Оно очень хорошо отражено на лицах людей. Есть довольно пожилые люди с прекрасными молодыми глазами и счастливыми лицами - время как будто только легко прикоснулось к ним. А есть молодые люди с глазами стариков...

Мы в нашей повседневности всегда замечаем, что течение времени кажется нам различным в зависимости от внешних обстоятельств и нашего собственного внутреннего настроения. Иногда нам кажется, что время тянется бесконечно долго и ему не будет конца, но временами оно летит незаметно, иногда мы хотим даже, чтобы время остановилось.

Человек, знающий, что такое время, умеющий управлять им - относится к нему с огромным уважением.

Одна голливудская очень красивая актриса довольно пожилого возраста на вопрос, почему вы не делаете пластических операций, ответила:

«На моем лице история всей моей жизни. Каждая морщинка мне бесконечно дорога, так как она напоминает мне об определенном прожитом времени...»

Я думаю, что у таких людей со временем все в порядке, им не нужно скрывать бесполезно прожитое время за искусственно натянутыми масками или прибегать к другим ухищрениям. Они достойно управляли отведенным им временем. Таким образом, рассуждения о времени подошли к концу. И время, отведенное для этих рассуждений, опять незаметно утекло.

Я надеюсь, что в этот раз мы сумели им правильно распорядиться.

Вопрос: «Что самое удивительное в мире? »

Ответ: «Знать, когда наступает подходящий момент для ухода (Махабхарата)»