Безумный дизайнер луиджи колани. «Мои летающие крылья — это будущее!», — любит повторять Колани Как они отличались от студентов из других стран

Если кто и смыслит в биодизайне автомобилей, так это Луиджи Колани, потому что он и является основоположником и ярым идеологом данного направления в конструировании подвижных транспортных средств. Пока основная масса автопроизводителей билась с экологами по вопросам уменьшения выброса вредных веществ в атмосферу, производимых двигателями внутреннего сгорания, Луиджи Колани еще в середине прошлого века высказал идею, дошедшую до человечества только в нынешнем тысячелетии.

Электродвигатели, гибриды, биодизели - это хорошо, но превосходная аэродинамика, заставляющая потреблять минимум энергии автомобилем, движимым на любом виде топлива, - это и есть решение, это есть прогресс. 40-50 лет назад, многие крутили пальцем у виска, указывая на несуразные, с их точки зрения, концепты автомобилей, выпущенных Колани, всячески отнекиваясь от неопровержимого факта, что гармония техники, созданной человеком, и природой - залог успеха.

Большинство из них, кто дожил до наших дней, поменяли свою точку зрения увидев умопомрачительные грузовые автомобили, суперкары, стандартные седаны, купе и прочие авто с расходом топлива, которому позавидуют даже самые продвинутые гибридные автомобили. К слову казать, мировой рекорд с показателем расхода топлива в 1,7 литра на 100 км, до их пор держит модифицированный Ситроен Колани.

Неповторимые автомобили Луиджи Колани

Его называют концептуалистом от бога, отцом автомобильного биодизайна, талантливым художником, выдающимся автоконструктором и инженером. По сравнению с ним швейцарские ребята из , со своими невероятными концептами, кажутся волонтерами, подрабатывающими в тюнинг-ателье. Достаточно взглянуть на его работы и все становится понятно.

Грузовой автомобиль Colani Spitzer -Silo

Более 30 лет Луиджи Колани потратил на работы над грузовыми автомобилями, целью которой было создать грузовик способный перевозить максимальное количество груза с минимальным вредом для окружающей среды. В 2002 году на базе Mercedes Actros был построен концептуальный грузовой автомобиль построен концептуальный грузовой автомобиль Colani Spitzer-Silo.

Это автоцистерна с коэффициентом аэродинамического сопротивления равной 0,3, что позволяет ее расходовать в два раза меньше топлива при полной загрузке, нежели стандартному седельному тягачу. Самое интересное, что данный автомобиль был описан в журнале «Техника молодежи» за 1978 год, как автомобиль далекого будущего. Спустя некоторое время и один человек сделал это будущее настоящим. Четырьмя годами позже, в 2006-м, он представил свое новое творение в области тяжелых магистральных тягачей.

Colani SuperTruck

Невероятный, по своей форме и техническим характеристикам грузовик, запомнился публике, как автомобиль, кабина которого являлась частью кузова, а поворотные маневры машина делает при помощи автономной платформы, расположенной под кабиной. Попасть внутрь кабины можно было только через конусообразную переднюю часть.

Но не только грузовиками запомнился Колани, его многочисленные концепты, сделанные на базе, если можно так назвать, серийных автомобилей доводили простого обывателя, да и искушенного автопроизводителя, до исступления. Взять к примеру прототип на основе , нет это не тюнингованная «итальянка», как многие могли бы подумать, это видение Колани, какой должен быть автомобиль от прославленной итальянской марки.

Colani Ferrari Tesla d `Oro

В 1989 году, когда во всю была мода на автомобили с рубленными формами, Колани представил миру этого 750-сильного монстра, преодолевшего, на легендарном соляном озере Бонневиль, отметку в 351 км/ч. Уникальный дизайн автомобиля полностью разрабатывался в ручную без использования аэродинамической трубы (на глаз). Первый владелец купил ее за 500 тысяч долларов, а не так давно, она была перепродана за 1,7 миллиона $.

Работы Colani по усовершенствованию спортивных моделей, придавая им уникальный и неповторимый дизайн, позволяющий при равных мощностях двигателей обходит конкурентов, используя лишь низкий уровень лобового сопротивления воздуха, довели легендарного дизайнера до гонок 24 часа Ле Мана.

Colani Le Mans

Дизайнерское решение Колани не было воспринято должным образом, хотя он надеялся на более теплый прием. Автомобиль был разделен на две секции, в первой находился двигатель, во второй кабина и пилот. Спустя 13 лет в 1983 году, Колани выпускает очередное творение для гонок на выносливость, созданную из автомобиля, марка которого ни когда ранее не заявляла свои права на участие в престижных мировых состязаниях.

Colani Mazda Le Mans

Дизайн вышел не такой радикальный как предыдущий его концепт, однако, техническим характеристикам могут позавидовать современные гиперкары, такие как , или . Мощность двигателя достигала 1400 л.с., а максимальная скорость 380 км/ч и это 1983-й год.

Не обошел великий художник и наш отечественный автопром, создав невероятно быстрый багги на базе «Нивы».

Colani Lada Gorbi

Для тех, кто не понял, автомобиль был посвящен М.С. Горбачеву, оттого и имеет такое название. От Нивы автомобилю досталась платформа с уникальными внедорожными качествами, все остальное было доработано лично Колани. Машина могла достигать скорость в 200 км/ч.

Развивая свою концепцию главенства аэродинамики над мощностью, для получения высоких скоростных характеристик, Колани в 1989 году создает концепт на основе «Фордовского» GT , с объемом турбированного двигателя 3,5 литра, позволившего разогнаться автомобилю до 407 км/ч на знаменитых соленых озерах Бонневиля.

Дизайнерский гений Колани, поражал обывателя не только уникальными автомобилями, но предметами домашнего обихода. Все, на что обращал он внимание, могло превратиться в шедевр - фотоаппараты, рояли, кофемашины, самолеты, скоростные поезда и даже гробы. Но настоящую любовь он испытывал именно к автомобилям, львиная доля которых так и осталась на уровне прототипа, а то и неподвижного макета.

Луиджи Колани (Luigi Colani) — знаменитый немецкий дизайнер, работающий в стиле промышленного био-дизайна. А космический корабль на фото одно из его произведений - тяжелый тягач DAF Aero 3000.

Формы его грузовиков впечатляют: обтекаемые, аэродинамичные обводы, купол высокой кабины с большой площадью остекления и фирменным трехлопастным куполом. Причем это не просто фантазия художника, а тщательно продуманные формы, позволяющие снизить сопротивление воздуха до минимума, сравнимого с характеристиками легкового автомобиля. Один из автомобилей Колани - Spitzer-Silo Truck (грузовик для перевоза силоса) показал рекордный расход топлива для грузовика такого класса - 20л. на 100 км.!

Колани надолго опередил свое время, в восьмидесятых минимальный расход топлива для магистрального тягача не был критичным параметром, а необычный дизайн просто отпугивал. Сейчас автопроизводители все чаще задумываются об экономии топлива и аэродинамике, так что вполне может быть что лет через десять труды Луиджи Колани найдут свое применение. И нам бы очень хотелось видеть на дороге такие шикарные автопоезда вместо одинаковых серых коробок современных составов.

Найдя контакты мастерской Колани, мы связались с секретарем маэстро. Оказалось, родоначальник промышленного биодизайна ныне проживает в Китае, что нисколько не нарушило наших интервьюшных планов. К тому же наш телефонный звонок застал Луиджи Колани не в Поднебесной, а в номере одного из миланских отелей

Господин профессор, где вы сейчас работаете?

Я основал штаб-квартиру Colani Design в Милане и сейчас веду подготовку к огромной выставке, которая состоится через три месяца здесь же. Кстати, не так давно - в октябре - я летал в Москву, на Moscow Design Week. Во время пребывания в вашей стране я прочел лекции в университете им. Баумана. А сейчас планирую открывать Think Tank (аналитический центр, с англ. - «мозговой центр» или «фабрика мысли» - прим. Автоюг.ру) в Южной Америке. Такой же центр я хотел бы открыть в Москве, чтобы на Всемирной выставке в Милане в 2015 году Россия смогла произвести настоящую сенсацию. Переговоры о создании моего Think Tank в российской столице уже ведутся.

Я всегда был настоящим фанатом вашей страны. Моя сестра училась в университете им. Ломоносова, она изучала математику. Но я, к сожалению, не смог получить российское образование, потому что мой русский был недостаточно хорош. Зато я владею французским, и это позволило мне получить диплом в Сорбонне.


Раньше в Карлсруэ, городе-побратиме Краснодара, находился ваш музей. Он еще функционирует?

Больше нет. Я уехал из Германии. Меня пригласили преподавать в университете Китая. Я перебрался в Шанхай и, собственно говоря, живу теперь там. А здесь, в Милане, провожу своего рода эксперимент: меня интересует, возможно ли еще спасти Европу. Китай значительно обгоняет нас в плане развития. И я подумал, раз так, то моя помощь этой стране не так уж и необходима. А вот Европе и, в особенности, некоторым ее городам она как раз очень даже нужна.

Вы все так же каждое утро встаете в пять и на вашем тридцатилетнем «Роллс-Ройсе» ездите в мастерскую?
Так было, когда я жил в Германии. Теперь мой старенький «Роллс-Ройс» стоит на ремонте. А я нахожусь в Милане (Здесь телефонная связь с профессором прерывается. Спустя минуту мы дозвонились вновь. Господин Колани, смеясь, говорит: «Вот уж по-настоящему особенное интервью»).

А русские студенты у вас были?

Да, и очень много. Большинство из них осталась в Европе, многие осели в Швейцарии.

Как они отличались от студентов из других стран?

Скажу одно: русский менталитет совершенно особенный. И Россия неспроста является передовой страной в мире в области технологий. Поэтому студенты, которые приезжали из России, всегда были настоящим обогащением для моей команды. В России находятся потрясающие головы, многие из которых в данный момент просто разгуливают по улицам, без всякого занятия. Я уже разговаривал с университетом им. Баумана по поводу Всемирной выставки в Милане, до нее еще пять лет: я хотел бы вместе с русскими студентами поставить на этой выставке мировой рекорд на земле, воде и в воздухе. Пусть это придаст мужество вашей молодежи, чтобы она смелее боролась за вашу великолепную страну.

Практически на всех фотографиях, доступных в Сети, вы в белой одежде. Это ведь неспроста, верно?

(смеется) Я дам этому очень простое объяснение. Это - моя рабочая одежда. Потому что я на бегу работаю с такими материалами, как cтиропор (вид пенопласта - прим. Автоюг.ру) и гипс, а они белые. Я создаю что-то ежедневно! Подчеркиваю - каждый день. И будучи в белой одежде, мне нужно всего лишь себя отряхнуть, чтобы снова принять чистый вид и идти прямиком на интервью, к примеру. В черном костюме или в любой темной одежде я выглядел бы всегда грязно. Белая одежда является уже на протяжении многих-многих лет моей излюбленной униформой.

Где-то читала, что вы носите разные шарфы и что у вас их якобы около 3000 штук.

Это не правда. У меня один белый шарф из шелка. Я ношу его постоянно. Купил очень дешево в Китае, он отлично подходит к моей одежде (смеется).

Ваши разработки всегда были «не от мира сего». Машины, самолеты, поезда — все это казалось пришедшим из будущего или спустившимся из космоса. Да и вы сами старше себя самого: Вам уже за 80, а выглядите вы на 60 с небольшим. Складывается ощущение, что вы живете завтрашним днем. Или это не так?

Что касается моего возраста, должен сказать, что я человек, который ведет очень спортивный образ жизни. Я ныряю и плаваю, словно рыба. Треть моей жизни я провел под водой (смеется). А знаете почему? Потому что под водой ко мне приходит вдохновение. Всегда просыпаюсь очень рано и живу очень аскетично. Я все еще ношу костюмы, которые надевал в свои семнадцать. Я хочу сказать, что с тех пор не изменился. В моей голове я раз и навсегда остался молодым и во всем своем великолепии, а это, как известно, имеет большое влияние не только на состояние духа, но и тела. Что касается первой части вопроса, скажу вам так: я не живу завтрашним днем. Вещи, которые я создаю, которые выглядят, по мнению многих, пришедшими из будущего, на самом деле в полной мере соответствуют настоящему времени. И они должны были бы существовать на сегодняшний день уже в течение длительного времени, если, конечно, мир не стал бы постоянно захлебываться экономическими и политическими кризисами. Мы живем в ультраконсервативном времени, которое совершенно не признает продвижение вперед. Где мы ультрасовременны, так это в вооружении. К сожалению.

Porsche 911 невероятно красив во многом из-за того, что дизайн в нем подчинен функции. В то же время есть немало примеров красивых автомобилей, которые неважно ведут себя на дороге. От чего вы отталкиваетесь в работе — от дизайна или все же от функции?

Невозможно отделить одно от другого. Хороший дизайн, который создает природа, имеет всегда стопроцентную функциональность. Дизайн, который делает человек, имеет, может быть, пятнадцати-, двадцати- или, максимум, традцатипроцентную функциональность. В своей работе над дизайном я прилагаю все усилия, чтобы следовать природе, которая для нас является наиболее экспертным преподавателем и мастером дизайна и останется таковой еще на сотни лет.

Вам никогда не предлагали сделать автомобиль для Бэтмена?

Нет-нет-нет… Я бы даже не взялся за такую глупость. Знаете ли, американскую болезнь, которая поселилась в этом мире, нужно постепенно вытеснять. Мы должны понимать, что Америка за все свое короткое существование обошлась без единой цивилизации. За последнюю пару сотен лет американцы скатились в бездну из-вра-ще-ни-я. Едва ли они в своем уме. Поэтому и пытаются господствовать в этом мире.


Вы уже видели первый российский суперкар Marussia? Недавно мы общались с Паоло Пининфарина, которому не очень-то понравились островатые углы «Маруси».

Я слышал о ней, но, к сожалению, еще не успел посмотреть, хотя очень хотел бы. Мне интересно, действительно интересно, что сделали разработчики Marussia. Если мне удастся открыть Think Tank в Москве, то первым делом я вместе с русскими студентами возьмусь за строительство самого быстрого и обалденного автомобиля в мире. Это будет для России и вместе с ней. Это будет непременно лучший автомобиль. На нем мы отправимся на юг России, чтобы там поставить мировой рекорд. В честь России! Это было бы моим подарком вашей стране. Второй рекорд, который я хочу поставить у вас - велосипедный. На большой трассе. И для этого я создам новый сенсационный велосипед, который заткнет за пояс все остальные двухколесники (смеется).



Господин профессор, позвольте поблагодарить вас от лица редакции и читателей за это интервью. Для меня лично было честью и удовольствием пообщаться с вами.

Благодарю от всего сердца и поздравляю лично вас с тем, что вы так хорошо владеете немецким. Сообщите вашим читателям, что профессор Колани рад возможности заключить в свои объятия русских. Я обожаю вашу страну, которая обладает высочайшей, глубочайшей и великолепнейшей культурой. Под впечатлением от выступлений ваших балерин я создавал модели танцовщиц из гипса. Нужно будет как-нибудь показать вам их фотографии… Я - огромный фанат России. Передавайте от меня привет вашим читателям и всей редакции. Спа-си-бо! (говорит по-русски).

Досье

Луиджи Колани

Немецкий дизайнер-концептуалист, родоначальник промышленного био-дизайна. Создал десятки эксперементальных концептов для ThyssenKrupp, Boeing, RosenThal, Rockwell International, Villeroy&Boch и прочих промышленных гигантов. В 1954 году Колани был награжден «Золотой розой» на Женевском автосалоне за дизайн экстерьера Fiat 1100, в 1972-м разработал дизайн болида «Формулы-1» Eifelland Type 21. До и после этого создавал концепт-кары для Porsche, Mazda, Mercedes-Benz, Ferrari, Ford, а также собственные модели под брендом Colani, некоторые из которых были выпущены небольшими сериями.

Если вы думаете, что в студии Rinspeed, которая делает довольно странные на вид автомобили, работают самые эксцентричные дизайнеры на планете, вы сильно ошибаетесь. В этом смысле швейцарские инженеры просто скучные халтурщики по сравнению с великим и в то же время ужасным Луиджи Колани.

Лутц Колани родился 2 августа 1928 года в Берлине. В 1957 году он изменил свое имя на Луиджи, после чего изучал искусство в Германии, аэродинамику во Франции и жил в Японии, Китае и США. При этом ему удавалось превращать в произведения искусства все, к чему он прикасался — от бутылки минеральной воды и фотокамер Canon (на нижнем фото) до самолетов McDonnell-Douglas и автомобилей, именно благодаря которым он и прославился.

У автомобилях Колани все подчинено аэродинамике. Например, построенная на базе Citroen 2CV его модели для своего времени установила мировой рекорд в потреблении топлива — всего 1,7 л/100 км. Дизайнер всегда утверждал, что внешность автомобилей слишком несовершенна, а руководители компаний-производителей чересчур консервативны.

«Посмотрите на грузовики — они элементарно квадратные и должны проталкивать перед собой огромное количество воздуха, — говорит немец. — У них нет аэродинамики, но тупая промышленность этого так и не поняла. Потратить миллиарды литров топлива вместо того, чтобы принять мои идеи… Да и воздух на Земле была бы чище.»

Однако, Колани не ограничивался наземными видами транспорта – он разрабатывал корабли, самолет на 1000 мест, вертолеты и даже концепт для НАСА. Часто работал и на территории бывшего Советского Союза, где он создал проект для новой Lada Niva, который носит имя Михаила Горбачев. Кроме того, создал серию эксклюзивных фортепиано, которые очень популярны в Голливуде. Их покупали такие звезды, как Ленни Кравиц, Принс и Эдди Мерфи. Да чего уж там, он проектировал даже гробы…

В автомобильной индустрии Колани воспринимается чаще как чудак, но при этом всегда пользовался уважением своих коллег. А завоеванных им награды и не перечесть. Дизайнер является соавтором серийных автомобилей таких известных марок, как Fiat, Alfa Romeo, Lancia, Volkswagen, BMW и Porsche. Однако, сегодня я обращу ваше внимание на его наиболее дерзкие и нетрадиционные идеи.

Colani Ferrari Lotec Testa d’Oro

Это вовсе не макет, а абсолютно стандартный автомобиль. Несмотря на свой странный вид, с аэродинамикой у него все в порядке. Доказательством этого является мировой рекорд скорости а 351 км/час, достигнутый на соленом озере в Боневиле (США) в 1991 году.

Техническая начинка автомобиля была поручено специалистам Lotec Gmbh — тем же, что создали суперкар Mercedes-Benz C1000 мощностью 1000 л.с. На Testa d’Oro они поставили 12-цилиндровый двигатель Ferrari с двумя турбонагнетателями, развивающий 750 л.с. и 900 Нм.

Colani Le Mans Concept

Один из самых смелых/безумных проектов в истории. Автомобиль состоит из двух частей – в одной расположен двигатель, а в другой — кабина. Для его создания Колани черпал свое вдохновение из аэродинамических форм безмолторных планеров.

Задняя часть, где находятся подвеска и тормозная система, была заимствована у Lamborghini Miura. Двигатель, однако, не был поставлен, поскольку необычный автомобиль так и остался всего лишь проектом. Эта модель была недавно выставлена на продажу по стартовой цене от 75 000 долларов.

Colani Eifelland Formula One

Луиджи Колани не только создавал концепты, но и превращал некоторые из его аэродинамических видений в реальность. В 1972 году он создал автомобиль Формулы 1, предназначенный для команды Eifelland. Он базировался на болиде March 721 и был оснащен на двигателем V8 от Ford. В отличие от других команд здесь автомобиль был только один и управлялся он пилотом Рольфом Штомеленом.

Проявились, однако, некоторые проблемы — с охлаждением, с прижимающей силой и надежностью в целом. Таким образом, некоторые из решений Колани были заменены на традиционные для Формулы-1 в то время. В 1972 году автомобиль участвовал в 8 из 12 гонок, а его лучшим местом стало десятое.

В 1970 году Колани предлагает альтернативный проект суперкара для компании Mercedes-Benz, которая всего год назад показала свое концептуальное купе с центральным расположением двигателя S111.

Стоит признать, что, несмотря на свои необычные форму и цвет, автомобиль получился вполне аэродинамичным с коэффициентом лобового сопротивления всего 0.2. Это в два раза лучше, чем у большинства спортивных автомобилей того времени.

Mazda Le Mans Prototype

Mazda также сотрудничала с маэстро Колани, после того, как семью годами ранее компания выиграла легендарную гонку «24 часа Ле-Мана». Прототип, созданный дизайнером, кажется, предназначен просто напугать до смерти большинство противников одним своим появлением.

Впрочем, с технической составляющей у автомобиля все выглядит довольно хорошо. Он предлагает комбинацию роторного двигателя с мощностью 950 л.с. и отличную аэродинамику.

Только посмотрите на эту улыбающуюся машину, которая, кстати говоря, является вполне «скоростной». Это ли не самое яркое доказательство того, что для Луиджи Колани в области аэродинамики нет абсолютно никаких секретов. На озере Бонвиль прототип, оснащенный 3,5 -литровым двигателем с турбонаддувом, развил максимальную скорость 407 км/час.

Если же вам нужна обычная спецтехника, а не необычный автомобиль, пусть и с потрясающей аэродинамикой, вам стоит знать, что есть аренда спецтехники в Киеве , которая гарантирует вам не только оптимальный уровень цен, но и высокое качество сдаваемой в аренду техники. Так что обязательно прислушайтесь к моим словам.

Об авторе: Андрей Страшко

    Другие новости

Супертраки Колани January 29th, 2015

Colani SuperTruck 2006 года. Очередная версия дизайнера Луиджи Колани на тему аэродинамического тягача. Одну из его машинок наверное все видели, а эту я почему то только сейчас заметил.

Луиджи Колани (Luigi Colani) — живая легенда промышленного дизайна, чьи работы настолько фантастичны, что опережают свое время. Луиджи Колани является родоначальником био-дизайна (направление в промышленном дизайне, основные формы которого взяты из природы). Хоть люди и называют его дизайнером, но сам он считает себя «3D-философом». Колани однажды сказал: «Земля круглая, все небесные тела круглые, и все они движутся по округлым или эллиптическим орбитам. Я собираюсь следовать природе – создаваемый мною мир тоже округлый». Все, за что бы он не брался, приобретало обтекаемые, сглаженные формы – вертолеты, грузовики, дома и т.д. вплоть до стульев и наушников. Эти формы — не просто полет воображения, а очень продуманный ход: Колани обучался аэродинамике и его потрясающе красивые обтекаемые автомобили и самолеты побивают все рекорды скорости, при этом значительно экономится топливо. Дизайнер опережает своё время, но многие его проекты так и остаются невостребованными.

Посмотрим на его грузовики:

Родился Луиджи Колани (Luigi Colani) под именем Лютц Колани (Lutz Colani) в 1928 году в Берлине (Berlin). В семье его были курдские и польские корни. Он с детства увлеченно рисовал, а позднее стал студентом Берлинской академии изящных искусств (Akademie der Künste), где изучал живопись и скульптуру. Позднее, увлекшись аэродинамикой, Луиджи изучал ее в парижской Сорбонне (Sorbonne in Paris, France).

В 1950-х он жил уже в Калифорнии (California), и именно в 1950-х его работы в области дизайна начали получать признание. Так, за дизайн автомобиля ‘Fiat’ он получил на автосалоне в Женеве (Geneva, Switzerland) премию ‘Golden Rose’.

В 1960-х Луиджи Колани все еще увлеченно работал над автомобильным дизайном, и к его услугам прибегали изготовители ‘Alfa Romeo’ и ‘Lancia’, ‘Volkswagen’ и ‘BMW’.

Одновременно Колани мог отвлекаться и на менее значительные проекты, словно бы между делом разрабатывая приятные мелочи вроде сувениров и брелков для всевозможных корпораций.

В 1972-м о Колани заговорил весь гоночный мир – именно он разрабатывал дизайн для болида ‘Eifelland’ Формулы-1.

В 1973-м в Японии (Japan) он открыл собственный Центр дизайна, а в 1976-м представил миру свою новую разработку – самолет ‘RFB Fanliner’, выполненный из пластика.

Фото 3.

Вообще, главной страстью Луиджи Колани всегда была и оставалась аэродинамика. Он построил собственную модель автомобиля ‘Colani 2CV’ на базе французского ‘Citroën 2CV’, который поставил мировой рекорд по расходу топлива. А на разработку аэродинамических грузовиков Колани потратил не менее трех десятилетий, среди них – ‘Colani-LKW’, выполненный на базе ‘Mercedes’.

В целом же Луиджи Колани разработал не менее 35 концептуальных автомобилей, которые сегодня известны как концепт-кары, среди них есть также модели для ‘Porsche’, ‘Mazda’, ‘Ferrari’, ‘Ford’ и др.

Известно, что Колани не слишком уважительно отзывался о современной автомобильной индустрии – как изобретатель, он знал наверняка, что есть гораздо более лучший, более экологичный и намного более экономичный путь производства все тех же грузовиков. Увы, ‘тупая индустрия’ продолжала быть глухой к его одинокому голосу.

А вообще спектр деятельности этого человека по-настоящему поражает – так, разработанные им пианино на базе ‘Schimmel’ приобрели Ленни Кравиц, Принс и Эдди Мерфи; это его дизайн фотокамеры ‘Canon’ в свое время определил лицо марки; в Японии и Таиланде он много поработал над разработкой архитектурных проектов; а среди его небольших разработок есть бутылки для напитков, наушники для плееров и даже мебель. Известно, что Колани даже поработал над формой для гамбургских полицейских.

Лиуджи Колани называют основоположником так называемого биодизайна – одного из направлений в промышленном дизайне. Вообще, главными характеристиками всех разработок Колани являются округлые формы. ‘Земля круглая, все небесные тела круглые; все они движутся по кругу или эллиптическим орбитам’, — говорит Колани.

‘… Так зачем же я должен пополнять ряды тех, кто пытается сделать мир угловатым? Я собираюсь продолжать философию Галилео Галилея: мой мир тоже круглый’.

Известно, что в настоящее время великий дизайнер живет в Германии, а его сын Солон Луиджи Лютц (Solon Luigi Lutz) пошел по стопам отца и также стал дизайнером.

Фото 4.

Фото 5.

Колани уверен, что в XXI веке мы должны научиться сосуществовать с животным и растительным миром на новом уровне. Потому так важен для дизайнера поиск связи между геометрией живого и неживого. Так, например, в 1986 году Колани сконструировал 14 моделей экологически чистых «автомобилей будущего», по форме напоминающих не то летящую чайку, не то хищную рыбу.

На тонкие связи биодизайна с природой намекает уже хаотическая расстановка экспонатов. В хаотичном порядке по залу музея разбросаны обтекаемых форм (традиционных для Колани) модели гоночных болидов для Формулы-1, зубные щетки, точащие из цельного необработанного золотого слитка, притаившаяся в углу лопата с изогнутым черенком и целые биогорода с деревьями в виде зонтиков укропа. Однако каждая из работ, несмотря на явную укорененность в природе – прежде всего триумф инженера над художником. Для Колани, изучавшего аэродинамику в Сорбонне, дизайн – стихия вполне рациональная, схожая скорее с капитальным ремонтом, чем с творческим процессом.

Фото 6.

Фото 7.

Из мастерской Колани вышли макеты «каплеобразной» фуры Mercedes-Benz и компактного дома с вращающейся кухней-шаром. В 1954 году он получил «Золотую розу» на Женевском автосалоне за радикальную переделку корпуса легкового автомобиля Fiat 1100. Наконец, дизайн сегодняшних профессиональных фотоаппаратов Canon — тоже дело рук Колани. Именно с его прототипа камеры Canon T-90, созданного в 1986 году, в фототехнике началась «эпоха закругленных форм» и рукоятей, повторяющих форму руки. Уже через несколько лет угловатые фотоаппараты-»кирпичи» окончательно уступили таким моделям место в сумках репортеров.

Однако основной постулат биодизайна в том, что изобретать, в общем-то, ничего не нужно. Мол, природа всё придумала за нас. Но с первого взгляда сходство произведений Колани с органическим миром не так очевидно. Плетеных дачных лавочек и гербариев из ромашек на стенах – опознавательных знаков декоративного натурализма – на выставке нет. Природное начало в своих работах дизайнер воплощает в обтекаемых формах кресел и моделей самолетов, а также – в цветах и фигурах, позаимствованных из животного мира.

Фото 8.

А вот про эту более известную модель подробнее:

Известный итальянский дизайнер-авангардист Л. Коллани спроектировал опытный образец «грузового автопоезда 2001 года». В его разработке и постройке он сотрудничал с 19 фирмами, в том числе с ФИАТ (шасси), «Пирелли» (шины и колеса), «Фихтель унд Сакс» (гидравлическое оборудование).

Коллани стремился получить Сх равным 0,4. Для этого он предложил совершенно новое архитектурное решение головной части поезда, свел к минимуму зазор между ней и полуприцепом, установил боковой обтекатель между колесами тягача.

С целью резкого повышения безопасности Коллани нашел принципиально новое решение, благодаря которому модуль с отсеком водителя при лобовом ударе смещается по направляющим назад и вверх, а специальные гидравлические устройства поглощают энергию удара. В отношении безопасности представляет также интерес круглое лобовое стекло с трехлопастным стеклоочистителем пропеллерного типа. Рабочее место водителя оснащено контрольными приборами с цифровой, а не стрелочной индикацией. Широко использованы звуковая сигнализация, имеющая целью разгрузить внимание водителя от зрительного контроля по приборам за работой систем автопоезда.

Автомобиль 2001 года Л. Коллани на базе седельного тягача ФИАТ - еще одна попытка создания опытного образца грузовика, опережающего время.

Год постройки — 1977: количество мест — 2; двигатель: тип — дизель, число цилиндров — 8, рабочий объем — 17 200 см3, мощность — 350 л. с./266 кВт; колесная формула — 4X2; длина автопоезда — около 15 000 мм; ширина — 2500 мм; высота — 4000 мм; полная масса автопоезда — 38 000 кг; наибольшая скорость — 120 км/ч.

Фото 9.