Чему учит сказка мальчик звезда. Отзыв о сказке О.Уайльда «Мальчик-звезда

Проблема соотношения красоты внешней и внутренней на примере сказки Мальчик-звезда»

Проблему соотношения внешней и внутренней красоты О.Уайльд рассматривает во многих своих сказках под разными ракурсами. По его мнению, «основой нравственности является эстетическое чувство» . Сказка «Мальчик-звезда» интересна тем, что писатель последовательно отстаивает принцип неразрывности внешней и внутренней красоты человека. Основной коллизией, лежащей в основе сюжета этой сказки, является коллизия красоты и уродства в своих двух ипостасях: внешнем и внутреннем содержании. В начале сказки Мальчик - звезда предстает перед нами удивительно красивым: «С каждым годом он становился все красивее и красивее, и жители селения дивились его красоте… Лицо у него было белое и нежное, словно выточенное из слоновой кости, и золотые кудри его были как лепестки нарцисса, а губы - как лепестки алой розы, и глаза - как фиалки, отраженные в прозрачной воде ручья»..

Эта красота покоряла всех вокруг, заставляла повиноваться мальчику:

«… И его сверстники слушались его, потому что он был красив» .

Красота, которая давала беспредельную власть, принесла ему лишь зло. Он вырос жестоким и себялюбивым. Душевная злобность, непомерная гордыня, неспособность любить, кого бы то ни было и, прежде всего свою мать - черты духовного уродства, отражаются на лице и делают его уродом внешне: «Он подошел к водоему и поглядел в него, но что, же он увидел! Лицом он стал похож на жабу, а тело его покрылось чешуей, как у гадюки» .

Равновесие достигнуто: его внутренний мир соответствует внешнему. Отвращение к собственной безобразной внешности становится толчком к исправлению, к душевному очищению. После искупления грехов, красота возвращается к нему.

В сказке «Мальчик-звезда» наиболее ярко показано соотношение внутренней и внешней красоты. Внешне Мальчик-звезда прекрасен, но его внутренний мир - безобразен. В наказание у него забирают самое ценное - красоту. Но, стоит герою покаяться - и его тело становится прекрасно, как и его душа.

Так проблему соотношения внутренней и внешней красоты писатель раскрывает в сказке «Мальчик-звезда».

По мнению Т. Кривиной «Центральной идеей сказок О. Уайльда является мысль о том, что жизнь уродлива, но прекрасна красивая ложь, и стоит только реальности вторгнуться в мечту, фантазию, сотворенную кем-то современную красоту, как все это гибнет» .

С красивой иллюзией О.Уайльда связывает духовные идеалы, которые оказываются несовместимы с действительностью. К идеальной любви стремится и Карлик и Соловей, а жизненная правда губит их самих. Но действительность уничтожает только внешнее: некрасивую оболочку, чтобы обнажить пере6д миром свою удивительную непобедимую внутреннюю красоту.

Принимая эстетическую формулу Китса о том, что красота есть единственная истина, О.Уайльд в своих сказках подчеркивает, что красота внешняя непременно должна соответствовать красоте внутренней. И он мечтает о том времени, когда «не станет более людей, живущих в зловонных притонах, одетых в вонючие рубища… Когда сотни тысяч безработных доведенных до самой возмутительной нищеты, не будут топтаться по улицам, …когда каждый член общества будет участником общего довольства и благополучия» .

Тема несостоятельности эстетического отношения к жизни без опоры в этическом, красной нитью проходит в сказке «Мальчик-Звезда».

Следует отметить, что развитие идеи всегда приводит в произведениях О.Уайльда к восстановлению прав этики. Мышление у писателя приобретает характер эстетической игры, выливаясь в форму отточенных афоризмов, поражающих парадоксов и оксюморонов. Главную ценность получает не истинность мысли, а острота её выражения, игра слов, преизбыток образности, побочных смыслов, который свойственен его афоризмам.

Следует помнить, что О.Уайльд - крупнейшая фигура европейского декаданса. В стиле своей жизни, в своем облике он эпатажно выразил идеи и настроения своего времен.

Это один из самых парадоксальных умов в истории человечества. Он всю свою жизнь противостоял миру всего официального. Противостоял общественному мнению. Всё тривиальное его раздражало, всё безобразное его отталкивало. Единственное прибежище от пошлости, скуки и монотонного однообразия О.Уайльд видел в Искусстве. Это слово он писал с заглавной буквы. Искусство никогда не представлялось ему средством борьбы, оно являлось для писателя «верной обителью Красоты, где всегда много радости и немного забвения, где хотя бы на краткий миг можно позабыть все распри и ужасы мира».

1. Сказки О.Уайльда многоплановы и в них поднимается множество проблем. Основными из них являются:

Проблема самопожертвования. Суть этой проблемы в том, что чем выше жертва героев, тем ниже и безобразнее внешняя действительность, в которой эта жертва оказывается непринятой;

Проблема соотношения героев и окружающего мира. Суть этой проблемы в том, что часто внутренний мир героев - мир прекрасных иллюзий не всегда может найти понимание в окружающем, реальном мире;

Проблема соотношения красоты внешней и внутренней. Суть проблемы в том, что внешний и внутренний мир не всегда идентичны, но судьба ставит все на свои места.

2. В сказках нет глубокого художественного исследования социальных проблем того времени.

3. Сказки О.Уайльда представляют собой и наиболее органическое воплощение эстетичных идей писателя, и наиболее категоричное их возражение.

4. Главной ценностью текста О.Уайльд считает не истинность мысли, а остроту её выражения, игру слов, преизбыток образности, побочных смыслов, который свойственен его афоризмам.

УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ ПО СКАЗКЕ ОСКАРА УАЙЛЬДА

«МАЛЬЧИК-ЗВЕЗДА»

(Интегрированный урок с использованием ИКТ)

ОБОРУДОВАНИЕ: На доске – в центре помещена звезда (над ней – тема);

Портрет писателя, рисунки учащихся к сказке,

выставка книг.

эпиграфы к уроку:

…что есть красота

И почему ее обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

Н. Заболоцкий

Красота души придает прелесть даже невзрачному телу… В. Лессинг

ЦЕЛЬ УРОКА : помочь учащимся проникнуть в смысл сказки, выяснить, в чем, по мысли автора, заключается подлинная красота человека, подвести к пониманию того, что истинная красота человека в душевном богатстве, что человек красив не внешними, а внутренними качествами.

ЗАДАЧИ УРОКА :

Показать внутренние перемены в человеке в результате

работы над собой;

Осудить человеческую гордыню и надменность;

Выявить очищающую роль покаяния, прощения, милосердия, покаяния.

Сегодня мы поговорим о красоте. О красоте человека. В чем сила красоты? Почему она так волнует людей? Многие пытались понять, какую роль в жизни играет красота « и почему ее обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, или огонь, мерцающий в сосуде? Этот вопрос задавал наш русский поэт Н. Заболоцкий. Может ответить на него сказка О. У. «М-З», которую вы читали дома.

Но прежде я бы хотела вам сказать несколько слов об авторе и о сказках(Слайды 1 -4)


· Юные художники иллюстрировать главные эпизоды сказки

· Некоторые ученики должны были готовить краткий пересказ Притчи о блудном сыне, легенды о Нарциссе,

· А театральная группа - инсценирование одного эпизода: это первая встреча с матерью.

Словарная работа : саван, прокаженный, увечные, затворил

сердце, каменное сердце, сверстники.

Начнем беседу по сказке.

ОБРАТИМСЯ К ЗАГЛАВИЮ . Что же для вас звезда? Звезда - это нечто прекрасное, притягивающее, холодное и далекое.

Начинается сказка с описания морозной зимней ночи. Как относятся звери и птицы к такой погоде?

Одни считают, что земля умерла под белым саваном, а другие - что она готовится к свадьбе(можно найти описание морозной ночи)

Давайте теперь послушаем отрывок из балета «Щелкунчик» Ребята поясняют, что прозвучавшая музыка и тревожная и празднично - волшебная одновременно. Так и в сказке.

Почему Мальчика в детстве назвали Звездой?

Думали, что он упал со звезды

Вспомним, как он попал к людям?

Дети рассказывают, как лесорубы зимой находят ребенка.

Как собираются поступить Лесорубы? Найдите в тексте ответ и прочитайте.

Почему один из лесорубов взял ребенка, хотя сам был беден? О чем этот поступок говорит?

Нельзя совершать зло, что он добрый, сердечный человек.

Как жена Лесоруба приняла его решение?

Она огорчилась и не хотела брать ребенка. «разве у нас нет собственных детей»

Почему в доме появился ветер?

Здесь живут люди с каменными сердцами. Как вы понимаете выражение каменное сердце?- жестокое, злое. Недаром про людей с такими сердцами говорят, что они бессердечные.

Чем закончился конфликт Лесоруба с женой, и какие качества проявили?

Они оставили ребенка у себя и проявили мудрость, доброту. Жена почувствовала, если сейчас не откликнется на порыв мужа, то из их дома уйдет счастье.

Итак, Мальчик стал жить в семье Лесоруба.

Что его отличало от всех людей в поселке?

Красота. Найдем портрет мальчика. Внешняя красота его соответствовал поведению?

Он вырос жестоким и бессердечным. Отвратительные поступки: он швырял камнями в бедняков, увечных; издевался над животными, помыкал своими сверстниками.

Да, он был высокомерным и жестоким.

А как к нему относятся сверстники?

Они подражали ему и стали такими же жестокими.

Вот видите, как притягательна красота, как тянутся к ней дети. Они восхищаются своим кумиром. А вам он нравится? Почему?

Нет, он злой, жестокий, бессердечный, бесчувственный, грубый, высокомерный. Мальчик живет среди людей, но презирает их, считая себя выше всех, думая, что все должны восхищаться и любоваться им. Про таких людей говорят, что они заболели звездной болезнью.

Мальчику-Звезде была дарована красота, но как он воспользовался Божьим даром? Он притягивал к себе людей, любил находиться в центре внимания.

Рассмотрим иллюстрации, где юные художники изобразили мальчика-звезду, любующегося своим отражением. Он был «точно околдован своей красотой». Предлагаем послушать в пересказе подготовленного ученика легенду о Нарциссе, который наказан богиней Афродитой за то, что отвергал любовь других людей, влюбился в свое отражение и умер от одиночества.


В какой момент сказки вновь появляется фраза о каменном сердце?

Мальчик кидает камень в женщину, а она оказывается его матерью. Лесоруб, увидевший это, подбежал к нему и сказал «воистину у тебя каменное сердце, и жалость тебе неведома.

Зло совершил М.-З.- он отверг любовь своей матери. Момент встречи мальчика и матери нам покажут Денис и Наташа, в роли лесоруба выступит Ваня. Смотрим этот эпизод сказки в исполнении театральной группы.

А вы подумайте, верно ли они изобразили этот эпизод?

Почему мальчик ведет себя так, отвергает любовь своей матери?

Ценит только свою красоту, считает себя необыкновенным и стесняется матери-нищенки

Что означает выражение «он наглухо затворил свое сердце?»

Ничего не хочет слышать и знать об этой нищенке-матери, т. к. он считает, что его матерью была Звезда.

Как он был за это наказан?

Он стал уродлив.

Как теперь люди стали относиться к нему?

Они поступали так же, как и он раньше (дети дразнили его и бросали в него камнями, крестьяне не позволяли ему даже спать в амбаре, боясь, что от него может сесть плесень на зерно)

Почему птицы и звери отказываются ему помогать?

Потому что он обижал их(кроту выколол глаза, коноплянке подрезал крылья ради забавы, убил мать белочки)

Герой отправляется в путь. Для чего?

Чтобы отыскать свою мать и вымолить у нее прощение.

А у зверей и птиц он попросил прощение?

Да, он заплакал и у всех попросил прощение.

Да, он обижал всех, и теперь люди и звери платят ему тем же. Так он скитался три года, много пережил, перестрадал. Представим себе эти моменты его жизни. Поможет нам в этом музыка, она способна передать настроение, чувства человека в разные моменты жизни. Закройте глаза и постарайтесь увидеть тот эпизод, который навеет вам музыка. Звучит тихая мелодия Бетховена. А теперь поделимся своими впечатлениями. Что вы слышали и увидели?

Одни слышат грусть мальчика, ставшего одиноким, другие представляют эпизод, когда в мальчика бросали камни, третьи видят, как мальчик просил кусок хлеба…

Что изменилось в характере мальчика после этих страданий?

Он стал добрым, сердечным, уважительным, щедрым.

· Герой отправляется в путь, он проходит испытания;

· Ему попадается волшебное существо (колдун);

· Он попадает в чужой мир (волшебный сад, лес);

· Ему помогает заяц, которому мальчик спас жизнь (вытащил из ямы);

· Он совершает доброе дело, которое говорит, что он стал другим;

· Герой вознаграждается.

Сказка напоминает притчу - поучительную историю. Если в народной сказке героя ждет в конце в качестве награды богатство, красивая жена, то в сказке-притче важнейшей наградой становится перерождение, воскресение духовное, а кульминационным эпизодом - момент прощения героя матерью и отцом. Найдем этот момент в сказке со слов: «О, мать моя! Я отрекся от тебя в дни моей гордыни!» до слов «мама! Отец! Я прощен! Я счастлив!

Рассмотрим репродукцию известной картины Рембрандта (вспоминаем притчу о блудном сыне)

Герой совершает доброе дело и за это вознаграждается. К нему вернулась красота, и чем эта красота отличается от прежней?

В его глазах появилось что-то новое - мягкое, сердечное, страдания сделали его добрым, благородным, уважительным, скромным. Такая душа и сделала его красивым, настоящей яркой звездой.

Докажите, что герой стал вновь красив не только внешне, но и внутренне

· Он начал совершать красивые поступки;

· Стал милосерден;

· Бережно стал обращаться с животными и птицами.

Как вы относитесь к мальчику сейчас?

Теперь он нам нравится еще больше.

Я думаю, вы поняли, что истинная красота человека в душевном богатстве, что человек красив не внешними, а внутренними качествами. Доброта, сердечность, милосердие…эти качества и делают человека красивым.

А чему научила вас сказка?

Быть добрым, не стесняться своей матери, даже когда она состарится. Помогать тем, кто нуждается в вашей помощи. Не обижать птиц и зверей, ведь они тоже живые существа. Я думаю, что вы все сделали для себя выводы, какими должны быть настоящие истинно красивые люди. Я хотела бы, чтобы вы откликались на чужую боль, чтобы ваши сердца никогда не стали каменными.

В завершении урока я предлагаю послушать композицию Шуберта «Аве Мария»

Попросим ребят дома поразмышлять над тем, какие качества им бы хотелось преодолеть в себе, а какие – приобрести в результате работы над собой. Посоветуем прочитать другие сказки О. Уайльда из сборников «Счастливый принц» и «Гранатовый домик»

https://pandia.ru/text/79/095/images/image002_215.jpg" width="429" height="322 src=">

https://pandia.ru/text/79/095/images/image004_155.jpg" width="492" height="368 src=">

Самоанализ урока,

проведенного в рамках районного семинара учителей русского языка и литературы 14 октября 2008 года.

Тема урока : Сказка Оскара Уайльда « Мальчик – Звезда»

Эту сказку я выбрала после изучения темы «Литературные сказки», поскольку она поможет расширить представление школьников об этом жанре и вполне доступна для их понимания.

Тип урока : интегрированный (русская литература+ МХК + ИКТ)

Форма урока : урок – собеседование с использованием мультимедийной презентации

Задачи урока :

v показать внутренние перемены в человеке в результате работы над собой;

v осудить человеческую гордыню и надменность, жестокость;

v Выявить очищающую роль покаяния (искреннего сожаления о содеянном, стремления своими поступками загладить вину), прощения (умение забыть обиду), милосердия(готовность помочь), сострадания (умение сопереживать, сочувствовать);

v Подвести к пониманию того, что истинная красота человека в душевном богатстве, что человек красив не внешними, а внутренними качествами

Структура урока :

1. проверка выполнения домашнего задания, включая обсуждение рисунков учеников на разные темы из сказки; инсценирование главных эпизодов сказки (первая встреча мальчика с матерью, сцена прощания); краткий пересказ некоторых фрагментов сказки, легенды о Нарциссе, притчи о блудном сыне.

2. Проблемные вопросы по содержанию

3. Презентация слайдов. Оскар Уайльд. «Мальчик – Звезда»

4. Заключительная беседа. Что важнее, красота тела или красота души.

5. Подведение итогов.

Форма проверки домашнего задания – фронтальный и индивидуальный опрос, диалог, монолог. Проверялось, поняли ли они сюжет, смысл сказки. Дети были активны, отвечали грамотно. Индивидуальные речевые ошибки разбирались и тут же исправлялись более сильными учениками.

Главный акцент на уроке делался на факте, что человек красив не внешними, а внутренними качествами.

Учебный материал мотивировался тем, что сказка Оскара Уайльда обладает большим нравственным потенциалом и обращает учащихся к вечным ценностям. Материал излагался в форме презентации, закреплялся при помощи наводящих вопросов. Чтению отдельных фрагментов предшествовала словарная работа.

Сказка показывает, как вечны и едины нравственные законы, по которым живет человек, как связана литература и другие виды искусства у разных народов. Недаром в ткань урока органично вошли мифы Древней Греции и Библия, музыка Чайковского, Шуберта, Бетховена, картина Рембранта и рисунки самих ребят.

К концу урока пришли к выводу, что герой стал вновь красив не только внешне, но и внутренне.

Творчество Оскара Уайльда отличают две основные черты, по которым его сразу же можно узнать. Во-первых, глубина и настоящая философичность. В его произведениях всегда есть смысл, они очень серьезные и поднимают важные проблемы человеческого бытия.
Вторая черта – это библейская образность. Христианская тематика, символика и подтекст всегда сокрыты в творениях этого автора. И, конечно же, все это можно сказать и о грустной сказке «Мальчик-звезда», которая тоже принадлежит перу знаменитого автора.

Хоть более привычным переводом является именно «Мальчик-звезда», существует и еще один вариант – «Звездный мальчик». По сути, и тот, и тот довольно верны, но первый все же более точный. Он сразу вызывает ассоциации с чем-то небесным, с чем-то, пришедшим из неземных сфер. И это отражает сам смысл сказки, делает его более доступным для понимания (а Оскар Уайльд очень любил глубоко прятать самое важное, и поэтому в его произведениях очень много внимания нужно уделять именно мелочам и скрытым подтекстам).

Второй вариант перевода «Звездный мальчик» Уайльда более приземлен, он отсылает современного читателя к миру гламура и шоу-бизнеса, хотя на самом деле речь идет совершенно о других звездах. Именно поэтому привычное всем название «Мальчик-звезда» является более точным. Тем более что герой сего повествования действительно, пришел прямо с небес. Он в буквальном смысле этого слова упал с них, прочертив в выси дорогу, подобно летящему метеориту. И оказался на земле. Без матери, без имени, просто одинокий грудной младенец, надрывающийся криком среди темного ночного леса.

И, наверное, малыш бы там и погиб, будь он звездой, или простым человечком, но на его счастье неподалеку работала группа дровосеков, которые заметили падение и решили посмотреть, что же там. К своему удивлению, мужчины обнаружили ребенка, у которого на шее сверкало ожерелье из чистого натурального янтаря. Мальчик был укутан сверкающим плащом, расшитым звездами. Никто из дровосеков не решился взять такой подарок себе домой: и так семьи у каждого были большими. И только один сжалился и забрал малыша. Так мальчик-звезда стал расти в семье простых людей.

И все бы хорошо, он был и статным, и невероятно красивым, но его сердце представляло собой пустой кусок льда: ребенок мучил животных, а в общении был высокомерным и жестоким. Его никто не любил в деревне, однако местным парнишки поддерживали в начинаниях, и скорее всего, опасались. Однажды неподалеку от дома приемной семьи мальчика откуда-то появилась старая оборванная нищенка, очень грязного вида. Мальчик-звезда тут же закидал ее камнями, но оказалось, что это настоящая мать ребенка. Она сама сказала это, однако юноша не поверил, прогнав ее и заявив, что ему даже смотреть на нищенку противно. С этого момента все его друзья и близкие отвернулись от него, не пожелав больше общаться с таким чудовищем.

И удивительно, но и прекрасная внешность мальчика-звезды преобразилась, его внутренняя сущность вылезла наружу, превратив в мерзкого уродца. Только тогда понял парень свою ошибку, ушел из родных мест и стал скитаться по миру. Он всей душой жаждал отыскать свою мать и во что бы то ни стало добиться ее искреннего прощения. Казалось. Весь мир был против этого чудовища: звери, помня о мучениях, не помогали ему, а люди, едва завидев, обдавали презрением и ненавистью.

Однажды мальчик-звезда был схвачен стражниками, а потом продан злому старику, который сам издевался над юношей не хуже, чем ранее тот – над животными. Он практически не кормил мальчика-звезду, бил его и заставлял уходить в дремучий лес на поиски слитков золота. Это повторялось трижды, и все три раза мальчик отдавал найденное прокаженному у городских стен. Первые два раза, когда юноша приходил ни с чем, старик бил его до полусмерти, а на третий раз все обернулось чудесной сказкой. В городе мальчика-звезду встретили с почестями, а злобный старик и нищенка оказались не только его родителями, но и королем с королевой. Так, пройдя через череду несчастий, главный герой очистил свою душу и получил право на счастье.

Скрытый смысл произведения

На самом деле, если знать, что Оскар Уайльд – это писатель с глубоким религиозным уклоном, то его произведения станут очень понятными и практически кристально прозрачными. В сказочной повести «Мальчик-звезда» затрагиваются самые основы христианства: нужно быть сострадательным, чтобы иметь право называться человеком и получать любовь своих близких. Ничего не дается просто так, все необходимо заслужить. И всегда за преступлением обязательно последует наказание.

Герой тут предстает в трех разных ипостасях. Сначала он – самовлюбленный и жестокий, причем жестокий без особой причины, просто так. От скуки он выкалывает глаза кроту, от скуки он истязает домашних животных. Он мнит себя чуть ли не богом: прекрасным и всемогущим. Тем, кому позволено практически все и безнаказанно. Это чудовище в человечьем обличье. У него темная душа, но красивый внешний облик.

Преступление против собственных родителей, отречение от матери – это та самая последняя капля, которая переворачивает все с ног на голову. В один миг мерзкое чудовище вырывается наружу – и мальчик уже не прекрасен, он безобразен, подобно жабе. Однако и внутри него что-то переворачивается, и он понимает весь ужас своего прошлого существования. Теперь это светлая душа, жаждущая любви и прощения, но заключенная в уродливую оболочку. Ему необходимо доказать, что он теперь другой. Найти свою мать и вымолить у нее прощение.

Тема прощения раскаявшегося человека

И, наконец, пройдя череду сложнейших испытаний, испытав страдания и горе, очистив себя и свою душу, мальчик-звезда получает прощение, и теперь он обретает гармонию: юноша так же прекрасен снаружи, как и чист изнутри. Еще одно доказательство его преображения – это помощь зайцу, которого главный герой спас из капкана. Животное потом помогло своему спасителю, и это значит, что природа простила человека. А, значит, простил и Бог.

Тема вины и ее искупления – одна из центральных в библейском повествовании. Все христианство основано на простом постулате: простить можно даже самого последнего преступника, только если он истинно раскаялся. Но если человек постоянно грешит и нарушает заповеди, превозносит себя выше всех и считает, что ему позволено в этой жизни абсолютно все, он неизменно зайдет в тупик. И наказание неизменно настигнет, и придется платить за каждый свой поступок.

Оскар Уайльд – писатель, глубоко погруженный в христианскую среду, и в каждом его произведении можно найти эти мотивы. В «Мальчике-звезде» они лежат на поверхности: не греши – и все будет хорошо. А уж если грешен, то приготовься отвечать. Мальчик раскаялся, он не только словами, но и своими последними поступками доказал, насколько сильно изменился, и это ему дало возможность получить прощение и вновь обрести родную семью и заслуженное теперь уже счастье. Яркий образ внутреннего и внешнего уродства, несоответствие формы и содержания лишь усиливают все эти мысли, пропитывающие произведение, делают их более читаемыми и яркими. Человек не может быть счастлив, принося боль и страдание другим живым существам, будь то хоть люди, а хоть и бессловесные животные.

О прощении

Каждый достоин прощения, если он его заслужил. Бог может терпеть довольно долго. Однако когда Его терпение заканчивается, наступает черед расплачиваться.

Главный герой данного произведения принял эту истину, испытав ее в собственной жизни. Пройдя через ряд сложнейших испытаний, унизившись до предела, пережив лишений и издевательства, он тем самым очистился и получил возможность начать все заново. И поэтому сказка заканчивается светло и жизнерадостно: мальчик вырос, а потом стал самым справедливым и самым добрым королем во всем мире. Но ведь именно так и должны заканчиваться добрые и поучительные волшебные истории.

Истинная красота человека.

Урок внеклассного чтения по сказке О.Уайльда «Мальчик-звезда».

Цели:

Обучающие: знакомство учащихся со сказкой писателя; обучение навыкам анализа художественного произведения; раскрытие идейно-образного содержание сказки; поиски ответа на вопрос: в чём, по мысли автора, заключается подлинная красота человека; выявление нравственных уроков произведения.

Развивающие: развитие речевой деятельности, памяти; эмоционально-образного и аналитического мышления.

Воспитательные: привитие интереса к книге, чтению; осознание того, что истинная красота человека невозможна без доброты, любви к людям, без ответственности за свои поступки; создание условий для познания себя и своего характера.

Оборудование: презентация (портрет писателя, обложки его книг, иллюстрации к сказке Ники Гольц), вырезанные звёздочки.

Есть много людей с красивой внешностью,

которым, однако, нечем похвастаться внутри.

Джеймс Фенимор Купер.

Ход урока.

I . Организационный момент.

II . Выявление первичного восприятия сказки.

Понравилась ли вам сказка?

Что вам больше всего запомнилось?

Как вы думаете, почему Оскар Уайльд дал мальчику такое странное имя?

III . Актуализация знаний:

Как часто мы говорим: «Какой красивый человек!»

А что значит красивый ?

Словарная работа. Выяснение значений слова красивый .

Красивый 1) доставляющий удовольствие взору, слуху, приятный внешним видом, производящий приятное впечатление (например, «красивый цветок»);

2) полный внутреннего содержания, высоконравственный(например, «красивый поступок»);

3) привлекающий внимание, эффектный, но бессодержательный (например, «красивые слова»).

Цель урока.

Сказка Оскара Уайльда «Мальчик –звезда» необычна тем, что помогает решить сложный философский вопрос: в чём заключается подлинная красота человека, ответ на который мы и постараемся найти к концу нашего урока

I V . Организация деятельности учащихся по созданию «нового знания».

1. Работа с текстом произведения. (Краткий пересказ текста по иллюстрациям сказки Ники Гольц).

Чтобы проанализировать сказку, надо вспомнить её содержание.

При каких обстоятельствах мы впервые узнаём о Мальчике-звезде?

В какую семью попадает мальчик?

Каким вырос Мальчик- звезда?

Работа над понятием о литературном портрете.

Литературный портрет – словесное изображение внешности героя: его лица, фигуры, манеры держаться, говорить. В портрете отражается характер героя, внутренний мир, авторская оценка.

Какова внешность персонажа?

Мальчик красив; лицо белое; кудри, как лепестки нарцисса; губы, как лепестки алой розы; глаза, как фиалки; он строен; высок, как цветок.

Один из приёмов, которые использует автор, чтобы подчеркнуть красоту мальчика - сравнение с цветами.

Как вы думаете, почему?

Знакомство с легендами о происхождении нарцисса, розы и фиалки.

О происхождении цветка нарцисса существует древнегреческий миф.

У речного бога Кефисса и у нимфы Лириоэссы был сын, прекрасный юноша. Нарцисс вырос юношей необычайной красоты. Когда в него влюбилась нимфа Эхо, молодой человек отверг ее страсть. Нимфа от безнадежной страсти иссохла и превратилась в эхо, но перед смертью произнесла проклятие: «Пусть не ответит Нарциссу взаимностью тот, кого он полюбит». Увидев в воде собственное отражение, юноша влюбился в него. Терзаемый неутолимой страстью, он умер, а в память о нем остался красивый, благоухающий цветок, венчик которого так и клонится книзу, как бы желая еще раз полюбоваться собою в воде.

Одна греческая легенда рассказывает нам о том, как появилась роза - ее создала богиня Хлорис. Однажды богиня обнаружила мертвую нимфу - и решила попробовать оживить ее. Правда, оживить не удалось, и тогда Хлорис взяла у Афродиты привлекательности, у Диониса - пьянящего аромата, у граций - радость и яркий колер, у прочих божеств все остальное, что так притягивает нас в розах. Так появился самый прекрасный цветок, правящий среди всех остальных - роза. С давних времен и по сегодняшний день роза всегда считалась и остается непревзойденной царицей цветов, воплощением красоты и величия, символом совершенства.

По одной из древнегреческих легенд, фиалки уронила на землю дочь Зевса Персефона, когда ее похитил Плутон - владыка царства мертвых. Цветоводы, очарованные красотой цветка, отмечают его капризный нрав.

Почему именно с нарциссом, розой и фиалкой сравнивается внешность героя?

Нарцисс напоминает о самовлюблённости; роза о красоте, но колкой, непреступной; фиалка о капризности.

Красота - это сокровище. Но распорядиться ею, как и любым сокровищем, можно по- разному.

Что принесла красота Мальчику-звезде?

Как вы считаете, какой эпизод в сказке главный?

Каким вы представляете себе в этой ситуации Мальчика- звезду, красивым или некрасивым?

Назовите ситуации, в которых Мальчик - звезда был некрасивым :

презирал сверстников и помыкал ими: все они низкого происхождения в то время как он – знатного рода;

не испытывал сострадания к беднякам или слепым; швырял камнями в прокаженного;

совершал жестокие поступки:

он проткнул острой тростинкой подслеповатые глаза крота;

подрезал крылья коноплянке;

убил маму белочки;

издевался над всеми, кто был жалок и безобразен.

Работа над характеристикой персонажа.

Соответствует ли внешняя красота внутреннему миру мальчика?

Как вы понимаете слова маленькой дочки Лесоруба: «Это ещё не беда, что ты утратил свою красоту. Оставайся с нами, и я никогда не буду дразнить тебя».

Каково было решение Мальчика- звезды?

Странствия главного героя.

Как обращаются люди с Мальчиком-звездой во время его скитаний?

Почему Крот, Коноплянка и Белочка не помогают Мальчику-звезде?

Встреча с волшебником.

Начал ли меняться внутренний мир Мальчика-звезды?

Почему Мальчик-звезда, который обижал всех, спас зайчика?

Почему Мальчик-звезда отдал монеты прокажённому?

Мальчик сжалился над ним. Синонимами слова «жалость» будут являться «сострадание» и «сочувствие».

Когда к Мальчику-звезде вместе с внутренней красотой вернулась внешняя?

Как стал править и жить мальчик-звезда?

Мальчик-звезда стал править по совести, относясь ко всем ровно.

«И был он справедлив и милосерден ко всем».

Сформулируйте основную мысль сказки О. Уайльда.

Обратимся к эпиграфу - высказыванию американского писателя Джеймса Фенимора Купера: «Много есть людей с красивой внешностью, которым, однако, нечем похвастаться внутри».

Как вы его понимаете? Сравните вашу формулировку основной мысли сказки с этим высказыванием.

В чем они совпадают, чем отличаются?

Что такое подлинная красота человека?

Человек, конечно, может быть внешне очень красивым, но это не главное. Главное, каков его внутренний мир. Доброта, порядочность, вежливость, ум, милосердие – вот критерии истинной красоты.

Какие выводы вы сделали для себя на уроке?

Истинная красота невозможна без доброты, сострадания, любви к людям, без глубины внутреннего мира человека, без чувства ответственности за свои поступки.

Каждый из вас получил свой моральный урок из этой сказки. Какой?

Самое главное доброта, а не внешний вид.

Нельзя судить по внешности, надо судить по делам и поступкам.

Добро всегда побеждает зло.

Человек должен быть красив не только внешне, но и внутренне.

IV . Организация деятельности учащихся по применению «нового знания».

Учащиеся пишут выводы, продолжая предложенные учителем фразы.

Сказка О. Уайльда “Мальчик-звезда” - это сказка о

Но он прощает его, потому что …

V . Самопознание.

У каждого человека есть как положительные, так и отрицательные качества, но мы должны стремиться быть красивыми, развивая в себе положительные и избавляясь от отрицательных качеств.

Возьмите карандаш и подчеркните в предложенном вам списке, какие бы положительные качества вы хотели бы в себе развить и от каких отрицательных бы избавились.

Честность, аккуратность, доброта, лживость, ответственность, решительность, активность, жадность, уравновешенность, организованность, доброжелательность, злость, отзывчивость, трусость, равнодушие, справедливость, упрямство, дружелюбие, обидчивость, враждебность, грубость, вежливость.

А как можно избавиться от отрицательных качеств?

Любому отрицательному качеству мы можем противопоставить положительное. Подумайте, пожалуйста, какими хорошими качествами мы можем заменить:

Злость - Лень - Лживость -

Жадность - Трусость - Упрямство -

Равнодушие - Грубость - Враждебность -

Давайте, ребята, попробуем сформулировать так называемый кодекс красивого человека.

Красивый человек

добр по отношению к окружающим;

умеет радоваться радостям других людей;

уважителен по отношению к старшим;

любит людей, мир и все, что в нем;

ценит дружбу;

видит красоту природы;

сострадателен и милосерден, готов прийти на помощь;

способен поставить себя на место другого, понимая его чувства.

VI . Итог урока.

О чём заставила задуматься сказка?

От нашего поведения, наших поступков зависит отношение к нам людей, наше собственное настроение и настроение окружающих. Если мы будем добры, заботливы по отношению к другим людям, то и в ответ будем получать хорошее отношение. Над своей внутренней красотой нужно работать так же, как и над внешней.

Я думаю, что вы определили для себя, к чему вы хотите стремиться, какие качества в себе развивать, чтобы лучше общаться с окружающими людьми, помогать друг другу.

VII . Рефлексия. Есть такая примета, когда видишь падающую звезду, надо загадать желание, и оно обязательно исполнится. Возьмите свои звёздочки

и напишите на них своё желание.

VIII . Домашнее задание. Составить викторину по сказке О. Уайльда.

страница 1
Интегрированный урок литературы и самопознания.
Герасимова О.Ю.

Затобольская школа-гимназия

Костанайской области
Тема: О. Уайльд «Мальчик - звезда». Красота человека.

Цели: Продолжить изучение культурного и нравственного наследия английского писателя Оскара Уайльда, обучать навыкам анализа художественного произведения, способствовать осознанию и осмыслению идейного содержания сказки.

Развивать все виды речевой деятельности (говорение, слушание, чтение, письмо) через выборочное чтение, пересказ, инсценировку, ролевое чтение, участие в дискуссии, развивать эмоционально-образное и аналитическое мышление.

Воспитывать культуру речи, доброту, внимательное отношение к матери, уважительное отношение к чужому мнению, поощрять творчество. Подвести учащихся к пониманию того, что истинная красота невозможна без доброты, глубины внутреннего мира человека, без чувства ответственности за свои поступки.

Тип урока: урок закрепления и обобщения ЗУНов.

Вид урока: урок нравственности.

Оборудование: видеофрагменты фильма «Сказка о звёздном мальчике», презентация урока, литературные термины для словаря: пейзаж, портрет, характеристика героя, деформированный план сказки, реквизит для инсценировки, портреты, нарисованные детьми, звёздочки для диагностики, конфеты в золотой обёртке, сердечки из картона, клип «От сердца к сердцу» - мамы учеников и учителей.

План урока:

Введение и актуализация темы. Видеофрагмент.

Подготовительный этап.

Лексическая работа со словом «звезда». Группы.

Цели урока.

Смысловой и идейный анализ произведения. Проекты в группах.

Тема «Холод – мир зла»

Тема «Красивый человек»

Тема «Ледяное сердце»

Тест «Подарки от героев сказки»

Тема « Главное – понять другого»

Творческая работа «Желание»

«От сердца к сердцу» Клип.


Ход урока.

Введение в тему. Актуализация темы.

Видеофрагмент №1.

Подготовительный этап.

Лексическая работа.

О каком человеке без сердца идёт речь?

Как вы думаете, почему Оскар Уайльд дал мальчику такое странное имя?

(Знаменитость, небесное светило, украшение, ориентир)

Цель урока.

Определить значение имени мальчика по ходу сказки.

Проверка знаний содержания произведения. План.

Чтобы проанализировать сказку, надо вспомнить её содержание. Я предлагаю вам расставить части деформированного плана по порядку (в группах)

План.

Появление Дитя-звезды.

Бессердечное отношение Мальчика-звезды ко всем окружающим.

Встреча с нищенкой-матерью.

Наказание за жестокость и эгоизм.

В поисках матери.

Уроки милосердия и доброты.

В плену у волшебника.

Вознаграждение.

Смысловой и идейный анализ произведения. Презентация работы в группах.

Каждая группа выбрала себе тему для анализа и использовала всевозможные приёмы и способы для объяснения, режиссёры – постановщики составили план выступления и подготовили группу, как у них это получилось, посмотрим.

Группа. Тема «Холод – мир зла»

Вот такой мы увидели природу во время появления на земле Мальчика – звезды - рисунок. Автор использует пейзаж для описания природы. Пейзаж чтение отрывка . Природа предупреждала о появлении зла – человека с ледяным сердцем – лесоруб не хотел взять мальчика, жена не хотела приютить младенца, сам мальчик - это зло.

Инсценировка.


- Наконец –то. Я так волновалась. На дворе лютый холод.

Лесоруб:


- Я нашёл кое – что в лесу и принёс тебе, чтобы ты позаботилась о нём.
- Что же это такое? Покажи скорее, ведь у нас в доме пусто и мы во многом нуждаемся.

Господи, разве у нас нет своих детей? Что это тебе понадобилось брать к нашему очагу подкидыша? А вдруг он принесёт нам несчастье? И как за ним ухаживать?

Да, ты, послушай. Это Дитя – звезда.

Наши дети сидят без хлеба, а мы будем кормить чужого ребёнка? А кто позаботится о нас? Кто даст нам пищу?

Лесоруб:

Но ведь господь заботится даже о воробьях и даёт им пищу.

Да, но мало ли их погибает зимой от голода? Затвори двери! Смотри, какой студёный ветер, я замёрзла.

Лесоруб:

В доме, где живут люди с каменными сердцами, всегда будет стужа.

(Взяла ребёнка из рук мужа, поцеловала его и наклонила голову к мужу, Лесоруб обнял жену)

Вывод. Мы считаем, что основная мысль всей сказки находится именно в начале сказки: «В доме, в классе, в посёлке или в стране, где живут люди с каменными сердцами, всегда будет стужа - зло».

Группа. Тема «Красивый человек»

Предлагаем вам портрет Мальчика – звезды. Чтение отрывка произведения. Автор использует сравнения….., эпитеты……, метафоры – глаза, отражённые в воде. Мальчик-звезда. сравнивается с цветами: роза – красивая, но с острыми шипами, нарцисс – гордый себялюбивый, фиалка – капризная. Характеристика героя – Он рос вместе с детьми Лесоруба, ел с ними за одним столом, играл. Его ничем не отличали от других, принимали как родного. Уважительно к нему относились. Но он рос себялюбивым, гордым, жестоким. Он был околдован своей красотой, ничего не замечал вокруг. Посмотрите фрагмент фильма.

Вот такой мы увидели мать мальчика – портрет . Чтение отрывка с. 90 Давайте посмотрим, какая она. Видеофрагмент.

Она уставшая, измученная, 10 лет ищет сына. Она по-настоящему красивый человек, сильная, смелая, она очень любит своего сына, даже такого жестокого.

Вывод: Зло и жестокость разрушают красоту, и она перестаёт быть красотой. И нам Мальчик-звезда совсем не кажется красивым, а наоборот.

Группа. Тема «Ледяное сердце»

Чтение выборочное по ролям с. 91 – 92

Мы выбрали тему «Ледяное сердце», потому что хотели выяснить, что означает это выражение. Предлагаем вам посмотреть фрагмент из фильма.

Вывод: только человек с ледяным сердцем мог отказаться от своей мамы. Он считал себя сыном звезды и не хотел быть сыном нищенки.

Тест «Подарки от героев»

Ребята, вы замечательно поработали сегодня, и герои сказки вам приготовили подарки. Возьмите, какие вам понравятся. (Конфетки в золотой яркой обёртке у Мальчика – звезды, сердечки из картона у Матери).

Ребята, ведь вы так жалели мать Звезды, сочувствовали ей, прониклись к ней симпатией, а почему же решили взять конфеты у жестокого Мальчика – звезды?

Для вас золотая обёртка конфетки ценнее, чем простое сердечко, сделанное с любовью своими руками?

Да, дети, искушение велико. Говорить красиво о любви легко, а поступать так всегда, т.е. любить – трудно. Этому надо учиться всю жизнь.

Кто хочет, может вернуть конфетку.
Группа. Тема « Главное – понять другого»

Чтение отрывка с. 93

Мы назвали свой проект « Главное – понять другого», потому что хотели выяснить, почему Мальчик-звезда так изменился и почему.

Краткий пересказ испытаний.

Вывод: именно когда Мальчик-звезда попал в беду, он понял несчастье других. Он понял, что должен сам исправить свои ошибки. Ему пришлось выдержать много испытаний, но он не струсил. Мальчик-звезда был жесток, он ошибался, но всё, что произошло с ним научило его любить. Только любовь может превратить кусочек льда в горячее человеческое сердце.

Диагностика сформированности нравственных ценностей учащихся.

Творческая работа «Желание»

Есть такая примета, когда видишь падающую звезду, надо загадать желание и оно обязательно исполнится. Возьмите в ладошки свои звёздочки и послушайте стихотворение Александра Дольского:

Мне звезда упала на ладошку.

Я спросил её: «Откуда ты?»

«Дайте, я передохну немножко,

Словно колокольчик прозвенел:

«Не смотрите, что невелика я,

Может быть великим мой удел.

Вам необходимо только вспомнить,

Что для вас всего важней на свете.

Я могу желание исполнить,

Путь неблизкий завершая этим».

Знаю я, что мне необходимо,

Мне не надо долго вспоминать.

Я хочу любить и быть любимым,

Я хочу чтоб …

Напишите продолжение строчки – своё пожелание на звёздочке.

Кто хочет озвучить своё пожелание?

Кому из героев вы хотели бы подарить свои звёздочки – пожелания? Давайте для мамы из звёздочек сделаем звёздный путь, путь любви и надежды.(Приклеиваем звездочки вокруг портрета матери в форме сердца).

«От сердца к сердцу»

А сейчас для наших мам, от всего сердца, споём песню. Всем, всем мамам, которых мы очень любим, которых мы нечаянно обидели, тем, кто сейчас так нуждается в нашей любви и внимании, и тем, кому мы так и не успели сказать самые главные слова.

Итог урока. Модель «человека – звезды».

Мы проследили, как на протяжении всей сказки меняется значение имени мальчика. В конце сказки он становится звездой в лучшем смысле этого слова. Красота лица стала красотой его души. И наше сердце помогло нам понять эту истину. Давайте уберём лишние слова у этой модели «человека – звезды».

Какого человека мы считаем по-настоящему красивым? (добрый, милосердный, который умеет сострадать и любить)

Дорогие мои ребята, вы такие замечательные умные и красивые, я очень хочу, чтобы ваша красота приносила миру только свет и тепло.

страница 1