Белые фермеры должны уйти. "Барин вернулся!" В Зимбабве голодные негры с радостью встречают белых фермеров


Надпись на плакате: "Убей бура!!! Убей фермера."

"Барин вернулся!" В Зимбабве негры с радостью встречают белых фермеров. А ведь не так давно негры убивали белых фермеров и сжигали их дома...

Нескрываемая радость на лицах, песни и пляски - так бывшие темнокожие рабочие фермы встречали её владельца, Роберта Смарта, изгнанного в годы правления прежнего президента Зимбабве Роберта Мугабе. Новый глава страны начал процесс возвращения земель белым фермерам.
"Слезы радости, когда белый зимбабвийский фермер возвращается к захваченной у него земле", - сообщает твиттер Reuters.

"Самое неполиткорректное видео, которое только можно себе представить", - комментирует телеграм-канал Varlamov News.

"Новый президент Зимбабве Эммерсон Мнангагва впервые вернул землю белому фермеру. Надел у Роберта Смарта отняли во времена правления предыдущего главы государства Роберте Мугабе, - пишет wolf-gray. - Десятки рабочих и местные жители встречали фермера аплодисментами и песнями.

Новый зимбабвийский лидер назвал земельную реформу неизбежной. Он пообещал компенсировать убытки фермерам, потерявшим угодья в результате реформ Мугабе. Таким образом, глава государства хочет привлечь в страну инвестиции.
Отмечается, что с министром земледелия страны собираются встретиться представители Фермерского союза, представляющего интересы белых фермеров. Гонения на них начались в конце 1990-х годов. В 2000-м правящая партия Зимбабве (Африканский национальный союз - Патриотический фронт) во главе с Мугабе начала проводить земельную реформу. В то время белое население составляло лишь один процент, однако владело большим количеством плодородных угодий. В результате почти все эти земельные хозяйства были отобраны.
В 2000 году в Зимбабве проживали 4,5 тысячи белых фермеров, после реформы их осталось всего несколько сотен. В середине ноября в Зимбабве произошел бескровный переворот, в результате которого пост главы государства достался Эммерсону Мнангагве. Мугабе правил страной с 1980 года".

"Последний (он же единственный) белый президент Родезии Ян Смит, несмотря на то, что считался ярым расистом, дожил свой век фермером - никто его не трогал, - пишет uborshizzza. - Жил на своей ферме. Часто общался с людьми, в том числе темнокожими африканцами. Написал мемуары. Охотно давал интервью, в которых критиковал Мугабе за коммунистические методы правления. Говорил, что прежде гордился Родезией, но не находит сил гордиться Зимбабве. Из-за ухудшения здоровья в 2005 году Смит переехал в ЮАР и поселился в доме престарелых южного пригорода Кейптауна. Скончался в возрасте 88 лет.
Вот отрывок из его мемуаров: "Очень часто, когда я шел к своему автомобилю, чтобы съездить на обеденный перерыв, ко мне на улице подходили люди, с просьбой дать автограф, либо просто сказать что-нибудь приветственное и одним из самых частых замечаний с их стороны было: "В этой стране черное население выглядит самым счастливым, чем где-либо". Верховный комиссар полиции показал мне статистику, согласно которой уровень преступности в стране pro rata к численности населения был самым низким в мире.

Любопытно, что Яна Смита ненавидели все в мире - СССР, Европа, Китай, но больше всех Великобритания... В Родезии до 30-ти лет жила Дорис Лессинг, получившая Нобелевскую премию по литературе. Ее первый роман был о жизни в Родезии...

12 декабря 1979 года власть в Родезии-Зимбабве была временно передана британскому губернатору лорду Артуру Кристоферу Джону Соумсу, партизанские отряды должны были прекратить вооруженные действия. На всеобщих выборах 1980 года убедительную победу одержало радикальное крыло ЗАНУ — Африканского национального союза Зимбабве под руководством Роберта Мугабе.
Руководители Зимбабве стали искать в мировом учении такую идеологию, которая могла бы принести процветание нашему народу. Было решено взять идеи К. Маркса в интерпретации В. И. Ленина о равенстве всех людей на земле и свободе. Декларировали строительство общества, в котором было бы интегрировано все положительное из иностранного опыта. В экономике должны были действовать государственные предприятия, кооперативы и личные фермерские хозяйства. В наибольшей степени Зимбабве ориентировалось на КНР. СССР в свое время поддерживал другую группировку повстанцев - не Мугабе.э

Первоочередной задачей нового правительства стало перераспределение земли. До 70% ее находилось в руках белых (В 1965 году в Родезии было 230 тыс.белых, сейчас осталось 100 тыс., что составляет 1% населения страны). Предполагалось, что эта реформа будет осуществляться постепенно при финансовой помощи Великобритании, чьей колонией до 1980 года была Зимбабве, называвшаяся тогда Южной Родезией. Планировалось выкупать землю у белых землевладельцев и перераспределять ее среди местного населения.
Какое-то количество земли в 1980-90 годы было перераспределено по этой схеме, но с точки зрения местных жителей, процесс шел очень медленно. Инициаторами быстрого перераспределения земли стали ветераны национально-освободительной борьбы. Они сами по факту захватывали эти земли без всякой санкции на это со стороны государства. Причем вплоть до конца 1990-х годов полиция такие захваты пресекала, зачастую возвращая землю белым фермерам...

Понимая, что поддержка его со стороны населения начинает падать, Мугабе в 2000 году провел референдум об изменении конституции, в который помимо пункта о расширении президентских полномочий, вносился и пункт о возможности безвозмездного изъятия земли у фермеров. Однако большинство (54,6%) принявших участие в голосовании граждан страны отвергло этот проект.Чтобы удержаться у власти Мугабе пошел на такой популистский шаг, как самовольные захваты ферм. В результате перераспределение земли в Зимбабве прошло очень беспорядочно, а многие белые фермеры были вынуждены покинуть страну или перейти в другие сферы экономики..."

2. Теперь тезисно.
Йоханнесбург сдан!

Город захвачен бабуинами упырями и вурдалаками.
Белых людей нет вообще.
Видел только одного и тот был бомж, а бомжи, как известно интернационалисты покруче Коминтерна будут.
Белые сидят по домам или торчат на работах, на улицах стараются не появляться.

3. Теперь поподробнее.

Нам надо было в Йохане околачивать груши часов девять. Мы уговорили Михалыча, а тот уговорил какого то смертника, свозить нас покататься в центр города. Мы, еще то дурачье, храбрились друг перед другом, дескать главное доехать до центра, а уж там то мы, сука, покажем всем кто такие россияне державники.
...

Не показали.

Почему? Отвечу дипломатично, завуалировано, прямо.
Мы обосрались.

На расстоянии Йоханнесбург смотрится очень даже ничего себе.
Красивый, большой, современный.
Много высотных зданий, множество английских парков.
Попадаются на глаза красивые здания в викторианском стиле.
Зеленые лужайки, голубое небо.

Когда же мы заехали вовнутрь, картина оказалась не столь радужной.
Город брошен.
Электричества нет.
Мусор не вывозится.
Канализация не работает.
Расчищены только дороги для транспорта и работают лишь светофоры.
Причем это был еще только в центр, там где какбЭ можно проехать и где есть гарантии что не грохнут.

Перед выездом в город, водила, которого уговорил Михалыч, прочел нам вводную.
Он говорил, будучи немного на взводе, часто сглатывая, и инстинктивно озираясь назад.

« Если блеать хотите жить, делайте сука точно как я вам говорю.
В городе НЕ ОРАТЬ, внимания к себе НЕ ПРИВЛЕКАТЬ!
Фототехникой НЕ МАЯЧИТЬ!
Айфонами, сука, в окнах НЕ СВЕТИТЬ!
Черным в глаза НЕ СМОТРЕТЬ!
И главное… ОКНА НЕ ОТКРЫВАТЬ!
Потому как блеать, внезапно может упасть столб и перегородить дорогу, и упыри нас возьмут штурмом.
И помните, что у меня дети..»

Мы ездили часа два по центру.
В автобусе стояла гробовая тишина.
Чтобы понять что там произошло, необходим небольшой экскурс в историю.

В 1992 году, это год отмены апартеида, соответственно год отмены правил сегрегации, сняли ограничения на перемещения внутри страны. В тот год, одномоментно, из саванны, в город откочевало более двух миллионов бабуинов черных.
(Кстати говоря, в Африке нет негативного отношения к слову черный.
Местные делятся на три категории, согласно оттенку кожи.
Белые- потомки колонизаторов переселенцев.
Цветные- потомки завезенной из Индии, Индокитая и Индонезии рабочей силы.
Черные- Пришлые из центральной Африки племена Зулу и Банту.
Промежуточных вариантов я не наблюдал, из чего сделал вывод, что группы не скрещивались.
Из всех этих трех категорий на этой территории нет автохтонного населения. Белые колонисты прибыли на пустынные территории, заселенные малочисленными племенами готтентотов, которых в скорости и извели под корень болезни и черные племена.
Когда на территории страны эти группы стали пересекаться, белые задумали разделить страну на территории-сегрегации, с ограничениями на перемещения не по делу, из одной части в другую. Кстати говоря, одним из первых борцов за равноправие в праве определения где жить, был не кто иной как Махатма Ганди. Он и открыл сезон борьбы с апартеидом, и относился он к группе цветных. По иронии судьбы, больше всего, в момент отмены апартеида пострадали как раз цветные. Черные в первую очередь громили их кварталы, так как считали их холуями белых, коллаборационистами.)

Так вот, в один прекрасный момент, вероломно,без объявления войны, в город вступила пара миллионов черных колонистов, открыв эру Африканской реконкисты. Они просто снялись с насиженного места, и пошли туда, где вкуснее пахнет.
Михалыч в то время жил в Йохане и рассказал следующее.

В разгаре рабочего дня, вдруг, откуда не возьмись, наступил ахтунг.
Распахнулись двери офисного центра, и в знание, мало организованно и стихийно, но весело и на позитиве, в их офисное здание просочилось несколько тысяч черных. Гости прибыли со своими пожитками и скарбом. Они попросили не обращать на них внимание, и продолжать работу, а сами тем временем стали осваивать неэффективно используемые с их точки зрения площади. Они равномерно рассосались по офисам, заняв свободные кресла, диваны и стулья, заняли туалеты и коридоры, попутно снимая с окружающих на сувениры все, что на них было блестящего.
Здание наполнилось жизнью и радостной суетой. В коридорах забивали и потрошили птицу, в переговорных готовили еду, в туалетах принимали ванны.
На вежливый вопрос: «Как это понимать?» , они просто ответили, что теперь они будут тут жить.
На уточняющий вопрос: «С хуя ли? Как так?» , они ответили, что так всем будет лучше.

Вызвали ментов.
Менты не приехали.
Менты сказали, что пока не могут, так как у них в участках такая же херня происходит.
Тогда все кто мог, стали по-тихому бежать в пригороды и в сторону Кейптауна, попутно возводя рубежи обороны. Рвы, ряды колючей поволоки под напряжением, заборы. Последний район Йоханнесбурга, где встречается белый человек, это пригород Претория.
После массового бегства собственники зданий стали думать, что же делать.

Придумали.
Они решили, что если выключат упырям свет и воду с канализацией, то они сам покинут здания и вернутся в саванну.

Выключили.
Упыри этого даже не заметили.

Похоже, у них и так в саванне не было ни света, ни воды ни канализации. Я спросил у Михалыча, а куда они тогда гадят?
Михалыч ответил, что они и сами долго бились над этим вопросом и когда узнали ответ, были сильно фраппированы.
Оказалось, что упыри, осваиваясь в зданиях, долго не могли понять функциональность лифтовых шахт. Когда захватчики отковыряли двери, долго гадали, сплевывая вниз, зачем эта дыра.
А потом догадались, и отдали должное интеллекту белого человека.
Как же белые все толково придумали, подумали Швондеры, и начали гадить и сбрасывать мусор в лифтовые шахты.
Со слов Михалыча, толпа упырей, захватив здание, в среднем засирает его по самую крышу в среднем за лет десять. Ну а затем, как и в добрые доисторические времена, откочевывала на новое пастбище, заселяя новый небоскреб.

Смеркалось.

Мы ездили по улицам Йоханнесбурга, и не отрываясь, плотно прильнув к окнам, пожирали глазами окружавшую действительность. Перед нами проплавали внешне фешенебельные дома, с кое где уже выставленными окнами, с блуждающими туда сюда вурдалаками, без малейших признаков освещения. Кое-где, в провалы окон, мы замечали мерцание костров в глубине здания.

Но для объективности, надо добавить, что жизнь еще там теплится.
Опять же со слов Михалыча, в Йохане появилась новая неформальная услуга.
Некие крепкие ребята, предлагают собственникам захваченных упырями зданий услугу по реотжиму здания.
В какой-то момент, к зданию подъезжает пара сотен крепких парней, вооруженных до зубов и тихо и спокойно, стараясь не разбудить мирно сопящих упырей, начинают отжим здания, весьма жестко выдушивая всех вселенцев.
И пока те не пришли в себя и не пошли переспрашивать: «А что собственно это вообще было?», заваривают все входы и выходы, выкапывают рвы, натягивают проволоку и пускают по нему ток.
Затем, после того как знание приводят в чувство, его снова пускают в эксплуатацию.

Так и живут остатки белого и цветного населения в пригородах за забором из колючей проволоки под напряжением. Утром садятся на свои авто, не останавливаясь выезжаю за ограждения своих резерваций на работу. Пробираются по более и менее расчищенным дорогам, ныряют в охраняемые въезды-норы под отвоеванные здания на подземные парковки, и дальше уже идут по своим рабочим местам.
Причем я еще заметил одну забавную штуку. Если рядом стоит два живых здания, чтобы попадать из одного здания в другое, они понастроили переходы на высоте 10-11 этажа. То есть они даже могут к друг к другу ходить в гости по такому переходу. Главное не смотреть вниз, на улицы города, по которым снуют зомби.

Вдоволь покатавшись по городу, Михалыч привез нас на главную площадь, исторический центр событий положившие началу борьбы с апартеидом. Привез и сказал выходить, дескать там он продолжит вещать за историю.
Мы поначалу отказались выходить. Сказали что очкуем мы брат выходить из автобуса нам и в автобусе его прекрасно слышно. Михалыч сказал не ссать, дескать, тут безопасно. КакбЭ площадь большая, обзор хороший, и если упыри пойдут, то мы их на дальних подступах заметим и свалим.
Вышли мы значит, гуляем. Вышел с нами и Шиндин. Чтобы было не так сыкотно, Андрей взял с собой вувузелу.
Какой никакой, а фаллический символ.
В какой-то момент, он заскучал,помаялся и стал, чтобы как-то развеяться дудеть в мать ее вувузелу.

Мы едва успели эвакуироваться в автобус.
Зомби, привлеченные воплем вувузелы, так быстро стали выбираться из своих нор, что мы несколько вздрогнули от такой прыти. Последним, уже на ходу, запрыгивал Михалыч, бросая под ноги бежавшим в нашу сторону упырям мелкие купюры.
Кстати помогло. Устроенная Михалычем свалка сильно сбавила скорость упырей, и мы успели слинять без потерь.

После всего увиденного, мы задали ехидный вопрос Михалычу, а как он относится к отмене апартеида?
Михалыч на голубом глазу начал нам, что то втирать, что все не зря.. ибо.. и что он надеется, что.. во имя мировых ценностей демократии.. они же тоже люди, хоть сходу этого и не видно.. а иначе бы нас все тут всяко всяко..

Его речь прервал Шиндин, какбЭ подытожив речь Михалыча, да и наше путешествие.

Михалыч! НЕ ПИЗДИ!

P.S.
По глазам Михалыча, мы догадались, что Шиндин попал в самую точку.
P.P.S.
На момент отмены апартеида, в ЮАР существовала своя космическая программа. Страна обладала ядерными технологиями и оружием. В ЮАР, впервые в мире произвели пересадку сердца.
В настоящее время космическая и ядерная программа свернуты, ученые, как и половина белого населения сбежали из страны.

18 апреля 2005 года исполнилось ровно 25 лет с тех пор, как на карте мира появилась Республика Зимбабве. Тогда, в 1980 году, все прогрессивное человечество приветствовало еще одну африканскую страну, получившую "независимость от колониального гнета" благодаря деятельности местных "освободительных сил". После чего мировая общественность постаралась поскорее про нее забыть - Зимбабве оказалась из числа тех государств, о которых вспоминают только тогда, когда там происходит нечто экстраординарное. Между тем новейшая история этой республики весьма поучительна, так как представляет собой настоящую инструкцию под названием "Как за четверть века развалить вполне успешную страну".

До 1980 года Республика Зимбабве называлась Родезией. Уникальна эта страна была тем, что решающую роль в ее создании сыграли не официальные политические структуры, а воля одного-единственного человека. Этим человеком был Сесил Джон Родс, премьер-министр британской Капской колонии, политический деятель, промышленник и основатель Британской Южно-Африканской Компании.

В 1889 году Родс получил от королевы Виктории королевскую грамоту "на исследование территорий, лежащих к северу от реки Лимпопо и к югу от реки Замбези, а также на управление ими". Идея была не нова - Великобритания и раньше позволяла частным компаниям управлять новыми землями. При английском дворе полагали так: если компания Родса преуспеет, то у Лондона всегда найдутся силы аннексировать новую территорию, если же эпопея провалится, то расплачиваться за это будут не британские налогоплательщики, а частные капиталовладельцы.

В том же году Родс организовал и экипировал первую партию поселенцев, которая переправилась через Лимпопо и двинулась на север. 13 сентября 1890 года один из офицеров колонны первопроходцев, лейтенант Тиндейл-Биско, водрузил британский флаг на том месте, которое первопроходцы назвали Форт-Солсбери. У этой территории, куда пришли белые, исконных хозяев на тот момент не было - до середины XIX века ее населяло племя санов, впоследствии вытесненных племенами машонов и шангани, которых, в свою очередь, покорили матабелы.

Постепенно количество белых поселенцев к северу от Лимпопо увеличивалось, на территориях возникли и начали расцветать промышленность, сельское хозяйство и торговля, а компания Родса преуспевала. Поскольку официальный Лондон по-прежнему не намеревался брать на себя расходы по управлению новыми землями, колонисты сами избрали Законодательный совет во главе с администратором компании. После смерти Родса в 1902 году страна, до тех пор не имевшая названия, стала именоваться (сначала неофициально, потом все чаще и в документах) Родезией. Поскольку территория, освоенная поселенцами была огромна, то ее разделили на две части - Северную и Южную Родезию. Северная Родезия была британской колонией и колонией оставалась на всем протяжении своей истории до 1964 года, когда стала Замбией. Южная Родезия, юридически находившаяся под эгидой британской короны, фактически была самоуправляемой территорией во главе с частной компанией.

Великобритания обещала предоставить Южной Родезии официальное самоуправление еще в 1914 году, но этому помешала Первая мировая война. Родезийцы выставили на фронт 5000 белых (четверть всего белого населения страны на тот момент) и 2000 черных бойцов. Кстати, за время своего существования Родезия всегда посылала на все войны, в которых участвовала Великобритания больше своих граждан, чем любая другая территория Британского Содружества (в процентном соотношении к общей численности населения).

После войны жители Южной Родезии провели референдум по вопросу о самоопределении. Им предстояло либо стать самоуправляемой территорией (не колонией!), либо присоединиться к британской Южной Африке. Поскольку больших симпатий к бурам (потомкам голландских и французских переселенцев), составлявшим значительную часть населения Южно-Африканского Союза, англичане никогда не питали, то родезийцы, придерживавшиеся английских традиций, выбрали первый вариант.

У них первый был вопрос - "Свободу Африке!"...

В 1923 году Южная Родезия вошла в состав Британской империи в качестве самоуправляемой территории. Номинальную власть осуществлял губернатор, присылаемый из Лондона, на практике же родезийцы принимали собственные законы, самостоятельно устанавливали налоги и осуществляли администрирование. В самом Лондоне за Южную Родезию отвечало Управление по делам доминионов (а не колоний, как в случае со всеми остальными территориями).

После Второй мировой, когда в Африке начали набирать силу националистические движения, Лондон предпринял попытку создать новое государственное образование - Федерацию Северной Родезии, Южной Родезии и Ньясаленда (ныне Малави). В 1963 году эта мертворожденная страна распалась, и Родезия вернулась к своему статусу особого доминиона. Остальным двум территориям Великобритания поспешно предоставила независимость.

Следует отметить, что Великобритания, столкнувшись с готовностью своих бывших колоний сбросить "иго угнетателей", заняла позицию трусоватого умиротворения лидеров националистических движений. Африканские страны стали получать независимость в невероятной, подчас просто неприличной, спешке. Переход от колониального управления к полному суверенитету порой осуществлялся чуть ли не за один месяц, причем тот факт, что бывшие колонии в принципе не были готовы к самоуправлению, преднамеренно игнорировался. Конституции новых африканских государств строились на принципах формального равенства всех жителей, в том числе и белых, но на деле призваны были воплотить в жизнь идеи черного большинства. Мнения, не совпадавшие с точкой зрения черных националистов, а также склонявшихся перед ними белых политиков, громогласно объявлялись расистскими и подлежащими искоренению.

ЖЕРТВЫ "ОСВОБОДИТЕЛЬНОЙ ВОЙНЫ" В КОНГО. Фото с сайта mercenarycongo.com

Практически повсюду в Африке события развивались по одной и той же схеме: акт о независимости, гражданская война, воинствующий трайбализм, запредельная коррупция новых властных структур, расизм, голод, подавление свобод и так далее. Некогда процветавшие колониальные государства превращались в независимые руины. Так было в Нигерии, Бурунди, Руанде, Чаде, Судане, Анголе, Мозамбике. Трайбализм (чувство племенного превосходства) всегда был чумой Черного континента. И если в колониальную эпоху белым администрациям удавалось сдерживать наиболее одиозных националистических лидеров, то как только местное население почувствовало себя свободным, наиболее сильные племена тут же принялись резать своих соседей.

В некоторых странах беспорядки вылились в полномасштабный геноцид - уже никто не скажет, сколько различных народностей и племен в Бурунди или Нигерии было истреблено исключительно по этническому признаку. В Мозамбике националисты, основываясь на марксистской идеологии, творчески переработанной с поправками на местные условия, быстро свели к нулю экономическую жизнь своей страны. Анголу начала сотрясать непрерывная гражданская война, которая непременно перебросилась бы на территорию соседних государств, если бы не титанические усилия ЮАР, защищавшей Намибию и время от времени наносившей чувствительные удары по базам ангольских террористов.

Родезийцам, привыкшим к мирной жизни в спокойной стране, все эти события оптимизма не прибавляли. Начиная с конца XIX века и до 1962 года полиция Родезии не носила и, тем более, не применяла оружия - в этом не было необходимости. Местное самоуправление осуществлялось с помощью племенных вождей и местных администраций, уровень безработицы в стране был минимальным, приток рабочей силы извне - высоким, поскольку по уровню жизни Южная Родезия входила в пятерку наиболее развитых субэкваториальных африканских стран. Родезийская сельскохозяйственная продукция высоко котировалась как в Африке, так и во всем мире - мраморная говядина считалась деликатесом, вина соперничали с южноафриканскими, а чаем и табаком Родезия в избытке снабжала все соседние страны.

Официального, юридически закрепленного апартеида, как в соседней ЮАР, в Родезии не существовало. Как не существовало по сути и расовых проблем - подавляющее большинство негров не волновалось из-за того, что ими правят белые, пока белые строили школы, больницы и обеспечивали негров работой. Однако Великобритания смотрела на этот вопрос по-другому. Британское Содружество наций к тому времени стало напоминать собой Ноев ковчег. Наряду со странами, где существовали устойчивые традиции демократического правления (Канада, Австралия и Новая Зеландия) в нем оказались новоиспеченные государства, которыми правили бывшие сержанты колониальных войск и другие полуобразованные политики из числа местных националистов. Под давлением этих образчиков "демократии и свободы", а также Организации Африканского Единства, Великобритания взяла назад свое обещание предоставить Родезии независимость и стала придерживаться политики NIBMAR (No Independence Before Majority Rule ) - "Независимость только после предоставления власти большинству".

То, что у Родезии до этого был 40-летний опыт мирного демократического самоуправления, что в стране проводились регулярно честные и свободные выборы, что белые и черные решали свою судьбу сами, а не по указке Лондона, - все это не было принято во внимание. Уступая так называемому мировому общественному мнению и требованиям ОАЕ, Великобритания готовилась "сдать" Родезию. Единственное, к чему Лондон оказался не готов - это к намерению родезийцев самим определять свое будущее. В 1964 году к власти в Южной Родезии пришла партия "Национальный Фронт" во главе с Яном Смитом. 11 ноября 1965 года, после продолжительных, но безуспешных переговоров с Лондоном по вопросу о статусе доминиона, Ян Смит провозгласил независимость Родезии. В 1970 году Родезия стала республикой.

Война за независимость

Великобритания была категорически против такого поворота событий, официально объявив его "мятежом в колонии" (тот факт, что Родезия никогда не была британской колонией, политики с Даунинг-стрит проигнорировали). От прямого военного вторжения в Африку Лондон благоразумно воздержался - во-первых, родезийцы славились своим умением воевать (именно они составляли костяк британских коммандос, партизанивших в Северной Африке в годы Второй мировой), а во-вторых, это могло грозить беспорядками в армии Ее Величества - родственные связи между британцами и родезийцами в то время были весьма тесными.

Максимум, чего удалось добиться Великобритании, это введения против Родезии политических и экономических санкций, которые, однако, ощутимого результата не принесли. Ряд стран мира проигнорировали возмущенные выступления чернокожих диктаторов с ооновской трибуны и при помощи Южной Африки и португальского Мозамбика продолжали вести торговлю с Родезией. А призыв премьер-министра Смита к жителям страны "опираться на собственные силы" вызвал в Родезии экономический подъем, так что местный доллар на юге Африки стал такой же желанной валютой, как юаровский рэнд.

В унисон с Великобританией и "мировой общественностью" о "расистском режиме" Яна Смита заговорили и страны социалистического лагеря. СССР, Китай и КНДР начали оказывать черным националистам, проводившим террористическую политику, военную и финансовую помощь - сначала неофициально, а потом и открыто. СССР в конце 1970-х годов разрабатывал план полномасштабного вторжения в Родезию, осуществить который, правда, не успел. Великобритания в обстановке строжайшей секретности занималась тем же самым. Непокорную нацию нужно было поставить на колени любыми средствами, в том числе и с помощью террористов. Родезия оказалась втянута в тяжелую продолжительную антитеррористическую войну.

Армия Родезии была самой эффективной из всех, когда-либо существовавших к югу от Сахары. Ей удавалось невозможное - порой десантники Родезийской легкой пехоты совершали по три боевых десантирования в день, а разведчики из полка Скаутов Селуса за 7 лет своего существования истребили 70 процентов чернокожих партизан, воевавших против Родезии. Но несмотря на это, страна с ограниченными ресурсами не может в течение длительного времени воевать фактически против половины мира. В течение всего времени, пока шли боевые действия, не прекращались и переговоры. В итоге к концу 1970-х годов стороны пришли к соглашению о формировании в Родезии нового правительства национального единства. По результатам выборов 1 июня 1979 года новым премьером стал епископ Абель Музорева, а страна стала называться Зимбабве-Родезия. Теоретически все санкции с нее теперь должны были быть сняты, поскольку в Родезии установилась демократически избранная власть.

Если бы мы обращали внимание на то, что говорит Запад, нам давно бы свернули шею.

Генерал Питер Уоллс, командующий родезийскими ВС

Однако президент Картер не сдержал слова - под влиянием чернокожего посла США в ООН Эндрю Янга, пообещавшего Картеру взамен поддержку со стороны государств ОАЕ (и черных выборщиков в США). Не поддержала отмену санкций и Великобритания, обиженная на то, что ее отстранили от участия в судьбе ее бывшего доминиона, а также под давлением со стороны стран ОАЕ (особенно Нигерии, которая прямо увязала вопрос о поставках нефти Лондону с сохранением санкций в отношении Родезии). Наконец, новым правительством остались недовольны негры-партизаны в самой Родезии, мечтавшие видеть страну черным однопартийным государством.

Епископ Музорева хотя и не являлся идеальным премьер-министром, все же устраивал большую часть населения - как белых, так и черных. В его правительстве не нашлось места бандитам, отдававшим приказы убивать священников и детей. Однако главари террористических группировок Джошуа Нкомо и Роберт Мугабе, которые не участвовали в выборах, поскольку это не отвечало их целям, результаты голосования не признали и заявили, что чимуренга (освободительная война) вспыхнет с новой силой. При содействии британского правительства начались новые переговоры, и в итоге правительство Музоревы ушло в отставку, а на начало 1980 года было назначено новое голосование. На этих выборах победил Роберт Мугабе - его армия ЗАНЛА провела эффективную "предвыборную кампанию" под террористическим лозунгом: "Голосуй за нас или погибнешь вместе со всей семьей".

Выборы нового родезийского правительства сопровождались многочисленными нарушениями, прямыми угрозами и насилием над мирным населением, однако Лондон назвал их самыми чистыми из всех, проводившихся на Африканском континенте. Международные наблюдатели из стран Британского Содружества в это время следили за тем, чтобы родезийские Вооруженные силы были распущены, а вооруженных бандитов из ЗАНЛА, открыто угрожавших населению, старались не замечать. Излишне говорить, что ни одна террористическая группировка не была разоружена.

На время новых переговоров, предшествовавших выборам 1980 года, Родезия была "возвращена" под контроль Великобритании и формально управлялась с Даунинг-стрит. Над страной развевался не бело-зеленый флаг, а сине-красный "Юнион-Джек". Лондон был доволен - родезийцев "поставили на место", а страна на этот краткий период все-таки стала официально именоваться "колонией". Но 18 апреля 1980 года флаг Великобритании был спущен с флагштока на площади Родса, и вместо него в небо взвился новый флаг - бывшее знамя партии Мугабе с внесенными в его рисунок небольшими изменениями. Ян Смит, первый и последний премьер-министр Родезии, не счел для себя возможным присутствовать при том, как погибает страна, в которой он родился и за которую сражался.

Бывшая Родезия стала называться Республикой Зимбабве. Предпоследнее белое цивилизованное государство в Африке прекратило свое существование.

Горький урожай

Позже в своих мемуарах "Горький урожай" Ян Смит вспоминал, как, встретившись с Робертом Мугабе вскоре после победы последнего на выборах 1980 года, просил его об одном - сохранить страну. "Я сказал Мугабе: "Вы получили в руки житницу всей Южной Африки. Сохраните ее". Действительно, только в двух странах во всей субэкваториальной Африке уровень жизни негритянского населения ощутимо повышался из года в год. Этими странами были "расистские режимы" ЮАР и Родезии.

На словах Мугабе согласился со Смитом. Но на деле перед первым правителем Зимбабве стояла куда более насущная задача, чем сохранение богатств страны - борьба за власть.

Как обычно в Африке, линия раздора проходила по этническому принципу. Мугабе был машоном - представителем племени, составлявшим большинство населения Зимбабве. Во время войны против правительства Родезии Мугабе волей-неволей был вынужден вступить в альянс с другой силой, также боровшейся против власти белых - партии матабелов ЗАПУ и ее лидером Джошуа Нкомо.

В 1970-х годах Нкомо был куда более известным лидером национально-освободительного движения, чем Мугабе. По крайней мере, СССР именно его считал полномочным представителем угнетенного народа Зимбабве. Объяснялось это просто - Нкомо и ЗАПУ перешли на полное содержание Советского Союза, бойцы ЗИПРА, вооруженного крыла ЗАПУ, проходили подготовку в советских учебных центрах, а в Африку шли корабли с автоматами Калашникова, предназнавшимися исключительно для ЗИПРА. Партию Мугабе - ЗАНУ - принял под свое крыло маоистский Китай.

Но когда премьер-министром Зимбабве стал Мугабе, Джошуа Нкомо остался в проигрыше. Африка никогда не играла по европейским правилам, и слово "демократия" ей было чуждо. Люди здесь делились на победителей и побежденных, которым, как известно, - горе.

Поскольку Нкомо был ветераном чимуренги, за которым стояли вооруженные отряды его сторонников, Мугабе поначалу вынужден был с ним считаться. Нкомо получил второстепенный пост в новом правительстве, но от реальной власти и финансовых потоков оказался отстранен. Как только Нкомо попытался воспротивиться тому, что матабелам в новом государстве не досталось ни одной мало-мальски влиятельной должности, Мугабе решил разделаться с бывшим союзником.

Еще только придя к власти, Мугабе заключил соглашение с руководителем Северной Кореи Ким Ир Сеном о военном сотрудничестве. 150 отборных инструкторов подготовили личный спецназ Мугабе - 5-ю парашютную бригаду. Когда пришло время действовать, Мугабе обвинил Нкомо в заговоре с целью захвата власти, и тому пришлось срочно бежать из страны. Среди матабелов это известие вызвало волнения, на подавление которых бросили 5-ю бригаду. Операция получила лирическое название гукурахунди - "ранний дождь, смывающий мякину перед весенними ливнями". Бригада прошла по провинции Матабелелэнд, убив, по разным оценкам, от 50 до 100 тысяч мирных жителей.

ДЕМОНСТРАЦИИ ПРОТЕСТА. НАДПИСЬ НА ПЛАКАТЕ "МУГАБЕ ДУШИТ ЗИМБАБВЕ ГОЛОДОМ". Фото с сайта africancrisis.org

Впоследствии Мугабе помиловал Нкомо и даже разрешил ему вернуться в страну, но при одном условии - партия ЗАПУ должна была слиться с правящей ЗАНУ. Таким образом, Зимбабве превратилось в однопартийное государство. Мугабе твердо дал понять, что никаких вольностей вроде плюрализма и демократии от него ждать не стоит. О свободе слова, кстати, речь не шла давно - к журналистам в Зимбабве стали относиться с неодобрением еще с первых дней независимости, если, конечно, эти журналисты не представляли официальную прессу.

В 1987 году Мугабе изменил конституцию - он упразднил пост премьер-министра, а себя назначил президентом страны (хотя властных полномочий у него и до этого было в избытке). Параллельно в Зимбабве начал раскручиваться маховик репрессий против оппозиции и вообще всех, кто выражал недовольство стремительным ухудшением уровня жизни. Это касалось как простых крестьян, так и видных фигур - даже первый президент Зимбабве, Канаан Банана, был брошен в тюрьму по выдуманному обвинению в гомосексуализме.

Экономика Зимбабве постепенно стала сходить на нет. Инфляция росла, местная валюта стремительно обесценивалась, а число безработных - увеличивалось.

Виновниками экономических неурядиц, естественно, были названы белые поселенцы, якобы присвоившие себе все богатства страны. Под видом земельной реформы началась кампания "черного передела". Десятки белых фермеров были убиты на своих землях, многим пришлось бросить все и бежать. Особенную активность проявили так называемые "ветераны чимуренги", большинству которых не было еще и 20 лет. Тот факт, что ветеранами называли себя люди, родившиеся после 1980 года, никого не смущал.

Полмиллиона зимбабвийцев страдали от недоедания, а белые фермеры прекращали производство продуктов из-за захватов земли. В 1990-е годы 65 процентов всей сельхозпродукции и 78 процентов зерна производилось именно в товарных фермерских хозяйствах. В начале XXI века эти показатели резко упали. В результате непрерывных нападений белые жители Зимбабве начали уезжать за границу.

В итоге, Зимбабве из страны, когда-то кормившей половину Африки, превратилась во вторую Эфиопию, зависящую от иностранной продовольственной помощи. Фермы были заброшены, земли перестали обрабатываться. Нарезка крупных фермерских хозяйств на маленькие земельные участки, обрабатываемые примитивными орудиями труда, привела к быстрому истощению почвы и, как следствие, - к голоду.

Тем временем Мугабе планомерно уничтожал оппозицию, расправившись едва ли не со всеми своими соперниками. Конституция Зимбабве была переписана еще раз, чтобы разрешить Мугабе оставаться президентом фактически пожизненно.

Даже симпатизирующие Мугабе соседи вынуждены были обратить внимание на его самоуправство. Бывший президент Замбии Кеннет Каунда, в годы чимуренги оказывавший помощь боевикам ЗИПРА, посоветовал президенту Зимбабве "зарыть топор войны и заняться экономическими проблемами, а не воевать с призраками колониализма". В дополнение ко всему, Зимбабве подвергли бойкоту страны Британского содружества. Мугабе и его окружению запретили въезд в государства - члены ЕС.

21 февраля 2005 года президенту Зимбабве исполнился 81 год. Ровно 25 лет назад, в апреле 1980 года, бывший учитель по профессии и революционер по призванию Роберт Габриэль Мугабе возглавил страну. Мало кто ожидал, что он будет править так долго - он производил впечатление человека, которому знакомы демократические процедуры и который согласен им подчиняться. За прошедшие четверть века он повторил типичный путь всех африканских диктаторов - успел стать тираном с безграничными полномочиями и полностью разрушить страну, которую когда-то называли "африканской Швейцарией".

Цивилизованный мир, который привел Мугабе к власти в 1980 году, в 2005 году старается не замечать "проблему Зимбабве". Белые люди в дорогих костюмах не любят, когда им напоминают об ошибках. И, как обычно, судьбы простых зимбабвийцев - последнее, что волнует поборников демократии. А ведь Зимбабве - не Грузия и не Украина, "революций роз" в Африке не бывает. Только революции АК-47.

"Новый президент Зимбабве Эммерсон Мнангагва впервые вернул землю белому фермеру. Надел у Роберта Смарта отняли во времена правления предыдущего главы государства Роберте Мугабе, - пишет wolf-gray . - Десятки рабочих и местные жители встречали фермера аплодисментами и песнями.

Новый зимбабвийский лидер назвал земельную реформу неизбежной. Он пообещал компенсировать убытки фермерам, потерявшим угодья в результате реформ Мугабе. Таким образом, глава государства хочет привлечь в страну инвестиции.

Отмечается, что с министром земледелия страны собираются встретиться представители Фермерского союза, представляющего интересы белых фермеров. Гонения на них начались в конце 1990-х годов. В 2000-м правящая партия Зимбабве (Африканский национальный союз - Патриотический фронт) во главе с Мугабе начала проводить земельную реформу. В то время белое население составляло лишь один процент, однако владело большим количеством плодородных угодий. В результате почти все эти земельные хозяйства были отобраны.

В 2000 году в Зимбабве проживали 4,5 тысячи белых фермеров, после реформы их осталось всего несколько сотен. В середине ноября в Зимбабве произошел бескровный переворот, в результате которого пост главы государства достался Эммерсону Мнангагве. Мугабе правил страной с 1980 года".

"Последний (он же единственный) белый президент Родезии Ян Смит, несмотря на то, что считался ярым расистом, дожил свой век фермером – никто его не трогал, - пишет uborshizzza . - Жил на своей ферме. Часто общался с людьми, в том числе темнокожими африканцами. Написал мемуары. Охотно давал интервью, в которых критиковал Мугабе за коммунистические методы правления. Говорил, что прежде гордился Родезией, но не находит сил гордиться Зимбабве. Из-за ухудшения здоровья в 2005 году Смит переехал в ЮАР и поселился в доме престарелых южного пригорода Кейптауна. Скончался в возрасте 88 лет.

Вот отрывок из его мемуаров: "Очень часто, когда я шел к своему автомобилю, чтобы съездить на обеденный перерыв, ко мне на улице подходили люди, с просьбой дать автограф, либо просто сказать что-нибудь приветственное и одним из самых частых замечаний с их стороны было: "В этой стране черное население выглядит самым счастливым, чем где-либо". Верховный комиссар полиции показал мне статистику, согласно которой уровень преступности в стране pro rata к численности населения был самым низким в мире.

Как я уже упоминал ранее, после распада Федерации (Родезии и Ньясаленда) наши усилия привели к тому что в Родезии были созданы самые лучшие условия для местного черного населения в области образования, здравоохранения, жилья, отдыха и культурного развития чем где-либо во всей субэкваториальной Африке. И именно этому британцы стремились положить конец – не останавливаясь ни перед чем.

Вероятнее всего, наиболее сильным аргументом, свидетельствующим в пользу нашей независимости, является нынешняя история Африки – мы жили бок о бок с этими странами и воочию наблюдали результаты. Первой британской колонией, кому была дарована независимость, стала Гана – в 1957. Британцы немедля объявили, что славный пример свободной Ганы явит собой успех британской колониальной политики. Буквально в течение пары лет президент Нкрума установил в стране диктатуру одной партии, половина членов парламента были брошены в тюрьму, от лидеров оппозиции избавились, экономика развалилась, а президент завел себе за границей личный счёт, куда положил несколько миллионов фунтов. В 1966 его сместили с поста, и ему ещё повезло, что он успел бежать живым.

За этим последовала Нигерия, 1960. Нам было объявлено, что Нигерия – развитая страна, чьи связи с Британией и Европой насчитывают более чем 200 лет. В стране были сильны противоречия между различными этническими и религиозными группами, но предполагалось, что конституция, написанная англичанами, их устранит. В самом скором времени в стране разразилась ожесточённая гражданская война между мусульманским Севером и негритянским Югом. Коррупция во власти била все рекорды, и экономика моментально опустилась на дно. В то время как мы вели переговоры с Британией, в Родезию приходили известия о сотнях убийств, происходивших во время "свободных" выборов в Нигерии. Несмотря на это, приготовления к конференции премьер-министров стран Содружества в Лагосе шли полным ходом. На закрытии этой конференции Вильсон в цветистых оборотах расписывал успешное развитие независимой Нигерии, а также то, как процветают остальные независимые страны Содружества. Британия, заявил Вильсон, гордится тем, что она внесла весомый вклад в это процветание. Через несколько дней после окончания конференции, нигерийский диктатор Абубакар Тафава Балева и несколько его министров были зверски убиты.

Затем пришел черед независимости Бельгийского Конго, также в 1960. В стране немедленно вспыхнула гражданская война, количество насильственных смертей измерялось десятками тысяч, а белые поселенцы оказались в самом центре этого пожара, состоящего из хаоса, изнасилований и убийств. Беженцы тысячами прибывали в Родезию и наша страна немедленно протянула им руку помощи. Нет смысла упоминать о том, что описания зверств, которым подвергались эти несчастные, подтверждались врачами наших больниц и госпиталей – на родезийцев это произвело неизгладимое впечатление.

Независимость также пришла в Танзанию, Замбию, Уганду и Кению. Шаблон везде был одним и тем же: межплеменное насилие, резня, тюремное заключение для оппозиции, перевороты, потрясающая коррупция во власти, личные заграничные счета правящей верхушки и неиссякаемый поток белых беженцев у которых отобрали всё им принадлежащее. В независимой Замбии в октябре 1964, физическое уничтожение политических оппонентов шло полным ходом, коррупция достигла угрожающих масштабов, а президент Каунда объявил о создании в стране однопартийной системы. Однако Британия с радостью предоставила им независимость, в то время как Родезии, имевшей опыт сорокалетнего самоуправления, было категорически отказано. Ну и как после этого родезийцы должны были воспринимать столь неприкрытое лицемерие и откровенные двойные стандарты, особенно, если речь шла о собственном будущем и собственных жизнях?

Много раз я подчеркивал тот факт, что в тех случаях, когда британские решения африканских проблем проваливались – а это было всегда – англичане немедленно отворачивались от этого, предпочитая дистанцироваться от того безобразия, что они сотворили. При этом они отказываются признавать тот факт, что коль другие люди решили жить самостоятельно, то они, естественно пытаются избежать подобных ошибок, учитывая их в построении своего общества".

Активный отъем земли белыми колонистами у африканцев начался в 20-е годы XX века, а массовый характер принял в 1950-60-е годы. Настоящего апартеида в Родезии не было, но все же земля находилась преимущественно в руках белого меньшинства, белые занимали чиновничьи должности, были места, куда черных не пускали (рестораны, клуб, отели). Негры должны были нести некую рабочую повинность, заключавшуюся в том, что они работали на кого-то из белых фермеров за очень небольшую плату или даже бесплатно...

В 1953 году была организована Федерация Родезии и Ньясаленда, включавшая Южную Родезию, Северную Родезию и Ньясаленд (современная Малави), со статусом федеральной территории (уже не колонии, но ещё не доминиона). Однако через десять лет, в 1963 году Федерация развалилась, когда независимость получили Замбия и Малави. Белое правительство Южной Родезии также требовало независимости, однако Лондон отказывался её предоставить, прежде чем власть в стране будет полностью отдана чёрному большинству. В ответ 11 ноября 1965 года премьер-министр Южной Родезии Ян Смит провозгласил независимость, которая не была признана Великобританией. В 1970 году Смит провозгласил Родезию республикой, что также не получило международного признания.

Любопытно, что Яна Смита ненавидели все в мире – СССР, Европа, Китай, но больше всех Великобритания... В Родезии до 30-ти лет жила Дорис Лессинг, получившая Нобелевскую премию по литературе. Ее первый роман был о жизни в Родезии...

12 декабря 1979 года власть в Родезии-Зимбабве была временно передана британскому губернатору лорду Артуру Кристоферу Джону Соумсу, партизанские отряды должны были прекратить вооруженные действия. На всеобщих выборах 1980 года убедительную победу одержало радикальное крыло ЗАНУ - Африканского национального союза Зимбабве под руководством Роберта Мугабе.

Руководители Зимбабве стали искать в мировом учении такую идеологию, которая могла бы принести процветание нашему народу. Было решено взять идеи К. Маркса в интерпретации В. И. Ленина о равенстве всех людей на земле и свободе. Декларировали строительство общества, в котором было бы интегрировано все положительное из иностранного опыта. В экономике должны были действовать государственные предприятия, кооперативы и личные фермерские хозяйства. В наибольшей степени Зимбабве ориентировалось на КНР. СССР в свое время поддерживал другую группировку повстанцев - не Мугабе.

Первоочередной задачей нового правительства стало перераспределение земли. До 70% ее находилось в руках белых (В 1965 году в Родезии было 230 тыс.белых, сейчас осталось 100 тыс., что составляет 1% населения страны). Предполагалось, что эта реформа будет осуществляться постепенно при финансовой помощи Великобритании, чьей колонией до 1980 года была Зимбабве, называвшаяся тогда Южной Родезией. Планировалось выкупать землю у белых землевладельцев и перераспределять ее среди местного населения.

Какое-то количество земли в 1980-90 годы было перераспределено по этой схеме, но с точки зрения местных жителей, процесс шел очень медленно. Инициаторами быстрого перераспределения земли стали ветераны национально-освободительной борьбы. Они сами по факту захватывали эти земли без всякой санкции на это со стороны государства. Причем вплоть до конца 1990-х годов полиция такие захваты пресекала, зачастую возвращая землю белым фермерам...

Понимая, что поддержка его со стороны населения начинает падать, Мугабе в 2000 году провел референдум об изменении конституции, в который помимо пункта о расширении президентских полномочий, вносился и пункт о возможности безвозмездного изъятия земли у фермеров. Однако большинство (54,6%) принявших участие в голосовании граждан страны отвергло этот проект.Чтобы удержаться у власти Мугабе пошел на такой популистский шаг, как самовольные захваты ферм. В результате перераспределение земли в Зимбабве прошло очень беспорядочно, а многие белые фермеры были вынуждены покинуть страну или перейти в другие сферы экономики..."

Всего за последние годы в ЮАР было убито от двух до трех тысяч белых фермеров, а еще 30 тысяч человек бросили свою землю.

Когда под залог были выпущены два белых фермера, обвиняемых в убийстве 16-летнего Мосви Матломалы Мошу, в отдаленном северо-западном сельскохозяйственном районе ЮАР начались жестокие столкновения.

Фермерство в Южной Африке является одной из самых опасных профессий. В феврале прошлого года трое мужчин ворвались посреди ночи в дом Сью Ховарт (Sue Howarth) и ее мужа Роберта Линна (Robert Lynn), который находится в отдаленной усадьбе в городке Даллструм в 240 километрах к северо-востоку от Претории. Их разбудили, связали, нанесли несколько ножевых ранений, а потом долго пытали паяльной лампой. Затем нападавшие засунули в рот Ховарт полиэтиленовый пакет, а Роберту Линну надели такой же пакет на голову в попытке задушить эту семейную пару.

Задушить их не удалось, и тогда преступники вывезли своих жертв на дорогу. Они дважды выстрелили Ховарт в голову, а Линну один раз в шею. Это поразительно, но жертвы пережили пытку, и на следующее утро их обнаружил проезжавший мимо человек. Спустя два дня Ховарт скончалась в больнице от множественных переломов костей черепа и от ужасных ожогов груди. Линн пока так и не оправился от полученных ран.

Этот конкретный инцидент вызвал определенный международный резонанс из-за того, что Ховарт была гражданкой Британии. Однако такого рода убийства на южноафриканских фермах случаются довольно часто. Примерно через месяц после этого преступления на 64-летнюю женщину на ферме в Калбасфонтейне напали трое мужчин и начали ее пытать с помощью дрели. В обоих случаях жертвы были белые, а нападавшие — чернокожие.

Официальной статистики о таких нападениях на фермах нет, но 26 апреля исследовательский институт AfriForum в своем докладе подсчитал, что после отмены апартеида в 1994 году нападениям подверглось 11 781 человек. Как минимум 1 683 человека были подвергнуты пыткам и/или убиты. Некоторые правозащитные организации сообщают о том, что на самом деле статистика этой эпидемии убийств намного страшнее, так как известное своей коррумпированностью южноафриканское правительство сознательно скрывает информацию.

Тем не менее, существует общее мнение, что эта проблема становится все серьезнее. По данным Сельскохозяйственного союза Трансвааля, в результате 345 прошлогодних нападений погибли 70 человек, и это самый высокий показатель с 2008 года. Газета The Huffington Post отмечает, что в текущем году количество жертв может увеличиться до 80. Сталкиваясь с этой страшной угрозой, тысячи фермеров выставляют свои земли на продажу и прекращают заниматься сельским хозяйством, а во многих случаях уезжают из страны. Количество белых фермеров в Южной Африке уменьшилось с 60 тысяч в 1993 году до 30 тысяч в 2013-м. Но несмотря на то, что белые фермеры рекордными темпами оставляют свои сельскохозяйственные угодья, по данным полицейского расследования за 2003 год, две из трех жертв нападений на фермах были белыми.

Эрнст Ретц (Ernst Roets) из AfriForum утверждает, что ненавистнические высказывания высокопоставленных политиков подталкивают чернокожих преступников к целенаправленным нападениям на белых землевладельцев. В проведенном в марте 2017 года исследовании отмечается прямая связь между политической риторикой и убийствами на фермах. Президент ЮАР Джейкоб Зума и политик-марксист Джулиус Малема (Julius Malema) регулярно распевают воинственные гимны типа «Дай мне мой пулемет» и «Застрели бура», в которых прославляются убийства белых фермеров.

Во время празднования своего 75-летнего юбилея президент Зума рассказал 20 тысячам однопартийцев, что он готов приступить к насильственной конфискации земель у белых владельцев. «Они говорят, что мы нарушим закон, если начнем забирать земли. Но они первые нарушили закон, украв нашу землю, — заявил он. — Ни один нормальный человек не станет сидеть сложа руки, когда у него крадут его собственную землю».

Грозя насильственной конфискацией земель, часть которых семьи фермеров обрабатывают с начала 17-го века, Зума идет путем зимбабвийского диктатора Роберта Мугабе. Когда правительство Мугабе в 2000 году начало силовой захват принадлежавших белым земель без выплаты какой бы то ни было компенсации, из своих домов были выселены примерно четыре тысячи семей белых фермеров. Десятки человек были убиты. Такая мера обошлась Зимбабве примерно в 12 миллиардов долларов из-за потерь в сельскохозяйственном производстве, и по всей стране начался экономический крах.

В ЮАР было убито от двух до трех тысяч фермеров, а еще 30 тысяч человек бросили свою землю.

Пока в фермерских домах Южной Африки раздаются крики от страха и боли, в Зимбабве происходят парадоксальные и полные иронии события. Там Мугабе всячески уговаривает белых фермеров вернуться и снова заняться сельским хозяйством, которое имеет «стратегическое значение для экономики».

Если ЮАР будет национализировать фермерские земли, в том числе, посредством жестоких пыток пожилых женщин при помощи паяльных ламп и дрелей, это не решит ее экономические проблемы. Вместо этого надо учить людей, как обрабатывать землю, вести хозяйство, поднимать семью, и как ладить друг с другом. Это величайшее веление Господа — дать всем расам, национальностям и этническим группам такого рода обучение, даже если они не захотят слушать. Истинный мир и счастье наступят только в том случае, если люди будут следовать закону и заповедям Бога. Но человеческое сердце наполнено гордыней и не хочет признаться, что не знает пути к долговременному миру, счастью и стабильности. Пока человечество не усвоит этот урок на собственном горьком опыте, навязанные человеком решения типа насильственного перераспределения земли будут способствовать еще большей ненависти и насилию.