Царское воплощение бога вишну в облике героев. Вишну в культуре

Планеты и их соответствие 10 аватарам Вишну

Господь Вишну, движимый состраданием, добровольно принимает рождения на Земле в виде разнообразных божеств, каждое из которых имеет свою миссию. Эти божества управляют девятью планетами, и, поклоняясь им, мы можем умилостивить и гармонизировать влияние соответствующих планет на нашу жизнь.

Рама - Солнце

Господь Рама - идеальный человек, идеальный царь дхармы, идеальный муж. Имя Рамы известно как «тарака-мантра» - мантра, переносящая через океан перевоплощений. Поклонение Раме и чтение мантр, содержащих Его имя, помогает солнечной энергии, правде, справедливости и состраданию возрасти в нашей жизни.

Мантра Солнца: Ом намо бхагаватэ Рамачандрайя.

Кришна - Луна

Кришна, пожалуй, самый известный аватар. Это и есть сам Господь! Луна, как и Кришна, представляет красоту, преданность, наслаждение, любовь, молоко… Поклонение Кришне и практика бхакти являются мощнейшими методами для усиления и гармонизации лунной энергии.

Мантра Луны: Ом намо бхагаватэ Васудевайя.

Нрисимха - Марс

Господь Нрисимха олицетворяет доблесть, а также божественный гнев, способный уничтожать врагов и любое зло. Мантра Нрисимхи помогает усиливать и гармонизировать энергию Марса в гороскопе.

Мантра Марса: Ом намо бхагаватэ Нарасимхадэвайя.

Будда - Меркурий

Будда - символ разума, ума и различения. Почитание Будды улучшает качества Меркурия в гороскопе, даёт систематизированное и упорядоченное мышление, наделяет логикой, вниманием к деталям, благоразумием.

Мантра Меркурия: Ом намо бхагаватэ Буддхадевайя.

Вамана - Юпитер

Вамана сначала был карликом, а потом превратился в великана, который тремя шагами измерил всю вселенную. Качества расширения характерны и для Юпитера. Так, Вамана символизирует мудрость и одновременно оптимизм. Почитание Ваманы и повторение его мантры даёт финансовое благополучие, процветание, приносит удачу в жизни, развивает уверенность в себе, даёт возможности и силы для духовного продвижения.

Мантра Юпитера: Ом намо бхагаватэ Ваманадэвайя.

Парашурама - Венера

Парашурама является одновременно воином и брамином, который разрушает наше невежество. Почитание Господа Парашурамы помогает в усилении и гармонизации венерианской энергии, в развитии дисциплины, чувства вкуса, даёт материальные блага, комфорт и благополучие, а также помогает избавиться от привязанности к чувственным наслаждениям.

Мантра Венеры: Ом намо бхагаватэ Парашурамайя.

Курма - Сатурн

Несмотря на свою порой жестокую природу, Сатурн может стать величайшей опорой в нашей жизни. Так же как и Курма, великая черепаха, которая держит вселенную на своей спине. Почитание Курмы дарует нам мощь и поддержку сил природы, развивает силу воли и терпение, развивает организаторские и исполнительные качества, смягчает несчастья.

Мантра Сатурна: Ом намо бхагаватэ Курмадэвайя.

Вараха - Раху

Вепрь Вараха спасает Землю и вытаскивает её со дна вселенского океана. Почитание Варахи и, соответственно, Раху помогает нам выбраться из океана невежества и иллюзии.

Мантра Раху: Ом намо бхагаватэ Варахадэвайя.

Матсья - Кету

Воплощение Господа в виде рыбы соответствует планете Кету. В виде Матсьи Вишну спас от потопа Ману, прародителя человечества, с которого на Земле начался новый цикл творения. Поклонение Матсье дарует творческое вдохновение, помогает преодолеть негативную карму, смягчает несчастья и даёт силы для продвижения на духовном пути.

Мантра Кету: Ом намо бхагаватэ Матсьядэвайа.

Калки - Наваграха

Господь Калки, который придёт в конце века олицетворяет все девять планет. Поклонение ему равноценно поклонению всем девяти планетам вместе взятым и помогает внутренней трансформации, росту и развитию.

Наваграха мантра: Ом намо бхагаватэ Калкидэвайа.

Индуизм – древняя религия, ведущая за собой огромное количество людей. Она считается третьей по популярности на планете и следует за православием и исламом. Индуизм представляет собой компиляцию философии, традиций, знаний и древних обрядов. Эта религия выделяет несколько направлений, среди которых – вайшнаизм, или вишнуизм. Культ бога Вишну и его воплощений считается главной целью вишнуизма.

История происхождения

Вишнуисты считаются монотеистами. Большинство приверженцев этого религиозного направления живут в Индии. Статистика показывает, что Вишну и его аватарам поклоняется порядка 200 миллионов человек. Маха Вишну стал первым воплощением божества.

Вишну – представитель священной троицы, в которую также входят и . По легенде, он появляется на Земле для восстановления баланса между добром и злом. Появления бога каждый раз влекут за собой смену облика – аватара. Индуистские священные книги неоднократно упоминают Вишну, характеризуя его как обличителя справедливости. Мифы повествуют, что Вишну посещал мир девять раз, и десятое пришествие произойдет незадолго до конца света.


Иконография рисует божество в образе человека. Цвет кожи – синий, а тело имеет не две, а четыре руки, символизирующие физические и духовные ресурсы человека. По этой логике поступки человека отражают его внутренний мир и душу. Ум, эго, сознание и интеллект сочетаются в этих символах.

Большинство изображений описывает Вишну в дуэте с супругой . Пара сидит на цветке лотоса. Вишну также рисуют летящим на орле по имени Гаруда. Голову божества зачастую украшает корона, подтверждающая его статус. Меняя внешний облик, Вишну добивается цели и несет в мир любовь и добро. В руках обычно раковина, диск, лотос, булава или чакра. Каждый элемент символизирует что-то. Так, лотос олицетворяет свободу и чистоту, диск – ум и мудрость, булава – силу, а раковина – первозданность.

История персонажа


В соответствии с мифологией, Земля исчерпала свои ресурсы из-за грешников, которые переполняли ее, и обратилась за помощью к Брахме. Тот посоветовался с Вишну, и на Землю прибыл его аватар, призванный восстановить гармонию. Посланник попал в царское семейство, отец которого был непорядочным человеком. Он убивал детей сестры, боясь погибнуть от рук племянников, как это предвещало предсказание. Кришну отдали на воспитание пастухам. Мудрый малыш приносил счастье всем окружающим, жил как простолюдин и не боялся животных.

Вернувшись в царские палаты в юношеские годы, Кришна победил тирана-дядю. На трон благодаря ему взошел Уграсен, а семьи Каурава и Пандава получили власть. Одни стали управлять армией, а вторые – воплощали заповеди Кришны. Сам Кришна стал возчиком Уграсена и Арджуны. В день важной битвы Кришна спас главнокомандующего, произнеся для него воодушевляющую речь, наставив на успешное сражение.


Смерть настигла Кришну от рук охотника, принявшего его за дикое животное. Аватар Вишну погиб. Учение Кришны позволяет отыскать поддержку и душевное спокойствие, найти путь к бессмертию души и познать самого себя.

Мифы и легенды


Вишну считается божеством, Всевышним. Его описывают в легендах как Сверхдушу и Верховного Бога. Он мудро трактует прошлое и предвкушает будущее, способен воссоединить и разрушить все мироздание, управляет жизнью во Вселенной и является оплотом жизни и духовности. Вишну Пурана описывает голубой цвет кожи Вишну, напоминая, что это цвет облаков. Неслучайно ездовую птицу Вишну зовут Гаруда. Это имя переводится как «солнце».

Вишну способен одновременно перевоплотиться в нескольких аватаров и этим доказывает свою универсальность. Матсья – это рыба, в которую Вишну превратился во время всемирного потопа. Курма – черепаха, панцирь которой стал основой для горы Манадры. Васаха – вепрь, в облике которого бог убил Хираньякшу-демона и вернул землю из глубин. Нарасинха – человек-лев, загрызший демона, который стал властителем на земле и небе. Вамана – карлик, появившийся перед властителем мира Бали. Парашурама – облик Рамы с топором, в который воплотился Вишну, убивая воинов кшатриев.


Самыми известными образами Вишну стали Рама, Кришна и Будда.

Рама – принц и воин, идеальный правитель. Кришна – ребенок, посланный в царскую семью и ставший наставником. Будда – воплощение религиозного учения. Каждый конкретный аватар имеет законченную биографию и историю, которую наизусть знают все индуисты.

Вишну в культуре


Приверженцы индуизма и вишнуизма создают храмы и украшают их статуями, изображающими кумиров. Ашрамы легко найти даже в небольших поселениях. Это обычные дома, украшенные фото и картинами с изображениями гуру и Вишну. Здесь проводят занятия духовными практиками и устраивают жертвоприношения, изучают философию и ищут себя. Такие места находятся под охраной Кришны, поэтому их название переводится как «защита». В них можно искать свою сущность и гармонию с внутренним «я». Обычно ашрамы украшают статуи, посвященные женам Вишну: и Лакшми.

Даже те, кто не причастен к вишнуизму, знают самую знаменитую мантру «Харе Кришна», воспевающую божество. Написанная на санскрите, она состоит всего из 16 слов, и все они представляют собой имена бога. Созданная в 16 веке, эта мантра прославляет Вишну в облике героев и считается популярной благодаря распространению кришнаитами. Они верят, что регулярные песнопения очищают, делают карму светлой.


Бхагавад-Гита – священное писание, читаемое приверженцами вишнуизма. В нем описаны черты индийской философии. Интересующиеся ею люди узнают популярные многовековые традиции, присущие религиозным верованиям Востока. Вишну часто путают с , сыном . Бог в образе слона тоже располагает несколькими руками и изображается с телом человека с синей кожей.


​Вишну - второе божество Индуистской Триады. Он представляет саттвагуну и центростремительную силу; в его задачи входит поддерживать, оберегать созданную вселенную и покровительствовать ей.

Вишну означает «всепроникающий», «всеобъемлющий». Он соединяет в себе трансцендентальную и имманентную реальность вселенной; он - внутренняя причина, в силу которой все существует.

Еще одно очень распространенное и популярное имя Вишну - Нараяна. Имеет несколько значений:

а) обитающий в водах причинности;
б) тот, в котором пребывают все человеческие существа;
в) пребывающий в человеческих сердцах;
г) конечная цель всех людей.

Первое толкование имени стало толчком для появления следующего популярного и распространенного описания Нараяны:

После разрушения мира в конце предыдущего цикла и перед сотворением нового Нараяна, Верховный Бог, засыпает на своем ложе, устроенном на исполинском змее Шеша (его еще называют Ананта), который плывет по водам молочного океана Кширасамудра. Нога Нарайаны покоится на коленях его супруги Лакшми; она нежно прижимает ее к себе. Когда он видит во сне следующий цикл творения, из его пупка вырастает лотос с сидящим на нем богом Брахмой. После пробуждения Нараяна велит Брахме приступать к акту творения. Это аллегорический образ. Океан служит символом вод причинности, из которых возникает все живое, - идея, присутствующая во многих других религиях. Кширасамудра, молочный океан, обозначает здесь самую чистую форму пракрити, т.е. материи в ее недифференцированном состоянии; белый цвет подчеркивает эту чистоту. Среди эквивалентов слова apas (вода) есть и слово amrta (амрита, нектар, также означает «блаженство»). Поэтому можно сказать, что Господь Нараяна плывет по океану блаженства (как это и должно быть). По преданию, тысячеголовый змей Шеша, или Ананта, поддерживает миры на своих капюшонах. Ананта, чье имя переводится как «бесконечный», «беспредельный», по сути символизирует космическое бесконечное, беспредельное время. Сотворенные миры возникают и существуют во времени.

Значение тысячи капюшонов, на которых стоят миры. Тысяча означает бесконечность деления времени. Эту же картину можно истолковать и в таком контексте, что змей является символом космического пространства, в котором все существует.

Не менее важно и значение имени Шеша. Его смысл - «остаток», «то, что остается в конце». Поскольку невозможно творить из ничего, приходится согласиться с тем, что от предыдущего цикла остается «что-то» (Шеша), что становится семенем для последующего. Таким образом, Шеша символизирует совокупность джива, индивидуальных душ в тонком виде, которые остались после предыдущего цикла и нуждаются в возрождении. Змей также может означать желание (кама), которое всегда остается даже после того, как желаемое достигнуто и получено удовольствие. Так бывает, пока не наступит мокша, окончательное освобождение. В космическом плане змей может символизировать желание Господа после отдыха приступить к следующему циклу творения.

Вишну зачастую изображают в виде Ниламегхасьямы (Nilameghasyama), темно-синего, как грозовая туча, цвета. Поскольку бесконечная пустота кажется темно-синей, Вишну, символ всепронизывающей космической силы, окрашен в синий цвет.

Наиюолее часто Вишну изображают с одним лицом; в четырех руках он держит раковину (sankha), диск (cakra), булаву (gada), лотос (padma) ; на нем ожерелье со знаменитой драгоценностью Кауштубха; на левую грудь свисает локон волос Шриватса. Кроме того, он носит венок из драгоценностей или благоухающих цветов, имя которому - Вайджаянти.

Четыре руки означают четыре стороны света, иными словами - безраздельную божественную власть над всеми направлениями. Раковина - символ пяти стихий (земли, воды и т.д.), диск - космического сознания, булава - космического разума и лотос- символ мира в его развитии. Подобно лотосу, что рождается из воды и постепенно раскрывается во всем блеске, этот мир также возникает из вод причинности и шаг за шагом движется к своему величию и славе. Вот почему лотос символизирует уже развившийся мир. Наш мир мог появиться только путем сочетания пяти стихий, сознания и разума. Вся же символическая картина в целом означает, что Господь Вишну - творец и повелитель этого мира. Шриватса, локон волос, символизирует все естественные радости. Драгоценность Кауштубха, лежащая поверх локона, символизирует того, кто получает радость. Этот двойственный мир, состоящий из наслаждающегося и предмета наслаждения, подобен божественному украшению. Венок Вайджаянти означает тонкие стихии (bhutatanmatras).

Иногда к арсеналу Бога Вишну добавляется еще два вида оружия: меч Нандака, символ мудрости, и лук Шарнига, символ чувства юмора.

Аватары (воплощения) Вишну

С целью спасти человечество от угрожающих ему смертельных опасностей - демоническое воздействие и преступные действия людей - сохранить общественный и нравственный порядок, Бог Вишну, на которого возложена задача поддерживать этот мир, нередко принимает телесный облик.

Хотя обычно считается, что таких воплощений было 10, на самом деле они неисчислимы. Они могут произойти в любое время, в любом месте. Повсюду, где дхарма приходит в упадок и процветает адхарма, Вишну воплощается, чтобы восстановить равновесие в мире.

Матсья (первая аватара)

Во время всемирного потопа Кришна принял облик Матсьи — рыбы, и спас от гибели Ману, который стал прародителем человечества, семерых великих мудрецов-риши и священные тексты Вед. Почитание Кришны в образе рыбы не получило широкого распостранения.

Курма (вторая аватара)

Во второй раз Бог сошел на землю в облике Курмы — черепахи. Во время потопа были утеряны многие сокровища, в том числе и напиток бессмертия — амрита. Он был нужен полубогам, чтобы сохранять вечную молодость. Опечалились полубоги, лишенные амриты, и Кришна решил им помочь. Он превратился в исполинскую черепаху и погрузился на дно космического океана. Полубоги водрузили ему на спину гору и обернули вокруг неё, как веревку, змея Васуки. По указанию Кришны полубоги вместе с асурами (демонами) бросили в океан разные виды лечебных трав и, взяв Васуки за голову и хвост, стали пахтать (т.е. взбалтывать) океан. Кришна-черепаха поддерживал гору, чтобы она не провалилась в болотистое дно океана. Так полубоги и асуры пахтали океан 100 лет, пока из него не начали разные диковины: богиня Шри с сияющим, словно солнце, глазами, белый слон и многое другое. Наконец появился и долгожданный напиток бессмерития в белом сосуде. Полубоги и демоны бросились к нему, каждый старался первым схватить сосуд. Демоны успели раньше, но между ними началась ссора: каждому хотелось первым отведать волшебный напиток. И тогда опять на помощь полубогам пришел Кришна. Он принял облик пленительной небесной красавицы Мохини. Очарованные ею, демоны забыли и о своей борьбе и о напитке. А Мохини, улыбнувшись, взяла чашу, усадила отдельно полубогов и демонов и дала напиток полубогам. Когда подошла очередь демонов, красавица исчезла. Обманутые демоны со страшным криком бросились на полубогов. Завязался бой, но полубоги, укрепленные напитком бессмертия, конечно, одержали победу.

Вараха (третья аватара)

В третий раз Вишну пришлось спуститься на землю в облике вепря для борьбы с демоном Хираньякша. Демон добился того, что его не мог одолеть ни полубог, ни человек, ни зверь. Но, перечисляя животных в заклинании, он забыл упомянуть вепря. Обретя силу, Хираньякша стал похваляться ею и притеснять полубогов и людей. В самохвальстве он дошел до того, что столкнул землю в глубины Мирового океана. Тогда гигантский вепрь-Вишну разодрал страшными клыками брюхо заносчивому демону, поднял одним клыком землю и водрузил её на место.

Вишну-вепря и сегодня почитают в некоторых районах Индии.

Нарасимха (четвёртая аватара)

И в четвёртый раз Вишну снова пришлось иметь дело с демоном, на этот раз с Хираньякашипу, братом Хираньякши. Демон добился у Брахмы обещания, что никто не сможет его победить: ни Бог, ни человек, ни зверь, что его нельзя будет убить ни днём, ни ночью, ни в доме, ни снаружи. Обеспечив себе таким образом полную безопасность, Хираньякашипу стал преследовать полубогов и людей, заставляя почитать в своём царстве лишь одного себя. Не ушёл от преследования даже его собственный сын Прахлада — верный почитатель Вишну. Спасаясь от разъяренного царя, воззвал Прахлада к возлюбленному божеству. И вот на закате (т. е. ни днём и ни ночью) из колонны на пороге дома (т. е. не в доме и не вне его) вышло невиданное существо — Нарасимха, получеловек-полулев, и разорвало надменного демона-царя. Так Вишну освободил своего преданного и подтвердил собственное величие…

Вамана (пятая аватара)

В пятый раз Вишну родился в облике карлика Ваманы. Это случилось, когда власть над миром захватил демон Бали. С помощью аскетичных подвигов он добился невиданного могущества и получил власть над трилокой (тремя мирами: небом, землёй и подземным миром) и полубогами. Полубоги взмолились и обратились к Вишну за помощью. Вишну-Вамана отправился к Бали за милостыней. Чего только не предлагал ему демон! И золото и серебро, и коней быстрых, и слонов могучих, и украшения драгоценные. Но от всего отказывался Вамана и только попросил немного земли: столько, сколько он может отмерить тремя шагами. Согласился Бали, а Вамана начал расти на глазах и стал огромным великаном. Сделал он первый шаг, сделал второй — и покрыл ими землю, небо и пространство между ними. От третьего шага Вамана воздержался: стало ему жалко демона Бали, и оставил он ему подземный мир — паталу, разрешив раз в год посещать потерянное царство.

В южноиндийском штате Керала в честь этого события ежегодно совершается праздник Онам. Десять дней все веселятся, чтобы бывший царь видел своих подданных счастливыми.

Парашурама (шестая аватара)

В шестой раз Вишну принял облик человека по имени Парашурама (Рама с топором). Он был сыном брахмана-сподвижника Джамадагни и царевны Ренуки, с детства отличался воинственностью и никогда не расставался с боевым топором. По приказу своего отца и духовного наставника он без колебаний обезглавил собственную мать, заподозренную в греховных помыслах. Но главным деянием Вишну в облике Парашурамы было убийство тысячерукого царя Картавирьи, который захватил власть над всем миром и жестоко притеснял брахманов. Сыновья Картавирьи убили Джамадагни и Парашурама, мстя за смерть отца, трижды семь раз истреблял всех мужчин их рода и наполнил кровью пять озер на Курукшетре…

Рама (седьмая аватара)

Это одна из наиболее популярных инкарнаций Вишну. Рама, сын Дашаратхи, царь Айодхьи, герой великого Индийского эпоса Рамаяны. Рама — совершенный царь, любящий супруг и храбрый воитель. Рамаяна описывает сказание об этом бесподобном принце и его прекрасной и добродетельной жене Сите.

Вместе с братом Лакшманом и женой Ситой он вёл отшельническую жизнь в лесу, где уничтожил многих демонов, нарушавших покой подвижников и местных жителей. Демон Равана, царь Ланки, решил отомстить за павших родичей и похитил Ситу. Долго искал Рама жену, бродя вместе с братом по свету. Наконец нашёл её во дворце Раваны. После долгой и кровопролитной битвы Рама победил Равану и освободил Ситу.

Кришна (восьмая аватара)

Восьмая аватара Вишну — прекрасный и вечно юный Кришна, защитник Земли и борец с человеческой несправедливостью.

Когда-то в царстве Матхуре правил неправедный царь Канса. Чтобы избавить от него мир, Кришна решил воплотиться в одном из сыновей его двоюродной сестры Деваки, но Канса узнал об этом от предсказателей и убивал всех ее сыновей. Поэтому Кришна еще младенцем был тайно переправлен на другой берег реки Ямуны и воспитывался в семье простых пастухов. Он был восхитительным ребенком с кожей цвета грозовой тучи. Своей красотой и игрой на флейте Он очаровывал всех жителей деревни.

Детство Кришны, его шалости (похищение масла у Яшоды, одежд у купающихся пастушек и др.) и подвиги (убийства демонов, которых подсылает Канса, поглощение пламени лесного пожара и спасение от него коров и пастухов, победа над повелителем змей Калией; поднятие над головой горы Говардхана, чтобы прикрыть от дождя пастухов, пастушек и их скот, и др.) — излюбленные темы индийской поэзии. Ещё более популярная тема — любовь пастушек к юному Кришне. Заслышав свирель Кришны, пастушки, бросая мужей и домашние дела, бегут к нему и танцуют с ним в экстазе на берегу Ямуны. Пастушки и их влечение к Кришне трактуются как символ человеческих душ, устремлённых к слиянию с Богом. Но Бог неуловим и недостижим: в конце концов, Кришна покидает пастушек, чтобы выполнить свой долг — убить Кансу. Убийством тирана завершается юность Кришны. Из пастушка Он превращается в воина и политика: восстанавливает справедливую власть в Матхуре в защищает город от демонов, мстящих за Кансу. При этом Кришна переводит всех жителей Матхуры — ядавов в Двараку, новый город, который по Его приказу строится за одну ночь. Совершая дальнейшие подвиги, Кришна обретает сначала восьмерых жён (первая из них Рукмини), а затем ещё 16100 жён. Обладая чудесной способностью пребывать одновременно со всеми жёнами, Кришна производит многочисленное потомство. После битвы на Курукшетре, которая завершает круг земных дел Кришны-Вишну, Кришна, решив вернуться в божественные сферы, сначала уничтожает весь город ядавов, а затем и сам погибает от стрелы охотника, принявшего его за оленя.

Будда (девятая аватара)

Девятой аватарой Вишну стал Будда — лила-аватара Господа Кришны, явившийся в начале Кали-юги;

Калки (десятая аватара)

Последняя, десятая аватара Вишну — Калки (Всадник на Белом Коне) — относится к будущему. Его приход только ожидается. Это случится в конце нашей мрачной эры, когда возобладают негодяи и в сердцах людей угнездится безверие. Тогда и явится Вишну в образе царя на белом коне, и на земле установится золотой век.

Чатурвьюги

Религия Бхагаваты-Панчаратры с ее культом Вишну-Нараяны-Кришны выдвигает теорию о том, что у Верховного Бога Вишну есть 4 формы проявления:

а) Пара, или Верховный;
б) Вьюга, или эманация;
в) Вибхава (Vibhava), или воплощение;
г) Арка (Arka), или образ.

Пара - Верховный Бог во славе. Вибхава представляет воплощения, уже известные миру. Арка - нисхождение Бога в изображение, которое торжественно устанавливают в храмах для почитания.

Число Вьюг (эманаций) - 4; отсюда их название чатурвьюги, или чатурмурти. Их имена: Васудева, Шанкаршана, Прадьюмна и Анируддха (Vasudeva, Sankarsana, Pradyumna, Aniruddha). Согласно вишнуитской мифологии, Шри Кришна - это Васудева, а его брат Баларама - Шанкаршана. Прадьюмна и Анируддха - соответственно сын и внук Кришны. Исторически могло быть, что героев - Ядавов с течением времени начали обожествлять под видом Вьюг. Здесь Васудева символизирует читту (сознание), Шанкаршана - аханкару (самость), Прадьюмна - буддхи (интеллект), а Анируддха - манас (разум). Они символизируют космическую психологическую эволюцию.

Впоследствии количество Вьюг возросло до 24. С точки зрения иконографии все их изображения одинаковы, за исключением расположения четырех эмблем: раковины, диска, булавы и лотоса. Теология Панчаратры добавляет еще одну форму проявления - Антарьямин (Antaryamin, обитающий внутри) - которую невозможно представить иконографически.

Малые воплощения

Индуистская мифология содержит множество преданий об аватарах бога Вишну, которые могут быть пурнаватарами (полными проявлениями), как Шри Кришна, амшаватарами (amsavataras, частичными проявлениями), как Капила, или авешаватарами (теми, кто на время преисполняется божественной силой), как Парашурама. Вот некоторые из них.

Даттатрейя

Он сын великого мудреца Атри и его супруги Анашуи, олицетворение чистоты в индуистской мифологии. Он изобрел магические обряды и создал растение сому. Он был учителем неарийских народов. Общаясь с людьми низкого происхождения и предаваясь наслаждениям, он сделался нечистым. Однако учение и просветление настолько очистило его, что отныне ничто не может его запятнать. Как воплощение Триады, Даттатрейя изображается с тремя головами, четырехруким; его сопровождают четыре разномастных пса, символизирующих Веды.

Концепция Даттатрейи - своеобразная попытка примирить между собой культы Брахмы, Вишну и Шивы. Кроме того, с помощью этой концепции в индуизм органически вошли неведические культы.

Дханвантари

Дханвантари поднялся из пучины, когда пахтали океан, держа в руке чашу с амброзией (amrta-kalasa). Он основал медицинскую науку. Возродившись в облике царя Каши, он принес искусство врачевания на землю. В Ведах также упоминается Дханвантари, бог целебных трав и врачевания. Его изображают с красивой внешностью; сидит он с чашей амброзии в руках, за ним видны традиционные эмблемы Вишну.

Хаягрива, или Хаяширша

Великий мудрец Яджнавалкья утратил знание Яджурведы из-за проклятия своего гуру и понес суровую кару. Бог Солнца, удовлетворенный его покаянием, явился ему в облике божества с головой лошади и научил его той же самой Веде в другой форме. Этот эпизод стал известен под названием Vajasaneyi Samhita (Vaji - лошадь). Возможно, именно здесь истоки аватары Хаягривы (божества с головой лошади).

Демоны Мадху и Каитабха похитили Веды и спрятали их под водой. Бог Вишну принял облик Хаягривы, нырнул на дно океана и, убив демонов, спас Веды.

Хаягрива - бог учения, так же, как богиня Сарасвати. Его изображают в виде человека с головой лошади, с четырьмя или восемью руками, в которых он держит оружие и эмблемы Вишну.

Капила

Капила, сын Кардамы и Девахути, был великим мудрецом, испепелившим взглядом 60 000 сыновей царя Сагары. Здесь явственно слышен отголосок предания, отождествляющего Капилу с Агни. Он обучил свою мать философии Санкья.

На ритуальных изображениях волосы Капилы уложены на голове в виде венца (jata-mukuta); он бородат, с четырьмя руками, две из которых держат кувшин, а две другие - раковину и диск.

Мохини

По просьбе богов, у которых демоны похитили амброзию во время пахтанья океана, Бог Вишну принял облик волшебницы Мохини; ей удалось обмануть демонов и вернуть амброзию богам. Говорят, она очаровала самого Шиву. Эта история учит, что бессмертия (amrtatva) можно достичь только победив заблуждение (moha). Мохини изображают в виде прекрасной молодой женщины в разноцветных одеяниях, украшенной драгоценностями; в руке она держит вазу с нектаром.

Нара-Нараяна

Когда миссия аватары Нарасимхи была завершена, он разделился надвое, и его львиная половина превратилась в мудреца Нараяну, а человеческая - в мудреца Нару. Затем Нара с Нараяной возвратились в Бадарикашрам, чтобы вести суровую аскетическую жизнь. Когда Индра, желая соблазнить их, послал небесных нимф, Нараяна из своего бедра создал нимфу Урваши (Urvasi - бедро), более прекрасную, чем все они вместе взятые. По другой версии, эти мудрецы - сыновья Дхармы и Ахимсы. Они были аскетами и одержали победу над демоном Сахасракавачей (Sahasrakavaca - владеющий тысячью оружий).

Позже эти мудрецы возродились в облике Шри Кришны и Арджуны.

История эта необычайно поучительна. В каждом из нас присутствует человеческое и божественное начало. Демон, ненавидящий богов и людей, постоянно пытается соблазнить нас тысячью уловок. Чтобы победить его, надо практиковать аскезу (tapas).

Нару-Нараяну иногда изображают одним человеком, иногда - двумя. В первом случае у него две или четыре руки, в которых четки (japamala) или традиционные эмблемы Бога Вишну. Во втором Нару изображают с двумя головами и двумя руками, одетым в оленью шкуру; Нарайана же имеет четыре руки, в которых держит символические раковину, диск, лотос и четки.

Вьяса

Вьяса - это космическое существо, рождающееся в каждую эпоху для передачи и распространения священных писаний.

Мудрец Кришна-Двайпаяна, сын Парашары - известный Вьяса своего времени. Свое имя он получил потому, что собрал все существующие ведические гимны и разделил их (vyas - делить) на четыре Веды. Он автор великого эпоса Махабхарата, всех Пуран (мифологии) и Брахмасутр.

Его изображают стройным, темнокожим, с волосами, уложенными в виде венца. Рядом с ним его ученики Пайла, Вайшампаяна, Джаймини и Суманту.

Яджна

В ранней ведической литературе Вишну нередко отождествляют с яджной, или жертвоприношением. Бхагавата называет Варахаватару «Яджна-вараха», а части его тела соотносит с различными частями принесенной жертвы. В других мифологических источниках он фигурирует под именем Яджнешы, сына Ручи и Акути. Вся вселенная, которая находится в состоянии постоянного движения и изменения, подобна обряду жертвоприношения, а Бог-творец рассматривается как олицетворение этой жертвы. Отсюда его имя - Яджна, или Яджнешвара.

Его изображают двухголовым, семируким, трехногим и четырехрогим. В руках священные предметы: сосуд с топленым маслом (ajyapatra), ковши и ложки (juhu) разнообразной формы, раковина и диск. Это, несомненно, символический образ, где представлены различные виды жертвоприношений, однако объем данной книги не позволяет остановиться подробно на деталях описания.

Другие широко почитаемые ипостаси Вишну

Джаганнатха Пури

Джаганнатха Пури в Ориссе - вишнуитское божество, привлекающее огромные толпы почитателей, особенно во время ежегодного празднества колесниц. Изображение выглядит несколько гротескно, с выпученными глазами; оно вырезано из бревна. Раз в 12 лет изображение обновляют, причем новую деревянную скульптуру приносят в храм тайно. В новый образ вкладывается древняя реликвия - так происходит его освящение. Это изображение представляет Шри Кришну, а подобные ему образы - Балараму и Субхадру, сестру Кришны.

Пандуранга

Виттхала, известный также под именем Виттахалы или Витхобы, - божество знаменитого вишнуитского храма в Пандхарпуре, штат Махараштра. По существу, слово «Vittha» - это искаженное «Вишну». Ракумабаи, или Рукмини - имя его супруги, которую обычно изображают стоящей слева.

В этом облике Бог Вишну открылся брахману по имени Пундали в награду за его сыновнюю преданность родителям.

Ранганатха, наряду с Варадараджей из Канчипурама и Венкатешей из Тирупати - самые почитаемые в Южной Индии аспекты Вишну. Известный храм в Шрирангаме, в Тамилнаду - центр этого вишнуитского культа. Как утверждают, данный храм - по крайней мере, первоначальное изображение божества - возник из морской пучины и был подарен Шри Рамой Вибхисане. На пути из Айодхьи в Ланку Вибхисана поставил храм на землю, чтобы немного передохнуть. К его огорчению (и к радости других), храм прочно врос в землю! Изображение относится к типу Йогасаяна (божество покоится на ложе-змее в йогической позе). У бога две руки, правая поддерживает голову, а левая опирается на змея. Нередко вместе с божеством изображают лотос с Брахмой, Айюдхапуруши (Ayudhapurusas, люди-оружие), сраженных им демонов Мадху и Каитабху, а также мудрецов Бхригу и Маркандею.

Похожие изображения Йогасаяна находятся в Шрирангапатне (Карнатака) и Тривандруме (Керала), где они известны под именем Падманабха, или Анантасаяна.

Варадараджа

Варадараджа, самый щедрый на дары и милости, еще одна весьма почитаемая ипостась Бога Вишну. Известен также как Кариварада, т.е. спасший Гаджендру, царя слонов, от смертельной хватки крокодила. Его изображают верхом на Гаруде, застигнутым в момент метания диска. Рядом - Гаджендра, чья стопа зажата в мощной крокодильей пасти. Иногда возле крокодила можно увидеть фигуру человека с руками, сложенными в почтительном жесте - это гандхарва (полубог), освобожденный от проклятья, из-за которого он появился на свет в обличье крокодила.

Храм Шри Варадараджа в Канчипураме (Южная Индия) -один из важнейших и самых известных храмов, посвященных Вишну.

Венкатеша

Венкатеша, называемый также Венкатешвара, Шриниваса или Баладжи из Тирупати (Андхра-Прадеш) - пожалуй, самое широко почитаемое из индуистских божеств; храм на холмах Тирупати получает баснословный доход. Слово «Венгадам» тамильского происхождения и означает «холм»; следовательно, Венкатеша - это повелитель холма. Легенда повествует о том, что Бог Вишну в облике Варахи (вепря) решил продлить свое пребывание на земле, и Гаруда опустил на землю холм Вайкунтха, чтобы он мог жить там. Бог Шриниваса, или Венкатеша, другая ипостась Вишну, одновременно с Варахой появился в тех краях и решил остаться жить на земле на благо человечества.

Утверждают, что это изображение возникло спонтанно (udbhavamurti) и не соответствует известным агамическим традициям. Нет единого мнения по поводу точного объекта и формы изображения: одни полагают, что это Хари-Хара, другие считают, что Субрахманья или даже Деви.

Вишваксена

Вишваксена или всепобеждающий, - ипостась Вишну, играющая в вишнуитской традиции ту же роль, что и Ганеша в шиваизме. Ему молятся перед началом любого предприятия, чтобы устранить возможные препятствия. Его представляют с четырьмя руками; в трех он держит раковину, диск и булаву, а четвертая застыла в tarjanimudra (предостерегающе поднятый палец). Правая нога обычно слегка спущена с пьедестала. Временами Вишваксену изображают стражем или главным служителем Бога Вишну. Он стоит на белом лотосе, с длинными матовыми волосами и бородой. Это символ мирских наук.

Малые божества, связанные с Вишну

Гарутман, или Гаруда, могучая птица, на которой путешествует Вишну, - малое божество и неизменный атрибут всех вишнуитских храмов. Согласно преданию, он сын мудрых супругов Кашьяпы и Винаты и младший брат Аруны, возничего Бога Солнца. Прославился он тем, что принес чашу с нектаром с небес Индры. Именно этот подвиг и заставил Бога Вишну выбрать Гаруду для своих путешествий.

В буквальном переводе слово «Гаруда» значит «крылья речи». Он, по существу, олицетворяет ведическое знание, которое спустилось к нам на его крыльях из божественного мира.

Изображение Гаруды обычно антропоморфное. У него острый клюв, за спиной два крыла; рук может быть 8, 4 или всего 2. Две руки всегда сложены в жесте поклонения, в других находится раковина, колесо, булава, меч, змея и чаша с нектаром. Образ традиционно размещают по правую сторону от центральной святыни. Может показаться странным, что ложем Богу Вишну служит змей, а путешествует он верхом на орле, своем главном враге! Но это лишь показывает, что он - Бог равновесия и гармонии, и на него возложена задача поддерживать и сохранять эту многоликую вселенную.

Другое божество, неизменно присутствующее в вишнуитских храмах, особенно на Юге, - это Хануман, обезьяний бог. Рамаяна рисует его высокообразованным, с утонченным вкусом, культурным героем. Он силен, мудр, умеет быть преданным - сочетает в себе редкие качества.

Его представляют в двух позах: в обществе Шри Рамы, Ситы и Лакшманы он скромно стоит поодаль или же преданно сидит у ног Шри Рамы. В святилищах, посвященных исключительно ему, Хануман изображен в воинственной позе, с булавой в левой руке и Сандживини в правой.

Помимо этого, оружие Бога Вишну нередко представляют в антропоморфном виде. Тогда его называют Айюдхапуруши (люди-оружие); оно может быть мужского, женского и среднего рода, в зависимости от грамматического рода слова, его обозначающего. Например, булава - женское божество, а диск - божество, не имеющее рода.

Божество Сударшана чакра (диск) изображают на фоне шестиугольника; это человек, ослепительный, как пламя, с 4, 8 или 16 руками, в которых лук, стрелы, трезубец, аркан, стрекало и другие предметы и оружие, а также традиционные вишнуитские атрибуты. Считают, что божество символизирует космическое сознание, волю Бога к преумножению и его беспредельную власть творить и разрушать вселенную. Утверждают, что мантра Сударшана обладает свойством нейтрализовать яды и изгонять злобных духов. Каумодаки, булава Бога Вишну, - женское одноликое божество с двумя руками, сложенными в жесте поклонения; это символ власти и независимости.

Повествование о Боге Вишну было бы неполным без упоминания о Шалаграме (Salagrama), черноватом полированном камне с закругленными краями и отверстием, в котором находятся крошечные окаменелые моллюски - символ Бога Вишну и предмет почитания. Они бывают нескольких разновидностей, представляющих разные ипостаси Бога. Шалаграмы устанавливаются для почитания в храмах или в частных домах. Если такой камень хранится дома, ритуал поклонения становится обязательным.

Вишну олицетворяет собой единого Господа, Абсолют. Каждая из Аватар олицетворяет этап развития Вселенной от самых низших до самых высших форм.

Аватара,(санскр. अवतार, avatāra IAST, «нисхождение») - нисхождение Бога из духовного мира в более низкие сферы бытия. Хотя на русский язык слово «аватара» обычно переводится как «воплощение», точнее его можно перевести как «явление», так как концепция аватары заметно отличается от идеи воплощения Бога «во плоти» в христианстве.

Матсья (первая аватара)

Во время всемирного потопа Кришна принял облик Матсьи - рыбы, и спас от гибели Ману, который стал прародителем человечества, семерых великих мудрецов-риши и священные тексты Вед. Почитание Кришны в образе рыбы не получило широкого распостранения.

Курма (вторая аватара)

Во второй раз Бог сошел на землю в облике Курмы - черепахи. Во время потопа были утеряны многие сокровища, в том числе и напиток бессмертия - амрита. Он был нужен полубогам, чтобы сохранять вечную молодость. Опечалились полубоги, лишенные амриты, и Кришна решил им помочь. Он превратился в исполинскую черепаху и погрузился на дно космического океана. Полубоги водрузили ему на спину гору и обернули вокруг неё, как веревку, змея Васуки. По указанию Кришны полубоги вместе с асурами (демонами) бросили в океан разные виды лечебных трав и, взяв Васуки за голову и хвост, стали пахтать (т.е. взбалтывать) океан. Кришна-черепаха поддерживал гору, чтобы она не провалилась в болотистое дно океана. Так полубоги и асуры пахтали океан 100 лет, пока из него не начали разные диковины: богиня Шри с сияющим, словно солнце, глазами, белый слон и многое другое. Наконец появился и долгожданный напиток бессмерития в белом сосуде. Полубоги и демоны бросились к нему, каждый старался первым схватить сосуд. Демоны успели раньше, но между ними началась ссора: каждому хотелось первым отведать волшебный напиток. И тогда опять на помощь полубогам пришел Кришна. Он принял облик пленительной небесной красавицы Мохини. Очарованные ею, демоны забыли и о своей борьбе и о напитке. А Мохини, улыбнувшись, взяла чашу, усадила отдельно полубогов и демонов и дала напиток полубогам. Когда подошла очередь демонов, красавица исчезла. Обманутые демоны со страшным криком бросились на полубогов. Завязался бой, но полубоги, укрепленные напитком бессмертия, конечно, одержали победу.

Вараха (третья аватара)

В третий раз Вишну пришлось спуститься на землю в облике вепря для борьбы с демоном Хираньякша. Демон добился того, что его не мог одолеть ни полубог, ни человек, ни зверь. Но, перечисляя животных в заклинании, он забыл упомянуть вепря. Обретя силу, Хираньякша стал похваляться ею и притеснять полубогов и людей. В самохвальстве он дошел до того, что столкнул землю в глубины Мирового океана. Тогда гигантский вепрь-Вишну разодрал страшными клыками брюхо заносчивому демону, поднял одним клыком землю и водрузил её на место.

Вишну-вепря и сегодня почитают в некоторых районах Индии.

Нарасимха (четвёртая аватара)

И в четвёртый раз Вишну снова пришлось иметь дело с демоном, на этот раз с Хираньякашипу, братом Хираньякши. Демон добился у Брахмы обещания, что никто не сможет его победить: ни Бог, ни человек, ни зверь, что его нельзя будет убить ни днём, ни ночью, ни в доме, ни снаружи. Обеспечив себе таким образом полную безопасность, Хираньякашипу стал преследовать полубогов и людей, заставляя почитать в своём царстве лишь одного себя. Не ушёл от преследования даже его собственный сын Прахлада - верный почитатель Вишну. Спасаясь от разъяренного царя, воззвал Прахлада к возлюбленному божеству. И вот на закате (т. е. ни днём и ни ночью) из колонны на пороге дома (т. е. не в доме и не вне его) вышло невиданное существо - Нарасимха, получеловек-полулев, и разорвало надменного демона-царя. Так Вишну освободил своего преданного и подтвердил собственное величие...

Вамана (пятая аватара)

В пятый раз Вишну родился в облике карлика Ваманы. Это случилось, когда власть над миром захватил демон Бали. С помощью аскетичных подвигов он добился невиданного могущества и получил власть над трилокой (тремя мирами: небом, землёй и подземным миром) и полубогами. Полубоги взмолились и обратились к Вишну за помощью. Вишну-Вамана отправился к Бали за милостыней. Чего только не предлагал ему демон! И золото и серебро, и коней быстрых, и слонов могучих, и украшения драгоценные. Но от всего отказывался Вамана и только попросил немного земли: столько, сколько он может отмерить тремя шагами. Согласился Бали, а Вамана начал расти на глазах и стал огромным великаном. Сделал он первый шаг, сделал второй - и покрыл ими землю, небо и пространство между ними. От третьего шага Вамана воздержался: стало ему жалко демона Бали, и оставил он ему подземный мир - паталу, разрешив раз в год посещать потерянное царство.

В южноиндийском штате Керала в честь этого события ежегодно совершается праздник Онам. Десять дней все веселятся, чтобы бывший царь видел своих подданных счастливыми.

Парашурама (шестая аватара)

В шестой раз Вишну принял облик человека по имени Парашурама (Рама с топором). Он был сыном брахмана-сподвижника Джамадагни и царевны Ренуки, с детства отличался воинственностью и никогда не расставался с боевым топором. По приказу своего отца и духовного наставника он без колебаний обезглавил собственную мать, заподозренную в греховных помыслах. Но главным деянием Вишну в облике Парашурамы было убийство тысячерукого царя Картавирьи, который захватил власть над всем миром и жестоко притеснял брахманов. Сыновья Картавирьи убили Джамадагни и Парашурама, мстя за смерть отца, трижды семь раз истреблял всех мужчин их рода и наполнил кровью пять озер на Курукшетре...

Рама (седьмая аватара)

Это одна из наиболее популярных инкарнаций Вишну. Рама, сын Дашаратхи, царь Айодхьи, герой великого Индийского эпоса Рамаяны. Рама - совершенный царь, любящий супруг и храбрый воитель. Рамаяна описывает сказание об этом бесподобном принце и его прекрасной и добродетельной жене Сите.

Вместе с братом Лакшманом и женой Ситой он вёл отшельническую жизнь в лесу, где уничтожил многих демонов, нарушавших покой подвижников и местных жителей. Демон Равана, царь Ланки, решил отомстить за павших родичей и похитил Ситу. Долго искал Рама жену, бродя вместе с братом по свету. Наконец нашёл её во дворце Раваны. После долгой и кровопролитной битвы Рама победил Равану и освободил Ситу.

Кришна (восьмая аватара)

Восьмая аватара Вишну - прекрасный и вечно юный Кришна, защитник Земли и борец с человеческой несправедливостью.

Когда-то в царстве Матхуре правил неправедный царь Канса. Чтобы избавить от него мир, Кришна решил воплотиться в одном из сыновей его двоюродной сестры Деваки, но Канса узнал об этом от предсказателей и убивал всех ее сыновей. Поэтому Кришна еще младенцем был тайно переправлен на другой берег реки Ямуны и воспитывался в семье простых пастухов. Он был восхитительным ребенком с кожей цвета грозовой тучи. Своей красотой и игрой на флейте Он очаровывал всех жителей деревни.

Детство Кришны, его шалости (похищение масла у Яшоды, одежд у купающихся пастушек и др.) и подвиги (убийства демонов, которых подсылает Канса, поглощение пламени лесного пожара и спасение от него коров и пастухов, победа над повелителем змей Калией; поднятие над головой горы Говардхана, чтобы прикрыть от дождя пастухов, пастушек и их скот, и др.) - излюбленные темы индийской поэзии. Ещё более популярная тема - любовь пастушек к юному Кришне. Заслышав свирель Кришны, пастушки, бросая мужей и домашние дела, бегут к нему и танцуют с ним в экстазе на берегу Ямуны. Пастушки и их влечение к Кришне трактуются как символ человеческих душ, устремлённых к слиянию с Богом. Но Бог неуловим и недостижим: в конце концов, Кришна покидает пастушек, чтобы выполнить свой долг - убить Кансу. Убийством тирана завершается юность Кришны. Из пастушка Он превращается в воина и политика: восстанавливает справедливую власть в Матхуре в защищает город от демонов, мстящих за Кансу. При этом Кришна переводит всех жителей Матхуры - ядавов в Двараку, новый город, который по Его приказу строится за одну ночь. Совершая дальнейшие подвиги, Кришна обретает сначала восьмерых жён (первая из них Рукмини), а затем ещё 16100 жён. Обладая чудесной способностью пребывать одновременно со всеми жёнами, Кришна производит многочисленное потомство. После битвы на Курукшетре, которая завершает круг земных дел Кришны-Вишну, Кришна, решив вернуться в божественные сферы, сначала уничтожает весь город ядавов, а затем и сам погибает от стрелы охотника, принявшего его за оленя.

Будда (девятая аватара)

Девятой аватарой Вишну стал Будда - лила-аватара Господа Кришны, явившийся в начале Кали-юги;

Кем был Иисус Христос? Этот вопрос является одним из важнейших в истории религиозной жизни мира. Был ли Он Богочеловеком, как учит христианство, пророком, как считают мусульмане, а быть может, Иисус Христос был аватарой , как представляют Его оккультисты и неоиндуисты ? От ответа на вопрос кто для нас Иисус Христос, зависит вся духовная жизнь человека. Если Христос - лишь пророк или аватара, значит, Он один из многих, то есть могут быть названы и другие пророки и аватары, равные Ему или даже превосходящие Его. В предлагаемой вниманию читателей статье мы попытаемся поразмыслить о том, можно ли считать состоятельными попытки оккультистов и неоиндуистов убедить человечество в мысли, что Христос был аватарой.

Какой смысл вкладывают в понятие «аватара» оккультисты? Теософия учит: «Аватара (Санскр.) Божественная инкарнация . Нисшествие бога или какого-либо другого возвышенного Существа, которое усовершенствовалось за пределы необходимости Перевоплощений, в теле обыкновенного смертного. Кришна был аватаром Вишну. Далай Лама принимается за аватара Авалокитешвары , а Таши Лама - за аватара…Амитабхи …» . Оккультисты утверждают, что все «Великие Учителя» - Кришна, Будда и Христос в том числе - были аватарами Вишну : «Все Мессии, неизменно, являются Аватарами Вишну…» , представляя собой его проявления или исполнителей его воли: «Аватар Вишну, как называют Его на Востоке, проявлялся, проявляется и будет проявляться в разных Аспектах в течение всего Цикла существования нашей планеты. Эта Индивидуальность заложила основы каждого сдвига сознания нашего человечества. Именно этот Высочайший Дух стоит во Главе Иерархии Света и принял на Себя Несменный Дозор» . Современный оккультизм проповедует пантеистический монизм, согласно которому природа человека божественна: не существует Бога, обладающего природой, отличной от истинной сущности человека; спасение заключается в постижении своей божественной природы, в слиянии с ней. Аватара - это человек, который достиг высочайшего уровня духовного развития, раскрыл в себе собственную божественную природу, благодаря чему стал богом, но вернулся на землю, чтобы помочь всем живущим на ней людям пройти таким же путем. Как учат оккультисты, «… каждая высокая Индивидуальность имеет своих Заместителей или Персонификаторов, ближайших ей по лучу , а иногда и сама проявляется в подобных воплощениях. Отсюда возникло и понятие Аватара» . В целом, из оккультного учения об аватарах можно сделать несколько выводов: Мессия – это одна из аватар, все аватары так или иначе связаны с богом индуизма Вишну. Помимо того, из учения об аватарах следует, что за всеми мировыми религиями стоит одна и та же сила, и человек, к какой бы религии он ни принадлежал, поклоняется опять же одному и тому же Богу. Познакомимся теперь с учением об аватарах и боге Вишну, опираясь уже не на оккультизм, а на традиционный индуизм.

Теория аватар возникла в индуизме достаточно поздно: если мы обратим внимание на один из самых авторитетных религиозных источников индуизма, Веды , то убедимся, что «…в ведах нет никаких указаний на собственно теорию Аватар» . Более того, «теории аватаров ни древнии, ни среднии Упанишады не знают» . Концепция аватар формируется в эпосе Махабхарата . Ученые пришли к выводу, что Махабхарата сложилась в период с VI – V вв. до Р.Х по IV – V вв. от Р.Х. Упанишады сформировались в VII-VI вв. до Р.Х. Строго говоря, учение об аватарах не такое уж и древнее. Как известно, в индуизме одним из самых популярных аватар Вишну является Кришна, а самой популярной книгой, в которой излагается учение Кришны, является Бхагавадгита, однако в этой книге Кришна ни разу не называет себя аватарой Вишну . Согласно научным исследованиям, концепция аватар окончательно сформировалась в пуранах . Пураны сформировались примерно в I веке по Р.Х , в силу чего мы не видим оснований считать концепцию аватар древней.

Как в индуизме понимается теория аватар? Мы уже знаем, что аватара в переводе с санскрита буквально означает «нисхождение» . Но какова, согласно индуизму, цель «нисхождения» аватар? В Бхагавадгите сказано: «Всякий раз, когда ослабляет дхарма (религиозные законы индуизма. – В.П.) и беззаконие превозмогает, Я (Вишну. – В.П.) создаю себя... . Для спасения праведных, для гибели злодеев, для утвержденья закона из века в век Я рождаюсь» . Концепция аватар первоначально была разработана для бога Вишну. Что же это за бог?

Представление о Вишну в индуизме не всегда было одинаковым. Первоначально Вишну почитался отдельными группами населения Индии в образе птицы, он считался тогда богом плодородия и плодовитости . В Ведах Вишну никогда не фигурировал в качестве главного бога , в них главными богами были Индра и Варуна . В Ведах, по числу упоминаний, Вишну являлся божеством четвертой группы и олицетворял собой Солнце . Вишну был очень популярен среди простого народа, и его культ постепенно окреп и начал распространяться. Ведийские жрецы не смогли полностью отвергнуть Вишну и восприняли Вишну, но как солнечного бога, а не как бога плодородия . Они пытались подавить почитание в народе Вишну в качестве бога плодородия и старались обратить индийское население к поклонению ведическим богам Индре и Варуне, однако сделать это им не удалось, и победивший Вишну был искусственно включен жрецами в ведийскую религию. В послеведийскую эпоху Вишну вышел на первый план и стал высшим божеством .

Индуизм учит, что существует десять главных аватар Вишну . Первой аватарой Вишну считают рыбу-матсью . Легенда гласит, что во время потопа Вишну принял облик рыбы, чтобы спасти Ману, прародителя человечества. Кроме Ману, Вишну спас семерых мудрецов и священные тексты Вед. Но из-за потопа оказалась утеряна амрита, напиток, который давал богам возможность жить вечно, и Вишну, желая помочь богам, принимает вид огромной черепахи-курма. Приняв вид черепахи, Вишну опускается на дно океана, на спину ему боги ставят гору Мандару, обворачивают вокруг этой горы змея Васуку и начинают «пахтать океан» . Черепаха поддерживает гору, чтобы та не провалилась сквозь дно океана. Таким образом боги добывают амриту. Черепаха-курма – это вторая аватара Вишну. Третьей аватарой Вишну является вепрь-вараха. Легенда гласит, что один из демонов, а именно Хираньякша, стал магом такой мощи, что его не мог победить ни бог, ни человек, ни зверь. Получив магическую власть, Хираньякша должен был в заклинаниях перечислить всех животных, но забыл упомянуть вепря. В своем самохвальстве демон сталкивает землю в океан, тогда появляется вепрь-вараха, он достает из океана землю и убивает демона. Четвертая аватара Вишну - человеколев Нарасимха, он так же сражался с демоном по имени Хираньякашипу. Этот демон добился от Брахмы обещания, что его не сможет победить ни человек, ни бог, ни зверь, и что его нельзя будет убить ни днем, ни ночью, ни в доме, ни вне дома. Получив такое обещание, демон пользовался неограниченной властью до тех пор, пока однажды ни днем, ни ночью, а на закате, ни в доме и ни на улице, а на пороге дома вышло из колонны невиданное существо - человеколев Нарасимха и разорвал Хираньякашипу. Пятая аватара Вишну пришла на землю в облике карлика Ваманы. Легенды Индии гласят, что некий демон Бали достиг огромной магической силы благодаря суровой аскезе. Он захватил власть над миром и начал всех притеснять. И вот однажды к нему явился карлик и попросил милостыни. Демон предложил ему золото и алмазы, но карлик просил дать ему столько земли, сколько сможет он покрыть тремя своими шагами. Демон согласился, и тогда двумя шагами Вамана покрыл всю землю и небо, а от третьего шага отказался. Бали вынужден оставить землю и небо и удалиться в подземное царство, которое не стал покрывать третьим шагом Вамана. Шестая аватара Вишну - это Парашурама (Рама с топором). Парашурама был сыном брахмана-подвижника Джамадагни и царевны Ренуки. Отличался воинственностью и никогда не расставался с топором. По приказу своего отца он обезглавил родную мать, когда тот заподозрил ее в греховных помыслах. Легенды повествуют о многочисленных битвах и убийствах Парашурамы. Однажды он уничтожил всех мужчин сословия царя Картавирью и наполнил кровью пять озер на священной земле Курукшетре. Седьмая аватара Вишну - Рама, главный герой «Рамаяны», священной эпической поэмы индусов. В этом произведении рассказывается о том, как Рама спас свою жену Ситу, похищенную демоном Раваной. Восьмая и самая почитаемая аватара Вишну - это Кришна. Но с Кришной не все так просто, как, возможно, хотелось бы отдельным его почитателям . Махабхарата, которая создала образ Кришны, неоднократно переписывалась . Махабхарате чужд образ Кришны . Первоначально Кришна был отрицательным героем . Слияние образов Вишну и Кришны произошло позже, первоначально же это были совершенно разные боги . Некоторая переработка Махабхараты - и вот Кришна стал одной из аватар Вишну, а также одним из главных божеств индуизма. Девятая аватара Вишну - Будда Шакьямуни . Но Будду объявили аватарой так поздно, что он уже не вошел в перечень аватар, предложенный Махабхаратой . В реальности последним из уже пришедших аватар, который признается в Махабхарате, является Кришна . Индуизм также учит о десятой аватаре Вишну по имени Калки , пришествие которой лишь ожидается, Калки, как считается, будет одновременно воином и магом и спасет человечество.

В заключение зададимся простым вопросом: какое место занимает Иисус Христос, согласно индуистским представлениям, в этой череде главных аватар? Никакого. Традиционный индуизм ничего не знает о таком аватаре, как Иисус Христос . Попытки оккультистов соединить Христа и Вишну, заявив, что все мессии были аватарами, безосновательны. Не говоря уже о том, что сами понятия «аватара» и «мессия» имеют разные значения. Кто такой Мессия? «Мессия (от евр. Машиах – помазанник, вследствие чего в греческом переводе 70 толковников … это слово переводится словом … Христос или Помазанный). По первоначальному своему значению, Мессией называется всякий помазанный освященным елеем, например, первосвященник и особенно царь. Впоследствии это слово стало означать исключительно Христа Спасителя, к которому оно относится целым рядом мессианских пророчеств, проходящих по всему Ветхому Завету и находящих себе завершение и подтверждение в Новом Завете» . Почему Иисуса называют Христом, то есть Мессией, Помазанником? «Спаситель потому называется Помазанником, что, говоря словами митрополита Филарета Московского, Его человечеству безмерно сообщены все дары Духа Святого, и таким образом Ему в высочайшей степени принадлежит ведение Пророка, святость Первосвященника и могущество Царя» . Священное Писание свидетельствует об уникальности Иисуса Христа: «Он (Христос. - В.П.) есть камень, пренебреженный вами зиждущими, но сделавшийся главою угла, и нет ни в ком ином спасения, ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись (выделено нами. – В.П.)» (Деян.4:11-12) .

Нам остается добавить лишь краткий вывод: на вопрос являлся ли Иисус Христос аватарой, можно дать лишь отрицательный ответ.

Вишну – в «Ригведе» второстепенное солярное божество, младший собрат Индры в битвах с демонами. В кришнаизме - бог Абсолют, периодически приходящий на землю в различных обликах, наиболее почитается снисхождение Вишну в облике Кришны. См.: Индуизм, джайнизм, сикхизм. Словарь. М., Республика. 1996. С.132.

«Луч» – понятие оккультизма, означающее своеобразный канал связи человека с оккультным учителем, через который воля учителя передается его ученику. Считается, что «луч» - это сконцентрированная на ученике мысль оккультного учителя.

Веды – священные книги индуизма, принятые, как верят индусы, древними мудрецами от богов. Авторитет Вед в индуизме сравним с авторитетом христианской Библии. Существуют четыре основные Веды: «Ригведа», «Самаведа», «Яджурведа», Атхарваведа». См.: Индуизм, джайнизм, сикхизм. Словарь. М., Республика. 1996. С.118. Так же о Ведах см.: Питанов В.Ю. Идолы неоиндуизма: Шри Рамакришна и Свами Вивекананда / Традиционный индуизм: краткая характеристика.

Упанишады – произведения, составляющие завершающий цикл Вед. Слово «упанишад» означает «сокровенное учение», доступное только избранным. См.: Индуизм, джайнизм, сикхизм. Словарь. М., Республика. 1996. С.427. «…Упанишады, иначе именуемые Ведантой («конец, сущность Вед»). Веданта для индуиста имеет такое же значение, как Новый Завет для христианина. Упанишады излагают учение о том, что за многими богами стоит одна Реальность, которая называется Брахман. Брахман – это безликая, монистическая («все едино») сила». См.: Дин Халверзон. Краткий путеводитель по мировым религиям. СПб., Шандал. 2000. С.121.